Как заставляют голосовать в армии
Особенности реализации избирательных прав военнослужащих в армии
Конституция Российской Федерации устанавливает, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Государством гарантируются равенство и свободная реализация избирательных прав для всех категорий своих граждан, в том числе — для имеющих статус военнослужащего. В действующем на 2021 год российском законодательстве закреплены отдельные особенности участия военнослужащих в выборах, обусловленные специфическим характером военной службы, но при этом их избирательные права не являются в какой-либо мере ущемленными.
Избирательные права военнослужащих согласно закону
Особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером их статуса и выполняемых задач при несении военной службы. Они состоят прежде всего в некоторых ограничениях на право их участия в общественно-политической деятельности.
Во-первых, военнослужащим прямо запрещено членство в политических партиях. Они могут, причем не находясь при исполнении обязанностей военной службы, состоять и участвовать в деятельности лишь тех общественных, в том числе религиозных, объединений, которые не преследуют политические цели.
В-третьих, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и не должно нарушать равенство прав политических партий. Для этой цели в штабах, управлениях, воинских частях оборудуются «уголки избирателя».
Согласно законодательству, военнослужащие имеют право быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они могут быть выдвинуты в качестве кандидатов на выборах как в порядке самовыдвижения, так и путем включения в список кандидатов любой политической партии, не являясь при этом членами данной политической партии. Заявление о согласии баллотироваться должно сопровождаться обязательством в случае избрания приостановить военную службу со дня избрания на весь срок полномочий или уволиться со службы.
Для участия в избирательной кампании военнослужащий, со дня регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования результатов выборов, должен быть освобожден соответствующим командиром (начальником) от выполнения должностных обязанностей на основании рапорта о предоставлении отпуска. На указанный период он не может быть уволен с военной службы, без согласия переведен к другому месту службы, а также направлен в командировку. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в срок службы.
В российском избирательном законодательстве установлено, что военнослужащие могут быть также назначены:
При этом допускается лишь какое-то одно из указанных выше видов назначений в текущей выборной кампании. Кроме того, в соответствии с пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
Отдельные особенности реализации избирательных прав военнослужащих касаются их участия в выборах, проводимых для различных уровней власти — федеральных, региональных, муниципальных. Если участие в общефедеральных выборах никаких особых нюансов не имеет, то выборы в органы местного самоуправления, а иногда и в органы власти субъектов РФ требуют от избирателей факта зарегистрированного постоянного проживания на конкретной территории.
Как голосуют военнослужащие по месту службы
Закон предусматривает образование избирательных участков в воинских частях — как правило, если они расположены в обособленных военных городках либо в удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения.
Особенности голосования избирателей-военнослужащих по месту прохождения ими службы касаются трех основных категорий:
Избирательный закон допускает сокращение времени голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях. Здесь участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше стандартно устанавливаемого для этого времени (то есть в 20.00 по времени местного часового пояса), если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности ни проголосовать досрочно, ни получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Голосование срочников
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и зачисленные приказом командира воинской части в штат, обладают право голосования (то есть активным избирательным правом) на выборах следующих уровней:
Иными словами, срочники в армии голосуют на общих условиях, за одним исключением: они не могут выбирать мэров и депутатов муниципального образования, если на этой территории они не проживали до призыва в армию. Номинально за ними сохраняется право принять участие в голосовании на выборах в органы местного самоуправления при проживании до призыва в тех муниципальных образованиях, которые являются близлежащими по расположению от места прохождения службы (и при этом относятся к территории другого муниципального образования по отношению к месту размещения воинской части).
При таком совпадении условий военнослужащий-срочник вправе проголосовать по военному билету на избирательном участке по своему прежнему месту жительства, находясь в увольнении за пределами воинской части в день выборов либо в период проведения досрочного голосования, если таковое предусмотрено региональным законодательством. На практике такая ситуация может сложиться достаточно редко, но все же она реальна.
Голосование контрактников
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, по закону включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации или соответствующей службой воинской части.
Как правило, голосование непосредственно в воинской части для этой категории военнослужащих допускается в следующих случаях:
Открепительное удостоверение для участия в голосовании по месту своего фактического пребывания военнослужащему требуется оформить по личному письменному заявлению, но не позднее, чем за три дня до даты выборов.
Обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих
В действующем российском избирательном законодательства установлено, что при организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, для обеспечения неразглашения сведений о дислокации и численности войск в составы участковой и соответствующей территориальной избирательных комиссий включают в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представителей воинской части.
Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей либо в обособленных военных городках, осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями. В данном случае может не применяться положение, согласно которому государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.
Военнослужащий рассказал, как в армии голосуют по указке, чтобы избежать наказания
Наказание за неподчинение – строгий выговор или лишение квартальной премии – до 75% от заработной платы. Об этом в интервью «Piter TV» заявил военнослужащий одной из воинских частей Черноморского военного флота России. Издание называет его Александром Егоровым, предупреждая, что имя и фамилия изменены.
По словам молодого человека, он проходил службу с 2005 года по сентябрь 2011, дважды голосовал – в 2007 – на выборах в Госдуму и в 2008 – на выборах президента России. Однако, сообщает Егоров, «ни о какой тайне голосования речи не шло, потому что в дальнейшем начальство всегда знало, кто за кого голосовал». Выборы проводились в учебном центре одной из воинских частей, куда собирается весь личный состав, при этом за каждой частью закреплены больше тысячи человек.
Как уверяет Егоров, солдатам говорили, кого следует поддержать.
«За несколько дней до выборов и в так называемый день тишины нас собирали и говорили, за кого должны голосовать военнослужащие вооруженных сил Российской Федерации, – рассказывает очевидец. – Мы четко понимали, о каком кандидате или о какой партии идет речь. Нам говорили, что только благодаря этой партии нам поднимают зарплату, у нас хорошая служба. По мнению вышестоящего начальства, мы все должны были быть благодарны этим людям».
Те, кто не следовал наставлениям, утверждает Егоров, «впоследствии наказывались» дисциплинарными методами.
«Никому это не нужно, мы все это осознавали, поэтому никогда не шли против воли начальства», – признается Егоров, поясняя, что выговор в личном деле испортит будущую военную карьеру контрактника, а таких в армии значительное количество.
всего: 2088 / сегодня: 1
Комментарии /5
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП «Хутор».
Армия России перестала подчиняться власти на выборах
Источник: военных попросят не голосовать
Российская армия перестала быть активом, поставляющим голоса избирателей «Единой России». Об этом свидетельствуют данные ЦИК РФ — в некоторых регионах на выборах 13 сентября партия власти получила менее трети голосов от военных. Источник URA.RU во властных структурах сообщает, что солдат и офицеров будут просить не приходить на выборы 2021 в Госдуму, чтобы снизить риски для ЕР, теряющей поддержку населения.
По данным УИК №1263 в Челябинской области, расположенном в военном городке, за ЕР на выборах депутатов заксобрания проголосовало лишь 38,03% избирателей (в среднем по региону — 42,46%). Недовольство армейцев стало заметно уже на голосовании за новый состав Госдумы в 2016 году, когда единороссов на этом же участке поддержали 64,63% человек. При этом годом ранее, на выборах в заксобрание, ЕР получила от военных 77,59%. Поддержка президента России Владимира Путина в 2018 году здесь была большой (75,5%), но за изменение Конституции на участке высказалось уже только около 51% избирателей
Похожая картина складывается в Магаданской области, где на выборах в облдуму-2020 на участке №8 (к нему приписана воинская часть 10372) партия власти набрала 34,77% (в среднем по региону — 58,32%). При голосовании за предыдущий состав регионального парламента ЕР (2015 год) здесь получила 44,56% голосов, на выборах в Госдуму-2016 — 37,43%. При этом действующего президента в 2018 году на участке поддержало 72,54% избирателей, обновление Конституции — 59,59%.
Голосование против «партии власти» было отмечено также в республике Коми, где на участке №80 (приписана в/ч 5143) за ЕР проголосовало 27,34% избирателей (28,61% в среднем по региону, в 2015 году — 52,49%, в 2016 году — 40,2%, а за президента Путина — 67,7%, за Конституцию — 66,36%). В Воронеже на УИК №910, к которому приписана военно-воздушная академия, результат «Единой России» составил 43,39% (61,52%, 67,8%, 52,24%, 79,92%, 61,78%). В Кургане, по данным УИК №862 (здесь в том числе голосует пограничный институт ФСБ), единороссов поддержали 37,14% (44,57%, 68,86%, данные о голосовании на участке в 2015—2018 годах в базе избиркома отсутствуют).
Источник URA.RU в военной среде отмечает, что в армии устали от постоянной мобилизации во время выборов. «Надоело, что их водят на избирательные участки строем. Кроме того, никто не забыл о непопулярной пенсионной реформе — у военных она рассчитывается по-другому, но пострадали их родственники», — заявил он.
По словам другого инсайдера в партийных кругах, такие результаты ставят под вопрос успех ЕР на федеральных выборах. По его словам, задача партии — получить 301 мандат из 450, поэтому будет важен каждый голос.
«Власти попросят военных не приходить на участки, учитывая рост протестных настроений в их среде — а это около миллиона служащих плюс семьи и гражданский персонал», — утверждает собеседник.
При этом в половине УИК, которые URA.RU удалось соотнести с конкретными войсковыми частями или военными вузами (в открытом доступе эта информация встречается редко), результаты единороссов на местных выборах-2020 оказались выше средних по региону. Так, на участке, к которому приписано Рязанское училище ВДВ, ЕР набрала более 95% голосов (в регионе — 47%). В Новосибирской области (38%), на участке, где голосуют курсанты военного института Росгвардии — свыше 89%. В той же Магаданской области УИК №80 отчиталась о результате в 63,25% — участок находится рядом с отделением пограничной службы. Высокие результаты единороссов отмечены также на «военных» избирательных участках в Костромской области и ЯНАО — 54,76% и 69,44% соответственно.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что такая поляризация поддержки партии власти объясняется тем, что военные голосуют не столько за партию, а сколько за (или против) своего командира. «Их волнует, выстроил ли дивизионный командир комфортный военный городок, доходят ли до военных все причитающиеся выплаты. Ведь младшие офицеры, вплоть до капитанов, по уровню жизни не слишком отличаются от солдат», — замечает эксперт.
С другой стороны, по мнению Журавлева, нельзя исключать и применения в воинских частях административного ресурса. «Но столь разные результаты могут свидетельствовать о том, что этот ресурс работает в обе стороны. Не любит командир „Единую Россию“, вот она и получает низкий процент», — предполагает политолог.
Ответственность за результаты ЕР частично несет Главное военно-политическое управление ВС РФ, возрожденное в 2018 году по аналогии с институтом политруков в советской армии. Но политический эксперт Сергей Маркелов отметил неэффективность работы современных политруков.
«Все решают командиры. Политруки — лишь инструмент, который может организовать солдат и привести их на выборы. Но талантливых агитаторов среди них сегодня нет, потому что это формальный институт», — заявил Маркелов.
Политолог уверен, что там, где результат «Единой России» был низким, политруки получат внушение от высшего командования. «Но „наверх“ командиры будут докладывать о внешних причинах того, почему нужный результат для власти не был достигнут — это круговая порука. Сам же институт политруков никуда не денется», — отмечает Маркелов.