Как зимуют рыбы текст диктант
Как зимуют рыбы текст диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— гласные и, а, у, после шипящих;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— написание не с глаголами;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— умение различать простые и сложные предложения;
— морфемного разбора слова;
— фонетического разбора слова.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
(100 слов) (По Л. Карпову)
1. Разбор слова по составу:
2. Фонетический разбор слова:
3. Синтаксический разбор предложения:
4. Найти в диктанте сложное предложение, составит к нему схему.
В зимней реке сумрачно и глухо
Как зимуют рыбы
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Грамматические задания:
1. Разбор слова по составу.
Солнышко, заглянет, бесконечным.
Зимовкой, выбирают, илистое.
2. Фонетический разбор слова: осенью, илистое.
3. Синтаксический разбор предложения.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся…
Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
4. Найти в диктанте сложное предложение, составить к нему схему.
Диктанты по русскому языку — 6 класс 1 четверть
Входной диктант «За грибами»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.
Объём слов: 104
Грамматические задания:
Входной диктант «Осенью»
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
Объём слов: 90
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Осень»
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!
Объём слов: 108
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Весна»
Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.
Объём слов: 104
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Сокровища пирамид»
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.
Объём слов: 107
Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Как зимуют рыбы»
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Объём слов: 100
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Лотос»
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.
Объём слов: 102
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Лобное место»
Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.
Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.
На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.
С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.
Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.
Объём слов: 107
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Природа осенью»
Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.
Лес точно терем расписной. Особенно рады теплу и полны прелести дубы. Старые дубы роняют желуди. Ровно ложатся плоды под деревом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа притихает.
Объём слов: 98
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Утром»
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.
Объём слов: 113
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Ягоды»
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
Объём слов: 109
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Элли»
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
Объём слов: 96
Грамматические задания:
Итоговый диктант за 1 четверть
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тон-ко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.
Объём слов: 101
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:
Словарные диктанты.
Резкий ветер, январский мороз, обширная территория, таять на земле, расположиться у костра, под синим небом, бирюзовый оттенок, прилагать усилия, ноябрьская встреча, подъехать к ручью.
Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.
Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.
Задания: 1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.
Изучение состава атмосферы, автоматическая станция сверхмощная ракета, поражать цель, разрядить ружьё, караван в пустыне, на густо-зелёной траве, сэкономить время, съёжиться от холода, часть террасы, перила лестницы.
Задания: подготовиться к записи под диктовку.
Мебельный магазин, паркетная доска, большой шкаф, стойкие красители, прибрать дом, застеклить окно, знакомый интерьер, каморка Герасима, узкая кровать, керосиновая лампа, ветхий диван, вешалка в коридоре.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку; с помощью словаря объяснить значение слова интерьер.
Интерьер жилой комнаты, декоративные растения, освещать подъезд, труженики стройки, циферблат стенных часов, занавески на металлическом карнизе, циновка на полу, паркетный пол, гардероб в коридоре, росточки цитрусовых в горшочках, телевизор на тумбочке.
Задание: подготовиться к записи под диктовку.
Пр…остановить посадку растений, пр…крыть листьями, пр…касаться к шиповнику, пр…липать к ногам, пр…ключение на дорожке, пр…выкать к темноте, бе…прерывное наблюдение, пр…одолеть пр…пятствия, пр…бывать в хорошем настроении, пр…кращать полив, пр…образить участок.
Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.
Диктанты за 3 четверть
Контрольный диктант за III четверть
Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб.
На пустыре мы играли в волейбол, футбол, городки.
Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья.
Они сообщили мне интересные новости. Здесь будут строить Дворец спорта. Вот почему съехались сюда каменщики, бетонщики, сварщики.
А вокруг Дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким.
Слова для справок: пустырь, городки, Дворец спорта.
2. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах почка, лесной ищу.
Контрольный диктант за III четверть
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.
Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Слова для справок: (не) просвечивает, илистое, (в) ложбинах, жабры.
1. Подчеркнуть глаголы с чередующимися гласными в корне, объяснить графически их написание.
2. Подчеркнуть в тексте диктанта личное местоимение.
Контрольный диктант за III четверть
Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тот час же почувствовала странный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и от страха покатилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. Несколько в стороне от него лежал на матрасине кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту. Кот, еще сильнее выгнув спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем. В это время гусь, подойдя сзади, больно долбанул ее клювом в спину.
Слова для справок: визгливым лаем, долбанул, растопырив крылья.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты. Определить вид деепричастия.
3. Разобрать по членам последнее предложение.
Контрольный диктант за III четверть
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
1. Составить схему расстановки знаков препинания между однородными членами в одном из предложений, указанном учителем.
2. Дать общую характеристику предложения, построить его схему.
3. Сделать полный синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Устрица была по уши влюблена в луну. Словно заворожённая, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.
Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.
Однажды ночью, когда взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно. Брошенный камешек помешал бедняжке.
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в глубокой тайне хранить свои сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Слова для справок: раззява-устрица, створки, клешня, охочий.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты.
2. Определить типы связи слов в последнем предложении.
3. Найти грамматическую основу в первом предложении.
4. Произвести синтаксический разбор и составить схему последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Июнь. Солнце теперь почти не уходит с неба в течение всех суток.
Если взглянете на северо-запад в тот час, когда догорает вечерняя
заря и небо становится по-ночному темным, вы увидите у горизонта
узенькую полоску света. Она не исчезнет совсем, только передвинется на
восток и начнет вновь разгораться.
Разостлали совершенно незаметную сеть поверх стеблей высокой,
еще не кошеной травы. Сергей Иванович, вынув из плетеной сумки
перепелиную дудочку, принялся манить перепела. Дело сразу пошло на
лад. Где-то вблизи откликнулся маленький луговой петушок.
Привлеченный голосом манка, он бежит все ближе, разыскивая
спрятавшуюся перепелочку. Две огромные скрюченные фигуры людей перепел,
по-видимому, принял за кочки. Вот он приостановился и побежал снова,
почти не касаясь земли ножками. С замирающим сердцем ловцы следят за ним.
Вот он под сеткой. Охотники разом вскочили. Перепел запутался в сетке и, приминая зеленые травяные стебли упал на землю.
Словаи и выражения для объяснения: разостлать, приминая стебли, манок.
1. Дать полную характеристику первому предложению.
3. Подчеркнуть деепричастные обороты.
4. Определить типы связи слов во втором предложении.
Контрольный диктант за III четверть
Навстречу друг другу.
Проходили сотни тысяч и миллионы лет, и человек оставался для всего живого только врагом, только хищником, убивающим других, чтобы жить самому. Пробегал волк, крался сквозь чащу тигр, проходил человек – в одном ряду с ними, только самый опасный, самый хитрый. Но даже потом, когда охота перестала быть главным, что кормило человека, страх перед ним остался. И это была, к сожалению, не только память о прошлом.
Тем удивительнее, что узы недоверия, ненависти и страха – не единственное, что связывает человека с окружающим его животным миром. Ощущая соседство человека, звери и птицы нередко тянутся к нему, вопреки всему злу, которое человек творил, а порой и сегодня творит живому.
В минуты беды и опасности, когда никто не может помочь им, кроме человека, звери и птицы прибегают к нему. По словам охотников, тетерева, спасаясь от ястребов, нередко бросаются к человеку, замирая буквально у самых его ног.
В отличие от других существ, которые обращаются к человеку, главным образом, только попав в беду, дельфины ищут контактов, казалось бы, без особых поводов.
Слова для справок: вопреки, тетерева.
1. Произвести синтаксический разбор и составить схему первого предложения.
2. Объяснить расстановку знаков препинания в последнем предложении.
4. Найти производящую основу и определить способ образования слов опасность, окружающими.