Как звали отца мальчика солдатенок

Как звали отца мальчика солдатенок

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

Как звали отца мальчика солдатенок. slide21. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-slide21. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка slide21

Человек и культура

Самопознание. Учебная литература

Вечные ценности народа

Клуб интересных встреч

Как звали отца мальчика солдатенок. Meeting image temp55a73d1d0ab9a64abf82d7bffac64e96 0. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-Meeting image temp55a73d1d0ab9a64abf82d7bffac64e96 0. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка Meeting image temp55a73d1d0ab9a64abf82d7bffac64e96 0

«Он очень обрадовался, растерялся от этой неожиданной и незнакомой ему радости и по-детски возгордился им, своим отцом, солдатом. Вот это настоящий отец! Это он и есть, его отец, а мальчишки дразнят, что у него нет отца. Пусть увидят они теперь его отца, и чабаны пусть увидят!»

Название рассказа «Атадан калған тұяқ» (1968), переданное фразеологизмом, буквально переводится «след копытца отцовского коня». В русском варианте, выполненном автором, рассказ получил название «Солдатенок».Рассказ повествует о людях, чьи дела, помыслы и судьбы были неразрывно связаны с событиями минувшей войны.

Первый раз он увидел отца в кино. Тогда он был малышом лет пяти.

Произошло это в той большой белой кошаре, где каждый год проводят стрижку овец. Кошара эта покрыта шифером и поныне стоит за совхозным поселком, под горой, у дороги.

Сына оставлять дома было не с кем, и потому она брала его с собой на работу. Здесь он и бегал целыми днями, чумазый и счастливый, среди стригал ей, чабанов и лохматых пастушьих собак.

Он первым увидел, как во двор кошары приехала кинопередвижка, н первым пустился оповещать всех об этом чрезвычайно радостном событии:

— Кино приехало! Кино!

Картину начали показывать после работы, когда стемнело. А до этого он просто истомился от ожидания. Но зато муки его были вознаграждены. Фильм был про войну. На белом полотнище, повешенном между двумя столбами в конце кошары, началось сражение, загрохотали выстрелы, со свистом взмывали ввысь ракеты, добела освещая истерзанную всполохами тьму и приникших к земле разведчиков. Ракеты гасли, и разведчики снова бросались вперед. А пулеметы строчили среди ночи так, что у мальчика дух занимался. Вот это была война!

Они с матерью примостились на тюках шерсти, позади других. Отсюда было виднее. Ему, конечно, хотелось сидеть в самом первом ряду, там, где подле экрана устроились па полу прибежавшие из совхоза ребятишки. Он было кинулся к ним. но мать одернула:

— Боже мой, что творится, боже мой.

Война шла. Киноаппарат стрекотал. Теперь на экране появились артиллеристы. Под шквальным огнем, среди взрывов и дыма, они выкатывали противотанковое орудие на прямую наводку. Они толкали орудие вверх, по склону оврага. Склон был долгий и широкий, почти вполне ба. И по этому долгому и широкому склону, вскипающему черными всплесками взрывов, двигалась кучка артиллеристов. В их движении, в их облике было нечто такое, отчего сердце гудело в груди, переполнялось гордостью, болью и ожиданием страшного и великого. Их было человек семь. Одежда на них тлела. Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Быть может, мальчик и не обратил бы на него внимания, если бы не мать. Она шепнула:

— Смотри, это твой отец.

И с этой минуты он стал его отцом. И весь фильм потом был про него, про его отца. Отец оказался совсем молодым, как молодые совхозные парни. Роста он был небольшого, круглолицый, с быстрыми глазами. Глаза его зло сверкали на черном от грязи и дыма лице, и весь он был цепкий и стремительный, как кошка. Вот он, подпирая плечом колесо пушки, обернулся и крикнул кому-то вниз: «Снаряды! Не задерживай!» И голос его перекрыло грохотом нового взрыва.

— Ты же сказала, что он мой отец.

— Да, конечно, твой отец. Только ты не разговаривай, не мешай другим.

Почему она так сказала? Зачем? Возможно, просто так, случайно, не подумала в ту минуту, возможно, разволновалась, вспомнила мужа. А он, несмышленым, поверил. И очень обрадовался, растерялся от этой неожиданной и незнакомой ему радости и по-детски возгордился им, своим отцом, солдатом. Вот это настоящий отец! Это он и есть, его отец, а мальчишки дразнят, что у него нет отца. Пусть увидят они теперь его отца, и чабаны пусть увидят! Эти чабаны, скитальцы гор, никогда толком не знают ребят. Он им помогает загонять отары во двор стригального пункта, он разгоняет их собак, когда те дерутся, а они донимают его расспросами. Каждый чабан, сколько их есть на свете, обязательно спросит:

— Ну, джигит, как же тебя звать?

Чабаны не сразу понимают, о ком речь.

Так велела отвечать мать, и слепая бабушка наказывала не забывать имя отца. Она уши надирала ему за это. Злая.

— А-а, постой, постой, так ты сын телефонистки, что на почте, так ведь, а?

И тогда чабаны начинают догадываться, в чем дело.

— Верно, ты и есть сын Токтосуна! Молодец! Это мы просто испытать тебя решили. И не обижайся, джигит, мы круглый год в горах, а вы тут растете, как трава, трудно узнавать детвору.

И потом они между собой долго припоминают его отца. Перешептываются, говорят, что он совсем молодым ушел на фронт и многие уже не помнят его. И хорошо, что остался сын, а сколько ребят ушли холостыми, и некому теперь носить их имя!

А теперь, с той минуты, как мать шепнула ему: «Смотри, это твой отец», солдат на экране стал его отцом. II мальчик уже думал о нем, как о своем отце. Он действительно чем-то очень походил на военную фотографию отца, молодого солдата в пилотке. Па ту самую фотографию, которую они йотом увеличили н повесили в рамке под стеклом.

Сыну казалось, что и сам он там, рядом с отцом, в огне и грохоте войны. Он подпрыгивал на коленях матери, когда танки горели черным дымом, когда гусеницы их слетали с колес, когда они слепо и злобно крушились па одном месте. Он притихал, собирался в комок, когда падали наши солдаты у орудия. Их становилось все меньше и меньше. А мать плакала, лицо ее было мокрым и горячим.

Мать так сильно стиснула сыну руку, что он чуть не задохнулся. Он хотел вырваться и броситься к отцу, но из дула танка плеснула длинная пулеметная очередь, и отец упал, как срубленное дерево. Он покатился по земле, пытался встать и снова упал навзничь, широко раскинув руки.

Киноаппарат смолк, война оборвалась. Это был конец части. Киномеханик включил свет, чтобы перезарядить ленту.

Когда в кошаре вспыхнул свет, все зажмурились и заморгали глазами, возвращаясь из мира кино, из войны в свою реальную жизнь. И в этот момент мальчик скатился с тюков шерсти с ликующим криком:

— Ребята, это мой отец! Вы видели? Это моего отца убили.

Никто такого не ожидал, и никто не мог сообразить, что произошло. А мальчик бежал с торжествующим криком к экрану, где в первых рядах сидели друзья-мальчишки, мнение которых было для него самым важным. На короткое время в кошаре воцарилась странная, неловкая тишина. До людей пока не доходил нелепый смысл радости этого маленького человека, никогда прежде не видевшего своего отца. Никто ничего не понимал, все растерянно молчали и пожимали плечами. Киномеханик выронил из рук коробку от киноленты. Она звякнула и покатилась, разделившись на две половинки. Но никто не обратил на это внимания, и сам киномеханик не бросился поднимать. А он, солдатенок, сын погибшего солдата, продолжал доказывать свое:

Кто-то из взрослых недовольно шикнул:

— Ч-ч, перестань, не говори так.

Но другой ему возразил:

— А что такого? Его отец погиб на фронте. Не правда, что ли?

И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решился сказать ему правду:

— Да это не твой отец. Что ты кричишь? Вовсе не твой отец, а артист. Спроси вон у дяди-киномеханика.

Взрослые не хотели лишать мальчишку его горькой и прекрасной иллюзии, и потому они надеялись, что приезжий киномеханик запросто скажет все, как есть. Все обернулись к нему. Но и тот промолчал. Уткнулся в аппарат, будто занятый очень.

— Он шел с гранатой на танк. Ты разве не видел? Он упал вот так!

Мальчик бросился на землю и покатился, показывая, как упал его отец. И сделал это в точности, как было. Он лежал перед экраном навзничь, широко раскинув руки.

Зрители невольно рассмеялись. А он лежал как убитый и не смеялся. Снова наступила неловкая тишина.

Она подняла сына с земли.

Луна стояла уже высоко. В темно-синей ночной дали белели горные вершины, а степь внизу лежала громадная и непроглядная, как омут.

И только теперь, впервые в жизни, он познал горечь утраты. Ему вдруг стало до невозможного обидно, больно, горестно за убитого в бою отца. Ему вдруг захотелось обнять мать и заплакать, и чтобы она плакала вместо с ним. Но она молчала. И он молчал, сжав кулаки, сглатывая слезы.

Он не знал, что с этого часа в нем начал жить отец, давно погибший на войне.

Источник

Краткое содержание Солдатенок Айтматова

Ч. Айтматов в своём рассказе «Солдатенок» рассказывает о маленьком мальчике Авалбеке, ему 5 лет, он никогда не видел своего отца, потому что он погиб на фронте. Он не знал как он выглядит, и впервые он его увидел на экране кинопередвижки. Однажды в аул, где жил мальчик со своей мамой привезли кино о войне. Мама сама занималась сыном, и он часто ходил с ней на работу и подработку, потому что его с не с кем было оставить.

Фильм был художественный, о войне, солдаты воевали, мальчику было интересно, потому что они тоже часто с мальчиками играли в войнушки и тоже так вели себя. На экране показали 7 воинов, один из них не был похож на русского, и тогда мать шепнула сыну, что это его отец.

Паренек поверил ей. Его сердце переполняла гордость за отца героя, и оно было полно любви и нежности к отцу. Он гордился подвигом отца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Солдатенок. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Когда одолевает душевная тоска, человеку деваться некуда, он начинает искать причины своей болезни, и способы излечения, и если не находит их, то постепенно растворяется в своей тоске и чахнет и душой и телом

Витя Перестукин – ученик четвёртого класса. За один учебный день он получил пять двоек. С такими оценками Вите было стыдно возвращаться домой, поэтому он решил сначала прогуляться

В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.

Речь идет о первом противоречии, которое автору удалось пережить в глубоком детстве. Они с братишкой играли во дворе, пытаясь выудить рыбу из старой бочки с тухлой водой, тут во дворе начал собираться народ со всей округи

Источник

«Ты только помни, мальчик, чей ты сын. » (Внеклассное чтение по рассказу Ч. Айтматова «Солдатёнок» (5 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»

(по рассказу Чингиза Айтматова «Солдатёнок»)

Урок внеклассного чтения по литературе

разработала и провела

Саая Саида Хензиг-ооловна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

-познакомить с Чингизом Айтматовым как писателем, личностью;

-формировать навыки сознательного чтения, умение воспринимать,

понимать литературный текст;

-развивать логическое мышление через анализ произведения;

-донести идею рассказа; дети должны быть достойны своих отцов,

надо помнить о них.

Высказывание: «Он выразил душу своего народа» (Р. Гамзатов)

«Война приносит слёзы, кровь и беды». (Э. Севрус)

Стихотворение о солдате.

*кошара- помещение для стрижки овец: и то же, что овчарня.

*джигит- искусный наездник.

*кинопередвижка- передвижное устройство для показа фильмов.

*дразнить- умышленно злить.

*поза- положение тела.

*реальный-действительно существующий (реальная жизнь).

*иллюзия- обман чувств, нечто кажущаяся.

РАССКАЗ- повествовательное произведение небольшого размера.

Организационный момент. Мотивация.

Слово учителя. Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость?

Этих людей сейчас все меньше и меньше. Их уже почти не встретишь в магазинах, на улице, в метро. Ветераны Великой Отечественной войны – уже очень пожилые люди. Но именно благодаря их невероятному подвигу наша страна осталась великим государством.

Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдавать свою Родину, свою деревню, свой дом. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили фашистов.

И сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Ч. Айтматова «Солдатёнок».

Изучение нового материала. Слово о писателе.

После окончания Высших литературных курсов в Москве Чингиз Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.

Чингиз Айтматов- лауреат Ленинской и Государственной премий; его рассказы и повести «Джамиля», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары», «Белый пароход», романы «Буранный полустанок», «Плаха» читают не только у нас, но и за рубежом.

На доске запись. Главные герои рассказа:

Мальчик Авалбек, сын фронтовика

Джеенгуль, его мать

Токтосун, отец, погиб на фронте

Знакомство с текстом. (Тема новая, первичное чтение было дома)

Чтение учителя до слов «…и повесили под стеклом…»

Чтение ученика со слов « А в этот час Авалбек…» и до слов «… которого ему не хватало»

Чтение про себя от слов «Война шла. Впереди показались наступающие танки» и до слов «…и отец упал, как срубленное дерево».

И завершает учитель со слов «Когда в кошаре зажгли свет….» и до конца.

Работа над текстом.

— Когда, в какое время происходило это событие? О ком говорится?

-Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?

(Ответ: Возможно, просто так, случайно, возможно, смотря фильм, разволновалась, вспомнила мужа, а может просто хотела, чтобы её сын никогда не забывал своего отца, который тоже погиб на фронте, он знал своего отца только по фотографии, которая висела на стене под стеклом.

— Действительно ли был он его отцом? Почему мать подтвердила и после окончания фильма, что солдат- артиллерист был его отцом Авалбеку?

(Ответ: чтобы сын гордился своим отцом; …чтобы он был похож на отца;… чтобы он был достоин своего отца)

— Что можно сказать о матери мальчика? Чего она хочет?

(Ответ: Возможно, она хотела показать как погиб отец, и Авалбек понял

почему его нет с ними)

— Как вы думаете, что стал понимать Авалбек о войне?

-Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?

(Ответ: Да, мне хотелось помочь герою фильма, так как их осталось только двое и потому что силы были неравные. А ещё, потому что каждый человек должен беречь свою Родину. Я могу сражаться.)

— Почему после такого страшного фильма Авалбек испытывает радость?

(Ответ: Потому что он увидел своего отца, который до последней минуты сражался с врагом, его переполняла гордость, что отец шёл один с гранатой в руке против танка со словами: «Стой, не пройдёшь!». А ещё ему хотелось, чтобы все сельчане радовались вместе с ним)

— Как вы понимаете выражение «горечь утраты»?

— это слёзы, одиночество;

— это когда дети остаются сиротами)

— На какие части можно разделить рассказ? (на 2 части)

Реальная жизнь людей События Великой

в киргизском селе, жизнь Отечественной войны

Авалбека и его матери.

— Какими словами в данном предложении наиболее точно выражается идея рассказа?

(Ответ: Отец на экране словно знал, что за ним следит сын, и словно хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нём и вечно гордился им- солдатом минувшей войны).

— Каким станет Авалбек?

(Ответ: Хорошим, добрым и любящим человеком. Он станет настоящим солдатом своей страны).

— Итак, какова ИДЕЯ рассказа? Что хотел сказать Айтматов своим рассказом?

— чтобы дети гордились ими, продолжали их дело;

— чтобы дети стали достойны отцов)

— Как бы вы назвали это произведение? Почему?

Написать мини- сочинение: «Что такое война?»

Проверить 2-3 работы учащихся и одновременно поработать над эпиграфом.

— Вы должны знать и помнить, что ваши отцы, матери хотят одного- чтобы вы стали хорошими людьми, и они ничего не пожалеют для вас. И в свою очередь вы сами должны стараться, подтянуться, чтобы не огорчать их, чтоб они действительно гордились вами. Вот, Авалбеком мама будет гордиться: он станет опорой, защитником, надеждой матери.

Война- жесточе нету слова.

Война- печальней нету слова.

Война- святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного,

Ещё не может быть и нет.

Написать мини-сочинение о своём отце на тему:

Источник

Чт. Айтматов «Солдатенок». Урок 1 Прочитай 1-ю часть рассказа «Солдатенок» (в сокращении).Как звали отца мальчика?ЖурусунДорсунТоктосун- НазадВ Провер.

Чт. Айтматов «Солдатенок». Урок 1 Прочитай 1-ю часть рассказа «Солдатенок» (в сокращении).
Как звали отца мальчика?
Журусун
Дорсун
Токтосун
— Назад
В Проверить​

Как звали отца мальчика солдатенок. otvet. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-otvet. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка otvet

Ответы

Как звали отца мальчика солдатенок. otvet. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-otvet. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка otvet

Как звали отца мальчика солдатенок. otvet. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-otvet. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка otvet

это было в маленькой харчевне, расположенной в полуподвале на людной улице. высокий табурет стоял у одноногого стола. с утра до позднего вечера на него садились люди. это были рыбаки, портовые рабочие, приезжие крестьяне. они бывали в разных местах, рассказывали о своей жизни. их одежда пахла морем, землей, дымом или травой. а что видел табурет? изо дня в день он скрипел под грузными телами, раскачивался под непоседливыми рассказчиками и слушал. еще он мечтал увидеть солнце, цветы, почувствовать ветер. с этим табурет старел, все громче стонал он во сне. пришел день и одна из трех ног, предательски задрожав, треснула. пролежав до вечера в чулане, табурет оказался под грустным низким небом, всхлипывающим на сыром ветру.

горел огонь, пахло краской и лаком. горячий клей обжигал треснувшую ногу. седловину что-то скребло, блестящие винты впивались в скрипучие суставы.

над домом разливался солнечный свет. легкий ветер доносил с моря соленый запах, играл с резными листьями цветка, что стоял на белом высоком табурете прованской террасы.

Как звали отца мальчика солдатенок. otvet. Как звали отца мальчика солдатенок фото. Как звали отца мальчика солдатенок-otvet. картинка Как звали отца мальчика солдатенок. картинка otvet

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *