Как зовут городничего в ревизоре

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Как зовут городничего в ревизоре. 220px Gorodnichiy. Как зовут городничего в ревизоре фото. Как зовут городничего в ревизоре-220px Gorodnichiy. картинка Как зовут городничего в ревизоре. картинка 220px Gorodnichiy

Как зовут городничего в ревизоре. magnify clip. Как зовут городничего в ревизоре фото. Как зовут городничего в ревизоре-magnify clip. картинка Как зовут городничего в ревизоре. картинка magnify clip

Анто́н Анто́нович Сквозни́к-Дмухано́вский — персонаж комедии Гоголя «Ревизор», городничий.

Содержание

Описание

— «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — второй по значимости персонаж комедии, глава уездного города N. Городничий завязывает комедийный сюжет, сообщая «пренеприятное известие» о приезде ревизора. Сквозник-Дмухановский порожден и воспитан средой. Городничий — собирательный образ государственной власти современной Гоголю России. Он признает, что грешен, исправно посещает церковь и думает когда-нибудь покаяться, но никогда он не пропустит того, «что плывет в руки». С приездом ревизора он неоднократно обманывает сам себя. Сначала, посещая Хлестакова, он не верит в очевидное положение Хлестакова, трактуя это как хитроумную увертку Хлестакова.

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться.

— «Ревизор», действие второе, явление восьмое.

Городничий верит Хлестакову и тогда, когда подвыпивший «ревизор» производит себя в фельдмаршалы. Размышляя о выгодах родства с «важным лицом», он сам себя мысленно производит в генералы и мгновенно вживается в новый образ.

— «Ревизор», действие пятое, явление первое.

Наделяя Городничего естественными человеческими слабостями, автор как бы возвышает его над остальными персонажами пьесы. И поэтому в момент разоблачения мнимого ревизора Городничий трагически восклицает:

— «Ревизор», действие пятое, явление восьмое.

По сюжету пьесы

Антон Сквозник-Дмухановский чувствует себя хозяином города. Он считает, что может бесплатно брать любые товары у купцов на рынке. «То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит», — жалуются купцы Хлестакову на городничего. Мало того, он обкладывает купцов данью, из-за чего купцы должны нести ему угощение на именины Антона, и даже на Онуфрия. Но вот он получает письмо, в котором его предупреждают о приезде ревизора. Нельзя сказать, что на этом этапе городничий напуган. Видимо, он рассчитывает обмануть и подкупить ревизора. Он собирает всех чиновников города на совещание и каждому из них даёт указания. Городничий показывает прекрасную осведомлённость о делах чиновников: и о страсти к охоте Ляпкина-Тяпкина, и о бардаке в богоугодном заведении Земляники, и о странных нравах учителей, подопечных Луки Лукича. И в этой якобы отеческой заботе сквозит угроза, мол знаю я вас всех, как облупленных, и если вы на меня донесёте, то я донесу на вас. А заодно пытается оправдаться в глазах у чиновников (которых считает «своими») о тех «грешках», о которых говорится в письме. «Нет человека, который не оставил за собою каких-либо грехов, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят», — говорит он. Городничий просит почтмейстера наложить перлюстрацию на входящую и исходящую почту. Ворвавшиеся Бобчинский и Добчинский приносят страшную весть: оказывается, Хлестаков, которого они приняли за ревизора здесь уже две недели. А за эти две недели «высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!». Городничий срочно даёт распоряжения частному приставу и квартальным изобразить деятельность градоправителя: «вымести всю улицу, что ведёт к трактиру», «разметать наскоро старый забор, что возле будки сапожника и поставить там соломенную веху, чтобы было похоже на планировку». Он так напуган, что, оговорившись, приказывает десятским «взять в руки по улице», а затем едва не надевает вместо шляпы бумажный футляр. Отдав распоряжения, он едет с Добчинским к ревизору.

Приехав в гостиницу, городничий сначала наводит справки у трактирщика, а затем и сам проходит в комнату к Хлестакову. Сначала он немного растерян, но его растерянность длится всего одну секунду. Он сразу же начинает оправдываться перед Хлестаковым, который, однако думает, что городничий приехал арестовать его за неуплату по счёту в трактире. Сетование Хлестакова на отсутствие денег городничий принимает за вымогательство взятки и натренированным жестом всучает Хлестакову двойную сумму. Городничий, надеясь выведать что-нибудь, расспрашивает Хлестакова, кто он, откуда и куда едет. Хлестаков отвечает, что едет к себе в деревню, что городничий принимает за легенду инкогнито. Ничего не добившись, городничий решает споить Хлестакова: «Только бы мне узнать, что он такое», — думает городничий, — «и в какой мере нужно его опасаться». И организует обед со всякими деликатесами (в частности, с лабарданом и мадерой) у Земляники. Здесь также присутствует расчёт: Лука Лукич боится всех и вся, вольнодумный судья может что-нибудь ляпнуть, как и «простодушный до наивности» почтмейстер. Так что привыкший всем угождать плут Земляника будет наилучшим кандидатом. Также городничий переселяет Хлестакова из гостиницы к себе (не столько из гостеприимства, сколько из-за того, чтобы Хлестаков был под контролем).

В третьем действии городничий продолжает игру с целю обмануть ревизора, подкупить его, а также вытянуть из него, что же за тайное предписание дано ему самим императором. Городничий врёт Хлестакову о своём рвении на службе, но его враньё, в отличие от хлестаковского, обусловлено необходимостью. Но, когда изрядно захмелевший Хлестаков в присутствии дам начинает пускать пыль в глаза, рассказывая, как для «Московского телеграфа» пишет оперы под псевдонимом Барона Брамбеуса, как даёт балы с арбузами за семьсот рублей, как графы и князья жужжат в его приёмной — городничий всему этому верит: ведь «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» — рассуждает он. И не замечает очевидные нестыковки в россказнях Хлестакова. У Осипа он выведывает нравы и привычки хозяина, не забывая дать ему «на чай», и сверх того «на баранки». Осипу он верит тоже, во-первых потому что слова Осипа подтверждают слова Хлестакова, а во-вторых (и это, несомненно, главная причина), потому что ему, «пройдохе и плуту, который трёх губернаторов обманул», и в голову не может прийти, что его самого могут обмануть другие. Выпроводив Осипа, городничий расставляет на крыльце квартальных, чтобы не допустить жалобщиков. Он боится, чтобы те «грешки», о которых он упоминал в первом действии, не дошли до ревизора.

В четвёртом действии мы видим городничего только в конце, где он, напуганный тем, что купцы всё же прорвались к Хлестакову, несмотря на заслон в лице Держиморды и Свистунова, никак не желает верить, что Хлестаков предложил руку и сердце Марье Антоновне. При этом закрывает глаза на кокетство своей жены (видимо, у самого рыльце в пушку). Узнав, что Хлестаков собирается ехать к дяде «испросить благословения», городничий даже посылает за лучшим ковром, чтобы гостю удобнее было сидеть в дрожках.

В пятом действии городничий на седьмом небе от счастья. Обрадованный, что скоро станет родственником такого знатного вельможи, он уже заранее произвёл себя в генералы. Как истиный гоголевский герой, городничий наделён богатым воображением, и все эти картины (как чиновники рангом пониже, в том числе и городничий, уступают ему дорогу) реально проносятся перед его взором. В эйфории счастья он решает «задать перца» купцам, которые на него жаловались. Городничий глумится над ними, обзывая последними словами. Но стоит купцам пообещать богатое угощение на помолвку и на свадьбу, как он всех прощает и отпускает. Городничий созывает полный дом гостей, решив отпраздновать помолвку дочери с важным гостем. Гости желают ему много добра, счастья — в глаза. А за глаза завидуют ему. Искренними кажутся только Бобчинский и Добчинский. Но городничий на пике своей эйфории не замечает тайного недоброжелательства многих гостей. Раздаётся гром среди ясного неба: почтмейстер, вскрывший письмо Хлестакова, является с известием, что ревизор — совсем не ревизор, а «ни сё, ни то. Чёрт знает что такое». Городничий сразу понимает всё, но затевает скандал, надеясь оттянуть неизбежное. Но вот звучит роковое «глуп, как сивый мерин», и это означает конец. Городничий с заоблачных вершин падает в пропасть. Пока читают письмо, он погружён в полную прострацию. Но вот письмо дочитано, и у городничего начинается настоящая истерика. Он кричит и беснуется, ему не даёт покоя мысль, что он, пройдоха и плут, который «мошенников над мошенниками обманывал, трёх губернаторов обманул», сам так глупо попался. Ещё мы видим гелотофобию [1] городничего. Его сводит с ума мысль о том, что какой-нибудь «щелкопёпр, бумагомарака» его вставит в комедию, и «будут все в ладоши бить, зубы скалить». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» — в исступлении кричит городничий. Существует мнение, что по гоголевскому замыслу эта реплика обращена в зрительный зал. Немного придя в себя, городничий начинает следствие, кто первый пустил слух, что Хлестаков — ревизор, и очень быстро выявляет виновных: Бобчинского и Добчинского. Он ругает и обзывает их, как совсем недавно купцов, но тут наступает развязка: является жандарм с сообщением, что приехал настоящий ревизор. Это известие как громом поражает всех. Немая сцена. Городничий застывает «виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою».

Речь персонажа. Слова и выражения.

Городничий, как человек, начавший службу с низших чинов, не стесняется произносить грубости даже в присутствии жены. Например, в сцене с купцами его речь изобилует такими выражениями, как «задать перца», «самоварники», «аршинники», «архиплуты», «протобестии», «надувайлы мирские», «семь чертей и одна ведьма вам в зубы», «ах ты, рожа», «разопрёт тебе брюхо», «плевать на твою голову» и т.д. В финальной сцене комедии он говорит: «узлом бы всех завязал, в муку бы стёр, да к чёрту в подкладку! В шапку туды ему…», «Ничего не вижу! Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, больше ничего», употребляет такие выражения, как «кукиш с маслом», «сплетники городские, лгуны проклятые, трещотки проклятые, сороки короткохвостые» (по отношению к Добчинскому и Бобчинскому). С чиновниками он говорит на канцелярско-чиновничьем языке, он употребляет такие выражения, как «сообщить (…) известие» «ассигнована сумма», «от этого только убыток казне». С подчинёнными же у него разговор другой: «А который будет недоволен, я тому после покажу такого неудовольствия!», «А вы — стоять на крыльце и ни с места!», «Эк как каркнула ворона! (дразнит его) „Был по приказанию“… Как из бочки, так и рычит!». С Хлестаковым, которого он принимает за ревизора, он любезен и категоричен: «не угодно ли», «если вам будет угодно», «не извольте беспокоиться», и т.д. Даже с Осипом (у которого будет не лишним выпытать о нравах и привычках хозяина) он чрезвычайно любезен, называет его «другом», «любезным», и не забывает дать ему «пару целковых на чай», а за тем «сверх того и на баранки». Не прочь городничий прибегнуть и к сентенциям: «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя», «Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?». В минуты сильного волнения он может допустить и оговорки: «Пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми, по улице, по метле!». Не прочь он похвастать и некоторыми знаниями, когда упоминает об «ассириянах», «вавилонянах», об Александре Македонском. Иногда может проскользнуть и иностранное слово: «А вот посмотрим, что будет после фриштика [2] да бутылки-толстобрюшки».

Исполнители на русской сцене

Источник

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий) — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Написанная в 1835 г. и поставленная в театрах Петербурга и Москвы комедия Гоголя имела большой успех, но сам автор не был удовлетворён тем, как была понята его пьеса: он задумал её о Хлестакове, а в театре играли о городничем.

Гоголь начал дорабатывать своё произведение и написал несколько пояснений: «Предуведомления для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора”», «Замечания для господ актеров» и др., в которых дал характеристики действующих лиц, описание их характеров, внешности и поведения. Поэтому можно сказать, что характеристика образа городничего, данная автором, самая точная и не требует переосмысления. Из неё и следует исходить при разборе этого персонажа.

Авторская характеристика

Городничий — «постаревший на службе» человек — значит, ему уже около 50 лет. Он взяточник, при этом «очень неглупый по-своему человек». Конечно, быть взяточником надо уметь.

«Ведет себя очень солидно» — так легче казаться умным и строгим руководителем. «Несколько даже резонёр» — этот тип персонажей появился в театре ещё со времён Мольера. Его роль — высказывать длинные нравоучительные суждения.

Поскольку каждое слово городничего значительно для подчинённых, то ему и не надо говорить много и громко. Достаточно просто сказать.

Гоголь характеризует городничего как человека с «грубо развитыми склонностями души». Да и как по-другому? Только такие люди и могли руководить при Николае I. Тонко чувствующий и совестливый человек на такой должности не смог бы выдержать.

Внешность городничего и его одежда соответствовали статусу: седые волосы коротко острижены, мундир с петлицами, ботфорты со шпорами…

Итак, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Н. Гоголь всегда вкладывал определённый смысл в фамилии своих персонажей. Что означает эта фамилия?

Значение фамилии

Словарь Ушакова: «сквозняк — сквозной ветер, резкая струя воздуха, проходящая в помещении через отверстия, расположенные друг против друга».

Слово «дмухати» — в переводе с украинского «дуть».

Таким образом, фамилия этого персонажа говорит о том, что он проникает куда угодно. А также запросто может надуть кого угодно, но при этом сделать вид, что он здесь ни при чем.

Характер и нравы городничего

С вышестоящими лицами Антон Антонович являет собой саму любезность и внимательность. Приняв Хлестакова за ревизора, он старается во всем тому угодить, предугадать его малейшее желание.

Городничий — хороший психолог. Он понимает, что у пьяного человека что в уме, то и на языке, поэтому старается получше угостить «ревизора» хорошими винами, делает вид, что принимает Хлестакова за простого приезжего, и создаёт в общении с ним образ примерного градоначальника.

Переселяя Хлестакова из гостиницы к себе, он думает не о гостеприимстве, а о том, чтобы тот был у него под контролем.

Он также хороший актёр, умеет вести двойную игру, делает вид, что постоянно печется о горожанах и об их благополучии. В то же время он пытается обвести «ревизора» вокруг пальца, мечтая сохранить своё место и свои привилегии.

Значительно дополняет характеристику героя и его речь: она резка и часто груба, в ней присутствуют бранные и просторечные слова.

Сквозник-Дмухановский — отец семейства: у него есть жена и взрослая дочь. С домашними он бывает суров, но это напускное — они могут из него вить веревки.

Как и любой отец, городничий желает видеть свою дочь счастливой, поэтому зять-ревизор видится ему вершиной счастья и для дочери, и для него самого. Будучи амбициозным, он уже видит себя генералом, живущим в Петербурге.

Его человеческая сущность раскрывается в финале пьесы, когда выясняется, что Хлестаков обманул всех. Только теперь городничий искренен: он по-настоящему страдает. На некоторое время он становится просто старым обманутым человеком. Он «трёх губернаторов обманул» — разве можно было подумать, что его самого могут обмануть другие?

Результаты деятельности городничего

По мере развития сюжета читатели (и зрители) видят, что городничий — совсем не тот человек, каким хочет казаться. Сам себя он представляет благодетельным главой города. Но по сути это властелин, позволяющий себе любое беззаконие: он мошенник и плут, обворовывающий городскую казну. Берет взятки. Привык действовать обманным путем. Как «человек умный», он не любит пропускать того, что само плывет в руки.

В авторском комментарий к комедии сказано, что притеснителем городничий стал из обстоятельств своей чиновничьей жизни и что злобного желанья притеснять в нём нет, просто нельзя пропускать того, что плывёт… А плывёт много, поэтому всё внимание обращено не внутрь себя, а на то, чтобы не пропустить плывущее.

Он отлично знает, с кем и какую тактику использовать в общении. В отношениях с начальством прибегает к лести, подхалимству, лицемерию.

Подчиненных городничий унижает, оскорбляет. Внешне он как будто пользуется авторитетом, но на самом деле его не уважают ни подчинённые, ни простые горожане.

Городские купцы готовы «лезть в петлю» от его самоуправства. Он приходит в купеческие лавки и выбирает всё, что ему хочется. Может, например, потребовать рулон сукна на 35 метров. Купцов возмущает такая наглость и жадность городничего, но, когда они пытаются дать ему отпор, он начинает их шантажировать тем, что наведёт в дом недовольного купца целый полк военных, и хозяин будет кормить и поить их. Или угрожает закрыть его лавочку. И за «откос» от армии он берёт взятки. Своим подчинённым он также разрешает брать взятки, но только не больше, чем берёт сам.

В день своих именин Антон Антонович требует бесплатных продуктов. При этом именины у него 2 раза в году.

Городничий не стесняется воровать из казны деньги, выделяемые на городское строительство. Например, он присвоил деньги на строительство церкви, которую даже не начинали строить. Городничий рекомендует сказать ревизору, что церковь была построена, но сгорела. При этом он гордится тем, что «в вере твёрд» и ходит в церковь каждое воскресенье.

Навык лицемерия развит в нём в высшей степени: регулярно играя в карты, «ревизору» Хлестакову он говорит, что в карты играть не умеет и считает, что игра в карты — это потеря драгоценного времени и что лучше употребить это время на государственную пользу.

Попечителю богоугодных заведений Артемию Филипповичу Землянике он даёт указание заменить на больных грязные колпаки, и чтобы люди в своей одежде не походили на кузнецов. При этом больных должно быть меньше, чтобы было положительное мнение об искусстве врача. Советует хотя бы сделать вид, что в больнице проводят лечение.

Судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину городничий делает замечание по поводу нахождения «гусей с гусёнками» в присутственном месте (суде), а также рекомендует убрать «всякую дрянь», которая сушится на виду. А чтобы от заседателя не шёл винный перегар, советует ему есть лук или чеснок.

В замечании смотрителю учебных заведений Луке Лукичу Хлопову он говорит о том, чтобы тот следил за преподавателями, которые корчат рожи и ломают стулья: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Городничему неважно, как на самом деле идут дела в руководимом им городе. Для него главное — личная выгода и хорошее мнение начальства.

Вывод

Образ городничего в комедии «Ревизор» — собирательный потрет чиновника того времени, собирательный образ государственной власти современной Н. В. Гоголю России.

Но ужасно то, что это не только образ того времени. Сквозь текст комедии видятся лица современных чиновников. До сих пор очень мало изменилось и в их мышлении, и в их отношении к нуждам народа, которому они якобы служат, и в их жажде наживы… да и во всём остальном. Хотелось бы, чтобы на их «добродетельном пути» обязательно встретился свой ревизор.

Характеристика образа Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (городничего) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Характеристика городничего в комедии «Ревизор», образ, описание (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

Характеристика городничего в комедии «Ревизор», образ, описание (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

«. Антон Антонович Сквозник‑Дмухановский, городничий. «

«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. » (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.» (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. » (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«. принеси оттуда шпагу и новую шляпу. » (действие 1 явление IV)

«. Эх ты, толстоносый. » (городничий сам о себе, действие 5 явление VIII)

«. Тридцать лет живу на службе. « (действие 5 явление VIII)

. как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.» (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«. ты простой человек, никогда не видел порядочных людей. « (жена о нем, действие 5 явление I)

«. Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. » (жена о нем, действие 5 явление I)

«. очень неглупый по‑своему человек.» (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«. Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин…» (мнение Хлестакова, действие 5 явление VIII)

Городничий является умным человеком, который не любит пропускать то, что само плывет в руки, по мнению его кума господина Чмыхова:

«. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. « (Андрей Иванович Чмыхов о городничем, действие 1 явление I)

Антон Антонович является серьезным, важным человеком и немного резонёром, то есть любит вести нравоучительные рассуждения, по словам автора. Городничий говорит не тихо, но и не громко, не много, но и не мало. Каждое его слово имеет значение для окружающих:

«. довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно.» (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«. Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно. « (чиновник Земляника о нем, действие 5 явление VII)

Городничий является хитрым и опытным мошенником. Он признается, что за 30 лет службы никому не удавалось его провести, то есть обмануть. Он сам способен обмануть самого опытного и ловкого мошенника. Так например, он хвастается тем, что за годы службы ему удалось обмануть аж трех губернаторов (то есть своих начальников):

«. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов. « (городничий о себе, действие 5 явление VIII)

Антон Антонович является взяточником, но при этом ведет себя очень солидно. Он не понимает, за что купцы и другие граждане не любят его, ведь он берет взятки «без всякой ненависти»:

«Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно. » (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«. Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ей‑богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. « (городничий о себе, действие 1 явление II)

Он является самым плохим городничим, какого только можно представить, по мнению местных купцов. Городничий чинит купцам неописуемые обиды. Купцы города N готовы «лезть в петлю» от его «обижательства»:

«. Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. « (один из купцов, действие 4 явление X)

«. Обижательство терпим совсем понапрасну. Да всё от городничего здешнего. « (купцы о нем, действие 4 явление X)

«. уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай. « (купцы о нем, действие 4 явление X)

Когда купцы пытаются дать ему отпор, городничий угрожает и шантажирует их. Например, он угрожает навести в дом недовольного купца целый полк военных, чтобы хозяин кормил и поил их, или угрожает закрыть его лавочку:

«. Ей‑ей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»..» (действие 4 явление X)

Городничий требует от местных купцов, чтобы те бесплатно давали ткань на платья для его жены и дочери. Купцы покорно исполняют это требование. Однако ненасытный Антон Антонович не ограничивается этим: он сам приходит в купеческие лавки (магазины) и выбирает то, что ему хочется, например требует отдать ему рулон сукна (ткани) на 50 аршин, то есть на 35 метров. Купцов возмущает такая наглость и жадность городничего:

«Ей богу! Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке – мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало – ей ей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке то будет без мала аршин пятьдесят. «(действие 4 явление X)

Когда городничий отправляется в купеческие лавки, торговцы прячут всё подальше от него, чтобы тот не унес что-нибудь дорогое. При этом он не брезгует второсортными продуктами и может взять в лавках «всякую дрянь», которая по семь лет хранится в бочках, например, старый чернослив:

«Так все и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит.» (один из купцов, действие 4 явление X)

Антон Антонович требует, чтобы в день его именин купцы бесплатно поставляли ему самые разные продукты. При этом жадный городничий празднует именины не один, а два раза в год, во второй раз — в день святого Онуфрия, и требует, чтобы купцы приносили продукты также и в этот день. Купцы вынуждены выполнять его требования:

«Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь.» (один из купцов, действие 4 явление X)

По словам местной жительницы, слесарши Пошлепкиной, городничий берет взятки за то, чтобы молодых людей не отправляли в армию. Например, за сына портного он получает «богатый подарок», а за сына купчихи Пантелеевой — три штуки полотна, то есть три рулона ткани. Таким образом молодые люди получают освобождение от армии. В то же время взяточник Антон Антонович отправляет в солдаты тех мужчин, которым совсем не положено идти в армию. Например, он незаконно забирает в армию мужа слесарши Пошлепкиной:

«. Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. « (слесарша Пошлепкина о городничем, действие 4 явление XI)

«. Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне. «На что, говорит, тебе муж? он уж тебе не годится». Да я то знаю – годится или не годится; это мое дело, мошенник такой! «Он, говорит, вор; хоть он теперь и не украл, да все равно, говорит, он украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты». Да мне то каково без мужа, мошенник такой! Я слабый человек, подлец ты такой!« (слесарша Пошлепкина о городничем, действие 4 явление XI)

«Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал два аршина сукна; а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! ступай!» (действие 1 явление IV)

Городничий ворует из казны деньги, выделяемые на строительство заведений. Так, он разворовал деньги на строительство церкви, так что здание даже не начинали строить. При этом Антон Антонович собирается сказать ревизору, что церковь была построена, но после сгорела:

«. Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. » (городничий о себе, действие 1 явление V)

«. а кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это. Я, показавши это на тебя, мог бы тебя также спровадить в Сибирь.» (городничий — одному из купцов, действие 5 явление II)

Сквозник-Дмухановский не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только в связи с приездом ревизора:

«. Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. « (слова городничего, действие 1 явление III)

«. вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…» (слова городничего, действие 1 явление IV)

«Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» (Земляника о нем, действие 3 явление V)

«. Ты, Антоша, всегда готов обещать. « (действие 5 явление VII)

«Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы.» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о городничем, действие 5 явление VII)

«. О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. « (городничий о себе, действие 1 явление V)

«. за тобою, как за всяким, водятся грешки. « (его кум Чмыхов о нем, действие 1 явление I)

«. вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. « (городничий о себе, действие 1 явление I)

« Городничий. Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное время убивать на них?

Лука Лукич (в сторону). А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей.

Городничий. Лучше ж я употреблю это время на пользу государственную.» ( действие 3 явление V)

«. Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. » (городничий о себе, действие 2 явление VIII)

Когда раскрывается афера Хлестакова, городничий страшно злится и называет себя старым дураком, глупым бараном, выжившим из ума:

«. как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. » (городничий о себе, действие 5 явление VIII)

Это был цитатный образ и характеристика городничего в комедии «Ревизор» Гоголя: описание личности и характера Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *