Как зовут автора произведения бородино
«Бородино»: что нужно знать, чтобы понять стихотворение
+ ЗАДАНИЕ для детей «Проверь себя: «Словарь Бородинской битвы»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Серьезный повод
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом.
Особый 1837-й
1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен. В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Парадокс “Бородино”
Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.
Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.
Второе Бородино
«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина». Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали. » / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».
Громкая публикация
М.Ю. Лермонтов, автопортрет, фрагмент
«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшнго литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Упрек и похвала
В стихотворении можно выделить две ключевые темы:
Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.
Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».
«Бородино» – это диалог
Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям. В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором». Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».
Поэма или стихотворение?
Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.
Бородинская строфа
Текст Лермонтова написан семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино».
Зерно «Войны и мира»
«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Например, Лев Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» своего романа «Война и мир».
Военные словечки
Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин
«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.
Задание для детей: Проверь себя!
Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.
Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:
Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Бородино
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
Михаил Юрьевич Лермонтов был известным русским поэтом и писателем. Одним из его наиболее знаменитых произведений является стихотворение «Бородино». В нем автор наглядно продемонстрировал события Бородинской битвы. Рассмотрим анализ произведения «Бородино» по плану вместе с Многомудрым Литреконом.
История создания
Свое известное стихотворение Михаил Юрьевич создал в 1837 году. В это же время стихотворение опубликовали в журнале «Современник». Писатель посвятил произведение 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Тогда французский император Наполеон и его многотысячная армия направились покорять Россию. Но русские войска не могли дать главный бой и долго отступали, загоняя противника в капкан. Чем дольше он шел, тем больше терял силы на продвижение. Перед Москвой было решено дать бой. Выбор пал на поле Бородино. Сражение состоялось 26 августа в 125 к западу от Москвы. Оно длилось 12 часов, после чего прозвучал отбой. На следующий день Наполеон отступил, ожидая резерва, а Кутузов дал команду сдать Москву, потому что у обеих сторон были большие потери, но к французской армии спешило подкрепление, а у русской силы были на исходе. Сегодня принято считать, что ни одна сторона не добилась желаемых результатов в этой схватке.
К созданию данного стихотворения Михаила Юрьевича подтолкнули воспоминания Афанасия Столыпина, который приходился ему родственником. Афанасий Алексеевич был братом бабушки Михаила Юрьевича. Создавая свое грандиозное стихотворение, Лермонтов позаимствовал немало деталей из рассказа Столыпина. При этом сама личность повествователя присутствует в произведении. Для полного погружения в реалии битвы поэт избрал в качестве рассказчика простого солдата, речь которого проста и понятна каждому. Он видит события глазами народа, который не все знает и осознает, но горячо любит Родину и стремится ее защитить.
Не секрет, что автор «списал» с личности Петра Багратиона известный образ полковника.
Жанр, направление, размер
Произведение «Бородино» создано в жанре лирического стихотворения. По мнению многих исследователей и литераторов, произведение представляет собой народную оду или балладу. Так, присутствие повествовательного мотива свидетельствует о схожести произведения «Бородино» с балладой. Признаками народной оды, проявившимися в стихотворении, являются невероятный патриотизм людей и восхваление славы. В стихотворении представлено множество приёмов звукозаписи, благодаря которым звуки выстрелов, а также картины битвы выглядят очень правдоподобно. Также Лермонтов при создании стихотворения употреблял специальную лексику, основное назначение которой заключается в подчеркивании реалистичности повествования («булат», «редут», «картечь» и так далее).
Направление творчества Лермонтова — это романтизм. Оно проявилось и в этом произведении. Автор переносит нас в прошлое, место действия — экзотическое, ведь мы находимся на поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв века. Полковник окружен романтическим ореолом: перед нами лишенный страха и упрека герой, зовущий людей в бой. Автор не скупится на гиперболы и преувеличения, чтобы картина получилась еще более грозной («Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут»).
Стихотворный размер «Бородино» – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.
Композиция
Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части.
Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе.
Образы и символы
Большую роль в произведении «Бородино» играет образ рассказчика. Автор изобразил настоящего патриота, который восхищается героизмом своего народа. Несмотря на то, что рассказчик уже в преклонном возрасте, он готов встать на защиту своей родной земли. В образе рассказчика Михаил Юрьевич воплотил самые лучшие качества народа: честность, порядочность, отвагу и мужество. Перед нами простой солдат, его речь изобилует просторечиями, и оттого его рассказ кажется еще более искренним и родным. Автор изобразил рядового защитника Родины и не зря: именно таким бравым ребятам мы обязаны спасением Отечества. Не лишен ветеран и скепсиса, свойственного всем представителям старшего поколения. Он сомневается, способны ли молодые ребята защитить родную землю, как отстояли ее их отцы и деды?
Не менее интересным является лирический герой. Можно заметить, что повествованию автор придал форму диалога. Так, старик беседует с молодым человеком. Юноша очень заинтересовался историей прошлого. Ему совсем не безразличны события 1812 года. Лирический герой олицетворяет большую надежду на молодое поколение. Писатель хотел показать, что не все новые люди так уж безнадежны, как говорит старик. Раз в их сердцах жив интерес к памяти о подвигах предков, значит, и они не посрамят их честь в минуту опасности.
Очень ярким образом в стихотворении выступает образ командира, прототипом которого является князь Багратион. Он погиб в бою, отважно защищая свою Родину. Он не боялся отдать свою жизнь ради благополучия народа. Его речи воспламеняют сердца солдат и ведут их на битву.
Свое знаменитое творение Михаил Лермонтов создал выразительным народным языком. Писатель продемонстрировал субъективный взгляд на решающее сражение около деревни Бородино. Именно эта битва носила решающий характер в кровопролитной войне 1812 года. Какова же тематика поэмы «Бородино»?
Какие еще темы Вы нашли в «Бородино»? Поделитесь наблюдениями, и Литрекон дополнит статью.
Проблемы
Проблематика поэмы «Бородино» не менее интересна:
В произведении чувствуется двойственное настроение. Ведь, с одной стороны, читатель ощущает гордость за своих предков. Однако, вместе с этим, присутствует мотив грусти и тоски, связанный с осознанием того, что новое поколение не может повторить подвиг прошлого поколения.
Основная идея
Основная мысль стихотворения «Бородино» заключается в невероятной силе русского народа и его патриотическом духе, который сломил неприятеля. Она выражает необходимость вспомнить героическое прошлое великой страны и ровняться на него в настоящем. Можно заметить, что лирический герой использует очень понятный и простой язык, чтобы описать события сражений. Он не употреблял сложных терминов. Поэтому каждый понимает, что он хотел сказать.
Смысл стихотворения «Бородино» состоит в том, что новое поколение должно чтить память предков и учиться у них доблести, смелости и патриотизму.
Чему учит?
Известное стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» не оставляет равнодушным никого. Оно учит читателя с особым трепетом и любовью относиться к своей Родине. Оно также учит каждого человека быть мужественным и храбрым. Автор утверждает, что не нужно жалеть собственной жизни, когда речь идёт о спасении Родины.
Произведению присущ жизнеутверждающий мотив, «Бородино» заставляет задуматься о том, что никогда не нужно сдаваться и унывать. Сила духа способна победить в любом бою.
Средства выразительности
Основным тропом в стихотворении «Бородино» является гипербола (“Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). Данное средство выразительности позволяет читателю оценить все масштабы кровопролитной битвы.
Также большое значение в произведении имеют эпитеты («удалый бой”, «лихое племя», «кровавых тел» и так далее). Этот троп придаёт особую выразительность событиям.
Большую роль играют олицетворения («картечь визжала”, “звенел булат” и так далее). Благодаря этому средству создаётся впечатление, что участниками битвы являются даже неодушевленные предметы. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел” — придают тексту поэтическую выразительность.
Критика
Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино».
«его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества», — именно так однажды высказался Виссарион Белинский.
Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.
Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость.
Характеристика главных героев стихотворения «Бородино»
Свое стихотворение М. Ю. Лермонтов посвятил 25-летию Бородинской битвы. Повествование ведется от лица ветерана Отечественной войны 1812 года и участника генерального сражения между российской и французской армиями при деревне Бородино. Характеристика главных героев, которыми являются русские солдаты и офицеры, показывает духовное преимущество воинов прошлых лет перед своими потомками.
Прототипы героев произведения
Творчеству одного из величайших русских поэтов — Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в школьной программе уделяется много внимания. Стихотворение «Бородино» изучают на уроках литературы в 5 классе. Стилевая направленность произведения способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам Родины.
Считается, что прототипами главных героев «Бородино» стали:
Произведение построено на воспоминаниях простого солдата. Это отражает народный дух войны 1812 года как ответ на вторжение полчищ Наполеона в пределы России. Герои стихотворения «Бородино» — русские люди, вставшие на защиту Отечества, давшие присягу умереть за него и сдержавшие «клятву верности».
Композиция
По композиции стихотворение кольцевое, поскольку начинается словами юного рассказчика и заканчивается ими. Начинается с вопросительной строфы для читателя, чтобы обновленное поколение задумалось о роли битвы для Родины. Это является неким вступлением, сразу за которым идет рассказ о событиях тех лет от лица ветерана войны.
Рассказ основная часть. Свое повествование рассказчик начинает с искреннего восхищения ветеранами, теми, кто выжил и пал. Далее он подробно описывает бой и все связанные с ним чувства.
Отцы и дети
Стоит отметить, что на совете в Филях мнение высшего офицерства разделилось. Большинство считало необходимым дать новое сражение на подходе к городу. Но фельдмаршал Кутузов принял решение об отступлении, чтобы сохранить боеспособную армию, а потом, по воспоминаниям адъютанта, горько плакал.
Решение оказалось тактически верным — Москва, «как губка», впитала французов в себя, распылив и ослабив праздностью их воинский дух. Надежда Наполеона на то, что захват Первопрестольной завершит войну, не оправдалась. Разгром на Березине был уже близок, а отступление по старой Смоленской дороге осложнилось голодом и нападением партизан.
Второстепенные герои стихотворения Лермонтова «Бородино»
, который неравнодушен к героическому прошлому своей страны. Его интересует рассказ непосредственного участника исторического события, волнует вопрос о сдаче сожженной Москвы Наполеону: «…ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?». И он получает ответ: не даром. Не было более кровавого сражения, чем Бородинская битва. Наполеон заплатил высокую цену: потери его армии составили 25%, и ему не удалось разбить русскую армию. Дорого заплатили и русские: армия Кутузова потеряла 30% своего состава. Таковы потери за один день.
Юноша знал «о дне Бородина», который «помнит вся Россия», но из рассказа участника сражения получил наглядное представление о страшной битве, героизме и величии духа отцов. Так молодое поколение проникается героическим духом предков, чтобы в свой черёд не спасовать перед врагом, грозящим родной стране.
Настроение в армии перед сражением
Ветеран рассказывает о том, как будущие герои Бородинского сражения переживали отступление и сетовали на промедление и нерешительность командиров. Особенно «ворчали старики», помнившие победоносные суворовские походы. Для них особой вдохновляющей радостью было назначение главнокомандующим Кутузова — ученика великого полководца.
И вот было найдено «большое поле», удобное для ведения оборонительных действий, дающее преимущество над наступающим противником. Артиллеристы, в число которых входил и рассказчик, строят укрепление (редут) и ожидают появление французов. Войска Наполеона вышли к полю на следующий день.
Два дня между противостоящими сторонами ведется артиллерийская дуэль. Русские воины, расположившиеся на открытом биваке:
Наутро третьего дня общее движение показало, что день «грозной сечи» настал.
Алексей Ермолов
Генерал Алексей Ермолов происходил из небогатой дворянской семьи. С 15 лет он поступил на воинскую службу, в 17 попал под начало Александра Суворова. Одним из первых его сражений стала польская кампания, когда русские войска подавили восстание Тадеуша Костюшко. За нее Ермолов получил орден Святого Георгия 4-й степени. После этого он участвовал в Персидском походе, осаде крепости Дербент и первой войне с Наполеоном.
Ко времени Бородинской битвы Алексей Ермолов служил под началом Михаила Кутузова. Когда французская армия захватила батарею Раевского на левом фланге, где шли основные бои, главнокомандующий отправил туда Ермолова. Генерал прибыл на место боя и обнаружил, что пехотинцы беспорядочно отступают. Тогда он с батальоном солдат отправился им навстречу, остановил бегущих солдат, собрал их в «беспорядочную толпу, состоявшую из людей разных полков» и лично повел этот отряд обратно в бой. Всего за 20 минут батарею Раевского удалось отбить у противника.
Мужество солдат и офицеров
Непосредственный командир подразделения, в котором служил рассказчик, безымянный полковник, произносит перед строем речь. Его глаза сверкают отвагой, а слова вдохновляют солдат с честью выполнить свой долг и, если понадобится, умереть под Москвой, как «братья умирали». Это посыл к доблести всех русских воинов, сложивших головы, защищая Отечество.
Солдаты и офицеры, герои Бородинской битвы, обещают умереть и сдерживают клятву, остановив французские полчища. Двинувшиеся, «как тучи», на русские позиции вражеские колонны были встречены огнем и мечом. Неприятель был ошеломлен упорством противостояния, а особенно удалью русского рукопашного боя, об ожесточении которого говорят слова очевидца и участника — «рука бойцов колоть устала». Убитых было столько, что тела павших мешали пролетать ядрам.
Бой длился до самой темноты. Барабаны французов «затрещали», командуя отход на исходные позиции. Русские начали считать раненых и убитых товарищей и готовиться к новому бою, даже не помышляя об отступлении.
Средства художественной выразительности
Для написания своего бессмертного детища писатель пользуется различными художественными средствами выразительности.
Если делать точный разбор всех использованных им средств, то он применяет в основном эпитеты и просторечия («ушки на макушке», «полковник наш рожден был хватом») со словами возвышенного стиля («на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами»), гиперболой («и ядрам пролетать мешал гора кровавых тел»), эпитетами (схватки «боевые», кивер « избитый»), крылатыми выражениями («да, были люди в наше время», «ломить стеною»), цитаты с фразеологизмами («плохая им досталась доля»), синекдохой («как ликовал француз»), двусмысленными фразами («ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!»), фразами сравнения («французы двинулись, как тучи»).
Чья была победа
По факту в сражении не было выявлено победителя, а оставление русскими Москвы засчитывается многими западными историками как поражение нашей армии. Но это не совсем так. Русские морально были готовы и искали нового сражения. Но главнокомандующий Кутузов был «отец солдатам» и не хотел еще больших потерь.
Однако битва показала, что величайшая армия Наполеона не такая уж непобедимая. Результат сражения можно назвать победой русского духа. Наши воины доказали свою преданность Родине и умение воевать, перемолов наступающих «уланов», «драгунов» и пехоту неприятеля.
В стихотворении Лермонтова «Бородино» нет четкого сходства портрета персонажей с реальными участниками сражения. Можно лишь догадываться и сопоставлять факты и фабулу произведения. И такая позиция автора неслучайна, так как позволяет продемонстрировать читателю не отдельные случаи, а массовый героизм русских солдат и офицеров в той войне.
Иван Дорохов
Иван Дорохов родился в Туле, в дворянской семье. В 1787 году он поступил на службу в армию и тогда же попал на Русско-турецкую войну. Два года спустя его заслуги отметил сам Александр Суворов: «Ревностен к службе, проворен и неустрашим».
Дорохов также участвовал в первой войне против Наполеона в 1805–1807 годах, получил несколько орденов. К началу 1812 года он командовал авангардом 4-го пехотного корпуса. Когда началась война, Дорохову забыли прислать приказ об отступлении, и он две недели находился со своим корпусом в тылу французской армии без подмоги. Несмотря на это, Дорохову удалось вернуться к своим, не потеряв ни одного бойца.
В Бородинской битве под началом Дорохова сражались четыре полка. Они защищали главные укрепления на левом фланге российской армии — Багратионовы флеши и батарею Раевского. С 9 сентября 1812 года Иван Дорохов возглавил партизанский отряд. За храбрость в бою его наградили именной золотой саблей с алмазами. Но вскоре Дорохов получил тяжелое ранение, из-за которого покинул военную службу, а спустя три года скончался. А в 1865 году вышел роман Льва Толстого «Война и мир», в котором Дорохов стал прототипом одного из героев — Федора Долохова.
Автор: Ирина Кирилина
«Поле Бородина»
Стихотворение «Поле Бородина», написанное Лермонтовым в 1830 году, было первым восхвалением народного подвига. Уже в нем критики отмечают образы и картины битвы, ставшие основой для величайшего произведения автора. Воодушевленный творчеством Поэма Скотта и лирикой Давыдова, Михаил Юрьевич испытывает свой талант написанием подобного стихотворения. Шестнадцатилетний поэт создает определенный набросок, эскиз будущего произведения.
Как и в конечном варианте, рассказчиком является участник Бородинского сражения. Остается невыясненным, к какому роду войск он принадлежит. Изначальный стиль повествования принадлежит простому солдату из народа. Чуть позже появляются речевые обороты, характерные для высшего общества. В стихотворении «Бородино», написанном позже, главный герой является артиллеристом. Это становится понятно со слов: «Забил заряд я в пушку туго…».
Это относится и к яркому образу полководца, играющего важную роль в описании настроения солдат. Вариант 1830 года содержит небольшой отрывок, в котором вождь призывает армию к сражению. Но уже через шесть лет Лермонтов добавил и уточнил описание образа. Полководец в «Бородино» опытный стратег, патриот, военачальник, которого солдаты называют «отцом».
Приуроченное к 25 годовщине Отечественной войны, стихотворение «Бородино» было опубликовано в журнале «Современник» в том же году. Сразу получив признание читателей и множество положительных отзывов критиков, стихотворение стало основой для многочисленных исследовательских работ.
Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника
ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич
Название: «Бородино»
Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год
Жанр: Стихотворение (баллада)
Год написания: 1837 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Жанр, размер
На то, к какому жанру принадлежит поэма «Бородино», ответы весьма разные. По мнению одних – это народная ода, других – баллада, третьи же считают данное произведение батальной поэмой. Все же, анализируемое произведение правильнее всего будет отнести к поэме, поскольку мы можем наблюдать описание эпических событий, которые имеют четкую сюжетную линию, имеющую значение весьма глобальное в истории.
Баллада затрагивает больше личную жизнь. Одой назвать данное произведение так же сложно, поскольку манера изложения выбрана разговорная.
Что же касается направления произведения, то это реализм. В поэме описаны события 1812 года, которые происходили на самом деле. Так же «Бородино» было написано со слов очевидца, принимавшего участие в данном сражении.
Присущи в произведении и черты романтизма, так как мы видим неподдельное восхищение поэта героями, которые бесстрашно сражались за свою Родину.
В произведении Михаил Юрьевич использует трехстопный и четырехстопный ямб.
История создания
Данную поэму Михаил Юрьевич посвятил двадцатипятилетнему юбилею битвы. Поэту удалось осветить моменты битвы глазами простого народа, а не правительства. Когда в 1837 году победа отмечалась на государственном уровне, был заложен Храм Христа Спасителя, который находился в Москве.
В этот год почитали память погибших участников сражения. Михаил Юрьевич не остался в стороне, а так же решил воспеть великий подвиг в своей поэме «Бородино». Первый выход «в свет» данного произведения был в журнале «Современник». Именно в нем работал главным редактором Александр Сергеевич Пушкин. Именно благодаря Александру Сергеевичу произведение было напечатано и актуально по сей день.
Так случилось, что родной брат бабушки поэта являлся участником тех самых боевых действий, которые описывает Михаил Юрьевич. Благодаря рассказам Афанасия Столыпина автор знал о реальной ситуации из первых уст. Он не утаивал того, что происходило на самом деле, и показывал войну такой, какая она есть – жестокой, тяжелой и страшной. Именно данные рассказы деда и помогли поэту создать это бессмертное произведение, которое отличается правдоподобностью и искренностью.