Как звали сыновей пророка мухаммеда
Дети Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
У Пророка Мухаммада ﷺ было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:
Касим – родился в Мекке, умер еще в детстве, в возрасте 17 месяцев;
Рукия – родилась в Мекке, ее выдали замуж за асхаба ‘Усмана, она заболела и умерла еще в молодости в Медине, в день сражения при Бадре;
‘Абдуллах – родился после получения пророчества, умер в раннем детстве;
Ибрахим – родился в девятом году Хиджры. На седьмой день после его рождения Посланик Аллаха ﷺ зарезал жертвенное животное (‘акика), дал ребенку имя, сбрил волосы на голове и раздал серебро на вес этих волос в качестве пожертвования (садака). Ибрахим умер, когда ему исполнилось ровно 18 месяцев. У Пророка ﷺ в день его смерти были слезы на глазах. Когда его спросили: «Разве Пророк плачет?» – он ответил: «Это слезы от печали, но мы никогда не делаем того, на что гневается Всевышний Аллах». В тот день наблюдалось затмение Солнца, и люди стали связывать это со смертью Ибрахима, но Пророк Мухаммад ﷺ сказал им: «Солнце и Луна являются знамениями всемогущества Аллаха, и их затмение не связано с чьей-либо смертью или рождением».
Первых шестерых детей Пророку Мухаммаду ﷺ родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.
Да будет Аллах доволен всеми ими и да сделает Он нас из тех, кто получит их заступничество (шафа‘ат)!
Дети Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) в Мекке, когда ему было 25 лет – за 15 лет до того, как ему было ниспослана пророческая миссия. Она оставалась с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), пока Аллах не оказал ему почёт, даровав посланническую миссию, и она уверовала в него, всячески помогала ему и умерла за три года до переселения в Медину.
У матери правоверных Хадиджи (да будет доволен её Аллах) было множество достоинств, которыми она отличалась от остальных, одним из этих достоинств является то, что всех детей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) родила она, за исключением Ибрахима: аль-Касима, Абдуллаха, Зейнаб, Рукайю, Умм Кульсум и Фатиму (да будет доволен ими Аллах).
Всевышний Аллах пожелал, чтобы сыновья у него умерли рано, один за другим, и не жили долго. Что касается дочерей, то все они вышли замуж за лучших сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Трое из них умерли при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а четвёртая дочь – спустя шесть месяцев после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Тахзиб аль-Асмаи ва-ль-Люгат» (1/33):
له ثلاثة بنين: القاسم، وبه كان يكنى، ولد قبل النبوة، وتوفى وهو ابن سنتين. وعبد الله، وسمى الطيب والطاهر؛ لأنه ولد بعد النبوة، وقيل: الطيب والطاهر غير عبد الله، والصحيح الأول. والثالث إبراهيم، ولد بالمدينة سنة ثمان، ومات بها سنة عشر وهو ابن سبعة عشر شهرًا أو ثمانية عشر.
وكان له – صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – أربع بنات: زينب تزوجها أبو العاص بن الربيه بن عبد العزى بن عبد الشمس، وهو ابن خالتها، وأمه هالة بنت خويلد. وفاطمة تزوجها على بن أبى طالب، رضى الله عنه. ورقية، وأم كلثوم تزوجهما عثمان بن عفان، تزوج رقية، ثم أم كلثوم، وتوفيتا عنده، ولهذا سمى ذا النورين، توفيت رقية يوم بدر فى رمضان سنة اثنتين من الهجرة، وتوفيت أم كلثوم فى شعبان سنة تسع من الهجرة.
فالبنات أربع بلا خلاف، والبنون ثلاثة على الصحيح، وأول من ولد له القاسم، ثم زينب، ثم رقية، ثم أم كلثوم، ثم فاطمة، وجاء أن فاطمة، عليها السلام، أسن من أم كلثوم، ذكر ذلك على بن أحمد بن سعيد بن محرم أبو محمد الحافظ. ثم فى الإسلام عبد الله بمكة، ثم إبراهيم بالمدينة، وكلهم من خديجة، إلا إبراهيم فإنه من مارية القبطية، وكلهم توفوا قبله إلا فاطمة، فإنها عاشت بعده ستة أشهر على الأصح والأشهر.
«У него было три сына:
аль-Касим – по его имени у него (у Пророка, мир ему и благословение Аллаха) была кунья (Абу аль-Касим), он родился до начала пророческой миссии и умер, когда ему было два года;
Абдуллах – его называли ат-Таййиб (благой) и ат-Тахир (чистый), так как он родился после начала пророческой миссии. Некоторые учёные сказали, что ат-Таййиб и ат-Тахир – это не он, но верным является первое мнение;
Ибрахим – он родился в Медине в восьмом году (по хиджре) и умер в Медине в десятом году (по хиджре), когда ему было 17-18 месяцев.
У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было четыре дочери:
Зайнаб, на ней женился Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’ ибн Абдуль-‘Узза ибн Абдушшамс, который был её двоюродным братом по матери. Его мать – Халя бинт Хувейлид;
Фатима, на которой женился Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах);
Рукайя и Умм Кульсум – на них женился ‘Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах). Вначале он женился на Рукайе, затем – на Умм Кульсум, они умерли, будучи за ним замужем, поэтому его прозвали “Зун-нурайн” (обладатель двух светочей). Рукайя умерла в день битвы при Бадре, в месяц Рамадан во втором году (хиджры). А Умм Кульсум умерла в месяце Ша’бан в девятом году (по хиджре).
Дочерей было четыре, относительно этого нет разногласий. А верное мнение насчёт сыновей заключается в том, что их было трое.
Первым родился аль-Касим, затем Зейнаб, затем Рукайя, затем Умм Кульсум, затем Фатима. Есть версия, что Фатима старше Умм Кульсум, об этом говорит Али бну Ахмад бну Саид бну Мухаррам Абу Мухаммад аль-Хафиз.
В Исламе родился Абдуллах в Мекке, затем Ибрахим в Медине. Все дети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были рождены Хадиджей, кроме Ибрахима – его родила Мария аль-Кибтия (коптка).
И все они умерли раньше своего отца, кроме Фатимы. Она прожила после его смерти ещё шесть месяцев, согласно достоверному и известному мнению».
Дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима – все они были рождены Хадиджей (да будет доволен её Аллах), все они приняли Ислам и совершили переселение в Медину.
Зайнаб
Зайнаб – старшая дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), до принятия Ислама на ней женился Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’ ибн Абдуль-‘Узза ибн Абдушшамс, который был её двоюродным братом по матери.
Она приняла Ислам после того как его приняла Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и три её сестры. Её муж пребывал в неверии, она осталась с ним в Мекке и не переселилась в Медину вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но после всё же совершила переселение. Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’, став мусульманином, совершил переселение в Медину, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул ему Зейнаб (да будет доволен ею Аллах). После того как её муж стал мусульманином, Зейнаб долго не прожила и умерла в восьмом году (по хиджре), оставив после себя маленькую дочь Умаму, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал на своих плечах, совершая намаз.
Рукайя
Это дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на которой женился ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах), он совершил переселение с ней в Эфиопию, когда многобожники пытали мусульман и причиняли им вред.
Они вернулись в Мекку, она родила сына Абдуллаха, затем они совершили переселение в Медину. Её сын умер в возрасте шести лет. Накануне битвы при Бадре Рукайя тяжело заболела, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ‘Усману остаться с больной женой. Она умерла после того как до Медины дошло известие о победе мусульман. Её похоронили на кладбище аль-Баки возле мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Умм Кульсум
После смерти Рукайи Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выдал за ‘Усмана свою вторую дочь, Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах). По этой причине ‘Усмана прозвали «Зун-нурайн» (обладатель двух светочей), из-за того что был женат на двух дочерях Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Потомства у Умм Кульсум и ‘Усмана не было. Умм Кульсум умерла в девятом году (по хиджре) и похоронена рядом со своей сестрой Рукайей (да будет доволен ими Аллах).
Фатима
Фатима – самая младшая из дочерей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она родилась в Мекке предположительно через пять лет после начала пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
После переселения в лучезарную Медину во втором году (по хиджре) на ней женился ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), в третьем году (по хиджре) она родила первого сына Хасана, Хусейн родился в месяц Ша‘бан в четвёртом году (по хиджре). В пятом году у нее родилась первая дочь Зейнаб, а через два года – вторая дочь Умм Кульсум.
Фатима (да будет доволен её Аллах) больше всех была похожа на своего отца (да благословит его Аллах и приветствует), даже своей походкой и манерой разговаривать.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил её. Со слов аль-Мисвара ибн Махрамы передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о ней:
فاطمة بضعة منى فمن أغضبها أغضبني
«Фатима – частица меня, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев». (аль-Бухари)
Также он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أفضل نساء أهل الجنة خديجة بنت خويلد، وفاطمة بنت محمد، ومريم بنت عمران، وآسية بنت مُزاحمٍ امرأة فرعون
«Лучшие женщины в Раю – Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марьям, дочь ‘Имрана, и Асия бинт Музахим – жена Фараона». (Ахмад)
Фатима прожила шесть месяцев после смерти Посланника Аллаха (благословит его Аллах и приветствует). Умерла она во второй день месяца Рамадан в одиннадцатом году (по хиджре) и похоронена на кладбище аль-Баки.
Сыновья Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Аль-Касим – по его имени у него (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) была кунья (Абу аль-Касим). Он родился в Мекке до пророческой миссии и умер там же в возрасте двух лет.
Абдуллах – его также называли ат-Таййиб (благой) и ат-Тахир (чистый), потому что он родился в Исламе.
Ибрахим – он родился в Медине в восьмом году (по хиджре), и он последний сын Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его родила Мария аль-Кибтия (да будет доволен ею Аллах).
Она была женой Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которая была подарена ему в качестве наложницы правителем Египта Мукаукисом в шестом году (по хиджре).
Ибрахим жил недолго, он умер в Медине в десятом году (по хиджре) в возрасте 17-18 месяцев.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) зашёл к своему сыну Ибрахиму, когда он был уже при смерти, и из глаз Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) полились слёзы, а АбдурРахман бин Ауф спросил: “И ты (плачешь), о Посланник Аллаха?”. [На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал:
إِنَّ الْعَيْنَ تَدْمَعُ، وَالْقَلْبَ يَحْزَنُ، وَلَا نَقُولُ إِلَّا مَا يُرْضِي رَبَّنَا، وَإِنَّا بِفِرَاقِكَ يَا إِبْرَاهِيمُ لَمَحْزُونُونَ
“Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”». (аль-Бухари)
Мы видим, что Всевышний даровал в течение жизни Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) детей, дополняя тем самым его естественные человеческие потребности.
Всевышний Аллах забрал сыновей, когда они были маленькими, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно испытал горечь потери сыновей, подобно тому, как ранее он испытал горечь потери родителей.
Так пожелал Всевышний Аллах, и в этом заключается наивысшая мудрость: чтобы никто из сыновей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не жил долго, дабы не стало это причиной смуты среди людей, которые могли приписать пророческую миссию им после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Это является также утешением для тех, у кого не было сыновей или были, но умирали в детстве. Это было большим испытанием для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Со слов Са’да ибн Абу Ваккъаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أشَدُّ النّاسِ بَلاءً الأَنْبِياءُ ثمَّ الأَمْثَلُ فالأَمْثَلُ يُبْتَلى الرَّجُلُ على حَسَبِ دِينِهِ فإِنْ كانَ في دِينِهِ صُلْباً اشْتَدَّ بَلاؤُهُ وإنْ كانَ في دِينِهِ رِقَّةٌ ابْتُلِيَ على قَدْرِ دِينِهِ فَما يَبْرَحُ البَلاءُ بالعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي على الأَرْضِ وما عليهِ خَطِيئَةٌ
«Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, затем те, кто был близок к ним (своей верой), затем те, кто был близок к этим. И человека испытывают в соответствии со степенью его религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же его вера была слаба, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока он не будет шагать по земле свободным от грехов» (ат-Тирмизи).
Дети Пророка (ﷺ): сколько их было?
Всего у посланника Аллаха (с.а.с) было семеро детей, шестеро из которых были детьми Хадиджы (р.а.). Перечислим их по старшинству:
Касим
Это первый ребенок посланника Аллаха (с.а.с.), которого родила ему досточтимая Хадиджа (р.а.). Прозвище «Абу аль-Касим» Пророк (с.а.с.) получил именно из-за своего первого сына, и ему нравилось, когда его называли этим прозвищем.
Первый сын пророка родился в Мекке незадолго до того, как его отец был избран божьим Посланником (с.а.с.). Когда он родился, пророк Мухаммад (с.а.с.) зарезал двух баранов и справил акику в честь его рождения. Касим прожил недолго. Относительно возраста его смерти приводятся разные сообщения. Некоторые ученые считали, что Касим прожил семь месяцев, другие утверждали, что первый сын Пророка (с.а.с.) умер в возрасте двух лет. Есть даже мнения, согласно которым Касим дожил до того возраста, когда мальчики уже могут сидеть на седле.
Самым сильным мнением считается мнение тех, кто утверждал, что Касим умер в возрасте двух лет или чуть старше. В качестве аргумента они приводят достоверные сообщения, в которых говорится, что сура «аль-Каусар» была ниспослана именно по причине смерти Касима. Всевышний Аллах в этой суре говорит:
«Мы даровали тебе Каусар. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным» (Аль-Каусар).
Сообщается, что последние слова этой суры являются предостережением тем, кто питал ненависть к пророку и злорадствовал по поводу смерти его сына.
Зайнаб
Она первая дочь пророка Мухаммада (с.а.с.) от Хадиджы (р.а.). Родилась за 23 года до переселения мусульман в Медину. Зайнаб приняла ислам вместе со своей матерью.
Дочь Пророка (с.а.с.) вышла замуж за своего двоюродного брата и известного богача Мекки Абу аль-Аса. На предложение Зайнаб принять ислам ее муж ответил отказом, однако он не принуждал ее оставить религию Аллаха. Когда же многобожники Мекки обещали выдать за него любую девушку в городе, если он разведется с Зайнаб, тот объявил перед всеми, что ни за что не разведется с ней. От Абу аль-Аса дочь Пророка (с.а.с.) родила двух детей: Али и Умаму.
Когда мусульмане переехали в Медину, Абу аль-Ас не позволил Зайнаб сделать это, и она осталась в Мекке. Он участвовал в битве при Бадре, где попал в плен к сподвижникам. Посланник Аллаха (с.а.с.) освободил его с условием, что тот позволит Зайнаб переселиться в Медину, и Абу аль-Ас выполнил свое обещание. Абу аль-Ас принял ислам в 7 году по хиджре и переселился в Медину, где воссоединился с Зайнаб.
Дочь пророка умерла в Медине в возрасте 31 года. Жены пророка, Сауда и Умм Саляма, омыли ее тело и завернули в изар ее отца. Заупокойную молитву над ней совершил сам посланник Аллаха (с.а.с.), а похоронена она была в кладбище Баки’. Сообщается, что, покидая кладбище, Пророк (с.а.с.) улыбался. Его спросили о причине этого, и он ответил, что Аллах принял его мольбу о том, чтобы Зайнаб избежала наказания в могиле.
Рукайя
Рукайя – третий ребенок и вторая дочь Пророка (с.а.с.), родилась за двадцать лет до переселения мусульман в Медину. Была замужем за Утбу, сыном Абу Ляхаба. Когда она вместе со своей матерью и сестрами приняла ислам, и когда была ниспослана сура «аль-Масад», в которой Всевышний обещал вечные муки Ада для Абу Ляхаба и его жены, Утба развелся с дочерью пророка.
Впоследствии Рукайя вышла замуж за Усмана ибн Аффана (р.а.), переселилась вместе с ним в Эфиопию, а затем и в Медину. Относительно их переселения пророк изрек: «Они – первая семья, после семей Лута и Ибрахима, которая совершила переселение ради Аллаха» (ат-Табарани).
Когда Пророк (с.а.с.) вместе со сподвижниками собирались в поход, который стал известным как битва при Бадре, Рукайя заболела корью. Усман ибн Аффан по велению пророка остался вместе с ней и не участвовали в битве. Вскоре она умерла, а в день, когда ее похоронили на кладбище Баки’, в Медину пришла радостная весть из Бадра о победе мусульман над многобожниками.
Умм Кульсум
Третья дочь Пророка (с.а.с.) и вторая после Рукаййи жена Усмана ибн Аффана. Ее звали Умайя (или же Амина, согласно другим источникам). Она переселилась в Медину вместе с Али, его матерью Фатимой бинт Асвад, Саудой, сестрой Фатимой, Асмой и Аишей.
До ислама она была замужем за Утайбом, вторым сыном Абу Ляхаба. После известной истории о ниспослании суры «аль-Масад», Абу Ляхаб приказал своим сыновьям развестись с дочерями Пророка (с.а.с.), Рукаййей и Умм Кульсум. После смерти Рукаййи, она вышла замуж за Усмана ибн Аффана и прожила с ним до 9 года хиджры (630).
Пророк (с.а.с.) лично обучил сподвижниц, которые омывали ее тело, как это следует делать правильно. Ее саваном стала рубашка Пророка (с.а.с.), который после омытия ее тела совершил над ней заупокойную молитву. Примечательно, что в связи со смертью и похоронами Умм Кульсум осталось множество хадисов, в которых Пророк (с.а.с.) обучил людей, как правильно провожать покойника в последний путь.
Фатима
Дочь Пророка (с.а.с.) и Хадиджы (р.а.) Фатима родилась за год до ниспослания ее отцу первого пророчества, и таким образом она была старше Аиши (р.а.) на пять лет. Из-за нежной любви Пророка (с.а.с.) к ней ее прозвали «дочерью своего отца» (бинт абиха).
Когда ей исполнилось 15 лет, к ней сватались Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб, однако Пророк (с.а.с.) ответил им отказом. В итоге она вышла замуж за Али ибн Абу Талиба, своего двоюродного брата.
Фатима умерла спустя пять с половиной месяцев после смерти пророка, 3 рамадана 11 года по хиджре. По ее завещанию ее похоронили Али, ее дядя аль-Аббас и Фадль ибн Аббас (р.а.) на кладбище Баки’.
Абдуллах
Был известен еще и именами «Таййиб» и «Тахир». Умер в Мекке в раннем детстве.
Ибрахим
Ибрахим – последний сын пророка Мухаммада (с.а.с.), которого родила ему Мария аль-Кибтия. Родился в последний месяц 8 года хиджры. Сообщается, что первым радостную весть о рождении сына Пророку (с.а.с.) принес Абу Рафи. От радости Пророк (с.а.с.) подарил сподвижнику невольника. Божий Посланник (с.а.с.) нарек своего сына Ибрахимом, сказав: «Я назвал его в честь своего деда (пророка) Ибрахима».
Потомки пророка Мухаммеда
Пророк Мухаммед ( M uhammad) ﷺ – личность знаковая для исламской религии, а потому интерес к его персоне, а также к близким и родным ему людям, к возможным потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ не ослабевает уже много веков подряд. О родственном отношении к нему самому или к его потомкам заявляют многие люди, и часто мотивами для таких заявлений становится желание славы и легкой наживы, а также стремление к распространению ереси среди исламской уммы. В такой деятельности больше всего были замечены крайние суфии и рафидиты.
Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
Для определения того, принадлежит ли человек к родовому древу Посланника Аллаха ﷺ, является ли потомком Посланника ﷺ, применяется несколько способов. По словам Шейха Абдуль-Азиза ибн Бааза, на принадлежность человека к благородному роду Посланника Аллаха ﷺ и то, что он – потомок Посланника Аллаха ﷺ, указывают такие вещи, как наличие свидетельства в истории об этом авторитетных ученых историков, наличие официального свидетельства того, что человек – потомок и принадлежит роду Пророка Мухаммеда ﷺ, или другого документа, подтверждающего это, выданного авторитетным ученым в области истории и религии или известным судьей. Также, если факт того, что человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, широко известен в обществе, это тоже может стать подтверждением его принадлежности к роду Пророка ﷺ. Также способом определить, действительно ли человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, может стать наличие доказательств этого факта, которые будут объективными и будут иметь указанную достоверную дату, подтверждающуюся действительными документами, или иметь свидетельство истинности от лиц, заслуживающих доверия.
Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
Принадлежность к благородной родословной Посланника Аллаха ﷺ не принесет пользы арабу или мусульманину другой национальности, если он является неверующим или нечестивцем, также как отсутствие принадлежности к роду Пророка Мухаммеда ﷺ не вредит мусульманину, если он является верующим и праведным. Принадлежность к благородному роду Пророка Мухаммеда ﷺ не дает в Судный день преимуществ, ведь Аллах сказал в Священной Книге Коран, что самым почитаемым перед Аллахом будет наиболее богобоязненный человек.
Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
Для обозначения семьи Мухаммеда ﷺ ввели в обиход выражение «Ахль аль-Бaйт». Также с этой целью использовали выражения «Ал-и Расул», «Ал-и Мухаммад», а также «Ытратун Наби».
Ахль аль-Бaйт – это выражение используется для обозначения семьи Посланника ﷺ чаще всего и в переводе с арабского языка «Ахль аль-Байт» имеет несколько значений:
Среди синонимов слова «Ахль» есть «Аль» в значении «родственники, семья, близкие», но «ал» употребляют, когда говорят о семье людей избранных.
Слово «байт» в переводе с арабского означает «дом» или «семья». В арабском языке выражение «Ахль аль-Байт» означает «домашние люди и члены семьи» и только во второстепенном значении обозначает «близких родственников».
По традиции, дошедшей до нашего времени, выражение «Ахль аль-Бaйт» используют для того, чтобы обозначить семью Мухаммеда ﷺ. Ахль аль-бaйт, то есть круг его членов семьи и домочадцев, составляли супруги, дети, внуки, а также Али, который был зятем Мухаммеда ﷺ и сыном его дяди.
Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
К семье и родственникам Мухаммеда ﷺ относятся:
К числу родственников и близких людей Пророка Мухаммада ﷺ относятся люди, которые вырастили и воспитали его:
Также к числу его семьи относится Умм Айман Бараката аль-Хабашия, доставшаяся Посланнику Аллаха ﷺ от отца в наследство, которая в дальнейшем последовала религии ислама и была выдана замуж за любимца Пророка Мухаммада Зайда бин аль-Хариса, родив ему впоследствии сына Усаму.
Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммеда ﷺ относятся его дети, в числе которых называют:
По свидетельству ибн Аббаса, старшей из всех сестер была Рукайя, а младшей – Умм Кульсум.
Дети Пророка Мухаммада ﷺ были все рождены от Хадиджи, поскольку от остальных жен у Посланника Аллаха ﷺ не было детей. Они все, за исключением Фатимы, умерли еще до смерти Мухаммеда, и только Фатима всего лишь на полгода пережила своего отца. Фатима получила особое благословение от Всевышнего Аллаха, который возвысил ее над всеми остальными женщинами мира и назвал ее и ее мать Хадиджу лучшей женщиной этого мира. К числу лучших женщин мира относят и Айшу.
Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
Потомки Пророка Мухаммада ﷺ пошли от его дочери Фатимы через внука Хусейна и внука Хасана. У Пророка Мухаммеда ﷺ были внуки Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Зайнаб бинт Али, Умм Кульсум бинт Али и Мухсин.
Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
Также к числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся его дяди:
Старший дядя Мухаммеда ﷺ по имени аль-Харис, а самым младшим был аль-Аббас, и именно потомство младшего дяди Пророка ﷺ заполнило землю. Когда были пересчитаны потомки аль-Аббаса во время правления Мамуна, выяснилось, что потомки этого дяди Пророка ﷺ насчитывают шестьсот человек, но это называют преувеличением. Потомство пошло и от дяди Абу Талиба, и от аль-Хариса, и от Абу Ляхаба. Мнения относительно того, являются ли одним и тем же человеком аль-Мукаввим и аль-Харис, а также Хаджаль и Гайдак, периодически возникают, но единого мнения относительно этого нет.
Никто из этих людей не принял ислам, кроме Хамзы и аль-Аббаса.
К числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся тети Посланника Аллаха ﷺ:
Из этих людей ислам приняла только Сафия, и, по некоторым мнениям, Атика и Арва.
Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
Хадиджа
Первой женой Мухаммеда ﷺ была Хадиджа бинт Хувайлид, которую называют матерью правоверных. Родом Хадиджа была из курайшитов, и на момент женитьбы с Мухаммедом ﷺ она уже имела дочь от первого мужа по имени Атик ибн Азиз, а также двух дочерей от второго мужа Абу Халы. Мухаммад ﷺ был ее третьим мужем. Хадиджа была женщиной добродетельной и добропорядочной, способной к торговым делам, и Мухаммад ﷺ был одним из ее торговых представителей. Хадиджа сама предложила Мухаммаду ﷺ на ней жениться после того, как услышала о его честности и прекрасных нравственных достоинствах. Мухаммед ﷺ женился на сорокалетней Хадидже в возрасте двадцати пяти лет. Хадиджа родила Пророку Мухаммаду ﷺ дочерей Фатиму, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййу, а также сыновей Абдуллаха и Касима. Именно первая супруга Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа стала первым человеком, который уверовал в его пророческую миссию. Хадиджа поддерживала Мухаммада ﷺ во всем, и Посланник Аллаха ﷺ горячо любил свою жену и называл ее лучшей женщиной из всех.
Сауда бинт Зам‘а
Второй супругой Мухаммеда была Сауда бинт Зам‘а ибн Кайис ибн Абд-Шамс, родившаяся в Мекке, которую называют «матерью правоверных». На ней Пророк Мухаммад ﷺ женился в Медине, когда ему было пятьдесят три года и шел десятый месяц его пророчества, после того, как умерла его первая жена Хадиджа. Сауда бинт Зам‘а умерла в Медине.
Аиша бинт Абу Бакр
Хафса бинт Умар
Также к числу супруг Мухаммада ﷺ принадлежала дочь Умара ибн аль-Хаттаба сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ по имени Хафса бинт Умар, которую после смерти ее первого мужа отец попытался выдать замуж снова, но получал отказ от Абу Бакра ас-Сиддика и Усмана ибн Аффана, и тогда Мухаммед ﷺ предложил женится на ней – это было в третьем году по хиджре, и у Пророка ﷺ уже было две жены – Аиша и Сауда. Хафса была очень набожной женщиной, отличалась упорством и верностью поклонению Всевышнему, но характер имела волевой. Хафса передала около шестидесяти хадисов и сохранила первый экземпляр Священной Книги Коран, собранный при Абу Бакре, когда он был халифом (этот экземпляр Корана был размножен по его просьбе).
Зайнаб бинт Хузайма
Еще одна супруга Пророка Мохаммеда ﷺ – это Зайнаб бинт Хузайма, с которой супружеская жизнь Мухаммада ﷺ длилась всего три месяца, поскольку супруга скончалась. Это была очень милосердная, религиозная женщина, которая делала многое для нуждающихся, за что и получила прозвище «мать бедных».
Зайнаб бинт Джахш
Остальные жены Мухаммеда ﷺ
Наложницы
Также можно встретить упоминания его наложницы Марии аль-Кибтии, которую Посланнику Аллаха ﷺ подарил правитель Египта Мукаукис. Мария родила сына Ибрахима, но мальчик скончался в возрасте шестнадцати месяцев.
Райхана бинт Зейд бинт ʿАмр, которая, была родом из иудейского племени и, по ряду сообщений, являлась его наложницей, согласно другой версии, после принятия ею ислама, Мухаммад ﷺ освободил ее. Она была очень умной и набожной праведной мусульманкой.
Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)