Как звали набоков хорошего читателя
Как назвал В.Набоков «Хорошего читателя»?
Владимир Набоков говорил, что хороший читатель – это всегда перечитыватель.
Когда Владимир Набоков начал преподавать в США, он готовил письменные тексты лекций. Однажды обнаружил, что забыл текст дома. Пришлось импровизировать. Набокову пришла в голову идея предложить десять определений читателя, из которых студенты должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”.
Определения были следующими:
1. Читатель — это член общества книголюбов.
2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.
3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.
6. Читатель должен быть начинающим автором.
7. У читателя должно быть развито воображение.
8. Читателю необходима память.
9. У читателя должен быть богатый лексикон.
10. Читатель не может быть чужд искусству*
Владимир Набоков говорил, что хороший читатель – это всегда перечитыватель.
Когда Владимир Набоков начал преподавать в США, он готовил письменные тексты лекций. Однажды обнаружил, что забыл текст дома. Пришлось импровизировать. Набокову пришла в голову идея предложить десять определений читателя, из которых студенты должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”.
Определения были следующими:
1. Читатель — это член общества книголюбов.
2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.
3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.
6. Читатель должен быть начинающим автором.
7. У читателя должно быть развито воображение.
8. Читателю необходима память.
9. У читателя должен быть богатый лексикон.
1. В. Набоков Хорошие читатели и хорошие писатели
1. В.НАБОКОВ: «Хорошие читатели и хорошие писатели» (извлечение)
Однажды выступая в одном провинциальном американском колледже,во время затянувшегося лекционного тура, Владимир Набоков устроил небольшой опрос, предложив десять определений читателя; студенты должны были выбрать четыре, каковой набор, по их мнению, обеспечит хорошего читателя.
Выберите четыре ответа на вопрос, каким должен быть и что делать хороший читатель:
1. Состоять членом клуба книголюбов.
2. Отождествлять себя с героем/героиней книги.
3. Интересоваться прежде всего социально-экономическим аспектом.
4. Предпочитать книги, в которых больше действия и диалога.
5. Не приступать к чтению, не посмотрев экранизацию.
6. Быть начинающим писателем.
7. Иметь воображение.
8. Иметь хорошую память.
9. Иметь словарь.
10. Иметь некоторый художественный вкус.
Студенты дружно налегли на отзывчивое отождествление, на действие, на социально-экономический и исторический аспекты. Как вы, без сомнения, уже догадались, хороший читатель — тот, кто располагает воображением, памятью, словарем и некоторым художественным вкусом, причем последний я намерен развивать в себе и в других при всякой возможности.
Должен оговориться, что слово «читатель» я употребляю весьма свободно. Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель.
Сейчас объясню, почему. Когда мы в первый раз читаем книгу, трудоемкий процесс перемещения взгляда слева направо, строчка за строчкой, страница за страницей, та сложная физическая работа, которую мы проделываем, сам пространственно-временной процесс осмысления книги мешает эстетическому ее восприятию.
Когда мы смотрим на картину, нам не приходится особым образом перемещать взгляд, даже если в ней тоже есть глубина и развитие. При первом контакте с произведением живописи время вообще не играет роли. А на знакомство с книгой необходимо потратить время. У нас нет физического органа (такого, каким в случае с живописью является глаз), который мог бы разом вобрать в себя целое, а затем заниматься подробностями. Но при втором, третьем, четвертом чтении мы в каком-то смысле общаемся с книгой так же, как с картиной.
Не будем, однако, путать глаз, этот чудовищный плод эволюции, с разумом, еще более чудовищным ее достижением.
Любая книга — будь то художественное произведение или научный труд (граница между ними не столь четкая, как принято думать) — обращена прежде всего к уму. Ум, мозг, вершина трепетного позвоночника, — вот тот единственный инструмент, с которым нужно браться за книгу.
У каждого свой душевный склад, и я скажу вам сразу, что для читателя больше всего подходит сочетание художественного склада с научным. Неумеренный художественный пыл внесет излишнюю субъективность в отношение к книге, холодная научная рассудочность остудит жар интуиции. Но если будущий читатель совершенно лишен страстности и терпения — страстности художника и терпения ученого, — он едва ли полюбит великую литературу.
Литература родилась не в тот день, когда из неандертальской долины с криком: «Волк, волк!» — выбежал мальчик, а следом и сам серый волк, дышащий ему в затылок; литература родилась в тот день, когда мальчик прибежал с криком: «Волк, волк!», а волка за ним и не было.
В конце концов бедняжку из-за его любви к вранью сожрала-таки реальная бестия, но для нас это дело второстепенное. Важно совсем другое. Глядите: между настоящим волком и волком в небылице что-то мерцает и переливается. Этот мерцающий промежуток, эта призма и есть литература.
Литература — это выдумка. Вымысел есть вымысел. Назвать рассказ правдивым значит оскорбить и искусство, и правду. Всякий большой писатель — большой обманщик, но такова же и эта архимошенница — Природа. Природа обманывает всегда. От простеньких уловок в интересах размножения до умопомрачительно изощренной иллюзорности в защитной окраске бабочек и птиц — Природа использует изумительную систему фокусов и соблазнов. Писатель только следует ее примеру.
Ненадолго вернувшись к нашему маленькому волосатому дикарю, пугающему волком, можем сказать так: магия искусства шла от призрака выдуманного им волка, от волка его фантазии, и при жизни удачливого шалуна рассказ о нем был хорошим рассказом. А когда проказник погиб, рассказ у пещерного костра превратился в хорошее поучение. Но магия исчезла вместе с ним. Ибо все дело в выдумке.
Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое — рассказчик, учитель, волшебник — сходятся в крупном писателе, но крупным он станет, если первую скрипку играет волшебник.
К рассказчику мы обращаемся за развлечением, за умственным возбуждением простейшего рода, за эмоциональной вовлеченностью, за удовольствием поблуждать в неких дальних областях пространства и времени. Слегка иной, хотя и необязательно более высокий склад ума ищет в писателях учителей.
Пропагандист, моралист, пророк — таков восходящий ряд. К учителю можно пойти не только за поучением, но и ради знания, ради сведений. Мне, к сожалению, знакомы люди, читавшие французских и русских романистов, чтобы что-нибудь разузнать о жизни в веселом Париже или в печальной России. Но в-третьих, и это главное, великий писатель — всегда великий волшебник, и именно тогда начинается самое захватывающее, когда мы пытаемся постичь индивидуальную магию писателя, изучить стиль, образность, структуру его романов или стихотворений.
Три грани великого писателя — магия, рассказ, поучение — обычно слиты в цельное ощущение единого и единственного сияния, поскольку магия искусства может пронизывать весь рассказ, жить в самой сердцевине мысли.
Шедевры сухой, прозрачной, организованной мысли способны вызывать художественное потрясение не меньшей мощности, чем «Мэнсфилд-парк» или самый бурный каскад диккенсовской образности. Точность поэзии в сочетании с научной интуицией — вот, как мне кажется, подходящая формула для проверки качества романа.
Для того чтобы погрузиться в эту магию, мудрый читатель прочтет книгу не сердцем и не столько даже умом, а позвоночником. Именно тут возникает контрольный холодок, хотя, читая книгу, мы должны держаться слегка отрешенно, не сокращая дистанции.
И тогда с наслаждением, одновременно и чувственным и интеллектуальным, мы будем смотреть, как художник строит карточный домик и этот карточный домик превращается в прекрасное здание из стекла и стали.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз? (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Обогащаем свою речь, упр. 2, стр. 6.
Хорошим читателем великий писатель В.В. Набоков называл «перечитывателя», т.е. человека, который время от времени вновь возвращается к уже прочитанной им ранее книге. Казалось бы, зачем вообще нужно повторное прочтение книги и почему В.В. Набоков даже считает такое прочтение признаком хорошего читателя? Я думаю, разгадка кроется в том, что человек, перечитывающий литературное произведение, демонстрирует любознательность и вдумчивость, стремится отыскать в знакомом тексте новые грани, почерпнуть новую информацию.
По своему личному опыту я пока судить об этом почти не могу, но мои родители говорят, что когда они по прошествии лет снова открывают ту или иную книгу, они обязательно находят в ней что-то новое, немного по-другому осмысляют её содержание. Получается, что хорошая книга – это уникальный источник знаний, к которому можно обращаться на протяжении жизни неоднократно. И всякий раз она уже будет не такой, как прежде: меняется человек – меняется и книга, начиная играть для него новыми красками. Однако, я считаю, здесь нужно быть осторожным: не стоит ограничивать свой круг чтения и заниматься лишь перечитыванием одних и тех же книг, пусть и многочисленных. Необходимо расширять свои литературные горизонты и постоянно искать новые книги, не менее полезные и интересные.
Да, «перечитыватели» среди моих родственников есть. Например, моя бабушка довольно часто возвращается к прочитанным ранее произведениям. Она любит читать различные книги по истории, делать пометки на полях, выписывать в свой блокнот имена полководцев и других важных исторических личностей, запоминать даты сражений и т.п. Когда ей кажется, что она не очень хорошо помнит что-либо, она достаёт с полки уже прочитанную книгу и пересматривает её целиком или частично.
Что касается меня, я пока в своей жизни перечитывал мало книг. Могу припомнить разве что повесть «Олеся» А.И. Куприна. Несколько лет назад родители посоветовали мне прочесть её. Я их совету последовал и ознакомился с произведением. Тогда оно показалось мне скучным, хоть и не затянутым. Я не испытал практически никаких чувств за исключением восхищения описываемой автором красивой природой дикого леса. Но вот буквально пару недель назад мне почему-то захотелось перечитать эту книгу. И я открыл в ней для себя много нового! Теперь я обращал внимание не только на величественную природу, но и на взаимоотношения влюблённых, сопереживал Олесе и Ивану Тимофеевичу. Думаю, что при следующем прочтении я также увижу новы стороны этого произведения!
Итак, я полностью согласен с В.В. Набоковым в том, что хороший читатель – это именно «перечитыватель».
Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»?
Задания по литературе для 5 класса 2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
Набоков говорил о хорошем читателя так, что в его понимании это постоянный «перечитыватель».
Механическое чтение, даже если оно быстрое не приносит пользы читателю, информация остается не усвоенной «что читал книгу, что радио слушал».
Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.
Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.
Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.
Рассказ по пословице об учении для 5 класса.
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.
Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.
Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении.
Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.
Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно.
А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.
Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.
А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.
Владимир Набоков.
«О ХОРОШИХ ЧИТАТЕЛЯХ И ХОРОШИХ ПИСАТЕЛЯХ».
«Сто лет назад Флобер писал в письме к любовнице: «Каким учёным можно было бы стать, зная как следует пять-шесть книг.»
Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи.
Для того, чтобы погрузиться в эту магию, мудрый читатель прочтёт книгу не сердцем и не столько даже умом, а позвоночником. именно тут возникает контрольный холодок. Хотя, читая книгу, мы должны держаться слегка отстранённо, не сокращая дистанции. И тогда с наслаждением, одновременно и чувственным, и интеллектуальным, мы будем смотреть. как художник сторит карточный домик, и этот домик превращается в прекрасное здание из стекла и стали.»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+