Как звали почтмейстера в ревизоре

Почтмейстер в комедии «Ревизор»: характеристика, образ, описание | Иван Кузьмич Шпекин

Как звали почтмейстера в ревизоре. illjustracija revizor pochtmejster P Boklevskij. Как звали почтмейстера в ревизоре фото. Как звали почтмейстера в ревизоре-illjustracija revizor pochtmejster P Boklevskij. картинка Как звали почтмейстера в ревизоре. картинка illjustracija revizor pochtmejster P Boklevskij
Почтмейстер.
Художник
П. Боклевский

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин является одним из чиновников города N в комедии «Ревизор» Гоголя.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика почтмейстера в комедии «Ревизор», описание Ивана Кузьмича Шпекина в цитатах.

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

Характеристика почтмейстера в комедии «Ревизор», образ, описание (Иван Кузьмич Шпекин)

«Он только что был у меня в почтовой конторе. » (почтмейстер о своей конторе, действие 1 явление II)

«Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.» (действие 5 явление VIII)

«Имею честь представиться: почтмейстер, надворный советник Шпекин. » (действие 4 явление IV)

« Хлестаков и почтмейстер, входит вытянувшись, в мундире, придерживая шпагу.» (действие 4 явление IV)

«Встает, вытягивается и придерживает шпагу.» (о почтмейстере, действие 4 явление IV)

По мнению Хлестакова, почтмейстер внешне похож на одного сторожа, который работает в департаменте в Петербурге. Хлестаков подозревает, что почтмейстер любит выпить так же, как и тот сторож:

«Почтмейстер точь‑в‑точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую. » (Хлестаков о нем, действие 5 явление VIII)

«Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. « (Земляника рассказывает Хлестакову, действие 4 явление VI)

«. Почтмейстер, простодушный до наивности человек. « (Гоголь, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)

«Почтмейстер — простодушный до наивности человек. Ничего больше не остается делать актеру, как быть простодушну сколько возможно. « (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

По словам Хлестакова, почтмейстер Шпекин является очень хорошим человеком или, по крайней мере, услужливым:

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей.» (действие 4 явление IV)

В целом Хлестаков называет почтмейстера и других чиновников города N гостеприимными, добродушными, добрыми людьми:

«А впрочем, народ гостеприимный и добродушный.» (действие 5 явление VIII)

Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы.» (действие 4 явление VIII)

« Жаль, однако ж, что вы не читаете писем: есть прекрасные места. Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом… очень, очень хорошо: «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит, в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет…» – с большим, с большим чувством описал. Я нарочно оставил его у себя. Хотите, прочту?» (действие 1 явление II)

«Почтмейстер — простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах. Ничего больше не остается делать актеру, как быть простодушну сколько возможно. « (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Источник

Иван Кузьмич Шпекин

«Ревизор» – пьеса, в которой сталкиваются должностные обязанности и личные интересы. Когда чиновники не вовлечены в дело и заботятся только о собственной выгоде, в итоге получается разруха и бардак. Каждый из чиновников в «Ревизоре» имеет свой характер, свои интересы, свои ошибки. Но в итоге все вместе сливаются в общий тон провальной работы и городской разрухи. Иван Кузьмич Шпекин – представитель чиновничества в Глухове, характеристика которого является довольно интересной и необычной.

Внешность Шпекина

Иван Кузьмич Шпекин заботится о своей внешности и стремится к тому, чтобы выглядеть представительно и приятно. На первую встречу с мнимым ревизором он надел мундир и взял с собой шпагу. Он постоянно ходит вытянувшись, как будто стремится вырасти и дорасти до более высокого чина. Внешне он похож на местного пьяницу и у окружающих даже есть подозрения, что Шпекин даже пьет также, как департаментский сторож Михеев.

Личность почтмейстера

Характеристика Ивана Кузьмича Шпекина очень яркая. Это человек, который не имеет озлобленности или нахальности. Основная его характеристика – это вездесущий интерес. Он пытается везде засунуть свой нос, но не из злобных побуждений, а скорее из-за наивной простоты. Он старается выслужиться перед вышестоящим начальством, но это искренние побуждения, а не грубое лицемерие. В общении он довольно приятен и услужлив. Фамилия Шпекин, как и остальные у Гоголя, является говорящей. Она происходит от слова
«шпик», которое имеет значение тайного агента, доносчика и носит презрительный характер.

Отношение к работе

Шпекин – простодушный и добрый человек. Он смотрит на жизнь как на собрание интересных историй, коллекционирует их и бережно хранит. Иван Кузьмич имеет доступ ко всей информации, которая проходит через почту. Для того времени это был основной источник информации, поступающей в город.

Именно Шпекин сообщает чиновникам главные новости. Именно он узнал из письма Хлестакова другу, что ревизор оказался самозванцем. Он же сообщает и том, что в город едет настоящий ревизор, принеся коллегам пренеприятнейшее известие.

Таким образом, характеристика почтмейстера из Ревизора не является резко отрицательной. Тем не менее, на фоне общего положения в городе, он точно также как и остальные вносит хаос в систему организации городской жизни. Своей наивностью он подрывает всю систему работы своей организации. Получается, что если нет в человеке явного порока, но есть пренебрежение к своим обязанностям, слишком сильная простота и наивность, то не стоит ему брать на себя обязанности руководящей должности, что бы не усугублять ситуацию и не делать из работы личную коллекцию интересных историй.

Источник

Иван Кузьмич Шпекин – характеристика почтмейстера из “Ревизора”

«Ревизор» – пьеса, в которой сталкиваются должностные обязанности и личные интересы. Когда чиновники не вовлечены в дело и заботятся только о собственной выгоде, в итоге получается разруха и бардак. Каждый из чиновников в «Ревизоре» имеет свой характер, свои интересы, свои ошибки. Но в итоге все вместе сливаются в общий тон провальной работы и городской разрухи. Иван Кузьмич Шпекин – представитель чиновничества в Глухове, характеристика которого является довольно интересной и необычной.

Внешность Шпекина

Иван Кузьмич Шпекин заботится о своей внешности и стремится к тому, чтобы выглядеть представительно и приятно. На первую встречу с мнимым ревизором он надел мундир и взял с собой шпагу. Он постоянно ходит вытянувшись, как будто стремится вырасти и дорасти до более высокого чина. Внешне он похож на местного пьяницу и у окружающих даже есть подозрения, что Шпекин даже пьет также, как департаментский сторож Михеев.

Личность почтмейстера

Характеристика Ивана Кузьмича Шпекина очень яркая. Это человек, который не имеет озлобленности или нахальности. Основная его характеристика – это вездесущий интерес. Он пытается везде засунуть свой нос, но не из злобных побуждений, а скорее из-за наивной простоты. Он старается выслужиться перед вышестоящим начальством, но это искренние побуждения, а не грубое лицемерие. В общении он довольно приятен и услужлив. Фамилия Шпекин, как и остальные у Гоголя, является говорящей. Она происходит от слова
«шпик», которое имеет значение тайного агента, доносчика и носит презрительный характер.

Отношение к работе

Шпекин – простодушный и добрый человек. Он смотрит на жизнь как на собрание интересных историй, коллекционирует их и бережно хранит. Иван Кузьмич имеет доступ ко всей информации, которая проходит через почту. Для того времени это был основной источник информации, поступающей в город.

Именно Шпекин сообщает чиновникам главные новости. Именно он узнал из письма Хлестакова другу, что ревизор оказался самозванцем. Он же сообщает и том, что в город едет настоящий ревизор, принеся коллегам пренеприятнейшее известие.

Таким образом, характеристика почтмейстера из Ревизора не является резко отрицательной. Тем не менее, на фоне общего положения в городе, он точно также как и остальные вносит хаос в систему организации городской жизни. Своей наивностью он подрывает всю систему работы своей организации. Получается, что если нет в человеке явного порока, но есть пренебрежение к своим обязанностям, слишком сильная простота и наивность, то не стоит ему брать на себя обязанности руководящей должности, что бы не усугублять ситуацию и не делать из работы личную коллекцию интересных историй.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Характеристика Шпекина», раскрыть его основные качества и отношение к работе, отразить его роль в произведении.

Источник

Образ и характеристика Ивана Кузьмича Шпекина — почтмейстера из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Речевая характеристика

Почтмейстер, придя представляться мнимому ревизору и отвечая на его вопросы, к некоторым словам добавляет частицу «-с», чтобы показать к нему почтение.

Когда Шпекин узнал, что уехавший Хлестаков не ревизор, то грубо назвал его ни тем ни сем, а чёрт знает чем.

Отношение к службе

Шпекин имеет чин надворного советника (это гражданский чин 7-го класса, равный подполковнику в царской армии). Он занимает должность почтмейстера, то есть начальника почтовой конторы. В его обязанности входит:

Относится к службе Шпекин халатно. Он совершает должностные преступления: не исполняет свою обязанность точно доставлять корреспонденцию, так как из любопытства вскрывает письма и особенно заинтересовавшие его коллекционирует.

Черты характера и примеры их проявления

Почтмейстер, так же как судья Ляпкин-Тяпкин, любит строить догадки. Например, когда городничий объявил о том, что в город едет ревизор, Шпекин предполагает, что это из-за того, что «война с турками будет» (действие 1, явление 2).

Главная черта характера Шпекина — неукротимое любопытство. Он признаётся: «смерть люблю узнать, что есть нового на свете» (действие 1, явление 2). Из-за этого он вскрывает письма и читает их, а те, которые особенно понравились, оставляет у себя. Причём он так наивен и убеждён в безобидности таких действий, что говорит о них городничему. Когда Ляпкин-Тяпкин предупредил его, что за это ему может достаться когда-нибудь, Шпекин в испуге восклицает: «Ах, батюшки!» Но городничий успокоил его, сказав, что последить за перепиской — это дело не публичное, а «семейственное». Для общей их пользы городничий попросил почтмейстера задерживать те письма, где есть донесения или переписка.

Шпекин слишком простодушен и до глупости наивен, так как не считает свои действия должностным преступлением. Он не думает о людях, которые доверили ему доставку их корреспонденции, и в этом видна не только его наивность, но и эгоизм. Он думает только о том, как удовлетворить своё любопытство.

Значение фамилии Шпекин

Фамилия почтмейстера ассоциируется со словом «шпик» (шпион). Но, возможно, она произошла от южно-русского слова «шпень», которое означат строптивого человека, злого насмешника. И действительно, при всём своём простодушии почтмейстер приносит людям немало зла.

Авторская характеристика

Н. В. Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» отметил, что почтмейстер является простодушным до наивности человеком. В «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» писатель определяет почтмейстера как человека, смотрящего на жизнь, как на «собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах».

Вывод

В образе почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина автор комедии «Ревизор» показал тот тип чиновничества, представители которого злостно нарушают свои должностные обязанности, но при этом считают это безобидным делом.

Характеристика образа Ивана Кузьмича Шпекина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Характеристика Шпекина(Почтмейстера) из ревизора с докозательством из текста

«Ревизор» – пьеса, в которой сталкиваются должностные обязанности и личные интересы. Когда чиновники не вовлечены в дело и заботятся только о собственной выгоде, в итоге получается разруха и бардак. Каждый из чиновников в «Ревизоре» имеет свой характер, свои интересы, свои ошибки. Но в итоге все вместе сливаются в общий тон провальной работы и городской разрухи. Иван Кузьмич Шпекин – представитель чиновничества в Глухове, характеристика которого является довольно интересной и необычной.

Вариант 2

Читая произведение Ревизор, сразу приходят понятия, какие же были люди в эпоху Гоголя, как он протестовал против падения моральных устоев чиновников, которые пользовались своим положением. Выделены черты людей как лживость, услужливость, злоупотребление служебным положением как сейчас говориться.

Представляя образ Ивана Кузьмича, невольно представляешь азартного и очень любопытного человека в произведении Гоголя. Он был почтмейстером, руководил отделением почты. То есть своего рода чиновник. И он был не совсем честный и благородный, так как, пользуясь своим положением на работе, частенько практиковал вскрытие чужих личных писем. Он не думал даже, что он совершает, что-то преступное и не допустимое, он любил частные истории и из личных переписки людей узнавал их тайны. Таким образом, прочитал переписку двух героев, Хлестакова с Тряпкиным. В этой переписке очень подробно описывается, как один из них брал взятки у чиновников, солгав им.

Фамилия этого персонажа в переводе с польского языка «шпек» означает «тайный агент, сыщик». Он, в каком-то роде, оправдал свою фамилию, донеся всем о мошеннике Хлестакове.

Шпекин яркий персонаж этого произведения, который обладал тем, чем не обладал никто другой, информацией. В наше время его действия были б актуальными, так как кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Но при первой встрече был в парадном одеянии, хотел произвести впечатление и боялся, так как дорожил своей службой. Он выдержанно отвечал на вопросы о работе и своих подчиненных, обеспечил «ревизора» хорошими лошадьми. Эти действия со стороны кажутся подхалимством или трусостью, но он действовал в рамках положенных отношении между начальством и подчиненным.

Отдельно стоить отметить, как Шпекин эрудированно и начитанно разговаривал: вежливое обращение, выразительные обороты и конечно сопровождал это все интересными мимиками лица и жестами, которые акцентировали внимания собеседника на нем. Эти навыки его выручали при карточных играх и его наработанное спокойствие, которые отточены за 30 лет не сложной и не физической работой на почте. Нельзя не брать во внимание, то, что он был начитанным и образованным. Книги читать он очень любил, особенно увлекался философией.

В заключении, хочется отметить Шпекин Иван Кузьмич положительный персонаж, так как прямого вреда он никому не причинял. И в то время большинство мелких чиновников так и жили.

Образ в произведении

Как звали почтмейстера в ревизоре. lazy placeholder. Как звали почтмейстера в ревизоре фото. Как звали почтмейстера в ревизоре-lazy placeholder. картинка Как звали почтмейстера в ревизоре. картинка lazy placeholder

(Ковров Георгий Иванович в роли почтмейстера Шпекина, 1938)

Помимо того, что в обязанности Шпекина входит пересылка писем, он также заведует смотрителями, лошадьми, должен руководить станцией, однако ничего из этого его не интересует. У Шпекина нет других интересов, кроме чтения чужих писем, он без смущения и «с наслаждением» вычитывает из них, как там «описываются разные пассажи». А особо понравившиеся письма даже оставляет себе, за что не получает от городничего даже укора.

Именно Иван Кузьмич первым узнает, что Хлестаков вовсе никакой не ревизор. Возможно, автор придумал этого героя только для того, чтобы иметь возможность построить такую великолепную развязку.

Сочинение Образ Почтмейстера Шпекина

Произведение Ревизор было написано, как протест против моральных упадков в обществе, которое наблюдалось в годы жизни Гоголя. В данном произведении Николай Васильевич выделил и раскрыл такие пороки человека, как: лицемерие, взяточничество, запасливость и еще некоторый букет негативных качеств человека. В комедии был намек на то, что люди имеющие какой-либо чин имеют склонность к различным низким поступкам.

Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N. Он был начальником почтовой конторы, и очень любил просматривать чужие письма. Он себя успокаивал тем, что это он делает только из любопытства, чтобы узнать, какие новшества в мире. Без угрызений совести он читал все эти письма, которые попадались ему под руку. Он был простодушным и наивным человеком. Он не был льстивым человеком. Его любовь к необычному «чтению новостей» могла привести к увольнению, но он почему-то не боялся заниматься своими делишками.

О внешности данного персонажа многого в комедии не было сказано. Было известно, что он ходил, вытянувшись в своем мундире. У него всегда с собой была шпага. Мало чего было написано в произведении про его внешность, так как произведение не было создано ради, каких-то красивых описаний людей. Оно было создано в надежде на то, что люди с какими-либо чинами посмотрели на себя и оценили, на сколько они низкие и отвратные.

Фамилия данного персонажа происходит от слова «шпик». Значение этого слова означает – сыщик или агент. Благодаря этому персонажу все жители узнали разгадку вопроса о том, кто же все-таки истинный ревизор. Почтмейстер прочитывая письмо Хлестакова, в котором писалось про то, как глупые чиновники из города N приняли его за ревизора. Они всяко ему угождали и делали всякие приятности и подарки.

Я считаю, что, вводя данного персонажа в свою комедию, Николай Васильевич Гоголь хотел получить персонажа, который будет мил и невредим окружающим. Шпекин не являлся какой-либо угрозой для общества, хотя занимался низкой деятельностью. Зато он не такой низкий человек, как все эти чиновники, которые окружили заботой и вниманием Хлестакова, так как боялись за свои рабочие места

Николай Васильевич в своем произведении так и не создал ни одного положительного персонажа. В каждом герое романа находился какой-то индивидуальный изъян. Все эти пороки, которые замечательно описал Гоголь, существовавшие в Царской России, существуют и в нынешнем мире. Только со временем положение усугубилось. Пороки стали намного чернее.

История создания

Как-то раз беседовали Гоголь и Пушкин. Гоголь сказал, что видит за комедией как жанром большое будущее. А Пушкин рассказал забавную историю из жизни — о том, как лжеревизор приехал в город и обобрал всех жителей. История Гоголю понравилась — и он написал комедию «Ревизор».

Проблематика:

Смысл названия: действие комедии действительно обращается вокруг мнимого ревизора Хлестакова и подлинного, так на сцене и не появившегося. Однако смысл названия шире: все преступления, мошенничества, обманы рано или поздно будут раскрыты. Ничто не сходит с рук, и образ ревизора — это напоминание о неминуемой ответственности за свои поступки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: главной жанровой особенностью «Ревизора» является трагикомический характер. Смех в данном случае — сатирический, не всегда весёлый.

Время и место действия: действие происходит в период царствования Николая I в маленьком провинциальном городке.

Действие первое

Комната в доме городничего.

Явление I

. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

. Ревизор из Петербурга инкогнито. И еще с секретным предписанием.

. Вот не было заботы, так подай!

. Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали – и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель
(бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)…
и уведомить тебя». А! вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд
(значительно поднимает палец вверх).
Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…»
(остановясь)
, ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито… Вчерашнего дни я…» Ну, тут уж пошли дела семейные: «…сестра Анна Кириловна приехала к нам с своим мужем; Иван Кирилович очень потолстел и все играет на скрыпке…» – и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!

. Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

. Зачем! Так уж, видно, судьба!
(Вздохнув.)
До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

. Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… это уж по вашей части, Христиан Иванович, – всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа… Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.

. О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву и

. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал.

. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Христиан Иванович издает тот же звук.

. Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.

. Да я так только заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.

. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

. Ну, щенками или чем другим – всё взятки.

. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…

. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы… О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.

. Да ведь сам собою дошел, собственным умом.

. Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место, сам Бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо… не вспомню его фамилии, никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак
(делает гримасу),
и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, – это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти.

. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

. Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал… Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу».

. Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.

. Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

. Это бы еще ничего, – инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчик! А кто, скажет, здесь судья?» – «Ляпкин-Тяпкин». – «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?» – «Земляника». – «А подать сюда Землянику!» Вот что худо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *