Usability testing что это
Usability testing что это
Что такое тестирование юзабилити и как его провести?
Аудио перевод статьи
Тестирование юзабилити — важнейший этап процесса дизайн-мышления.
UX-команды могут представить свои решения тем, чьи проблемы они пытаются решить. Какой волнительный, но интересный опыт!
Что такое тестирование юзабилити?
Юзабилити-тестирование (которое также называют “юзабилити-исследование”) — процесс тестирования интерфейсов и сценариев взаимодействия с реальными пользователями. UX-исследователь (модератор или фасилитатор) просит участника выполнить ряд задач (обычно в прототипе цифрового продукта), наблюдая за его поведением и действиями.
Модератор может попросить участника проговаривать вслух свои мысли и комментировать действия, чтобы UX-исследователи смогли понять, что человек чувствует и думает в ходе использования прототипа.
Зачем UX-команды проводят юзабилити-тесты?
Юзабилити-тестирование помогает UX-командам больше узнать о пользователях, а также получить от них ценную обратную связь и инсайты, в том числе:
Это итеративный процесс, состоящий из следующих этапов: тестирование, выявление проблем / получение дополнительной информации о пользователях, внесение правок, повторное тестирование.
Конечная цель — исправить и максимально улучшить прототип, прежде чем передавать его разработчикам.
Юзабилити-тестирование vs UX-тестирование
Зачастую возникает путаница и споры относительно соотношения UX-тестирования и юзабилити-тестирования. Эти понятия не следует использовать как синонимы, поскольку они охватывают разные области тестирования.
Хотя мы разделяем эти понятия, UX-исследователи тестируют юзабилити и UX (опыт пользователей) одновременно.
Например, один UX-исследователь может наблюдать, как участник выполняет задачу (юзабилити-тестирование), в то время как другой — изучать действия и поведение пользователя (тестирование UX).
Эти важные метрики всегда необходимо принимать во внимание в ходе тестирования продукта. Если пользователь сможет выполнить задачу, UX-дизайнер посчитает, что сделал все правильно. Но что, если человек чувствовал раздражение или разочарование в процессе ее выполнения? В этом случае он, скорее всего, выберет продукт конкурента с лучшим UX.
Виды юзабилити-тестирования
Существует 2 основных метода тестирования юзабилити:
UX-команды могут применять оба метода как для удаленного, так и для обычного тестирования юзабилити.
Модерируемые тесты
Во время модерируемого юзабилити-тестирования фасилитатор взаимодействует с участником — ставит перед ним задачи, наблюдает, задает вопросы. UX-команды могут проводить такие исследования в лаборатории или удаленно с помощью Zoom, Skype или специальных инструментов тестирования.
Преимущества модерируемого юзабилити-тестирования:
Благодаря этому UX-команды получают точную и содержательную обратную связь.
Недостатки модерируемого юзабилити-тестирования:
Немодерируемые тесты
Во время немодерируемого юзабилити-тестирования фасилитатор отсутствует, однако участник получает инструкции о том, какие задачи он должен выполнить. Участник может выполнять эти задачи в лаборатории, реальных условиях (в среде, где люди обычно используют продукт) или удаленно.
Преимущества немодерируемого юзабилити-тестирования:
Недостатки немодерируемого юзабилити-тестирования:
Методы юзабилити-тестирования
1. Сортировка карточек
Сортировка карточек — метод, который используется на раннем этапе юзабилити-исследования, чтобы протестировать иерархию элементов и создать информационную архитектуру сайта.
Модератор просит участников рассортировать карточки по темам или категориям — обычно в порядке важности или по релевантности.
2. Бумажные прототипы
Бумажное прототипирование — другой метод, который подойдет для ранней стадии исследований. С его помощью UX-команды оценивают пользовательские сценарии и информационную архитектуру.
Такие прототипы редко тестируют с участниками, поскольку любые юзабилити-тесты — это довольно дорого, а бумажные прототипы не позволяют получить от пользователей содержательную обратную связь.
Тем не менее, они помогают получить базовую информацию об ожиданиях пользователей относительно навигации по сайту.
3. Цифровые низкодетализированные прототипы
Цифровые низкодетализированные прототипы — серия вайрфреймов для тестирования пользовательских сценариев и простой навигации. Как и в случае с бумажными прототипами, они дают лишь ограниченную обратную связь об опыте взаимодействия.
4. Высокодетализированные прототипы
Тестирование высокодетализированных прототипов позволяет UX-командам получать точную, содержательную обратную связь. Для выполнения задач участники используют функциональную версию конечного продукта.
5. Отслеживание кликов
С помощью отслеживания кликов UX-дизайнеры получают информацию о том, на какие элементы прототипа нажимают пользователи. Таким образом, можно узнать, куда участники кликают чаще всего (или касаются, если речь о сенсорном экране мобильного устройства).
Проверяйте с помощью отслеживания кликов структуру ссылок или то, насколько легко пользователям идентифицировать кнопки и призывы к действию.
6. Отслеживание взгляда (ай-трекинг)
UX-исследователи используют специальные устройства для отслеживания взгляда, чтобы узнать, каким образом участники изучают интерфейс и какие элементы в первую очередь привлекают их внимание. Эта информация помогает UX-дизайнерам решить, как расположить элементы на экране, а также куда поместить CTA.
Как провести успешное юзабилити-тестирование: 6 простых шагов
Чтобы юзабилити-тестирование прошло успешно, необходимо разработать план и определить цели. Без них исследователи не будут знать, что тестировать и как оценивать результаты.
Мы разбили процесс проведения юзабилити-теста на 6 простых шагов:
Шаг 1 — Определите цели
Первый шаг — определить цели юзабилити-исследования. Они могут быть общими или конкретными, например:
Важно расставить приоритеты и определить, какие именно функции вы хотите протестировать, например, процесс оформления заказа в интернет-магазине или процесс регистрации нового пользователя на сайте.
Конечно, возникает соблазн использовать юзабилити-тест на максимум и получить как можно больше обратной связи, но в этом случае вы можете утомить пользователей, а результаты окажутся неточными.
Шаг 2 — Выберите подходящий метод тестирования
Когда вы знаете, что именно хотите протестировать, вы можете выбрать подходящий метод тестирования юзабилити.
В нашей бесплатной электронной книге “Руководство по тестированию юзабилити” мы описываем 30 разных методов тестирования, а также указываем, когда стоит выбрать тот или иной вариант.
Мы делим юзабилити-тесты на 4 группы:
Определившись с методами тестирования, вы можете сообщить о них команде, а также описать цели и тактику в плане исследования.
Шаг 3 — Сформулируйте задачи для пользователей
Все, что вы говорите и показываете участникам во время тестирования, в том числе ваши вопросы и формулировки, влияет на их ответы.
Задачи могут быть открытыми или закрытыми, а ваш тест должен включать правильную комбинацию тех и других:
Модераторы должны тщательно продумывать формулировки вопросов, чтобы не повлиять на поведение и мнение участников.
Представим, что вы хотите узнать, каким образом пользователь будет искать подарок для своей матери в интернет-магазине. Если вопрос сформулирован следующим образом: “Можете ли вы найти подарок ко дню матери в нашем магазине?”, это может подтолкнуть участника к использованию функции поиска.
Хотя в ином случае он, вероятно, просто просматривал бы товары, следуя своей интуиции. Такое задание больше напоминает инструкцию, чем простой вопрос. Лучше было бы спросить: “Как бы вы искали подарок ко Дню матери в нашем магазине?”.
Шаг 4 — Составьте план исследования
План юзабилити-исследования должен включать следующие 7 разделов:
Обратитесь к заинтересованным сторонам и попросите их об обратной связи и предложениях, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили.
Шаг 5 — Проведите тест
Вот несколько советов, которые помогут вам провести тестирование максимально эффективно:
Шаг 6 — Подготовьте отчет
Отчет — это эффективный способ подвести итоги юзабилити-тестирования, чтобы поделиться результатами с заинтересованными сторонами.
Вот несколько советов по составлению отчета:
Другие пункты, которые можно добавить в отчет:
Юзабилити-тестирование: как проводить и для чего оно нужно
Любой бизнес завязан на клиентах, и понимание своей аудитории всегда ведет к успеху. Ранее мы рассказывали про анализ трафика аудитории в Яндекс.Метрике и Google Analytics, сегодня же поговорим о другом инструменте изучения аудитории.
Юзабилити-тестирование — это способ оценки интерфейса сайта (или мобильного приложения, ПО) с позиции удобства и эффективности. Для этого приглашаются представители целевой аудитории (респонденты), с которыми очно и удаленно проводится тестирование интерфейса. Затем анализируется обратная связь и формируются выводы о проблемах в проекте.
Почему важно проводить юзабилити-тестирование
В целом юзабилити-тестирование показывает клиентам, что вам важно их мнение и оно может помочь в формировании лояльности к бренду.
Основные этапы юзабилити-тестирования
Чтобы понять, как применять метод, разберемся в основных этапах проведения юзабилити-тестирования.
1. Определение цели
В первую очередь нужно понять, для чего мы проводим тестирование и какую информацию хотим получить. Например, мы пытаемся выяснить, почему сайт приносит мало заказов, или необходимо понять, в какой обстановке клиенты используют приложение, либо же нужно получить обратную связь по новому разделу и т.д. В зависимости от задач подбираются соответствующие инструменты и способы оценки результатов.
При необходимости рекомендуем определить исходные метрики, например, показатель конверсии, количество звонков в месяц, время на сайте, в зависимости от поставленной цели.
2. Определение плана тестирования
На данном этапе конкретизируем нашу цель, например, мы хотим оценить процесс оформления заказа. Предварительно формируем сценарии, по которым, как нам кажется, оформляют заказ пользователи, чтобы на него ориентироваться.
Пример одного из сценариев:
Также стоит рассмотреть варианты, когда пользователь зашел не с Главной страницы, сначала авторизировался, оформил заказ через форму «заказ в 1 клик» и т.д.
Сценарии следует протестировать самостоятельно перед проведением исследования, чтобы пользователи не натыкались на очевидные ошибки, например, неработающую форму заказа или пустой раздел.
Далее, на основе сценариев, готовим задания для пользователей. Необходимо продумать формулировку задания, в каких случаях мы будем считать его выполненным и какие гипотезы мы будем проверять. Например:
Задание: выбор стиральной машины
Описание: вы собираетесь купить стиральную машинку. Подберите и положите в корзину похожий товар.
Критерии выполнения:
Дополнительные вопросы (которые можно задать после выполнения задания):
Следующие задания можно сконцентрировать на странице товара, странице корзины, форме заказа и т.д.
На этапе формирования сценариев и заданий для пользователей хорошо виден объем работ. Рекомендуем не перегружать пользователей и дробить задачи — например, тестирование десктопной версии отделить от тестирования мобильной версии или провести отдельно тестирование для юридических и физических лиц. Это поможет и вам не запутаться в результатах, и провести более качественную оценку интерфейса.
3. Выбор инструментов
Теперь определяемся с форматом тестирования. Существуют модерируемые и немодерируемые тестирования.
Модерируемое юзабилити-тестирование — данное тестирование проводит специалист (модератор): дает задания, следит за ходом проведения тестирования, задает уточняющие вопросы. Дополнительно можно пригласить независимого наблюдателя, который будет также фиксировать результаты.
Плюсы модерируемого юзабилити-тестирования:
Минусы модерируемого юзабилити-тестирования:
Дополнительно модерируемое тестирование можно разделить на очное (когда респондент и модератор находятся в одном помещении) и удаленное (модератор связывается с респондентом по видеосвязи). Более качественную обратную связь дает очное тестирование, но оно более дорогостоящее и времязатратное.
Немодерируемое юзабилити-тестирование — в данном случае вместо специалиста модератором выступает сервис, который в автоматическом режиме дает задания, собирает обратную связь и выдает статистическую информацию.
Специалисту необходимо лишь загрузить шаблоны задания и указать целевую аудиторию (часто такие сервисы сами подбирают целевую аудиторию, но можно привести и своих пользователей).
Какое тестирование лучше выбрать?
Если у вас новый сайт или прототип, то лучше всего начать с модерируемого тестирования. Модератор сможет дополнить недостающую информацию.
Если же у вас уже готовый сайт, то можно начать с немодерируемого тестирования, особенно если бюджет ограничен.
В идеале правильно сочетать модерируемое и немодерируемое тестирование, чтобы получить более полную информацию.
4. Выбор респондентов
Для начала рекомендуем изучить вашу целевую аудиторию и определить основные группы клиентов. Дополнительно рекомендуем проводить тестирование на новых пользователях (видят сайт в первый раз), чтобы в тестировании также участвовала «холодная» аудитория.
Количество респондентов зависит от вида тестирования и количества найденных групп клиентов. Рекомендуем начинать с 5 человек для каждой группы, например, опросить 5 новых посетителей сайта и 5 постоянных клиентов. Если результаты тестирования будут спорными, то вы всегда сможете привлечь дополнительных пользователей.
5. Проведение тестирования и анализ результатов
Перед проведением тестирования важно поговорить с пользователем, объяснить цель исследования и донести, что будут проверяться не его способности, а понятность и информативность интерфейса или прототипа. Обязательно попросите респондента комментировать свои действия. Это поможет вам лучше понять, что происходит в каждый момент выполнения заданий.
На что еще обратить внимание при проведении юзабилити-тестирования?
Старайтесь не задавать наводящих вопросов, не комментировать действия пользователей. Помните, вы сторонний наблюдатель, а не участник выполнения заданий.
Ведите видео- и/или аудиозапись, чтобы была возможность пересмотреть спорные моменты тестирования. И не забываем предварительно взять с респондента согласие.
Записывайте свои мысли, инсайты после проведения интервью или во время просмотра записей. Тестирование — долгий процесс, полезно будет периодически перечитывать свои записи. При респонденте лучше не отвлекаться на записи, так как чаще всего это смущает пользователя.
Для модерируемого тестирование проводите не более 3-х интервью в день. Чем больше интервью, тем больше вы устаете и можете пропустить важные детали.
Структурируйте результаты. Составьте три списка идей: те, что сработали, спорные моменты и то, что не работает. По тем моментам, что вызывают сомнения, отдельно стоит выписать идеи и предложения респондентов.
Не затягивайте интервью. Выделяйте час-полтора на каждого респондента, в целом 5-10 заданий будет достаточно.
6. Внедрение изменений после юзабилити-тестирования
Полученные ошибки и недочеты стоит разделить на три группы:
Серьезные ошибки, когда что-то не работает и это препятствует выполнению сценариев. Сюда же относятся фэйлы, которые приводят к потере больших средств (уходит большой процент клиентов).
Крупные недочеты, которые не всегда мешают взаимодействию с сайтом, но могут отталкивать пользователей — например, долгая загрузка формы.
Мелкие недостатки, которые могут раздражать, но не помешают пользователю выполнить целевые действия. Например, отсутствие сообщения подтверждения после отправки заявки или неряшливая верстка текста.
Конечно же, рекомендуем исправлять все найденные проблемы. Для экономии времени и средств начать стоит с серьезных ошибок, чтобы не терять клиентов.
После внедрения доработок стоит подождать несколько месяцев и повторно замерить метрики, которые определили на этапе формирования цели. Сравниваем результаты и делаем выводы. А затем можно снова начинать тестирование для поиска новых проблем.
Какое оборудование необходимо для проведения юзабилити-тестирования
Для модерируемого очного тестирования лучше выделить отдельное тихое помещение (лабораторию), чтобы посторонний шум не мешал общению, даже если тестирование проводится удаленно.
Минимальный комплект оборудования:
Из ПО понадобится программа для записи видео и аудио, а также приложение для съемки экрана респондента.
Для проведения немодерируемого тестирования рекомендуем такие сервисы, как UXCrowd и Fabuza (Фабрика юзабилити). В каждом из данных сервисов можно бесплатно провести пробное исследование.
Вот пример интерфейса от UXCrowd:
Идеальный сервис для первого тестирования с небольшим количеством респондентов. Много разных типов вопросов, которые можно добавлять в любую часть сценария. Все на русском языке. Есть возможность как набрать респондентов из базы сервиса, так и привлечь своих.
Скриншот из личного кабинета сервиса Fabuza:
Более функциональный сервис, где можно проводить различные виды тестирования (опросы, интервью, тесты баннеров и т.д.) и больше инструментов для анализа данных. Интерфейс также на русском языке. В качестве респондентов могут выступать как ваши клиента, так и люди, подобранные сервисом.
На самом деле сервисов намного больше (UsabilityHub, Loop11, Userlytics, Userfeel и др.), но будьте готовы встретиться с интерфейсом на английском языке.
Заключение
Проведение юзабилити-тестирования поможет вам увидеть, как на самом деле пользователи взаимодействуют с сайтом (прототипом), и позволят лучше понимать ваших клиентов. На основе полученной информации вы не только сможете доработать интерфейс, но и наверняка у вас появятся новые идеи по расширению и улучшению продукта.
Если вам нужна помощь в проведении тестирования сайта, то вы всегда можете обратиться к нам за помощью.
Что такое юзабилити-тестирование и как провести его правильно
UX-исследователи с помощью юзабилити-тестирования обнаруживают барьеры и выявляют точки роста в дизайне. Как именно? Давайте разбираться 👇
Специализируется на дизайне b2b-сервисов и проектировании пользовательских интерфейсов. Публикует материалы об UX и сервис-дизайне. Активно осваивает бренд-дизайн.
Авг 6 · 8 мин читать
Вы читаете перевод статьи Nielsen Norman Group «Usability Testing 101». Над переводом работали: Валерия Новожилова, Анастасия Свеженцева.
Фразу “юзабилити-тестирование” еще употребляют в качестве синонима фразы “пользовательское тестирование”.
Иногда возникают возражения по поводу использования фразы “пользовательское тестирование”, так как кажется, что исследователи тестируют пользователей. Но это в корне неверно: мы никогда не тестируем пользователей – только интерфейс. Этот термин о том, что тестирование проводится совместно с пользователями – это важный аспект эмпирических исследований.
Содержание:
Что такое юзабилити-тестирование
Юзабилити-тестирование – это популярная методология UX-исследований. Во время сессии юзабилити-тестирования исследователь (он же модератор или фасилитатор) просит участника выполнить несколько задач и достичь определенных целей с помощью интерфейса. Пока участник занят задачами, модератор наблюдает за поведением участника и делает заметки, в том числе и о том, что говорит участник тестирования.
В чем ценность юзабилити-тестирования
Юзабилити-тестирование помогает нам выявить барьеры, обнаружить точки роста и узнать больше о пользователях.
Цели юзабилити-тестирования зависят от конкретного исследования, но как правило они включают:
Что требуется для проведения юзабилити-тестирования
Юзабилити-тестирование бывают разные, но в основе каждого есть: модератор (фасилитатор), задачи и участник (пользователь).
Сессия юзабилити-тестирования включает в себя присутствие участника и фасилитатора, который дает участнику задачи и наблюдает за его поведением.
Модератор (фасилитатор)
Модератор поддерживает участника в процессе всего тестирования: выдает инструкции, отвечает на вопросы участника и задает дополнительные вопросы.
Модератор призван обеспечить высокое качество результатов тестирования, избегая прямого влияния на поведение участника.
При проведении удаленного немодерируемого тестирования (одна из форм удаленного юзабилити-тестирования) роль модератора берет на себя специальное приложения для организации таких тестирований.
Задания
Задания в юзабилити-тесте – это действия, которые участник может выполнять в реальной жизни. Они могут быть как очень конкретными, так и общими – все зависит от вопросов, поставленных для исследования и типом самого юзабилити-тестирования.
Примеры заданий из реальных юзабилити-тестирований:
Задания озвучивают устно (модератор просто зачитывает все задачи) или передают участнику в виде списка. Мы часто просим участников зачитать инструкции к заданиям вслух. Это помогает убедиться, что участник прочитал инструкции полностью, а еще помогает исследователям делать заметки, потому что они всегда будут знать, какую именно задачу сейчас выполняет пользователь.
Участник (пользователь)
Участником должен быть настоящий пользователь продукта/услуги. Это может означать, что пользователь уже использует продукт/услугу в реальной жизни. Или, как альтернатива – в некоторых случаях участником может быть человек из целевой группы с похожим опытом или такими же потребностям (даже если он еще не использует ваш продукт).
Во время сессии юзабилити-тестирования участников просят думать вслух (так называемой метод “мысли вслух”). Пока участник выполняет задания, модератор может попросить озвучивать мысли и действия: такой подход помогает понять поведение, цели, мысли и мотивацию участника.
На фото выше сессия юзабилити-тестирования. Участник сидит слева, а фасилитатор справа. У участника специальный ноутбук для тестирования, на котором запущена программа для записи экрана. У этого ноутбука есть также веб-камера, которая записывает выражения лица участника, а еще она соединена с внешним монитором для модератора. Модератор вникает в обратную связь, управляет потоком заданий и пишет заметки.
Типы юзабилити-тестирований
Качественное и количественное
Юзабилити-тестирование может быть качественным или количественным.
Число участников, необходимое для проведения юзабилити-тестирования зависит от типа исследования. Для типичного качественного юзабилити-исследования в одной группе пользователей (сегменте), мы рекомендуем ограничиться 5 участникам – такого количества будет вполне достаточно, чтобы обнаружить большинство основных проблем в продукте.
Удаленное и очное тестирование
Удаленное юзабилити-тестирование более популярно, чем очное, так как на него требуется меньше временных и финансовых затрат. Существует 2 типа удаленного юзабилити-тестирования: модерируемое и немодерируемое.
Платформа тестирования берет на себя роль модератора и администрирует задачами для участника. Исследователь проектирует исследование и загружает задания с инструкциями на платформу. После того, как данные тестирования будут записаны и собраны, исследователь приступает к изучению и анализу этих видеозаписей.
Стоимость юзабилити-тестирования
Небольшое юзабилити тестирование, “со скидкой”, вполне может быть недорогим, хотя обычно участникам все-таки нужно заплатить несколько сотен долларов, чтобы поощрять и мотивировать их.
Сессию тестирования можно провести в конференц-зале, а самое простое юзабилити исследование займет 3 дня вашего времени (при условии, что вы уже знаете, как его проводить и у вас уже есть участники):
С другой стороны, иногда все-таки нужны более дорогие исследования, когда требуется собирать специфическую аудиторию в нужном количестве. В таком случае, для самых сложных исследований затраты могут достигать несколько сотен тысяч долларов.
Вот что увеличивает стоимость исследований:
В продвинутых исследованиях окупаемость инвестиций (ROI) довольно высокая, но обычно не такая высокая, как при простых методах исследований.
Дополнительные ресурсы NNGroup
«Карта местности» по юзабилити исследованиям: от старта до методов комплексной прокачки пользовательского опыта.
Юзабилити
ТОП-ошибок юзабилити на сайтах и в приложениях
Поведенческий дизайн в digital
Методы исследований и прокачка пользовательского опыта
Вывод и рекомендации
© UxJournal | Максимально полезные статьи для дизайнеров