Как зовут людей которые едят людей
ТОП-25: Тревожные факты о каннибализме
25. Люди и их предки регулярно практиковали каннибализм
Возможно, это сложно переварить, но тысячи лет назад люди и их предки регулярно практиковали каннибализм. Например, представители Homo antecessor употребляли себе подобных в пищу, даже если вокруг было полно представителей дикой природы. Они проводили застолья каннибалов, в меню которых были их соперники. Когда люди и неандертальцы одновременно бродили по Земле, они разнообразили свое меню, поедая друг друга.
24. Люди не очень питательны
Хотя наши ранние предки питались друг другом, человечина не представляла особой ценности. Мертвым мамонтом деревня неандертальцев могла питаться в течение месяца, в то время как человека хватало на полноценный обед. По своей калорийности люди не могли соперничать с другими источниками питания.
Фото: Wikipedia Commons.com
22. Каннибализм распространен в животном мире
Хотя для людей каннибализм является табу, он широко распространен в животном мире. Самки паука Черная вдова часто после спаривания съедают самцов. Известно, что матери едят своих детей. Более того, некоторые дети едят своих матерей.
21. Известно, что шимпанзе являются каннибалами
Фото: commons.wikimedia.org
20. Употребление в пищу чужаков называется эксоканнибализм
В то время как эндоканнибализм представляет собой обряд поедания члена семьи, эксоканнибализм подразумевает убийство и поедание чужаков. Как правило, эксоканнибализм не является ритуальным, он практикуется для того, чтобы навести ужас на противника, забрать его жизненную силу, или просто поесть. Племя Манмин в Папуа-Новой Гвинее известно своей практикой эксоканнибализма во время рейдов по деревням.
19. Японские каннибалы чуть не съели Джорджа Буша-старшего
Фото: Wikipedia Commons.com
Другим ярким примером эксоканнибализма является случай с Джорджем Бушем–старшим, который чудом избежал того, чтобы быть убитым и съеденным японскими каннибалами. Во время Второй Мировой войны он был сбит во время бомбежки над Чичи-жима (Chichi Jima). В отличие от своих коллег-летчиков, он катапультировался из своего самолета подальше от острова и вскарабкался на спасательный плот. Остальные были убиты и съедены во время пира, устроенного майором Суэо Матоба (Sueo Matoba).
18. На вкус человечина напоминает свинину
Фото: commons.wikimedia.org
17. В 19 веке миссионеры Методисты были убиты и съедены каннибалами
Фото: Wikipedia Commons.com
16. Вкус человеческой плоти зависит от ряда факторов
Хотя мы знаем, что, скорее всего, люди на вкус, как свинина, есть ряд других факторов, которые следует учитывать. Например, пол, возраст, часть съеденного тела и способ приготовления могут изменить вкус человечины.
15. Обычно люди не станут есть друг друга, если только речь не идет о выживании
Фото: Wikipedia Commons.com
В наше время люди не едят других людей, и им становится противно даже от одной мысли об этом. Однако есть одно исключение, и оно называется «каннибализм выживания». Этому не учат, это у нас врожденное. Когда человек становится зверски голодным, просыпается инстинкт выживания, заставляющий нас преодолеть моральные барьеры и сделать все возможное, чтобы выжить. Как правило, такое случается только в крайнем случае, когда все другие варианты были полностью исчерпаны.
14. Авиакатастрофа, случившаяся в 1972 в Андах, привела к каннибализму выживания
Фото: Wikipedia Commons.com
В 1972 году Уругвайский рейс 571 разбился в холодных Андах. После нескольких недель, проведенных в этой ловушке, выжившим пришлось сделать нелегкий выбор: съесть своих друзей, которые умерли, или умереть самим. Они решили съесть своих друзей. Через 72 дня оставшиеся в живых были спасены.
13. В ранней европейской культуре был довольно популярен лечебный каннибализм
В ранней европейской культуре считалось, что употребление мумифицированных тел или частей тела умершего человека может помочь в излечении от различных болезней. Большая часть этих верований сохранялась в Средние Века вплоть до 18-го века. Эта вера запустила своего рода экономический бум, связанный с деятельностью грабителей, крадущих в 11 веке египетские мумии.
12. Каннибализм вызывает привыкание
11. Партия Доннера была трагическим случаем каннибализма
Фото: commons.wikimedia.org
В 1846 году группа из 90 эмигрантов покинула Спрингфилд, штат Иллинойс, отправившись на запад в Калифорнию. Когда лидеры Джейкоб (Jacob) и Джордж Доннер (George Donner) решили провести свою группу по новому маршруту в Калифорнию, они оказались в ловушке в горах Сьерра-Невада. Результаты были катастрофическими, поскольку группе пришлось прибегнуть к каннибализму выживания, чтобы пережить зиму. Калифорнии достигла только половина группы. Когда эта история получила огласку, «партию Доннера» стали связывать с каннибализмом.
10. Каннибализм привел к появлению болезни под названием «Куру»
Фото: commons.wikimedia.org
Когда люди племени Форе в Папуа-Новой Гвинее ели своих умерших, у них развивалось странное новое заболевание, позже названное «Куру» или «Прионная болезнь». Ее симптомами были паралич, неконтролируемый смех и неспособность контролировать функции организма. Некоторые называли ее «Смеющейся смертью». Исследователи обнаружили, что болезнь возникает из-за скрученного белка, который медленно создает дыры в мозге человека; вы можете получить этот белок, только если съедите умершего.
9. Во время голода в колониальном Джеймстауне прибегали к каннибализму
Фото: Wikipedia Commons.com
Жизнь в ранней колониальной Америке была суровой и жестокой, и никто не почувствовал это на себе лучше, чем колониальный Джеймстаун в 1609 году в «голодное время». В ранних записях этого периода упоминался каннибализм, но они были оспорены. Однако исследователи обнаружили новое доказательство: череп 14-летнего подростка, которого убили и съели.
8. Большинство людей практикуют легкие формы каннибализма
Фото: commons.wikimedia.org
В какой-то степени большинство людей практикуют мягкие формы автоканнибализма или поедания собственного тела. Это может включать в себя употребление корочек, сухой кожи или ногтей и, как правило, такое поведение не является чем-то ненормальным.
7. Некоторые люди заходят в автоканнибализме слишком далеко
Автоканнибализм может стать извращенной практикой, приводя к серьезным повреждениям собственного тела. Например, один человек, у которого развилась привычка кусать ногти, начал откусывать свои пальцы. В результате он потерял кончики пальцев. Врачи связали такое поведение с тяжелой диабетической невропатией и социальной изоляцией.
6. Автоканнибализм может передаваться по наследству
5. Европейцы 17 века считали, что кровь умерших может исцелить их
Фото: commons.wikimedia.org
4. Голод в Украине во времена правления Иосифа Сталина заставил украинцев прибегнуть к каннибализму
Когда Иосиф Сталин занимался реорганизацией сельского хозяйства, в России и Украине возник голод. Миллионы умерли, а многие прибегли к каннибализму, чтобы выжить.
Благодаря различным знаменитостям, продвигающим данную практику, плацентофагия, или практика матерей, поедающих свою собственную плаценту, становится все более популярной в наше время. В то время как адвокаты утверждают, что она приносит пользу здоровью, врачи вышли с противоположным утверждением, что нет никаких причин говорить о подобном. Они даже пошли еще дальше, заявив, что такая практика может быть опасной для матери и ее ребенка, если плацента инфицирована или поражена. Инфекция может попасть через грудное молоко и заразить ребенка.
2. Известно, что люди с психическими расстройствами, такими как шизофрения, становились каннибалами
Фото: commons.wikimedia.org
Психические расстройства, такие как шизофрения или психопатия, которые снижают сострадательность и нравственность человека, также становились причиной каннибализма. В одном конкретном случае параноидальный шизофреник по прозвищу «людоед» подробно рассказал о том, как он убивает и готовит своих жертв, прежде чем съесть их. Вместо того, чтобы отвергнуть эту часть своей личности, он с готовностью принял ее.
1. Каннибал Армин Майвес написал объявление о том, что ищет желающих стать его следующим блюдом
ЖизньОни едят людей:
Что мы знаем
о каннибализме
И где лежат истоки запрета
Американский пользователь Reddit с ником IncrediblyShinyShart, пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что стал каннибалом (если быть совсем точными, автоканнибалом), после того как попал в аварию на мотоцикле. В результате инцидента сильно пострадала его ступня, и врачи решили её ампутировать — после чего он попросил забрать удалённую часть тела себе. Спустя несколько недель он пригласил десять самых смелых и открытых странному опыту друзей на ужин — попробовать фахитас из той самой ступни.
Каннибализм — один из мощнейших культурных запретов, тема, при первой мысли о которой накрывает волной отвращения, хочется немедленно прервать обсуждение и не возвращаться к нему никогда. Невозможно представить себе ситуацию, чтобы через сто, двести, пятьсот лет он стал социально приемлемым. И всё же, принимая категоричный запрет, считаем ли мы равными все ситуации каннибализма? Бывают ли исключения или как минимум ситуации, когда мы начинаем задумываться о природе табу?
Абсолютному большинству людей действия американца, приготовившего собственную ступню, покажутся отвратительными — но объяснить себе, на чём основано это ощущение, уже сложнее. В этой ситуации нет насилия — речь о части тела, которую человек и так уже потерял. Все участники ситуации понимали, на что идут, и осознанно на это согласились (и не всем процесс в итоге понравился). В США сам по себе каннибализм не запрещён законодательно: его фактический запрет обеспечивают законы, касающиеся убийства, надругательства над телами умерших, покупки и продажи человеческого мяса — таким образом, то, что делал Shiny и его друзья, было технически легальным.
Сам аноним объясняет, что то, что он сделал, помогло ему примириться со сложными обстоятельствами и травмой. «Это был очень важный для меня период перемен. Я белый парень из среднего класса. Мне никогда в жизни не приходилось за что-то бороться. У меня не было по-настоящему сложных ситуаций. Я не служил в армии, у меня всегда было достаточно денег, мне не надо было бороться за еду или жильё. Мне всё давалось легко, и я это понимаю. До аварии я по-настоящему не ценил свою жизнь и людей вокруг, — рассказывает он. — Огромный поток сочувствия со стороны друзей и близких помог мне смириться с этими большими и сложными переменами. Так что я решил позаботиться о той части тела, которая так долго заботилась обо мне. Я хотел выказать ей уважение и по-настоящему попрощаться». Правда, он добавляет, что несмотря на то, что все его действия были легальными и ненасильственными, комфортными для окружающих его рассказы об этом так и не стали.
От любви до агрессии
Но каннибализм не исчерпывается только представлениями об агрессии. Довольно долго исследователи считали, что в животном мире одни особи поедают представителей своего вида из-за сильного стресса и в экстремальных ситуациях — животных и насекомых, известных как каннибалов, вроде богомолов, считали исключениями. Но сегодня учёные отмечают и другие ситуации — например, головастики лопатоногов прибегают к каннибализму не в ситуации крайней необходимости, а чтобы быстрее вырасти и стать менее уязвимыми для хищников или поскорее сбежать из некомфортной среды. Каннибализм, таким образом, уменьшает конкуренцию между особями и, как следствие, помогает выживать виду в целом. Некоторые грызуны вроде крыс могут поедать собственное потомство, когда детёныш рождается слабым или погибает — или если потомства слишком много и прокормить всех возможности нет. Среди взрослых особей самки могут поедать самцов после спаривания (как, например, у богомолов): в такой ситуации у оплодотворённой самки больше шансов выжить благодаря хорошему питанию.
С каннибализмом в человеческой истории всё тоже не так однозначно. Билл Шутт, профессор биологии в американском университете LIU Post и автор книги «Cannibalism: A Perfectly Natural History», помимо криминального выделяет у человечества сразу несколько видов каннибализма: ритуальный, медицинский, связанный с похоронными обрядами, голодом и устрашением. В других антропологических исследованиях определяют две большие подгруппы: эндоканнибализм, практику поедания плоти члена своей же группы, например, для похоронного обряда — акт любви и признательности другому, и экзоканнибализм, поедание плоти «чужого» человека и акт агрессии.
Существуют свидетельства, что к каннибализму могли прибегать ещё неандертальцы — и понять, было ли это результатом убийства или, например, частью религиозной церемонии, сегодня невозможно.
Эндоканнибализм как часть погребального обряда встречался не так редко, как можно себе представить. Пожалуй, самый известный пример — форе, народ в Новой Гвинее. На похоронах они поедали плоть покойных, считая это демонстрацией любви — они воспринимали такие действия как более гуманные, чем дать телу разлагаться или быть съеденным червями. Похожие обряды существовали у бразильского народа вари — практики прекратились только в середине прошлого века, с появлением миссионеров.
Один из самых известных примеров экзоканнибализма связан с карибами, группой индейских народов в Южной Америке. Собственно, само слово «каннибализм» появилось благодаря тому, как испанские завоеватели исказили их название — «caníbales». Прибывшие на территорию карибов испанцы обвиняли тех в том, что они поедали своих врагов.
Табу на каннибализм — во многом европейский культурный феномен. Но несмотря на это в том числе в европейских странах нередко встречался каннибализм, связанный с медицинскими целями: в Греции пытались лечить эпилепсию с помощью человеческой крови, на территории Швейцарии XVI века боролись с дизентерией порошком из черепов, а в Англии XVII века против эпилепсии и болей в животе использовали истолчённые в порошок мумии (вероятно, из-за ошибки в переводе с арабского).
В относительно современной истории чаще всего речь идёт о каннибализме во имя выживания. Например, известна история отряда Доннера — группы американских первопроходцев, направлявшихся в Калифорнию и застрявших зимой 1846-1847 годов в горах Сьерра-Невада. Считается, что когда у них закончилась еда, они прибегли к каннибализму — хотя сегодня учёные сомневаются в том, имел ли он место на самом деле. Нередко встречаются слухи о каннибализме в Северной Корее — правда, неизвестно, насколько эта информация достоверна и не является ли политической «страшилкой».
Другой известный случай произошёл в семидесятых с самолётом Uruguayan Air Force, разбившимся в Андах. Из 45 пассажиров выжили только 16 — позднее они рассказали, что в те два месяца, что они ждали помощи, им пришлось есть тела погибших пассажиров. Признание шокировало общественность — но выжившие пассажиры позднее рассказали, что думали о причастии, где хлеб и вино символизируют тело и кровь Христову. Эта идея смягчила общественное мнение и помогла успокоить представителей церкви, простивших пассажиров.
Реальность и фантазии
В России ситуация похожа: отдельного закона о каннибализме нет, но ситуацию регулируют статья 105 УК РФ «Убийство» (пункт «м» части 2 конкретно говорит об убийстве «в целях использования органов или тканей потерпевшего»), статья 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (например, если убийства не было — пункт «ж» 2 части говорит о правонарушении «в целях использования органов или тканей потерпевшего»). Наконец, существует статья 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». При этом суды не делают скидки на «экстремальные обстоятельства».
Очевидно, что обстоятельства, при которых каннибал не нарушит ни один из возможных законов, маловероятны. Наказания наступают, даже когда речь идёт о каннибализме по согласию (или выглядящем как каннибализм по согласию — возможность доказать это есть не всегда): когда человек, желающий кого-то съесть, находит того, кто хочет, чтобы его съели. Для этого явления существует отдельное название — ворарефилия, то есть фетиш человека, который получает удовольствие от мысли, что он может быть съеденным или хочет съесть другого (при этом не обязательно реализуя фантазию).
Известны и случаи, когда суд принимал в расчёт культурные различия (правда, единичные): в шестидесятых и семидесятых жителей Новой Гвинеи признавали невиновными, так как их культурный канон каннибализм не запрещал. Правда, в 1978 году в похожих случаях суд руководствовался уже западными юридическими нормами, запрещающими надругательство над телом.
Ещё одна известная история произошла в 1988 году: художник-перформансист Рик Гибсон в Лондоне публично съел несколько миндалин, назвав себя «первым каннибалом в британской истории, публично съевшим человеческое мясо». О происхождении миндалин художник туманно сообщил, что их ему «дал друг». Но с точки зрения закона проблем с перформансом не было — к тому же человеческие миндалины не так романтизированы, как другие органы.
Принцип согласия
Неудивительно, что одна (даже художественная) мысль о разрушении табу вызывает у нас леденящий ужас. Будь то культовое «Молчание ягнят», герой которого похищает и убивает молодых женщин, или «Зелёный сойлент», где обнаруживается, что люди, сами того не зная, едят питательную смесь из человеческих останков.
У страха перед каннибализмом есть и вполне рациональные биологические основания: поедание человеческого мяса может привести к разным заболеваниям. Самая известная среди них — болезнь куру, распространившаяся в Новой Гвинее среди всё того же народа форе, практиковавшего ритуальный каннибализм. Название болезни в переводе означает «дрожь» — она начинается с очень сильной тряски, а заканчивается параличом и смертью, а распространяется благодаря особым белкам — прионам. Круг заболеваний, которые можно заполучить, попробовав человеческое мясо, куру не ограничивается. Впрочем, согласно ряду исследований, чувство отвращения, которое мы испытываем, может быть связано связано с нашими моральными суждениями и влиять на них. Иными словами, ощущение возможного заражения или инфекционной угрозы может непреднамеренно подсказывать нам, что сам поступок нам отвратителен.
В случае с каннибализмом роль играет и невозможность дистанцироваться и представить себе мясо как нечто абстрактное, как мы нередко поступаем в других случаях. «Слова „ножка“, „грудка“ и „печень“ приобретают другое значение, когда мы говорим о „баранине“, „курятине“ или „свинине“. Это вырезка, не части тел, — говорит философ Джулиан Баггини. — Но стоит подумать о каннибализме, и связь между живым существом и мясом становится слишком явной. Ты не можешь избавиться от мысли, что то, что едят, было частью живого человека». Употребление в пищу мяса животных люди объясняют в том числе и идеей «неравного интеллекта» (хотя измерение интеллекта, в том числе и у животных, не такая простая задача, как может показаться). Представить человека не равным себе куда сложнее.
Каннибализм сталкивается и с другими этическими дилеммами. Например, о том же согласии: можем ли мы считать таковым ситуацию, при которой один человек готов к тому, чтобы его съел другой — или речь всегда идёт о насилии и согласие автоматически становится невозможным? Как быть с идеями о неприкосновенности тела после смерти — например, если речь, как в случае с крушением самолёта в Андах, о вопросе выживания?
Неприятие каннибализма — безусловная основа цивилизации. Им пронизаны и психоаналитические идеи, что каннибализм, как и инцест — одно из глубоко сокрытых «примитивных» желаний, с отказа от которых и началась наша культура, и многочисленные приключенческие романы, где «цивилизованные» герои скрывались от «дикарей-каннибалов». Ещё со времён испанской колонизации каннибализм был одним из способов отстроиться от других, основой идентичности, признаком развития, морали и высоких норм.
Нередко это становилось инструментом политической манипуляции. Сегодня учёные, к примеру, высказывают сомнения, была ли практика каннибализма настолько распространена у карибов: не исключено, что завоеватели пытались подчинить их себе, в том числе при помощи подобных обвинений — а заодно оправдать жестокое обращение с теми, кого они считали «дикарями». Примечательно при этом, что медицинский каннибализм не только встречается в наши дни, но и вполне «легитимен»: плацентофагия, или поедание плаценты, — небезопасная практика, к которой, тем не менее, многие прибегают до сих пор.
5 самых жестоких каннибалов в истории
От этих историй становится тошно и страшно. Но тем не менее они имели место быть. Их не стереть из истории и не вычеркнуть из памяти. Поэтому пусть зверства 5 самых жестоких каннибалов со всего мира станут для других поколений уроком, от кого стоит держаться подальше.
Охранник садоводческого товарищества Алексей Суклетин и его сожительница заманивали наивных женщин в свой «домик на природе», насиловали, а потом употребляли в пищу. Делали из людей шашлыки и пельмени. Кормили свою собаку и продавали соседям-дачникам под видом свинины, замаринованной для шашлыка. Говорят, люди, которые отведали их лакомство, потом долго не могли переносить даже запаха мяса.
Поймать преступников удалось благодаря их ощущению безнаказанности: Суклетин ел людей года два, и всё сходило ему с рук. Но однажды местный алкоголик рассказал, что пришёл в гости к Суклетину и спросил за бутылкой, где его жена. А тот, смеясь, показал на бочку: «Да вон там, посмотри!» В кровавой воде плавала голова женщины с распущенными волосами. Позже оперативная группа обнаружила целый арсенал приспособлений для удовлетворения кровожадных прихотей изверга: над дверью был вбит гвоздь, на котором людоед разделывал подвешенных людей, на полках были расставлены разнокалиберные разделочные доски и ножи.
Суклетина признали виновным в убийстве как минимум семи девочек и женщин и расстреляли в 1987 году. Его сожительница получила 15 лет колонии.
За свои преступления маньяк был приговорён к казни через повешение. Последние его слова были о том, что человеческое мясо гораздо вкуснее рыбы или свинины.
Первое убийство состоялось в 1978 году, когда маньяку было всего 18 лет. Со временем у Дамера развилась целая тактика поиска жертв. Это были обычно представители сексуальных меньшинств, которым парень предлагал продолжить знакомство вне стен бара. Дамер хотел, чтобы его жертвы стали послушными зомби, с этой целью он делал им отверстия в голове с помощью дрели и кислоты. Некоторые несчастные проживали после этого до двух дней.
Маньяк практиковал некрофилию и ел тела своих жертв. В 1988 году от Дамера сбежала его очередная жертва — 13-летний лаосский мальчик. Полиция арестовала маньяка, однако суд приговорил его только к году исправительных работ. Даже находясь под следствием, Дамер продолжал убивать людей. Летом 1991 года он стал убивать раз в неделю. В итоге очередной его любовник сумел сбежать, а в квартиру маньяка нагрянула полиция.
В холодильнике каннибала были найдены три головы, сердце и внутренности. В туалете Дамер хранил кастрюлю с кистями рук и пенисами, части тела были повсюду. Всего в квартире обнаружили останки 11 человек. Слушание дела стало весьма резонансным — маньяка держали за пуленепробиваемым стеклом, дежурили овчарки, в зале суда были установлены металлоискатели. Кара настигла каннибала уже в тюрьме — другие заключённые в 1994 году убили его металлической трубой. Тело маньяка пролежало в холодильнике около года, а затем было кремировано.
Чикатило считался образцовым мужем, у него было двое детей, он состоял в КПСС. Тем не менее на счету самого известного российского маньяка, садиста, потрошителя и каннибала 53 только доказанных убийства. Обычно маньяк выбирал тех, кто казался ему обиженным судьбой и несчастным. Это были и женщины-алкоголички, и просто умственно отсталые. Предлог при этом выдвигался довольно простой — разделить выпивку. Детей же в лес Чикатило заманивал компьютерами, видеомагнитофонами, щенками и редкими марками.
Убив свою жертву, маньяк уродовал тела — отрезал или откусывал языки, половые органы, соски, носы, пальцы. Каннибал вскрывал брюшную полость, грыз и ел внутренние органы. Самое страшное, что многие жертвы при этом всё ещё были живы. Практически у всех убитых были выколоты глаза, сам маньяк рассказывал, что суеверно боялся остатков своего образа на их сетчатках.
Отрезанные части тела маньяк уносил с собой, съедая потом. В прямой половой контакт со своими жертвами Чикатило вступал нечасто, так как был импотентом. Его сексуальное удовлетворение достигалось убийством. Поимка маньяка заняла долгое время. Сам Чикатило в качестве дружинника даже помогал милиции. В итоге убийца всё же был схвачен, на суде он пытался изображать сумасшедшего. В 1994 году маньяк был казнён.