Как звали императрицу в капитанской дочке

Екатерина II в романе «Капитанская дочка»: образ, характеристика, описание

Как звали императрицу в капитанской дочке. illjustracija ekaterina II kapitanskaja dochka pushkin. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-illjustracija ekaterina II kapitanskaja dochka pushkin. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка illjustracija ekaterina II kapitanskaja dochka pushkin
Маша Миронова
у императрицы Екатерины II.
Художник П. Соколов

Императрица Екатерина II является ярким второстепенным персонажем романа «Капитанская дочка» Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Екатерины II в романе «Капитанская дочка»: описание в цитатах.

Образ и характеристика Екатерины II в романе «Капитанская дочка»

Главная героиня романа, Маша Миронова, приезжает в Петербург. Она надеется спасти своего любимого, Петра Гринева, от ссылки в Сибирь. Для этого девушка собирается передать письмо самой императрице Екатерине II.

Внезапно в саду в Петербурге Маша встречает приятную даму (эта дама впоследствии оказывается императрицей Екатериной II):

«. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. «

«. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. «

«. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя. «

«. Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, – сказала она голосом еще более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь». «

«. Дама выслушала ее со вниманием. «Где вы остановились?» – спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо». «

«. Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».

«. Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». «

«. Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. «

Это был цитатный образ и характеристика Екатерины II в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности и характера героини.

Источник

Образ и характеристика Екатерины II в романе Капитанская дочка Пушкина

Действия исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят во времена правления императрицы Екатерины II и связаны с восстаниями Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

Дочь коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, Мария Ивановна Миронова, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы просить милости у императрицы за своего возлюбленного Петра Гринева, осужденного за повстанческие сношения с предводителем казачьих восстаний, Пугачевым.

В тот же день Марья Ивановна получает приглашение от Екатерины II, в которой с удивлением узнает придворную даму, с которой имела разговор этим же утром. Императрица с лаской принимает Марью Ивановну, говорит, что обвинение с Петра Гринева снимается, и отдает письмо для Гринева Андрея Петровича. Также Екатерина II обещает помочь молодым и устроить их состояние в связи с заслугами капитана Миронова.

Таким образом, Екатерина II представлена как справедливая, неравнодушная к людскому горю государыня, которая дорожит отношением своего народа и всячески благоволит к людям, верно служившим на благо своего Отечества.

Екатерина 2 в Капитанской дочке

Роман «Капитанская дочка» Пушкин написал в историческом жанре. Поэтому наряду с вымышленными героями в сюжете участвуют и исторические фигуры. Образ императрицы был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Пушкину пришлось «маскировать» своё истинное отношение к самодержавию и поэтому в романе появляется Екатерина II. Ей отводилась роль благодетельницы «капитанской дочки», и автор даёт государыне только положительную характеристику. Но в романе есть и другой, скрытый смысл образа правительницы. Она – символ российской самодержавной власти, против которой поднял восстание крепостной народ.

Рассказ ведётся от лица пожилого офицера Гринёва, который в молодости был вовлечён в события пугачёвского бунта, «кровавого и беспощадного». Описывая свою военную судьбу, он рассказал, как, благодаря любви «капитанской дочки» и «милости» Екатерины II, он избежал несправедливого наказания.

Создавая образ императрицы, Пушкин изучал её биографию и мемуары. Поэтому характеристика Екатерины II реальна и основана на документах, но всё же это образ литературный. В романе государыня предстаёт перед читателями как обычная женщина, её портрет очень прост. Когда Маша Миронова впервые её встретила, девушка и не подозревала, что дама с собачкой, сидящая на скамейке в саду и есть сама Екатерина. Её голубые глаза и улыбка придавали обаяние и «… прелесть неизъяснимую». Незнакомка разговаривала с Машей приветливо и ласково и девушка решила, что этой умной и рассудительной женщине можно доверять. Узнав, что Марья Ивановна дочь капитана Миронова, дама предложила ей свою помощь. Прочитав письмо, предназначенное для императрицы, и внимательно выслушав историю девушки, она обещала передать его государыне.

Вторая встреча ещё больше удивила Машу, так как она узнала в императрице ту незнакомку, с которой она беседовала в саду. Когда Екатерина II объявила о невиновности Гринёва, девушка в слезах опустилась к её ногам. Но государыня, забыв о своём статусе, помогла ей подняться и поцеловала сироту. В знак благодарности погибшему отцу девушки Екатерина II пообещала «устроить» её «состояние», так как это её долг помогать дочери капитана Миронова. Она «собственноручно» написала письмо отцу Петра об его «оправдании», где похвалила «ум и сердце» капитанской дочки.

Потомки Гринёвых хранят это благодарственное письмо как дорогую реликвию в память о милосердии Екатерины II.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Екатерины II в романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляется в виде романа-робинзонады, повествующего о событиях, которые происходят на придуманном острове со случайно оказавшимися там людьми, потерпевшими крушение воздушного шара.

Центральным образом произведения является Татьяна Ларина, по своей природе девушка застенчива и скромна. Татьяна испытывает больше и светлое чувство к главному герою романа Евгению Онегину.

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Деградация – это безостановочный процесс упадка как умственных, так и внутренних качеств людей. Социум находит в непрерывном движении. Поведение человека зачастую зависит от внешних факторов

Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника

Источник

Как звали императрицу в капитанской дочке. roman kapitanskaya dochka. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-roman kapitanskaya dochka. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка roman kapitanskaya dochka

Новый жанр в литературе

Если обратиться к истокам, то станет ясно, что роман А. С. Пушкина положил начало новому жанру в русской литературе, получившему название «историческая проза». Это не художественный рассказ с полностью выдуманным сюжетом, а повесть, которая опирается на события, происходившие в действительности. Пушкин взял за основу крестьянские восстания конца XVIII века под предводительством Емельяна Пугачёва, но в его повести просматривается гораздо больше тем.

Причины и последствия бунта — это только малая часть сложных вопросов, над которыми нужно задуматься читателю, поскольку действия героев заслуживают детального внимания. Великий писатель поднимает сразу несколько философских и личностных вопросов:

Доброта неизвестной благодетельницы

Как звали императрицу в капитанской дочке. pervaya vstrecha ekateriny. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-pervaya vstrecha ekateriny. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка pervaya vstrecha ekateriny

Ключевой сценой для раскрытия образа императрицы является помощь осиротевшей девушке Марии. Первая встреча Екатерины 2 и Маши Мироновой происходит в саду Царского Села. Властительница предстаёт перед сиротой в роли придворной дамы и не называет ей своё имя, давая слово выполнить просьбу девушки.

Дочь капитана Миронова сразу проникается к ней доверием. Это ощущается благодаря лёгкости, окружающей сцену: прекрасный пейзаж и улыбка красивой знатной особы средних лет с прелестной собачкой. Ласковый голос и спокойный важный взгляд пленили сердце Маши.

Создавая образ великодержавной императрицы, Пушкин воспользовался портретом руки В. Л. Боровиковского «Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском саду». Этого мнения придерживаются историки, основываясь на описываемой внешности. Перед читателями предстала статная дама в лёгком домашнем наряде. У нее румяное лицо, выражающее нежность и спокойствие. Художник на своём портрете изобразил широкое озеро, прекрасный луг и солнечный свет. Писатель переносит в это безмятежное утро и тем самым наполняет сцену добросердечием и надеждой на благоприятный конец.

Вторая встреча императрицы и сироты случается уже во дворце. Екатерина велит отпустить Гринева, помогая дочери героически погибшего защитника крепости. Проявленная милость императрицы в «Капитанской дочке» вызывает у читателей тёплые чувства.

Этот сюжетный ход с положительной стороны раскрывает обеих героинь: Екатерина выступает в роли благодетельницы и блюстительницы справедливости, а Маша предстаёт как благородная барышня, готовая идти до конца в отстаивании чести возлюбленного.

Прощение ради выгоды

Важно заметить, что Петру Гриневу дарит свободу не столько государственная властительница, сколько добрая женщина, обыкновенный человек. Императрица не терпела Пугачёва и его соратников, для неё они были преступниками. Почему же она помиловала Гринева? На этот резонный читательский вопрос существуют два возможных ответа:

Как звали императрицу в капитанской дочке. vtoraya vstrecha ekateriny. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-vtoraya vstrecha ekateriny. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка vtoraya vstrecha ekateriny

История несчастной сироты Маши пробудила в ней благородные и добрые черты характера. К Екатерине Второй не побоялась обратиться дочь героического человека, что растрогало её. Возможно, императрица вспомнила, каково это — быть молодой барышней с задетым чувством справедливости. Маше удалось воззвать к милосердию и добиться своей цели. Таким образом, история двух влюблённых обрела счастливый финал.

Письмо с великой милостью императрицы хранилось в семье Гриневых и передавалось из поколения в поколение.

Дальновидная Екатерина 2 отлично знала, что этот шаг возвысит её авторитет в глазах благородных дворянских фамилий. Она была умной, расчётливой и высокообразованной женщиной. Ей удалось извлечь выгоду даже из решения, продиктованного чувствами.

Важность иллюстраций

Никакая литература невозможна без изображений главных героев и важных сцен. Наиболее известными рисунками к роману «Капитанская дочка» являются работы Дементия Шмаринова. По признанию художника, он нарочно сместил акцент с трогательных отношений молодых людей на влиятельных исторических личностей. Сцены встреч капитанской дочки с императрицей остались лишь в читательском воображении, тогда как бунтарь Пугачёв передаётся на иллюстрациях многократно. Это подтверждает мысль исследователей творчества Пушкина, что образ Екатерины 2 противопоставляется облику предводителя мятежей.

Как звали императрицу в капитанской дочке. pugachevskiy bunt. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-pugachevskiy bunt. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка pugachevskiy bunt

Читатель не сможет дать полную и однозначную характеристику Екатерине 2. «Капитанская дочка» показывает не только благонравные деяния. С одной стороны, в книге описывается проявленное милосердие к честному человеку, доброе отношение к сироте, с другой — в романе встаёт вопрос об организованных крестьянских бунтах. Они появились не из воздуха — деятельность императрицы не устраивала простой народ.

Исторический роман Пушкина «Капитанская дочка» значим именно этой многогранностью, благодаря которой центральные персонажи раскрываются с нескольких точек зрения.

Бедная девушка в романе может встретиться с императрицей, дворянский сын — с предводителем народного мщения. Как удивительно это переплетение судеб! Все они склонны к разным поступкам, но внутренне остаются настоящими людьми, способными на доброту и благородство.

Источник

Образ и характеристика Екатерины II в романе Капитанская дочка Пушкина

Действия исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят во времена правления императрицы Екатерины II и связаны с восстаниями Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

Императрица представлена в повести как положительный герой. Впервые государыня проявляет себя в действии, когда она ввиду заслуг Гринева Андрея Петровича, отставного премьер — майора, милует его сына, офицера Петра Гринева, и заменяет казнь ссылкой на вечное поселение в Сибирь. Но на этом ее добродетели не заканчиваются.

Дочь коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, Мария Ивановна Миронова, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы просить милости у императрицы за своего возлюбленного Петра Гринева, осужденного за повстанческие сношения с предводителем казачьих восстаний, Пугачевым.

Встреча Екатерины II и Марии Ивановны в саду в Царском Селе происходит таким образом, что императрица остается неизвестной. Екатерина II представляется дамой, которая состоит при дворе императрицы и в силах которой помочь Марье Ивановне — таким образом Екатерина II надеялась получить большее доверие со стороны капитанской дочери. Императрица внимательно выслушивает рассказ Марьи Ивановны и ее объяснения по поводу того, что Петр Гринев, имея возможность оправдаться, не делает этого только потому, что не хочет причинять беспокойство дочери капитана Миронова и впутывать в эту гнусную историю имя самого Ивана Миронова. Императрица обещает помочь ей и просит держать в тайне их встречу, на этом они расстаются.

В тот же день Марья Ивановна получает приглашение от Екатерины II, в которой с удивлением узнает придворную даму, с которой имела разговор этим же утром. Императрица с лаской принимает Марью Ивановну, говорит, что обвинение с Петра Гринева снимается, и отдает письмо для Гринева Андрея Петровича. Также Екатерина II обещает помочь молодым и устроить их состояние в связи с заслугами капитана Миронова.

Таким образом, Екатерина II представлена как справедливая, неравнодушная к людскому горю государыня, которая дорожит отношением своего народа и всячески благоволит к людям, верно служившим на благо своего Отечества.

Екатерина 2 в Капитанской дочке

Роман «Капитанская дочка» Пушкин написал в историческом жанре. Поэтому наряду с вымышленными героями в сюжете участвуют и исторические фигуры. Образ императрицы был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Пушкину пришлось «маскировать» своё истинное отношение к самодержавию и поэтому в романе появляется Екатерина II. Ей отводилась роль благодетельницы «капитанской дочки», и автор даёт государыне только положительную характеристику. Но в романе есть и другой, скрытый смысл образа правительницы. Она – символ российской самодержавной власти, против которой поднял восстание крепостной народ.

Рассказ ведётся от лица пожилого офицера Гринёва, который в молодости был вовлечён в события пугачёвского бунта, «кровавого и беспощадного». Описывая свою военную судьбу, он рассказал, как, благодаря любви «капитанской дочки» и «милости» Екатерины II, он избежал несправедливого наказания.

Создавая образ императрицы, Пушкин изучал её биографию и мемуары. Поэтому характеристика Екатерины II реальна и основана на документах, но всё же это образ литературный. В романе государыня предстаёт перед читателями как обычная женщина, её портрет очень прост. Когда Маша Миронова впервые её встретила, девушка и не подозревала, что дама с собачкой, сидящая на скамейке в саду и есть сама Екатерина. Её голубые глаза и улыбка придавали обаяние и «… прелесть неизъяснимую». Незнакомка разговаривала с Машей приветливо и ласково и девушка решила, что этой умной и рассудительной женщине можно доверять. Узнав, что Марья Ивановна дочь капитана Миронова, дама предложила ей свою помощь. Прочитав письмо, предназначенное для императрицы, и внимательно выслушав историю девушки, она обещала передать его государыне.

Вторая встреча ещё больше удивила Машу, так как она узнала в императрице ту незнакомку, с которой она беседовала в саду. Когда Екатерина II объявила о невиновности Гринёва, девушка в слезах опустилась к её ногам. Но государыня, забыв о своём статусе, помогла ей подняться и поцеловала сироту. В знак благодарности погибшему отцу девушки Екатерина II пообещала «устроить» её «состояние», так как это её долг помогать дочери капитана Миронова. Она «собственноручно» написала письмо отцу Петра об его «оправдании», где похвалила «ум и сердце» капитанской дочки.

Потомки Гринёвых хранят это благодарственное письмо как дорогую реликвию в память о милосердии Екатерины II.

Источник

Как звали императрицу в капитанской дочке. 7 3246. Как звали императрицу в капитанской дочке фото. Как звали императрицу в капитанской дочке-7 3246. картинка Как звали императрицу в капитанской дочке. картинка 7 3246

Название произведенияКапитанская дочка
АвторАлександр Пушкин
ЖанрИсторический роман
Год написания1836

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава I. Сержант гвардии

Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода в отставку жил в Симбирской деревне, мать была из бедной дворянской семьи. У Петруши было 8 братьев и сестер, но все умерли во младенчестве.

Еще до рождения его зачисляют сержантом в Семеновский полк. Воспитывают Петрушу крепостной дядька Савельич и мосье Бопре, бывший парикмахер, француз, который пил и в большей степени интересовался дамами, нежели обучением барчонка. Однажды отец Гринева уличил француза в пьянстве – во время урока он спал, а юный Гринев делал воздушного змея из географической карты. Бопре прогнали. Образование Гринева кончилось. На семнадцатом году его отдают на военную службу, но не в Семеновский полк: отец желает ему настоящей военной практики и определяет в Оренбург. Отец благословляет его:

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»

Он надевает заячий тулуп, лисью шубу и вместе с Савельичем пускается в путь. В первый же вечер в Симбирске Гринев по неопытности напивается, проигрывает ротмистру Зурину в бильярд 100 рублей и грубит Савельичу. Несчастный дядька винит во всем француза Бопре. Зурин требует уплаты долга, и Гринев приказывает Савельичу выдать деньги: он жалеет о грубости и высокомерии, но стремится избавиться от опеки и показать свою зрелость. Они уезжают.

Глава II. Вожатый

«Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»

В ужасе герой просыпается. Они оказываются на постоялом дворе, который больше напоминает разбойничий притон, хозяин-казак потчует их, а провожатый устраивается вверху на полатях.

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское»

Петр Андреич велит поднести вожатому чаю, но тот отказывается и просит вина. Хозяин и вожатый ведут странный иносказательный разговор, смысл которого для Петруши туманен. После он догадывается, что речь идет об усмиренном в 1772 г. казацком войске. Наутро буря утихает, герои готовятся в путь, Гринев велит Савельичу дать вожатому полтину. Тот против, тогда Петруша дарит незнакомцу свой заячий тулупчик, несмотря на возражения Савельича. Вожатый надевает его, тулуп трещит по швам, и бородатый незнакомец благодарит Петрушу: Век не забуду ваших милостей

В Оренбурге Гринев передает отцовское письмо его служебному товарищу, и тот определяет его в *** полк в Белогорскую крепость на границу киргиз-кайсацких степей под командование капитана Миронова.

Глава III. Крепость

Глава IV. Поединок

«Капитанская дочь
Не ходи гулять в полночь»

Наутро они встречаются, но их арестовывают. Василиса Егоровна в присутствии коменданта и дочери распекает их, просит помириться и отпускает домой. Гринев говорит с Марьей Ивановной, и она признается, что очень не любит Швабрина: он сватался к ней, но она отказала. Гринев понимает, почему Швабрин плохо о ней отзывался.

На следующий день дуэль возобновляется. Гринев и Швабрин фехтуют, Петруша начинает одолевать противника, но его окликает Савельич, и Швабрин ранит его.

Глава V. Любовь

Петр Андреич ранен, Савельич тревожится о его здоровье, Марья Ивановна ухаживает за ним. Однажды утром девушка целует его.

«Ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливаясь слезами умиления…»

Гринев сватается к капитанской дочке. Она соглашается, и продолжает ухаживать за любимым. Тот пишет письмо отцу о позволении жениться: он опасается, что отец не примет этого решения.

Швабрин под арестом, и счастливый и влюбленный Гринев просит помиловать его. Они мирятся. Приходит письмо от отца: в нем Гринев находит холодный и жестокий отказ, кроме того, отец знает о дуэли. Петруша подозревает Швабрина в донесении родителям. Он честно сообщает Маше о решении отца, девушка печалится и отказывает ему. С тех пор она избегает Гринева.

Глава VI. Пугачевщина

Гринев рассказывает о крепостях вокруг Белогорской: во время его службы становилось все более и более неспокойно, казаки то и дело бунтовали. Однажды в октябре комендант получает секретное письмо с донесением о побеге опасного казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром III и затевающего мятеж среди яицких казаков. Комендант сетует, что у них только 130 военных и раздает указания. Чистят пушку. Казаки, живущие в крепости, взволнованы. От башкирцев в степи узнают, что Пугачев идет с войском к Белогорской крепости.

Через немого башкирца Пугачев отправляет в крепость письменное воззвание: он вербует казаков и солдат и объявляет о штурме. Спустя некоторое время узнают, что ближайшая к Белогорской Нижнеозерная крепость уже захвачена. Офицеры и солдаты готовятся к приступу. Василиса Егоровна отправляет Марью Ивановну в Оренбург к крестной матери.

Глава VII. Приступ

Петр Андреич не может заснуть: это его первый штурм, и кроме того, он тревожится за Машу. Утром он узнает, что уехать она не успела, дорога отрезана. Крепость осаждают, и впереди на белом коне виден сам Емельян Пугачев. Мятежники призывают солдат вступить в пугачевское войско. Начинается штурм, но длится он не долго: казаки захватывают крепость, ранят коменданта, арестовывают Гринева.

Пугачев сидит на креслах на крыльце дома Мироновых. Его лицо кажется Петруше знакомым. Комендант и Иван Игнатьевич отказывают признавать Пугачева и присягать ему. Их прилюдно вешают. Гринев ждет своей казни, и замечает в толпе бунтовщиков Швабрина в казацкой одежде. «Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов».

Гринева тащат к виселице, но за него вступается Савельич: он кидается в ноги Пугачеву и обещает выкуп от родителей барчонка. Самозванец дарит Петруше помилование.

Глава VIII. Незваный гость

Гринев больше всего волнуется о Марье Ивановне: дом разгромлен, где она – неизвестно. Выясняется, что Маша живет у попадьи, и та выдает ее за племянницу. Савельич признает в Пугачеве «вожатого» — того самого, которому Петруша подарил заячий тулупчик. Петр Андреич понимает, почему Пугачев помиловал его. Он не решается покидать крепость, пока Маша здесь.

Глава IX. Разлука

Пугачев отсылает Гринева в Оренбург объявить губернатору и генералам, что через неделю он с войском явится в город. Новым командиром Белогорской крепости назначен Швабрин, и эта весть повергает Гринева в ужас: Маша остается на милость Швабрину! Савельич подает Пугачеву жалобу на разоренное казаками имущество с перечислением убытков, но самозванец рассержен, но отпускает его.

Гринев отправляется к попадье прощаться с Машей, но она в бреду, у нее горячка. Он поручает попадье заботу о возлюбленной и пешком отправляется в Оренбург с Савельичем.

Глава X. Осада города

Гринев является к генералу и рассказывает о случившемся. Его приглашают на военный совет. Петр Андреич уговаривает перейти в наступление, но остальные против. Кто-то предлагает объявить цену за голову Пугачева.

До Оренбурга доходят вести, что войско мятежников приближается к городу. Гринев получает письмо от Марьи Ивановны: девушка страдает в захваченной Белогорской крепости, а Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. Она просит Гринева о помощи. В смятении он обращается к генералу, но тот отказывает ему: рискованно отправляться на штурм Белогорской, когда войско наступает.

Глава XI. Мятежная слобода

Гринев самостоятельно отправляется спасать Машу. Он прорывается через караул мятежников, но казаки хватают Савельича. Петр Андреич возвращается, и обоих ведут к Пугачеву.

«Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение»

Гринев просит самозванца о помощи: он честно рассказывает об издевательствах Швабрина над сиротой-Машей, которую называет своей невестой, но утаивает ее происхождение. Пугачев радуется. Наутро он вместе с Гриневым отправляется в Белогорскую крепость: он вознамерился самолично обвенчать молодых.

Глава XII. Сирота

Швабрин лебезит перед Пугачевым и не признается, что держит Машу в плену. Самозванец требует показать ему сироту, тот отговаривается ее болезнью, затем заявляет, что женат на ней, но когда Гринев и Пугачев видят ее облик и быт, они понимают, что все это ложь. Маша отрицает, что женитьбу со Швабриным. Тогда Швабрин рассказывает Пугачеву, кто эта девушка, и Гринев вновь честно раскрывает свои намерения: Пугачев никогда не отправился бы спасать дочь погибшего коменданта, а приспешники его растерзали бы сироту. Мятежник милует Машу с Гриневым:

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Он велит выдать им пропуска через все заставы и отпускает.

Глава XIII. Арест

Возле Оренбурга их останавливают караульные. Гринев снова встречает Зурина: переговорив с ним, он решает отослать Машу к родителям, а сам остается в отряде ротмистра (Зурин уговаривает Гринева не жениться, поскольку это блажь ). Он отправляет Савельича с Машей, уверяя, что родители полюбят ее.

В конце февраля они отправляются в наступление, затем Голицын разбивает пугачевское войско, но главарь-мятежник сбегает. Он снова собирает шайки на Симбирских заводах, берет Казань и теперь уже грозится штурмовать Москву. Под началом Зурина Гринев борется с восстанием:

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Пугачева ловят, мятеж подавлен. Петр Андреич готовится к отъезду, но Зурину приходит бумага о его аресте: кто-то донес о связи Гринева с Пугачевым.

Глава XIV. Суд

Гринева сажают в тюрьму в Казани, его допрашивают, причем на допросе он, желая оградить Машу от участия в деле, скрывает, зачем покидал Оренбург. Доносит на Гринева Швабрин: желая облегчить свою участь, злодей объявляет Петра Андреича шпионом самозванца.

Вскоре к Маше прибывает карета: знатная дама оказывается самой Екатериной II, и императрица просит ее к себе. Екатерина милует Гринева и обещает помочь Маше с приданым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *