Как зовут человечка мишлен логотип
Пьяница, курильщик и просто хороший человек. История знаменитого лого Michelin
Фото Michelin, flickr.com
Фото Michelin, flickr.com
Если с «переобувкой» с «лета» на «зиму» лучше не затягивать, то сезонная смена шин в обратном направлении вполне может немного «потерпеть» – именно такие результаты показал наш опрос в Telegram-канале в начале мая. На момент опроса 35% водителей признались, что все еще ездят на «зиме». А раз вопрос с «переобувкой» по-прежнему актуален или как минимум не забыт, предлагаем вспомнить историю одного из самых знаковых логотипов шинной отрасли – шинного человека под именем Бибендум от компании Michelin.
«Родственник» Гамбринуса
Сама Michelin была основана в 1889 году и в самом начале становления занималась производством шин для велосипедов. Со временем интересы компании стали шире, как следствие – она начала осваивать рынок автомобильных шин. Сейчас ее символ – жизнерадостный и добродушный человек из шин, который рад всему и всем. Но таким он был не всегда.
Годом «рождения» Бибендума принято считать 1894-й, когда во французском Лионе проходила международная выставка. Ею целью было поддержание торгового оборота и продвижение Французской колониальной империи. За время проведения выставку посетило почти 4 миллиона человек. На экспозиции нашлось место в том числе и для продукции Michelin.
Рождение Бибендума вышло незамысловатым. После того как ответственный за оформление стенда сложил шины «столбиком», один из братьев-основателей заметил интересную схожесть получившейся композиции с человечком. Оставалось только добавить руки и придать ему немного человеческих черт.
О человеке из шин забыли на несколько лет, пока за дело не взялся художник и карикатурист Мариус Российон, который также был известен под псевдонимом О`Галоп. Одному из братьев Michelin понравилась его работа с изображением Гамбринуса – короля, который считается изобретателем пивоварения. Гамбринус на эскизе был показан как типичный любитель пива, с внушительных размеров животом и бокалом в руке.
Поэтому не то по заказу Michelin, не то в результате совместного мозгового штурма Michelin и О`Галопа Бибендум стал «вариацией на тему»: стопка шин на первом рекламном плакате обрела человеческий вид. Бибендум получился толстяком со складками-шинами, с бокалом шампанского в руке. Шампанское было не главным – в бокале помимо напитка были гвоздки, осколки, камни и все то, от чего обычно страдают шины.
Nunc est Bibendum с латинского можно перевести как «время выпить», а в более свободной интерпретации с привязкой к изображению она означала, что шинам Michelin все равно что «пить», ведь они не боятся на дороге ничего и «глотают» все препятствия. По бокам от Бибендума сидели еще два персонажа, которые на его фоне выглядели сдувшимися и в принципе не внушали доверия. Говорят, что человек слева был нарисован не просто так. Это была карикатура на Джона Данлопа, который запатентовал пневматическую шину.
Чего такой дерзкий?
В начале популяризации нового рекламного образа у шинного человека было несколько прозвищ наподобие «дорожного пьяницы». Согласитесь, звучит не очень. Однако вопрос с его именем, как и с рождением, также решил случай. В 1898 году один из участников гонки Париж – Амстердам – Париж, увидев Андре Мишлена, закричал: «Смотрите – Бибендум!» Шутка удалась намного больше, чем можно было представить поначалу. Имя «прилипло», как это часто бывает в обычной жизни с обидным или не очень прозвищем.
Бибендум начал рекламировать и представлять бренд в самых различных ситуациях. Его образ менялся в соответствии с веяниями времени. Сначала это был эдакий весельчак с пенсне и сигарой, которые могли считаться показателями успешности и статуса.
Он также мог без зазрения совести подразнить конкурентов или появиться в обществе дам. К примеру, на плакате 1905 года Бибендум «бил» соперников «обувью» с металлическими вставками – так Michelin демонстрировала технологию, которая позволяла еще больше усилить протектор в борьбе с гвоздями. Гвозди на дорогах тех времен были актуальной проблемой: их то и дело теряли подкованные лошади. Также поговаривают, что металлические вставки во многом стали в том числе и прообразом современных шипов.
Всем ЗОЖ
Со временем образ сменился на более добрый и в каком-то смысле правильный: дерзкий некогда Бибендум стал покровителем автомобилистов, он всегда готов выручить и прийти на помощь.
Публикации с его участием становятся более сдержанными, сам Бибендум бросил пить и курить, а к 1980-м даже начал заниматься спортом. К слову, на счету О`Галопа, которому Бибендум многим обязан, около 200 работ.
Изменились и шины, из которых он состоит: тонкие покрышки заменили шины более привычного размера. Между тем в 1912 году менялся даже цвет Бибендума, когда из-за изменения состава цвет поменяли сами шины. Внешность черного цвета не прижилась. В компании объяснили это трудностями в печати рекламных плакатов, а вовсе не каким-либо проявлением расизма.
Как бы то ни было, Бибендум до сих пор жив и чувствует себя превосходно, несмотря на возраст более 120 лет. Он не раз появлялся в поп-культуре, из-за чего дело иногда даже доходило до судов, у него были собственные колонки в печатных изданиях, ему даже посвятили дизайнерский стул – жизнь у Бибендума насыщенная.
В 2018 году логотип был признан ни много ни мало «иконой тысячелетия». Получившийся персонаж стойко ассоциируется с Michelin. Кажется, если пропадет он, то и от компании не останется ни следа.
Кто такой «Бибендум» и при чем здесь компания Michelin, не смог ответить практически никто из участников Детройтского автосалона
Откуда на логотипе Michelin появился странный человек
Опрос, проведенный одним из энтузиастов на Детроитском автосалоне, показал, что многие эксперты не знают достаточно известных вещей из мира автомобильной культуры. Например, практически никто не смог назвать первое или настоящее имя человека, рекламирующего покрышки Michelin.
Этого симпотягу из шин звали Бибендум. Читатели, знающие латинский язык, переведут такое имя как латинский глагол, означающий «выпить». В самой первой рекламе 1898 года Бибендум изображал гурмана, похожего на плутократа. Он держал в руке большой бокал с битым стеклом, гвоздями и всякими острыми предметами, носил пенсне. Над изображением размещалась надпись «NUNC est bibendum», что означает «теперь мы пьем». На некоторых рекламных изображениях необычный человек изображался на велосипеде с большой сигарой.
Здесь подразумевается, что шины Michelin, из которых сложен Bibendum, качественные и настолько прочны, что могут просто «выпить» или впитать все острые предметы, встречающиеся на дорогах, без особых последствий. По бокам от Бибендума расположились такие же человечки из покрышек, которые не смогли выдержать испытание острыми предметами — они выглядят подавленными и спущенными.
Начало истории странного героя рекламы
Необычный персонаж появился в 1894 году, когда братья Эдуар и Андре Мишлен увидели стопку шин, которые напомнили им фигуру человека без рук. Позже основатели бренда познакомились с мультипликатором по имени О’Галоп, который ранее разрабатывал рекламу немецкой пивоварни. Она была выполнена в том же формате, что и знаменитая первая реклама покрышек Мишлен. Но только немецкого любителя пива заменили огромным големом из шин.
Внешность Бибендума с годами сильно изменилась. Его первоначальный формат был в значительной степени продуктом эпохи. Детали – пенсне и сигара, символизировали статус и успех. Но достаточно быстро аксессуары ушли в прошлое, что доказывает анимационный ролик с участием Бибендума 1935 года выпуска:
Шины эпохи рождения странного персонажа были очень тонкие и белые. Цвет обусловлен отсутствием сажи в составе каучуковой смеси. Именно это определяло внешний вид Бибендума. Несмотря на сигары и пенсне (символы престижа), рекламный герой выглядел ужасающе.
Видите, даже ребенок приуныл рядом с ростовой куклой начала XX века
Но человек из шин был всегда дружелюбен, особенно к владельцам автомобилей. Бибендум изображался во время оказания помощи водителям, пробившим колесо. Дружелюбный герой извлекал покрышки из собственного тела и отдавал, чтобы заменить вышедшую из строя шину.
На протяжении многих лет, как и многие другие талисманы и герои мультфильмов, Бибендум сохранил во «взрослой жизни» свои черты и остался при этом симпатичным и привлекательным.
Современный облик известного рекламного персонажа
Сегодня человек Мишлен или Бибендум превратился в милого, доброжелательного, пухлого героя. Правда, голова похожа на черепашью, на ней красуется очаровательная улыбка. Шины, из которых сложен персонаж, стали шире, что больше соответствует действительности. Кроме того, Бибендума одели в промышленные ботинки на липучках.
Единственное, что осталось у героя – белый цвет. Причина – более реалистичный черный сливался с темными фонами. Еще одна проблема – низкое качество печати, высокий расход краски, что значительно повышало стоимость больших тиражей рекламных плакатов и баннеров. Поэтому принято решение сохранить белый цвет тела известного персонажа.
История логотипа Мишлен (Michelin)
У меня этот логотип всегда ассоциировался с забинтованным человеком. Я еще удивлялся, как можно таким внешним видом рекламировать такую важную деталь автомобиля как покрышки. И вот сегодня случайно набрел на статью на motor.ru/articles/2014/12/15/bibendum/
Илья Фролов
Иллюстрации Michelin и фирмы «Проводник»
Он родился в одно время с доильным аппаратом и дизельным двигателем. Он глотал гвозди, грубил, курил и соблазнял женщин, но все-таки дожил до наших дней – в 2000 году газета The Financial Times назвала Бибендума лучшим логотипом двадцатого века. В этом году исполнилось 120 лет, как Эдуарду Мишлену пришла в голову идея приделать к горе покрышек руки и ноги, а мы вспомнили, как это было.
Все началось в 1894 году на колониальной выставке в Лионе – международной экспозиции, призванной поддержать торговый оборот между империями и их колониями. Франции тогда принадлежало полмира, так что на выставке можно было увидеть как последние достижения технического прогресса, вроде инкубатора для недоношенных младенцев, так и экспозиции с колониальными товарами, импровизированные сомалийские и вьетнамские деревни, палатку с алжирской кухней, а также копии дворцов и мечетей из разных уголков империи.
Монтаж лионской выставки под куполом главного павильона высотой 55 метров.
До выставки ходил электрический трамвай, а специальный аэростат поднимал гостей на несколько сотен метров, чтобы они могли насладиться общей панорамой.
Один стенд был отведен под семейное предприятие Michelin, которое на тот момент выпускало самые разные шины – для кресел-колясок, тачек, велосипедов.
Зная, что выставку посетят сами братья Мишлен, сотрудники фирмы старались изо всех сил и сложили все виды покрышек в две пирамиды, от самых больших внизу до самых маленьких сверху. Младший из братьев Эдуард, увидев их, воскликнул: «Если сюда приделать руки – получился бы человек».
С братьями Мишлен судьба сыграла саркастическую шутку. Воспитанный на точных науках инженер и архитектор Андре занимался в семейной фирме творческим вопросами, а закончивший школу изящных искусств Эдуард – организационными.
Собственно, на этом история с кучей покрышек могла бы закончиться, не начавшись, но спустя четыре года парижский офис Michelin посетил художник и карикатурист Мариус Российон, больше известный под псевдонимом О’Галоп.
Занимавшийся творческими вопросами Андре Мишлен понимал, что хорошая реклама начинает играть все более важную роль в развитии бизнеса и позвал Российона, чтобы тот показал свои работы для варьете, популярного велосипедного журнала Alena Cycle и других заказчиков. Одна из них привлекла его внимание больше остальных.
На рисунке для мюнхенской пивоварни был изображен бородатый увалень с огромным животом и кружкой пива в правой руке, а слоган рядом с ним гласил Nunc est Bibendum – «настало время выпить». Фраза была взята из оды древнеримского поэта Горация в честь очередной победы императора Августа. Враг, мол, повержен, пора поднять бокалы, друзья. Но здесь это высказывание скатилось до девиза какого-то заправского пьянчужки.
Вид на главный вход предприятия Michelin в Клермон-Ферране на стыке веков.
Приехав в 1889 году в Париж, О’Галоп варился в творческой атмосфере Монмартра и до войны выполнил для Michelin около 300 работ. Позже он станет одним из пионеров анимации
Увалень был столь упитан и велик, что напомнил Андре гору покрышек с выставки в Лионе. Сами же шины Michelin если не пили пиво, то относительно успешно проглатывали плохие дороги, чреватые проколами.
О’Галопу было дано задание как-то объединить два этих образа в одном плакате.
Если в рекламе Michelin прошлого 1897 года, словно в календаре Pirelli, была изображена полуобнаженная богиня на пневматической шине, то в творении художника главным действующим лицом была огромная стопка шин с руками и ногами, выглядевшая как заправский французский аристократ.
Новый персонаж говорил уже знакомую латинскую фразу Nunc est Bibendum, добавляя по-французски: «Ваше здоровье. Шины Michelin глотают все препятствия», и готовился выпить бокал с острыми камнями, осколками и гвоздями – главным проклятием автомобилистов тех лет. Лошади, коих на дорогах по-прежнему было достаточно, не только оставляли на дорогах живописные кучи навоза, но и россыпи гвоздей, крепящих подкову к копыту. Так что автомобильные прогулки регулярно прерывались на физкультурные паузы для замены покрышек.
Проза жизни автомобилиста конца XIX и начала XX века — замена покрышки.
Новый персонаж выглядел напыщенно и явно происходил из высших слоев общества: прямая осанка, перстни на руках, пенсне, а главное – бокал! В его руке была не пивная кружка или сакральный для французов винный бокал, а фужер для шампанского – напитка бомонда.
Во всей Франции к этому моменту было около 2500 самодвижущихся экипажей, которыми владели богатые люди и аристократы – главная целевая аудитория автомобильных шин.
За одним столом с резиновым человеком сидели два потертых, наполовину сдувшихся соседа, которые только и открывали рты от изумления. Современник бы узнал в них карикатуру на изобретателя и промышленника Джона Бойда Данлопа и тогдашнего директора немецкой фирмы Continental.
Потрет Джона Бойда Данлопа и карикатура на него из рекламы Michelin. Данлоп первым запатентовал пневматическую шину.
Острые языки окрестили резинового человека Michelin «дорожным пьяницей», а уже в 1898 году во время пробега Париж – Амстердам – Париж один из его участников закричал Андре Мишлену: «Смотрите, Бибендум идет».
Прозвище приклеилось к персонажу само собой, а О’Галоп получал все новые заказы на рекламные плакаты с его участием.
В новых сюжетах Бибендум всячески помогал автолюбителям как друг и ангел-хранитель, а в инструкции по уходу и ремонту шин угодливо подписывался «Ваше пневматчество». При этом он пользовался авторитетом, поучал конкурентов, мог завоевать любую женщину и непременно курил сигару – еще один символ благосостояния тех лет.
Однако главной находкой рекламной кампании было даже не то, что достоинства продукта демонстрировал удачно подобранный персонаж. Он продвигал не шины – он продвигал образ, а это было новым витком в эволюции рекламы. Michelin стал не просто заводом – теперь марка вызывала определенные эмоции и ассоциации. Хотя, когда крутой нрав Бибендума выходил из-под контроля, справиться с ним не мог даже сам О’Галоп.
Фигуры Бибендума на карнавале в Ницце в 1911 году.
На плакате 1905 года Бибендум был изображен одетым в боксерские трусы и перчатки, бьющим противника ногой. В подошве его обуви видны металлические вставки – новая технология Michelin, с помощью которой французы пытались усилить защиту протектора от гвоздей. Подпись ниже гласила: «Le Coup de la Semelle Michelin» – «удар подошвой «Мишлен».
Металлические вставки частично защищали шину от гвоздей. Когда-то гвозди заботили шинников больше, чем шум, сцепление и аквапланирование.
После велосипедов и автомобилей Michelin пытался пересадить на пневматические шины даже поезда — братьев Мишлен раздражал стук и шум металлических колес, но поезда на шинах можно было встретить лишь во Франции и ее колониях.
Плакат, опять же, как плакат, но был нюанс: Джон Данлоп в Великобритании побеждал в соревнованиях по боксу, а во французском боксе разрешены удары ногами, чем Бибендум и пользуется для решающего удара.
В другой рекламной кампании его жертвой уже стали владельцы парижских автобусов, которые закупали жесткие, безвоздушные шины.
Реклама изображала свинью, которая с комфортом нежится в кузове грузовика на пневматиках, и пассажиров общественного транспорта, которых трясет в автобусе как в преисподней. Бибендум призывает: «Парижане, требуйте равноправия!». Шины спешно заменили на пневматические.
Увы, оставаться бунтарем в возрасте 120 лет не смог бы даже Хью Хефнер, и своенравный Бибендум с годами становился все мягче: в тридцатых он окончательно бросил курить, а вскоре у него даже появились… жена и сын Биб. Наконец, в восьмидесятых он всегда изображался бегущим и, очевидно, сбросил лишний вес – из живота исчезли лишние шины, улучшилось зрение – ему больше не требовалось пенсне.
Отказавшись от светского образа жизни, курения и поедания гвоздей он, кажется, утерял частичку харизмы. Стал выглядеть слаще и моложе, но по-прежнему занимает главное место в рекламе Michelin. «Картинка всегда важнее, чем текст», – так в завещании своему преемнику написал Андре Мишлен.
P.S.
В 1910 году О’Галопу заказала рекламный постер российская шинная фирма «Проводник» из Риги. Начав в XIX веке с производства калош, она вскоре переключилась и на шины, а в начале XX века уже занимали второе место в Европе по объемам производства.
Андрей Нагель отправляется на своем «Руссо-Балте» в очередную поездку в Монако. На чехле запаски хорошо видно название фирмы производителя.
Рекламные надписи Prowodnik можно было встретить по всему миру от Парижа до австралийской Аделаиды, эту же резину использовал Андрей Платонович Нагель во время путешествия в Африку, о котором мы недавно рассказывали.
Постер О’Галопа для «Проводника» изображал безмятежного медведя в покрышке, которого не могла остановить даже стая гончих псов. Увы, во время Первой мировой войны рижское производство было раздроблено и перенесено вглубь страны, а потом исчезло в смуте революции. Вторым Бибендумом медведь не стал.
«Бибендум»: лучший в мире логотип
Визитная карточка «Мишлен» — маленький человечек по имени Бибендум, который вот уже 102 года является символом этой французской компании, производителя шин,— признан лучшим в мире логотипом. Так решил собравшийся в Канаде международный комитет в составе 20 экспертов в области изобразительных искусств, дизайна и коммерческой рекламы. Бибендум оказался первым из пятидесяти претендентов на звание лауреата, обойдя таких известных соперников, как логотипы лондонского метро (второе место), Общества Красного Креста (третье место), «Найки» (четвертое) и «Кока-Колы» (девятое).
История Бибендума начинается в конце XIX века. Как-то раз, бродя по выставке в Лионе, основатели компании братья Эдуар и Андре Мишлены обратили внимание на лежащий в углу штабель шин; они были разного размера и напоминали фигуру человека. Вскоре после этого случая, перебирая плакаты художника О’Гэлопа, братья наткнулись на шарж, сделанный по заказу одной немецкой пивоварни: на нем был изображен толстопузый баварец, он который держал в руке кружку пива, напоминавшую штабель шин в форме человека, и повторял слова Горация: «Nunc est Bibendum» («самое время выпить!»). Если вспомнить любимый девиз братьев Мишлен («шина глотает препятствия») становится понятной ассоциация с толстяком по имени Бибендум. Братья попросили О’Гэлопа сделать новый вариант, положив в его основу штабель шин, и в 1898 году на свет появился самый знаменитый корпоративный символ. Однажды во время велосипедной гонки по маршруту Париж — Амстердам — Париж, какой-то болельщик, завидев Андре Мишлена, воскликнул: «Да это же Бибендум!», и с тех пор «Мишлен» и Бибендум — синонимы.
Группа «Мишлен» может похвастаться не только успехом Бибендума. По данным «Дж. Д. Пауэр энд ассошиитс», весьма уважаемой фирмы, занимающейся контролем качества и надзором за соблюдением интересов потребителей, она удерживает лидерство и по степени удовлетворенности автолюбителей качеством покупаемых шин. Третий год подряд «Мишлен» оказывается на первом месте в категории легковых автомобилей и минифургонов и второй год в категории легких грузовиков, куда также входят спортивно-универсальные машины и пикапы. Вслед за «Мишлен» в категории легковых автомобилей и минифургонов идут компании «Континентал», «БФ Гудрич» и «Данлоп». «Данлоп» занимает также второе место и в категории легких грузовиков, опережая «БФ Гудрич» и «Файрстоун». Опрос, определивший эти результаты, проходил в марте — мае этого года; в нем принимала участие 31.000 покупателей новых автомобилей, высказавших свое мнение по поводу качества шин, которыми были укомплектованы купленные машины.
Пресс-служба группы «Мишлен».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Французская компания Michelin является вторым в мире по размерам и выручке производителем автомобильных шин (после японского Bridgestone). А маскот компании переставляет собой один из самых узнаваемых корпоративных символов. Причем не только среди производителей шин, а вообще. Человек-мишлен (Michelin man), известный также как Бибендум, более чем за 120 лет своего существования стал неотъемлемой частью идентичности Michelin.
Откуда взялся человек-мишлен, и как он получил имя Бибендум
История такого странно выглядящего существа просто обязана была начаться странно. В 1894 году братья Эдуард и Андре Мишлен, основатели компании Michelin, принимали участие в промышленной выставке в Лионе. Считается, что Андре увидел шины, сложенные на стенде компании и обратился к брату: «Смотри, с руками и ногами из них получился бы человек.»[1]
Спустя четыре года эта причудливая фантазия была воплощена карикатуристом Мариусом Росильоном, известным также под псевдонимом O’Galop.
Художник показал Андре Мишлену свой плакат, нарисованный для одной мюнхенской пивоварни. На плакате был изображен Гамбринус, легендарный король, считающийся изобретателем пивоварения. Надпись сверху гласила «Nunc est bibendum». На латыни это значит: «Время выпить» (дословно, «теперь напиток»). Это цитата из древнеримского поэта Горация.[1]
Андре Мишлен предложил Росильону переделать плакат, «одев» Гамбринуса в шины. Художник так и поступил. Получился странный плакат, на котором человек-мишлен, состоящий из белых шин (черные шины начали производиться только в 1912 году), поднимает бокал и предлагает выпить.
Плакат Michelin, нарисованный Мариусом Росильоном в 1898 году. Wiki Media, public domain
Плакат был использован на ралли Париж-Амстердам-Париж в июле 1898 году. Во время ралли один из гонщиков по имени Леон Тери прочитав надпись на плакате, прокричал Андре Мишлену: «voila Bibendum, vive Bibendum!». Тери не знал, что это слово означает «напиток», а надпись на постере осталась от короля Гамбринуса. Таким образом человек-мишлен получил свое имя — Бибендум.[1]
Эволюция маскота Michelin
Изначально Бибендум представлял собой довольно брутальную фигуру. Большой, бесформенный, в очках, с сигарой в зубах и бокалом в руке. Иногда это изображение дополнялось довольно неуклюжим слоганом: «Шины Michelin выпивают все препятствия».
На рубеже 19-го и 20-го веков подобный образ был уместен. Он символизировал достаток сословия, которое могло позволить себе автомобиль. Тем не менее, в те же времена человек-мишлен получил и довольно неприятное прозвище «дорожный пьяница».
Реклама Michelin 1919 год. Flickr/Don O’Brien
Бибендум постепенно менялся. В 1920-х он лишился очков, а затем и сигары. В 1950-х он стал еще более округлым. Иногда он изображался толкающим перед собой шину, а иногда — танцующим под дождем. К началу 21 века человек-мишлен, напротив, похудел и стал выглядеть почти спортивно.[1], [2]
За свою историю компания Michelin несколько раз пыталась отказаться от своего маскота. Но каждый раз возвращалась к нему. Бибендум — странный маскот, но он стал неотъемлемой частью компании. Без него, Michelin — уже не Michelin.
Человек-мишлен (Michelin man). Flickr/Steven Tyler PJs
Историк дизайна и куратор Ален Вэйл так высказался о человеке-мишлене:
«Когда персонаж превращается в икону, ни у кого уже не возникает вопроса, хорош он или плох. В какие-то моменты компания Michelin переставала использовать его, но начинала снова. Он просуществовал так долго, поскольку так долго существует бренд. И такое происходило со многими другими выдающимися логотипами.»[1]
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: