Vulkan run time libraries что это
Vulkan Run Time Libraries в Windows (10, 8, 7) – что это?
Порой многие замечали, что после обновления или установки драйверов на графический адаптер, в разделе программ создается ярлык Vulkan Run Time Libraries. И возникает резонный вопрос: «Что же это за программа?». Давайте подробнее рассмотрим, что из себя представляет это приложение, и нужно ли его использовать обычному пользователю.
Vulkan Run Time Libraries — интерфейс API, который позволяет разработчикам получить больше возможностей для управления производительностью графического процессора, в работе с двух и трехмерной графикой (API — интерфейс для разработки приложений). Одной из особенностей этой утилиты является возможность использовать ее как на операционных системах Windows так и на Linux с Android.
Изначально Vulkan Run Time назывался «glNext» («следующий GL»), и по мнению разработчиков, должен был прийти на замену Open GL и DirectX. Разработчиками является компания Khronos Group. Vulkan был представлен на Game Developers Conference три года назад. В его разработке принимали участие специалисты, которые работали в AMD.
Vulkan Run Time Libraries – это инструмент, который способен вывести производительность современных компьютеров на новый уровень
Зачем используется Vulkan Run Time Libraries?
Vulkan Run Time разработан для того, чтобы обеспечить большую производительность графических процессоров для работы в 2D и 3D пространстве. Целью разработчиков является обеспечение высоких показателей при наименьшем расходе ресурсов. Обладая более простыми и легковесными драйверами, Vulkan меньше расходует ресурсов и с большей скоростью производит процесс обработки графических команд по сравнении с OpenGL и DirectX. Данный API хорошо оптимизирован для работы на многоядерных процессорах. Из-за его уникальных особенностей, он отлично взаимодействует с играми, в которых используется 3D графика, позволяет получить более детализированную картинку. Также подходит и для других приложений, требующих выполнения тяжелых графических задач.
Хотелось бы отметить, какие преимущества имеет Vulkan перед аналогичными интерфейсами для пользователей.
Для разработчиков тоже есть интересные моменты:
Но ко всем плюсам есть и небольшой недостаток — приложения, которые традиционно используют DirectX, могут конфликтовать с софтом Vulkan.
Как Vulkan попадает на компьютеры?
Как правило, API Vulkan устанавливается в систему пользователя вместе с установкой драйверов для видеокарт Nvidia. Представители компании Nvidia начали выпуск драйверов с поддержкой Vulkan Run Time не только для операционной системы Windows, но и для Linux с Android. При этом указывается, что при его использовании пользователи получат прирост в FPS, более глубокую детализацию графики и увеличение производительности во многих играх. Другой крупный поставщик видеокарт — AMD Radeon, открыто не производит распространение, но по заявлению разработчиков, поддерживает данную утилиту на основе ядра CGN.
Если по каким-либо причинам на компьютере нет данного API, утилиту можно скачать с официального сайта Nvidia. Либо проверить актуальные обновления драйверов видеоадаптера через утилиту GeForce Experience. Vulkan не устанавливается в систему при использовании встроенной видеокарты с интегрированной графикой.
Где находится на компьютере?
Проверить, установлен ли Vulkan в системе, достаточно просто.
Для операционной системы Windows 10 необходимо пройти по следующему пути: Пуск → Параметры → Приложения и возможности и найти его в списке установленных приложений.
Для Windows 7 или операционных систем ниже классом, можно зайти в Панель управления → Программы и компоненты → Удаление программ. В появившемся списке можно будет найти данную программу.
Одним из альтернативных вариантов, можно напрямую попасть в папку, где установлена данная программа. Через путь C:\Program Files \VulkanRT. Для операционных систем 32 битной разрядности, она может быть в C:\Program Files (x86)\VulkanRT.
Зачем он нужен пользователю и как его удалить?
Как правило, Vulkan подходит тем пользователям, которые любят играть в игры или используют компьютер для сложных графических задач. Из-за того, что API Vulkan обеспечивает лучшую производительность и совместимость приложений, без него может произойти замедление скорости работы программ, либо некоторые приложения могут не запуститься без его поддержки. Присутствие данной библиотеки на компьютере пользователя не несет критической нагрузки на систему. Если же вы удалили данную утилиту, придется заново переустанавливать весь пакет графических драйверов.
Для пользователей, которые решили, что нет необходимости в данном API, Vulkan можно удалить стандартными методами. Нужно также зайти в Панель управления → Программы и компоненты → Удаление программ, правой кнопкой кликнуть по приложению и выбрать удалить.
Какие игры поддерживает?
Vulkan Run Time Libraries достаточно молодой проект и еще не все игры его полностью используют. Первым примером интеграции API Vulkan была игра The Talos Principles, в которой утилита показала более рациональное использование оперативной памяти видеокарты. Так же его поддержку реализовали в таких популярных играх как Doom, Dota 2, Need for Speed. Полный список игр, которые его поддерживают, можно найти на этой странице в Википедии. Кроме игр Vulkan поддерживают эмуляторы — Dolphin и игровые движки Source 2, Unity и CryEngine.
Подведем итог. Какие возможности предоставляет данная программа?
API Vulkan используется разработчикам для повышения уровня производительности GPU процессоров в современных графических задачах. Это позволяет пользователям увидеть более качественную и детализированную картинку при более скромном использовании ресурсов системы.
Vulkan Run Time Libraries – что это за программа и для чего она нужна
Доверив установку Windows друзьям или спецам из сервисного центра, в списке установленных десктопных приложений нередко можно будет обнаружить нежданчик – странную программу под названием Vulkan Run Time Libraries. При этом она почти нигде не фигурирует, ни в меню Пуск, ни на Рабочем столе нет ее ярлыков. Что же это такое Vulkan Run Time Libraries, откуда берется и зачем вообще нужно?
Что это такое Vulсan Runtime Libraries
Рассматриваемый нами софт — это интерфейс программирования приложений (API), позволяющий разработчику оптимизировать работу с 2D и 3D графикой. Его работа позволяет улучшить производительность компьютера в работе с 3Д графикой (мощные современные видеоигры), уменьшить нагрузку на ресурсы ПК, более оптимально использовать многопоточность и другое. Программа более эффективно работает с драйверами, используя более лёгкие и упрощённые их версии, что даёт преимущество в скорости вычислений.
При этом она – кроссплатформенный проект, что позволяет поддерживать различные версии операционных систем для персональных компьютеров и мобильных устройств. «Вулкан» хорошо работает как на топовых видеокартах уровня high-end, так и на современных мобильных девайсах, давая прирост в скорости, качестве, детализации изображения.
При этом драйвера с поддержкой «Vulkan» выпущены как для видеокарт Nvidia, так и для AMD.
VulkanRT: что это за программа
Одним из самых распространенных вирусов в России является Вулкан. Данное вредоносное программное обеспечение проникает на компьютеры пользователей против их желания и приносит массу проблем. Вследствие этого неудивительно, что у некоторых пользователей установленное на компьютере приложение VulkanRT вызывает опаску. Складывается впечатление, что оно является частью вируса Вулкан, но это не так.
Разработкой приложения VulkanRT занимается компания NVidia, которая известна всему миру своими видеокартами для компьютеров. Данная программа необходима, чтобы повысить мощность и производительность компонентов от NVidia в играх и тяжелых приложениях.
Многим пользователям знакомо такое понятие, как OpenGL. Это некая технология, направленная на создание 3D элементов. Программу VulkanRT можно считать ее логическим продолжением. В отличие от OpenGL, технология Вулкан от компании NVidia работает только на современных компьютерах под управлением Windows 10. При этом VulkanRT не является эксклюзивом компьютеров, также он доступен на игровых приставках и мобильных устройствах.
Не исключено, что в будущем создатели вирусного программного обеспечения решат скрыть свои вредоносные приложения под прикрытием VulkanRT. Именно поэтому, чтобы убедиться, что программа не является вирусом, рекомендуем проверить ее местоположение, а также файлы, которые в себя включает целевая папка с ней.
Если программа VulkanRT от компании NVidoa установилась на ваш компьютер, то обнаружить ее можно:
История создания
При рассмотрении обзора нельзя обойти вниманием историю создания данной программы. Данный софт достаточно нов (разработан в 2015 году консорциумом Khronos Group), впервые же был представлен в том же году на ежегодной конференции разработчиков игр (GDC) в Сан-Франциско.
По мнению создателей, Vulcan должен был прийти на смену технологии OpenGL (его даже называли «glNext» – с англ. «следующий gl»). При создании «Вулкан» был использован опыт и некоторые компоненты «Mantle» (ещё один низкоуровневый интерфейс программирования приложений) от компании AMD, которая согласилась передать Khronos Group часть своих разработок с целью стандартизации и унификации имеющихся API в индустрии.
Как Вулкан попадает на ПК
Обычно, API «Вулкан» попадает на компьютер пользователя с драйверами для графических карт Nvidia (часто в результате обновления драйверов или в результате установки программы «GeForce Experience»). Потому если «Вулкан» установился в результате вышеуказанного бандлинга или с обновлениями драйверов, то не спешите удалять данный продукт – возможно, его функционал улучшит визуальную составляющую программ (особенно игровых), запускаемых на вашем ПК.
Драйвера видеокарты nVidia
Преимущества и его реализация в играх
Каковы преимущества Vulcan Runtime Libraries, особенно, перед OpenGL? Я бы выделил следующее:
Эти и другие вышеописанные плюсы Вулкан инспирируют разработчиков выпускать игры, поддерживающие API Vulkan. В частности такие известные игры как The Talos Principle, Dota 2 (заявлена поддержка с мая 2021 года), Doom (поддержка с июля 2021 года), vkQuake и другие уже работают с «Вулкан», встроена поддержка API «Vulkan» и в игровые движки Source 2, Unreal Engine 4, id Tech, Xenko, Intrinsic и другие.
Преимущества vulkan run time libraries
Рассмотрим основные преимущества:
Что такое КЕК и ЛОЛ в интернете
Если Vulkan – это вирус
В некоторых случаях программой с одноимённым названием может выступать вирус Вулкан, представляющий собой рекламное adware, встроенное в ваш браузер, и довольно часто пропагандирующее одноимённое виртуальное казино.
«Правильная», чистая программа обычно находится в папке по адресу C:\Program Files\VulkanRT, где кроме самих файлов находится и деинсталлятор.
Если же файл, в названии которого упоминается «Vulcan» находится в другой папке, тогда рекомендуется проверить ваш компьютер специальной антивирусной программой (уровня Dr.Web CureIt! или Malwarebytes Anti-Malware), они помогут избавиться от зловреда на вашем ПК.
Vulkan. Руководство разработчика. Настройка окружения
Я переводчик ижевской компании CG Tribe и здесь я буду публиковать перевод руководства к Vulkan API. Ссылка на источник — vulkan-tutorial.com. Это моя вторая публикация, которая посвящена переводу раздела Development Environment. 1. Вступление
3. Настройка окружения
4. Отрисовка треугольника
8. Буфер глубины 9. Загрузка моделей 10. Создание мип-карт 11. Multisampling FAQ Политика конфиденциальности См. статью автора kiwhy — habr.com/ru/post/462137 См. статью — habr.com/ru/post/524992 Windows
В этой главе мы настроим рабочую среду и установим несколько полезных библиотек. Инструменты, которые мы будем использовать, являются кроссплатформенными (разумеется, за исключением компилятора). Однако их установка в Windows, Linux и MacOS отличается, поэтому в руководстве каждая из этих ОС будет рассматриваться отдельно. Если вы занимаетесь разработкой для Windows, то, скорее всего, вы используете Visual Studio. Для полной поддержки С++17 необходимо использовать Visual Studio 2021 или 2019. Шаги, описанные ниже, подходят для VS 2021.
Vulkan SDK
Самым важным компонентом для разработки программ с Vulkan является SDK. Он включает в себя заголовочные файлы, стандартные слои валидации, инструменты отладки и загрузчик функций Vulkan.
Загрузчик ищет методы драйвера в рантайме (во время исполнения) так же, как это делает библиотека GLEW для OpenGL.
SDK можно загрузить с сайта LunarG. Для этого используйте кнопки внизу страницы.
Вам необязательно создавать аккаунт, однако с ним у вас будет доступ к дополнительной документации.
Устанавливая SDK, запомните место установки.
Следующим шагом проверьте, поддерживает ли Vulkan ваша видеокарта и драйвер. Перейдите в папку с SDK, откройте папку Bin
и запустите демо-проект
cube.exe
. Должно появиться следующее:
Если вы получили сообщение об ошибке, убедитесь, что ваша видеокарта поддерживает Vulkan, а драйвер обновлен до последней версии. См. главу Введение, в которой даны ссылки на драйверы крупных производителей.
В этой папке есть и другие программы, которые могут оказаться полезными для разработки. Программы glslangValidator.exe
и
glslc.exe
используются для компиляции шейдеров из GLSL в байт-код. Подробно эта тема будет рассмотрена в главе Шейдерные модули.
также находятся dll библиотеки загрузчика Vulkan и слоёв валидации, в папке
Lib
— статические библиотеки, а в папке
Include
– заголовочные файлы Vulkan. Вы можете изучить и другие файлы, но для руководства они нам не понадобятся.
Как уже было сказано, Vulkan – это API, независимый от платформы, в котором нет инструментов создания окна для отображения результатов рендеринга.
Чтобы использовать преимущества кроссплатформенности Vulkan и избежать ужасов Win32, мы будем использовать библиотеку GLFW для создания окна.
Есть и другие доступные библиотеки, например, SDL, но GLFW лучше тем, что она абстрагирует не только создание окна, но и некоторые другие платформенно-зависимые функции.
Последнюю версию библиотеки GLFW можно найти на официальном сайте.
В руководстве мы будем использовать 64-битные сборки, но вы, разумеется, можете выбрать и 32-битные. В этом случае убедитесь, что вы ссылаетесь на файлы Vulkan SDK в папке Lib32
, а не в
Lib
. После скачивания распакуйте архив в удобное место. Мы создали новую папку
Libraries
в папке Visual Studio.
В отличие от DirectX 12, в Vulkan нет библиотеки для операций линейной алгебры, поэтому ее придется скачать отдельно.
GLM – это удобная библиотека, разработанная для использования с графическими API, она часто используется с OpenGL.
Библиотека GLM – это header only библиотека.
Скачайте последнюю версию и сохраните ее в удобном месте. У вас должна получиться подобная структура каталогов:
Настройка Visual Studio
После установки всех библиотек мы можем настроить проект Visual Studio для Vulkan и написать немного кода, чтобы убедиться, что все работает.
Откройте Visual Studio и создайте новый проект Windows Desktop Wizard
. Введите имя проекта и нажмите
OK
.
В поле Application type
выберите
Console Application (.exe)
, чтобы видеть сообщения отладки. Также выберите
Empty Project
, чтобы Visual Studio не добавила шаблонный код.
Добавьте в файл код, указанный ниже. Вам необязательно пытаться понять его сейчас, важно узнать, соберется ли и запустится ли программа. В следующей главе мы начнем описание с самых азов. #define GLFW_INCLUDE_VULKAN#include #define GLM_FORCE_RADIANS#define GLM_FORCE_DEPTH_ZERO_TO_ONE#include #include #include int main() < glfwInit(); glfwWindowHint(GLFW_CLIENT_API, GLFW_NO_API); GLFWwindow* window = glfwCreateWindow(800, 600, «Vulkan window», NULLptr, NULLptr); uint32_t extensionCount = 0; EnumerateInstanceExtensionProperties(NULLptr, &extensionCount, NULLptr); std::cout Additional Include Directories и выберите в выпадающем списке.
Добавьте include директории для Vulkan, GLFW и GLM:
Перейдите в Linker → General → Additional Library Directories
и добавьте расположения lib-файлов для Vulkan и GLFW:
Перейдите в Linker → Input
и выберите
Edit
в выпадающем списке
Additional Dependencies
.
Введите имена lib-файлов Vulkan и GLFW: И измените настройки стандарта на C++: Теперь вы можете закрыть диалог с настройками проекта. Если все сделано верно, подсветки ошибок в коде больше не будет. Не забудьте выбрать для компиляции 64-битный режим.
, чтобы скомпилировать и запустить проект. Вы увидите командную строку и окно, подобное этому:
Проверьте, чтобы число расширений не равнялось нулю («X extensions supported» в консоли).
Поздравляем, вы готовы к работе с Vulkan!
Linux
Инструкции ниже предназначены для пользователей Ubuntu, но вы можете следовать им, изменив команды apt
на подходящие вам команды менеджера пакетов. Вам нужен компилятор с поддержкой С++17 (GCC 7+ или Clang 5+). Вам также понадобится утилита make.
Vulkan Packages
Самыми важными компонентами для разработки с использованием Vulkan под Linux являются загрузчик Vulkan, слои валидации и несколько утилит командной строки для проверки совместимости вашего компьютера с Vulkan:
Также не забудьте запустить cube
, после чего на экране должно появиться следующее:
Если вы получили сообщение об ошибке, убедитесь, что ваша видеокарта поддерживает Vulkan, а драйвер обновлен до последней версии. См. главу Введение, в которой даны ссылки на драйверы крупных производителей.
Компилятор шейдеров
Теперь, когда настройка почти завершена, осталось установить программу для компиляции шейдеров из GLSL в байт-код.
Два наиболее известных компилятора шейдеров — это glslangValidator
от Khronos Group и
glslc
от Google.
По использованию glslc
похож на GCC и Clang, поэтому мы остановим выбор на нем. Скачайте бинарники и скопируйте
glslc
в
/usr/local/bin
. Обратите внимание, что, в зависимости от ваших прав доступа, вам может понадобиться команда
sudo
.
Для тестирования запустите glslc
, после чего должно появиться предупреждение:
glslc: error: no input files
Мы подробно рассмотрим glslc
в главе о шейдерных модулях.
Настройка проекта для makefile
После установки всех библиотек мы можем настроить проект makefile для Vulkan и написать немного кода, чтобы убедиться, что все работает.
Создайте новую папку в удобном месте и назовите ее VulkanTest
Создайте файл с именем main.cpp
и вставьте в него код, приведенный ниже. Вам необязательно пытаться понять его сейчас, важно узнать, соберется ли и запустится ли программа.
В следующей главе мы начнем описание с самых азов.
Как удалить Vulcan Runtime Libraries
Если вас интересует, как удалить данную программу, то, прежде всего, замечу, что данную программу удалять не рекомендуется, так как она способствует приросту производительности и улучшению качества графики на вашем компьютере. Если же вы решили её удалить, то необходимо перейти в стандартное удаление программ, найти там программу (программы) Вулкан и удалить её.
Удаление вируса Вулкан
Также можно перейти по пути, описанном в предыдущем разделе, и в данной директории запустить находящийся там деинсталлятор продукта (UninstallVulkanRT).
Время от времени вы прокручиваете список программ, просматриваете установленные приложения, рабочие процессы в диспетчере задач, и наверняка натыкались на не известную вам программу, процесс. Одной из таких программ с которой вы столкнетесь это Vulkan Run Time Libraries. Давайте выясним, что это такое, цель программы и что вы должны с этим делать. Заранее скажу, что это не вирус и не программа от казино «Вулкан».
Для чего нужен Vulkan?
Vulkan находится на моем компьютере?
Вы можете легко проверить, есть ли у вас библиотеки Vulkan Run Time Libraries, установленные на вашем компьютере или ноутбуке.
В Windows 10 откройте «Все параметры» > «Приложения» > «Приложении и Возможности«. Если вы видите запись Vulkan Run Time Libraries 1.0.54.0 или другую версию, значит он установлен уже в вашей системе Windows 10.
В Windows 7 зайдите в «Панель управления» > «Программы и компоненты» или «Удаление программ». Прокрутите страницу вниз, чтобы найти запись.
Еще можно просто зайти на локальный системный диск, где установлена сама windows, по следующему пути C:\Program Files (x86)\VulkanRT. Она может быть в папке и без (x86).
Как Vulkan попал на мой компьютер?
Если вы не помните установку Vulkan, то не переживайте. Когда вы обновили или установили новейшие драйвера видеокарты, то Vulkan Run Time Libraries установится автоматически. Обе графические карты NVIDIA и AMD теперь включают в себя Vulkan с обновлением драйверов. Поскольку Vulkan был выпущен только в начале 2016 года, старые видеокарты могут его не поддерживать.
Какие игры поддерживает Vulkan?
Помимо этих игр, эмуляторы поддерживают Vulkan, такие как Dolphin (который эмулирует Nintendo GameCube) и игровые движки, такие как Source 2, Unity и CryEngine. Таким образом, мы можем ожидать больше игр с помощью Vulkan в будущем.
Должен ли я удалить Vulcan?
Если у вас установлен Vulkan на вашем компьютере, то вы скорее всего геймер или любитель поиграть в игры. Поскольку он загружается только с новейшими драйверами видеокарты. Вы не получите Vulkan при использовании встроенной видеокарты с интегрированной графикой.
Вы обязательно должны оставить и не удалять Vulkan с компьютера. Поскольку это новейший графический API, без помощи которого вы не сможете запускать более новые игры. Кроме того, нет возможности установить отдельно программу Vulkan Run Time Libraries. Если вы удалите ее, и решили потом снова установить, то вам придется переустановить графические драйверы видеокарт. Наличие этой библиотеки на вашем компьютере не приведет ни к каким поломкам. Он занимает мало места, не отвлекает вас разными уведомлениями и не является вирусом, как многие думают.
Теперь вы знаете, что такое Vulkan Run Time Libraries, почему они находятся на вашем компьютере и что они делают для вас. Любой компьютерный геймер должен иметь этот набор библиотек в своей системе, чтобы последние игры шли гладко. Вы должны получать обновления для Vulkan, когда вы обновляете свои графические драйверы, поэтому вам не о чем беспокоиться.