Как звали жену тамерлана любимую
Царицы половины Азии: Как женщины из семьи Тамерлана делали политику
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сарай-мульк ханым
С тех пор, как род Чингиз-хана по мужской линии пресёкся, для разделивших его империю эмиров верным способом узаконить свою власть было взять в жёны девушку из рода великого завоевателя. Сарай-мульк ханым (буквально «Госпожа родом из дворца» — вероятно, это не имя, а прозвище) была дочерью последнего наследника Чингиз-хана по мужской линии, Казан-хана. Она стала главной женой Тамерлана, положив начало традиции тимуридов одной из жён брать чингизидку. Чтобы напомнить о своём происхождении и о том, как оно укрепляет положение мужа, чингизидки в семье Тимуридов носили головной убор монгольских ханш — боктаг, сложное и неудобное сооружение из коры и шёлка.
Сарай-мульк ханым была бесплодной, вдовой его врага и к тому же, по меркам средневековья, уже немолодой и вполне могла обнаружить себя отодвинутой в дальний шатёр, но, на её счастье, Тамерлан полюбил её всей душей. Сарай-мульк ханым пользовалась его безграничным доверием и влияла на многие его решения. Чтобы отличить свою главную жену, Тамерлан разрешал ей одной изо всех своих восемнадцати женщин встречать его из походов.
Поведение Сарай-мульк ханым отличалось от распространённых представлениях о восточных женщинах и о том, что только кроткие голубки «укрощают» воинственных мужчин. Она вела себя свободно, показывалась на пирах и пила там, спаивала гостей ради смеха, принимала послов в своих шатрах. Она могла казнить и миловать, и каждый стремился понравиться ей, зная, что от этого зависит и отношение Тамерлана.
Тамерлан не имел привычки с холодами возвращаться во дворец. Он зимовал в своих шатрах там, где его настигали морозы. И на зимнюю стоянку он неизменно звал Сарай-Мульк — вместе с какой-нибудь из молодых жён и внуками.
Подбор воспитателей наследникам всегда был ответственным и хлопотным делом. Главной воспитательницей сыновей и внуков Тамерлана была Сарай-мульк ханым, и в голову никому не пришло бы спросить, почему именно она. Она заботилась о нуждах детей, беседовала с ними и подбирала или одобряла им учителей. Когда количество воспитанных Сарай-мульк ханым внуков и внучек стало уже впечатляющим, у неё появилось прозвище, под которым её знают до сих пор — Биби-ханым, «Госпожа Бабушка».
Сарай-мульк, как и многие выдающиеся царицы Востока, покровительствовала наукам и искусствам и значительно повлияла на то, что Тамерлан, словно компенсируя всё, что разрушил в походах, строил новые здания и привлекал ко двору лучшие умы и таланты своей эпохи. Она умерла в шестьдесят лет, и горю Тамерлана не было границ.
Гаухаршад-бегим
В конце четырнадцатого века Тамерлан подобрал своему младшему, шестнадцатилетнему сыну Шахруху невесту — знатную узбекскую девушку по имени Гаухаршад двумя годами младше. По легенде, своё имя, которое буквально значит «Весёлый изумруд», она получила за необычайно яркие зелёные глаза. Но выбрал её Тамерлан, скорее всего, не за внешность. Во-первых, этот брак давал ему союз с сильной и уважаемой семьёй Гаухаршад. Во-вторых, она была хорошо образована и умна. В-третьих, её сильный, твёрдый характер мог уравновесить несвойственную тимуридам мягкость Шахруха.
Надо понимать, что «мягкость» в понимани средневековой Азии не означала неумение, например, убивать. Шахрух был умелым воином и проявлял доблесть в бою. Но когда речь заходила о государственных делах, о принятии собственных важных решений, он переполнялся сомнениями. Прекрасно разбирающаяся в вопросах управления, хорошо представляющая себе политический расклад в среде дворянства, умеющая принимать решения Гаухаршад стала ему отличной парой.
Долгое время, оставаясь приличий ради в тени, именно Гаухаршад управляла Хорасаном — частью империи Тамерлана, доставшейся Шахруху. Но в сфере её интересов была не только власть. Она, подобно жене Тамерлана, всячески поощряла служителей науки и искусства, застраивала столицу Хорасана прекрасными новыми зданиями. Двое из сыновей Гаухаршад-бегим, Улугбек и Байсонкур, вошли в историю как просвещённые правители, а также как учёный и художник.
После смерти Шахруха именно Гаухаршад выбрала среди внуков его преемника и привела его к власти. Ещё десять лет она была активным политическим игроком Средней Азии, пока её не казнили по приказу одного из Тимуридов, султана Абу Сада. Ей было семьдесят восемь лет, но она всё ещё оставалась слишком опасной, чтобы оставлять её в живых.
Жёны Тимуридов
С другими женщинами Тамерлана и его потомков связаны множество легенд, но в политических играх Тимуридов они, в основном, играли роль гарантов того или иного союза. Например, первая жена Тамерлана, нежно любимая им Ульджай-туркан, сохраняла дружбу Тамерлана с её братом — которая после ранней смерти Ульджай-туркан сразу охладела, а потом перешла во вражду.
Большой скандал вызвала женитьба одного из внуков Тамерлана, Халиль-султана, на персидской рабыне по прозвищу Шад-мульк. Он взял жену без дозволения деда — да никогда бы и не получил такого дозволения. Союз с рабыней оскорблял всю семью и мог заставить отвернуться от Халиль-султана отцов других, более подходящих невест. Тамерлан даже отдал приказ о казни Шад-мульк, но в дело вмешалась Сарай-мульк ханым, и бедную женщину оставили в покое. Удивительно, но именно Шад-мульк после смерти любимой жены Тамерлана народная молва обвинила в её отравлении. Вероятно, все подозрения держались на низком и иноземном происхождении женщины.
Тамерлан ещё дважды брал в жёны девушек монгольской крови. Во-первых, Туман-ага, племянницу Сарай-мульк — вероятно, надеясь зачать с ней мальчика с кровью Чингиз-хана в венах. Во-вторых, десятилетнюю монголку по прозвищу Тукал-ханум («Госпожа молодая жена»), с которой он в супружеские права не вступал — не в том был состоянии здоровья, и взял исключительно из политических соображений. Фактически, о Тукал-ханум заботилась Сарай-мульк ханым, словно она была одной из многочисленных детей Тимуридов. Сарай-мульк брала с собой Тукал к Тамерлану, когда его надо было отвлечь от болей разговорами. Тукал забавляла своего старого мужа.
Некоторые невестки Тамерлана также были чингизидками по женской линии, и их после смерти мужа передавали одному из братьев мужа в жёны. Чингизидка в семье была не просто женщиной, а живым символом, её муж автоматически мог претендовать на звание «гургана» — зятя по отношению к роду Чингиз-хана. Так оказались по очереди жёными двух братьев Маликат-ага и Ак-Суфи Севин-бек.
Ак-Султан Ханика, жена легендарного Улугбека и чингизидка, после того, как родила мужу сына, фактчески была отослана им в Хорасан, ко двору Гаухаршад-бегим. Жена Шахруха, вслед за Сарай-мульк ханым, заботилась о воспитании внуков, и именно необходимость в воспитании стала предлогом. На самом деле, Улугбек просто больше любил другую свою жену, двоюродную племянницу, имя которой не оставили нам историки.
Ак-Султан затаила злобу, кроме того, она небезосновательно боялась, что Улугбек предпочтёт оставить свои земли другому сыну, от любимой жены, и она воспитывала сына Абд-ал Латифа в убеждении, что отец недостоин своей власти и что у Абд-ал Латифа желают отобрать то, что ему принадлежит. В результате после смерти Шахруха её сын ввязался в войну за дедов Хорасан, вовлёк в неё отца, а потом захватил отцовский престол в Самарканде и подослал к низложенному отцу убийц. Все амбиции Абд-ал Латифа, однако, обернулись пшиком. Он не смог стать правителем Хорасана, и на престоле в Самарканде удержался недолго — через год его убили. Увы, но политической мудрости Сарай-мульк ханым или Гаухаршад-бегим старшей жене Улугбека очень не хватало, а сам Улугбек не смог передать сыну ни ума, ни миролюбия, которые его отличали.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новое в блогах
САМАРКАНДСКОЕ ПОВЕРЬЕ О РУССКОЙ ЖЕНЕ ТАМЕРЛАНА
Развалины у Сиабского рынка Самарканда обычно ассоциируется с именем Биби-ханым. Однако не всем известно, что захоронение легендарной женщины находится прямо напротив знаменитой мечети.
Стоит вспомнить, что в то время никакой улицы между ними вовсе не существовало. Долгое время сведения о предполагаемой могиле одной из супруг Амира Тимура были лишь достоянием ученых, гипотезой. Но вскрытие мавзолея великого полководца и его родственников летом 1941 года убедительно доказало ее реальность.
Впервые захоронение это было обнаружено в начале 1870-х годов, когда новая администрация присоединенного к Российской империи города приступила к расширению торговой площади хлебного базара, некогда находившегося на месте нынешнего Сиабского рынка. После сноса ветхих глиняных лачуг в нескольких десятках метров восточнее мечети было найдено небольшое каменное здание с обвалившимся внутрь куполом.
При его осмотре специалисты-востоковеды нашли безымянное надгробие, а под ним подвал, в котором еще три надгробные плиты. Поверхности их были гладко обтесаны и лишь на их боках имелись некоторые благочестивые размышления о бренности человеческой жизни. Но российским палеографам удалось сразу же определить эпоху захоронения – время правления Тимура.
Причем находка ошеломила и озадачила даже видавших виды ученых: все четыре гробницы представляли собой каменные саркофаги с такими же крышками, что нехарактерно для мусульманской страны.
Бытовавшие ранее в народной среде разнообразные легенды о самой известной супруге Тимура стали вдруг пополняться новыми подробностями – по городу поползли слухи о том, что из подземелья мавзолея ежедневно стала выползать какая-то необычная змея, которая, погревшись на солнце, вновь скрывалась в своем логове. И хотя эти рассказы были разнообразны, но имели под собой нечто общее, что побудило одного из известных русских краеведов – М. Ростиславова – записать вновь возникшую легенду, услышанную им от одного местного старожила.
Познакомив с ней русских офицеров и чиновников, живших в Самарканде, Ростиславов опубликовал ее затем в главном печатном органе края – «Туркестанских ведомостях» (1875, №27). А спустя три года публикация эта была перепечатана ташкентским филиалом Туркестанского кружка любителей археологии.
Хочется верить, что народное предание будет интересным и сегодня.
Добрая, мудрая и красивая царица Биби-ханым, по поверью, происходила из русского народа и была христианкой. Однако, будучи иностранкой, она, «благодаря прекрасным качествам своей души», пользовалась всеобщей любовью и уважением. Эта женщина была дочерью своего времени и потому без тени сомнения верила словам различных прорицателей.
И тогда правитель, незадолго до того вернувшийся с богатыми трофеями из Индии, приказал строить в честь любимой жены грандиозную мечеть. При этом Амир Тимур велел строителям брать глину для работы только из котлована под ее зданием. Когда строительство мечети подходило к концу, мастера пригласили царицу осмотреть здание, построенное в ее честь.
При этом Биби-ханым погладила змею по голове, нашептывая ее какие-то ласковые слова. Погревшись некоторое время на солнце, змея затем уползла в подземелье…
После этого прошло некоторое время, о предсказании диваны стали забывать. Успокоившаяся от тревоги за свою жизнь царица, сидя за дастарханом в окружении приближенных женщин, раскладывала кисти винограда. Вдруг, почувствовав острую боль в руке, она увидела уползавшую с дастархана фалангу, укусившую ее.
Тотчас же позвали Тимура, напуганного случившимся, но Биби-ханым, превозмогая боль, лишь улыбалась и напомнив супругу о предсказании юродивого, повторила свою просьбу о христианском обряде захоронения. Вскоре она скончалась. Суровый властелин свято исполнил ее завещание: покойную одели в богатые одежды, надели ей на шею двойное ожерелье из кораллов и жемчуга, а крышку гроба забили гвоздями из золота.
Молва о богатстве, зарытом в земля вместе с царицей, широко распространилась в народе, в среде которого нашлись десять воров, решивших обобрать гробницу Биби-ханым. Они проникли в склеп ночью, вырвали из крышки золотые гвозди и стали срывать с усопшей драгоценные ожерелья. Выбравшись из подземелья, грабители тут же, в помещении мавзолея, приступили к дележу добычи. Однако выйти наружу они так и не смогли: из подземелья выползла змея и умертвила их всех своим ядом.
Собравшийся утром у мавзолея народ понял, что найденные у входной двери мертвецы воры, наказанные неведомой силой за свое дерзкое преступление. Теперь следовало положить украденные ценности на место, но никто из присутствующих не решался это сделать из-за боязни подвергнуться участи грабителей.
Лишь один старец, сотворив молитву, взял украденные драгоценности покойной, вошел в склеп и положил их на место. Но когда он хотел возвратиться назад, дверь гробницы вдруг захлопнулась сама собой, да так крепко, что никакие усилия не могли снова открыть ее. Благочестивый старик был заживо погребен в подземелье. С тех пор никто более не пытался проникнуть в мрачный склеп, охраняемый той самой змеей.
Р. НАЗАРЬЯН
Друзья, всем доброго дня.)
Я очень часто говорю о выдающихся личностях: мастеров, зодчих, правителях, великих умов и прославившихся на весь мир ученых. Но, сегодня, в преддверии дня всех влюбленных хочу написать и с удовольствием поделиться с Вами информацией об одной из самых красивых и мудрых женщин Востока. Речь пойдет о Биби Ханым, царице Мавераннахра.
В первую очередь, позвольте мне познакомить Вас поближе с нашей царицей.)
Настоящее ее имя- Сарай Мулк Ханым. Была правнучкою Чингиза. Биби Ханым может означать в переводе на русский язык «Госпожа боярыня» или «Старшая жена». Она была старшей женой великого Темурлана. О внешности ее в одной из чагатайских легенд говорилось: «Если сказать о ее красоте, покажется некрасивой она, потому что девушка эта красивей всех слов». Примечательно, что ни одна другая из почти двух десятков жен грозного владыки не оставила о себе памяти, не стала персонажем народных легенд.
В сознании жителей Самарканда и туристов, посещающих наш прекрасный город, имя этой женщины неизменно ассоциируется с двумя средневековыми сооружениями- мечетью и мавзолеем.
По замыслу Амира Темура мечеть Биби Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. Мастера и ремесленники, собранные со многих стран мира, вносили в ее строительство свой творческий опыт и традиции.
Легенда о мечети гласит:
Красавица Биби Ханым, жена Темура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены.
Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Темура. Биби Ханым рвала и метала. Тогда зодчий поставил условие «Мечеть будет воздвигнута в срок, но… ты, царица, подаришь мне поцелуй». Царица негодовала: «Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашенные яйца, они разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, разве они чем- либо различаются? Таковы и мы, женщины».
Но зодчий настаивал: «Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую. Такова любовь».
Темур приближался к Самарканду. Досаде Биби Ханым не было предела. Так долго готовившийся повелителю сюрприз оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается. В последнее мгновение царица попыталась заслониться ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно.
И вот Темур въехал в столицу, его восхищенному взору представилась во всем блеске соборная мечеть- подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби Ханым, когда проницательный супруг увидел пятно на ее щеке.
Увидев на лице Биби Ханым след поцелуя, он впал в ярость. Биби Ханым призналась во всем. Тогда Темур сказал: «Забирай отсюда что есть ценного и уходи». Биби Ханым приказала своим слугам поднять Темура и нести за собой: «Ты- самое ценное, что есть у меня». Конечно, он ее простил. Но приказал с того времени всем женщинам прятать свою красоту от чужих глаз и ходить в парандже.
На ней первый женился Темур и прожил с ней в согласии долгие годы, ей одной доверил воспитание сыновей от всех своих жен и воспитание внуков, словом только с нею считался, относясь к прочим женам как к гаремным наложницам. А для ее погребения воздвиг отдельный мавзолей напротив мечети Биби Ханым.
Уважаемые друзья, приезжайте к нам, в солнечный Узбекистан, где я вас встречу и познакомлю с самыми выдающимися личностями.)
Женщины рода Тамерланова: как делали политику дочери и невестки великой династии
Тимуриды — одна из великих династий Востока, создавших собственную империю. В неё вошли Иран, Афганистан, большая часть Средней Азии и части других нынешних стран. Известна она не только своими размерами — но и, например, своими царицами. Каждый из Тимуридов держал нескольких жён, и многие из них вершили политику Империи.
Сарай-Малик ханым: женщина, дающая право создавать империи
В начале пятнадцатого века послы из Испании прибыли ко двору великого Тамерлана и с изумлением обнаружили, что его главная жена не просто держит собственный двор, но и — что нехарактерно было для восточных женщин — пользуется правом принимать при своём дворе гостей-мужчин. Более того, эта женщина свободно выпивала за столом при мужчинах и вообще держалась с поистине царским достоинством. Её звали Сарай-Мульк или Сарай-Малик ханым.
Строго говоря, это имя значит «Хозяйка дворца», так что может быть не настоящим, данным в детстве, а приобретённым в первом замужестве. Сарай-Малик принадлежала к роду Чингизидов. Её первый муж неудачер боролся с Тамерланом и проиграл. Всё его имущество и гарем Тамерлан распределил лично, и двадцатидевятилетняя Сарай-Малик стала его женой.
Дело было не в особой её красоте: брак с чингизидкой позволял ему придать легальность своей новой империи. Так что вместе с женой он получил титул Гурагана, то есть зятя рода Чингис-хана. Сарай-Малик же стали звать Биби-ханым — старшей госпожой.
Тамерлан окружил Сарай-Малик почтением, которое подчёркивало и её прирождённый статус, и его приобретённый. Это помогло им наладить отношения, и Сарай-Малик стала его главной советчицей во всех делах — и главной воспитательницей его детей. Почти как в «Рассказе служанки»: рожали другие жёны, забирала себе Сарай-Малик. И, кстати, давала своим пасынкам блестящее по меркам места и времени образование. Своих детей у неё не было.
Притом, похоже, она была доброй женщиной. Например, когда внук Тамерлана Халиль-Султан женился на безродной девушке и Тамерлан собрался казнить её, Сарай-Малик вступилась за несчастную. Она сказала, что та ведь наверняка уже носит в своём чреве дитя его, Тамерлана, крови. Значит, он убьёт собственное потомство? И Тамерлан отступил. Хотя эта выходка внука действительно и оскорбляла его, и была ему политически невыгодна.
Гаухаршад-бегим: слишком хороший политик, чтобы оставить жизнь
У Тамерлана осталось несколько полных сил сыновей и внуков, и после его смерти империю начала раздирать война за власть. Среди претендентов на престол отца был Шахрух-хан, который, в конечном итоге, и победил — и, как считается, не без помощи советов своей жены Гаухаршад. Эту жену ему в своё время подобрала Сарай-Малик. Дело в том, что, как ни старалась мачеха, Шахрух рос не слишком решительным, и сложные политические вопросы ему не очень-то давались — хотя хороший совет от плохого он отличить мог. Поэтому Сарай-Малик нашла знатную девушку из Самарканда, которую отличали ум и амбициозность. Кроме того, она была всего двумя годами младше, чтобы молодым было легче найти общий язык.
В семнадцать лет Шахрух получил Самарканд под свою власть в награду за то, что спас отца в бою. Позже Тамерлан подарил сыну одну за другой ещё несколько богатых областей. Под совместным управлением Шахруха и Гаухаршад — которые, как и рассчитывала Сарай-Малик ханум, находились в отличных отношениях — эти области процветали. Двор Шахруха-хана был пышен, при дворе процветали куртуазные увлечения, вроде галантных бесед с красавицами за пиршественным столом.
Гаухаршад родила от мужа трёх сыновей и двух дочерей. Все они получили замечательное образование: Гаухаршад привлекала к их с мужем двору видных философов, поэтов и учёных того времени, и недостатка в учителях у принцев и принцесс не было. После смерти Шахруха она ещё долго была соправительницей одного из внуков, сначала сумев привести его к власти. Увы, но жизнь её закончилась казнью. Когда Гаухаршад было уже за восемьдесят, в борьбе за власть её захватил один из правнуков Тамерлана — и немедленно устранил опасную конкурентку.
Ак-Султан Ханика: чингизидовы амбиции на тюркской почве
Самый известный из сыновей Гаухаршад — великий султан-астроном Улугбек. На самом деле звали его Мухаммад Тарагай, а Улугбек значило что-то вроде «великого господина», но теперь в истории навеки один Улугбек. У него было две жены, и одна из них была, конечно, чингизидкой — свою легитимность старались подтвердить таким братом многие потомки Тамерлана. Её звали Ак-Султан Ханика, и она была настолько же властной и амбициозной женщиной, как Гаухаршад. С одним отличием: она была ещё и жестокой.
Шахрух-Хан отделил сыну Самарканд, и тот не желал большего. Такая пассивность мужа уязвляла Ак-Султан в самое сердце. Она даже считала себя, чингизидку, оскорблённой тем, что её супруг, как крестьянин, согласен довольствоваться тем, что ему дали, и не ищет славы и расширения своих земель. Оскорблена она была и тем, что муж явно отдавал предпочтение другой жене и после рождения сына жену-чингизидку отослал к своей матери.
Она решила, что исправит все ошибки мужа, воспитав сына от Улугбека, Абд аль-Латифа, по-своему. К моменту смерти Шахрух-хана Абд аль-Латиф уже считал, что должен предъявить права на его наследство — раз его отец отказывается это делать.
Абд аль-Латиф затеял войну со своими двоюродными братьями (а значит, фактически — Ак-Султан воевала с Гаухаршад). Несколько раз его захватывали в плен и выдавали спешно приезжавшему за сыном Улугбеку. Но в конце концов Абд аль-Латиф просто скинул собственного отца с трона и подстроил его убийство, когда тот, смиренно простившись со своим титулом, славой, богатством, отправился в паломничество в Мекку.
Правда, властью в Самарканде Абд аль-Латиф наслаждался недолго. За какой-то год он вызвал ненависть своей жестокостью, когда его сверг другой внук Шахруха — кстати, очень почитавший Улугбека. Как закончила свою жизнь Ак-Султан Ханика, сказать трудно.
Ульджай-Туркан Ага: любовь счастья не приносит
Если Сарай-Малик пользовалась почтением Тамерлана, то почти вся его любовь досталась Ульджай-Туркан, внучка эмира Чагатайского улуса — одного из обломков империи Чингизидов. Тимуру (Тамерлану) было двадцать лет, когда он женился на Ульджай; она, скорее всего, было немногим моложе.
Ульджай сразу родила Тимуру его любимого первенца Джахангира. Она постоянно сопровождала Тамерлана в его походах, и везде он заботился о её удобстве. Был у Тимура, конечно, и ещё один резон выражать Ульджай свою любовь — её дед вполне мог назвать Тамерлана своим наследником, тем более, что тот не раз спасал эмира от заговоров. Увы, один из заговоров привёл к убийству эмира до того, как тот огласил бы, наконец, наследника. Однако любовь Тамерлана к Ульджай не угасла после того, как та перестала быть выгодной супругой.
Однако для них обоих настали не лучшие времена. Пришедший к власти Могол-Хан, другой зять чагатайского эмира, стал преследовать Тамерлана. В какой-то момент последние из верных людей покинули Тимура — осталась одна Ульджай. Они пошли по степи в надежде найти приют в каком-нибудь поселении. И в этот момент удача, наконец, повернулась к ним лицом — их попытался ограбить старый знакомый Тамерлана, который узнал его и немедленно проникся к нему сочувствием. Многие усмотрели позже в этой истории знак, что Ульджай привлекла к ним с Тимуром удачу.
Брак Ульджай и Тамерлана продлился всего одиннадцать лет — от полной трудностей и превратностей жизни Ульджай умерла молодой. Говорят, никого из женщин Тамерлан не оплакивал так сильно, как её — и никого из мужчин не оплакивал так, как сына от неё, которую умер через девять лет после матери, совсем ещё юношей. Молодыми умерли и сыновья Джахангира, так что вряд ли род Ульджай можно назвать удачливым.
Шад-Мульк: Золушка, которая закончила печально
Один из внуков Тамерлана, Халиль-султан, был сыном очередной невестки-чингизидки. От него самого ожидалось, что он сочетается первым браком если не с чингизидкой, то с другой политически выгодной невестой. Но сам Халиль-султан увидел однажды девушку необыкновенной красоты, дочь ремесленника, и совершил обряд бракосочетания с ней. Это её хотел было казнить Тамерлан, и это её защитила Сарай-Малик.
Сразу после смерти Тамерлана сумел взойти на престол Халиль-Султан. Его жена, как многие жёны тимуридов, стала его фактической соправительницей и занималась государственными делами с большим азартом. В то же время, её трудно было назвать политически грамотной, и к тому же она вызывала раздражение своим происхождением, так что её быстро невзлюбили.
Гаухаршад-бегим воспользовалась непопулярностью Шад-Мульк, вызвавшей ропот эмиров в сторону своего господина и её мужа. Вскоре все они — или почти все — стали верными друзьями её мужа, хана Шахруха. Она спровоцировала Халиля-Султана на войну, и Шахрух разбил его, оставшись притом без репутации агрессора.
Гульбадан-бегим: создательница великих императоров
Праправнук Тамерлана Бабур был известен тем, что основал собственную правящую династию в Индии и Афганистане — Бабуридов. А ещё тем, что единственной женщиной-историком Афганистана до двадцатого века была его дочь, Гульбадан-бегим, то есть принцесса Стройный Цветочек.
Гульбадан родилась в Кабуле. Её матерью была двоюродная сестра её отца: такие близкородственные династические браки практиковались не только в Европе. Девочке наняли лучших учителей и не скупились, покупая ей книги, так что Гульбадан росла учёной барышней. Возможно, в ней видели будущую Гаухаршад, но то ли подходящего жениха вовремя не нашлось, то ли Гульбадан намертво отказалась выходить замуж, но помогла своей династии она по-другому.
Всякой власти, кроме армии, нужны собственные историки. Они сохраняют славные деяния (пока недруги записывают все плохие поступки), напоминают о легитимности династии (или находят для неё новые основания) и вообще служат голосом своего господина, каков бы он ни был. Таким голосом и стала Гульбадан, по просьбе своего племянника, императора Акбара, написавшая книгу о его отце Хумаюне и о своём отце Бабуре. Эта книга, как и её герои, стали чем-то вроде переходника от династии Тимуридов к династии Бабуридов.
Кстати, императора Акбара Гульбадан воспитала сама, сформировав его политические взгляды. Она продолжала влиять на него, скорее всего, и после его восшествия на трон — Акбар очень нежно относился к тёте, тем более, что рано осиротел. Акбар вошёл в историю Индии как реформатор, он сделал государство более централизованным и изменил систему налогообложения на более эффективную.
Он также предусмотрел отмену налогов в дурные годы, перестал брать дополнительные деньги с немусульман, ввёл единую систему мер и весов — в общем, показал себя как правитель, получивший хорошее образование и сумевший его применить. Так что многими его заслугами Гульбадан-бегим могла гордиться почти как своими. Кстати, она сама прожила в почёте и уважении без малого восемьдесят лет.