Qts что это в автозвуке

Параметры Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas)

Тиль и Смолл

Тиль и Смолл это два ученых, которые сформировали единый, общепринятый подход к вычислению характеристик низкочастотных динамиков на основе основных параметров (Fs, Qts, Vas).

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder Невил Тиль/A. Neville Thiele (слева), Ричард (Рихард) Смолл/Richard Small (справа)

Параметры Тиля — Смолла определяют поведение динамика в диапазоне низких частот

Для нас с вами эти параметры очень важны, так как они используются для расчета правильного акустического оформления динамика или проще — для расчета корпуса сабвуфера. Все необходимые данные вы можете найти в технической документации на саб, часто они указываются и на коробках. Ниже мы подробнее рассмотрим основные параметры для понимания звуковых процессов и нюансов при выборе сабвуфера.

Параметры (Fs, Qts, Vas)

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder

Fs — резонансная частота динамика

Резонансная частота (Fs) — частота резонанса сабвуфера без акустического оформления (без корпуса).

Fs меньше 25 Гц считается низкой, а больше 40 Гц — высокой. Резонансная частота зависит от общей жесткости подвеса сабвуфера и массы его подвижной системы. Общая жесткость, в свою очередь, зависит от жесткости центрирующей шайбы и жесткости подвеса диффузора.

Сms — гибкость подвеса подвижной системы динамика, м/Н,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг.

Qts — полная добротность

Полная добротность (Qts) — это упругость (контроль) динамика в районе резонансной частоты (Fs).

Другими словами — чем выше добротность, тем сильнее «болтается» саб в районе своей резонансной частоты (Fs), а чем ниже, тем эффективнее колебания гасятся (контролируются).

Складывается из механической добротности, которая зависит в основном от материала центрирующей шайбы, а не подвеса диффузора, как многие думают и электрической добротности, зависящей от величины магнита, длины обмотки катушки и ширины зазора в магнитной системе. От полной добротности механическая составляет 10-15%, а электрическая 90-85%, соответственно.

Низкой добротностью считается значение 0.3-0.35, высокой — 0.5-0.6.

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder,

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder,

Fs — резонансная частота динамика, Гц,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг,

Rms — механическое сопротивление подвеса подвижной системы (определяет «потери» в подвесе), Н·с/м,

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг,

Fs — резонансная частота динамика, Гц,

Re — сопротивление звуковой катушки, Ом,

Bl — коэффициент электромеханической связи (индукция поля в магнитном зазоре умноженная на длину провода звуковой катушки), Тл·м.

Vas — эквивалентный объем

Эквивалентный объем (Vas) — объем воздуха в корпусе, обладающий той же упругостью, что и сабвуфер. Зависит от жесткости подвеса и площади диффузора (диаметра) динамика.

Чем больше диаметр и мягче сабвуфер, тем больше Vas.

Нужно отметить особенность связи Vas и Fs. Так как, резонансная частота (Fs) определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем (Vas) — диаметром диффузора и той же массой подвижки, может получится, что два сабвуфера одного диаметра и с одинаковой Fs будут совершенно разными — один тяжелый и жесткий, другой легкий и мягкий. Соответственно, эквивалентный объем для этих динамиков будет совершенно разным, как и размер правильного корпуса — вот почему данный параметр очень важен при расчетах короба для саба.

Vas — эквивалентный объем, л,

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder,

Видео

Qts что это в автозвуке. lazy placeholder. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-lazy placeholder. картинка Qts что это в автозвуке. картинка lazy placeholder

Читать еще:

Жмите на кнопку чтобы поделиться материалом:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

Источник

Разбираемся в параметрах Тиля Смолла. Автозвук и DIY

Qts что это в автозвуке. q93 07624e8b81a2b3f809d21c5f9510e34d0e6b9e68810af57aa92ab17c661aa4e1. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 07624e8b81a2b3f809d21c5f9510e34d0e6b9e68810af57aa92ab17c661aa4e1. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 07624e8b81a2b3f809d21c5f9510e34d0e6b9e68810af57aa92ab17c661aa4e1

Qts что это в автозвуке. q93 bb6fa769bbe393c849a725fde858008447abd5d70bc1309ef92fa65760f39295. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 bb6fa769bbe393c849a725fde858008447abd5d70bc1309ef92fa65760f39295. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 bb6fa769bbe393c849a725fde858008447abd5d70bc1309ef92fa65760f39295

Содержание

Содержание

Параметры Тиля-Смолла позволяют понять, как будет звучать динамик в том или ином корпусе без покупки, прослушивания и сравнительных тестов. Особенно это пригодится любителям автозвука, ведь именно им приходится иметь дело с голыми динамиками, которые монтируются в двери и багажники. Кто-то с помощью этих параметров рассчитывает подходящий объем и тип пространства для громкоговорителя, кто-то любит подбирать динамики от разных производителей и проверяет их совместимость друг с другом. Эта статья простым языком объяснит, кто такие Тиль, Смолл, что за параметры они придумали и что теперь с ними делать.

С кого все началось

Qts что это в автозвуке. q93 52dd828f98381eca06345b4cb8b9f700fb115eb66be811265c306f6836818d07. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 52dd828f98381eca06345b4cb8b9f700fb115eb66be811265c306f6836818d07. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 52dd828f98381eca06345b4cb8b9f700fb115eb66be811265c306f6836818d07

Слева Тиль, справа Смолл

Что дают эти параметры

Основные параметры Тиля-Смолла

Чтобы понять их суть, нужно вспомнить, что динамик состоит из двух частей:

Qts что это в автозвуке. q93 1460c881281b1e08a3019003adb37a992b83a2e646284efa1e4b5c047732f348. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 1460c881281b1e08a3019003adb37a992b83a2e646284efa1e4b5c047732f348. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 1460c881281b1e08a3019003adb37a992b83a2e646284efa1e4b5c047732f348

Таким образом, подвижная часть динамика движется только вверх и вниз, подобно поршню. Это движение сжимает и расширяет воздух, создавая звуковые волны. Если налить в динамик жидкость, можно увидеть, как образуются эти волны:

Как раз работа такого поршня и описывается параметрами Тиля-Смолла. Фундаментальных параметров три.

1. Эквивалентный объем (Vas, м3)

У подвеса и центрирующей шайбы есть некоторая упругость, которая мешает всей системе двигаться свободно. Ее можно представить как пружину. Если взять такой объем воздуха, который по своей упругости равен этой пружине, то как раз и получится эквивалентный объем.

Qts что это в автозвуке. q93 49f380aa975b3f4c19d16dc6f190431f22263e3bb9deaf327a831d9659699cad. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 49f380aa975b3f4c19d16dc6f190431f22263e3bb9deaf327a831d9659699cad. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 49f380aa975b3f4c19d16dc6f190431f22263e3bb9deaf327a831d9659699cad

Чем эквивалентный объем меньше, тем подвижная система у динамика жестче.

Этот параметр относится скорее к желаемой характеристике корпуса, а не самого динамика. Однако это ни в коем случае не тот объем корпуса, в который нужно поместить динамик. Если такое провернуть, то чересчур вырастет добротность и резонансная частота. Подушка из воздуха поднимет резонанс и будет работать как пружина, мешая торможению динамика.

Эквивалентный объем рассчитывается путем умножения жесткости подвеса, диаметра диффузора (потому что эта поверхность взаимодействует с другой пружиной — воздухом), плотности окружающего воздуха и скорости звука в нем. Соответственно, чем жестче подвес, тем меньше будет тот объем воздуха, который будет влиять на динамик фактом своего существования. Аналогично с диффузором — чем больше мембрана, тем сильнее она сжимает воздух внутри корпуса колонки или саба, а следовательно и ответная сила противостоящего ему воздуха будет выше.

Именно Vas часто играет решающую роль при выборе динамика под определенный объем. Особенно это касается сабвуферов — большим диффузорам нужны большие объемы. Обычно советуют прицеливаться на саб с Vas в районе 30–50 л.

2. Резонансная частота (Fs, Гц)

Если флешбеки со школьных уроков физики еще не начались, то тут они точно появятся. Есть колеблющаяся система — например, качели. Если отвести их в сторону и отпустить, то они будут качаться с определенной собственной частотой. Это и будет резонансная частота. Если вдобавок толкать качели с ней в такт, это позволит раскачать их быстрее и сильнее, чем применив любую другую частоту.

Это имеет самое прямое отношение к динамику: подвижная система (прежде всего подвес) — это качели, а электричество — тот парень, который их толкает. Если подать на динамик сигнал на его резонансной частоте, то обе эти частоты сложатся и образуют резонанс. На графике импеданса, и даже графике АЧХ в этом месте будет пик.

Qts что это в автозвуке. q93 5848e8edc774fb6809278f76a7cb4ddbf7aaa6d36a3a4a87e26ae1f2bbce8aed. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 5848e8edc774fb6809278f76a7cb4ddbf7aaa6d36a3a4a87e26ae1f2bbce8aed. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 5848e8edc774fb6809278f76a7cb4ddbf7aaa6d36a3a4a87e26ae1f2bbce8aed

Чем мягче подвес и больше масса, тем резонансная частота ниже.

Fs — один из важнейших параметров, поскольку ниже нее звуковое давление динамика заметно падает. Поэтому для сабвуферов нужна максимально низкая резонансная частота, так как после нее обычно идет серьезный спад АЧХ. Это значит, что чем резонансная частота ниже, тем глубже будет бас.

Важно также отметить, что резонансная частота измеряется у динамика без корпуса. При размещении громкоговорителя в корпусе на Fs влияет объем последнего. Если нужно, чтобы резонансная частота (и полная добротность, о которой ниже) остались прежними, тогда следует установить динамик в такой багажник, объем которого превышает Vas минимум втрое.

Резонансная частота поможет определить роль динамика в АС. К примеру, если Fs более 50 Гц, то сабвуфер с таким динамиком не построишь, ему лучше всего подойдет роль мидбаса. Если же Fs выше 100 Гц, то такой динамик лучше всего использовать для воспроизведения средних частот. Для саба же подходящим будет Fs в районе 21–35 Гц.

3. Полная добротность (Qts)

После того, как диффузор динамика воспроизвел звук, он возвращается в исходное положение, причем не мгновенно, а плавно затухая на резонансной частоте — подобно качелям, которые перестали раскачивать. То, как быстро диффузор вернется на место, и есть полная добротность.

Чем быстрее диффузор встанет в исходную позицию после излучения сигнала, тем добротность ниже.

Чем добротность ниже — тем лучше. Если диффузор будет долго возвращаться в исходное положение, из-за колебаний на резонансной частоте появятся посторонние шумы, гул и артефакты.

Полная добротность состоит из двух «неполных»:

Любопытно, что добротность — параметр безразмерный. К примеру, если он равен единице, это означает, что для остановки диффузора последний должен совершить ровно один цикл колебаний (т.е. пропал сигнал, мембрана идет вверх-вниз, затем останавливается).

Считается, что наилучшая добротность для акустической системы равняется примерно 0,5-0,7 для обычной музыки и 0,8-0,9 для тех, кто любит жанры с преобладанием резкого баса. Чем она меньше этих значений, тем выше по графику АЧХ ползет спад басовых частот, лишая их слушателя. При больших значениях Qts на графике АЧХ случается горб в районе резонанса, а остальные характеристики ухудшаются.

Также важно соотношение резонансной частоты к полной добротности. Если результат деления обоих значений равен 50, то динамик стоит использовать лишь в закрытом объеме. Если же он достигает 100, тогда в конструкцию можно добавить фазоинвертор.

Второстепенные параметры

Три приведенных выше параметра — фундаментальные, но не единственные. Иногда в паспортах на динамик или АС встречаются и другие характеристики, однако не все они имеют значение и применимость. Обычно встречаются следующие:

Где найти эти параметры

Фундаментальные параметры Тиля-Смолла позволяют смоделировать как минимум среднюю громкость и импеданс будущей акустической системы. Также они помогут рассчитать конструкцию и объем корпуса, в который будет заключен громкоговоритель.

Но чтобы воспользоваться этими параметрами, нужно их для начала узнать. Иногда это просто, как с JBL STAGE3 607C. Достаточно открыть руководство по установке и вуаля!

Qts что это в автозвуке. q93 2ff343cbe4f501a141b896b850b87a5383d73eb78e487e6cf138b18969a624dc. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 2ff343cbe4f501a141b896b850b87a5383d73eb78e487e6cf138b18969a624dc. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 2ff343cbe4f501a141b896b850b87a5383d73eb78e487e6cf138b18969a624dc

Но часто они спрятаны глубоко под маркетинговыми лозунгами. К примеру, чтобы узнать искомые характеристики АС Morel Tempo Ultra 572, нужно найти в дебрях официального сайта pdf с презентацией линейки динамиков и отмотать в самый низ. Наградой станет здоровенная таблица со всеми параметрами всех динамиков в линейке производителя:

Qts что это в автозвуке. q93 33d831aaa7fdf4ccb1509f2ade27e1b7129bfc108aa796877b7d395e1d3b8813. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 33d831aaa7fdf4ccb1509f2ade27e1b7129bfc108aa796877b7d395e1d3b8813. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 33d831aaa7fdf4ccb1509f2ade27e1b7129bfc108aa796877b7d395e1d3b8813

Есть и другие способы. Например, в одном из онлайн-калькуляторов можно найти базу моделей популярных динамиков. К примеру, нужно выяснить характеристики Ural АК-74.С. При выборе нужной модели в приложении открывается ее профиль с основными характеристиками, включая параметры ТС. А, кликнув на расчет короба, можно увидеть графики импеданса и Spl:

Qts что это в автозвуке. q93 11b10d7bd26fcec00f60f83c99e095be12f4fdb5781084cc3c890040d53e7d32. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 11b10d7bd26fcec00f60f83c99e095be12f4fdb5781084cc3c890040d53e7d32. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 11b10d7bd26fcec00f60f83c99e095be12f4fdb5781084cc3c890040d53e7d32

Как измерить самостоятельно

Из-под завалов хлама в гараже были извлечены пара ноунейм динамиков. С виду неплохие, но кто их сделал и для каких задач — тайна, покрытая мраком. Измерив их параметры, можно понять, что это за звери и на что сгодятся. Сделать это несложно, но понадобится несколько девайсов:

Qts что это в автозвуке. q93 ae2af2dff303d339aa995bf6adec0ecb0d8ba2e01b30fc65048931b9583e2f52. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-q93 ae2af2dff303d339aa995bf6adec0ecb0d8ba2e01b30fc65048931b9583e2f52. картинка Qts что это в автозвуке. картинка q93 ae2af2dff303d339aa995bf6adec0ecb0d8ba2e01b30fc65048931b9583e2f52

Процедура несложная, но требует определенной подготовки, поэтому описание заняло бы самостоятельностью статью. Благо, на официальном сайте Room Eq Wizard есть такая статья на английском, а на ютубе — русскоязычные видео с подробным описанием процесса:

Параметры Тиля-Смолла очень полезно знать, работая с голыми динамиками. Они позволяют сконструировать объем для громкоговорителя, руководствуясь не только эстетическими предпочтениями, но также формулами и математикой. Научный подход позволит добиться максимально качественного звука в любых условиях.

Источник

Qts что это в автозвуке

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

И так что же кроется за параметрами Тиэля Смола. Для начала я дам вам описание самых распространенных (полезных) параметров T/S (Тиэля Смола), а ниже объясню как вы сможете их использовать для выбора самого подходящего динамика для вашей аккустической системы. Объяснение будет постым, я не буду вникать в математические и механические нюансы данных параметиров, что бы все было понятно даже новичку.

Можно сказать что это условия при которых все дижущиеся части динамической системы синхронизированы итли входят в резонанс. Резонанс довольно сложно объяснить, проще понять это явление если попросту сказать что очень тяжело получить с помощью динамика частоту ниже частоты его осоновного резонанса.

К примеру грубо говоря динамик с частотой основного резонанса (fs: Driver free air resonance) = 60 Hz (Гц), не будет воспроизводить частоту в 35 Hz (Гц) очень хорошо.

Динамик же с частотой основного резонанса (fs: Driver free air resonance) = 32 Hz (Гц), будет воспроизводить частоту в 35 Hz (Гц) довольно уверенно, если ваше акустическое оформление будет настроено на воспроизведение столь нихких частот. Эти два обяснения очень хорошо подходят для выбора динамика для оформления ФИ (фазинвертер), ЗЯ (Закрытый Ящик) и band-pass (банд пасс). В случае рупорного сабвуфера этот параметр не столь критичен, так как там динамик скорее используется как поршень, а частоту создает само оформление сабвуфера в виде рупора.

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Qts: Driver total Q.
Qts: Общая добротность динамика

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Qms: Driver mechanical Q
Qms: Механическая добротность динамика

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Qts (общая добротность динамика) состоит из електрической добротно Q (Qes) и механической добротности Q (Qms)

Рассчитать Qts можно как 1/Qts = 1/Qes + 1/Qms

Qms рассчитывается как

Qts это всего лишь произведение Qes и Qms и понимания что означают эти величины, очень важно при конструировании акустических систем.
Qts Vas и fs все что нужно для вычисления размеры вашего будущего акустического оформления (короба), со временем когда вы перейдете на более профессиональный уровень конструирования, такие величины как Qes и Qms станут для вас необходим условиям для последующей работы.

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

BL: Driver motor strength.
BL: Магнитная сила динамика

Vas: Volume of air equal to the driver compliance.
Vas: Эквивалентный объем динамика

Он дает понятие о том насколько тугой подвес у динамика. Значение дается в литрах или в кубических дюймах. Есть много параметров влияющих на Эквивалентный объем, так что мы не можем сказать что большое значение параметра Vas лучше. На еквивалентный обхем влияет подвес динамика, размер диффузора и даже температура воздуха. Это самый трудно определяемы параметр. Его значимость труднее всего оценить.

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Mmd: Mass or weight of the speaker cone assembly.
Mmd: Масса или вес движущейся системы динамика

Выражает насколько тяжелый диффузор, катушка и другие движущиеся части. 18 дюймовый динамика с Mmd около 100 грамм будет иметь довольно легкий диффузор и будет более еффективен нежели динамики с более тяжелыми диффузорами. Лешкий диффузор двигается быстрее. Легкий диффузор так же имеет большой Qts, но не всегда. Это дает им приимущество в моментальной реакции чем легче диффузор, тем быстрее реакция, но слабый мотор динамика может повлиять на увеличени общей добротности динамика Qts, что компенсирует все приимущества лугкого диффузора. Динамики с Mmd более 200 грамм будут иметь тяжелые диффузоры. Они обычно менее продуктивны (имеют маленькую еффективность), имеют двойные корзины и низкий Qts. Динамики с тяжелыми диффузорами имеют более медленны звук, но не всегда имеют низкий Qts и большой BL. Сила мотора динамической системы может противодействовать весу тяжелого диффузора и давать быструю реакцию и большую еффективность. Не путайте Mmd и Mms. Mms это общий вес динамика в сборе. Некоторые программы хотят что бы вы ввели Mmd и по нему считают Mms, другие наоброт.

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Sd: Effective driver radiating area.
Sd: Эффективная площадь диффузора динамика.

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

xmax: The amount of voice coil overhang.
xmax: Сдвиг диффузора (звуквовй катушки) в миллиметрах

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Vd: Displacement volume.
Vd: Сдвигающая громкость (дословно)

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

no: Free air reference efficiency.
no: Продуктивность динамика в открытом воздухе (грубо говоря)

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Power compression
Потери мощности (перевод по смыслу)

Qts что это в автозвуке. 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l. картинка Qts что это в автозвуке. картинка 1g4D1hbjdhDNY6dQLXWAlacOLgpii SCwZhZ6 yZB5HloLcfrbXUGqRaqGJqKsZAWctft2l

Vb: Internal volume of a ported enclosure.
Vb: Внутренний объем Фи (фазоинвертор)

Vc: Internal volume of a closed box.
Vc: Внутренний объем ЗЯ (закрытый ящик)

Fb: Tuning frequency of a ported enclosure.
Fb: Частота на которую настроен ФИ

Fс: Tuning frequency of a closed box
Fс: Частота на которую настроен ЗЯ

Источник

Объёмы акустического оформления

На камне выбито: одна из фундаментальных зависимостей электроакустики запрещает одновременно увеличивать чувствительность и уменьшать нижнюю граничную частоту громкоговорителя и объём оформления. А если не выбито, так надо выбить…

ПРАВИЛА ИГРЫ

Qts что это в автозвуке. trec zastava. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec zastava. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec zastava
Это — к скульпторам. Мне же давно хотелось прояснить, как именно эта зависимость реализуется. Результатам этих прояснений и посвящены эти заметки. Для начала пара предварительных замечаний. Под чувствительностью громкоговорителя повсюду в пределах данного материала (если не сказано иного) будет подразумеваться так называемая опорная чувствительность (reference sensitivity), то есть чувствительность на тех частотах, где амплитудно-частотная характеристика системы имеет более или менее прямолинейный горизонтальный характер, или, как говорят акустики, нормированная частотная характеристика имеет единичное (более или менее) значение. Реальная чувствительность системы в некоторой полосе может быть как выше опорной (если в данной полосе наблюдается акустическое усиление), так и ниже неё (если имеет место спад АЧХ). В большинстве формул, однако, вместо чувствительности фигурирует значение КПД (опорного КПД) громкоговорителя η (это по-гречески, по-нашему — «эта»), которое связано с чувствительностью SPL простой зависимостью:

Один из вариантов записи формулы для вычисления КПД электродинамического преобразователя выглядит так:

(2a) η = 4π 2 Fs 3 Vas/(c 3 Qes)

Здесь, как всегда,
Fs — частота собственного резонанса головки (Гц),

Vas — эквивалентный объём воздуха (м 3 ),

Qes — электрическая добротность головки,

c — скорость звука в воздухе (334 м/с).

Первый и самый простой вывод, который следует из рассмотрения формулы (2), заключается в том, что один из параметров Тиля — Смолла связан с двумя другими через КПД преобразователя, в частности, для эквивалентного объёма можем записать:

(2b) Vas=c 3 Qes η/(4π 2 Fs 3 )

Итак, для головки с фиксированным значением Qes мы можем получить зависимость эквивалентного объёма Vas от аргументов (или SPL) и частоты Fs. Чтобы перейти от Vas к объёму ящика Vb (на данном этапе рассматриваем только закрытый ящик — ЗЯ), потребуется значение целевой добротности головки в ящике Qtc и полной добротности головки на воздухе Qts. Параметр Qtc — это основная характеристика «настройки» ЗЯ. (Мы привыкли к тому, что настраивается только фазоинвертор (ФИ), но сочетание параметров Qtc и нижней частотной границы ЗЯ тоже можно и даже принято называть настройкой.) В частности, для настройки Баттерворта Qtc = 0,707, для Бесселя 0,577. Настройки Чебышева тоже существуют, в зависимости от величины допустимого выброса на АЧХ (0,5 или 1 дБ) добротность Qtc может быть 0,86 или 0,95. Можно показать, что объём ящика Vb связан с эквивалентным объёмом Vas зависимостью:

(3) Vb = Vas Qts 2 /(Qtc 2 — Qts 2 ).

Теперь нам надо связать частоту резонанса головки в ящике Fc с частотой собственного резонанса (на воздухе) Fs. Для этого тоже существует соответствующая формула:

(k может быть как больше, так и меньше единицы, в частности, для Баттерворта k = 1,0.)

Добротность Qts связана с Qes через добротность Qm механических потерь в подвесе и в ящике известным соотношением:

(6) Qts = Qes Qm/(Qes + Qm).

Предположим сначала, что механические потери отсутствуют, Qm >> Qes, и тогда Qts = Qes. (Такое предположение можно считать обоснованным для головок с Qes не больше 0,3, имеющих добротность механических потерь не меньше 3,0.) Позже посмотрим, как меняется объём ящика, когда добротность потерь становится сравнимой с электрической добротностью. Как и всегда, в качестве отправной точки берём ЗЯ с баттервортовской добротностью. На первом рисунке приведены графики полученной зависимости для Qes, равной 0,2, 0,4 и 0,6.

Рис. 1. ЗЯ с полной добротностью Qtc = 0,707:

Qts что это в автозвуке. trec ris1 1. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris1 1. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris1 1 Qts что это в автозвуке. trec ris1 2. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris1 2. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris1 2Qts что это в автозвуке. trec ris1 3. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris1 3. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris1 3

Для нас с вами практической пользы от таких графиков не очень много — какой смысл говорить о ящиках объёмом 1 — 5 кубометров, когда у нас объём салона в лучшем случае около трёх кубов? Действительно, счёт объёма ящика идёт на кубометры, если задаёмся чувствительностью 100 дБ и нижней частотной границей 16 Гц, мы с вами такие задачи перед собой не ставим, и теперь хорошо видно, почему и ставить их не надо. До практических результатов ещё доберёмся. В частности, мы видим, что функция монотонна относительно каждого аргумента (SPL и F3), то есть не существует такой области значений аргументов, где удалось бы уменьшить объём ящика, не проигрывая в протяжённости полосы по басам либо в чувствительности системы.

А вот теперь уже можно задаться вопросом: а как изменится объём ящика при наличии механических потерь? Поскольку рассмотрение всех вероятных сочетаний электрической и механической добротности выходит далеко за пределы любой журнальной статьи, надо было выбрать какое-то типичное значение механической добротности Qm. В результате обработки статистики, набранной нами в ходе многочисленных тестов, было получено осреднённое значение 3,3. Примерно такую же (3,333) величину механической добротности можно получить при использовании головки с механической добротностью 5 и добротностью потерь в ящике 10. Значение Qm = 3,333 было принято для дальнейших расчётов. На рис. 2 вы можете увидеть зависимости для объёма ЗЯ с учётом добротности потерь.

Рис. 2. ЗЯ с добротностью потерь 3,33 и полной добротностью Qtc = 0,707:

Qts что это в автозвуке. trec ris2 1. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris2 1. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris2 1Qts что это в автозвуке. trec ris2 2. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris2 2. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris2 2

Расчёты показали, что учёт механических потерь приводит, как правило, к увеличению объёма ящика. Но зависимость эта нелинейная, и в тех случаях, когда электрическая добротность Qes приближается к «ящичной» добротности Qtc (в нашем случае — 0,6 и 0,707), присутствие потерь позволяет несколько выиграть в величине объёма. Правда, даже в этом случае ящики получаются значительно более объёмистыми, нежели для головок с низкой Qes, и если мы хотим узнать размеры минимально возможных ящиков для каждого значения добротности Qes, наличие потерь надо будет учитывать. К практическим реализациям мы перейдём чуть позже, но уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы.

Теперь уже можно оставить настройку Баттерворта позади и спросить: а как будет меняться объём ящика при сохранении значений всех аргументов, но при изменении добротности Qtc? Расчёты дали простой ответ: чем выше добротность, тем компактнее ящик. А значит, чтобы получить параметры «минимально возможного» ящика, надо задаться некоторыми ограничениями. И тут нам уже не обойтись без использования «стандартной» передаточной функции салона (она же «функция АвтоЗвука»). С привлечением к работе этой функции возникают следующие любопытные закономерности (мы продолжаем нумерацию).

При тестировании сабвуферов мы исходим из того, что неравномерности АЧХ менее 2 дБ (в диапазоне 25 — 100 Гц) достаточно для получения высшей оценки за форму частотной характеристики (сама эта рекомендация была получена на основе практики). Тогда для ящика с минимальным объёмом зададимся неравномерностью 1,9 дБ и получим настройку с такими параметрами:

Qtc = 0,80; Fc = 70,1 Гц (F3 = 63 Гц).

Вот для неё мы уже можем строить графики для практического применения. Обратите внимание, для головки с добротностью 0,6 также учтены механические потери в подвижной системе и ящике (рис. 3).

Рис. 3. Графики распределения объёмов ЗЯ с Qtc = 0,80 и Fc = 70 Гц

Qts что это в автозвуке. trec ris3. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris3. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris3

Для удобства ниже приводится таблица 1, в которую включены все те значения, на основании которых построены графики, показанные выше.

Таблица 1. Объёмы ЗЯ с неравномерностью АЧХ в салоне 1,9 дБ

SPL, дБQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50Qes = 0,60
801,3691,4931,7112,1062,754
811,7231,8802,1542,6513,467
822,1702,3672,7123,3384,364
832,7312,9803,4144,2025,494
843,4393,7514,2985,2906,917
854,3294,7225,4116,6608,708
865,4505,9456,8128,38410,96
876,8617,4858,57610,5513,80
888,6379,42310,8013,2917,37
8910,8711,8613,5916,7321,87
9013,6914,9317,1121,0627,54
9117,2318,8021,5426,5134,67
9221,7023,6727,1233,3843,64
9327,3129,8034,1442,0254,94
9434,3937,5142,9852,9069,17
9543,2947,2254,1166,6087,08
9654,5059,4568,1283,84109,6
9768,6174,8585,76105,5138,0
9886,3794,23108,0132,9173,7
99108,7118,6135,9167,3218,7
100136,9149,3171,1210,6275,4

Как нетрудно заметить, в таблице достаточно было бы привести значения для диапазона, перекрывающего лишь 10 дБ разброса чувствительности SPL, остальные значения получаются путём переноса десятичной запятой. Скажем, объём ящика для SPL 90 дБ в десять раз больше, нежели для значения SPL, равного 80 дБ. Указанная закономерность, впрочем, напрямую связана с тем высказыванием, которое было выше приведено под номером 3.

С закрытым ящиком как будто всё ясно. С фазоинверторным оформлением, как обычно, несколько сложнее. Начнём с того, что не так уж просто понять, какую именно настройку считать наиболее компактной. В ходе математических экспериментов проявились следующие зависимости.

Ну а 4 дБ — это практически минимальное значение акустического усиления из того, что мы получаем в наших тестах. (Обтекаемое выражение «практически минимальное» означает, что нам встречались показатели и немного ниже, но при этом было очевидно, что данная головка для работы в ФИ совсем не приспособлена.)

Итак, «минимальная настройка» имеет следующие параметры. Qtc = 0,58, Fc = 53 Гц, Fb = 32,6 Гц. Частота F3, измеренная по свободному полю, составляет 37,3 Гц.

Вот тут и открылась страшная тайна: наши ящики с ФИ выходят больше потому, что у них нижняя граничная частота по свободному полю должна быть значительно ниже, чем у ЗЯ — чтобы в салоне получились сравнимые результаты.

Теперь, используя все те же зависимости, можем построить аналогичные зависимости и для ФИ (рис. 4).

Рис. 4. Графики распределения объёмов ящиков с ФИ: с Qtc = 0,58, Fc = 53 Гц, Fb = 32,6 Гц

Qts что это в автозвуке. trec ris4. Qts что это в автозвуке фото. Qts что это в автозвуке-trec ris4. картинка Qts что это в автозвуке. картинка trec ris4

Обратите внимание, за основу для построения двух последних графиков были выбраны зависимости для оформления (и головок) с потерями, поскольку ящики получались чуть более компактными. И тоже для удобства пользования все данные мы свели в таблицу 2. Цветом выделена область значений функции, не превышающих 85 л (три «кубика»).

Таблица 2. Объёмы ящика с ФИ, имеющегоо стандартизованную форму АЧХ

SPLQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50
802,4512,9493,8965,669
813,0863,7124,9057,137
823,8854,6736,1758,985
834,8915,8837,77411,31
846,1577,4079,78614,24
857,7519,32512,3217,93
869,75811,7415,5122,57
8712,2814,7819,5328,41
8815,4718,6124,5835,77
8919,4723,4230,9545,03
9024,5129,4938,9656,69
9130,8637,1249,0571,37
9238,8546,7361,7589,85
9348,9158,8377,74113,1
9461,5774,0797,86142,4
9577,5193,25123,2179,3
9697,58117,4155,1225,7
97122,8147,8195,3284,1
98154,7186,1245,8357,7
99194,7234,2309,5450,3
100245,1294,9389,6566,9

Из сравнения данных таблиц 1 и 2 нетрудно заключить, что все без исключения ящики с ФИ имеют больший объём, нежели соответствующие ЗЯ. Тогда, спрашивается, ради чего огород городить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, попробуем учесть акустическое усиление и прибавить к данным первого столбца те самые 4 дБ. А результат для ФИ и ЗЯ сведём в общую таблицу 3.

Таблица 3. Сравнение объёмов ЗЯ и ФИ

Закрытый ящикЯщик с ФИ (АЗ1)
SPL, дБQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50Qes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50
843,4393,7514,2985,2902,4512,9493,8965,669
854,3294,7225,4116,6603,0863,7124,9057,137
865,4505,9456,8128,3843,8854,6736,1758,985
876,8617,4858,57610,554,8915,8837,77411,31
888,6379,42310,8013,296,1577,4079,78614,24
8910,8711,8613,5916,737,7519,32512,3217,93
9013,6914,9317,1121,069,75811,7415,5122,57
9117,2318,8021,5426,5112,2814,7819,5328,41
9221,7023,6727,1233,3815,4718,6124,5835,77
9327,3129,8034,1442,0219,4723,4290,9545,03
9434,3937,5142,9852,9024,5429,4938,9656,69
9543,2947,2254,1166,6030,8637,1249,0571,37
9654,5059,4568,1283,8438,8546,7361,7589,85
9768,6174,8585,76105,548,9158,5377,74113,1
9886,3794,231108,0132,961,5774,0797,86142,4
99108,7118,6135,9167,377,5193,25123,2179,3
100136,9149,3171,1210,697,58117,4155,1225,7

Как можно заметить, с учётом такой поправки фазику удаётся отыграть некоторое количество объёма (9 — 29%) у закрытого ящика. Исключение составляет только вариант с добротностью головки 0,50; как было уже сказано, головки с высокой добротностью мало приспособлены для работы в ФИ.

Что будет, если выбрать настройку с акустическим усилением не 4 дБ, а меньше или, наоборот, больше? Чем меньше усиление, тем физически меньший вклад в излучение вносит фазоинвертор и тем объём такого оформления ближе к объёму ЗЯ. Чем больше усиление, тем больше объём ящика с ФИ, но тем больший выигрыш в объёме (по сравнению с ЗЯ) он даёт с учётом акустического усиления. Получается так: если конструктор акустики, работающей в условиях свободного поля, платит относительным усложнением конструкции за снижение нижней частотной границы, то создатель акустики, работающей в компрессионной среде, платит той же монетой за сокращение объёма ящика. Одновременно с наращиванием акустического усиления, конечно же, увеличивается неравномерность АЧХ. Однако рост этой неравномерности не столь важен, поскольку происходит за пределами того диапазона (4/3 октавы), который нас интересует.

В своём стремлении выявить закономерности для установления объёмов оформления мы совершенно не касались немаловажного вопроса о реализуемости ящиков в данных конкретных объёмах с использованием тех или иных головок. Подробное рассмотрение этих закономерностей выходит за рамки любого одиночного журнального материала. Однако если ввести в рассмотрение ограничения по возможным значениям объёма ящика Vb, а также параметров Vas и Mas (масса подвижной системы) в зависимости от типоразмера, плюс ограничения на величину силового фактора Bl (уже вне зависимости от типоразмера), то можно получить любопытные результаты.

Идём снизу. Головки калибра 8 дюймов позволяют перекрыть примерно 2/3 диапазона по SPL снизу вверх (по нашей таблице получается наоборот, сверху вниз), то есть от 80 и до 94 дБ/Вт. Причём для головок с более высокой Qes «область покрытия» шире, чем у «восьмёрок» с мощным магнитом и, соответственно, низкой добротностью. Кстати, это общая закономерность: с учётом конструктивных ограничений область применения головок с низкой электрической добротностью смещается вниз, то есть в область более высокой чувствительности и большего объёма ящика.

Теперь переходим к наиболее известному в нашей отрасли (хотя и редкому) калибру 18 дюймов. Совершенно очевидно, что ящики на головках с такими статями оккупируют нижнюю часть таблицы — с большими объёмами и соответствующей чувствительностью. Головки с добротностью 0,2, как оказалось, вообще нереализуемы (мы же с вами не раз отмечали, что чем больше калибр, тем выше (на круг) добротность). Головки с добротностью 0,3 позволяют построить ящик с чувствительностью не ниже 97 дБ/Вт, но и объём там будет нешуточный. (Если у неё чувствительность ниже, значит, сабвуферы с «правильной» формой АЧХ на них не получаются, но они, наверное, и не для того создаются, по крайней мере в нашей отрасли.) Головки с добротностью выше 0,4 и дальше позволяют работать с опорной чувствительностью от 96 дБ/Вт и выше.

«Пятнашки» с добротностью около 0,20 — редкость чрезвычайная, один из таких раритетов нам недавно встретился «на ковре». На них реализуются ЗЯ с чувствительностью 92 — 94 дБ/Вт, и всё тут. По крайней мере так у меня получилось. Головки с более высокой добротностью покрывают более широкую область — от тех же 92 дБ/Вт и дальше.

Наконец, головки калибра 12 и 10 дюймов совместно перекрывают 3/4 диапазона, не вторгаясь лишь в область 84 дБ/Вт и ниже и оставив свободными ячейки с чувствительностью 100 дБ/Вт и немного ниже.

Может возникнуть вопрос: а что будет, если головки играют не по нашим правилам, в частности, чувствительность у них ниже, нежели положено? Это будет означать, что параметры головки не позволяют уложить АЧХ в заданный допуск 1,9 дБ при заданном объёме ящика. То есть либо ящик будет больше, либо же АЧХ будет иметь более высокую неравномерность. Так что приведённой выше таблицей можно пользоваться в качестве универсального определителя минимального объёма ящика. Правда, сказанное относится только к закрытому ящику, для фазоинвертора зависимости уже не столь однозначны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *