Как знакомить ребенка с буквами
Как знакомить дошкольников с буквами
КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С БУКВАМИ.
На протяжении многих лет педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Уже в 2 с половиной — 3года дети начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно.
Во-первых, важно правильно подготовить детей к этому процессу. Подготовка детей к обучению грамоте проходит такие основные этапы:
1. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи, пальцевой моторики. Для развития зрительного внимания и пальцевой моторики хорошо подходят такие задания:
— складывание из палочек или спичек по образцу и описанию несложные фигуры (стул, кровать, дерево, елочка, лесенка и т. д.);
—складывание из геометрических фигур разных предметов (домик, грузовик, кот, собака, мишка, снеговик и т. д.);
—складывание предметных картинок из разрезных частей, кубиков с сюжетными картинками, игр-пазлов, мозаик и т. д.;
2.Развитие фонематических процессов восприятия, представлений, анализа и синтеза. Работа проводится последовательно-параллельно над всеми фонематическими процессами.
Конечно, эту работу надо начинать с развития слухового внимания, то есть с упражнений в различении неречевых звуков (стук молотка и звон ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана крупы, погремушку от бубна и т. д.) Постепенно переходя на развитие фонематического восприятия, то есть умения различать слов близких по звуковому составу; выделять заданный звук в потоке звуков; определять наличие или отсутствие заданного звука в составе слова и т. д. Конечно всему этому детей нужно учить, чем мы вместе с вами и занимаемся.
Параллельно развиваем навык фонематического анализа. Эта работа проходит в такой последовательности:
· упражняем детей в определении гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением;
· упражняем в выделении согласных звуков, стоящих в конце слова;
· упражняем в выделении гласного звука, стоящего в середине слова;
· упражняем в выделении согласного звука в начале слова;
· упражняем в определении места заданного звука в составе слова;
· упражняем в определении количества гласных и согласных звуков в составе слова;
· упражняем в определении количества и последовательности звуков в слове.
Также параллельно развиваем навыки фонематического синтеза. Для этого используются:
· упражнения в составлении слогов из последовательно названных гласных звуков;
· упражнения в составлении слогов из изолированно названных гласного и согласного звуков;
· упражнения в составлении односложных слов из изолированно названных: согласного, гласного, согласного звуков;
· упражнения в составлении двусложных слов из изолированно названных согласного, гласного, согласного, гласного звуков.
Для развития фонематических представлений используются:
· упражнения в подборе слов определенной тематики на заданный звук;
· упражнения в подборе слов на любой заданный звук в начальной позиции;
· упражнения в подборе слов на заданный звук в конце слова.
Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна и понятна детям.
В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, выражать свое неудовольствие. Будьте терпеливы! Старайтесь заинтересовать ребенка!
В-четвертых, при обучении знакомим только с теми буквами, какие звуки правильно произносит ребенок. Разные звуки осваиваются в разные сроки. Есть «трудные» для детей звуки. Ни в коем случае не знакомим со свистящими, шипящими и сонорными, если ребенок их ещё неправильно произносит.
Сначала необходимо познакомить с гласными буквами А, У, И, О. Поработать над слиянием их в слоги: Ау, Уа, Ао, Уо, Иа, Иу. После этого знакомим с легкими согласными буквами Т, П, М, К, Н и работаем над слиянием гласной буквы с согласной: АТ, УТ, ОП, УП и т. д.
В основе чтения лежит звук, а не буква. Поэтому мы, прежде чем показать букву, учим ребенка его слышать. Называем соответствующие буквы и звуки ОДИНАКОВО, то есть так, как звук. Это касается согласных букв. Например, не «тэ», а «т», не «пэ», а «п».
1. Не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква».
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем, печатаем.
2. Не заучивайте сразу все буквы алфавита, потому что ознакомление детей с буквами должно происходить с соблюдением определенной последовательности: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, С, З, Ш, Ж и т. д. Это особенно важно для детей с нарушениями речи.
3. Не допускайте ошибок при слиянии букв в слоги:
Если мы читаем обратный слог, то есть 1-ая буква гласная, а 2-ая согласная, первую букву слога тянем и сразу называем вторую. Между ними не должно быть разрыва, то есть слог проговариваем слитно! Например: А-А-АТ, У-У-УТ.
Если мы читаем прямой, то есть открытый слог смотрим, какая буква 2-ая и сразу после согласной произносим гласную, например: ТА, ТУ и т. д
Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков» Урок № 36 Литературное чтение 15.12 1 класс Красна птица опереньем, а человек уменьем Тема: Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Буква ь. Цель: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся.
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б» Тема. Звуки Б, Бь. Буква Б. Цель. Познакомить со звуками Б, Бь, буквой Б. Ход занятия 1. Организационный момент Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуками З-ЗЬ 2. Артикуляционная гимнастика 3. Сообщение темы. Отгадывание загадок Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Появляется кошка : Здравствуйте, ребята. Давайте.
НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Т» и звуками [Т] и [Т]» НОД подготовка к обучению грамоте. Тема: Буква Т и звуки «Т»«Т,» Цель: создать условия для формирования представления о букве Т и звуках [т] и [т’]. Задачи: Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки; формировать представление о букве Т и звуках [т] и [т’]; формировать умение.
Статья «Конспект занятия по обучению грамоте «Буква И» в подготовительной к. » Конспект открытого занятия по обучению грамоте, чтению в подготовительной к школе группе «Землянички». Цель: Обучение грамоте; формирование навыка чтения. Задачи: Образовательные: Учить детей давать развёрнутые, полные ответы на поставленные вопросы. Продолжать учить; детей.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквами Е, е» Программное содержание: •продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; •познакомить с буквами е, Е и правилами написания е после мягких со¬гласных звуков; • учить составлять предложения.
Знакомство с буквами как начальный этап обучения чтению
Ольга Гончаренко
Знакомство с буквами как начальный этап обучения чтению
Сообщение на родительском собрании
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Запоминание букв, как первый этап обучения чтению.
Ребенок знает зрительный образ буквы, называет его. Называем его, как звук, а не как букву: не «эм» или «мэ», а [м], не «тэ», а [т] и т. д.
Зрительный образ буквы сложен тем, что во многих буквах находятся одинаковые элементы, они располагаются в различном поле пространства. С дошкольниками, да бывает и с первоклассниками, принято работать со стилизованными буквами, т. е. привязка букв к слову, картинке.
В старшей группе мы знакомимся с гласными и согласными звуками, учимся различать их на слух. Параллельно мы знакомим детей с образами букв, у каких-то детей запоминание идет быстро, а у кого-то это вызывает затруднения.
Мы познакомились: с гласными А У И О Ы, с согласными М Н Х К Т П В Б Д В Г Ф.
Уважаемые родители, если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок читал, уделяйте этому больше времени. Доводите до автоматизма узнавание букв, чтение слогов и простых коротких слов с пройденными буквами. В начале года вы приобрели буквари Е. Косиновой, на 1 странице знакомства с буквой даны более простые задания, 2 страница более сложная, ее оставляем на следующий год.
При возникновении трудностей с запоминанием написания букв, рисуем, пишем их элементы в различных прописях, в тетради в крупную клетку.
Нам, взрослым, кажется, что стоит показать ребенку букву, поиграть с ней, и он сразу запомнит написание и произношение буквы. Если это так легко, тогда почему многие дети путают буквы даже в школе, пишут их неправильно или «зеркалят» (пишут в зеркальном отражении, часто забывают, как читается буква?
Оказывается, выучить с ребенком букву за 1-2 дня практически невозможно. И виной здесь свойства памяти ребенка. У детей дошкольного возраста, как правило, развита кратковременная память, а долговременная, с помощью которой мы запоминаем надолго, находится только в зачаточном состоянии. Чтобы ребенок что-то запомнил надолго, надо часто повторять эту информацию, заставляя память припоминать уже известное и откладывать в сейф с «нужной» информацией.
Чтобы запомнить зрительный образ буквы,можно использовать следующие задания:
— вырезывание букв;
— лепка букв из пластилина;
— создание букв из проволоки под руководством взрослого;
— работа с шерстяной ниткой, выкладывание буквы на бархатной бумаге;
— поиск заданных букв среди ряда других;
— нахождение правильно и неправильно написанных букв.
Методические рекомендации для родителей на тему «Как знакомить детей с буквами» (старшая группа)
Методические рекомендации для родителей старшей группы
«Как знакомить детей с буквами».
Основная задача консультации – помочь ребенку в изучении букв.
Характеристика и образ буквы соответствуют самому значку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Для маленького ребенка недостаточно сказать «А – автобус». У ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых. Мир детей – это особый мир, со своими представлениями, поэтому знакомить ребенка с буквами надо с помощью доступных ему понятий. От обычных слов и знакомых образов надо плавно переходить к изучению букв. Занимаясь с ребенком, представляйте каждую букву, как нового друга.
Вырежьте из разрезной азбуки красочные буквы, наклейте их на плотный картон. Можете приобрести магнитную азбуку и прикреплять буквы к металлической поверхности, например к холодильнику. Очень хорошие буквы из прессованного картона, собранные в ячейках в алфавит. Их можно вынуть из своего «домика», потрогать, поиграть. Есть мягкий конструктор с буквами, который можно намочить и играть в ванной. Буквы должны стать реальными. Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Изучая буквы, дети играют с ними. Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы. Значит, у них должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов. Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать. Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки.
Ежедневно показывайте ребенку новые буквы. Читайте звук, а не название буквы: «Посмотри, это буква «М» (а не «эМ»), это буква «Н» (а не «эН»)». Обращайте внимание ребенка на элементы буквы, например: «Р» состоит из палочки и дуги. Попросите провести пальчиком по элементам буквы. После того как обвели букву, спросите ребенка, на что она похожа. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик. Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.
Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:
— Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
— Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
— Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
— Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
— Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
— Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
— Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Тренировка удержания порядка следования букв:
Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.
2. Ребенок «читает» последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.
Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать? Развивать необходимые навыки. Какие?
— Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.
— Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.
— Развитие восприятия звуков на слух.
Пяти-шестилетний ребенок способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?). Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом. Но такая готовность может и не возникнуть у малыша сама по себе.
Четырехлетнего ребенка учите выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося определенный звук. Это начальный этап подготовки к обучению звуковому анализу слов. Согласные звуки можно выделять, произнося их протяжно, длительно (ЖЖЖук, ШШШапка, еЖЖЖ, коШШШка). Гласные выделяются протяжным произнесением (дОм, кОт). Задавайте малышу вопросы: «С какого звука начинается слово УУУж?», «Какой звук слышится после звука «у»?» Используйте в качестве наглядного материала кубики, картинки, игры. Занятие не должно длиться больше 5-7 минут.
Основой для занятий могут послужить следующие упражнения.
— Называние всех звуков (не букв!) в слове по порядку.
— Называние всех слов, начинающихся на определенный звук, например на звук «с».
Некоторые специалисты рекомендуют знакомить малыша с понятиями гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных, глухих и звонких звуков. А еще учить ребенка представлять звуковой состав слова в виде модели, когда каждый звук обозначается фишкой определенного цвета. Конечно, рекомендации для таких занятий найти не проблема, литературы сейчас достаточно. И все же эта работа требует от родителей не только терпения и желания, но и специальной подготовки. Поэтому, если вы не владеете этими знаниями, ограничьтесь играми со звуками и словами. Этого вполне достаточно, если речевое развитие ребенка идет нормально. Остальную работу по обучению ребенка звукобуквенному анализу сделает учитель в школе. Если же вы заранее предвидите у малыша какие-то затруднения, лучше обратиться за помощью к специалисту-логопеду.
Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.
Игра с пластилином.
Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.
Игра со счетными палочками или мозаикой.
Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «Ниткография».
Взрослый может научить малыша делать буквы из гибкого, но прочного поролона, изгибая его в разных направлениях. Буквы из поролона сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например:
«Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей «ручкой» (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – «ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз. Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ. »
Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
ОХ – говорят, когда что-то болит;
НО – погоняем лошадь;
Занятия на прогулке.
На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.
Игра с красками и водой.
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения.
Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.
Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из 2-3 букв.
Рисуем буквы в воздухе.
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на своё отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.
Не уставайте хвалить малыша за любые, даже незначительные успехи. Постоянно напоминайте ему, какой он умный и замечательный. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно. Как только Вы увидите, что он устал, отвлекается, отказывается отвечать, немедленно прекратите занятие. В противном случае они принесут не пользу, а вред.
По всей площади листка бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книге, добавьте еще несколько букв. Можно то же самое делать и с цифрами.
Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?
Ищем буквы и слова
Что означают эти знаки?
Во время прогулки с ребенком по городу обратите его внимание на самые разные знаки, символы, обозначения на рекламных плакатах, на различного рода указателях (дорожные знаки, обозначения метро, транспортных остановок). Спросите малыша, что обозначают эти знаки. Когда вы с малышом вернетесь домой, попросите его нарисовать увиденные знаки. Может быть, ему захочется придумать свои знаки и символы. Обсудите эти знаки тоже.
Как знакомить ребенка с буквами
Пожалуйста, подождите
Товар добавлен в корзину
магазин детских развивающих игрушек
Знакомим ребенка с алфавитом
Требования, предъявляемые начальной школой к уровню знаний и навыков будущих первоклассников, с каждым годом становятся все выше. Собираясь в первый класс, ребенок зачастую уже должен не только знать буквы, но и уметь складывать из них слова.
В связи с этим у многих современных родителей возникают закономерные вопросы: «С какого возраста и как лучше начинать учить ребенка алфавиту?»
С какого возраста стоит начинать обучение ребенка буквам?
Существуют различные мнения на этот счет, но общая закономерность такова: чем раньше вы начнете, тем ребенку будет легче овладеть этой наукой. Главное, чтобы родители действовали грамотно в своем желании стимулировать раннее развитие малыша. Нагрузка обязательно должна быть адекватной возрасту или идти с небольшим опережением, затрагивая зону ближайшего развития. В помощь родителям создан огромный дидактический материал, ориентированный на каждый из детских возрастов.
Опытные психологи и педагоги разработали множество методик, применение которых позволит ребенку без особого труда выучить буквы и начать читать.
Раннее обучение алфавиту, а затем и чтению – это не просто дань моде. Процесс изучения букв и соединение их в слова взаимосвязан с общим познавательным развитием человека. Речь, мышление, концентрация и устойчивость внимания, моторные функции – все эти элементы психики ребенка развиваются, опираясь на предшествующий опыт в тесном взаимодействии друг с другом. Таким образом, при изучении алфавита у детей происходит комплексное формирование необходимых для жизни психических функций.
От рождения до 2 лет.
Некоторые развивающие методики рассчитаны на начало занятий с ребенком с самого рождения. Новорожденный ребенок – это не просто организм, обладающий набором безусловных рефлексов. Рождаясь, маленький человек уже обладает психикой, испытывает потребность в новых впечатлениях, стимулирующих развитие мозговых структур. В этот период ребенок максимально открыт для получения информации, и эту особенность как раз и использовали авторы методик, направленных на раннее обучение чтению. Особую важность здесь приобретает тесное общение ребенка и матери – взаимодействие в ходе развивающей игры, тактильный и слуховой контакты. Только благодаря такому симбиозу становится возможным раннее развитие малыша.
Заслуживает внимания методика обучения детей чтению целыми словами, минуя фазу послогового чтения. Регулярные занятия по данной авторской разработке будут способствовать формированию навыков автоматического чтения. Сложно поверить, но ваш ребенок способен научиться читать раньше, чем говорить! Здесь использованы принципы естественного развития: ведь никто не объясняет детям правила русского языка, когда они начинают учиться разговорной речи – мозг ребенка развивается и на основе своего опыта самостоятельно формирует нужные смысловые и логические связи. То же самое может произойти и с чтением, если взрослый будет планомерно и регулярно заниматься с ребенком в рамках дидактического курса. Главное – не упустить момент и следовать рекомендациям авторов.
В этом возрасте продолжают свое активное развитие восприятие, рече-моторные функции, эмоции, мышление и память. Ребенка очень просто заинтересовать чем-либо, но внимание еще подвижное и неустойчивое. Обучение алфавиту в этот период можно начинать со всевозможных карточек и кубиков с буквами. Обязательное условие – давать информацию детям в игровой форме. Игра является ведущим видом деятельности детей от рождения и до того момента, когда они начинают обучение в первом классе. Именно через игру ребенок получает сведения об окружающем мире, в игре происходит его развитие. В раннем детском возрасте сами по себе абстрактные символы, такие как буквы, не смогут вызвать интерес ребенка. Чтобы это произошло, нужно, чтобы его привлекла игра – яркая, красочная, с наглядными элементами и крупными деталями. Для детей этого возраста важно все не только увидеть, но и попробовать на ощупь, повертеть в руках. Эти особенности возраста необходимо учитывать, если вы решили начинать учить с малышом буквы. Изображения букв можно включать в игру неявно, называть и проговаривать звучание каждого символа.
Старший дошкольный возраст – период, когда ребенок в большинстве случаев по физиологическим и психическим показателям уже готов к обучению, однако, все же не нужно забывать о том, что он еще не первоклассник, а только готовится к этому новому этапу в своей жизни. Если интереса к процессу обучения у ребенка нет, и вы никак не можете заставить ваше чадо сесть за прописи или букварь, значит, нужно просто изменить подход.
Существует множество развивающих игр для изучения алфавита, в которых ваш ребенок будет получать информацию не скучно и нудно, заучивая непонятные значки, а – с интересом и погруженностью в сам процесс. Именно так вы сформируете готовность к обучению в школе у вашего ребенка.