Как здороваются мусульмане и как ответить
Мусульманское приветствие
Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. وعليكم السلام — мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. وعليكم السلام — и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означало «мир с Богом».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)
Варианты приветствий
Ассаляму алейкум – общепринятая форма приветствия без конкретизации по полу, так как грамматически указывает на второе лицо множественного числа (вам).
Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك — мир тебе) — при обращении на «ты» к одному мужчине;
Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك — мир тебе) — при обращении на «ты» к одной женщине;
Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما — мир вам (обоим)) — при обращении к двум людям любого пола;
Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن — мир вам) — только при обращении к трём и более женщинам;
Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم — мир вам) — при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);
Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха»;
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение».
Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته) — форма ответа на приветствие, означающая: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».
Саля́м (араб. سلام — мир) — так мусульмане приветствуют друг друга в некоторых странах. Причем,так могут здороваться с мусульманами и между собой и представители других религий.
Адабы приветствия
2. Обязательно отвечать на приветствие. «Салям» — это еще и дуа (мольба), произнесенная языком и идущая от сердца, и нужно обязательно отвечать тому, кто желает вам мира, милости и благословения.
3. Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым.
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь»
Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 86
4. Мусульмане приветствуют друг друга, даже если они находятся в ссоре. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда встретятся два мусульманина, то пусть приветствуют друг друга, а если между ними произошла ссора или возникла вражда, то пусть также приветствуют друг друга» (Абу Дауд).
5. Первыми приветствуют: старший — младшего, горожанин — сельского жителя, всадник — пешего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую» (Аль-Бухари, Муслим).
6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».
7. Перед приветствием людей в мечети мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Приветствие в исламе
В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего.
Посланник Аллаха говорит об этом:
«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)», и далее: «Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»
Какими словами нужно приветствовать друг друга
Если вы хотите поздороваться с единоверцем, скажите «Салумун алейкум» или «Ассаламу алейкум». Тем самым вы пожелаете человеку благополучия и добра. Согласно Корану, «Ассаламу алейкум» также рождает любовь между теми, кто использует эту фразу. Ее произносят в Раю, о чем говорится в хадисах: «И введут уверовавших, совершавших благие дела, в Рай, в котором протекают реки по воле Аллаха, где приветствием является «ас-Салям».
Если вы будете соблюдать этикет приветствия, то получите двойную милость (саваб) Всевышнего. Одну – за само приветствие, а вторую – за то, что помогли единоверцу ответить, как должно, и тоже получить саваб. Когда вам говорят «Ассаламу алейкум», нужно отвечать «Ваалейкум Ассалам варахматуллахи».
Пророка Мухаммада однажды спросили, что он считает лучшим в исламе. Он ответил: «Предложение еды и приветствие знакомых и незнакомых» (Муслим ибн аль-Хаджжадж).
Пророк сказал также, что правильное приветствие говорит о том, что человек является истинным верующим, а это – прямой путь в Рай.
Есть еще одно высказывание посланника Аллаха, которое выражает отношение к приветствию в исламе:
«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)»
Обязательно отвечайте, если с вами кто-то здоровается. Иначе совершите грех. Ответное приветствие ценится еще больше. Если «Ассаламу алейкум» сказал не мусульманин, ответьте: «Валейкум».
Этикет приветствия
Недостаточно просто употреблять фразу «Ассаламу алейкум». Нужно еще знать, как использовать ее в разных ситуациях:
«Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-то, то повторял три раза, чтобы все поняли; когда он посещал группу людей, приветствовал их трижды»
«Если вы встретите брата по вере, то приветствуйте его. Если между вами обоими по пути окажется дерево, или стена, или камень, и вы встретитесь, обойдя их, то т тогда приветствуйте»
«Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был в моем доме в Медине, Зайд бну Харрис вернулся из путешествия и постучал в дверь. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, встал, поправил одежду, подошел к нему, обнял его и поцеловал»
Приветствие в других ситуациях
Сказать салам единоверцу – сунна, но если перед вам грешник, не стоит с ним здороваться. Сказано: « Что касается Мубтадиа и грешника, совершающего явно грехи, который не покаялся в своем грехе, то приветствовать первым их нежелательно, так же и отвечать на их приветствие ». Однако в тех случаях, когда отказ поздороваться грозит раздором или обидами, лучше сказать салам.
Запомните, что говорит исламский этикет о приветствии противоположного пола. Нежелательно здороваться мужчине с чужой женщиной или отвечать на ее «Ассаламу алейкум». Самой девушке вообще запрещается первой здороваться с мужчиной. Исключение сделано для пожилых людей.
Если же мужчина (или несколько мужчин) приветствует группу женщин, то одна из них должна ответить. При этом нельзя смотреть друг другу в глаза. Разрешается приветствие знаком руки издалека.
Не говорите салам верующему, который читает Коран, Азан, Камат или говорит о хадисах. Поздороваться нужно только после того, как беседа будет закончена. То же правило действует, если человек молится или принимает пищу.
Место рукопожатия в мусульманском этикете
Правила предписывают единоверцам после словесного приветствия обменяться рукопожатием. Таким образом вы устраните возможную неприязнь и избавитесь от грехов. В хадисах говорится: «Когда двое мусульманин встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи обязательно прощаются им, еще до того, как они расстаются друг с другом».
Сподвижники Пророка всегда пожимали друг другу руки – при встрече и при прощании. Вот что говорил Пророк Мухаммад: « Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их еще до того, как они разойдутся ».
При рукопожатии человек помещает свою ладонь в ладонь единоверца. В хадисах приводят высказывание:
«Я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: — Протяни свою правую руку, я присягну тебе, и он протянул свою правую руку»
Поэтому для рукопожатия всегда протягивайте правую руку.
Также сказано: «Знай, что при рукопожатии сунной является пожимать ее одной рукой, я имею в виду правую руку, обоюдное рукопожатие правой рукой, как при встрече, так и при принесении присяги». Это значит, что пожимать ладонь двумя руками, как это иногда происходит, неправильно.
Сегодня не все мусульмане стремятся приветствовать друг друга так, как велел Всевышний. Однако этикет приветствия никогда не менялся. И если вы не хотите навлечь на себя немилость Аллаха, не забывайте о правилах и всегда говорите салам, кроме тех случаев, когда это запрещает этикет.
В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего.
Посланник Аллаха говорит об этом:
«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)».
«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»
Как правильно здороваться по-мусульмански?
Этика приветствия по Исламу. (Источник фото: freepik.com)
В исламе главным приветственным словом является слово «салям», которое означает «мир», «спокойствие» и «благоденствие». Поэтому при встрече мусульмане желают друг другу мира и спокойствия.
В Священном Коране сказано:
وَإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ حَسِيبًا
«Когда вас приветствуют [хорошим] приветствием, отвечайте лучшим [приветствием] или таким же. Поистине, Аллах потребует отчет обо всем» (сура “Ан-Ниса”, аят 86)
Когда у посланника Аллаха (мир ему) спросили: «Что является наилучшим из деяний?» Он сказал: «Накормить едой и приветствовать человека, вне зависимости от того, знаешь ты его или нет» (Бухари, Иман, 18).
В другом хадисе Пророк (мир ему) сказал:
«Пока у вас не появится вера (иман), вы не сможете попасть в Рай; пока вы не будете любить друг друга, у вас не будет искренней веры (иман). Мне сказать, что вам поможет любить друг друга? Приветствуйте друг друга» (Тирмизи, Истизан, 11).
«Если кто-то пришел к собранию людей, пусть их поприветствует. А если захочет покинуть собрание, тоже поприветствует. Первое приветствие не является более значимым, чем последующее» (Абу Дауд, Адаб, 139; Тирмизи, Истизан, 15).
Простые фразы, которые должен знать каждый мусульманин
Ассаляму алейкум: всё, что нужно знать о приветствии мусульман
Мусульмане приветствуют друг друга, говоря «Ассаляму алейкум!», и отвечают на приветствие словами «Ва алейкумуссалям» или добавляя «. ва рахматуллахи ва баракятуху». Это стало обычной традицией любого мусульманина, и многие уже не придают значения его истинному смыслу. А ведь он, поистине, велик и стоит вспомнить о нём, чтобы традиция исламского приветствия вновь обрела духовную ценность.
«Салям» с арабского означает «мир», «алейкум» – «вам». Следовательно, приветственная форма «ассаляму алейкум» звучит, как «Мир вам!». Это лишь её лексическое значение, но смысловое гораздо глубже и берёт своё начало у самого Создателя – великого и преславного Аллаха Джалля Джалялуху.
Ас-Салям – одно из имён Всевышнего, выражающее Его качества Дарующего мир, благополучие, не имеющего никаких недостатков и всего того, что несовместимо с Его совершенством:
«Поистине, ас-Салям – это имя из имён Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек поприветствует людей, и они ответят на его приветствие, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им о Всевышнем. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее них (ангелы)!» (Ат-Табарани, 10391).
Так, приветствие верующих носит в себе имя Господа, являясь одновременно зикром (поминанием Аллаха) и, подобно молитве, призывает на произносящих его мусульман всего прекрасного: благополучия, здоровья, безопасности, счастье, спокойствие в этом мире, а в том – Рая и Лика Аллаха Азза-ва Джалль.
«Ассаляму алейкум!» – это гарантия, обещание о безопасности их друг другу. Давая салям, они словно бы говорят: «Если ты в затруднении, голоден или в нужде, можешь не сомневаться: я тебя накормлю, помогу деньгами, постараюсь избавить тебя от твоих бед. Если ты дашь мне что-либо на хранение, я сохраню это для тебя, я не буду сплетничать за твоей спиной, не задену твои честь и имущества – тебе нет от меня никакого вреда! Только мир и безопасность!»
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ наставлял верующих: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, вы не войдете в рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на нечто, что заставит вас полюбить друг друга? Приветствуйте друг друга салямом» (Муслим).
Ещё он ﷺ говорил: «Встретившись со своим братом, поприветствуйте его салямом. Если вас разделило с ним дерево, или стена, или камень, и вы встретились вновь, то снова поприветствуйте его» (Бухари).
Очевидно, что обычное приветствие сильно отличается от понятия «салям». Невозможно добиться столь искренней любви между верующими, которая является оплотом веры, ведущей в Рай, простым пожеланием мира.
Но когда это обретает полный духовный смысл, олицетворяющий божественное благополучие, единство сердец в этом стремлении и гарантию безопасности, – только тогда это имеет особую силу! А в отношение тех, кто не гарантирует такой безопасности своему брату по вере, пророк ﷺ повелевал: «Не отвечайте тому, кто начал разговор прежде, чем дал салям!» (Абу Ну’айм, «аль-Хилья»).
Мусульмане одинаково дают салям, как при встрече, так и при расставании. Если при встрече он имеет смысл гарантии и пожелания безопасности Всевышнего – ас-Салям, то при прощании звучит, как закрепление этого: «Мир тебе, когда ты пришёл и мир даже когда уходишь! Ничего не меняется между нами после расставания – будь уверен в том!».
О саляме в Коране
Чтобы лучше понять, о какой безопасности идёт речь и насколько она ценна для человека, необходимо обратиться к Священному Корану. Например, в 69-ом аяте суры «аль-Анбия» Всевышний говорит:
«Мы сказали: «О, огонь! Стань для Ибрахима прохладным и безопасным (саляман)!».
Когда пророка Ибрахима (а.с.) бросили в огонь, свойство которого сжигать, Аллах, Своей волей обезопасил его, заставив огонь изменить свои свойства. Так проявилось качество Господа «ас-Салям» для пророка Ибрахима.
Самое тяжёлое и страшное для человека – это его смертный час. И как важно в такой момент получить безопасность и утешение посредством этого качества Аллаха Табаракя ва Та’аля! Верующие, совершавшие благие деяния, после того, как они уверовали, в момент смерти непременно получат весть о безопасности:
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки на этом пути, нисходят (в момент смерти) ангелы! Не бойтесь и не печальтесь (ля тахафу ва ля тахзану), а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (хранители) в мирской жизни и Последней. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Таково угощение от Прощающего, Милосердного» (Фуссылят, 30-32).
Из 55-58 аятов суры «Йа син» можно увидеть, что в Раю качество Всевышнего «ас-Салям» проявится для верующих в полной мере. Ведь Рай – это высший успех и место абсолютной безопасности и благополучия: «Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением. Они и их супруги будут пребывать в тени на своих тронах. Там для них все виды яств (плодов) и исполнение всего, что пожелают их души! Благополучие и всё прекрасное им от Милосердного Господа! (Салямун каулян мир-Раббир-Рахим!)». Речь обитателей Рая так же будет полна совершенства: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только «Салям» – все лучшие и прекрасные слова!» (аль-Вакиа, 25-26).
Адабы саляма
Всевышний Аллах повелевает верующим трепетно и серьёзно относиться к приветствию, из чего так же можно сделать вывод о его важности:
«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием (добавляя, например, «ва рахматуллахи ва баракятуху») или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь!» (ан-Ниса, 86).
Потому, согласно ханафитскому мазхабу, первыми давать салям является сунной, а отвечать – ваджибом (обязательным при возможности).
Кроме того, существуют определённые адабы (этикет) приветствия, описанные в хадисах посланника Аллаха ﷺ. Вот, некоторые из них:
– «Всадник должен приветствовать пешего, пеший – сидячего, меньшинство – большинство» (Бухари, Муслим);
– «Входя в дом, приветствуйте его хозяев салямом, а выходя оттуда, прощайтесь с ними так же» (Байхаки);
– «Достаточно, если за несколько идущих вместе человек салям произнесёт кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе, на приветствие ответит один из них» (Абу Дауд);
– «Ближе всех к Аллаху те, кто первыми приветствуют других» (Абу Дауд, Ахмад);
– «Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде саляма, то не отвечайте ему!» (Ибн ан-Наджар, «Сахих аль-джами’» № 3699).
Посланник Всевышнего ﷺ говорил: «Мусульманин – это тот, от чьего языка и рук находятся в безопасности (салима) другие мусульмане!» (Бухари, Муслим).
Потому распространение этого саляма в формуле приветствия с пониманием его смыслов – очень важно для верующего. Пророк ﷺ связал это с любовью между мусульманами. И, действительно, невозможно не любить того, кто становится тебе близким, обещая божественную безопасность, всевозможную поддержку, даже если он не знает тебя лично!
Нельзя утрачивать это благо, упуская возможность давать чувственный салям своим единоверцам, которых любишь только ради Аллаха. Ведь Пророк ﷺ говорил: «Одним из признаков приближения Судного Дня является то, что человек будет давать салям лишь знакомому ему человеку» (Ахмад).
Нет, верующие так не поступают. Когда взгляды мусульман встречаются или они пересекаются иначе (по телефону, в интернете и пр.) необходимо спешить полноценно приветствовать друг друга салямом. Абдуллах ибн ‘Амр передал, что некто спросил посланника Аллаха ﷺ о том, какие мусульмане лучше. Он ответил: « Которые кормят нуждающихся и приветствуют тех, с кем они знакомы, и тех, с кем они не знакомы» (Бухари, Муслим).
И наконец, салям – это право одного верующего перед другим: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу (. ) Если встретишь мусульманина, приветствуй его салямом; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст Всевышнему хвалу (скажет «альхамдулиллях»), помолись за него, сказав: «Да помилует тебя Аллах!» (ярхамукяллах); если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его в последний путь» (Муслим).
Салям – великое благо, дарованное мусульманам. Не стоит же пренебрегать им или заменять его иными приветственными формулами. Он подобен мосту, соединяющему сердца верующих, вне зависимости от их расстояния (знакомы они или нет).
Что может быть лучше, чем напоминание друг другу посредством саляма об Аллахе, который обещает им счастье и благополучие в обоих мирах?
Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман
У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах» (да продлит Аллах тебе жизнь).
Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».
Значение и мудрость мусульманского приветствия
Слово «АС-САЛЯМ» с арабского языка переводится как «мир», «сохранность», «благополучие», «здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков».
Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.
Достоинства исламского приветствия
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
(смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям)» (сура ан-Ниса, 86).
Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?» Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари, 5767).
Форма и порядок приветствия
Форм приветствия две: первая – АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ, вторая – САЛЯМУН АЛЯЙКУМ, то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.
Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям» и «саляму Ллахи аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум, то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.
Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.
Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух».
В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух», то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух) и не добавлять ничего».
Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух».
Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.
Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.
Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави, если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое. Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.
Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха).
Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.
Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.
Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые». В хадисе сказано:
إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ
«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз» (Абу Дауд, 5200).
Кого нежелательно или запрещено приветствовать
В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно. Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк (ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их».
Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.
Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт. Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.
Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.
Приветствие детей
Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).
Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).
Рукопожатие во время приветствия
Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.
О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся». (Абу Дауд, 4536).
Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (ﷺ)?» На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали». (Тирмизи, 2653).
Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.
Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена!» (Джамиуль-ахадис, № 18237).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!