Как зовут жителей вышнего волочка
Жители Вышнего Волочка
В словаре И.Л. Городецкой и Е.А. Левашова «Названия жителей // Русские названия жителей: Словарь-справочник.» указаны также варианты: волоча́не, волоча́нин, волоча́нка.
Склонение названия города и названий жителей по падежам:
Падеж | Вопрос | Город | Вопрос | Горожанин | Горожанка | Горожане |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный | что? | Вы́шний Волочёк | кто? | вышневолоча́нин | вышневолоча́нка | вышневолоча́не |
Родительный | чего? | Вы́шнего Волочка́ | кого? | вышневолоча́нина | вышневолоча́нки | вышневолоча́н |
Дательный | чему? | Вы́шнему Волочку́ | кому? | вышневолоча́нину | вышневолоча́нке | вышневолоча́нам |
Винительный | что? | Вы́шний Волочёк | кого? | вышневолоча́нина | вышневолоча́нку | вышневолоча́н |
Творительный | чем? | Вы́шним Волочко́м | кем? | вышневолоча́нином | вышневолоча́нкой | вышневолоча́нами |
Предложный | о чём? | о Вы́шнем Волочке́ | о ком? | вышневолоча́нине | вышневолоча́нке | вышневолоча́нах |
Примеры предложений с названиями жителей:
• Бывшая моряк В. Н. Калиткин организовал поиск вышневолочан-моряков. (Кал. пр. 9 янв. 1988)
• Полунемецкий говор «цивилизованных прибалтов» «забивается» гортанным диалектом жителей Кавказа.. Особый «спрос» у них на молодых вышневолочанок. (СР 17 окт. 1996)
• В 1367 году. волочанами были новоеваны тверские земли. (В. Кучкин, Формирование гос. территории сев.-вост. Руси, 1984)
• Слава о текстильщице-волочанке разнеслась далеко за пределами города. (Город на древнем волоке, 1967)
Смотрите названия жителей России и городов на букву В.
Вышний Волочёк
Вы́шний Волочёк — город в Тверской области России. Входит в самостоятельное муниципальное образование области — «городской округ Вышний Волочёк», также в городе расположен административный центр Вышневолоцкого муниципального района Тверской области. Основан в 1471 году. Получил статус города в 1770 году.
Население — 51403 чел.
Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери.
Содержание
История
Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала на месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство в этой должности. Строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно, существенно удешевляло строительство.
К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего, 1710 года выяснилось, что канал слишком мелок и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью.
Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объём воды в канале. Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение — Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году он получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году — герб. В 1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В 1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.
Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.
Развитие системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность.
В Вышнем Волочке ранее действовала узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Вышневолоцкому торфопредприятию. По ней в город доставлялся торф.
Около автопредприятия города установлен памятник автобусу ЛиАЗ-677.
Правописание
Демография
Вышний Волочёк представляет собой давно депопулирующий населённый пункт.
1825 [5] | 1833 [6] | 1840 [7] | 1847 [8] | 1856 [9] | 1863 [10] | 1867 [11] | 1870 [12] | 1885 [13] | 1897 [14] | 1910 [15] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7176 | 8844 | 8782 | 8319 | 8340 | 13873 | 15133 | 17408 | 15838 | 16612 | 17485 |
1917 [16] | 1920 [16] | 1923 [16] | 1926 [17] | 1937 [18] | 1939 [19] | 1959 [20] | 1970 [21] | 1979 [22] | 1989 [23] | 2002 [24] | 2010 [25] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
24816 | 18362 | 21200 | 32022 | 56367 | 63644 | 66360 | 73688 | 71703 | 64789 | 56405 | 51403 |
Экономика
Транспорт
Крупный вокзал на железнодорожной линии Санкт-Петербург — Москва. В городе останавливаются многие пассажирские поезда по этому маршруту, равно как и электрички по маршруту Бологое-Тверь.
Город находится и на автотрассе M10 Санкт-Петербург-Москва. Вышний Волочёк до сих пор не имеет окружной дороги, трасса проходит по центральной улице города. В городской черте автомагистраль федерального значения М10, проходящая по городским улицам, сужается, существуют пешеходные переходы, примыкания улиц (в городе начинается автодорога Р85) и один светофор на трассе в черте города. Асфальтовое покрытие на соседних с трассой улицах (данные на июль 2012 года) находится в плохом состоянии, что крайне затрудняет объезд основной пробки. Через город в сутки проходит около 32 тысяч автомобилей что негативно сказывается на жизни в городе и здоровье горожан. Остается добавить что строительство трассы в обход города очень затратное мероприятие, так как город стоит на реках, канале и водохранилище. Строительство объездной скоростной платной автодороги протяженностью 72 километра, по некоторым данным, уже началось и по плану должно закончиться в 2015 году.
Энергетика
Электрической и тепловой энергией город снабжает Вышневолоцкая ТЭЦ, построенная в 1950 году.
На водосбросах Вышневолоцкого водохранилища работают две малые ГЭС: Новотверецкая мощностью 2,4 МВт и Ново-Цнинская мощностью 0,22 МВт.
Связь
Магистральные операторы связи:
Городские операторы связи:
Сотовые операторы связи:
Производство
Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах 2009 года составил 2,62 млрд руб. [источник не указан 225 дней]
Лесная и деревообрабатывающая промышленность:
Образование
Средние специальные учебные заведения:
Кто и как просрал Вышний Волочёк
Вы, наверное, думаете, что я сейчас вас как-то удивлю? Может быть, вы ждёте какой-то сильный текст, который откроет вам глаза? Нет. Сегодня будет банальная история, и если поменять в ней названия населённых пунктов и имена героев, вы никогда не поймёте, о каком городе речь. На конкурсе банальных историй про гибель городов русских она бы наверняка получила главный приз жюри.
В Вышнем Волочке долгое время был мэр, бандит и пьяница – он, кстати, несколько месяцев назад от пьянства и умер. Звали его Марк Жанович Хасаинов. Он возглавил администрацию в 1996 году и не уступал никому свой пост вплоть до весны 2009-го, избравшись три раза подряд. При этом с 1997 года он одновременно был депутатом Заксобрания Тверской области, а с 2001-го – председателем областного парламента. Это, кстати, не совсем законно, но Хасаинов сам себе разрешил.
Хасаинов считался одним из самых влиятельных политиков чиновников региона и полновластным хозяином Вышнего Волочка.
Жителям города он запомнился строительством спортивных объектов (Дворца спорта и бассейна) и созданием футбольного клуба. Объясняется это просто: Хасаинов окончил институт физкультуры и даже работал физруком в школе. Затем, ещё в советские времена, он создал строительную фирму и был её коммерческим директором, пока в середине 90-х не решил пойти в политику.
Все более-менее независимые региональные СМИ и блогеры связывают Хасаинова с ОПГ «Ростовцы» (или «Ростовские»). Банда, впрочем, происходит не из Ростова, а из Санкт-Петербурга. Пишут, что мафия при активном участии Хасаинова подмяла под себя все сколько-нибудь прибыльные виды бизнеса в Вышнем Волочке: рынки, гостиницы, заправки, аптеки, коммунальное хозяйство и даже, что символично, банно-прачечный комбинат.
Крупные предприятия проще оказалось банкротить, чем захватывать и потом управлять ими. В общем, в Вышнем Волочке был создан такой северный аналог Кущёвки.
На этом месте читатель, скорее всего, скажет: «Да всё ясно – тоже мне, удивил!» А я предупреждал, что удивлять сегодня не буду.
01. Странное чувство всегда преследует меня, когда смотришь на РЖДшные объекты. После того как они сделали ребрендинг, на всех станциях появились модные современные вывески. Они создают иллюзию, что всё не так плохо. Вывеска красивая, табло, на дворе XXI век. Кстати, Вышний Волочёк надо обязательно писать через «ё».
02. На привокзальной площади стоит ещё один памятник Петру I. Символично, что стоит он на фоне пиздеца и разрухи. Город начинается сразу за дверью вокзала. Уже нет асфальта, уже нет благоустройства.
Конечно, у нас много неблагоустроенности и дороги неважнецкие, но это не вина, а беда всего местного самоуправления в России. Но памятники великим людям, которые сделали столько для Вышнего Волочка, я считаю, нужно было открывать.
Я хорошо знаком со многими вашими [московскими] политиками, меня туда звали в своё время, но это не моё. Вот моё! Это же сказка! Где такое ещё увидишь?
03. На привокзальной площади стихийная парковка, какие-то непонятные бетонные блоки, разбитые дороги.
04. Из этого места можно было выжать какие-то деньги, так что тут влепили несколько билбордов. В принципе, это очень хорошо характеризует процессы, которые происходят с городом в последние десятилетия. Из него просто выжимают все соки. Гуляют как в последний раз.
05. Деревянные поддоны актуальны во время дождя, когда привокзальная площадь утопает в грязи.
06. Когда-то здесь был парк, но за ним никто не ухаживает.
07. Общепит представлен вот таким ларьком, и всё.
08. Если отойти ещё на 10 метров от вокзала, начинается просто дикая природа.
09. Памятник Ленину стоит без руки.
10. С переходами в городе проблема. С другой стороны, на фоне общей разрухи как-то неудобно даже указывать на переходы.
11. А это трасса Москва – Петербург. Раньше это был настоящий ад для города. Через трассу шёл бесконечный поток фур, круглосуточно был шум, выхлопы. Но несколько лет назад открыли объездную дорогу, и теперь город можно миновать. Объезд стоит 125 рублей для грузовика, но многие экономят и продолжают ехать через город. Въезд грузовиков в город, конечно, надо запрещать. Но нас в данном случае интересует другое. Посмотрите на фото: по одной полосе в каждую сторону.
12. И через эту дорогу построили надземный переход! Внимание, вопрос! Как вы думаете, будут ли люди подниматься на эту адскую конструкцию, чтобы перейти одну полосу движения? Нет. Многие перебегают.
13. Это как раз один из минусов подобных нелепых конструкций: они провоцируют людей нарушать и делают участок дороги более аварийным.
14. Жуткая грязная конструкция, которая требует кучу денег на обслуживание (а их нет). Можно ли было сделать тут что-то более бесполезное?
15. Переход надо снести, сделать обычную зебру – и всё. Никакого удобного транзита транспорта через города быть не должно. Кому надо быстро – плати деньги и езжай в объезд.
17. И вот целый день через город идет тяжёлая техника. Сразу за ней дороги заканчиваются.
18. Патриотическое оформление автобуса
19. Автобусная остановка
20. Улица, идущая от вокзала в город
21. На крышах растут деревья.
23. Здания переоборудуют под торговлю.
25. Современная архитектура хорошо отражает общий уровень деградации.
Хасаинову многие вменяют в вину упадок и разрушение стекольного завода «Красный Май», того самого, где в 1944 году создали знаменитое «рубиновое» стекло для звёзд Кремля. Да и всего Вышнего Волочка тоже.
Из проекта «Кремлёвские звёзды» журнала «Такие дела»:
Предприятие достойно пережило 90-е во главе с «красным директором» Л. Шапиро. В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Главным учредителем ООО «Стекольный завод «Красный май» до сих пор числится Михаил Пружинин, а соучредителем – Андрей Устиновский. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ «Ростовские».
По общему мнению, «Ростовские» действовали в тесной связке с городской администрацией. Пружинин («Пружина») и Устиновский официально являлись помощниками мэра, в здании администрации у них были кабинеты. Мэр Хасаинов пробыл у власти почти 15 лет, получив за это время контроль над многими предприятиями города.
В 2009 году в Вышнем Волочке было организовано оппозиционное мэру и его команде движение «Новый город». Власть удалось поменять, но ненадолго. Перед уходом Хасаинов провел через местное собрание закон, ограничивающий срок полномочий главы города до двух лет. В 2011 году мэром стал Алексей Пантюшкин, друг Хасаинова. Срок полномочий был вновь продлен до четырех лет, но трагическое происшествие не позволило исполнить их до конца.
Ранним утром 19 июля этого года Алексей Пантюшкин умер от разрыва сердца в номере-люкс пятизвездочного отеля в Турции. О его смерти сообщила девушка, оказавшаяся с ним в это раннее время в одном номере. Впрочем, упоминания о ней в российскую прессу почти не просочились. Вместе с мэром в пятизвездочном отеле отдыхали еще 12 городских чиновников разного уровня и пола – все без семей. На какие деньги была организована поездка, так и осталось неизвестным. Пантюшкина похоронили на городской Аллее Славы.
Константин Литвин – главный художник завода «Красный май» с 1986 по 2002 гг.:
«В 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили. Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал.
эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность – вот что похоронило наш завод».
Евгений Ступкин – краевед, бывший депутат вышневолоцкой гордумы, один из основателей движения «Новый город»:
«У нас же практически процентов 70 предприятий города закрыто или уничтожено с помощью Хасаинова. Он действовал в русле той же политики, что была в Твери и в Москве, просто отличался размерами. Дорогу строили сейчас окружную для федеральной трассы – так выяснилось, что чуть ли не половина земли, по которой она прошла, принадлежит Хасаинову.
До сих пор половина Вышнего Волочка, практически вся инфраструктура города, все системы жизнеобеспечения города находятся в частных руках, то есть контролируются Хасаиновым и его подельниками. Вода, газ, свет, тепло, все. Даже если нет никаких денег, все равно же люди будут за это платить. И тарифы на эти услуги у нас растут стремительно. Это даже не оголтелый капитализм, это что-то другое. Например, раньше можно было различить – вот это бандит, вот это чиновник. Сегодня эти два понятия настолько слились, что стали единым целым».
Сам Хасаинов о «Красном Мае» (в интервью Андрею Лошаку):
«Это было гигантское предприятие, которое делало посуду. Ну я вам уже говорил: кому сегодня нужен хрусталь? Никому! Люди покупают какие-то изящные изделия, да? А там было много газа, много электроэнергии. Громадная инфраструктура – они содержали целый посёлок! Сегодня посёлок содержит администрация, потому что как такового «Красного Мая» не существует.
Мне трудно сказать [что с ним делать]. Сегодня площадок для производства стекла, посуды, профилита, ещё чего-то в России много. Поэтому. Идёт поиск инвесторов, но насколько он будет успешным? Я думаю, там быстрее всего надо делать какой-то коттеджный посёлок: там рядышком речка. Вот, наверное, тут какой-то есть реализм. А остальное.
История города и названия Вышний Волочёк
Все еще со школьной скамьи хорошо помнят устоявшееся название знаменитого водного пути — «из варяг в греки» — именно этим маршрутом можно было попасть из Балтийского моря в Черное. Но существовал и другой, не менее оживленный торговый путь, не получивший, к сожалению, «специального наименования» — это путь из Балтийского моря в Каспийское и далее в Персию. В узловой точке этого пути — в месте наиболее узкого и удобного для переправы волоком отрезка между реками Цна (бассейн Балтийского моря) и Тверец (бассейн Каспийского моря) расположен город Вышний ВолочЁк (Тверская обл.). О нем, именуемом «Русской Венецией», сегодняшний рассказ и он будет очень интересным!
Всеволод Иванов. Заброшенный волок
История названия города Вышний Волочёк и древнейшие упоминания в летописях
Вышним Волочком город был назван потому, что ниже по реке существовал еще один волок — в районе современной деревни Волок на берегу реки Мста (Новгородская область). Волок — это короткий сухопутный отрезок между двумя реками, для преодоления которого грузы с кораблей перегружались на гужевой транспорт. В случае Вышнего Волочка товары приходившие со стороны Волги доставляли по реке Тверец, затем следовала разгрузка и преодоление соответствующего волока до реки Цна, где товары вновь грузились на суда и шли уже до Новгорода.
Вышний Волочек: реки Цна и Тверец на карте. Древний волок и Тверецкий канал.
«В 6945 году, в Рождество святой Богородицы, поехал митрополит Исидор из Москвы, приехал в Тверь в день Воздвижения честнаго креста… А выехал в воскресенье и ночевал в Саввиной пустыни. А от Москвы до Твери сто восемдесят вёрст, а от Торжка до Волочка семдесят верст. А от Волочка поехал на ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста вёрст».
Путь от Волги через Вышний Волочек до Великого Новгорода на карте.
Однако, многочисленные упоминания о волоке в данной месте, есть и в документах предыдущих столетий:
1273 г. Новгородская летопись: «В лето 6781. Того же лета приходи князь Василей к Торжьку, и пожжь хоромы и посады, и посади тиун свои, иде назад на Кострому. И Святослав со тверичи и начаша воевать волость Новгородскую: Волок, Бежици, Вологду».
1216 г. Московский летописный свод (о конфликте между Ярославом и Мстиславом): «Пусти мужи Новгородци и новоторжьци, и что еси зашл волости Новгородские, Волок вспяти, и мир с нами возьми и крови не проливай».
1196 г. Московский летописный свод конца XV в. (издан 1949 г., Академией наук СССР): «Лета 6704… не посла к ним (новгородцам) тогда Ярослав сына, и не бе у них в Новегороде князя вся зима, а Ярослав княжа в Торжьку, и по волости тои и дани поима и по верх Мъсты за волоком дани поима на смердех по своей воли».
Н.К. Рерих. Волокут волоком. 1915. Источник
и вовсе считал, что первые летописные упоминая о Вышнем Волочке следует относить к 1135, основываясь на описании передвижений князей Всеволода и Изяслава Мстиславовичей противоборствующих своему дяде Юрию.
Впрочем, первое упоминание в летописи, очевидно, не равняется дате основания города. Когда же мог возникнуть Волочёк? Логично, что некий город должен был существовать в удобном для волока месте ровно столько сколько в принципе существует торговля. Потому что в древнем мире реки — это по сути чуть ли не единственные дороги, а значит — товары, движение, власть, жизнь.
И если местоположение таких древних городов как, например, Аркона, Пермь Великая или Дедославль удобно, безопасно и выгодно, но не предопределено изначально, то с Волочком история иная. Существование этого города именно в этом месте — на стыке двух водных систем — предопределено географически — он просто не мог не возникнуть. Так может, город, городище или поселение стоит там столько сколько на этой земле живут люди?
Существующие летописи не сохранили историю Руси ранее IX века, и нам трудно заглянуть за этот горизонт. Что поделать — бумага хорошо горит, как и дерево — главный строительный материал наших широт. Но, надеемся, никто всерьез не думает, что до этого момента наша земля являла собой «чистое поле»? По крайней мере доподлинно известно, что стоянки древнего человека на территории европейской части России существуют как минимум с 25–36 тысячелетия (например, стоянка Сунгирь под Владимиром), а значит, была и история и поселения. И вполне вероятно, что среди самых древних городов нашей земли (с точкой отсчета еще до нашей эры?) был и Волочёк.
Вышний Волочёк — Русская Венеция
Однако, и относительно современная история города также крайне интересна и способна удивлять многочисленными событиями, взлетами и падениями, пришедшими на долю этого города.
Так в 1546 году в Вышнем Волочке насчитывалось всего «73 двора тяглых, 13 церковных и 9 пустых».
В Смутное время Волочёк был захвачен и разрушен польскими интервентами.
В XVII веке Вышний Волочёк уже часто упоминается и в дневниках иностранных путешественников, приезжавших в Россию, где он значится как «деревня Великого князя при реке Цне».
Рисунки к путешествию по России посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты
Вышневолочкая водная система — история и карта
Именно его стараниями было организовано строительство системы шлюзов, плотин, новых спрямленных каналов, а также первого в России водохранилища. Все работы были закончены к 1741 году (судоходство же восстановлено к ), после чего Сердюков отвечал за поддержание Вышневолоцкой системы в рабочем состоянии, при этом получал небольшой доход с каждого проходящего по ней судна.
Карта вышневолоцкой системы с отмеченными плотинами, каналами и водохранилищами
Позднее полноправное владение Вышневолоцкой водной системой было выкуплено государством у его внука, не имевшего ни большого интереса к ней, ни организаторских способностей своего деда.
Вышневолоцкая водная система. Фото: wh_censor. Источник .
Герб города Вышний Волочек
«Вышний Волочёк есть такое селение, которое, чрез имеющиеся близ его слюзы и чрез великой проход судов, пользу великую Российской коммерции приносит; сего ради герб его все сие следующими знаками изображает. Серебряной щит с вершиною горностаевого меха, на которой изображена императорская золотая корона, означающая милость и покровительство Ея Императорского величества; в конце щита на голубом волнистом терассе, изображающем воду, видна лодка, нагруженная натурального цвета, показующая проход судов близ сего селения».
И действительно, Вышневолоцкая водная система с петровских времен и до начала XIX века была основным путем сообщения между и городами центральной России, в связи с чем ее значение трудно переоценить.
Каналы Вышнего Волочка. Фото: kirill_moiseev. Источник
В середине XIX века Волочёк превратился в один из крупнейших и самых благоустроенных городов Тверской губернии: традиционные деревянные мостовое здесь заменили на каменные, было построено несколько каменных мостов, торговые ряды и каменная церковь. В конце XIX века в городе даже открывается свой театр.
В 1849 году через Волочёк прошла Николаевская железная дорога. С этого момента, а также в связи с вводом в эксплуатацию новой и более эффективной Мариинской водной системы, стратегическое значение каналов и шлюзов Вышнего Волочка постепенно падает. Впрочем, как историческая достопримечательность, отражающая дух, настроение и технологический уклад определенной эпохи Вышневолоцкая система всегда останется бесценным памятником, заслуживающим сохранения, изучения и уважения.
Вопрос к читателям — а как вы думаете, может быть, слова «волок» и «волочить» оба происходят от наименования животных — в значении «перемещать на волах»?