Как збандуто понимает значение слова индивидуальность

Образ «чудака» и его трансформация в творчестве В. Железникова. АНАЛИЗ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Герои-чудики, представляя собой новый художественный тип, создают особую атмосферу – атмосферу думания, того мучительного праздника, когда душа переполняется тревогой, чует нестихающую боль, ищет ответа, но тревогой она выведена из спячки, болит оттого, что живо чувствует всё вокруг, а в поисках ответа напрягается, внутренне ликует силой, сосредоточенностью воли, яркой жаждой объять необъятное (18; с. 79).

Именно такая атмосфера предстаёт перед нами в произведениях В. Железникова «Чучело» и «Чучело-2». Герои и сюжетные линии двух этих произведений постоянно пересекаются, поэтому вернее будет произвести их анализ в сопоставлении.

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Зои.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы (4; с. 27).

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания,она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Ярчайшим примером «чудачества» становится герой произведения В. Железникова «Чудак из 6 Б» Борис Збандуто. Эта «головная вещь» в его творчестве была написана меньше чем за неделю, как только писатель нашёл своего героя с его способностью «ко всем очень хорошо относиться». Во многом наивный, чрезмерно открытый миру, Борис подкупал добротой и бескорыстием, граничащими с самоотверженностью: он легко может пожертвовать собственными интересами ради другого; его способность сопереживать не имеет границ и подтверждается всем строем мыслей и действий героя.

Мнения взрослых о Борисе разделились. Большая часть из них видит в Боре плохое. Так папа называет сына балбесом за то, что он значение слова “индивидуальность” понимает шиворот-навыворот, огорчается, когда Борис не выполняет его поручения и тратит все деньги для подарка маме. Мама расстраивается: ее сын плохо учится и вообще все делает не так. Директор школы возмущается: ”Где вы нашли такого шалопая?” ( У Бориса в этот момент было 5 двоек.).

Но для тети Оли Борис не так безнадежен. Она просто считает его неисправимым хвастуном. А вот соседка Полина Харионтьевна, которой Борис помог в трудную минуту, называет его “замечательным мальчиком”. Итак, в начале повести, со слов взрослых, Боря балбес, шалопай, “валяет дурака”, неисправимый хвастун, замечательный мальчик.

Жизнь Бори изменили первоклашки. Он стал не просто балбесничать, а оказался занятым серьезным делом. Надо было научить детишек хорошему, а это значит, что ты сам должен быть таким. Боря стал счастливым человеком, он увидел плоды своего труда.

Позднее Железников продолжил понравившуюся историю. Так появился обновлённый вариант повести – «Жизнь и приключения чудака», отличный от первого и объёмом, и своеобразным «взрослением героя». «Новый» Борис утратил свою заразительную непосредственность и бесхитростность, стал скрытнее и защищённее, несмотря на то, что доброта в нём осталась сущностным качеством его личности. Но мир героя стал жёстче, грубее, окружающие – агрессивнее и беспощаднее, адаптируясь внешне к этому миру, Борис невольно изменился, его «чудачество» стало менее явным.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

Источник

Образ «чудака» и его трансформация в творчестве В. Железникова. АНАЛИЗ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Герои-чудики, представляя собой новый художественный тип, создают особую атмосферу – атмосферу думания, того мучительного праздника, когда душа переполняется тревогой, чует нестихающую боль, ищет ответа, но тревогой она выведена из спячки, болит оттого, что живо чувствует всё вокруг, а в поисках ответа напрягается, внутренне ликует силой, сосредоточенностью воли, яркой жаждой объять необъятное (18; с. 79).

Именно такая атмосфера предстаёт перед нами в произведениях В. Железникова «Чучело» и «Чучело-2». Герои и сюжетные линии двух этих произведений постоянно пересекаются, поэтому вернее будет произвести их анализ в сопоставлении.

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Зои.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы (4; с. 27).

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания,она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Ярчайшим примером «чудачества» становится герой произведения В. Железникова «Чудак из 6 Б» Борис Збандуто. Эта «головная вещь» в его творчестве была написана меньше чем за неделю, как только писатель нашёл своего героя с его способностью «ко всем очень хорошо относиться». Во многом наивный, чрезмерно открытый миру, Борис подкупал добротой и бескорыстием, граничащими с самоотверженностью: он легко может пожертвовать собственными интересами ради другого; его способность сопереживать не имеет границ и подтверждается всем строем мыслей и действий героя.

Мнения взрослых о Борисе разделились. Большая часть из них видит в Боре плохое. Так папа называет сына балбесом за то, что он значение слова “индивидуальность” понимает шиворот-навыворот, огорчается, когда Борис не выполняет его поручения и тратит все деньги для подарка маме. Мама расстраивается: ее сын плохо учится и вообще все делает не так. Директор школы возмущается: ”Где вы нашли такого шалопая?” ( У Бориса в этот момент было 5 двоек.).

Но для тети Оли Борис не так безнадежен. Она просто считает его неисправимым хвастуном. А вот соседка Полина Харионтьевна, которой Борис помог в трудную минуту, называет его “замечательным мальчиком”. Итак, в начале повести, со слов взрослых, Боря балбес, шалопай, “валяет дурака”, неисправимый хвастун, замечательный мальчик.

Жизнь Бори изменили первоклашки. Он стал не просто балбесничать, а оказался занятым серьезным делом. Надо было научить детишек хорошему, а это значит, что ты сам должен быть таким. Боря стал счастливым человеком, он увидел плоды своего труда.

Позднее Железников продолжил понравившуюся историю. Так появился обновлённый вариант повести – «Жизнь и приключения чудака», отличный от первого и объёмом, и своеобразным «взрослением героя». «Новый» Борис утратил свою заразительную непосредственность и бесхитростность, стал скрытнее и защищённее, несмотря на то, что доброта в нём осталась сущностным качеством его личности. Но мир героя стал жёстче, грубее, окружающие – агрессивнее и беспощаднее, адаптируясь внешне к этому миру, Борис невольно изменился, его «чудачество» стало менее явным.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

Источник

Урок по родной (русской) литературе на тему «Нравственная проблематика рассказа Железникова В.К. «Чудак из 6-Б»

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной (русской) литературе на тему «Нравственная проблематика рассказа Железникова В.К. «Чудак из 6-Б»»

Название предмета – Родная (русская) литература

Учитель – Митракова Елена Васильевна

Тип урока – Урок обобщения и систематизации новых знаний

проанализировать поведение главного героя;

развивать умение давать характеристику литературным персонажам;

воспитывать нравственные качества ( доброта, чувство ответственности за свои поступки).

Учитель. Мы прочитали повесть В.Железникова. Поделитесь своими впечатлениями о ней.

(Дети говорят, что повесть понравилась, они часто смеялись над мыслями и поступками героя, главный герой – добрый, с таким хотелось бы дружить и т.д.)

– Автор создал повесть за 5 дней, первоначально она имела название «Чудак из 6-го «Б”». Продолжая работать над повестью, автор изменил ее название.

– Найдите ключевое слово в названии повести. (Чудак.).

– Дайте его толкование. (По словарю С.И. Ожегова: чудак – странный, чудной человек.)

– Кого же в повести называют чудаком? (Главного героя Бориса Збандуто.)

– Кто дал такую характеристику нашему герою? (Старшая вожатая Нина.)

Читаю отрывок: “Ты всегда был чудаком. Это хорошо. Когда ты станешь управляемым, тебе цены не будет”.

– Почему быть чудаком – хорошо? (Дети: хорошо, когда просто не похож на других, тебя все знают, с таким человеком интересно, чудак – это всегда добрый человек, никому не сделает зла и т.д.)

– Итак, сейчас мы вслед за автором наблюдаем за жизнью и приключениями чудака Бориса Збандуто. Сформулируйте задачи нашего наблюдения.

(Учитель записывает задачи урока на доске.)

Определить, в чем заключается чудачество героя;

Выяснить, как относятся к чудаку другие герои;

Сформировать личное отношение к герою.

Герои – Натся Монахова

– А теперь мы поработаем в группах. Каждая группа получает задание и работает с текстом. На вопросы может отвечать представитель группы, несколько человек, вся группа.

Задание: Каким видят Бориса Збандуто взрослые?

(Тетя Оля, папа, мама, директор школы, Полина Харионтьевна Веселова).

Показать знание текста.

Задание: Что Борис думает о себе? На основании текста.

Задание: Как складываются отношения у Бориса и Насти? Какие черты характера Бориса раскрываются в их отношениях?

Задание: Что Вам показалось странным во взаимоотношениях Бориса и его друга Сашки?

Задание: Какие чудные приключения Бориса с первоклашками Вам особенно запомнились? Почему?

Задание: Что и как изменило жизнь Бориса в конце повести?

Группы работают 15–20 минут, затем продолжаем беседу в классе.

– Уже в начале повести наш герой – сложившийся характер. Какой же он, с точки зрения взрослых?

Ответы 1-й группы. Мнения взрослых о Борисе разделились. Большая часть из них видит в Боре плохое. Так папа называет сына балбесом за то, что он значение слова “индивидуальность” понимает шиворот-навыворот, огорчается, когда Борис не выполняет его поручения и тратит все деньги для подарка маме. Мама расстраивается: ее сын плохо учится и вообще все делает не так. Директор школы возмущается: ”Где вы нашли такого шалопая?” ( У Бориса в этот момент было 5 двоек.)

Но для тети Оли Борис не так безнадежен. Она просто считает его неисправимым хвастуном. А вот соседка Полина Харионтьевна, которой Борис помог в трудную минуту, называет его “замечательным мальчиком”. Итак, в начале повести, со слов взрослых, Боря балбес, шалопай, “валяет дурака”, неисправимый хвастун, замечательный мальчик.

– Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

(Ответы детей: Боря такой же, как мы, он шалит, а не делает зла, кто из нас не получает двойки! Он все равно любит родителей, хоть и огорчает их, и т.д.)

Вывод: Боря – добрый весельчак, его поступки кажутся странными взрослым только потому, что они не знают их истинных причин.

2-я группа. Борис – жизнерадостный человек. Его главный девиз: “Не поддаваться!” Он хочет быть самим собой, не походить на других, поэтому плохо учится (ведь все учатся хорошо!), не собирает марки (их собирают все!), он выдумщик (здорово сочиняет про магазин, которого не существует, пишет записку от имени старушки и т.д.).

– Как вы думаете, в чем проявляется чудачество Бори?

(Дети: Боря все делает наоборот, чтобы быть не таким как все. Он действительно чудак.)

3-я группа. Однажды Борис встретился с Настей Монаховой и сразу влюбился. Он хотел, чтобы чувства были взаимными, поэтому стал совершать странные для него самого поступки, например, неожиданно согласился стать вожатым в 1 “А”. В отношении с Настей Боря оказался очень благородным. Он выручил Настю в тот момент, когда ее предал Сашка. Борю увидел ее глаза, “горькие, униженные, жалкие”, и он сразу бросился на выручку: солгал, что это он подарил ей цветы.

– Дайте оценку поступку Бориса.

(Дети: Борис – прекрасный чудак, он добрый и умеет любить, не стыдится своих чувств. Это очень трудно: не скрывать от всех свою тайну. Боря – молодец!)

4-я группа. Боря с Сашкой дружат уже давно, не скрывают друг от друга ничего. Боря лучше Сашки. Сашка – эгоист, а Боря нет. Боря даже жалеет своего друга, когда тот испытывает чувство ревности, пытается облегчить его страдания. Но Сашка этого не замечет. Странным в их дружбе кажется, какие разные люди оказались вместе. Боря – добрый, честный, всегда готов уступить, даже когда ему самому плохо.

– Кого из друзей Вы хотели бы видеть своим другом? Почему?

(Дети: Конечно, Борю. На него можно положиться, он все делает правильно, чтобы другим было хорошо, а про себя забывает и т.д.)

5-я группа. Вся повесть – это и есть приключения Бори с первоклашками. Особенно запомнилось, как Боря помогал Наташке. Он стал для нее настоящим старшим братом.

Наташка тоже его удивила тем, что никогда не врет, она даже контрольную не списала, и одна получила двойку. Боре потом даже стыдно стало, что он иногда врет.

Еще запомнилось, как Боря устроил первоклашкам тренировку по закаливанию нервной системы.

– Вспомните, кого Боря в конце повести назвал чудаком? Какие чувства он вкладывает в это слово?

(Дети: Боря назвал “распрекрасным чудаком” доктора, который сделал операцию Наташке. В этих словах – чувство благодарности человеку, который сделал хорошее дело и не гордится этим, а даже шутит и успокаивает людей.)

6-я группа. Жизнь Бори изменили первоклашки. Он стал не просто балбесничать, а оказался занятым серьезным делом. Надо было научить детишек хорошему, а это значит, что ты сам должен быть таким. Боря стал счастливым человеком, он увидел плоды своего труда. Читают последнюю страницу.

– Когда Боря почувствовал себя счастливым?

(Дети: Боря стал счастлив, когда понял, что научил детей самому главному: быть “одним за всех и все за одного”.

– А теперь вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Посмотрим, смогли ли мы их выполнить.

Дети отвечают по плану, записанному на доске

Чудачество героя заключается в его желании быть не таким, как все, но при этом оставаться очень добрым, чутким, внимательным человеком, не скрывающим свои истинные чувства.

Все герои произведения любят Борю, каждый по-своему, верят в него, умеют прощать его шалости.

Главный герой понравился. Хотелось бы иметь такого друга.

Источник

УРОК-конференция в 6 классе на тему «Рассказ В.К. Железникова «Чудак из 6 «Б» (в рамках цикла уроков внеклассного чтения «Что читали наши бабушки?»)

УРОК-конференция в 6 классе на тему «Рассказ В.К. Железникова «Чудак из 6 «Б» (в рамках цикла уроков внеклассного чтения «Что читали наши бабушки?»)

Ефремова Инна Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

Современные дети не читают. С такой проблемой приходится сталкиваться каждому учителю литературы. Единственный выход из этой ситуации – создать цикл уроков внеклассного чтения «Что читали наши бабушки?», чтобы пробудить в учащихся интерес к литературе. Ведь сумев заинтересовать учащихся, можно вызвать в них желание и даже потребность читать. Именно поэтому стоит обратиться к произведениям, которые читали наши бабушки. Разница в возрасте наших бабушек и бабушек учащихся не так велика, поэтому их круг чтения должен быть примерно одинаковым, что позволяет сказать учащимся, что предложенные им произведения читали и их бабушки. Более того можно предложить учащимся поговорить со своими бабушками об их детских годах и составить список авторов и произведений, которыми они зачитывались, расспросить бабушек о предложенных повестях / рассказах, об их впечатлениях. Таким образом, учителя хотят дать учащимся импульс к общению со старшим поколением, вызвать в них интерес к предлагаемым авторам и их произведениям, вдохнуть новую жизнь в произведения почти забытых авторов XX века: А. Беляева, В. Губарева, В. К. Железникова, А. Гайдара, В. Драгунского, Р. Фраермана, А. Алексина, Ю. Сотника, А. Линдгрен и др. Этот выбор был определен нашими бабушками.

обучающая: познакомить с творчеством В. К. Железникова и его повестью «Чудак из 6 «Б» (проследить этапы взросления главного героя; показать, как шло формирование у него чувства ответственности за малышей, жалости и любви к ним);

развивающая: развитие устной и письменной речи, формирование умения рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев;

воспитательная: воспитание доброты, умения сочувствовать, сопереживать.

Оборудование: текст произведения, эпизоды из фильма «Чудак из 5 «Б» (1972, режиссёр Илья Фрез), презентация с иллюстрациями и вопросами, портрет писателя.

Предварительная подготовка к уроку:

Подготовка к уроку начинается задолго до него, так как учащиеся должны прочитать рассказ заранее, написать отзыв, нарисовать иллюстрации к произведению.

Для того чтобы создать атмосферу конференции, мы предлагаем соединить парты, поставить на них указатели, на которых написано, какую роль выполняет каждый ученик. Учитель знакомит всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, художники, литературоведы, актеры, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:

— корреспонденты проводят заранее в классе сочинение-отзыв о прочитанном рассказе и отбирают для урока самые интересные;

— художник дает задание нарисовать обложки и иллюстрации к рассказу и отбирает наиболее удачные для выставки, дает им оценку на конференции;

— литературоведы готовят рассказ о писателе и краткий обзор его произведений;

— актеры расскажут об экранизации рассказа, актерах, сыгравших главные роли героев книги, о восприятии фильма зрителями;

— читатели могут готовить вопросы для обсуждения, участвовать в их обсуждении.

При подготовке к уроку учащиеся также должны опросить своих бабушек и узнать, что они читали в своем детстве и как воспринимали те или иные произведения.

Таким образом, все учащиеся будут привлечены к подготовке и проведению урока.

I . Организационная часть. Слово учителя о теме и цели урока, о проблемах, которые будут рассмотрены на уроке, об их злободневности и в наши дни. Учитель представляет участников конференции.

II . Выступление участников конференции.

1. Выступление литературоведов с рассказом о жизни писателя и его творчестве.

Владимир Карпович Железников (1925 – 2015) родился в 1925 году в семье пограничника. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства. Поэтому детство Железникова было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.
С детства он мечтал стать военным. Осуществляя свою мечту, поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте, а немного позже окончил Литературный институт.

Книги писать Железников начал в 35 лет. Он посвятил свои произведения отношениям между людьми. Раскрывая проблемы взросления, книги писателя помогают взрослым и детям понять друг друга, найти общий язык. Они стали классикой отечественной литературы.

В качестве автора и соавтора сценариев Владимир Карпович принимал участие в создании фильмов, дебютировал в качестве кинодраматурга.

С 1988 года Железников стал художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимала фильмы для детей.
Для учащихся 5 – 7 классов писатель написал 6 книг: «Хорошим людям – доброе утро», «Чудак из 6 «Б», «Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы », « Чучело ».

Герои книг – мальчишки и девчонки из жизни. Писатель показал мир детства, сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть и страшно жестокими. Герои Железникова проходят непростой жизненный путь: они ошибаются, разочаровываются, учатся узнавать людей, разбираться в людях, становятся умнее, мужественнее.

«Чудак из 6 «Б» – самая веселая книга Железникова. Когда ее читаешь, почти все время смеешься. Боря Збандуто – герой повести – действительно чудак, но он прекрасный человек, у него доброе, чуткое, отзывчивое сердце.

Повесть « Чучело » – повесть о непростых взаимоотношениях школьников. Здесь очень мало положительных героев. Носителями добра являются только дед и внучка Бессольцевы. Здесь все перевернуто – зло воспринимается подростками как героизм, а доброта преследуется, считается проявлением слабости характера. И все же в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть, честность.

Книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки к ним сделаны художниками В.Л. Гальдяевым, Г.И. Цейтлиным, К.А. Коровиным. Рисунки художников дают возможность представить героев рассказа, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета.

На слайде художники проецируют уже имеющиеся оформления книг, а затем и свои иллюстрации обложки, комментируют подбор эпизода и цветовой гаммы. Затем художники демонстрируют иллюстрации, сделанные ребятами под их руководством, остальные члены конференции «узнают» эпизод.

3. Корреспонденты заранее отбирают лучшие отзывы, написанные учащимися, и зачитывают их.

За 25 лет писатель издал более тридцати книг, его книги издавались в Болгарии, в Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии и на многих языках народов нашей страны . Пьесы по его произведениям долгое время шли на сценах театров. Он неоднократно награждался литературными премиями, а в 1974 году ему была присуждена Государственная премия СССР за сценарий фильма «Чудак из 5 «Б». Всего по сценариям В. Железникова поставлено 10 фильмов, а «Чудак из 5 «Б» получил 4 приза за лучший фильм для детского и юношеского возраста.

Ученики-артисты, проецируя слайды, рассказывают об актерах, сыгравших главные роли в художественном фильме «Чудак из пятого «Б» (1972; режиссер Илья Фрез).

III . Осмысление рассказа. Здесь принимают участие все члены конференции. Читатели активно включаются в работу, задают свои вопросы, высказываются о прочитанном. Примерные вопросы, которые могут помочь учителю направить разговор в правильное русло:

— Интересно ли вам было читать? Какое настроение создалось у вас после прочтения?

— Как вы считаете, правильно ли поступил Боря Збандуто, потратив те деньги, которые отец оставил ему, чтобы купить подарок маме ко дню рождения?

— Как Збандуто понимает значение слова «индивидуальность»?

— Каким предстает перед нами Боря в том эпизоде, когда во время игры в футбол Наташа Морозова из 1 «А» просит его проводить домой (она боится собаки)? Желательно показать эпизод из фильма.

— В каких еще эпизодах рассказа у Бори пробуждается чувство жалости, любви к малышам? Приведите примеры.

— Боря называет первоклашек сборищем трусов. Каким способом он их перевоспитывает? Устно перескажите этот момент.

— Боря караулит первоклашек на контрольной и дает им листок с готовым решением. Как бы вы охарактеризовали этот поступок? Насколько он правилен по отношению к вожатому, который должен воспитывать честных, мужественных ребят?

— Каков девиз у первоклассников? Актуален ли он в наши дни?

— Счастлив ли был Збандуто от работы с детьми? Каких детей он воспитал, несмотря на свое чудачество?

IV . Завершение урока-конференции. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *