Как затянуть шатуны на велосипеде
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Установка шатунов на велосипед: как правильно сделать
Правила и этапы установки шатунов на велосипед
Велосипед считается простым устройством, но он часто оснащается разным навесным оборудованием, предназначенным для повышения комфортности и безопасности катания. Самыми загруженными частями любого байка считаются шатуны. Они отличаются простой конструкцией, а также во время их установки не приходится уделять много времени регулировке. Их часто приходится демонтировать, если они ломаются, а также, если планируется замена на камеру. Поэтому велосипедист должен знать, как выполняется демонтаж и установка шатунов на велосипед.
Предназначение и виды шатунов
Они представлены специальными металлическими рычагами, причем на стержне располагаются головки маленького и большого размера. Основное предназначение шатунов заключается в передаче усилия с педалей на вал каретки.
Перед тем, как поставить шатуны на велосипед, нужно правильно выбрать данные изделия. Они представлены в нескольких разновидностях:
Поскольку на данное изделие воздействуют существенные нагрузки, то для их изготовления применяются наиболее прочные и надежные сплавы металла. В магазинах можно найти даже элементы из алюминия, но они недолговечны, поэтому обычно используются для соревнований или для установки на дорогостоящих моделях велосипеда.
Внимание! Для бюджетных великов применяется передний блок из звездочек, который соединяется с неразборным шатуном.
Если планируется покупка новых деталей, то учитывается тип каретки и длина остальных предметов. Для всех моделей применяются различные крепления, к которым относится квадрат или шлиц.
Когда приходится снимать?
Перед тем, как правильно поставить шатуны, их нужно правильно демонтировать. Процесс требуется в нескольких ситуациях:
Если детали сделаны из стали, то не возникает сложности с их демонтажем. Но проблемы нередко появляются, если имеются алюминиевые изделия. Дополнительно мастера часто сталкиваются с некачественными моделями, сделанными из неподходящих сплавов или обладающими нестандартными размерами. Такие конструкции быстро изнашиваются или ломаются при незначительных нагрузках. Поэтому их нужно правильно снять, чтобы поставить более качественные модели.
Процесс демонтажа
Для снятия шатуна можно воспользоваться несколькими технологиями. Наиболее часто велосипедисты предпочитают пользоваться съемником, который упрощает процедуру. Только после этого выполняется правильная установка шатунов. Но если отсутствует инструмент, то работа осуществляется руками, для чего нужно следовать инструкции.
С помощью съемника
Если у мастера имеется в наличии данный инструмент, то для снятия шатуна выполняются действия:
Выполнять процесс нужно аккуратно, поскольку если приложить существенное усилие, то можно сорвать резьбу или нарушить целостность съемника. Соединение желательно заранее обработать смазочными материалами. Только после демонтажа и обслуживания выполняется установка шатуна на коленвал.
Демонтаж без съемника
Если отсутствует возможность воспользоваться съемником, то придется выполнять все действия руками. Если поломка возникает во время поездки, то невозможно купить ключ. Поэтому велосипедисту придется воспользоваться своими уникальными навыками и подручными инструментами.
Внимание! Во время езды на место крепления часто попадает мусор, камешки или ветки, что приводит к прессованию и прилипанию деталей, поэтому требуется оперативный демонтаж шатуна.
Процесс работы делится на этапы:
Внимание! Самым лучшим решением для любого велосипедиста считается покупка съемника, который значительно упрощает процесс ремонта и обслуживания байка.
Этапы монтажа
После покупки новых изделий важно разобраться, как поставить шатуны. Для этого нужно только следовать правильной инструкции:
Каждый велосипедист может разобраться в том, как правильно поставить шатун на коленвал. Данная деталь является важнейшим элементом байка, поскольку на нее передается значительная нагрузка. Она обладает простым устройством, поэтому не возникает сложностей с ее самостоятельным демонтажем и установкой.
Заключение
Процесс снятия и монтажа шатуна на велосипед считается простым и быстрым. Рекомендуется для этих целей пользоваться съемником, но при необходимости работа выполняется своими руками. Демонтаж требуется по разным причинам, к которым относятся поломки или обслуживание.
Как снять шатуны с велосипеда без съемника – инструкция
Пожалуй, нет другой детали в конструкции велосипеда, которая испытывала бы столь большие нагрузки. Речь идет о шатунах. Сравнительно недавно производители для их изготовления начали использовать разнообразные современные сплавы, облегчающие конструкцию и увеличивающую ее прочность. Порой для снижения веса шатуны делают полыми. На бюджетных моделях чаще всего стоит неразборный блок, состоящий из шатунов и звездочек – не самый практичный вариант, поскольку при ремонте приходится менять полностью весь узел.
Сегодня мы расскажем о том, как снять шатуны с велосипеда, и когда возникает данная необходимость.
Для чего нужно снимать шатуны
Конструкция шатунов и их непосредственное назначение не подразумевает трепетного ухода и сложностей с обслуживанием. Необходимость в замене детали возникает чаще всего после механического повреждения обсуждаемого элемента. Снимают шатуны и тогда, когда нужно добраться до каретки или полностью разобрать узел для смазки и чистки.
После долгого катания под дождем или по лужам может появиться неприятный скрежет, который возникает при попадании песка на место соединения вала с шатуном. В этом случае придется разобрать узел, очистить его и смазать.
Важная информация! Нельзя просто взять и снять шатун. Для этого нужна ловкость фокусника или специальный инструмент.
Необходимый инструмент
Оптимальный вариант – использование специализированного инструментария, то есть съемника для шатуна. Он подходит не только для демонтажа обсуждаемой детали, но поможет снять каретку и даже педали при необходимости.
Шатун удерживается достаточно массивным болтом с размером головки 8 мм. Открутить болт не трудно – с этим может справиться даже ребенок. А вот дальше начинается самое интересное – шатун крепко сидит на валу с небольшим натяжением, имея конусообразную посадку. Разорвать эту крепкую связь непросто. Ситуация усугубляется еще больше, когда в место сопряжения попадает мусор и влага – в этом случае шатун прикипает к валу и разомкнуть этот тандем очень сложно.
Имея под рукой съемник, ситуацию можно решить, приложив определенные усилия. Что же делать, если под рукой съемника нет? На помощь придет обычный молоток, если работа предстоит со стандартным креплением типа Octalink или квадрат.
Пошаговая инструкция
Лучше придерживаться алгоритма, дабы не усугубить ситуацию:
Прикладывать слишком много усилий не стоит – резьбу можно повредить одним неверным движением. Если элементы прикипели друг к другу, лучше еще раз замочить их в специальных составах, чтобы облегчить процесс съема.
Демонтаж шатуна без съемника
Если специального инструмента под рукой не оказалось, используем народную мудрость и смекалку, чтобы решить проблему. Алгоритм действий следующий:
По идее, шатун должен легко сниматься после этого. Некоторые советуют нагреть место сопряжения с кареткой горячей водой.
Важно! Ни в коем случае не используйте горелки – вы повредите механизм.
Есть еще парочка способов, позволяющих демонтировать шатун без съемника:
Надо сказать, что инструмент этот в хозяйстве пригодится, и не один раз. Поэтому приобрести его все-таки стоит, если вы сами предпочитаете заниматься ремонтом своего железного коня.
Советы
Чтобы не прибегать к радикальным методам снятия шатуна, следует периодически смазывать места крепления велосипедной смазкой. Да и перед выполнением обсуждаемой задачи желательно обработать проблемную зону, дабы ослабить «хватку».
Заключение
Снять шатуны можно и без специального инструмента. На это, правда, уйдет больше сил и времени, да и такие методы чреваты появлением новых проблем. Поэтому, если уж решили делать ремонт самостоятельно – покупайте соответствующий инструмент либо отдавайте байк в мастерскую, где есть все, что нужно для гуманного съема шатунов.
Разновидности и установка шатунов на велосипед
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2442
Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.
Шатуны велосипедные: общие сведения
Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.
Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.
По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.
Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:
Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:
Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.
На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.
Тип шатунов по способу установки и демонтажа:
Крепление к валу каретки бывает:
Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.
На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.
Демонтаж и установка шатунов
Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:
Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.
Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.
2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.
3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.
4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.
5.Шатун выдавится с вала.
6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.
7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.
8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.
9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.
Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.
Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.
Несколько кустарных методов:
Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.
Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Замена шатуна на велосипеде: как устранить неполадку
Велосипедный шатун — это рычаг, передающий усилие с педали велосипеда на вал каретки для осуществления вращения заднего колеса. Детали редко теряют работоспособность, только разнашиваются посадочные места или изгибаются, переламываются в случае аварии. Чтобы устранить неисправность, заменить запчасть, лучше обратится к специалистам в мастерскую. Хотя не сложные работы по техническому обслуживанию, такие как замена шатуна, можно выполнить самостоятельно.
Причины замены шатуна
Шатуны — это одна из деталей велосипеда, которые подвергаются постоянным сильным нагрузкам. Они простой конструкции, не требующие особой регулировки, поэтому сложностей с заменой не возникает. При необходимости и наличии нужных инструментов это не сложно выполнить даже в домашней мастерской.
В процессе эксплуатации велосипеда могут возникнуть причины, когда требуется замена пальцев шатунов или всей детали:
Чтобы не повредить детали в процессе ремонтных работ, понадобится специальный съемник (пресс). В случае его отсутствия, достаточно стандартных инструментов: шестигранники 8 и 10, накидной ключ 4, молоток.
Важно: Съемник используют для демонтажа не только шатуна, но и других узлов (каретки, педалей), поэтому профессиональные мастера рекомендуют велосипедистам включить его в собственный набор инструментов.
Типы шатунов
Производители выпускают стандартные велошатуны трех видов, различающихся своими преимуществами, например, надежностью, простотой в обслуживании или ценой:
Виды крепления
Способ замены педального рычага и сложность работы зависят от вида крепления на валу каретки:
Место крепления защищают от пыли, грязи и воды с помощью пыльника — это металлическая, пластиковая или резиновая заглушка.
Замена шатуна велосипеда с помощью съемника
Пошаговая инструкция:
Важно: Закручивать детали следует максимально крепко, иначе шатун при движении будет люфтить. В тоже время, не стоит прикладывать слишком много усилий, чтобы не испортить резьбу.
Снятие шатунов без съемника
Заменить шатуны можно, даже не имея специальных инструментов. Но на это уйдет больше сил и времени, а положительный результат не гарантирован. Можно подпилить втулку рычага болгаркой, затем с помощью пробоя и молотка удалить деталь.
Или поступить следующим образом:
Важно: Можно нагреть место сопряжения с кареткой горячей водой или феном, но ни в коем случае не использовать горелку – этим повредите механизм, особенно если он из пластика.
Выбор
При покупке шатуна следует обратить внимание на технические характеристики и назначение велосипеда:
Такую не сложную задачу, как замена шатуна на велосипеде можно решить самостоятельно, имея инструменты. Но для устранения серьезных неисправностей и замены узлов лучше обращаться в профессиональную мастерскую.
Как самостоятельно открутить шатуны велосипеда?
Немного о стандартах
На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:
На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.
Снимаем шатун без съёмника
Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.
На первый взгляд конструкция педали выглядит простой, но чтоб ее демонтировать нужно обладать определенными знаниями и набором инструментов.
В зависимости от платформы педали делятся на две группы: контактные, в которых предполагается наличие особого крепления для велосипедной обуви, и стандартные модели.
Снятие простых устройств не требует особых усилий, а контактные механизмы, обладающие более сложными фиксаторами, не так легко демонтировать.
Снятие каретки: делаем правильно!
Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.
Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:
Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!
С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.
Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.
Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.
Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.
И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.
Как снять кассету звездочек БЕЗ съемника?
Третий вариант пришел сам собой, когда я подробно изучил устройство фиксатора Нам опять понадобится старая цепь, палка, 4 самореза и отвертка. Гвозди лучше не использовать — их выдирает из палки на “ура”.
Собираем все вместе, как на фотографии профессионального съемника кассеты Shimano.
Ставим каретку на место
На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.
К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:
Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.
Вводное слово
Каретка на велосипеде является подшипниковым узлом, на который возложена обязанность соединять шатуны и раму. Кроме этого, каретки обеспечивают крутящий момент на шатунах
Сами теперь понимаете, насколько важной является эта деталь в велосипеде и какую важную роль она выполняет
Для каретки в конструкции велосипеда предусмотрен специальный кареточный стакан. Его можно найти между нижней трубой в зоне пересечения велосипедных перьев, которые располагаются снизу. Именно особенность расположения этого элемента влияет на его недолговечность. Виной становится пыль, грязь и вода, которые попадают на каретку, засоряют её, вызывают образование люфта и посторонних звуков при езде. Если своевременно не разобрать, снять, отремонтировать или заменить этот элемент, то можно в процессе езды ощутить снижение плавности работы велосипеда, уменьшение точности и даже столкнуться с заклиниванием. Ни один велосипедист не захочет ездить с таким дискомфортом, поэтому давайте устранять причину.
Конструкция изделия
Необходимо знать, как снимать педали с велосипеда для ремонта, профилактической чистки. Части деталей разного вида идентичны. Различают стандартные и контактные педали. Последние отличаются особым креплением для лучшего сцепления со специальной обувью. Стандартные изделия состоят из следующих элементов:
Также детали нередко дополняют контргайками, колпачками, чашками, накладками, светоотражателями. Чем сложнее конструкция, тем труднее разобрать педали велосипеда. Ремонт может осложниться дополнительными элементами, туго закрученной фурнитурой. К отдельной категории относят контактные педали и обувь, которую называют велотуфлями. Изделия трудно поддаются ремонту, так как имеют другую схему монтажа.
Существуют комбинированные детали. Так, с одной стороны располагают пластину контактного типа, а с другой – стандартную. Но ремонт проводят так же, как и для контактной педали. Снятие изделий может потребоваться в следующих случаях:
Откручивать руками их не стоит, для этого используют инструменты. Вне зависимости от причины снятия, процесс проводят по инструкции. Для работы с обычными педалями достаточно ознакомиться с рекомендациями специалистов. Контактные изделия требуют опыта и сноровки.
Снятие каретки с велосипеда и ее обслуживание
В нашей статье, мы рассмотрим обслуживание кареток открытого типа Shimano. Каретка может быть с насыпными подшипниками, поэтому при снятии будьте бдительны, так как шарики могут рассыпаться в разные стороны, а также в виде неразборного картриджа.
Для того, чтоб снять шатуны с оси каретки, нам понадобится выжимка шатуна. Выжимка состоит из двух составляющих: правая сторона предназначена для выжимки шатуна с оси каретки, а левая – для съема фиксирующего болта шатунов.
После снятия фиксирующих болтов, с помощью выжимки шатунов, закручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора, но здесь нужно производить закручивание поступательно и без особых усилий, чтоб не сорвать резьбу. Снимаем шатун с оси каретки и протираем посадочные места. После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano.
Если же у Вас другой тип каретки, то Вам понадобятся другие съемники каретки. Кроме съемника для shiamno, есть еще съемник для интегрированных чашек кареток и подходит для HOLLOWTECH II, GXP, Howitzer. Еще один съемник для кареток стандарта ISIS с 8-ми шлицевыми креплением съемника и подходит для производителей Shimano, Truvativ и SRAM. Все виды съемников могут быть еще укомплектованы рукоятками, и Вам не понадобится разводной ключ.
Откручивая каретку, необходимо помнить, что снятие каретки необходимо производить с левой стороны, т. е. с той стороны, где нет звезд на шатуне. Берем съемник, вставляем его в шлицы каретки с левой стороны и разводным ключом крутим против часовой стрелки
Очень важно избегать всяческих перекосов съемника при откручивании чашек каретки, чтоб не повредить саму чашку и съемник
Крутить нужно до тех пор, пока чашка каретки не открутится. После этого, аналогичные действия выполняем с правой стороны, только здесь нужно учесть тот факт, что крутить нужно по часовой стрелке. После произведенных действий, каретка велосипеда будет снята. При замене каретки, старую каретку можно выбросить, а новую поставить. При обслуживании каретки подшипники можно просто заменить на новые.
После того, как каретка была снята, необходимо проверить кареточный стакан на предмет грязи, песка и прочего, которые могли туда попасть, как через каретку, так и подседельную трубу велосипеда.
Для обслуживания каретки разборного типа, берем чашки каретки и проверяем состояние подшипников. Тщательно протираем чистой тряпкой сами подшипники и посадочные места от старой смазки и того, что от нее осталось. Резьбу каретки можно промыть, использовать при этом можно керосин, бензин либо WD-40. Протираем насухо тряпкой. После этого берем любую густую смазку и небольшим количеством смазываем посадочные места и поставив подшипники еще немного добавляем смазку. Однако, каретки разборного типа являются недолговечными и требует частого обслуживания и регулировки подшипников.
Если же каретка неразборная (картриджного типа) и у Вас возникли с ней какие-то проблемы, то лучше заменить ее на новую. Для покупки новой каретки, Вам необходимо знать длину вала, ширину (68 или 73 мм) и тип соединения с шатунами.
Если у Вас интегрированная каретка, то поменять промподшипники можно путем замены промов. Для проверки состояния промподшипников, снимаем пыльник и видим старые подшипники. Снять их можно специальным съемником для внутренних подшипников или же выбыть молотком и стамеской (не рекомендуется). Чистим и смазываем посадочное место, после чего ставим новые промподшипники.
Перед установкой каретки необходимо протереть и смазать все резьбовые соединения.
Пошаговое руководство по съёму шатунов с велосипеда
Чтобы снять шатун с личного велосипеда, необходимо соблюдать приведённую последовательность.
За неимением съёмника шатунов допускается прибегнуть к отвинчиванию болтов, стягивающих шатун с кареткой. Без деталей можно проехать некоторые сотни метров. Столь короткое путешествие способствует лёгкому съёму шатуна. Остаётся лишь постучать по нему деревянным бруском или палкой. Иногда используют другой метод: соединительную часть шатуна с кареткой несколько нагревают. Использовать горелки запрещено, поскольку повредится шатун. Нагревание производится заливанием горячей воды.
Если возникает надобность в съёме педалей, сначала откручивают именно их, а затем шатун.
В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?
Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.
Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.
В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.
Зачем снимать шатуны с велосипеда
Иногда требуется снять шатуны велосипеда для того, чтобы получить доступ к обслуживанию каретки или прочистить грязь.
Сами шатуны могут ломаться. На первый взгляд это кажется невероятным развитием событий, но шатуны подвержены изгибам, повреждению шлица, шатуны могут ломаться в любой из точек или, что является наиболее частым недугом, получают повреждение резьбы для крепления педали.
Резьба в шатуне для педали – это отдельная печальная тема. Часто пользователь перетягивает эту резьбу или наоборот не всегда контролирует затяжку и подтягивает разболтавшееся крепление. Это приводит к повреждению резьбы. Можно было бы нарезать резьбу большего диаметра, но тогда в образовавшееся отверстие не встанут стандартные педали. Помимо этого, резьба может повредиться из-за того, что ремонтник начал вкручивать педаль под небольшим углом и срезал грани резьбы, или лучше сказать – самостоятельно угробил резьбу. Во всех этих случаях шатуны потребуется демонтировать и/ или заменить на новые. Можно попытаться отремонтировать шатуны.
Шатуны с велосипеда потребуется снять и в случае, если нужно поменять звезды (или одну из звезд). Ведь на современных шатунах звезда крепится не при помощи сварочного аппарата или расклёпа, а при помощи так называемых бонок. Звезда – это расходный материал, который выходит из строя и снашивается гораздо быстрее, чем сами шатуны.
Больше всего проблем возникает с алюминиевыми шатунами. Если качество их изготовления низкое, то они активно ломаются и снимаются с большим трудом. Всё дело в некачественном алюминии, используемом на дешевых изделиях.
Как обойтись без съемника
Однако если потребность починить велосипед возникла внезапно, например, в результате поломки кривошипа, а взять инструмент чтобы снять деталь негде, демонтировать кривошипы без специальных съемников поможет проверенный способ:
Существуют и более простые способы:
Однако нужно принимать во внимание, что данные способы не всегда сработают при прикипевших друг к другу деталях. При спаявшихся друг с другом деталях опытные велолюбители рекомендуют разбирать велосипед с использованием при разборке болгарки или обычной дрели и с их помощью делать надпил на велосипедной втулке. Молоток, кувалда или другой инструмент помогут окончательно снять шатуны
Данный способ следует использовать только в том случае, если все прочие способы были безуспешными
Молоток, кувалда или другой инструмент помогут окончательно снять шатуны. Данный способ следует использовать только в том случае, если все прочие способы были безуспешными
При проведении манипуляций с велобайком необходимо соблюдать особую осторожность, так как одно неловкое движение в попытке демонтировать поврежденную деталь может окончательно испортить транспортное средство
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.
На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.
Тип шатунов по способу установки и демонтажа:
Крепление к валу каретки бывает:
Шлицевое крепление не откручивается обычным съемником
Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.
На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.
Как снять каретку без съемника?
Хотелось бы мне написать ответ на этот вопрос, что «никак», но на самом деле есть несколько варварских способов, которые не гарантируют результата и могут повредить ваш велосипед. Если вы готовы рискнуть и не хотите покупать специальный ключ, то приступим:
1. Большой разводной ключ. Берем разводной ключ и сильно обхватываем чашку каретки. Крутим в сторону кручения педалей и надеемся, что ключ удержит чашку и вы ее открутите.
2. Зубило (отвертка) и молоток. Упираемся зубилом в шлицы каретки и бьем как следует пока чашка не сдвинется с места.
Шатуны велосипеда – это одна из самых важных деталей велосипеда, которая необходима для движения не меньше, чем карданный вал необходим автомобилю.
Шатуны изготавливают разных типов (стальные шатуны, алюминиевые шатуны, полые шатуны и т.п.) и существуют различные способы посадки шатунов на каретке – это и шатуны под шлиц, и шатуны под квадрат, и более современный вариант с накидным шатуном, и стандартное крепление со шпонкой (как делалось раньше на советских велосипедах. Сейчас этот стандарт практический полностью вытеснен более современными типами).