Как здороваются марийцы при встрече
приветствие
1 саламлымаш
2 чеверын
3 здорова
4 илаш-кутыраш
5 илаш-шӱлаш
6 йӓнг
7 мут
8 сайласымаш
9 сайласыме
10 саламлалтмаш
11 саламлалтме
12 саламлымаш
13 саламлыме
14 салют
15 сӧраш
16 тыланымаш
17 эр
См. также в других словарях:
Приветствие — Приветствие жест, словосочетание или иной ритуал для вступления в контакт с другим человеком. Приветствием можно продемонстрировать своё отношение к тому, кого приветствуют. Формы приветствия зависят от культуры, времени и моды. См. также… … Википедия
приветствие — См … Словарь синонимов
ПРИВЕТСТВИЕ — ПРИВЕТСТВИЕ, приветствия, ср. (книжн.). Обращение к кому нибудь, при встрече с выражением дружелюбия, доброжелательства. В знак приветствия. Слова приветствия. || Речь, слова или письменное обращение, выражающие привет. Выступить с приветствиями … Толковый словарь Ушакова
ПРИВЕТСТВИЕ — ПРИВЕТСТВИЕ, я, ср. Обращение к кому н. с приветом; речь с выражением добрых пожеланий, расположения. Обратиться к кому н. с приветствием. Обменяться приветствиями. | прил. приветственный, ая, ое. П. жест. Приветственная телеграмма. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
приветствие — Сообщение контроллера протоколов сигнализации для извещения о своем присутствии, передаваемое другим контроллерам протоколов сигнализации (МСЭ T G.7713.3/ Y.1704.3). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики… … Справочник технического переводчика
приветствие — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? приветствия, чему? приветствию, (вижу) что? приветствие, чем? приветствием, о чём? о приветствии; мн. что? приветствия, (нет) чего? приветствий, чему? приветствиям, (вижу) что? приветствия,… … Толковый словарь Дмитриева
приветствие — ▲ выражение ↑ родство привет выражение солидарности. приветствие. приветствовать. передавать привет [поклон]. посылать привет [приветствие] … Идеографический словарь русского языка
Приветствие — • Άσπάξεσθαι, приветствовать; обыкновенные формулы приветствия были: χαι̃ρε (χαίρειν), самое древнее греческое приветствие; ύγιαίνειν (приветствие пифагорейцев), ευ̃ πράττειν. В одном отрывке Филемона говорится: Αιτω̃ δ ύγίειαν,… … Реальный словарь классических древностей
приветствие — направить приветствие • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Приветствие — Приветствовать кого либо означало: спросить о его душевном состоянии или о его здоровье, как это выражено в евр. тексте (Быт. 43:27; 1 Цар. 10:4) и т.д. Обыкновенно приветствие было таково: «мир тебе» (евр. шалом леха) имеет, приблизительно, то… … Словарь библейских имен
приветствие — ПРИВЕТСТВИЕ, я, ср Текст, представляющий собой обращение к кому л. с приветом и выражение добрых пожеланий кому л., являющийся знаком хороших отношений между людьми. Мэр зачитал приветствие участникам олимпиады … Толковый словарь русских существительных
Поклон, высунутый язык и трение носами: необычные приветствия народов мира
1. В Японии принято здороваться кивком головы либо поклоном. Обычно последний жест выражает глубокое почтение человеку.
2. В Таиланде люди при приветствии складывают ладони вместе, как при молитве, и делают почтительный поклон.
3. В племени Масаи пожатие рук сопровождается смачиванием ладоней слюной. Нередко приветствие сопровождается высокими прыжками.
4. В Гренландии близкие здороваются с помощью носа. Такое приветствие называется «куник». Для этого человек прижимает нос и верхнюю губу к другому человеку, и начинает дышать.
5. Многие индусы при приветствии прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх. Их кончики должны находиться на уровне бровей. Объятия допустимы только после долгой разлуки. Мужчины обнимаются и похлопывают друг друга по спине. Женщины держат друг дружку за предплечья, прикладываются левой и правой щеками.
6. Народ Тибета до сих пор здоровается с помощью языка. Для этого люди просто высовывают язык. Традиция уходит корнями во времена правления жестокого короля Ланг Дарма, владельца черного языка. После его смерти народ боялся, что дух короля переселится в другого человека. Чтобы показать друг другу, что они не злые, жители и начали демонстрировать языки.
7. На одном из полинезийских островов, Тувалу, местные жители приветствуют другу друга, прикоснувшись щекой к щеке, делая глубокий вдох.
8. Жители самых древних племен Новой Зеландии когда здороваются, прикасаются носами друг к другу.
9. В Китае существует традиционное приветствие “коутоу”. Для этого нужно сложить руки и поклониться.
10. В государстве Филлипины приветствие – это проявление уважения к старшему человеку. Более молодой должен немного наклониться, взять правой рукой правую руку старшего и приложить ко лбу. При этом нужно сказать “мано по” — “уважаю твою руку”.
11. В Таджикистане, принимая гостя в своем доме, хозяин пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.
12. В Саудовской Аравии хозяин дома после рукопожатия кладет свою левую руку на плечо гостя и целует его в обе щеки.
13. Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
14. В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.
15. Корейцы, когда здороваются, обязательно спрашивают, ел ли сегодня собеседник. Традиция пошла со времен страшного голода в стране, и при отрицательном ответе на вопрос, житель Кореи вполне может отвести вас в кафе либо пригласить к себе домой на обед.
16. На Среднем Востоке кланяются с опущенной головой, опущенными и прижатыми к телу руками. Ладонь правой при этом покрывает кисть левой — это знак почтения.
17. В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: “я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя”. В Замбези хлопают в ладоши, приседая.
18. Аборигены Новой Зеландии при встрече вообще вытворяют невообразимое: свирепо выкрикивают слова, хлопают ладонями по бедрам, со всей силы топают ногами, сгибают колени, выпячивают грудные клетки, высовывают языки, выпучивают глаза. Этот сложный ритуал может понять только “свой”, таким образом аборигены и распознают чужаков.
19. Эскимосы несильно ударяют друг друга кулаком по голове и по спине. Делают это только мужчины.
20. Жители острова Пасхи вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой и, разжав, “кидают” руки вниз.
21. Входя в дом, африканские зулусы сразу садятся, не дожидаясь приглашения на это или приветствия. Хозяева жилища поздороваются с гостем лишь после того, как он примет сидячую позу. Традиционное вербальное приветствие у них гласит: “Я тебя увидел!”
22. Обитающие в Сахаре туареги начинают здороваться на расстоянии ста метров друг от друга, и затягивается это на длительное время: они прыгают, кланяются, принимают странные позы — все для того, чтобы распознать намерения встречного.
23. В Египте и Йемене прикладывают ладонь ко лбу, повернув ее в сторону того, с кем здороваются.
24. Австралийские аборигены приветствуют друг друга танцем.
25. В Новой Гвинее иностранцев приветствуют взлетом бровей. В Европе так же приветствуют близких друзей или родных.
26. В Латинской Америке принято обниматься при встрече. Мужчины при этом три раза стучат рукой по спине знакомого, держа голову над его правым плечом, а потом еще три раза, держа голову над левым.
27. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди изображают символичный поцелуй при встрече: они поочередно прикасаются щеками. Звучит французское приветствие: “Как оно идет?”
28. В Древнем Египте во время короткой встречи состоянием здоровья интересоваться было не принято, они задавали другой вопрос: “Как вы потеете?” Римляне приветствовали друг друга пожеланием здоровья “Salve!”, а древние греки говорили друг другу “Радуйся!”
29. Немец при встрече спросит: “Как идется?”, а вот итальянец – “Как стоишь?”
30. После приветствия гренландцы говорят “Хорошая погода!”, индейцы навахо восклицают: “Все хорошо!” Персы при встрече желают: “Будь весел”, арабы – “Мир с тобой!”, евреи – “Мир вам!”, а грузины – “Будь прав!” или “Побеждай!” Но вот входя в церковь или приходя в гости, грузины также желают мира.
NorMania! ©
Перемены это не хорошо и не плохо. Они просто есть. ©
Жесты приветствия у разных народов
Знаете ли вы, что разные народы по-разному приветствуют друг друга при встрече. Например, обыкновенное рукопожатие, кроме принятого у нас, можно встретить в Центральной Африке.
Знание традиционной культуры поведения не только дает возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они ни казались на первый взгляд.
В Африке наиболее распространенным является рукопожатие, однако не следует сжимать руку вашего знакомого. Рукопожатие должно быть более слабым, чем это принято в США и Европе. Этим передается особое уважение к собеседнику. Если рукопожатие совершается двумя руками (левая рука поддерживает правую), оно означает отсутствие агрессивных намерений, расположение к собеседнику, подчеркивание социальной близости с ним.
В племени Акамба в Кении в знак глубокого уважения, представьте себе, плюют на встречного. Также плевками здороваются в племени масаи. Правда, они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому.
Смертельно обидится житель Гамбии, если ему вместо правой руки подадут левую. Такой жест приветствия недопустим.
В бассейне реки Конго существует обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться становятся абсолютно прямо, сжимают руки в кулаки, вытягивают их перед собой, потом поднимают вверх над головой, разжимают кулаки и наконец, дают рукам свободно упасть.
Жителям Новой Зеландии для того, чтобы поприветствовать кого-либо, руки вообще не нужны. Здороваясь, они слегка трутся носами, двигая головой вверх и вниз или из стороны в сторону.
Приветствие аборигенов Новой Зеландии, Маори. Приготовьтесь к небольшой гимнастике. При встрече маори сначала выкрикивают слова в свирепой и отрывистой манере, затем хлопают ладонями по бедрам, потом со всей силы топают ногами и сгибают колени, и, наконец, раздувают грудные клетки, выпучивают глаза и время от времени высовывают языки.
Некоторые малайцы, здороваясь, соединяют пальцы и слегка хлопают друг друга сначала по одной, а потом по другой стороне рук. После этого они прикладывают руки к губам или ко лбу.
У племен, живущих на берегу озера Танганьика, приветствие начинается с того, что встречающиеся хлопают друг друга по животу, затем ударяют в ладоши и обмениваются рукопожатием.
Египтяне и йеменцы приветствуют друг друга одним и тем же жестом, напоминающим отдание чести советскими военнослужащими с той лишь разницей, что в арабском жесте ладонь прикладывается ко лбу и поворачивается к тому, кого приветствуют.
Китаец в прежние времена, встречая другого, пожимал руку самому себе, в наше время он делает легкий поклон или кивок головой или пожимает руку, если приветствует иностранца (по западному образцу).
В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном, глубина которого зависит от возраста и положения обеих сторон. Применяется три вида поклонов – сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон – с углом тридцать градусов и легкий – с углом пятнадцать. Самым низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.
Айны (древнейшее население Японских островов) при встрече складывают руки, поднимают их ко лбу, выворачивают ладонями вверх и хлопают себя – мужчины по бороде, а женщины по верхней губе, после чего пожимают друг другу руки.
Знаменитая фраза «Memento more», оказывается, тоже была приветствием: так здоровались в Средние Века члены ордена траппистов. Монахи напоминали друг другу о том, что человек должен жить достойно, чтобы избежать кары за грехи на том свете.
В Корее приветствие нередко сопровождается церемониальным поклоном. Глубина поклона определяется социальным и возрастным статусом приветствующего и приветствуемого. Сейчас все большее распространение получает рукопожатие (особенно на Севере). Причем первым подает руку старший, мужчина — женщине.
Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу (причем младший или ниже стоящий на социальной лестнице, если его не поприветствовали рукопожатием, только прикладывает руку к сердцу) — знак приветствия и глубокого уважения.
На Среднем Востоке почтение и глубокое уважение к высокопоставленному лицу выражают следующим образом: ладонью правой руки покрывают кисть левой руки, обе руки опущены вниз и прижаты к телу, которое слегка наклонено вперед, голова опущена.
У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас.
В большинстве стран Латинской Америки помимо рукопожатия при встрече можно наблюдать бурное выражение радости, объятия, особенно среди знакомых. Женщины обмениваются поцелуями в щеки, но при первом знакомстве — лишь рукопожатием.
Латиноамериканцы обнимаются.
Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.
Жители Тибета при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.
Представители ново-гвинейского племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.
В Самоа вас неправильно поймут, если вы при встрече не обнюхаете своего приятеля.
Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
Во Франции при встрече и прощании в неофициальной обстановке принято целоваться, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев.
Самоанцы обнюхивают друг друга.
Житель Андаманских островов садится к другому на колени, обнимает за шею и плачет.
В Сингапуре приветствие может быть и на западный манер — рукопожатие, и типичное для Китая — легкий поклон. В Таиланде не принято пожимать руки при встрече: руки складываются “домиком” перед грудью, и человек слегка кланяется. А вот на Филиппинах рукопожатие традиционно. Характерно рукопожатие среди мужчин и в Малайзии; но, приветствуя женщину, особенно немолодую, там делают легкий поклон.
В Саудовской Аравии, если гостя приглашают домой, то после обмена рукопожатиями хозяин кладет гостю левую руку на правое плечо и целует в обе щеки. Если дома находится в этот момент жена хозяина, то вас с ней познакомят, держаться с ней надо приветливо, но сдержанно, здороваться с женщиной за руку не принято.
В Австралии рукопожатие довольно энергичное.
В Индии при приветствии и прощании мужчины часто обмениваются рукопожатиями. Женщине руку не пожимают. Приветствуя женщину-индуску, следует слегка поклониться, сложив руки перед грудью “домиком”. Традиционным жестом приветствия в Индии является обменивание поклонами и складывание рук ладонями вверх на груди.
У европейцев принято при приветствии пожимать друг другу руку (сегодня это еще и свидетельство уважения), но и тут есть свои нюансы. Англичане в отличие от русских, очень редко подают друг другу руку при встрече (ограничиваются легким кивком головы вперед) и практически никогда не делают этого при прощании. Обниматься в Англии вообще не принято. Английские полицейские не приветствуют обращающихся к ним за информацией или помощью людей.
В Испании приветствие кроме традиционного рукопожатия, типичного для деловых встреч, нередко сопровождается объятиями и громким выражением радости (у друзей и хороших знакомых); женщины целуют друг друга в щеку. Итальянцы любят пожимать руки и жестикулировать. Французы приветствуют друг друга легким рукопожатием или поцелуем.
В США рукопожатие более характерно для официальных случаев, чем для повседневной жизни, а также используется как приветствие при знакомстве. Обычно рукопожатие не наблюдается между людьми, которые видят друг друга часто или знакомы по делам. Женщины обмениваются рукопожатием, если встречаются в первый раз, причем один из собеседников — почетный гость. Если знакомятся мужчина с женщиной, они могут пожимать или не пожимать друг другу руки, однако женщина протягивает руку первая. Иногда возникает неловкая пауза из-за того, что люди противоположного пола не знают, следует ли им здороваться за руку.
Если встречаются два американца, которые знают друг друга, то у них наблюдается такой момент приветствия, как “вспышка бровей”; это движение является как бы сигналом приблизиться друг к другу, а не просто посмотреть и пройти мимо. Обычно приветствие начинается на расстоянии около 12 футов (но может быть и больше в безлюдных местах). Типичное поведение американца на далеком расстоянии: он машет рукой, поворачивается, здоровается, и приветствующие идут навстречу друг другу, затем протягивают руки для рукопожатия (если они друзья или знакомые), некоторые мужчины и женщины целуются, близкие знакомые или родственники, которые долго не виделись, обнимаются. Американец может улыбнуться незнакомому человеку, который случайно встретился с ним взглядом, подмигнуть знакомому (в городах и городках Юга и Запада, где люди в большей степени связаны друг с другом), кивнуть головой (в сельских районах). В американской культуре поцелуй как знак приветствия принят только в кругу семьи или очень близких друзей (но не между мужчинами), можно поцеловать женщину, которая старше.
Россияне здороваются друг с другом за руку и говорят “здравствуйте” или “добрый день”.
Арабские страны. При встрече люди скрещивают руки на груди.
Монголия. При встрече люди говорят друг другу «Здоров ли ваш скот?».
А в древние времена у племени туарег, обитающего в пустынях, было очень сложное и долгое приветствие. Оно начиналось, когда еще два человека находились метров за сто друг от друга и могло длиться целых полчаса! Туареги кланялись, прыгали, кривлялись.
Очень оригинально приветствовали русских миротворцев в Югославии: во время бомбардировок НАТО местные говорили нашим вместо «Здравствуйте» – «С-300», намекая на то, что пора бы начинать ответные удары.
Кстати, в тридцатые годы в Германии некоторые, рискуя свободой и жизнью, кричали на митингах вместо Хайль Гитлер «Хальб литер», то есть пол-литра.
Марийские корни Московии
На фото: Theatrum Orbis Terrarum (рус. Зрелище Круга Земного) — памятник европейской картографии XVI века, подготовленный Абрахамом Ортелиусом (1527—1598) и выпущенный в свет 20 мая 1570 года в Антверпене в издательстве Кристофа Плантена.
Вот она Московия в 1570-м году. Какая маленькая! Сколько чужого она за неполных пять веков нагробастала! И ведь придется же возвращать.
Второй вопрос Я переадресовываю историку Сергею Трусову. Вот его ответ:
«То, что изначально черемисы (марийцы) были арами, неоднократно прописано в булгарских летописях. Сошлюсь на выдержку из летописи Бу-Юргана, где он рассказывает о весьма неудачном для русов походе 1369г. на Казань: «Бек джунцев стал со всеми русами поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тыс. неверных, и только черные ары убили 60 тыс. из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи. Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам. И так 60 тыс. аров сделались ак-чирмышами и стали весь свой народ называть “чирмышами”». Здесь: Бек джунцев – князь нижегородцев; галиджийская дорога, связывала Булгарию с Новгородом Великим, шла по левому берегу Волги; Кукджак – область луговых мари, живших вблизи реки Кокшаги (левый приток Волги). (…)
То, что ары, могли быть по происхождению индоарийцами, доказывает их имя. (…) У аров-удмуртов, несмотря на сильные ассимиляционные процессы со стороны финно-угров и тюрков, носители гаплогруппы R1a составляют 37% популяции этого народа. Я думаю, что это и есть арская составляющая в процессе этногенеза современных удмуртов.(…) А у марийцев, живущих на противоположном от чувашей берегу Волги вообще 47%, практически столько, сколько и у самих русских. (…) Гаплогруппа R1a осталась в крови данных народов от их общих далеких предков – аров.
Ары жили и на территории Мари-Эл. Русские марийцев называли черемисами, от булгарского «чирмыш» (так до сих пор зовут марийцев волжские татары)».
«Тот же Гази-Барадж неоднократно упоминает в своей летописи аров, народ, живший в лесах к северу от Камы и на западном берегу Волги. К примеру он рассказывает о захвате уграми в начале 9 века н.э.земель в верховьях Дона и упоминает, что моджары «быстро подчинили себе мурдасов и сурских ар». Ары, согласно булгарским летописям жили до прихода хотов (протоугров) из Забайкалья в Западную Сибирь в степях и лесостепях этого региона».
Можно ли отождествлять Аров Бу-Юргана и Гази-Бараджа с Марийцами или с предками Марийцев? Судя по всему – нет. Скорее всего, что Ары – это некий собирательный образ народа, который мог включать в себя как Сурских Ар, так Мари Аров (марийцев), так Моджаров и других. Даже Воулхары(Боулгары), Хазары и Татары – тоже Ары. Общее у всех этих Аров то, что все они Арийского происхождения раз, и мусульманами – два. Продолжим.
«Маленький пример переселения угров на земли современных марийцев, датированный Гази-Бараджем 1030г.: «Многие из них воспротивились этому и предпочли уйти на земли Мартюбы между Арсу и Мишей. Будучи в крайней озлобленности, субаши изгнали оттуда почти всех аров и заняли их земли. За субашами сюда же стали стекаться отовсюду беглые чирмыши, которые здесь самовольно становились субашами». Здесь: Мартюбы – булгарская губерния, современные земли Мари Эл; Арсу – река Казанка. Что и привело к финно-угорской ассимиляции местного населения».
Короче, почему у марийцев монголоидные черты лица, теперь понятно. Марийцы с этих пор (начало 2-го тысячелетия по Р.Х.) практически угрофинский народ. Практически, но. Не кровь ли древних аров (а вовсе не славян с запада) составляет большую часть тех 40% арийской крови сегодняшних «потомственных москвичей»?
Я живу среди последних язычников Европы, и мне есть что о них рассказать
Большую часть жизни я живу рядом с язычниками и, говоря нынешним языком, мне норм. Причем речь идет не о каких-то банальных неоязычниках или ньюэйджевых торчках-индуистах. И чтобы уточнить еще больше: я говорю не метафорически, и это не тот вид текста, в котором я иносказательно буду называть какую-то группу населения многобожниками и бичевать их пороки.
Речь идет о настоящих, олдскульных, натуральных язычниках — и их верования одновременно интереснее, банальнее и безумнее, чем вы могли себе представить. Попутно я буду приводить более-менее близкие культурные ассоциации, просто чтобы было удобнее и мне, и вам.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Местные и их верования
Выступление Александра Таныгина, верховного марийского жреца (хотя и не всеми признанного) на фоне надписи «триумф Афродиты» — настоящий сюрреализм
Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.
К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.
Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.
Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.
При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.
В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.
Что представляет собой марийское язычество
Эта разумная и терпимая вера, тем не менее, требует жертв. Осокин с довольной улыбкой рассказывает, в какой ужас приходили православные миссионеры, обнаруживая за околицами зажиточных и красивых, как с пасторальной картинки, марийских деревень настоящие капища:
— А там жрецы в белых одеждах, летят пух и перья, бьют птицу и скот, хлещет кровь!
Я, конечно, не Фрэзер и даже не Элиаде, но кое-что описать и проанализировать все же могу. Как устроена марийская религия? Здесь есть несколько ключевых вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо.
Священные рощи — это, фактически, храмы и заповедная территория, в этом марийцы напоминают кельтов с их священными лесами. Здесь проводятся обряды, читаются молитвы и приносятся жертвы, в наше время — съестные припасы и «арака», то есть самогон. Достоверных сведений о человеческих жертвоприношениях, к счастью, нет, хотя в XIX веке процессы о ритуальных убийствах проходили над мордвинами с их похожей мифологией и верованиями.
Жрец религии, «карт», исполняет довольно предсказуемые функции наставника и более сведущего посредника между миром людей и богов. Как и все жрецы, они имеют необъяснимое пристрастие к странным шапкам. Юмо, как я уже сказал — верховное божество марийцев, которое вобрало в себя представления о Боге от русских и даже об Аллахе от соседей-татар.
Определить священнослужителя всегда легко по странной шапке
По всей вероятности, уже к приходу русских марийцы находились между многобожием и единоверием, то есть по их представлениям верховное божество является всезнающим, безличностным и как бы разлитым по всей вселенной, а другие боги являются чем-то вроде его заместителей. В то же самое время, Юмо имеет свой характер, норов и даже внешний вид и как бы некую подслеповатость к людским делам.
Все, что я тут рассказываю звучит слегка по-лавкрафтовски: одни из последних в Европе настоящих язычников, жертвоприношения и прочее — но на деле это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд. Человек осмысливает божество, перенося на него свои представления о власти. Он экстраполирует их и доводит до предела: китайцы считали верховное божество императором, скандинавы эдаким верховным вождем-конунгом и так далее.
Котлы для варки приношений на священной горе Чумбылат
В представлении марийцев, Юмо — это нечто вроде сельского старосты, но в масштабах Вселенной. Он повелевает всем и знает все, но при этом он же своеобразно хитроват, любит, когда люди обращаются к нему за помощью, а также ценит вкусные подачки и даже самогон.
Кроме того, Юмо строг, справедлив и по какой-то причине обожает танцы и блины. Короче говоря, больше похоже на председателя колхоза, чем на трансцендентную сущность.
В общем, при всей экзотичности, марийское язычество — это такая милая сельская религия, где все по-своему просто, по-деревенски рационально и уютно.
Оно и понятно: у пахарей, охотников и скотоводов не было времени и сил на то, чтобы создавать развитую и сложную мифологию. Религия должна была быть полезной и понятной, как соха или молоток, и делать жизнь трудяги хотя бы немного слаще и осмысленнее.
В завершение расскажу три типичных истории. Все они, так или иначе, связаны с похоронами, но это нормально: похороны — чуть ли не единственный случай, когда огромная масса родственников собирается вместе.
История номер 1. Похороны прабабки
Моя прабабка умерла в 95 и поэтому считалась чем-то вроде местной реликвии. Перед смертью она завещала, чтобы ее любимый правнук, то есть я, ехал на кладбище на ее гробу. Всем идея показалась просто отличной: так я непременно унаследую ее долголетие. Мне было 5 лет, и я помню этот день до сих пор — реально жуткое переживание.
Другая часть тех же похорон: был пойман огромный черный петух, ему отрубили палец и этим обрубком на стыке гроба и его крышки начертили несколько крестов.
Как я понимаю, чтобы бабуля не возвращалась.
История номер 2. Похороны кузена
Во-первых, каждый из пришедших должен был принести какой-нибудь алкогольный напиток и вылить в общую банку (об этом ниже). Дальше: самый дальний родственник из присутствующих должен был надеть вещи покойного и ходить в них большую часть дня. Этим родственником оказался русский паренек Вася из Сибири, муж одной из кузин.
Как вы понимаете, Вася был не просто шокирован, но натурально боялся, что мы все тут — сраные сатанисты и теперь похороним его вместе с усопшим. В конце всех мероприятий родственники вышли и разожгли прямо во дворе спального района огромный костер, где и сожгли эти вещи.
Уже у костра было необходимо отпить из банки с общим алкоголем и обмазать им себе веки. Это было одновременно отвратительно и смешно, так как бурда получилась немыслимая: один из пришедших, недавно откинувшийся зэк Коля, принес коктейль «блейзер».
Зрелище полусотни людей, жгущих одежду в костре и обмазывающихся алкоголем, смутило соседей настолько, что они на всякий случай сообщили полицейским. Но те и похлеще вещи видали, сами понимаете.
История номер 3. Прогулка по кладбищу
В любой культуре есть специальные люди, которые отвечают за преемственность культурных кодов. Среди нашей родни такой человек — моя тетушка. В ее обязанности входит очень важная, но редкая в наши дни процедура: во время посещения умерших на кладбище она обязана обходить могилы, читая определенные формулы.
Суть в том, что никто не должен располагаться у могил для поминовения до тех пор, пока человек вроде моей тети не обойдет все могилы и не поприветствует лежащих в ней. Формула не особо четкая, все делается приблизительно: приветственные слова вслух и обязательные подробные рассказы с новостями из мира живых.
Так, к примеру, рассказывалось даже о том, что я поступил в аспирантуру, и все в таком духе. Рядом с могилами полагается обильно есть и выпивать, а также веселиться и травить интересные истории: усопшие жаждут убедиться, что у живых все хорошо, сытно и весело, грустных людей осаживают и уговаривают хотя бы изобразить бодрый настрой.
Когда читаешь о подобных доисторических обрядах, происходящих на Борнео, в Индии или Гренландии, они всегда воспринимаются как великолепная и чарующая экзотика. Когда являешься свидетелем чего-то подобного, да еще и с детства, то все кажется просто неимоверной дикостью; происходящее кажется глупым и пугающе иррациональным, хочется быстрее убраться подальше.
Контраста религиозным обрядам марийцев добавляет их обыденный контекст: описания марийских традиций рисуют в воображении что-то загадочное и древнее, хотя на самом деле многое происходит во дворах панельных домов, неподалеку от футбольных коробок — горит костер, стоит жрец в странной шапке, на гробу с начертанными на нем странными символами куда-то едет человек.