Как звали левитана художника золотая осень
Описание картины «Золотая осень» И.Левитана (1 фото)
Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, несмотря на то, что в большинстве картин Левитана преобладает цветовая гамма грусти – смешанные приглушенные тона.
Всего у художника насчитывается около сотни осенних пейзажей. Обычной их темой является торжественно-печальное увяданье осеней русской природы. Однако на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…
Некоторые факты из жизни художника
Левитан создал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно.
В середине 1890-х художник проживал со своей возлюбленной С. Кувшинниковой в одной из провинциальных усадеб. Неожиданно он увлекся отдыхающей на соседской даче А. Турчаниновой. Между ними завязался бурный роман. В этот период художник создал несколько картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.
Известно, что Левитан часто бывал в доме Чехова. Антон Павлович не приветствовал любовные увлечения свого друга. Не радовало его и неожиданное появление «бравурности» в последних картинах Левитана. К примеру, «Золотая осень» слишком отличалась от элегически-печальных состояний осенней природы, которые обычно было свойственно изображать художнику.
Эта картина получилась необычно яркой. В ней ощущается особое возбуждение и предвкушение счастья, которые не вязались с обычным мироощущением живописца. Известно, что и сам автор не был полностью удовлетворен своей работой. Год спустя он написал еще одно полотно с таким же названием уже в более привычной для себя манере.
Однако по мнению многих ценителей творчества художника именно не свойственные Левитану приподнятые мажорные переживания сделали картину «Золотая осень»1895 г. подлинным шедевром пейзажной живописи.
Описание и анализ
На переднем плане полотна «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.
Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца.
Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую колористическую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако зритель ощущает, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста.
Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.
В картине явно проступает особая внимательность Левитана как живописца. «Золотая осень» не является монотонным пейзажем. В желтизне, которая наиболее часто встречается на данном полотне, художник подмечает и отражает огромное количество цветовых оттенков. При этом он обращает внимание и на другие цвета.
На правом берегу речки мастер изобразил зеленовато-серые, словно выцветшие на солнце и вымытые частыми осенними дождями деревья. На дальнем плане можно разглядеть небольшую деревушку c крестьянскими избами. За ними простираются поля, а вдоль линии горизонта протянулся лимонно-охряный лес.
Основное настроение картины «Золотая осень» – это настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы. Красота живописного полотна притягивает, восхищает и одновременно облагораживает. Природа, изображенная на картине, величественна, прекрасна и одновременно беззащитна. Она требует к себе бережного внимательного отношения.
По мнению художественных критиков Левитан в отличие от многих художников умел не только красиво и правильно писать, но и наслаждаться этим процессом. Поэтому все его картины представляют собой уникальные явления живописного характера, о которых сложно писать, но которыми так легко любоваться, отдавшись их необъяснимому очарованию.
Исследователи творчества художника утверждают, что в его наследии насчитывается около ста картин на тему осени. Одной из самых любимых зрителем среди них по праву считается «Золотая осень». Великолепный осенний пейзаж стал свидетельством скрытой жизненной силы, которая не смотря ни на что была присуща гениальному художнику, страдавшему мучительными приступами меланхолии.
На небольшом полотне Левитан создал удивительно яркий и жизнеутверждающий пейзаж. Осень изображена в мажорных насыщенных тонах, которые очень редко встречаются на полотнах художника, предпочитавшего обычно более мягкие пастельные тона и нежные цветовые гаммы.
Однако, по-видимому, великолепие осенней природы настолько тронуло живописца, что он решил отступить от свойственной ему творческой манеры.
Полотно «Золотая осень» будто дышит прозрачной негой. Изображенные на переднем плане березки трепетно чисты и невинны. Смелые энергичные мазки краски, ставшие по мнению художественных критиков предвестниками импрессионизма, ложатся на холст легко и свободно, оживляя осеннюю рощу игрой света и ощущением легкого дуновения ветерка.
Прощальную красоту осенней поры и «пышное природы увяданье» стараются передать в своих картинах многие живописцы. Однако именно Левитану присущи светлая грусть и необыкновенно тонкий лиризм. Эти уникальные качества освещают его картины особой силой какого-то мистического чувства.
По словам известного художника А. Бенуа Левитан умел прочувствовать в природе то, что восхваляло Создателя, слышал биение её сердца. Раскрытие самой сокровенной тайны природы, её глубинного духовного содержания являлось постоянным стремлением художника на протяжении всей его недолгой творческой жизни.
«Золотая осень» — картина Исаака Ильича Левитана
«Золотая осень» — картина, написанная Исааком Ильичом Левитаном (1860-1900 гг.) в 1895 году. Художник изобразил уголок среднерусской природы с речкой, полями и домиками вдали, но в первую очередь взгляд привлекают деревья с яркой осенней листвой. Их золото контрастирует с синевой небес и речной глади. Традиционно осень считается временем увядания и меланхолии, но этот пейзаж выглядит торжественным и вызывает радость. Желтые листья берез написаны энергичными пастозными мазками. Так проявляется влияние импрессионизма, хотя в целом произведение тяготеет к реализму.
Исаак Левитан считается лучшим русским пейзажистом второй половины XIX века. Он как никто мог передать национальный характер и настроение через прекрасные виды природы. Осенние пейзажи художник любил больше всего и создал их более сотни. «Золотая осень» стала среди них самой известной, хотя она не характерна для творчества автора. Как правило, он выбирал более мягкие и нежные краски, а эта работа — воплощение яркости и полноты чувств.
Перемена настроения в живописной манере объясняется новым сердечным увлечением художника. В тот период он повстречал Анну Турчанинову, которая приехала с дочерьми в свое поместье Горка в Тверской губернии. Там и были написаны этюды к картине — изображенный уголок природы находился в шаговой доступности от усадьбы. Работа была завершена уже в Москве и представлена публике на 24-й выставке передвижников. Вскоре Павел Третьяков (1832-1898) приобрел ее для галереи за 700 рублей.
Интересно, что сам Левитан называл эту картину грубой и через год создал другую версию с таким же названием — она тоже хранится в Третьяковке. Антон Чехов придерживался сходного мнения и упрекал «Золотую осень» в излишней бравурности и декоративности, из-за которой не осталось места тонкости и душевности. Но зрители решили иначе: пейзаж получил многочисленные восхищенные отзывы. Сегодня это произведение — визитная карточка Исаака Левитана.
Прекрасные пейзажи русских и зарубежных мастеров часто выставляются на аукционах, которые проходят на сайте Very Important Lot. Это удобная возможность пополнять коллекцию произведениями искусства или шедеврами антиквариата. Также портал дает возможность недорого купить картины с пейзажами напрямую у современных художников.
«Золотая осень» Левитана
Учителя считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа.
Сюжет
Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это её относят к так называемой оптимистической серии Левитана.
Контекст
Левитан работал над картиной в Тверской губернии, когда жил в усадьбе Горка. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где её купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдёте «рану» — её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
Судьба художника
Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.
Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Тем не менее именно Левитан ввёл моду на Плёс, волжские просторы, леса и поля.
Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевлённый тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И всё же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Один раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — всё это был фарс.
Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.
«Золотая осень» Левитана– воплощение счастья и оптимизма
«Золотая осень» – картина великого русского художника XIX века Исаака Левитана (1860-1900). Написана маслом на холсте размером 82 х 126 см в 1895 году. Экспонат Государственной Третьяковской галереи.
Автор и русский пейзаж
Трудно поверить, но многие современники живописца, имеющего еврейские корни, осыпали его упрёками в чрезмерной любви к русскому пейзажу. Недоброжелатели считали, что восхищение природными красотами Руси прерогатива русских мастеров.
Но именно кисти Левитана принадлежат самые проникновенные и любимые народом пейзажи, выполненные чаще всего в приглушённых тонах, выражающие тишь и печаль. Художник создал около ста осенних пейзажей. На их фоне «Золотая осень» выделяется несвойственным мастеру колоритом, светлым, ярким и оптимистичным.
Предыстория
Левитан «Золотую осень» написал в 1895 году. Картина стала способом выражения необыкновенных эмоций художника, душевного подъёма, когда сплелись воедино любовь к женщине и восхищение природой.
Шёл не первый год романа с Софьей Кувшинниковой (1847-1907), эксцентричной ученицей Левитана. Эта женщина обожала творческую атмосферу и часто собирала в своём доме в Москве известных музыкантов, артистов, писателей, художников. Так и познакомилась в 1886 году с Левитаном. Она была замужем за известным в Москве доктором, что не мешало ей предаваться страстям.
Но Левитана вдохновила не Софья. Находясь с ней в 1894 году в творческой поездке по Тверской губернии, художник познакомился с владелицей одной из местных усадеб (Горка), Анной Турчаниновой (1856-1930), приехавшей с дочерями из Петербурга. Она была женой крупного столичного чиновника. Страсть захватила обоих, и петербургскую «кокетку», и любвеобильного живописца. Софье ничего не оставалось, как уехать (больше с Левитаном она не виделась).
В имении Турчаниновых для живописца построили «синагогу» – так в шутку назвали дом-мастерскую. Здесь Левитан создал немало шедевров, самые знаменитые из которых – это «Март» (вид около дома Турчаниновых), «Ненюфары» (водяные лилии) и «Золотая осень» (в нетрадиционных для художника красках и настроении).
Осенний пейзаж был начат в 1895 году в Горке, здесь же были созданы первые этюды. Заканчивал работу над картиной художник уже в Москве.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень» получилась выразительной и сочной, насыщенной и красочной – совсем как те места, по которым бродил художник со своей собакой вокруг имения Горка. Всем говорил, что идёт на охоту, сам же искал обновления чувств, новой вспышки, которой так жаждут все творческие незаурядные личности.
Описание картины Левитана «Золотая осень»
На полотне, ориентированном по горизонтали, предстаёт тихий и солнечный день ранней осени. Деревья ещё не скинули листву, которая пока даже не вся сменила окраску – справа совсем зелёный перелесок, трава местами также сохранила цвет лета.
От нижнего края картины на переднем плане почти прямо, словно просёлочная дорога, ведёт неширокая речка с тихими глубокими водами, в которых отражается высокое голубое небо, подёрнутое лёгкими облаками. Берега речушки густо поросли травами и низким кустарником. Склон левого берега пологий, на нём замерли молодые берёзки, словно осторожно спускающиеся к воде.
Дальше пожелтевшие луга, поля, перелески. За полосой горящих золотом берёз слева угадывается направление речки. У её поворота стоит одинокая, вся в позолоте буйной ещё листвы, берёза, словно страж и наблюдатель.
Преобладание жёлтой гаммы оттеняется красными вкраплениями листвы осинок, других прибрежных растений, гряды деревьев вдали за бледно-соломенным полем. За этой красно-жёлтой полосой зеленеют озимые посевы (во второй половине XIX века в России широко применялось так называемое трёхполье, когда каждый год у земли было разное предназначение: засевались озимые, яровые либо почва оставлялась без посадок, т.е. под паром). Все циклы бережной обработки земли русскими крестьянами налицо.
За зелёным полем рассыпаны хаты, снова поля и деревья, становящиеся уже неразличимыми и сливающиеся на горизонте с бездонным небом – безгранична, широка и привольна русская земля. И везде следы трудов человеческих, деликатных и благоразумных, не уродующих родную землю, не калечащих трогательный пейзаж, а дополняющих его хрупкую прелесть.
Анализ пейзажа Левитана «Золотая осень»
Солнца на полотне нет, но оно во всём: в янтарных и медовых кронах деревьев, алой и медной мозаике листвы, бликах на воде, ослепительной белизне берёзовых стволов. Последняя зелень жадно поглощает солнечные лучи, и всё пространство словно прогрето ими. Исаак Левитан в «Золотой осени» растворил солнце в самом воздухе, искусно запечатлённом мастером. Солнечные лучи будто перебегают от листка к листку, от дерева к дереву, наполняя холст радостью, теплом и полнотой жизни.
Переплетение света и цвета на полотне, энергичные мазки кистью, ощущение тёплого воздуха отсылают зрителя к импрессионизму, который в то время завоёвывал всё больше любителей искусства во Франции. Но художник Левитан в «Золотой осени» и других произведениях больше не импрессионист, а чрезвычайно внимательный и наблюдательный живописец. Он мастерски выплеснул на холст всю полноту собственных чувств и ощущений, живого трепета природы и энергии солнечных лучей.
Потому и любим этот пейзаж миллионами людей, что легко переносит зрителя на берег той самой речушки, где когда-то стоял с кистью перед мольбертом великий мастер. Каждому неравнодушному зрителю выразительное произведение даёт глоток того самого тёплого и ласкающего воздуха и услаждает взор великолепным видом. Как у Пушкина: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».
Судьба картины
По свидетельству современников, в середине ноября 1895 года живописца невозможно было оторвать от работы, особенно на заключительном этапе, в Москве. Его нельзя было заманить в гости, он забросил друзей и подруг. В переписке с Василием Поленовым Левитан называет причину своего внезапного отшельничества – страстную работу день за днём. Здоровье у художника было слабое, но он считал картину целебной для себя, отмечал собственное спокойствие и даже решил, что «мир не так ужасен». Но полного удовлетворения своей работой у требовательного к себе живописца всё же не было. Он считал пейзаж недостаточно лиричным, грубоватым.
В феврале 1896-го картина предстала перед петербургской публикой 24-й выставки передвижников (Левитан был членом товарищества). Называлась она просто «Осень». Затем со всей экспозицией произведение приехало в Москву, где его приметил Павел Третьяков, имевший обыкновение на подобных выставках приобретать понравившиеся произведения для своей коллекции. Меценат и автор договорились о сделке (Третьяков заплатил 700 рублей), и картина отправилась с выставкой по стране.
В Харькове в конце ноября 1896 года, когда экспонаты уже снимали и готовили к отправке дальше, на холст Левитана, стоявший на полу и прислоненный к стене, упал подвесной обогреватель (выставочные залы требовали отопления). Образовалась сквозная прореха. Руководство выставки уведомило об инциденте собственника (Третьякова). По прибытии шедевра в Москву его восстановление было поручено искусному реставратору Дмитрию Арцыбашеву, который справился с работой безукоризненно.
В конце года меценат передал этот оптимистичный пейзаж для всеобщего обозрения в Третьяковскую галерею. Первоначальное краткое название «Осень» вскоре дополнилось красноречивым прилагательным «золотая» – это слово само просилось с холста в каталоги.
Не до конца удовлетворённый результатом работы, Левитан в 1896 году пишет одноимённую картину с иной композицией, другим цветовым решением, но похожей концепции – берёзы, водоём, голубое небо. Это произведение также принадлежит Третьяковке.
«Золотая осень» Левитана понятна и ребёнку
Через природу человек учится замечать и понимать прекрасное, любить жизнь и родину – красота пейзажей способна тронуть сердца даже дошколят. Поэтому уже в 3-5 классе ученики могут написать сочинение на тему «Золотая осень» Левитана, сформулировать свои впечатления
Принцип сочинения неизменен – работа должна состоять из 3-х частей: вступления (название, автор), основной части (описание) и заключения (собственное отношение к картине).
Примеры сочинений по картине Левитана «Золотая осень»
3 класс
Передо мной картина Левитана «Золотая осень». На полотне изображено любимое время года многих поэтов и художников.
Картина выполнена преимущественно жёлтыми красками разных оттенков. Есть также красный, бурый, голубой, зелёный – настоящие природные цвета в ясный солнечный день ранней осенью. Золотистые берёзы, деревья с зелёной и красной листвой разбросаны среди пожухлых лугов. Между ними течёт небольшая речка. Вдали виднеется зелёное поле, деревня. Над этим простором раскинулось голубое небо. Лёгкие облака не мешают солнечным лучам ярко освещать великолепный пейзаж и дарить последнее тепло земле.
Картина вызывает восторг и любовь к родной природе.
4 класс
«Золотая осень» – знаменитая картина Левитана. На ней изображён великолепный вид русских просторов ясным осенним днём.
Одиночные деревья и их группы одеты в ярко-жёлтые наряды, некоторые с красными бликами, другие совсем зелёные. Листва ещё не опала – осень недавно вступила в свои права. Но трава уже почти завяла, луга и поля поблёкли. Речушка, неспешно несущая свои воды, поблёскивает холодом воды. У небольшой рощицы золотистых подружек-берёз она сворачивает и теряется вдали. За полями видна небольшая деревня. В этих избах, вероятно, и живут те крестьяне, которые обрабатывают поля. Сейчас у них отдых от летних трудов, и они так же, как и природа вокруг, радуются тёплой солнечной погоде, голубому небу и бегущим в вышине облакам.
Картина производит очень приятное впечатление и создаёт радостное настроение. Так и хочется побывать среди этой красоты.
5 класс
Передо мной картина русского художника Исаака Левитана, написанная в 1895 году. Автору тогда было 35 лет, он был уже зрелым живописцем, знаменитым мастером русского пейзажа. Его работы, как правило, выполнены в приглушённых тонах и пронизаны поэтической печалью. Эта картина отличается яркими красками ранней осени и оптимизмом.
Никаких действующих лиц – только природа и безмолвие. Молодые и старые берёзы, окутанные золотом листвы, небольшие осины в багряных красках, великаны справа, зелень листвы которых ещё не тронута неизбежной осенью. Деревья разбросаны по широкой холмистой равнине. Между ними поля, которые уже готовятся к зимнему отдыху, речка с ощутимо прохладной водой. Солнечные блики на её поверхности играют и сверкают, отражая каждый солнечный прощальный лучик и бездонную голубизну неба в невесомых облаках. Вдалеке видны крыши домов – явное обозначение присутствия людей среди этой красоты, символ осторожного сплетения природы и результатов труда человеческого, полей с посевами.
Картина невероятно притягательна. Она даёт ощущение счастья и умиротворения. Хотелось бы, чтобы и сегодня земля наша была так же прекрасна, а не изуродована свалками, заброшенными строениями, заводами и даже целыми деревнями.
Топ лучших картин Исаака Левитана
Красота и грусть сентябрьской поры на картине Ильи Остроухова «Золотая осень»
История одного шедевра: «Золотая осень» Левитана
Исааку Левитану не раз в жизни приходилось туго из-за еврейского происхождения. Неоднократно его семью выселяли из Москвы, из училища выпустили без диплома, а ранние работы называли дерзкими. Как вспоминал Константин Паустовский, мэтры считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. И тем не менее именно кисти Левитана принадлежат пейзажи, которые во всем мире считают самыми русскими из когда-либо написанных.
Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.
Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893
Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
«Золотая осень», 1896
Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.
«Над вечным покоем» (1894)
Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.
Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.
Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.