Как звали сына царя эгея
Как звали сына царя эгея
Покидая Трезену, Эгей просил воспитать сына, не называя имени отца, и оставил свой меч и сандалии с тем, чтобы, возмужав, его сын с мечом и в сандалиях отправился в Афины, но так, чтобы об этом никто не знал (Эгей боялся козней Паллантидов — детей младшего брата Палланта, претендовавшего на власть в Афинах).
В Афинах царь Эгей попал под власть Медеи, нашедшей у него приют, после того как убив своих детей Мермера и Ферета, она бежала от гнева их отца аргонавта Ясона. Медея надеялась, что не имевший законных наследников Эгей, оставит афинский престол их сыну Меду. Тесей, явившийся в Афины героем, не был сразу узнан отцом, и Медея внушила Эгею опасения к пришельцу. Она убедила его опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Медея с сыном бежали из Афин.
Утвердив себя как сын и наследник афинского престола, Тесей прославился в борьбе с Паллантидами, т.е. со своими двоюродными братьями, сыновьями Палланта, которые продолжали претендовать на власть в Афинах. Истребив Паллантидов и их союзников, Тесей стал единственным законным наследником царской власти.
Попыткой похитить Персефону Тесей переступил меру дозволенного и возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником перед владыками Олимпа. Он бы так и остался в аиде, если бы не Геракл, который освободил его и отправил его в Афины.
Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ и единое государство, первое социальное деление граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого судьи в труднейших спорах.
Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой мифологической традиции (уничтожение хтонизма) и рудименты ранней, связанной с происхождением его от Посейдона. Более того, образ Тесея знаменует собой выход за пределы мифологизма и вхождение в систему политической идеологии, когда его деятельность получает полуисторическое и даже символическое истолкование.
1 Имя Тесей указывает на силу, возможно, от догреческого пеласгического: theso-, «быть сильным». Сущетвует несколько вариантов огласовки имени: Тесей, Тезей, реже Фесей. Назад
2 Жизнь и подвиги Тесея мифографы традиционно относят к XIII веку до н.э. Назад
3 Родословие Тесея, как отмечает Аполлодор, весьма запутано т.к. мифические гениалогии часто подтасовывались, когда они становились предметом спора относительно суверинитета государства или наследственных привилегий. Назад
4 Тот факт, что Эфра посетила остров Сферос, говорит о том, что древний обряд храмовой проституции существовал в античном мире довольно долго. Назад
5 Первоначально у Тесея должен быть брат-близнец, поскольку его мать разделила ложе с богом и смертным в одну ночь. В этом убеждают аналогии в мифах о Идасе и Линкее, Касторе и Полидевке, Геракле и Ификле. Однако афинская мифография отвергла этот традиционный сюжетный ход, сделав Тесея единственным законным наследником Эгея. Назад
6 Меч и сандалии являются древними символами царской власти и, вероятно, составляли часть обряда посвящения в эпоху бронзы. Назад
7 Минотавр — Бык Миноса — прозвище одного из сыновей Миноса по имени Астерий, что могло означать «солнечный» или «небесный». Назад
8 Одним из элементов, составивших основу мифа о лабиринте, т.е. доме Лабриса, или двойной секиры, мог быть тот факт, что кносский дворец представлял собой огромный запутанный комплекс помещений и переходов. Назад
9 Имя Ариадна греки воспринимали как Ариагна («Святейшая») и, вероятно, было эпитетом богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок кносского дворца). Назад
10 Имя Меланиппа (Черноконная) указывают на связь между амазонками и доэллинским культом лошади. С культом лошади были связаны и классические олимпийские боги — Посейдон и Деметра. Назад
11 Порочная любовь Федры к Ипполиту, как и любовь жены Потифара к Иосифу заимствована либо из египетской сказки «О двух братьях», либо из более древнего источника. Назад
12 Существует несколько вариантов огласовки имени: Пейритой, Пейрифой, Пирифой. Назад
13 Изгнание Медеи, похищение Ариадны, пленение Ипполиты позволяют рассматривать эти деяния Тесея как мифологизированное отражение стремления окончательно искоренить древние доолимпийские рудименты культа Матери-богини, как главного женского божества, для укрепления патриархальной ступени родового строя. Назад
Тесей — аттический герой
Тесей — аттический герой
Тесей (Тезей; др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) — сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса.
Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехфея. Значит, Тесей имел среди своих предков Пандиона I Эрихтония — автохтона, рожденного из семени Гефеста Землей и воспитанного Афиной — и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса — первого аттического царя.
Предки Тесея — миксантропические чудовища, полузмеи-полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие ещё до великого Девкалионова потопа и во время него.
Однако Тесей оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да ещё одного из самых диких и хтонических сил океана, а именно Посейдона.
Со стороны матери Тесей сын Пелопса, сына Тантала и Дионы, внук Питфея, основателя города Трезен в Арголиде (Аргос), правнук Атрея царя Микен, и его брата Фиеста, постоянно боровшегося за трон со своим братом. Сыновья Атрея, Менелай и Агамемнон. Фиеста похитил у Атрея золотое руно, та как боги сказали, что «властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен». Среди предков Тесея Тантал (др.-греч. Τάνταλος), сын Зевса и фригийской царицы Плуто и. Павсаний (8. 20) пересказал легенду популярную среди аркадийцев о том, что Пеласг был первым человеком, рожденным в Арголиде — «земле пеласгийской».
Будучи бездетным, царь Эгей отправился к оракулу вопросить о потомстве, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан царем города Трезена Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея и, напоив гостя пьяным, уложил его на ночь вместе со своей дочерью Эфрой. Говорили, что в эту же ночь к Эфре сошёл Посейдон (Аполлод. III 15, 6-7) или же он сочетался с ней накануне на острове Сферосе.
Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного — Эгея и божественного — Посейдона. Говорили, что Питфей сознательно распространял слух об отцовстве Посейдона, так как этого бога особенно почитали в Трезене. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, но оставил ему свой меч и сандалии, положив их под тяжёлым камнем. Когда Тесей возмужал, он по совету матери поднял этот камень, надел сандалии отца, вооружился его мечом и тем самым как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих его действия.
Тесей тайно отправился на розыски отца, так как была опасность захвата власти в Афинах Паллантидами, детьми младшего брата Эгея — Палланта, претендовавшего на власть из-за бездетности Эгея. Ещё до своего ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз.
Путь Тесея, отправленного матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср., например, розыски Телемахом или Телегоном Одиссея). Совершая подвиги на пути в Афины Тесей, как бы становится двойником Геракла, совершавшего свои героические подвиги в Лидии у Омфалы.
А в это же время в Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея, Мед, получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца Гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный и юный, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец узнал сына, отшвырнул чашу с ядом и, обрадованный, представил Тесея афинянам.
Пасифая, жена царя Миноса, родила Минотавра от бога Посейдона, превратившегося в белого быка.
Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет приносить в дань семь юношей и семь девушек как искупление за гибель своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (хотя есть сведения об убийстве его в Фивах). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищем Минотавром, на съедение которому обрекались жертвы. Хотя корабль отправился под чёрным траурным парусом, Тесей, уверенный в победе, повёз с собой запасной — белый парус, чтобы поднять его на обратном пути. (Плутарх. Тесей 17).
Из Лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря нити царской дочери Ариадны, влюбившейся в него, причем герой обещал взять её в жены.
Эту помощь Ариадна оказала по совету Дедала, строителя Лабиринта и родича Тесея. Ночью Тесей с Ариадной и афинской молодежью тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее богом Дионисом (или оставлена случайно Тесеем), а Тесей, огорченный утратой, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Аполлод. Эпит. I 7-11).
амазоника Антиопа, похищенная Тесеем — 500 г. до н.э.
Тесей, как и другие герои, сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он то ли участвовал в походе Геракла, то ли сам пошёл на воинственных женщин походом, похитив царицу амазонок Антиопу или Меланиппу. Желая освободить царицу, амазонки напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество царицы амазонок, ставшей женой Тесея. Она родила Тесею сына Ипполита, того, в которого влюбилась вторая супруга Тесея, сестра Ариадны Федра, родившая Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Говорили, что Тесей женился вторично ещё при первой жене, которая вместе с амазонками напала на свадебных гостей и пала будто бы от руки мужа.
Самому Тесею пришлось пережить большое горе, когда отвергнутая Ипполитом Федра оклеветала юношу, обвинив его в насилии, и он, проклятый отцом, погиб на дороге из Трезен в Афины. Разъяренный бык, высланный из моря Посейдоном, нагнал ужас на коней Ипполита, они понесли, и несчастный юноша погиб, влекомый по камням своими же конями.
Тесей и Минотавр. Фрагмент росписи аттической амфоры. 540-530 гг. до н. э. Париж. Лувр
Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Тесей участник Калидонской охоты на вепря, возглавленной Мелеагром. Но в походе аргонавтов Тесей не мог участвовать, так как он в это время помогал своему другу, Пирифою, добыть ещё одну супругу, самое богиню царства мертвых Персефону (Аполл. Род. I 101-104). Вот здесь Тесей перешёл ту меру действий, которая была установлена богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем.
Тесей так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы Геракл не спас Тесея и не отправил его в Афины.
Царь Менелай и Елена Прекрасная
В этом же дерзком духе совершено похищение Тесеем юной Елены Спартанской, дочери Зевса. Супругом спартанской Елены стал Менелай (греч. Μενελαος), сын царя Микен Атрея (др.-греч. Ἀτρεύς) и Европы.
Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру, мать Тесея, и передав власть в Афинах Менесфею, правнуку по отцу царя Эрехфея, изгнанному Тесеем.
Дерзостные поступки сыграли роковую роль в жизни Тесея; вернувшись из своего печального похода в царство Аида, он нашел престол занятым Менесфеем, уже вошедшим в силу.
Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у его отца когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед вовсе не желал расстаться со своей землей и коварно убил гостя, столкнув его со скалы.
Так окончил от руки злодея свою жизнь герой, сбросивший в давнее время со скалы в море злодея Скирона, сына Посейдона.
Смерть Тесея — это возврат к той стихии, с которой он боролся и которую постоянно стремился преобразить своим героизмом, но которая тем не менее тоже давала себя знать в безудержном удальстве Тесея, в его опасных увлечениях женщинами, в его странствиях за пределами Афин, которые стоили ему жизни и власти, возвращенной его сыновьям, прибывшим из-под Трои только после смерти Менесфея.
Дорический диалект Греции
Однако Тесей навсегда остался в памяти афинян как царь, пытавшийся преобразовать Аттику и внести в ееёжизнь устойчивость, единство всех сословий и демократический дух.
Тесей собрал всех жителей Аттики и сделал их единым народом, оставив себе место военачальника и стража законов. Тесей назвал город Афинами, учредил празднества Панафинейские игры, дал права гражданства всем желающим пришельцам, выделил впервые три сословия — благородных, землевладельцев и ремесленников, — проявил благосклонность к простому люду и даже сложил с себя царскую власть, занявшись устроением общества (Плутарх. Тесей 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем во цвете лет, и он снискал у всех греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших делах.
Тесей похоронил тела семерых вождей, павших под Фивами, помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, он дал у себя приют гонимому Эдипу и его дочерям. И только будучи уже зрелым пятидесятилетним мужем, Тесей оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению всего дела его жизни.
Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидской войны, когда, как говорят, в битве при Марафоне воинам явился герой в полном вооружении, предводительствуя греками. Пифия предписала также найти прах Тесея и достойно похоронить его. Кимон в 475 году до н. э. перенёс с острова Скироса останки героя, найденные там в могиле вместе с копьём и мечом, которые были торжественно погребены в Афинах как останки Тесея. Место погребения Тесея служило в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных, которым он всегда при жизни покровительствовал (там же 36).
Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой классики (подвиги Тесея и уничтожение хтонизма), рудименты ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона и, следовательно, со стихией безудержного своеволия, которые смыкаются с концом классического героизма, нарушающего установленный богами порядок своей дерзостью, и, наконец, выход за пределы мифологизма и вхождение в систему полисной идеологии с ее демократическими идеями и твердым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и даже символическое истолкование.
Как звали сына царя эгея
Мудрый правитель и практически император Аттики, царь Эгей из рода Эрехтея прославился в Греции из-за непреодолимого желания стать отцом. Впрочем, такие потребности понятны. С юных лет сражаясь за престол, Эгей рано понял, что удержать власть поможет только крепкий тыл. Расчетливый и мудрый правитель не мог представить, что, получив желаемое, осознает истину – деньги и власть не играют роли. Ведь монеты и связи не всегда спасут твоего отпрыска от чудовища.
История происхождения
Древнегреческая мифология скупа на сведения о царе Афин. В преданиях и легендах Эгей преподносится, в первую очередь, как отец прославленного героя. О подвигах самого мужчины сведений не сохранилось.
Эгей
Известно, что древние греки прославляли Эгея как освободителя от гнета тирана Метиона. В честь отважного царя на территории Аттики установлено святилище, а также переименованы городские ворота в Афинах.
Исследователи связывают имя Эгея с возникновением Панафинейских игр (по другим источникам основатель игр – Эрехтей). В честь дня рождения богини Афины жители Греции устраивали праздник, который сопровождался спортивными состязаниями. Якобы первые соревнования произошли после возвращения царя Эгея от оракула, предсказавшего рождение Тесея.
Именно тогда произошел конфликт с Критом, который вылился в жертвоприношения Минотавру. Мифы утверждают, что сын Миноса Андрогей, отличавшийся небывалой физической формой, победил спортсменов из Афин. В наказание Эгей отправил юношу на сражение, в котором молодой человек никак не мог победить. Минос, узнавший о проделках Эгея, наказал город и жителей.
Царь Минос
А вот эгейское искусство, созвучное с именем царя, имеет к персонажу только косвенное отношение. Прославленная культура зародилась на территории островов Эгейского моря, поэтому относится к отцу Тесея лишь местоположением и корнем «эги», характерным для названий приморских городов и колоний в Древней Греции.
Эгей в мифологии
Эгей, будущий царь Афин, родился в семье Пандиона и Пилии. Правящая чета была изгнана из собственного государства еще до рождения мужчины. Эгей и его братья родились на побережье в городе Мегара.
Эгей и Фемида
Желая восстановить законное право на престол, подросшие юноши отправились в военный поход. Сражения прошли удачно, и братья разделили всю территорию Аттики на четыре части и распределили между собой. Эгею досталось правление Афинами. Но вскоре молодой человек понял, что желает управлять всей Грецией.
Постепенно мужчина захватил власть и изгнал родных братьев. Осознавая, что без наследника не сможет удержать престол, Эгей женился на красавице Мете. Увы, брак продлился недолго и не принес царю наследников. Второй женой честолюбивого мужчины стала принцесса Халкиопа, но Эгея вновь ждало разочарование.
Посейдон
Отчаявшись, царь отправился в Дельфы, чтобы спросить совета у оракула. Провидица заверила мужчину, что тот станет не просто отцом, а войдет в историю как предок великого воина. Узнав о пророчестве, царь Питфей, у которого гостил Эгей, сосватал другу собственную дочь.
За одну ночь Эфра разделила ложе и с Эгеем, и с Посейдоном. В итоге красавица забеременела, но царь, не дождавшись радостной новости, покинул любовницу. Дальновидный мужчина, который верил в пророчество, оставил Эфре собственные сандалии и меч. Царь взял с девушки слово, что если та родит сына, то возмужавший юноша придет к Эгею в Афины. А царь узнает собственного отпрыска по оставленным вещам. Эфра родила мальчика, которого назвала Тесеем.
Медея
Так и не узнав, что стал отцом, Эгей вернулся в Афины. Вскоре мужчина познакомился с Медеей, очаровавшей царя. Эгей, который все еще надеялся стать родителем, женился на красавице и вскоре у супругов родился сын Мед. Спокойная счастливая жизнь продлилась до тех пор, пока на землю Афин не ступила нога Тесея.
Тесей
Отношения отца и сына постепенно налаживались. Мужчины много времени проводили за разговорами. Тесей быстро заметил, что Эгея гложет проблема, о которой тот не желает говорить. В доверительной беседе царь Афин поделился печальными новостями: скоро на остров Крит должен отправиться очередной корабль с юношами и девушками, которые станут жертвами Минотавра.
Чтобы спасти невинных, Тесей тоже отправился на остров. Перед отъездом Эгей попросил сына об одолжении: если Тесей победит, то пусть поменяет черный парус судна на белый. Тогда царь Афин узнает, что с сыном все в порядке. Схватка с чудовищем прошла успешно, но в пылу победного ликования Тесей забыл о просьбе отца.
Мыс Сунион
Переживающий Эгей расположился на ступенях Акрополя, ожидая возвращения Тесея. Увидев, что в Афины возвращается знакомый корабль с черными парусами, Эгей не выдержал горя. Мужчина спрыгнул с мыса Сунион в воду. С тех пор море зовут Эгейским. Так коварный и властолюбивый мужчина, который познал все счастье отцовства, погиб по нелепой случайности, не узнав, что действительно стал предком великого воина.