Остров сокровищ: 10 легендарных курток и материалов Stone Island
Мало где еще так заметна цикличность истории, как в одежде. С проникновением в повседневность рабочей, военной, аутдоровской и вообще какой угодно эстетики из забытья на первые роли выходят одни бренды. Другие в это время либо стремятся соответствовать спросу, делая херитейжные рюкзаки с отделом для лэптопа, либо, притаившись, выжидают своего часа, изо всех сил стараясь не разориться. Идти вразрез с пресловутой модой решаются немногие. Еще меньше примеров, когда бренд — это в первую очередь философия, возвышенная идея, понятная не для всех, но позволяющая вещам становится частью чего-то большего. И пока история диктует рынку свои условия, вещи Stone Island существуют вне времени.
А началось все с желания экспериментировать. В 1982 году графический дизайнер Массимо Ости, до этого много сделавший для бренда Chester Perry Company (позже ставшего C. P. Company), посвящает себя новому детищу. Суть нового проекта была в создании одежды из материалов, которые позволят заново взглянуть на мужской повседневный гардероб. Ему интереснее было сперва создать ткань, а потом уже из нее вещь. В своей лаборатории в городе Модена Ости погрузился в эксперименты с различными видами ткани, стараясь приспособить для создания повседневной городской одежды материалы из военной и промышленной индустрии. Бронза, стекло, брезент — это лишь малая часть того, с чем он связывал будущее мужского стиля.
Будучи замкнутым человеком, Ости проводил много времени наедине с собой, а главным его собеседником, музой и в то же время оппонентом была природа. Главное отличие курток Stone Island от изделий иных производителей очень проста — они бросают вызов природе, а не наоборот. В своих экспериментах с тканями и производством Ости стремился ответить на вопрос «что может человек противопоставить природе»? Его куртки — это доспехи, которые не подстраиваются под погодные условия, а позволяют своему носителю просто не принимать их всерьез. Уже под конец жизни итальянский дизайнер, делая эскизы совершенно фантастических униформ, рассуждал на тему выживания человечества после ядерной катастрофы, когда природы как таковой не будет.
Помимо всех новшеств и абсолютной уникальности, залог успеха марки заключается еще и в легенде, его окутавшей. До сих пор есть несколько версий происхождения названия. Ости было важно лишний раз подчеркнуть близость своего детища с природой, их неразрывную взаимосвязь. Но называлась ли так его яхта, вдохновили ли его труды Джозефа Конрада или Ости решил просто перевести с итальянского название своей любимой книги «Isole di Pietre» — теперь это все является предметом споров.
Такой же смысл дизайнер вложил и в логотип, не просто ставший квинтэссенцией философии бренда, но и окончательно связавший вещи Stone Island с военной униформой. Патч стал своеобразным культом, неспроста появилась шутка, что он добавляет +3 к мане, +5 к атаке. А британский журналист Марк Баттервуд, часто упоминавший Stone Island в своих статьях на страницах журнала Front Magazine, посвященных злоключениям британских фанатов, писал, что «патч — не только медаль за отвагу на дерби».
К сведению
Первоначально «компас» немного отличался по цвету от современного и пристёгивался на первых моделях на корпус или левый рукав у запястья, позже он поднялся выше и теперь чаще всего красуется на левом предплечье. Помимо патча классической расцветки можно встретить полностью белый на лимитированных моделях, а также абсолютно чёрный, венчающий всю линейку SI Shadow. Патч на вещах, выпущенных к недавнему юбилею бренда, обзавёлся ещё и венком.
Этот год стал для марки юбилейным — Stone Island исполнилось тридцать лет. В связи с этим событием в рамках Pitti Uomo во Флоренции открылась выставка наиболее интересных и особенных моделей курток, ведь они как ничто другое характеризуют Stone Island. Именно через куртки Массимо Ости смог реализовать весь свой изобретательский гений.
ФОТОГРАФИИ С ВЫСТАВКИ STONE ISLAND 30
Мы решили выбрать десять классических моделей и материалов Stone Island, наиболее ярко демонстрирующих эволюцию бренда и применение новых технологий в мужской одежде. Разумеется, многие технологические приемы, используемые в куртках Stone Island, во многом непонятны неспециалистам, но мы попробуем разобраться.
10 ЛЕГЕНДАРНЫХ КУРТОК И МАТЕРИАЛОВ STONE ISLAND
TELLA STELLA
Первая куртка, которая была частью ещё не бренда, а коллекции под названием Stone Island. Именно эта модель закрепила в сознании Ости решение о создании новой полноценной компании. В куртке отразилась вся страсть дизайнера к морской эстетике, но его больше привлекали не силуэты якорей, а скорее пятна бензина на воде. Анорак был сшит из двухцветного брезента — темно-синего снаружи и бордового внутри. К 30-летию бренда эта модель была переиздана в нескольких цветовых вариантах и представлена в некоторых онлайн-сторах.
RASO GOMMATO
Можно сказать, что Stone Island начали использовать военную эстетику еще до того, как это вышло в массы. Raso Gomatto — это хлопковый атлас, благодаря которому куртки приобретали необыкновенную легкость. А чтобы она еще и смогла выдержать испытание дождем, снаружи материал был покрыт полиуретаном.
ALU C
Alu C можно назвать зимним аналогом Raso Gommato. Металлический внешний вид с отражающей свет способностью куртки из Alu C приобрели, благодаря использованию серебристого полиуретана. Именно с этих курток началось победоносное шествие итальянской марки по миру.
ICE JACKET
Ice Jacket — это скорее целая линейка курток, появившихся в конце 1980-х. Их задача — переносить любые порывы ветра и сохранять температуру тела своего владельца независимо от погодных условий. Это достигнуто благодаря теплоустойчивости ткани, созданной с использованием специальных жидких кристаллов. Они же в ответе за изменение цвета материала, например, от желтого до темно-зеленого вследствие понижения температуры воздуха.
REFLECTIVE JACKET
Впервые увидевшая свет в 1991 году знаменитая Reflective Jacket стала известна из-за использования японского материала, сочетавшего в себе водоотталкивающую ткань и тысячи микроскопических стеклянных частиц, которые способны отражать свет даже от самого слабого источника.
OLTRE
Материал Oltre многие называли «второй кожей», он представлял собой тонкий слой нейлона с блестящим глянцевым покрытием. Несмотря на свою искусственность, материал позволял курткам отлично пропускать воздух, но в тоже время защищал от влаги и ветра. Именно этот материал стал последним, к чему Ости приложил руку в Stone Island перед своим уходом из компании.
RADIALE
Radiale — это эксперимент, начатый еще Ости и законченный Карло Риветти и Полом Харви, занявшим место Ости после его ухода. Главной задачей при создании было усовершенствование военного бушлата в плане морозоустойчивости, но с сохранением легкости силуэта.
Добиться такого результата удалось за счет ламинирования ткани с использованием резины. В близких к Radiale моделях конца 1990-х — Radiale Esploso и Nylana — применялось трудное как для понимания, так и в изготовлении сочетание нейлона и парусины.
SILVER JACKET /// BRONZE JACKET
Невозможно выбрать лучшую куртку Stone Island, но если говорить о сочетании технологического прорыва, эстетической составляющей и надежности, то эти модели и произведения искусства приходят на память в первую очередь. Только в преддверии миллениума и только для показа в Центре Помпиду могли появиться куртки, при производстве которых использовался материал, представляющий из себя сочетание хлопка со стопроцентной нержавеющей сталью и бронзой.
KEVLAR
Сложно представить, что кто-то может использовать материал для армирования автомобильных шин в производстве верхней одежды. Однако в 2001 году Stone Island выпускает куртку из пара-арамидного волокна, которое в пять раз прочнее стали. Помимо прочего поверхность была покрыта полиуретаном, что позволило этим «доспехам» еще и переливаться на солнце.
THE LIGHT JACKET
Даже представление о лаконичности у Stone Island отличается от стандартного. Простая с виду куртка, выпущенная в 2002 году, снабжена белой окантовкой с оптоволоконным покрытием, которая при попадании на нее света выделяет контур голубоватым неоновым светом.
Первая куртка, которая была частью ещё не бренда, а коллекции под названием Stone Island. Именно эта модель закрепила в сознании Ости решение о создании новой полноценной компании. В куртке отразилась вся страсть дизайнера к морской эстетике, но его больше привлекали не силуэты якорей, а скорее пятна бензина на воде. Анорак был сшит из двухцветного брезента — темно-синего снаружи и бордового внутри. К 30-летию бренда эта модель была переиздана в нескольких цветовых вариантах и представлена в некоторых онлайн-сторах.
RASO GOMMATO
Можно сказать, что Stone Island начали использовать военную эстетику еще до того, как это вышло в массы. Raso Gomatto — это хлопковый атлас, благодаря которому куртки приобретали необыкновенную легкость. А чтобы она еще и смогла выдержать испытание дождем, снаружи материал был покрыт полиуретаном.
ALU C
Alu C можно назвать зимним аналогом Raso Gommato. Металлический внешний вид с отражающей свет способностью куртки из Alu C приобрели, благодаря использованию серебристого полиуретана. Именно с этих курток началось победоносное шествие итальянской марки по миру.
ICE JACKET
Ice Jacket — это скорее целая линейка курток, появившихся в конце 1980-х. Их задача — переносить любые порывы ветра и сохранять температуру тела своего владельца независимо от погодных условий. Это достигнуто благодаря теплоустойчивости ткани, созданной с использованием специальных жидких кристаллов. Они же в ответе за изменение цвета материала, например, от желтого до темно-зеленого вследствие понижения температуры воздуха.
REFLECTIVE JACKET
Впервые увидевшая свет в 1991 году знаменитая Reflective Jacket стала известна из-за использования японского материала, сочетавшего в себе водоотталкивающую ткань и тысячи микроскопических стеклянных частиц, которые способны отражать свет даже от самого слабого источника.
OLTRE
Материал Oltre многие называли «второй кожей», он представлял собой тонкий слой нейлона с блестящим глянцевым покрытием. Несмотря на свою искусственность, материал позволял курткам отлично пропускать воздух, но в тоже время защищал от влаги и ветра. Именно этот материал стал последним, к чему Ости приложил руку в Stone Island перед своим уходом из компании.
RADIALE
Radiale — это эксперимент, начатый еще Ости и законченный Карло Риветти и Полом Харви, занявшим место Ости после его ухода. Главной задачей при создании было усовершенствование военного бушлата в плане морозоустойчивости, но с сохранением легкости силуэта.
Добиться такого результата удалось за счет ламинирования ткани с использованием резины. В близких к Radiale моделях конца 1990-х — Radiale Esploso и Nylana — применялось трудное как для понимания, так и в изготовлении сочетание нейлона и парусины.
SILVER JACKET /// BRONZE JACKET
Невозможно выбрать лучшую куртку Stone Island, но если говорить о сочетании технологического прорыва, эстетической составляющей и надежности, то эти модели и произведения искусства приходят на память в первую очередь. Только в преддверии миллениума и только для показа в Центре Помпиду могли появиться куртки, при производстве которых использовался материал, представляющий из себя сочетание хлопка со стопроцентной нержавеющей сталью и бронзой.
KEVLAR
Сложно представить, что кто-то может использовать материал для армирования автомобильных шин в производстве верхней одежды. Однако в 2001 году Stone Island выпускает куртку из пара-арамидного волокна, которое в пять раз прочнее стали. Помимо прочего поверхность была покрыта полиуретаном, что позволило этим «доспехам» еще и переливаться на солнце.
THE LIGHT JACKET
Даже представление о лаконичности у Stone Island отличается от стандартного. Простая с виду куртка, выпущенная в 2002 году, снабжена белой окантовкой с оптоволоконным покрытием, которая при попадании на нее света выделяет контур голубоватым неоновым светом.
Сначала я хотел рассказать про отсылки новой коллекции SS’19 к предыдущим периодам, но решил посмотреть под другим углом. Эта коллекция стала 70-й по счёту для бренда и презентовали ее в Миланском шоуруме именно как юбилейную коллекцию. Кажется, у Nitty Gritty были фото оттуда с большим флагом «70th Collection», но сейчас их найти не могу.
Поэтому мы решили сделать небольшую ретроспект и ву, как менялся стиль коллекций Stone Island с течением времени и сравнить новую 70-ю коллекцию с другими юбилейными: 60-й, 50-й и так далее до самой первой, то есть 0-й. Всё это коллекции сезона весна-лето, так что будет особенно наглядно и понятно.
Тут стоит сказать, что коллекции с весна-лето 1982 по осень-зима 1983 были без номеров, первой «номерной» коллекцией стали вещи сезона весна-лето 1984. Видимо, это связано с тем, что сначала бренд был линейкой внутри бренда CP Company. Оно и к лучшему, так как про первую коллекцию Stone Island написано и так очень много.
1)70-я коллекций, сезон весна-лето 2019
В принципе, ничего кардинально нового мы не увидели, это развитие основных тенденций коллекций Stone Island: спортивные модели вместо милитари-эстетики, яркие насыщенные цвета и простые силуэты. Особое внимание стоит обратить на куртку (и треники) heat reactive — ткань меняет цвет в зависмости от окружающей температуры (1-е фото). Правда интересная модель, на которую стоит обратить внимание. Цена будет в районе 800 евро.
Полная история ручных методов обработки одежды в коллекциях Stone Island.
Итальянцы Stone Island известны уникальными технологиями производства одежды. В своих куртках они чего только не используют: брезент, композитные материалы, моноволоконный нейлон, сверхпрочный кевлар, светоотражающие и термочувствительные ткани и даже лёгкие металлы.
Но в последние годы бренд всё чаще окрашивает вещи вручную или обрабатывает уже полностью готовую одежду. Илья Вахошкин, автор канала StyleThere и фанат Stone Island, собрал полную хронологию появления таких вещей в коллекциях бренда и предположил, что будет дальше.
Первые эксперименты с нанесением красок на готовые вещи начал ещё основатель Stone Island Массимо Ости. Например, в коллекции осень-зима 1991-го года появляется нейлоновая куртка, вручную окрашенная спреем:
К идее такого окрашивания компания возвращается спустя несколько лет, в сезоне осень-зима 1994. Для придания переливчатого эффекта на готовую куртку из хлопкового канваса распыляют спрей из смолы голубого цвета:
Интересно, что по каким-то причинам эти две модели так и останутся прототипами и не попадут в финальные коллекции. Обе куртки сейчас хранятся в архиве Массимо Ости, который принадлежит его семье.
В 1994-м году Массимо Ости покидает компанию, его компаньон Карло Риветти выкупает пакет акций и становится владельцем Stone Island. После ухода Ости предложения стать дизайнерами бренда получает Лоренцино Пьяцци, помощник Массимо Ости. За несколько лет до этого именно он нашёл термочувствительную ткань, которую использовали для создания знаменитой куртки Ice Jacket. Вторым претендентом становится Пол Харви, с которым Карло Риветти знакомится на выставке одежды в Мюнхене. Пьяцци от должности отказывается, а Пол Харви соглашается. Он будет главным дизайнером бренда на протяжении 12 лет, до 2007-го года.
Пол Харви — англичанин. Он закончил знаменитый Колледж Святого Мартина, в основе его дизайнерского подхода тоже лежит функция, но стиль остаётся подчеркнуто английским и лаконичным. Коллекции становятся более сдержанными, цвета спокойными, поэтому и экспериментам с распылением красок, видимо, почти не находится места.
Впрочем, осенью 1997-го года идею раскрашивания уже готовой вещи он применяет совсем по-другому. Теперь таким красителем становится коррозийная паста, которая обесцвечивает ткань:
Спустя 5 лет, в 2002-м, эта разработка получит еще более интересное продолжение. Её применяют только в определенных местах куртки, чтобы передать идею выгоревшей на солнце одежды:
А еще через 20 лет, уже в 2017-м этот способ обработки ткани вернётся в виде целой капсульной коллекции Hand Corrosion. Куртки, свитеры и свитшоты с такой технологией будут обесцвечены вручную и представлены сразу в нескольких цветах:
В 2007-м Пол Харви покидает Stone Island, Карло Риветти решает создать команду дизайнеров разных возрастов и национальностей, чтобы сделать бренд более разносторонним и современным. А пока команда новых дизайнеров набирается опыта, он нанимает для создания коллекций компанию JJONE, которая основана одним из бывших помощников Массимо Ости. С 2007-го по 2010-й год JJONE будет разрабатывать флагманские вещи Stone Island. Так, эксперименты с окрашиванием вновь возвращаются в коллекции бренда.
Новый подход чувствуется сразу. Уже осенью 2008 появляется знаменитый Hand Painted камуфляж. Перед тем, как вручную окрашивать куртку в камуфляжный рисунок, она обесцвечивается коррозийной пастой:
А в 2010-м году в обновлённом виде возвращаются знаменитые светоотражающие куртки. Технология называется Liquid Reflective и от обычных моделей отличается тем, что рефлективная ткань вручную обработана специальным спреем, а затем высушена в печи. За счёт этого на каждой куртке появляется своя неповторимая патина:
Эксперименты с окрашиванием вручную продолжаются в 2013-м году: выходит куртка Raso Gommato с рукавами, обесцвеченными вручную:
А спустя год появляется новая версия Hand Painted Camo. Как и 7 лет назад, сначала куртка окрашивается методом garment dyed, после вручную обесцвечивается коррозийной пастой и затем окрашивается в камуфляж:
В середине 2010-х увлечение стритвиром, кроссовками и оверсайзом достигает своего пика. Кроме того, в эти же годы Stone Island выходит на новый для себя рынок США, где бренд решает продвигаться с помощью Дрейка и других звёзд хип-хопа. Под влиянием этих факторов стиль коллекций меняется. Силуэты становятся свободными, а цвета — более яркими и разнообразными.
Кроме того, бренд решил занять новую для себя нишу. Теперь Stone Island не только использует технологичные материалы, но и ремесленные техники работы с одеждой. Таким образом компания дистанцируется от околоспортивного имиджа и становится ближе к люксу.
И ручное окрашивание, и финальная обработка материалов становится одним из основных методов достижения этих целей. Поэтому теперь такие модели появляются практически в каждой коллекции Stone Island.
В коллекции весна-лето 2017 появляется линейка Hand Corrosion. Готовую одежду окрашивают специальным обесцвечивающим коррозийным составом, что делает каждую вещь уникальной:
В этой же коллекции появляется обработка Dust Treatment с эффектом пыли:
В следующем сезоне бренд развивает Dust Treatment. Зимняя версия получает название Dust Frost и передаёт эффект инея:
Интересно, что куртка с обработкой Dust была разработана специально и для коллаборации Stone Island x Leform. Московский магазин одним из первых показал итальянский бренд российскому рынку. А в 2017-м году, к своему 20-летию Leform выпустил несколько совместных проектов с ключевыми брендами. В том числе со Stone Island.
Вот что про куртку из коллаборации рассказывал Сергей Танин, бренд-менеджер Leform:
«Материал куртки David TC, плюс Stone Island на этой модели впервые попробовали Dust Treatment. Это обработка появилась потом в коллекции Shadow. Я сказал, что David TC скучный материал, если его не обработать. И они начали пробовать — до этого и без того дорогую микрофибру они не обрабатывали, чтобы не вышло еще дороже. Цвет внутренней куртки посвящен Массимо Ости, внешней Бодрову-младшему».
А осенью 2019-го года возвращается камуфляж HandPainted. Новая версия получает название Paintball, но видимо из-за сомнительной расцветки, она так и не становится популярной. Многие вещи можно найти на скидках до сих пор:
В новой коллекции весна-лето 2020 тоже много вещей с постобработкой и ручным окрашиванием:
На сайте бренда уже есть hand-sprayed свитеры. Но самое интересное ещё впереди. Спустя три года в коллекцию возвращается обработка Dust:
И впервые такая обработка будет применена ещё и к светоотражающей ткани, которая добавит объемный эффект. Для Stone Island технология reflective является одной из ключевых. Чтобы отличаться от других брендов, Stone Island постоянно изменяет и совершенствует её. За последние десять лет бренд покрывал reflective специальным спреем, окрашивал методом garment dyed и выпускал специальную пиксельную-версию. Была даже куртка, совмещающая в себе технологии Ice и Reflective.
Учитывая, что многие идеи бренда переходят из коллекции в коллекцию, можно предположить, что следующей осенью вновь появятся вещи с обработкой Frost. Возможно, она будет применена и для термочувствительного Ice jacket.
В области разработки уникальных материалов и техник обработки ткани компания Stone Island всегда была трендсеттером и задавала тенденции на годы вперед. К примеру, у итальянцев Nemen уже появлялись модели одежды, обработанные специальной металлической краской:
А в последнее время дизайнеры бренда увлеклись окрашиванием Tie Dye, которое тоже делает каждую вещь уникальной. С помощью него были сделаны куртки из коллаборации с Kith. Такие же модели появились и на превью коллекции осень-зима 2020.
Так что вполне возможно, скоро эти методы станут фишкой не только Stone Island, но и многих других брендов.