Как звали невесту пер гюнта
Пер Гюнт
История персонажа
Веселый юноша Пер Гюнт проживает жизнь в собственных иллюзиях и мечтах. И даже трудности в жизни героя имеют сказочный оттенок – ведь перед жизненным выбором молодого человека ставят тролли, ведьмы и загадочный Пуговичник. Ветреному бунтовщику важно не запутаться в мистическом ореоле и сделать правильный выбор.
История создания
Генрик Ибсен – автор пьесы о Пере Гюнте – начал работу над неоднозначным и полным философии сюжетом в 1867 году. Он получил писательскую стипендию и переселился в Италию, чтобы посвятить себя работе над новым произведением. Уже в октябре Ибсен сообщает о том, что пьеса почти закончена:
«Называется поэма «Пер Гюнт» – по главному действующему лицу, о котором можно кое-что прочесть у Асбьернсена. Для моей поэмы я там нашел не очень-то много существенного, но зато тем свободнее мог распорядиться материалом».
Дебют литературного шедевра получился неоднозначным. Из-за вольной интерпретации народного фольклора жители Норвегии и Дании восприняли поэму негативно. А через год по просьбе друзей Ибсен создал либретто, которое послужило основой для музыкальной постановки. Зимой 1874 года писатель обратился в письме к композитору Эдварду Григу:
«Дело вот в чем. Я намерен приспособить для сцены «Пера Гюнта», который скоро выйдет третьим изданием. Согласны ли вы написать к пьесе необходимую музыку? Я вкратце укажу вам, как думаю приспособить пьесу».
Музыка изменила впечатление от сюжета, хотя работа над сюитой стала для композитора испытанием. Совместное творчество Грига и Ибсена продолжалось почти два года, но результат превзошел все ожидания. Особых похвал заслужила композиция «В пещере горного короля», работа над которой утомила создателя:
«Эту музыку мне в буквальном смысле слова тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, «сверхнорвежеством» и «будь-самим-собой-довольством»! Впрочем, я надеюсь, что сквозь это будет чувствоваться также и ирония».
Ожидания Грига оправдались – зритель уловил иронию. «Пер Гюнт» прославил имена собственных создателей, став музыкальным произведением, рассказывающим о самоопределении и личностной реализации.
Сюжет
Юноша по имени Пер Гюнт живет в норвежской деревне вместе с матерью. Отец героя – бывший купец, который потерял состояние и бросил семью. Молодой человек отличается богатой фантазией и часто попадает в переделки. Местные жители не любят героя – Пер Гюнт слишком нравится девушкам и отличается заносчивостью.
Приступ озорства заставляет юношу отправиться на свадьбу обеспеченного деревенского жителя. Выпитый алкоголь и желание приключений бьют молодому человеку в голову. Пер Гюнт настойчиво добивается девушки по имени Сольвейг, а получив отказ, похищает чужую невесту.
Довольно быстро юноша осознает глупость поступка и отпускает злую девушку. Предчувствуя погоню, парень скрывается в местном лесу, где с героем начинают происходить чудеса. Блуждая среди деревьев, Пер Гюнт встречает Женщину в зеленом плаще. Пообщавшись с привлекательной незнакомкой поближе, парень узнает, что перед ним дочь Доврского короля – владыки леса.
Героиня романа Сольвейг
Как и большинство женщин, которых встречает Пер Гюнт, Женщина в зеленом плаще не остается равнодушной к обаятельному юноше. Красавица отводит героя к отцу, который предлагает тому жениться на его дочери. Правда, по местным законам Пер Гюнт не покинет леса и сделает один глаз косым – только так лесной народ примет чужака.
Свободолюбивый сумасброд отказывается – юноша не желает следовать правилам кого-либо. Подобное отношение сильно задевает подданных лесного короля. От кровавой расправы Пера Гюнта спасает звон церковного колокола.
Мать юноши и Сольвейг находят героя на опушке леса. Женщины принесли Перу плохие новости – за проделки на свадьбе его объявили вне закона. Единственное, что остается молодому человеку, – жить в лесу. Что ж, юноша принимается за строительство нового дома.
Внешность Пера Гюнта
С приходом зимы пристанище Пера Гюнта закончено. Привыкший к одиночеству балагур мирно проживает каждый день без надежды на счастливое воссоединение с матерью. Но неожиданное решение Сольвейг приносит в жизнь Пера надежду: девушка, которая очарована героем, уходит из дома, чтобы поселиться с возлюбленным в лесу.
Вскоре неподалеку от нового дома, на опушке, Пер встречает старую знакомую. Женщина в зеленом плаще сообщает радостную новость – у нее родился сын, теперь семья должна воссоединиться. Молодой человек в растерянности и не знает, как сообщить новость любимой. Единственный выход, который видит герой, – оставить Сольвейг и сбежать из леса.
Перед тем, как бежать в другую страну, Пер Гюнт навещает мать. Старая женщина, которая прожила последние месяцы в нищете, умирает. Когда-то веселый сказочник и балагур понимает, что виноват в сложившейся ситуации только он.
Пер Гюнт и Сольвейг на сцене театра
Спустя много лет судьба забросила героя в Марокко. За прошедшее время Пер Гюнт возмужал, обзавелся деньгами и нашел множество друзей. В гостеприимном доме богатого холостяка проходят торжественные встречи и дружеские посиделки, на которых мужчина без стеснения рассказывает, как заработал состояние. Пер Гюнт много путешествовал, занимался спекуляцией и продажей рабов.
Кадр из мультфильма «Пер Гюнт»
Чтобы добраться до жилых поселений, Перу приходится обживаться в стае обезьян, преодолевать Сахару и даже обокрасть тайник местных воришек. В итоге мужчина оказывается на Востоке, где по недоразумению получает статус пророка.
Путь домой пролегает через Египет, где Пер Гюнт знакомится не только с пирамидами и Сфинксом, но и с жителями сумасшедшего дома, в котором путешественника провозглашают императором. Приключения заплутавшего героя продолжаются еще много лет. Уже пожилой мужчина возвращается на родину – в деревню, где родился и вырос.
Распродавая оставшееся имущество, мужчина встречает Пуговичника. Новый знакомый уверен: Пер Гюнт скоро умрет, а душу героя переплавят на пуговицу. Много повидавший и испытавший герой не достоин второго шанса, ведь, несмотря на приключения, сын купца так и не обрел собственной личности. На протяжении жизни Пер Гюнт просто примерял на себя различные роли, которые не имели к нему никакого отношения.
Иллюстрация к книге «Пер Гюнт»
Выпросив у Пуговичника отсрочку, Пер Гюнт в панике ищет выход из положения. Мужчина поднимает старые знакомства, советуется с друзьями и врагами, но не находит решения. Случайно оказавшись у деревянного дома на опушке леса, Пер Гюнт осознает, что смысл его жизни здесь, рядом с Сольвейг, которая вышла навстречу такому знакомому заплутавшему путнику. Что ж, Пуговичник доволен. Он позволяет пожилому герою насладиться счастьем и обещает встретить Пера Гюнта на следующем перекрестке.
Экранизации
Несмотря на то, что поэма Ибсена прославилась как музыкальное произведение, в 1919 году режиссер Виктор Барновски снял киноленту, посвященную приключениям норвежского юноши. Роль Пера Гюнта сыграл актер Хайнц Зальфнер.
Кадр из фильма «Пер Гюнт» (1934)
В 1934 году вышла еще одна немецкая экранизация пьесы. На этот раз главного героя воплотил в жизнь Ганс Альберс.
В 1941 году перенести на экран норвежский фольклор попытался американский режиссер Дэвид Брэдли. Кинокартина не отходит от оригинала, поэтому в фильме присутствуют все действующие лица пьесы. Роль Пера исполнил Чарлтон Хестон.
Чарлтон Хестон в роли Пера Гюнта
В 2006 году состоялась премьера киноленты «Пер Гюнт», где главную роль исполнил актер Роберт Штадлобер. События перенесены в современную, но сюрреалистичную действительность. Большинство сцен сняты на пустом побережье, где герой предается размышлениям о жизни и собственном предназначении.
Интересные факты
Цитаты
«Назад, вперед – где дальше, неизвестно. Снаружи ли, внутри – повсюду тесно.
«Мысли распутны, а на сердце грусть. В слезах все горло, хоть громко смеюсь».
«Присутствие людей мне неприятно. От шепотка их просто жар берет».
«Я ли бил, меня ли били – все наградой слезы были».
Пер Гюнт
«Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч. …»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пер Гюнт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Две старухи с мешками зерна.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Жених и его родители.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле — путешественники.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Пер Гюнт Генрика Ибсена: краткое содержание. Пер Гюнт: персонажи, сюжет, тема
В народе говорят, что судьбу обойти невозможно, каждый испытает то, что ему предначертано. Главное — не предавать самого себя, верить в любовь. К такой тематике обратился знаменитый норвежский драматург и поэт Генрик Ибсен в произведении «Пер Гюнт». Оно было создано в годы стыка реалистичного с романтичным. Автор боялся, что поэма «Пер Гюнт» не будет понята за пределами Норвегии, так как она очень насыщена присущими данной стране чертами и особенностями. Но произведение приобрело всемирную славу, его перевели на многие европейские языки. Позже композитором Эдвардом Григом была написана великолепная музыка, что придало произведению ещё большую популярность. Ибсеновская драма экранизировалась уже несколько раз, многие режиссёры осуществляли её постановки на сцене.
Немного об авторе
Популярность пьес известного норвежского драматурга Генрика Ибсена в европейских странах выросла сравнительно недавно. Если говорить о мастерах современной литературы, то его имя можно поставить рядом с такими талантами, как Золя и Толстой. Всемирная слава Ибсена связана с проповедуемыми им в своих произведениях идеями. Его творчество — это достижение реалистической западноевропейской драматургии, оказавшее огромное влияние на мировое искусство.
Зрителя Ибсен заставил быть своим соавтором и мыслить вместе с героями. Самым главным в драмах писатель считал присутствие авторской идеи. Он изображал людей в столкновениях, житейских конфликтах, оставляя финал для фантазий читателя. Чаще всего драматург изображал представителей состоятельных норвежских семей, для которых были важны денежные проблемы. При этом каждый его сюжет рассматривается с точки зрения человечности, чтобы читатели могли подискуссировать.
Главные герои Ибсена — это люди, понимающие свой долг, аналитики, которые сами выбирают себе тип поведения, стремятся к правде любыми путями. Благодаря этому Генрик Ибсен стал символом реалистического искусства. Его творчество направлено на обновление и внутреннюю свободу человека. Более ранними его пьесами были «Борьба за престол», «Комедия любви», «Воители в Хенгеланде». Полюбилась читателям его поэма «На высотах», пьеса «Бранд». Актуальные темы действительности были затронуты автором в пьесах «Привидения», «Женщина с моря», «Дикая утка», «Кукольный дом» и др. Последним, очень трагическим и пронизывающим произведением Ибсена, стала пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». На мировоззрение драматурга значительно повлияла перенесённая им ещё в детстве психологическая травма. Ему пришлось после разорения зажиточного отца перейти в самые социальные низы и зарабатывать себе на кусок хлеба.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Нинель_Ник
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Великая музыка Грига
Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века.
В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт». Есть такой жанр — прикладная музыка. Вы слышали прикладную музыку в любом фильме или театральном спектакле (не музыкальном). Она лишь аккомпанирует действию и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Когда великий музыкант берётся за сочинение прикладной, «второстепенной» музыки, она нередко выходит за рамки простого аккомпанемента и становится самостоятельным художественным произведением. Так и случилось с музыкой Грига. Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.
Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестоко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке, — писал Григ Ибсену. После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано. Первая сюита состоит из четырёх частей: «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры, «В пещере горного короля». «Утро»в спектакле — это вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное, норвежское утро. В пьесе эта музыка звучит как воспоминание Пера о своей далёкой родине. Спокойная, безмятежная мелодия напоминает простой пастуший наигрыш. Одна и та же фраза чередуется у флейты и гобоя в разных октавах, как будто перекликаются на большом расстоянии два пастушеских рожка.
Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей: «Жалоба Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта» и Песня Сольвейг.
В сюите Песня Сольвейг звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Образ верной, любящей Сольвейг был особенно дорог Григу в драме Ибсена. Тема её песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю. Лейтмотив — короткая музыкальная фраза, неоднократно повторяющаяся и выражающая определённый образ или определённое событие. Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии, — писал Григ о Песне Сольвейг. Музыка запева печальна, но спокойна и светла. Сольвейг грустит, но любовь её безгранична, она верит, что дождётся Пера. В этой простой песне снова проявилась неисчерпаемая гармоническая фантазия Грига.
Текст из музыковедческих сайтов.
История создания пьесы «Пер Гюнт»
Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.
Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.
Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.
Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.
Узнать историю создания «Пер Гюнта» Грига, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.
История создания
В 1870 году мир узнал нового писателя. Генрик Ибсен, родившийся и выросший в Норвегии, прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес «Брандт» и «Пер Гюнт». В этих пьесах противопоставлены образы человека и его стремления в жизни. Один из героев старается найти истинный жизненный путь, а другой буквально убегает от проблем и ничего не хочет менять. Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель. Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть.
Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.
В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ. В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.
Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.
Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.
В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.
Интересные факты
Сюжет «Пер Гюнта»
В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, так, история приобретает черты волшебной сказки с моралью. Пер Гюнт — необычный парнишка из деревни, сын человека, который был богат по наследству, но не сумел удержать деньги и обанкротился. Все что было потеряно отцом Пер Гюнт хочет восстановить, он постоянно хвалится, что станет таким же богатым, но его поступки не подкрепляются действием и люди смеются над ним. Герой ввязывается в драку с кузнецом. На свадьбе в Хэгстеде, он знакомится с Сольвейг, похищает невесту Ингрид. На Пер Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он отправляется с тремя пастушками в горы. Тролли окружают парнишку, их король заклинает его «будь всегда собой доволен». Сольвейг остается жить в их избушке на окраине леса.
Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.
Содержание
Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.
Утро
С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.
Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.
Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты, гобоя. Все это создает пасторальность картины «Утро», пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.
Смерть Озе
Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.
Танец Анитры
Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.
«Танец Анитры» (слушать)
В пещере горного короля
Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка «В пещере горного короля». Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.
«В пещере горного короля» (слушать)
Жалоба Ингрид
Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.
Арабский танец
Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.
Возвращение Пера Гюнта
Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.
Песня Сольвейг
Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.
Музыка «Пер Гюнта» в кинематографе
Утро | Счастье (2017) |
Австралийский ниндзя (2017) | |
Мальчики и девочки (2017) | |
Книга жизни (2014) | |
Семейка Крудс (2013) | |
В пещере горного короля | Мерли (2016) |
Американская семейка (2013) | |
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011) | |
Социальная сеть (2010) | |
Смерть Озе | Неруда (2016) |
Доверие (2016) | |
Песня Сольвейг | Угли (2015) |
Рыцарь кубков (2015) | |
Танец Анитры | В Филадельфии всегда солнечно (2012) |
Идеальный хозяин (2010) | |
Она – мужчина (2006) |
Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Основные персонажи поэмы
Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:
Сюжет
Иллюстрация к роману «Пер Гюнт»
Юноша по имени Пер Гюнт живет в норвежской деревне вместе с матерью. Отец героя – бывший купец, который потерял состояние и бросил семью. Молодой человек отличается богатой фантазией и часто попадает в переделки. Местные жители не любят героя – Пер Гюнт слишком нравится девушкам и отличается заносчивостью.
Приступ озорства заставляет юношу отправиться на свадьбу обеспеченного деревенского жителя. Выпитый алкоголь и желание приключений бьют молодому человеку в голову. Пер Гюнт настойчиво добивается девушки по имени Сольвейг, а получив отказ, похищает чужую невесту.
Довольно быстро юноша осознает глупость поступка и отпускает злую девушку. Предчувствуя погоню, парень скрывается в местном лесу, где с героем начинают происходить чудеса. Блуждая среди деревьев, Пер Гюнт встречает Женщину в зеленом плаще. Пообщавшись с привлекательной незнакомкой поближе, парень узнает, что перед ним дочь Доврского короля – владыки леса.
Героиня романа Сольвейг
Как и большинство женщин, которых встречает Пер Гюнт, Женщина в зеленом плаще не остается равнодушной к обаятельному юноше. Красавица отводит героя к отцу, который предлагает тому жениться на его дочери. Правда, по местным законам Пер Гюнт не покинет леса и сделает один глаз косым – только так лесной народ примет чужака.
Свободолюбивый сумасброд отказывается – юноша не желает следовать правилам кого-либо. Подобное отношение сильно задевает подданных лесного короля. От кровавой расправы Пера Гюнта спасает звон церковного колокола.
Мать юноши и Сольвейг находят героя на опушке леса. Женщины принесли Перу плохие новости – за проделки на свадьбе его объявили вне закона. Единственное, что остается молодому человеку, – жить в лесу. Что ж, юноша принимается за строительство нового дома.
Внешность Пера Гюнта
С приходом зимы пристанище Пера Гюнта закончено. Привыкший к одиночеству балагур мирно проживает каждый день без надежды на счастливое воссоединение с матерью. Но неожиданное решение Сольвейг приносит в жизнь Пера надежду: девушка, которая очарована героем, уходит из дома, чтобы поселиться с возлюбленным в лесу.
Вскоре неподалеку от нового дома, на опушке, Пер встречает старую знакомую. Женщина в зеленом плаще сообщает радостную новость – у нее родился сын, теперь семья должна воссоединиться. Молодой человек в растерянности и не знает, как сообщить новость любимой. Единственный выход, который видит герой, – оставить Сольвейг и сбежать из леса.
Перед тем, как бежать в другую страну, Пер Гюнт навещает мать. Старая женщина, которая прожила последние месяцы в нищете, умирает. Когда-то веселый сказочник и балагур понимает, что виноват в сложившейся ситуации только он.
Пер Гюнт и Сольвейг на сцене театра
Спустя много лет судьба забросила героя в Марокко. За прошедшее время Пер Гюнт возмужал, обзавелся деньгами и нашел множество друзей. В гостеприимном доме богатого холостяка проходят торжественные встречи и дружеские посиделки, на которых мужчина без стеснения рассказывает, как заработал состояние. Пер Гюнт много путешествовал, занимался спекуляцией и продажей рабов.
Кадр из мультфильма «Пер Гюнт»
Чтобы добраться до жилых поселений, Перу приходится обживаться в стае обезьян, преодолевать Сахару и даже обокрасть тайник местных воришек. В итоге мужчина оказывается на Востоке, где по недоразумению получает статус пророка.
Путь домой пролегает через Египет, где Пер Гюнт знакомится не только с пирамидами и Сфинксом, но и с жителями сумасшедшего дома, в котором путешественника провозглашают императором. Приключения заплутавшего героя продолжаются еще много лет. Уже пожилой мужчина возвращается на родину – в деревню, где родился и вырос.
Распродавая оставшееся имущество, мужчина встречает Пуговичника. Новый знакомый уверен: Пер Гюнт скоро умрет, а душу героя переплавят на пуговицу. Много повидавший и испытавший герой не достоин второго шанса, ведь, несмотря на приключения, сын купца так и не обрел собственной личности. На протяжении жизни Пер Гюнт просто примерял на себя различные роли, которые не имели к нему никакого отношения.
Иллюстрация к книге «Пер Гюнт»
Выпросив у Пуговичника отсрочку, Пер Гюнт в панике ищет выход из положения. Мужчина поднимает старые знакомства, советуется с друзьями и врагами, но не находит решения. Случайно оказавшись у деревянного дома на опушке леса, Пер Гюнт осознает, что смысл его жизни здесь, рядом с Сольвейг, которая вышла навстречу такому знакомому заплутавшему путнику. Что ж, Пуговичник доволен. Он позволяет пожилому герою насладиться счастьем и обещает встретить Пера Гюнта на следующем перекрестке.
Краткое содержание «Пер Гюнт»
Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания — сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.
Краткое содержание «Пера Гюнта» знакомит нас с норвежской деревней. Главный герой Пер — парень из этого поселения. Его отец, Йоган Гюнт, когда-то был всеми уважаемым человеком, но позже спился и потерял всё своё состояние. Перу очень хочется вернуть всё, что промотал его папаша. Юноше свойственно фантазировать, хвастаться, воображать себя смелым героем.
Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта — Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.
Дальше сюжет «Пера Гюнта» переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие — стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.
После этого читателей краткое содержание «Пера Гюнта» переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание «Пера Гюнта» — пьесы, где герой — фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.
Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю
Театр на протяжении нескольких тысячелетий был для человека зеркалом, отражающим прекрасные и дурные стороны жизни. Иногда — волшебной сказкой, мечтой, за которой мчишься всю жизнь, а иногда — «увеличительным стеклом», глядя через которое видишь вдруг смешные стороны жизни, глупость и мелочность людских поступков. Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.
Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.
Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника — Эдварда Грига — пьеса о жизни и приключениях пария из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей. Мы обратимся сейчас к музыке Грига и подробнее расскажем о ней.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт»
…Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка — песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», — говорил он.
В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.
Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига — музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт» с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора.
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт — крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья…
Пер — фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее — Сольвейг — в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра — лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке…
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты — сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту… Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке — последнем своём пристанище.
Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.
Познакомимся с музыкой первой сюиты и «Песней Сольвейг» из второй. Все пять пьес контрастны. Наша задача — услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы, каково значение музыкальных номеров в драматическом спектакле.
«Утро»
Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». «Пасторальными» называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни. Тембры духовых инструментов — флейт и гобоев, солирующих в пьесе, — напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.
Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции — кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр fortissimo. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.
Пьеса «Утро» — не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.
«Смерть Озе»
Норвежские газеты писали после премьеры «Пера Гюнта»: «Смерть Озе» — «это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью».
…Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
…Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает…
Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) — так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.
После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая — куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.
Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами, С поклоном тебя пригласит он туда… …Нельзя ли впустить мою мать поскорее? Что скажешь на это, отец пресвятой? … А я поручусь — в целом мире добрее, Честнее не сыщешь души ни одной!
По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.
И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
Пьеса «Смерть Озе» звучит так проникновенно благодаря оркестровке. Композитор избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные — самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.
«Танец Анитры»
Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра — пытается очаровать Пера своей красотой.
Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, то есть смычком, а аккомпанемент — виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание струнных украшено тембром треугольника. В ажурном кружеве струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.
Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
«В пещере Горного короля»
Это музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей — фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.
После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.
Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
«Песня Сольвейг»
Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.
…Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней…
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».
Песня обрамлена коротким вступлением и заключением — печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей — запева и припева.
Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное — вера.
Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева — воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё — музыка надежды и счастья.
Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.
Кроме Бетховена, Грига музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка», Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».
Вопросы и задания:
Презентация
Основные проблемы и темы пьесы
Многие литературоведы считают, что в образе Пера Гюнта автор показал типичного героя XIX века. Пер — безответственный приспособленец, ненадёжный человек. Главной проблемой можно назвать безличие современников Ибсена, что было присуще буржуазному обществу. У многих молодых людей того времени не было особого волевого стержня. Ибсен очень ярко поднимает проблему серого существования середнячков. Пер вырос на сказках матери, поэтому и стал такой одиозной фигурой. Грёзы и реальность смешались в его сознании. Тема «Пера Гюнта» актуальна и по сей день.
Значение образа Пера Гюнта
Главный персонаж поэмы известного драматурга — олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, — он общается с троллями, работорговцами, обезьянами… Главное, чтобы всё было обратимо.
Подробный пересказ
Повествование начинается с диалога женщины по имени Осе и ее сына Пер Гюнта. Мать двадцатилетнего парня с удивлением слушает историю об охоте на оленя. О том, как крепкий молодой человек едва не погиб в схватке с животным. Она охотно верит в его героический поединок, глядя на рваную одежду. Однако позже узнает в этом подвиге старое предание, не имеющее отношение к сыну. Надсмехаясь над пожилой женщиной, Пер мечтает о короне и будущей славе. Она упрекает его за очередную выдумку, напоминает о расточительной жизни отца и деда, которые оставили их в нищете, призывая к труду и разуму, а не к пустым словам и дракам.
Узнав от матери о предстоящем замужестве Ингрид с Мас Моном, несмотря на уговоры матери, Пер решает ради развлечения отправиться в Хэгстед, чтобы позабавиться с чужой невестой. Чтобы мать не препятствовала его замыслу, он садит пожилую женщину на крышу мельницы и уходит.
По дороге парень слышит насмешки в свой адрес, в том числе от кузнеца, с которым подрался накануне. Но и это его не останавливает.
На празднике девушки отказываются с ним танцевать. Особые нежные чувства у него вызывает покорная, скромная Сольвейг, которая не похожа на других. От досады он вновь соглашается на выпивку. Это делает его предметом для насмешек. Жених обращается за помощью к Перу. Он не может вызвать невесту из амбара. Гюнт похищает Ингрид и убегает с ней в горы. Присутствующие на свадьбе возмущены поступком. Они отправляются на поиски вора.
Следующим испытанием для главного героя становится встреча с Кривой, которая пытается его погубить, пытаясь сбить с пути. Лишь колокольный отгоняет ее.
Пер Гюнт осознает, что став изгнанником, он должен остаться жить в лесу. Несмотря на снег и холод, строит себе жилище. Неожиданно на лыжах появляется Сольвейг. Ради любимого она отреклась от близких и пришла жить к нему. От радости Пер готов построить для нее дворец.
Выйдя в лес за хворостом, он встречает женщину, в которой кое-как узнает бывшую любовницу в зеленом плаще. Ее сопровождает грубый уродец, называющий себя сыном Пера. Гюнт отказывается воссоединиться с ней. Раскаявшись в содеянных поступках, он принимает решение покинуть Сольвейг, чтобы не причинять ей боль. Обещая ей вернуться, уходит в сторону леса.
По пути навещает больную мать, которая чувствует приближение смерти. Пера пугают подобные разговоры и беспорядок в доме после описания имущества приставами. Он вспоминает детство. На воображаемых лошадях они с матерью отправляются в Суриа-Муриа, где их ждет святой Петр и угощения. Пер не перестает благодарить мать за все добро, что она ему сделала в жизни. Но в этот момент с горечью обнаруживает, что она умерла. После похорон молодой человек покидает родные края.
Оставшись один, Пер проводит ночь на дереве, прячась от стаи диких обезьян. На следующий день попадает в пустыню, где находит одежду и коня. Не в силах остановить свои желания воздвигнуть города среди пустынного места, он скачет в поисках новой цивилизации. Встречные арабские жители принимают его за пророка. Пытаясь соблазнить Анитру, он остается без драгоценностей обманутым в пустыне. Образ восточного мужчины меняет на европейское одеяние.
В это время на крыльце избушки, которую когда-то в лесу построил Пер, продолжает его ждать Сольвейг. А сам Пер отправляется в Египет. Все свое свободное время там он тратит на посещение пирамид, среди которых знакомится с Бегриффенфельдтом. Новый знакомый увлекает его за собой в странное заведение. Позже выясняется, что это директор дурдома. Он торопливо прячет ключ в колодце и представляет гостя в качестве царя. Сумасшедшие рады представителю власти, пытаясь по очереди решить свои вопросы через него. Один из них перерезает себе горло. Директор коронует Пера, надевая на голову венок.
Спустя много лет Пер становится седым стариком, который на корабле держит путь в сторону родного дома. Рядом с ним появляется загадочный пассажир, с нетерпением жаждущий его труп, предвещая гибель. Испуганный Пер прогоняет его. Во время шторма корабль терпит крушение, но Гюнт спасается. В одной шлюпке с ним вновь оказывается пассажир, намекая на то, что является нечистой силой.
Выбравшись на сушу, главный герой наблюдает за похоронной процессией. Умершим явился житель села, который в военные годы, ради избежания участия в боях, отрубил себе палец. Эта сцена Перу была уже знакома с молодости. Он с досадой сравнивал себя с погибшим, который всю жизнь трудился на радость близким, исправляя ошибки молодости, оставив после себя потомство.
Немыслимый страх Пера вызывает встреча с Пуговичником, который разыскивает его для того, чтобы перелить не нужную никому душу в пуговицу. Пер дает обещание доказать, что помимо грехов у него есть предназначение в этом мире. Бродя по лесу, он выходит на ту избу, где его ждет постаревшая Сольвейг. Пер понимает, что искренняя вера и любовь этой женщины спасла его.
Произведение учит не останавливаться на пути к цели, но помнить, что судьбу не изменить. Нужно в любой ситуации оставаться человеком, быть преданным себе и близким.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Постановки пьесы на сцене
Каждый год летом в Норвегии (г. Винстра) проходит фестиваль, который посвящён поэме. Это просто невероятное действие под открытым небом, которое точно передаёт колорит и таинственность легенд норвежского народа.
В 1993 году российская артистка Антонина Кузнецова выступила с моноспектаклем «Пер Гюнт». В 2011 году Антон Шагин сыграл главную роль в спектакле «Пер Гюнт», режиссёром которого был Марк Захаров. В России спектакли с одноимённым названием ещё поставили в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Значение произведения в мировой культуре
Только любовь делает человека цельным и придаёт смысл его жизни — эта ибсеновская идея прочно прошла в мировую культуру. В норвежском городе Осло создан парк скульптур Пера Гюнта. Известный художник Н. Рерих изготовил прекрасные декорации к постановке пьесы в Московском художественном театре. Астрономы в честь одной из героинь поэмы назвали астероид Аас. Образ Пера Гюнта в мировой культуре такой же вечный, как образы Дон Кихота, Фауста, князя Мышкина, Одиссея… Он увлекает многих творческих людей, благодаря чему Ибсен приобрёл мировую славу.
Экранизации
Несмотря на то, что поэма Ибсена прославилась как музыкальное произведение, в 1919 году режиссер Виктор Барновски снял киноленту, посвященную приключениям норвежского юноши. Роль Пера Гюнта сыграл актер Хайнц Зальфнер.
Кадр из фильма «Пер Гюнт» (1934)
В 1934 году вышла еще одна немецкая экранизация пьесы. На этот раз главного героя воплотил в жизнь Ганс Альберс.
В 1941 году перенести на экран норвежский фольклор попытался американский режиссер Дэвид Брэдли. Кинокартина не отходит от оригинала, поэтому в фильме присутствуют все действующие лица пьесы. Роль Пера исполнил Чарлтон Хестон.
Чарлтон Хестон в роли Пера Гюнта
В 2006 году состоялась премьера киноленты «Пер Гюнт», где главную роль исполнил актер Роберт Штадлобер. События перенесены в современную, но сюрреалистичную действительность. Большинство сцен сняты на пустом побережье, где герой предается размышлениям о жизни и собственном предназначении.