Price to sales что это
Price to sales что это
Коэффициент Цена/Выручка (Price/Revenues или Price/Sales, Р/S) — оценивает компанию по объему выручки и показывает сколько инвестор платит за 1 рубль дохода.
Оценка компании, по данному мультипликатору, происходит по объёму ее продаж. P/S хорошо будет работать с компаниями, имеющими крупную капитализацию. Для компаний, которые ни не имеют объема продаж в прямом смысле (банки, страховые компании), его использовать не стоит.
Именно из-за того, что в знаменателе стоит объем продаж, многие инвесторы предпочитают использовать при оценке компаний P/S, нежели P/E, так как считают его более объективным показателем, чем чистая прибыль. Ведь многие компании могут проводить манипуляции в отчетности и корректировать свою прибыль в сторону увеличения.
Итак, общепринято считать, что нормой считается значение P/S чем ниже данный показатель, тем лучше, и тем меньше инвестор платит за каждый рубль, получаемый компанией с продаж. При P/S
Приступая к анализу по данному мультипликатору, стоит анализировать показатели компании за длительный период, то есть брать в расчет данные прошлых лет. И если, наблюдается положительная динамика компании, то можно сказать, что она продолжает развиваться и захватывать новую долю рынка. Использовать P/S стоит в рамках одной отрасли, ровно также, как и P/E. При этом, нужно понимать, что выручка и прибыль могут достаточно сильно разниться. Если P/S компании постоянно снижается, но при этом прибыль и объем продаж растут, то это говорит о том, что выручка предприятия растет значительно быстрее, чем цена ее акций. Такая картина не может долго продолжаться, и цена акций должна будет подтянуться вслед за объемами продаж. Считается, что акции компании более привлекательны для покупки, когда P/S имеет значение близкое к единице. Если прибыльность компании остается на прежнем уровне, а ее показатель P/S постоянно растет, то рост цены такой акции в дальнейшем может не оправдать надежд инвесторов.
Как рассчитать мультипликатор P/S?
P/S — это отношение рыночной оценки компании к объему продаж:
P/S = Рыночная капитализация (Market capitalization) / объем продаж (выручка) (Sales, Revenues)
Источник: Московская биржа, акции Лукойла
Выручка (Sales, Revenues) — это денежные средства, получаемые компанией от реализации, продажи ее товаров или услуг.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Таким образом, мы считаем P/S = 3834902 млн руб. / 8035889 млн руб. = 0,47. Не забываем приводить к общему числителю и знаменателю до «миллионов рублей».
Как видите, и вправду, рассчитать данный показатель не составляет большого труда. Мы получили P/S Лукойла равный 0,47 и это говорит нам о том, что инвестор заплатит 47 копеек, чтобы Лукойл реализовал продажу нефтепродуктов на 1₽.
Полезная информация и никакого спама
Присоединяйтесь к нам и получайте новые идеи по рынку акций!
Коэффициент цена/выручка (P/S)
Название коэффициента цена/выручка (price/sales ratio) говорит само за себя. Цена представляет собой рыночную капитализацию компании, тогда как выручка это фактический объем продаж в пределах рассматриваемого периода (чаще всего последние 12 месяцев).
Этот коэффициент является весьма популярным у инвесторов для оценки компаний. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы показателя, но сначала еще раз уточним понятия, указанные в формуле.
Очевидно, что коэффициент P/S весьма похож на популярный показатель цена/прибыль (коэффициент P/E, о котором написано здесь). Однако многие инвесторы предпочитают именно первый вариант, поскольку объем продаж является более объективным показателем, чем прибыль компании. Зная о популярности прибыли, некоторые фирмы стараются манипулировать с отчетностью, добиваясь на бумаге более хороших значений.
Таким образом, коэффициент цена/объем продаж показывает, в какой мере выручка покрывает рыночную стоимость компании
Анализ коэффициента P/S
Чтобы проанализировать сам показатель, разложим его на составляющие. Фиксируя один из показателей, становится очевидным, что
чем больше объем продаж, тем меньше значение мультипликатора P/S
чем больше капитализация, тем выше значение коэффициента
У компании не так много возможностей значительно влиять на оба показателя, которые определяются рыночной реальностью и спросом на продукцию. Хотя для подъема своей рыночной стоимости компания может прибегать к обратному выкупу акций, а в целях увеличения объема продаж расширять число каналов сбыта и проводить рекламные акции.
В то же время такие финансовые институты, как страховые компании, банки, или же корпорации Яндекс и Google строят свой бизнес по другому принципу, чем сбыт продукции. Поэтому возможно, но странно сравнивать коэффициент P/S у компании Яндекс и, скажем, Газпром.
Коэффициент цена/выручка на примерах
Для лучшего понимания мультипликатора P/S рассмотрим несколько примеров. Сравним его для российских компаний «Роснефть» и «Лукойл» — как крупные акционерные общества они обязаны раскрывать информацию о своем финансовом состоянии в открытых источниках, публикуя отчетность МСФО.
Табл. 1. Показатели компаний Лукойл и Роснефть за 2017 г. в млрд. рублей
Таким образом, в 2017 г. коэффициент P/S у «Роснефти» был равен 0,83, а у «Лукойла» – 0,73. Получив данные результаты, можно сказать, что за 1 рубль выручки инвестор компании «Роснефть» платил на 10 копеек больше, чем держатель акций «Лукойл». Соответственно, не имея больше никаких данных, логично будет сделать выбор в пользу компании Лукойл.
Рассмотрим теперь американский рынок. На сайте https://www.multpl.com/s-p-500-price-to-sales представлено значение Price to Sales Ratio для американского индекса с начала века. На него я дополнительно наложил котировки американского индекса с учетом реинвестирования дивидендов (нижний график):
Что видно здесь? Во-первых, заметна очень сильная корреляция кривых — просадка индекса S&P500 в 2002-2003 и 2008-2009 годах приводила к соответствующему падению значений P/S. Во-вторых видно, что последний кризис начался при значении коэффициента около 1.5, тогда как повторение этого значения в 2013 году о кризисе не свидетельствовало.
Инвесторы, либо вышедшие из американского рынка к этому времени, либо воздержавшиеся от инвестирования, упустили бы хорошую прибыль следующих пяти лет.
Итого, в настоящий момент американский рынок согласно коэффициенту выглядит наиболее переоцененным. Однако все относительно — возьмем для сравнения более раннюю историю коэффициента:
Из графика следует, что хотя среднее значение коэффициента за 1955-2015 годы равно единице, в разные временные интервалы оно означало разную оценку акций. Так, в начале 70-х годов при P/S = 1 произошел мощный кризис с сильным падением акций и двузначной инфляцией конца 1970-х. При этом то же значение коэффициента было лишь кратковременно повторено в кризис 2008-2009 года — время, когда следовало покупать просевшие акции.
Выводы для инвестора
Главный вывод довольно прост: само по себе отношение капитализации компании к объемам ее продаж не позволяет принять решение об инвестициях. Хотя по некоторым исследованиям коэффициент более показателен для компаний крупной капитализации, все-таки он дает относительный, а не абсолютный результат.
Что же может мультипликатор P/S? По крайней мере, отношение цена/выручка позволяет смотреть на компанию в динамике и сравнивать друг с другом предприятия из одной отрасли (как в примере выше с Роснефтью и Лукойлом). Динамику за 10 лет и сравнение с индексом хорошо смотреть на morningstar.com :
Кроме того, сравнение нескольких компаний можно делать на сайте finbox.io :
LTM = last twelve months, т.е. значение продаж взято за последние 12 месяцев. Сравнение показывает, что Амазон является компанией с наибольшей выручкой относительно своей капитализации — однако коэффициент равен 4, что в четыре раза выше медианного значения P/S рынка США с 1950 года.
И даже если считать медианное значение рынка с 2000 года (около 1.5), то все равно компания остается переоцененной относительно него почти в три раза. Образно говоря, мы покупаем бриллиантовое колье не за 100 миллионов, а за 95 — но есть ли смысл небольшой скидки в дорогом секторе, который вскоре может сильно подешеветь?
Положительные стороны использования коэффициента P/S:
Отрицательные стороны:
Мультипликаторы для анализа акций: разбор показателя P/S
Содержание статьи
Перед началом инвестирования в какую-либо компанию очень важно изучить ее график акций и финансовую отчетность. Но чаще всего для эффективной оценки этого будет недостаточно и необходимо также применять мультипликаторы. Об одном из них я расскажу вам в этой статье, разберём вопросы о том, как он работает и как может помочь инвестору на фондовом рынке. Сегодня речь пойдёт о мультипликаторе (коэффициенте) P/S.
Что такое мультипликатор (коэффициент) P/S
Мультипликатор P/S – коэффициент соотношения цены и выручки Price/Sales Ratio. Представляет собой оценку компании по объёму продаж и показывает сколько инвесторы платят за один доллар прибыли. Его можно отнести к «доходным» мультипликаторам который рассчитывает соотношение доходов компании относительно других данных. Расчёт мультипликатора происходит по формуле:
P/S = отношение рыночной стоимости компании к объёму продаж.
Плюсы и минусы мультипликатора P/S
Пример расчёта мультипликатора P/S
Разберём на примере расчёт коэффициента P/S:
2 млн акций умноженные на 2 USD = 4 млн USD.
P/S = 4 000 000/5 000 000 = 0.8 USD.
Делаем вывод, что инвестор платит за один доллар выручки 0.8 USD. Теперь важно понять, что эта информация нам даёт и как этот показатель применить на практике.
Общепринятые значения P/S
Закономерности мультипликатора P/S
Рост показателя P/S говорит о следующем:
Мультипликатор P/S имеет меньшую волатильность по сравнению с другими коэффициентами, и он точнее отражает развитие компании.
Как использовать мультипликатор P/S
В наше время рассчитывать мультипликатор P/S вручную нет необходимости, показатели можно найти в скринере акций на популярных ресурсах. В скринере выставляем нужный параметр мультипликатора и получаем список компаний, соответствующих запросу.
Фильтрация компаний по мультипликатору P/S
Посчитав на условной компании показатель P/S, остаётся несколько аспектов в использовании мультипликатора. Оценку компании желательно делать по нескольким отчётным периодам, за предыдущие пару лет.
Компании из несмежных секторов не получится оценить с адекватным результатом, для этого подходят только конкуренты, работающие по похожим принципам. Наличие большой выручки и низкой прибыли не говорит о том, что дела у компании идут слабо. Часто корпорации поглощают конкурентов и отправляют часть средств на развитие и обновление, это снижает значение показателя P/S, но не ухудшает общее состояние компании.
Заключение
Инвестируйте в американские акции на выгодных условиях! Реальные акции на платформе R StocksTrader от 0,0045 USD за акцию с минимальной комиссией в размере 0,25 USD. Вы можете попробовать свои навыки торговли в платформе R StocksTrader на демо-счёте или открыть реальный торговый счёт, для этого нужно только зарегистрироваться на сайте RoboForex.com и открыть счёт.
Максим Артёмов
Работает на рынке Forex с 2009 года, торгует также на фондовом рынке. Регулярно принимает участие в вебинарах RoboForex, рассчитанных на клиентов с любым уровнем торгового опыта.
P/S мультипликатор. Формула. Норма. Пример расчета по балансу
Мультипликатор P/S (англ: Price to Sales ratio, аналог: P/Revenue, перевод: Цена / Выручка) – коэффициент отношения капитализации компании на фондовом рынке к ее выручке. Другими словами, показатель отражает, сколько платит инвестор за единицу выручки. Данный критерий, наряду с такими мультипликаторами как: P/E, P/BV, EV/EBITDA, EPS, ROE, применяется в стоимостном инвестировании, как инструмент поиска недооцененных акций.
Стоимостное инвестирование (value investment) широко развито и распространено на Американском фондовом рынке. Основоположником такого подхода был Б. Грэхем и Д. Додд еще в 40-е годы 20-го века. Сейчас его идеи активно реализует Уоррен Баффет. Суть стоимостного инвестирования заключается в поиске недооцененных рынком акций, но обладающий высокой внутренней стоимостью, которые в долгосрочной / среденесрочной перспективе имеют потенциал для роста.
Инфографика. Мультипликатор P/S (основные моменты)
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Формула расчета P/S
Разберем что показывает коэффициент P/S и какие существую формулы расчета по балансу.
Вариант №1. Формула расчета мультипликатора P/S следующая и очевидная:
Капитализация – стоимость всех выпущенных акций на фондовом рынке компании. Ее можно узнать на официальных сайтах компаний, на бирже ММВБ или в сервисе Tradingview.
Выручка – объем продаж продукции (услуг). Отражается 2110 строкой в «Отчете о финансовых результатах».
Вариант №2. Вариация расчета коэффициента через рентабельность продаж:
Показывает прямую связь между ROS — рентабельностью продаж и мультипликатором P/E (Капитализация / Чистая прибыль).
Преимущества использования критерия «Выручки» в P/S
Одним из преимуществ P/S по отношению к другим показателям (например P/E), является использование в знаменателе выручки. Ее использование отражает:
Нормативное значение P/S
Ключевая задача показателя найти те компании, которые недооценены рынком и имеют потенциал для роста в дальнейшем. Чем больше значение P/S, тем хуже для инвестора, т.к. ему приходится больше платить за каждую 1 единицу выручки.
Значение | Привлекательность |
P/S 2 | Компания переоценена рынком |
P/S1 * | P/S компании меньше среднерыночного значения (*) Компания может быть куплена (поглощена) из-за низкой капитализации |
На рынке капитала нет точных нормативов, они все носят рекомендательных характер. Так, например, компания Apple (AAPL) P/S >3. И не смотря на ее переоценённость, все равно имеет тенденцию к росту.
Связь P/S и этапа развития компании
Динамика коэффициента P/S отражает фазу развития компании. Изменение выручки показывает этапа развития: рост, стагнация, спад. В фазе роста объемы выручки показатель будет снизаться и наоборот при снижении выручки коэффициент будет расти.
Динамика P/S | Фаза развития компании |
P/S ↓ | Фаза роста. Компания увеличивает объемы продаж, влияние и доминирование в своей отрасли |
P/S ↑ | Фаза спада или стагнации. Компания снижает объемы продаж, уменьшение влияние на рынке, снижение конкурентоспособности |
Практический пример расчета P/S для ПАО Газпром
Для более глубокого понимания рассмотрим практический пример расчета мультипликатора P/S для ПАО Газмром (GAZP). На первом этапе рассчитываем капитализацию компании. Для этого заходим на Московскую биржу → вводит в строке поиска тикер компании “GAZP” → в карточке компании отражен размер капитализации.
Где найти размер капитализации компании на отечественном фондовом рынке (ММВБ)
Второй способ определить капитализация с помощью сервиса TradingViews → перейти в сервис.
Оценить размер капитализации компании с помощью сервиса TradingView
Для расчета выручки необходимо воспользоваться ежеквартально финансовой отчетностью Газпрома с официального сайта. Отчетность по кварталам и годам можно посмотреть здесь → отчетности. Выручка отражается в «Отчете о финансовых результатах» первой строчкой (2110 код).
Итоговое значение P/S = 4609000 / 10858916 млн. руб. = 0,42
Такое значение сигнализирует о сильной недооцененности акции.
В расчетах я использовал данные по выручке за 2019 год, т.к. еще нет отчетности за 1 квартал.
Видео как рассчитать мультипликатор P/S
P/S российского фондового рынка
Коэффициент P/S отечественного фондового рынка низкий, что показывает его неоцененность и привлекательность для долгосрочных инвесторов.
P/S : «я не убиваемый»
Мультипликатор P/S (Price to Sales) отражает соотношение между капитализацией и выручкой компании. Рассказываем о плюсах и минусах этого мультипликатора, о том как его использовать и находить на FinanceMarker
Сегодня рассказываем про «не убиваемый» мультипликатор P/S (Price/Sales)
Мультипликатор P/S
Аналогичен уже рассмотренному P/E — только здесь мы делим капитализацию компании не на прибыль, а на ее выручку.
Чем больше значение мультипликатора P/S — тем хуже, т.к. инвестор при покупке акций такой компании платит больше на каждый рубль ее выручки.
Пример:
Компания 1:
капитализация = 1 млрд. рублей
выручка = 500 млн. рублей
P/S = 1 млрд. / 500 млн. = 2
Компания 2:
капитализация = 1 млрд. рублей
выручка = 2 млрд. рублей
P/S = 1 млрд. / 2 млрд. = 0.5
Вывод: в первом случае инвестор должен отдать 2 рубля, чтобы компания продала товаров/услуг на 1 рубль, а во втором, инвестор отдаст всего 50 копеек, а компания продаст товаров/услуг на 1 рубль. Вторая сделка при прочих равных выглядит более привлекательной.
Плюсы мультипликатора P/S
Поясню, так как на первый взгляд может быть не понятно, зачем вообще P/S, если есть P/E, который оценивает компания сразу от прибыли, а не от выручки.
На чистую прибыль компании может влиять огромное количество факторов, совсем не относящихся к бизнесу (дотации, страховые выплаты, непредвиденные расходы). Из-за этого часто мультипликатор P/E может давать неадекватную оценку компании. В этом случае бывает очень полезно сравнить компании именно по P/S.
Минусы мультипликатора P/S
В абсолютных значениях P/S, считается:
Как видите, это уже совсем не шутки. Теперь, когда вы знаете, как устроены 3 разных мультипликатора, ваш инвестиционный анализ становится качественней, так как вы можете выбирать лучшие компании по совокупности их показателей, а не только по одному.