Pump заправка что это
Сервис мобильных заправок Pump запускает сервис подписки на бензин Pump+
Услуга будет доступна в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Pump+ — это сервис автономной заправки автомобилей, пользователям которого не потребуется ездить на АЗС.
Подписчикам установят блок открытия лючка и систему мониторинга топлива. Когда в баке останется менее 50% бензина, заправщику придет оповещение. Он выберет место и время продолжительной остановки автомобиля (с помощью самообучающегося алгоритма), приедет туда и заправит машину. Участие владельца при этом не потребуется: благодаря установленному оборудованию заправщик сможет открыть лючок дистанционно. Оплата производится автоматически с карты пользователя после заправки, в приложении будет доступен детальный отчет.
Подписчики Pump+ могут выбрать один из трех видов топлива от «Газпром нефть»: АИ-95, АИ-100 и ДТ, при этом стоимость литра будет на 1 рубль дешевле. Стоимость подписки составляет 199 рублей в месяц, а стоимость установки оборудования — 4900 рублей. При этом тем, кто решит подключиться к сервису до конца июня, оборудование будет установлено бесплатно.
«Мы разработали уникальный продукт, который позволяет заправлять машину без участия владельца. Поиск заправочных станций, особенно в центре города, зачастую отнимает слишком много времени. Мы же полностью берем весь процесс на себя и даем автовладельцам возможность забыть о существовании заправки. Помимо того, что сервис подписки на топливо отвечает запросу на автоматизацию рутинных задач, он также позволяет минимизировать социальные контакты, что сейчас особенно важно».
Борис Голиков, основатель Pump.
Оформить подписку можно в приложении Pump (доступно для iOS и Android).
Напомним, Pump – это сервис мобильных заправок, который включает в себя услуги по доставке топлива прямо в бак, подписку на топливо Pump+ и сеть умных заправок SmartPump. Сервис доставляет топливо типов АИ-95, АИ-100 и ДТ. Pump работает в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Сервис мобильных заправок Pump сократил время доставки топлива в 4 раза
В России машину теперь можно заправлять, не выходя из дома. Новый сервис
Содержание
Pump — сервис заправки автомобилей. Он позволяет заказать доставку топлива до бака автомобиля. Пользователь указывает место подвоза бензина или дизельного топлива, количество литров и время заправки. Заправщик Pump приезжает и заливает топливо в бак транспортного средства.
История
В июне 2021 года стало известно о запуске сервиса Pump+, предназначенного для дистанционной заправки автомобилей. Для этого автовладелец устанавливает на свое транспортное средство специальное оборудование для удаленного открытия лючка бензобака.
Стоимость оборудования составляет 4900 рублей, а подписки — 199 рублей в месяц. Разумеется, пользователь оплачивает и топливо, которое доставляет ему заправщик. По состоянию на 23 июня 2021 года Pump предлагает АИ-95 по цене 52,3 рубля, АИ-100 — по 59,15 рубля, ДТ — по 51,78 рубля. Сервис использует топливо стандарта «Евро-5» « Газпром нефти ».
В России машину теперь можно заправлять, не выходя из дома
В рамках подписки Pump+ возможен автоматический подвоз топлива, когда его уровень в баке падает ниже 50% (измеряется специальным оборудованием, которое устанавливает автомобилист). Когда уровень бензина становится ниже половины бака, оператору сервиса приходит оповещение, и он выезжает на место для заправки. Это место определяет самообучающийся алгоритм сервиса – где обычно владелец совершает длительную остановку.
Pump заправка что это
Да. Официальным поставщиком топлива PUMP является Газпромнефть. Для каждой партии топлива PUMP получает сертификат качества, гарантирующий высокие стандарты топлива. Для дополнительного контроля проводятся независимые лабораторные исследования.
Pump отвечает за качество топлива. Если вашему автомобилю будет нанесен ущерб из-за низкого качества топлива, то PUMP его компенсирует.
Как происходит оплата заправки?
По окончанию согласованного расчетного периода мы выставляем вам счет на оплату за фактически доставленное вам топливо.
Как заправщик найдет автомобиль?
Если заказ был создан вручную (из приложения PUMP), заправщик PUMP приедет в ту точку, которую вы указали при совершении заказа.
Если заказ был создан автоматически при помощи Pump+, установленное на автомобиль оборудование позволяет заправщику PUMP видеть местоположение автомобиля на карте с точностью до метра.
Можно ли заправить мою машину на закрытой парковке?
К сожалению, PUMP не может заправлять машины на закрытых парковках. Но как только ваш автомобиль будет длительное время находиться на открытой парковке, система подаст новый сигнал, и заправщик PUMP приедет заправить вашу машину.
Какое оборудование установят на автомобиль для работы Pump+
На лючок автомобиля установят специальное оборудование от компании VEGA. Такое оборудование стоит на автомобилях полиции, МЧС и скорой помощи.
Что если оборудование сломается?
На оборудование предусмотрена гарантия 5 лет.
Смогут ли мошенники при помощи оборудования Pump+ угнать мой автомобиль?
С помощью оборудования Pump+ можно открыть только лючок бензобака. Вся информация, передаваемая с помощью данного оборудования зашифрована и имеет несколько протоколов безопасности – посторонние люди не могут взломать оборудование.
Сможет ли PUMP следить за передвижениями моего автомобиля?
Если ваш бензобак наполовину пуст (или наполовину полон 🤔), а автомобиль находится на парковке без движения более 5 минут, PUMP узнает о местоположении машины и подаст сигнал заправщику, что пора заправляться. После того, как автомобиль заправили, PUMP не сможет видеть местоположение машины до следующей заправки.
Где работает PUMP?
Pump работает в Москве в пределах МКАД, в Санкт-Петербурге в пределах КАД, а так же в Сочи (включая Адлер и Красную поляну). Зона присутствия PUMP расширяется.
Что если мою машину поцарапают заправщики?
В Pump работают профессионалы, которые заправляют более 1000 машин в день. Для вашего спокойствия заправщики PUMP делают фото вашего авто до и после заправки. Если сотрудник повредит ваш автомобиль, то PUMP компенсирует причиненный ущерб.
Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина
Активная деятельность новых заправщиков не нравится местным властям: они считают, что мобильные заправки угрожают пожарной безопасности территорий, куда приезжает груженый топливом автомобиль. Поэтому время от времени автомобили мобильных заправок проверяют дорожные патрули, а сами предприниматели получают уведомления от пожарных служб с требованиями прекратить оказывать подобные услуги.
Пока чиновники и пожарные обсуждают запретные меры, спрос на услуги стартапов постепенно растет. А назревающую войну с властями уже сравнивают с проблемами Uber, пробивавшего себе дорогу на рынок через протесты традиционных такси.
Предприниматель Борис Голиков решил реализовать идею «заправки по подписке» в Москве. Его проект Pump.today появился на рынке лишь месяц назад, но, как уверяет Борис, уже заработал 2,2 млн руб. выручки и вышел на операционную окупаемость. «По-моему, это реально круто», — говорит Голиков.
Запуск Pump.today обошелся предпринимателю в 10 млн руб.
От музыки к автомобилям
Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомобили Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.
Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется больше 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, купила 40% каршеринговой компании.
Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прославился тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, обвинявшим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге были признаны невиновными», — утверждает Голиков.
Каршеринг и бензин
Заправить автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов помощи на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из дешевых — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на другую аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.
Услуга новая и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today стали автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила решить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, включают расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, некоторые — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, сплошная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин прямо к машинам», — рассказывает Голиков.
Часть вложенных в проект денег пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма довольно сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность дорог и организовывала очередь на заправку.
Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать только легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — говорит Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новых автомобилей Citroen.
Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту нужно зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится личный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при помощи сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и нужное количество литров (чаще всего выбирают опцию «до полного бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они сразу возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., цена бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.
В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали только 2–3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8–9. Средний чек — 1400 руб.
«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли заправить ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — слабое место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять открытым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы владелец успел выйти и открыть лючок.
Топливо по подписке
Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову нужно покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, купить автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет всего 2–3%, на НПЗ может доходить до 10–12% от среднерыночной цены.
Пока Pump.today возит только 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис работает только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подписал соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На долю обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от общего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.
«Модель подписки сейчас наиболее популярна во многих сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — говорит соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Думаю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их главный плюс. В Штатах он уже активно развивается».
Взгляд со стороны
«Будет сложно сделать этот продукт массовым»
У сервиса есть существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В данном сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще выше.
Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.
Наконец, нет доверия, что мне зальют именно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.
А главное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение актуально для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае траты времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люди заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.
«Автоклубы помощи на дорогах не стоит записывать в конкуренты»
Pump.today — сервис на уровне мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На данный момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодцы, что уловили эту потребность.
Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит записывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогой карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает цену бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.
Если создатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения потребностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки разными видами топлива, иначе дальше стартап будет выглядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения разумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».
«Сервис будет интересен»
Сервис будет интересен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия времени клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.
«Не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»
Любые on-demand (по требованию. — РБК) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик делает очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие расстояния. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомобилям. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.
В идеале было бы видеть в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомобилей более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.
«Услуга вряд ли может представлять интерес»
Для компании, чей автопарк — пусть и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может представлять интерес. И в этом риск проекта.
У OZON.ru собственный автопарк только в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши курьеры работают в рамках одного района или даже части района, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов очень много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Поэтому услуги в нашем случае могут носить лишь характер скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.
«Для нас главное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»
Стартаперы добрались до бензина
На московском розничном рынке горючего стремительно развиваются сервисы по заправке автомобилей без визита на АЗС — заправщика можно заказать через мобильное приложение в любую точку города. Основными потребителями являются компании, развивающие каршеринг, а среди частных владельцев автомобилей мобильная заправка может быть востребована у тех, кто не хочет терять время в пробках и очередях на АЗС. Однако опыт мегаполисов США, где впервые появились подобные сервисы, говорит, что их бурное распространение может вызвать определенное беспокойство с точки зрения безопасности.
И так тоже можно
«Снова ехать на заправку? Нет, вложите это время в себя!» «С этого момента вам больше не нужно тратить время на поиски АЗС, строить неудобные маршруты, стоять в очередях на заправках». «Сэкономьте до 34 минут на пробках и очередях!» Такими нехитрыми, но наглядными призывами пытаются завоевать клиентуру сервисы по мобильной заправке, количество которых в Москве уже приближается к десятку.
Схема предоставления услуги предельно проста. Заказать мобильного заправщика можно через мобильное приложение, указав данные об автомобиле и точное место его парковки. Сама заправка может быть проведена как в присутствии владельца машины, так и без него — в последнем случае нужно оставить открытым лючок бензобака (предполагается, что закроет его заправщик). Оплатить услугу можно онлайн или банковской картой, а стоимость формируется из цены топлива, которая, как утверждается, не превышает расценки столичных АЗС, и расходов по его доставке.
Правовым основанием для предоставления подобных услуг является наличие в российском отраслевом классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) позиции 47.99.3 «Деятельность по осуществлению прямых продаж топлива с доставкой по адресу клиента».
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», сегодня в России есть всего 16 компаний, для которых этот вид деятельности является основным, но почти все они были зарегистрированы в последние два-три года. Действующее законодательство позволяет возить по городу без специальной лицензии до 300 л бензина или до тонны дизельного топлива.
С точки зрения теории маркетинговых стратегий создатели сервисов по мобильной заправке открыли очередной «голубой океан» — таким термином консультанты по развитию бизнеса называют совершенно новые товары или услуги, которые появляются на рынке с чистого листа и теоретически имеют большой потенциал роста.
«Очень круто, раньше я ничего не знала о таких сервисах, — говорит коллега автора этой статьи, водитель с большим стажем. — Это иногда просто необходимо: бывает, что бензина очень мало, а ехать до заправки долго или времени нет.
В Москве АЗС расположены очень неравномерно.
В центре их крайне мало — реально негде заправиться, на Садовом заправки только на съездах в нескольких местах, да и в Подмосковье тоже есть проблемы. Работала бы такая штука у нас в Жуковском, я бы пользовалась».
«Ни разу не сталкивался с такой услугой, хотя она может быть полезной, если неожиданно в дороге кончился бензин. Правда, без меня мою машину заправить не получится: у меня бензобак отпирается, только когда не закрыт центральный замок», — отмечает еще один коллега, активно передвигающийся по Москве.
Приложение к каршерингу
Первым столичным сервисом по мобильной заправке считается проект Pump.today, существующий с 2016 г. Для его основателей Бориса Голикова и Андрея Куприкова проект изначально выступал в качестве вспомогательного направления к основному бизнесу в сфере каршеринга. Как утверждал Голиков в интервью РБК, идея доставлять бензин прямо к машинам возникла после того, как предприниматели столкнулись с рядом узких мест. Например, оказалось, что топливные карты, которые раздаются пользователям услуг каршеринга, часто теряются или блокируются; чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании и т. д.
Запуск Pump.today оценивался в 10 млн руб. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2017 г. выручка оператора проекта ООО «Памп» (зарегистрировано в сентябре 2016 г. с уставным капиталом 10 тыс. руб.) составила 53,9 млн рублей, чистая прибыль — 17,6 млн руб.
Финансовые показатели большинства других компаний, предоставляющих услуги мобильной заправки, пока отсутствуют в силу их молодости, но одна из них уже предлагает на своем сайте развитие сети по франшизе.
Как утверждается, объем первоначальных вложений составит от 750 тыс. руб., окупаемость — от 3 месяцев; потенциальным партнерам предлагается юридическое сопровождение, услуги по автоматизации и программное обеспечение.
О потенциале синергии каршеринга, развивающегося в Москве стремительными темпами, и услуг по мобильной заправке свидетельствует история ООО «Топливо в бак», основанного в феврале 2017 г. Создателями сервиса выступили Борис Жидовленков, прежде работавший в «Газпроме», а затем занимавшийся мелкооптовой торговлей топливом, и Алина Ковалевич, специалист по запуску мобильных стартапов. По данным СПАРК, в 2017 г. компания заработала 5,854 млн руб., а по итогам I квартала 2018 г. ее основатели заявили о доходе в 22,1 млн руб., что позволило выйти в ноль. В августе 2018 г. стало известно, что платформу «Топливо в бак» покупает «Яндекс» для использования ее при заправке автомобилей собственного каршерингового сервиса, запущенного за несколько месяцев до этого.
«Я отношу к „мобильным топливным сервисам“ те бензовозы, которые непосредственно осуществляют заправку транспортных средств, а не просто перевозят определенные объемы топлива с нефтебаз до топливных колонок. На сегодняшний день мы видим два основных типа игроков рынка: тех, кто специализируется на каршеринговых автопарках, и тех, для кого ключевой потребитель — это строительная техника, не покидающая территорию объекта. Таким образом, почти 100% всех объемов своих услуг по „мобильной заправке“ такие компании оказывают в сегменте b2b (бизнес для бизнеса)», — комментирует Андрей Барсуков, заместитель генерального директора компании «Русский АвтоМотоКлуб», также предоставляющей соответствующие услуги.
По его оценке, текущий ежемесячный объем потребления топлива от «мобильных заправщиков» в московском и питерском регионах (которые в сумме создают около 95% спроса на такие сервисы в России) на сегодняшний день составляет около 3000 т, а в трехлетней перспективе возрастет до 5000 т.
При этом, полагает эксперт, текущие потребности рынка уже обеспечиваются существующими игроками, которые почти полностью выкуплены владельцами каршеринговых компаний, и вряд ли стоит ожидать успеха новых стартапов в этой сфере в столицах. Иные же региональные рынки с только еще зарождающейся культурой пользования каршерингом вряд ли позволят окупать затраты на создание и функционирования игроков более чем с одним-двумя мобильными автозаправщиками, стоимость каждого из которых составляет не менее 1,2 млн руб.
К перспективам развития сервисов по мобильной заправке в сегменте b2c (бизнес для клиента) Барсуков относится крайне скептически: «Объем заявок от физлиц крайне мал и нестабилен: за подвозом топлива они обычно обращаются, либо когда бензобак полностью опустел неожиданно для водителя, либо когда остатка топлива не хватило доехать до ближайшей АЗС. В нашу компанию за такой услугой (мы доставляем топливо от АЗС до клиента в канистре и осуществляем его залив в бак) обращаются не более 10 раз в сутки по всей России. Таким образом, создавать в каком-то городе отдельный бизнес, ориентируясь только на частных клиентов с разовыми заявками, совершенно никому невыгодно. Не знаю ни одного успешного проекта, которому удалось бы массово убедить частных клиентов не ездить самим на АЗС, а заказывать мобильную заправку в любое удобное именно клиенту место и время. За пределами России, в городах, где каршеринг уже развит, мобильный топливный сервис развит примерно на том же уровне, что у нас, и тоже работает только в b2b-сегменте».
Пожароопасная юберизация
Первый бум стартапов в сфере мобильной заправки несколько лет назад случился в США, где почти одновременно возникли более десятка сервисов в таких городах, как калифорнийские Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Пало-Алто, Нэшвилл (Теннесси) и Атланта (Джорджия). Их основатели, не скрывая замыслов подвинуть с рынка «традиционные» АЗС и стать аналогом Uber на рынке топлива, делали ставку на те же аргументы, что и московские стартаперы: экономию времени и нервов; сайты российских сервисов порой копируют американские прототипы. Но в дело может вмешаться российская специфика.
«Для активного водителя Москва — это весьма специфический город, — говорит эксперт-урбанист Михаил Векленко, основатель проекта UrbanFactory.ru. — АЗС в столице не так много, как может показаться, плюс многие отдают предпочтение конкретным сетям или, напротив, избегают некоторых из них. Потенциально перспективы у мобильных АЗС есть. Но завоевывать клиента им придется только качеством бензина, а здесь риск совершенно очевиден.
Когда вы заказываете пиццу, доставщик ее точно не съест по дороге, а разбавить бензин в ваше отсутствие очень просто».
Как утверждают мобильные заправщики, горючее они закупают по прямым контрактам у ведущих производителей, а проверить необходимые документы можно непосредственно у заправщика. Но это, конечно же, не отменяет человеческий фактор, особенно в случае, когда заправка проходит в отсутствие владельца автомобиля. С этой точки зрения цена любой ошибки выглядит весьма высокой.
«Поиск новых бизнес-идей, которые уже сработали где-то в мире, — это прекрасно, наивность — не порок, — иронизирует Векленко. — Но я предполагаю, что эти стартапы пополнят статистику неудачных или краткосрочных проектов. Можно провести параллель с мобильной вулканизацией: это удобно, но главным образом в экстренных ситуациях. Здесь тоже рыночная ниша определенно есть, но она очень узкая. Кроме того, сами сети стационарных АЗС могут рано или поздно начать предлагать такие сервисы. Но если этим заинтересовался „Яндекс“, очень прагматичная компания, все же стоит присмотреться к ним внимательно — во всяком случае, в Москве это может какое-то время поработать».
«Возможно, эти сервисы будут нужны крайне занятым людям, работающим или живущим в центре Москвы, где обычных заправок мало, а удорожание топлива не является существенным фактором. Все-таки плотность сети заправок в центре столицы невелика, и это может быть значимым фактором, тем более для каршеринга. Вероятно, мобильная заправка будет актуальна и для сервисов по доставке, хотя здесь себестоимость очень существенный фактор и, опять же, емкость сравнительно невелика», — добавляет бизнес-консультант, д.э.н. Александр Полиди.
Но, пожалуй, самый главный риск этих проектов лежит в сфере безопасности — и здесь тоже стоит вспомнить о привычных российских реалиях.
«Получается, что, если у вас есть машинка-„каблук“, вы можете поставить в нее большой резервуар для топлива — и вперед.
Никаких маркировок такая машина часто не несет, а в Москве таких машин сейчас действительно много, и в условиях московского трафика это выглядит откровенным источником опасности.
Сам пару раз видел, как водила такого агрегата курил при заправке клиента», — делится наблюдениями еще один коллега.
Подобные опасения возникали и у американских властей.
«Это запрещено», — прямо заявил Bloomberg 3 года назад официальный представитель пожарного департамента Сан-Франциско лейтенант Джонатан Бакстер. Жителям города он посоветовал немедленно сообщать пожарным о случаях, когда заправка машин происходит на улице. Основатели американских сервисов типа Filld, WeFuel, Yoshi, Purple или Booster Fuels утверждали, что им приходится соответствовать множеству регулятивных требований на всех уровнях, от муниципального до федерального, но с точки зрения самой бизнес-модели игра стоит свеч.
Несмотря на предупреждения пожарных, на американском рынке услуга по доставке топлива прижилась.
Например, в конце 2018 г. сервис Booster, специализирующийся на мобильной газовой заправке, сообщил, что обслужил миллион заказов, сэкономив в общей сложности 219 тыс. часов для своих клиентов, которым больше не надо ездить на АЗС. Сервис Yoshi, начинавшийся в Калифорнии, в 2018 г. заявил о выходе на рынок Бостона, Чикаго, Хьюстона и других крупных городов США. Но в России воспроизвести американский опыт удастся только в том случае, если создатели мобильных топливных сервисов смогут обеспечить абсолютную безопасность. Чем обернется любой сравнительно серьезный инцидент с доставкой топлива по большому городу, несложно догадаться: первая же проверка с пристрастием может ликвидировать новый вид стартапов на корню.