Как звали зятя пророка мухаммеда
а л и
зять пророка Мухаммеда
• (598—660) 4-й халиф Ислама, сын Абу Талиба, дядя пророка Мухаммеда, отдавший свою дочь Фатиму в жены
• Мухамед (Кассиус-Марчелло Клей) (родился в 1942) амер. боксер, олимпийский чемпион 1960
• амер. профессиональный боксер, неоднократный чемпион мира
• двоюродный брат и зять Мухаммеда
• кто из американских полутяжеловесов стал олимпийским чемпионом в 1960 г.
• четвертый халиф Арабского халифата
• герой Александра Самойленко в фильме «Новая Земля»
• американский боксер, трижды завоевывавший звание абсолютного чемпиона мира
• псевдоним боксера Кассиуса Клея
• об это боксере часто говорили: «порхает как бабочка, жалит как оса»
• знаменитый боксер, страдавший от болезни Паркинсона
• какой боксер заработал больше всего денег?
• боксер, после каждой своей победы говоривший: «Я — величайший!»
• приемный сын Магомета
• кассиус Клей на ринге
• кассиус Клей, боксер
• первый имам шиитов
• кино с Уиллом Смитом
• великий был боксер
• имя первого имама у шиитов
• фильм с Уиллом Смитом
• великий боксер XX века
• клей на боксерском ринге
• самый богатый из боксеров
• боксерская роль Уилла Смита
• кассиус Клей в миру
• боксер, «жаливший как оса»
• боксер с болезнью Паркинсона
• фильм о великом боксере
• «. Баба и сорок разбойников» (лит.)
• Мухаммед среди боксеров
• баба для сорока разбойников
• имя грабителя сорока разбойников
• культовый боксер по фамилии Клей
• имя грабителя сорока грабителей
• фильм Майкла Манна
• кому доверили зажечь огонь на Олимпийских играх в Атланте?
• Двоюродный брат и зять Мухаммеда
• Американский боксер, чемпион Олимпийских игр 1960 г
• Американский профессиональный боксер, неоднократный чемпион мира
• Приёмный сын Мухаммеда (7 в.)
• «. Баба и сорок разбойников» (лит.)
• боксер, «жаливший как оса»
• боксер, после каждой своей победы говоривший: «Я — величайший!»
• герой Александра Самойленко в фильме «Новая Земля»
• какой боксер заработал больше всего денег
• кому доверили зажечь огонь на Олимпийских играх в Атланте
• кто из американских полутяжеловесов стал олимпийским чемпионом в 1960 г
• мешанина из букв слова «аил»
• об это боксере часто говорили: «порхает как бабочка, жалит как оса»
‘Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه
أنا يا نبيَّ الله أكون وزيرك عليه
«Я, о Пророк Аллаха, буду твоим помощником». (Тафсир Ат-Табари)
Он вошёл к Посланнику Аллаха ﷺ с намерением засватать Фатиму и сел перед ним, но ничего не смог сказать из-за благоговейного страха перед ним. Пророк ﷺ спросил у него о цели его визита и о его нужде. ‘Али опять промолчал. Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Ты, наверное, пришёл свататься к Фатиме?». Он ответил: «Да».
Посланник Аллаха ﷺ выдал за ‘Али свою дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах) во втором году хиджры. У них родились сыновья Аль-Хасан, Аль-Хусейн и Мухсин, который умер маленьким ребёнком. Также у них родились дочери Зайнаб и Умм Кульсум.
‘Али бин Абу Талиб принял участие во многих сражениях и проявил храбрость. Общеизвестен его подвиг в сражении при Хайбаре, когда Посланник Аллаха ﷺ вручил ему, двадцатилетнему юноше, знамя полководца. В тот день своей храбростью и отвагой он нагнал страх на врагов и поверг их в замешательство.
От Сахля ибн Саада رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ в день битвы при Хайбаре сказал:
لَأُعْطِيَنَّ هَذِهِ الرَّايَةَ رَجُلًا يَفْتَحُ اللهُ عَلَى يَدَيْهِ، يُحِبُّ اللهَ وَرَسُولَهُ وَيُحِبُّهُ اللهُ وَرَسُولُهُ قَالَ: فَبَاتَ النَّاسُ يَدُوكُونَ لَيْلَتَهُمْ أَيُّهُمْ يُعْطَاهَا، قَالَ فَلَمَّا أَصْبَحَ النَّاسُ غَدَوْا عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كُلُّهُمْ يَرْجُونَ أَنْ يُعْطَاهَا، فَقَالَ أَيْنَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ فَقَالُوا: هُوَ يَا رَسُولَ اللهِ يَشْتَكِي عَيْنَيْهِ، قَالَ فَأَرْسِلُوا إِلَيْهِ، فَأُتِيَ بِهِ، فَبَصَقَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي عَيْنَيْهِ، وَدَعَا لَهُ فَبَرَأَ، حَتَّى كَأَنْ لَمْ يَكُنْ بِهِ وَجَعٌ، فَأَعْطَاهُ الرَّايَةَ، فَقَالَ عَلِيٌّ: يَا رَسُولَ اللهِ أُقَاتِلُهُمْ حَتَّى يَكُونُوا مِثْلَنَا، فَقَالَ: انْفُذْ عَلَى رِسْلِكَ، حَتَّى تَنْزِلَ بِسَاحَتِهِمْ، ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ، وَأَخْبِرْهُمْ بِمَا يَجِبُ عَلَيْهِمْ مِنْ حَقِّ اللهِ فِيهِ، فَوَاللهِ لَأَنْ يَهْدِيَ اللهُ بِكَ رَجُلًا وَاحِدًا خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ يَكُونَ لَكَ حُمْرُ النَّعَمِ
«Я дам это знамя завтра человеку, который одержит победу, он любит Аллаха и Его Посланника, и Аллах и Его Посланник любят его».
И они сказали: «У него болят глаза, о Посланник Аллаха».
Посланник Аллаха ﷺ сделал дуа, и его глаза исцелились, будто и не болели. Посланник Аллаха ﷺ передал ему знамя, и Али спросил: «Мне сражаться с ними, пока они не станут, как мы?».
И Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
«Прояви терпение, пока не дойдёшь до них, а затем призови их к Исламу и сообщи им об их обязательствах перед Аллахом. Клянусь Аллахом, если ты наставишь одного человека на путь истины, это будет лучше для тебя, чем обладание красным верблюдом». (Муслим, 2406)
Во времена правления Абу Бакра رضي الله عنه ‘Али стал для него самым доверенным человеком, с которым халиф советовался относительно важнейших государственных и прочих вопросов.
После того как трагически погиб халиф ‘Усман, правителем мусульман был избран ‘Али ибн Абу Талиб. Все видные сподвижники единогласно решили, что во всей мусульманской умме нет человека, более подходящего на пост халифа, чем он, и все они без колебаний согласились с тем, что именно он достоин стать предводителем мусульман.
Важнейшим событием его правления был перенос столицы халифата из Медины в Куффу. Это произошло в 36 году по хиджре в связи с переездом в Куффу четвёртого халифа ‘Али ибн Абу Талиба, который оставался там до конца своей жизни.
‘Али ибн Абу Талиб правил четыре года и девять месяцев. В 40 году хиджры в месяц Рамадан, когда ‘Али ибн Абу Талибу было 63 года, он был смертельно ранен хариджитом Абдуррахманом бин Мульджимом. Спустя три дня он скончался от полученных ран.
‘Али ибн Абу Талиб был тайно похоронен ночью. Сподвижники скрыли его могилу, опасаясь, что, если хавариджам станет известно место его захоронения, они осквернят могилу.
Аллах одарил этого великого человека выдающимися качествами. Этим он отличался от других, это сделало его примером для подражания для всех последующих поколений воинов и учёных, обладающих скромностью, набожностью и доброжелательностью.
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Али ибн Абу Талиб (Alī). История. Биография. Деятельность. Факты
Али, полное имя Али ибн Абу Талиб, (родился около 600, Мекка, Аравия (в настоящее время в Саудовской Аравии) — умер в январе 661 года, Эль-Куфа, Ирак), двоюродный брат и зять Мухаммеда, Пророка Ислама, и четвертый из «праведных» (рашидун) халифов, как называются первые четыре преемника Мухаммеда. Правя с 656 по 661 год, он был первым имамом (лидером) шиизма во всех его формах. Вопрос о его праве на халифат (политико-религиозная структура, включающая сообщество мусульман и его территории, возникшая после смерти Мухаммеда) привел к единственному крупному расколу в исламе на суннитскую и шиитскую ветви.
Имена и источники
Али известен в исламской традиции по ряду титулов, некоторые из которых отражают его личные качества, а другие получены после определенных эпизодов его жизни. Среди них Абу аль-Хасан («Отец Хасана» [имя его старшего сына]), Абу Тураб («Отец пыли»), Муртад («Избранный и довольный»), Асад Аллах («Лев Бога»), Хайдар («Лев») и, в частности, среди шиитов — Амир аль-муминин («Князь верных») и Mawlāy-i Muttaqiyān («Повелитель богобоязненных»). Например, титул «Абу Тураб» напоминает о времени, когда Мухаммед вошел в мечеть и, увидев там спящего Али в пыли, сказал ему: «О отец пыли, встань».
За исключением Мухаммеда, в истории ислама нет никого, о ком было бы написано так много на исламских языках, как об Али. Основными источниками знаний о жизни Али являются хадисы и литература Сира (рассказы о жизни пророка Мухаммеда), а также другие биографические источники и тексты ранней исламской истории. Обширные вторичные источники включают, в дополнение к работам суннитов и шиитов, труды христианских арабов, индусов и других немусульман из стран Ближнего Востока и Азии и несколько работ современных западных ученых. Однако многие из ранних исламских источников в некоторой степени окрашены в той или иной степени предвзятостью, как положительной, так и отрицательной, по отношению к Али.
Жизнь Али
Ранние годы
Жизнь Али, как записано в суннитских и шиитских текстах, может быть разделена на несколько отдельных периодов, разделенных основными событиями. Сын Абу Талиба и его жены Фатимы бин Асад, Али, согласно самым древним историческим источникам, родился в 13-й день лунного месяца Раджаба, около 600 года, в Мекке. Многие источники, особенно шиитские, отмечают, что он был единственным человеком, рожденным в священном святилище Каба, которое, как говорят, было построено Авраамом и позже посвящено традиционным богам арабов, и стало центральной святыней Ислама после появления религии и удаления из нее всех идолов. Али был связан с Пророком через отца и мать: Абу Талиб был дядей Мухаммеда и стал его опекуном после смерти отца мальчика, а Фатима бинт Асад стала матерью Пророка после смерти его биологической матери. Когда Али было пять лет, его отец обнищал, и Али был взят и воспитан Мухаммедом и его женой Хадиджой бинт Хувайлид. В 10 лет Али, согласно традиции, стал вторым человеком после Хадиджи, принявшим ислам. Отец Али не отказался от своей преданности традиционному арабскому многобожию, но он принял решение Али, сказав ему: «Поскольку он [Пророк] ведет тебя только к праведности, следуйте за ним и держитесь рядом с ним».
Из Мекки в Медину
Второй период жизни Али, длящийся чуть более десяти лет, начинается в 610 году, когда Мухаммед получил первое из своих откровений, и заканчивается переселением Пророка в Медину в 622 году. В течение этого периода Али был постоянным спутником Мухаммеда. Вместе с Зейд ибн Хариса, который был как сын Пророка, Абу Бакром, уважаемым членом правящего племени курайшитов в Мекке и Хадиджой, он помог сформировать ядро самой ранней мекканской исламской общины. С 610 по 622 год Али проводил большую часть своего времени, заботясь о нуждах верующих в Мекке, особенно бедных, распределяя между ними то, что у него было, и помогая им в выполнении повседневных обязанностей.
Али и Ислам до смерти Мухаммада
Али, полное имя — Али ибн Абу Талиб (Ali ibn Abi Talib), было 22 или 23 года, когда он переехал в Медину. Вскоре после его прибытия Пророк сказал Али, что Бог велел ему (Пророку) отдать свою дочь Фатиму в брак Али. Этот союз повлиял на всю историю ислама, потому что в этом браке родилась дочь Зайнаб, которая в период Омейядов играла важную роль в отстаивании прав семьи Пророка после того, как ее брат Хусайн и два сына Хасан и Хусайн были убиты в Ираке. Последние двое являются предками, которые известны как Шариф или Саййид (что означает «благородный» и «хозяин»), то есть потомками Пророка и, таким образом, в глазах некоторых мусульман, законные наследники и духовные приемники Пророка Мухаммеда. Хасан и Хусайн также стали вторым и третьим имамами шиитов (соответственно) после Али.
Не смотря на то, что многоженство было разрешено, «Али не женился на другой женщине, пока Фатима была жива, и его брак с ней имеет особое духовное значение для всех мусульман, поскольку он рассматривается как брак между величайшими святыми личностями, окружающими Пророка». Пророк, который посещал его дочь почти каждый день, стал еще ближе к Али, однажды сказав ему: «Ты мой брат в этом мире и в загробной жизни». После смерти Фатимы Али женился на других женах и стал отцом многих других детей.
В течение этого периода Али было дано несколько важных заданий, таких как чтение Корана в 630 году в Мекке перед большим собранием паломников, в котором говорилось, что Мухаммед и исламское сообщество больше не связаны соглашениями, заключенными ранее с многобожниками. Год спустя Али был отправлен в Йемен для распространения учения Ислама. Пророк также назначил его одним из писцов, которые должны записывать текст Корана, который был открыт Мухаммеду в течение предыдущих двух десятилетий. Роль Али в создании письменной версии Корана является одним из наиболее важных его вкладов в Ислам.
По данным как суннитских, так и шиитских источников, Али также принимал активное участие в военной обороне исламской общины. Курайшиты стремились уничтожить общину в Медине в серии нападений, известных в исламской истории как газва («рейд» или «завоевание»). Али участвовал во всех этих сражениях, кроме одного, и был полководцем в битвах при Фадаке в 628 году и Аль-Ямане в 632 году. Он также сыграл особую роль в защите Мухаммеда в битвах при Ухуде в 625 году и Хунайне в 630 году. Он сражался с ведущим воином курайшитов Талахом ибн Аби Талахом, который хвастался, что победит любого мусульманина, посланного против него. Когда сам Талах потерпел поражение, он попросил милости у Али, сказав: «Каррама Аллаху ваджхаху» («Пусть Бог осветит его лицо благородством»). Это благословение стало одним из титулов Али; особенно используемым суннитами, он обычно сопровождается другими общепринятыми формулами мира и благословения.
Традиционные рассказы о силе, мужестве и храбрости Али в этих битвах и его стремление к справедливости сделали его воплощением рыцарства во всем исламском мире. В битве при Хайбаре в 629 году против группы мидийских евреев, которые, договорившись с мусульманами, а затем нарушив свое слово, забаррикадировались в форте, Али, согласно очень популярной легенде, сорвал дверь форта одной рукой и использовал ее как щит. Согласно другой легенде, архангел Гавриил, обращаясь к Пророку и ссылаясь на Дху Аль-Фикар, меч, который Али получил от Мухаммеда, заявил: «Нет рыцаря, кроме Али. Нет меча, кроме Дху Аль-Фикар».
Когда Ислам начал распространяться по всей Аравии, Али помог установить новый исламский порядок. Ему было поручено записать Соглашение Худайбия, мирный договор между Пророком и Курайшитами в 628 году. Когда в 630 году Мухаммед окончательно завоевал Мекку, он попросил Али гарантировать, что завоевание будет бескровным; это было достигнуто в результате капитуляции мекканцев и запрета Мухаммеда победившим мусульманам мстить мекканцам, приказ, который Али пообещал исполнить, был выполнен полностью. Он приказал Али уничтожить всех идолов в Кабе и очистить храм после его осквернения многобожием доисламского периода, который мусульмане называют Аль-джахилийя («эпоха невежества»). Али также было поручено урегулировать несколько споров и подавить восстания различных племен.
В 632 году в Гадир-Хумме, возвращаясь в Медину из своего последнего паломничества, Пророк сделал определенные высказывания о Али, которые были очень по-разному истолкованы суннитами и шиитами. Согласно обеим традициям, Мухаммед сказал, что «Али был его наследником и братом и что тот, кто принял Пророка в качестве своего мавла («господина» или «верного друга», но, что является противоречивым, как «клиента» или «протеже»), также должен принять Али как его мавла. Шииты считают, что эти заявления представляют собой вклад в Али как в преемника Пророка и в качестве первого имама. Сунниты, напротив, воспринимают их только как выражение близости Пророка к Али и его желания, чтобы Али, как его кузен и зять, унаследовал свои семейные обязанности после его смерти. Многие более поздние исламские суфии и эзотеристы также интерпретируют этот эпизод как передачу духовной силы и власти Пророка Али (Мавла, также мавля́ и мауля́ означает «правление», «посвящение», «духовная власть» или «сила»), которого они преимущественно считают Вали (буквально «друг», обычно переводится как «святой»).
Али и первые халифы
После смерти Пророка в 632 году Али и семья Мухаммеда взяла на себя организацию его похорон. В то же время начались дискуссии о том, кто должен стать преемником Мухаммеда. И Аншар, народ Медины, принявший ислам, и Мухаджирун, выходцы из Мекки, которые мигрировали в Медину, хотели, чтобы преемник был выходцем из их группы. Чтобы избежать раскола, лидеры общины собрались в сакифе Бани Саида (saqīfat Banī Sāʿidah «комната с соломенной крышей племени Бани Саида»), чтобы выбрать преемника. После долгих споров Абу Бакр был назван халифом (халифа, «преемник»), правителем исламской общины. К тому времени, когда Али закончил с вопросами, касающимися похорон Пророка, ему представили это свершившийся факт. Он не протестовал, но ушел из общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана. Однако Абу Бакр и его преемник Умар часто консультировались с Али по государственным вопросам. Али согласился с выбором Умара в качестве халифа и даже отдал ему одну из своих дочерей, Умм Култхум, в жены.
После смерти Умара в 644 году Али считался кандидатом в халифы вместе с пятью другими видными членами общины. Один из них, Абдуррахман ибн Ауф, не стал претендовать, но попросил, чтобы его голос при выборе следующего халифа был учтен, его просьба была удовлетворена. Он поговорил с Утманом и Али и принял решение в пользу первого. Согласно шиитским источникам, Али признал авторитет халифа, но сохранял нейтралитет между сторонниками Утмана и его противниками. Али даже послал своих собственных сыновей, чтобы защитить дом Утмана, когда ему угрожала опасность нападения. Когда в 656 году Утмана убили те, кто считал его слабым и кто обвинял его в кумовстве, Али убеждал своих детей, что это произошло из-за того, что они не защитили дом Утмана должным образом. Сам Али был избран четвертым и последним из правильно управляющих халифов.
Халифат Али и последние годы
Шиизм, суфизм и рыцарские ордена
Значение «Али» во всех аспектах религиозной и интеллектуальной жизни шиитского ислама трудно переоценить. В ежедневном призыве к молитве в шиитских странах и в некоторых шиитских мечетях в суннитских странах, где такой акт не вызывает серьезного сопротивления, его имя упоминается после имени Пророка в формуле «Алиун вали Аллах» («Али является другом Бог»). В ежегодном религиозном календаре шиитов 19–21-й Рамадан — это время интенсивной молитвы, отмечающей последнии три дня жизни Али. Многие шииты в этот период проводят целые ночи, называемые Ахья (aḥyā), в мечетях, читая как специальные молитвы, многие из которых приписывают Али, так и канонические молитвы, причем последние обычно не менее 100 раз. Преданность Али, не только как к наследнику Пророка, но и как к первому имаму и предку всех последующих имамов, занимает центральное место в религиозном сознании шиизма. Существует также огромное количество религиозной литературы у шиитов как в поэзии, так и в прозе на арабском, персидском, турецком, урду, гуджарати и многих других языках, связанных с Али.
Почти каждый суфийский орден ведет свою родословную от Мухаммеда через Али. Суфии, будь то сунниты или шииты, верят, что Али унаследовал от Пророка духовную силу, которая делает возможным внутреннее путешествие к Богу. Многочисленные упоминания также можно найти в более поздних суфийских работах. Например, говорят, такие скрытые или оккультные науки, как Джафр, наука о символическом значении букв арабского алфавита, были созданы Али.
В исламской цивилизации futuwwāt («духовное рыцарство») были военными и экономическими орденами, подобными рыцарским братствам и гильдиям средневековой Европы. Объединяя ремесленные работы или службу в армии или в правительстве с духовной дисциплиной, эти ордены сыграли важную роль в истории ислама, все больше вовлекая своих членов в духовную жизнь и этос Ислама (ремесленные ордена все еще существуют в некоторых районах исламского мира). Независимо от того, известны ли они как futuwwāt или под другими именами, такими как движение akhi (“братство”) в Анатолии, все они были связаны с Али, который получил качества и силу духовного рыцарства от Пророка. В западных терминах, можно сказать, что Али является “покровителем” из рыцарских орденов и гильдий Ислама.
Метафизика и Путь Красноречия
В более поздней исламской философии, особенно в учении Муллы Садры (ок. 1571–1640) и его последователей, высказывания и проповеди Али все чаще рассматривались как центральные источники метафизического знания, или «божественной философии». Члены школы Садры, которая все еще существует, считают Али высшим метафизиком Ислама и верят, что он был первым человеком, который использовал арабские термины для выражения философских идей. На протяжении многих веков мусульманские философы считали высказывания Али, такие как: «Я никогда не видел ничего, кроме того, что видел Бога до этого» и «Если бы завесы были удалены из тайн мира, это не добавило бы мне уверенности» — были доказательством его высшего метафизического понимания. Его широко известное высказывание «Смотрите на то, что говорится, а не на того, кто это говорит», резюмирует основную характеристику исламской мысли, в которой школы преобладают над людьми, а идеи оцениваются по присущей им философской ценности, а не по историческим источникам.
Многочисленные короткие высказывания Али стали частью общей исламской культуры и цитируются как афоризмы и пословицы в повседневной жизни. Они также стали основой литературных произведений или были включены в поэзию на многих языках. Уже в 8-м веке литературные авторитеты, такие как Абд Аль-Хамид Аль-Катиб, а также арабский писатель Аль-Джахиз указывали на беспрецедентное красноречие проповедей и высказываний Али. В 10-м веке один из выдающихся исследователей шиизма, Шариф Рази, собрал множество проповедей, писем и коротких высказываний Али, посвященных различным темам в «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), которая стала одной из самых читаемых и влиятельных книг в исламском мире, хотя в западной науке она почти полностью игнорировалась до конца 20-го века. Не смотря на то, что некоторые западные ученые ставят под сомнение ее подлинность, этот вопрос никогда не подвергался сомнению среди подавляющего большинства мусульман. Книга продолжает служить источником религиозного и литературного вдохновения как для шиитов, так и для суннитов.
История Усмана, зятя Пророка Мухаммада (мир ему)
Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) был настолько любим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), что тот назвал его обладателем двух светил. Супругой Усмана была дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах). После её смерти Усман женился на другой дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах). Они и были двумя светилами Усмана.
Он был назначен халифом после долгих консультаций и тщательного обсуждения. Перед смертью Умар (предыдущий халиф, да будет доволен им Аллах) собрал совет из шести мусульман, чтобы они тщательно и вдумчиво избрали будущего лидера уммы. Задача была не из легких. Кто-то предлагал назначить Али ибн Абу Талиба – члена семьи Пророка, другие склонялись к Усману как представителю выдающегося мекканского племени. По версии Ибн Касира, авторитетного исламского ученого 14 века, глава совета Абдуррахман ибн Ауф изучил обе кандидатуры и выбрал Усмана.
Абдуррахман спросил Али: «Клянешься ли ты править на основе Книги Всевышнего (Кyр`ана) и Сунны Его посланника?» Aли ответил: «Надеюсь править согласно своему лучшему знанию и способностям». Когда Абдуррахман задал тот же вопрос Усману, тот ответил просто: «Клянусь».
Было бы крайне примитивно полагать, что выбор пал на Усмана благодаря одному лишь этому вопросу. Скорее, он был очередным звеном в цепи раздумий. Оба сподвижника были более чем достойны руководить мусульманской уммой. Усман был скромным, смиренным, набожным человеком, скупым на слова, но щедрым на благодеяния, и, возможно, этот краткий ответ в полной мере отразил его сущность.
Став халифом, Усман ибн Аффан сразу обратился к людям с минбара Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он посмотрел на мусульман, восхвалил Господа, сказал благословения Пророку и напомнил людям, что земной мир полон обмана. Он призывал народ не привязываться к мирской жизни, а всеми силами стремиться к благу в Вечности.
«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ней), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Кyр`ан, 18:45–46).
Усман был благочестивым и набожным человеком. Поэтому первым делом от старался убедить людей, что поведет их путем Пророка и халифов Абу Бакра и Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах).
Усману было почти 70 лет, когда он стал халифом. Всю свою жизнь он стремился к простоте, отрекался от удовольствий мира, лишь бы снискать довольство Всевышнего. Он дал понять народу, что милосердие и забота о мусульманах станут отличительной чертой его правления. Далее
Усман сосредоточился на начальниках и мусульманской армии. Усман хотел, чтобы начальники служили интересам людей и никогда не поступали им в ущерб. Он делегировал в провинции авторитетнейших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чтобы те оценили обращение правителей с простым народом.
Военным же Усман напоминал о важности соблюдать четкие правила, установленные Умаром ибн Аль-Хаттабом и просил никогда не забывать, что их задача – защищать верующих. Правление Усмана ознаменовалось масштабными завоеваниями, в частности части Испании, Марокко и Афганистана.
Усман первым из халифов создал военный флот. Он реорганизовал административное деление мусульманского халифата, запустил и расширил множество общественных проектов. Наиболее значимым вкладом в дело Ислама стал, пожалуй, его труд по собиранию в единую книгу Священного Кyр`ана.
После смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение), во времена праведных халифов, в Ислам пришло огромное множество неарабов. Соответственно, Кyр`ан стали записывать на разных диалектах и скриптах. Один из сподвижников Усмана, Хузейфа, во время путешествия по халифату обратил внимание на различное прочтение Кyр`ана в разных уголках мусульманской империи. Он предложил Усману создать одну официальную версию в мединском стиле.
Усман знал Кyр`ан наизусть, прекрасно разбирался в контексте, точно помнил, к какому событию привязано ниспослание каждого аята. Кyр`ан был собран еще во времена Абу Бакра и хранился у его дочери и супруги Пророка, Хафсы.
Усман взял на время оригинал, собрал самых надежных писцов, а те сделали точные копии. Далее по приказу Усмана были сожжены или уничтожены все неофициальные копии. Пять официальных книг были разосланы по крупнейшим городам халифата. Первые копии хранятся по сей день в Ташкенте (Узбекистан) и дворце Топкапы в Стамбуле (Турция).
Последние шесть лет правления халифа Усмана были омрачены смутой. Кто-то из назначенных им глав стал проявлять жестокость к народу, а некоторые оказались несправедливыми. На этом фоне разрослись разногласия, люди забыли о благочестии, отказе от роскоши, о которых постоянно говорил Усман.
Стали появляться лицемеры, заговорщики. Усману всё тяжелее стало отличать друзей от врагов. Ему не хотелось проливать кровь мусульман, какими бы смутьянами они ни были. Усман предпочитал предостерегать людей по-доброму, как учил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение):
«Стоит мечу обнажиться среди моих последователей, как он уже не вернется в ножны до самого Последнего Дня».
Бунтовщики хотели, чтобы Усман отказался от правления. Об этом его просили и некоторые сподвижники. Но Усман, на тот момент пожилой человек более восьмидесяти лет, будто все еще слышал слова Пророка:
«О Усман, может статься так, что Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее по их просьбе».
«Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (Кyр`ан, 2:137).
Так прервалась жизнь одного из наиболее благочестивых, самоотверженных и добрых людей в Исламе.