Rdf топливо что это
Greenpeace — профильным ведомствам: откажитесь от производства топлива из отходов
Вместо производства RDF-топлива из отходов организация требует развивать переработку и поэтапно запрещать одноразовые товары и упаковку
Соответствующие требования Greenpeace направил министру природных ресурсов и экологии Александр Козлову и директору Российского экологического оператора (РЭО) Денису Буцаеву — ответственным за проведение мусорной реформы в России.
В письме Greenpeace выражает беспокойство из-за планов властей развивать такую технологию. Чтобы добиться целей нацпроекта «Экология» и снизить объёмы захоронения на полигонах, чиновники активно пытаются развивать применение новой технологии — сжигания отходов в виде RDF-топлива вместо углеродного топлива на цементных заводах.
РЭО уже заключил первые соглашения — с заводами «ЛафаржХолсим» и «Евроцемент». Переговоры велись ещё с девятью цементными холдингами, которым принадлежит 28 заводов (сейчас в России работает 58 заводов). По оценке РЭО, на модернизацию всех этих заводов для работы на таком топливе потребуется 13,5 миллиарда рублей. Помимо этого, планируется построить и новые объекты по производству топлива. Расходы на это могут составить около 10 миллиардов рублей.
Готовое RDF-топливо в брикетах
Greenpeace отмечает, что использовать топливо из отходов опасно для здоровья и окружающей среды. Его сжигание меняет структуру загрязняющих веществ в выбросах цементных заводов и приводит к увеличению выбросов диоксинов, кадмия, бензола, которые токсичны для человеческого организма.
Помимо этого, сейчас нет закона, который регулирует использование RDF-топлива. Это значит, что на практике могут происходить нарушения. Например, ради экономии на цементных заводах и теплоэлектростанциях можно будет устанавливать менее качественное очистное оборудование, а сам процесс сжигания топлива будут хуже контролировать.
Greenpeace отмечает, что такой способ обращения с отходами не соответствует государственным приоритетам и противоречит принципам экономики замкнутого цикла. Кроме того, в России сейчас нет активного спроса на топливо из отходов. Сейчас в стране ежегодно образуется 35 миллионов тонн неперерабатываемых отходов, из которых потенциально могут производить RDF-топливо. При этом всем существующим цементным заводам столько топлива не нужно: они способны принять лишь 25—30% от этого объёма.
«Чиновники очень хотят выполнить поставленную президентом задачу сократить захоронение отходов на полигонах на 50% к 2030 году и ищут быстрые и, на их взгляд, правильные решения. Одно из таких — топливо из отходов. Но этот путь — ложный. Мы считаем, что эта технология не должна получать господдержку, в том числе финансовую. Без субсидий от государства и экосбора от расширенной ответственности производителя (РОП) проекты по производству и использованию топлива из отходов нерентабельны в России», — комментирует эксперт проекта «Ноль отходов» Дмитрий Нестеров.
RDF – три буквы, которые очень беспокоят экологов
Что такое RDF и почему специалисты не поддерживают появление в Беларуси нового способа обращения с отходами, разбираемся с руководительницей Общественного информационного центра по вопросам химической безопасности и отходов Центра экологических решений Натальей Блыщик.
Наталья Блыщик. Фото Светланы Ворошиловой
Что такое рдф-топливо?
RDF-топливо, или Refuse Derived Fuel, – топливо, которое состоит из оставшихся после сортировки отходов. Оно предназначено для получения энергии.
В идеале путь отходов от нашего мусорного ведра до RDF-топлива может выглядеть так. Собранные у населения отходы сортируют, извлекая вторсырьё – стекло, пластик, металл, бумагу и картон. Всё вторсырьё отправляют на переработку. На сортировочной линии должна отделяться также и органика (в основном остатки еды и растений), её либо захоранивают на полигоне (а потом используют для получения биогаза), либо компостируют. А всё, что осталось, является сырьём для топлива.
По некоторым данным, после такой сортировки останется примерно треть мусора. Это – прочие отходы, в число которых входят неперерабатываемые материалы, а также перерабатываемые, но сильно загрязнённые. Эти остатки измельчают, получая пре-RDF-топливо. Измельчённую массу прессуют в гранулы и брикеты – RDF-топливо готово.
Почему это может быть небезопасно?
Ни на одной из стадий производства RDF-топлива не предусмотрено извлечение опасных отходов. А они есть. Это, например, ртутьсодержащие энергосберегающие лампы, батарейки, остатки лекарств. В мусор попадают также остатки лакокрасочной продукции, автомобильные отходы, пластики. В процессе сжигания все эти отходы могут выделять небезопасные вещества, многие из которых являются стойкими органическими загрязнителями (после попадания в окружающую среду они накапливаются, «вклиниваясь» в пищевые цепочки), тяжёлыми металлами (например, свинец в любой концентрации опасен для нашего здоровья).
Отделять опасные отходы можно было бы на этапе первичной сортировки при производстве RDF-топлива. Почему тогда про этот этап «забыли»? Оказывается, проектировщики предприятий по производству такого «альтернативного» топлива считают, что в составе нашего мусора токсичных отходов нет – люди просто не выбрасывают его вместе с остальным, относят в места сбора опасных отходов или оставляют в специальных контейнерах. В нашей стране, как вы догадываетесь, это не так. С одной стороны, не все белорусы обращают на это внимание (многие не сортируют мусор дома вообще!), с другой стороны, пока не везде стоят контейнеры для опасных отходов, особенно это касается регионов.
Почему энергию от RDF-топлива нельзя называть возобновляемой?
Возобновляемые источники энергии – это энергоресурсы постоянно существующих природных процессов (например, от солнца, ветра, биомассы и так далее). Характерной особенностью возобновляемых источников энергии является их неистощаемость либо способность восстанавливать свой потенциал за короткое время (в пределах жизни одного поколения людей). Именно эта характеристика «самовосстановления» заставляет некоторых считать, что RDF-топливо – возобновляемый источник энергии. Якобы отходы образуются постоянно и их поток никогда не иссякнет. Это ловушка. Ведь вместо того, чтобы сокращать количество образующихся отходов, к чему сегодня стремятся все прогрессивные страны, мы можем начать производить их в разы больше для того, чтобы «кормить» предприятия по производству RDF-топлива. Соответственно, будет выпускаться больше вещей, тратиться больше материалов, энергии и иных ресурсов планеты. Не будет смысла говорить про разумное рациональное потребление. Зачем? Нам же нужно производить «возобновляемое» топливо!
Для компаний, которые хотят развивать мусоросжигательную отрасль, выгодно поддерживать миф о том, что получение энергии из отходов – это возобновляемая энергетика. Объясняется просто: на развитие «зелёных» технологий во многих странах можно получить налоговые послабления и выгодные кредиты.
Почему сжигание отходов – это неэкологично?
В идеальной схеме обращения с отходами сжигания вообще нет. Сжигание отходов – по сути, вынужденная мера, к которой прибегают в тот момент, когда нужно быстро решить вопрос большого количества свалок. Хотя свалки – это также, как и сжигание, результат плохо продуманной стратегии по обращению с отходами. То есть такой политики обращения с отходами, которая не учитывает полный жизненный цикл товаров и услуг с момента производства до переработки отслуживших свой срок вещей. Свалки — результат отсутствия мер по снижению образования мусора, удобной для населения системы сбора отходов и т.д.
Сжигают также те отходы, которые нельзя переработать. Действительно, это гораздо быстрее, чем продумать системную работу с производителями по снижению выпуска неперерабатываемых товаров, с покупателями – по снижению спроса на такие вещи; это быстрее, чем менять законодательство в этой сфере или, например, вводить меры стимулирования для тех, кто отходов не производит.
Сжигая отходы, мы не избавляемся от проблемы, а всего лишь делаем её «наполовину невидимой». Объём отходов уменьшается, но полностью не исчезает – остаётся примерно 30—40 процентов золы с высокой концентрацией токсинов. Кроме того, что десятки токсических соединений остаются в золе, часть ещё в процессе может попадать в воздух. Вопрос о том, что делать с «отравленной» золой открыт, ведь это токсичные отходы и для их захоронения нужны новые полигоны. В нашей стране пока нет лаборатории, которая бы могла фиксировать выбросы стойких органических загрязнителей в воздух.
Кроме того, сжигание – это дополнительный выброс парниковых газов, что является очевидным экологическим минусом, а также противоречит планам правительства по снижению выбросов и обязательствам, взятым после подписания Парижского соглашения.
Почему это экономически невыгодно?
Те, кто продвигает эту технологию, нередко спекулируют на экономике процесса: мол, были отходы – получили топливо. Однако в нашей стране, в отличие от многих других, сегодня не подсчитывается такой экономический показатель как потенциальные расходы государства на лечение заболеваний населения, которые могут быть вызваны внедрением того или иного решения, строительством вредного предприятия. Пока эти расходы «невидимы», в Беларуси могут появляться нездоровые технологии и практики. Важно понимать: в случае RDF опасным для здоровья и окружающей среды будет использование топлива, а не процесс его производства.
По данным «Гринпис России», капитальные затраты на сжигание отходов в 8–9 раз выше, чем на переработку раздельно собранных отходов. Высока и инвестиционная составляющая: тариф на сжигание в 5–12 раз выше, чем на сортировку. Решение проблемы отходов другими методами экономит деньги.
Есть ли в Беларуси предприятия, производящие RDF-топливо?
Сегодня в Беларуси таких производств нет. Однако сейчас говорят о возможном появлении такого предприятия. Однако прежде чем его строить, необходимо подготовить технологическую базу для использования топлива, например, нужно совершенствовать систему очистки, что очень дорого. Напрашивается вопрос: сделают ли это?
В этом году проходило обсуждение проекта строительства мусороперерабатывающего предприятия с линией производства пре-RDF-топлива под Минском. Такое решение является невыгодным и с логистической точки зрения, так как транспортировка его к цементным предприятиям приведет к значительному удорожанию топлива.
По мнению специалистов, принятие решения о создании предприятия и дальнейшем использовании RDF-топлива слишком скоропалительно для нашей страны. Кроме того, производство и использование RDF-топлива тормозит развитие и использование альтернативных «зелёных» способов обращения с мусором.
Где используется RDF-топливо?
Зарубежные мусоперерабатывающие заводы, которые производят RDF-топливо из коммунальных отходов, делают его разного качества в зависимости от требований покупателя. Как правило, качество определяется тем, какова теплотворная способность топлива (в среднем по теплотворной способности 1,7 килограмма RDF-топлива соответствует одному кубометру природного газа) и содержанием вредных примесей. Именно вредные примеси удешевляют RDF-топливо и чаще всего не позволяют использовать его больше, чем 10—20 процентов от общего количества всего топлива на конкретном предприятии. Те предприятия, что используют большую пропорцию, чаще ремонтируют печное оборудование.
Потребителями RDF-топлива являются, прежде всего, цементные заводы и металлургические печи. Оборудование таких предприятий позволяет сжигать топливо при высоких температурах, что снижает количество вредных веществ в выбросах. Однако стоит быть к готовыми к тому, что в процессе сжигания могут возникать различные технические нюансы, от которых зависит качество процесса сжигания.
Использовать такое топливо при более низких температурах опасно для окружающей среды и здоровья человека. Именно поэтому недопустимо использовать RDF-топливо в коммунальных печах, котельных.
Топливо из ТБО
Применяются два основных способа управления муниципальными отходами: раздельный сбор у населения или сортировка смешанных отходов на специальном предприятии.
Первую модель применяют, как правило, к небольшим поселениям с численностью населения, не превышающей 10 тысяч жителей. Необходимо отметить, что она требует большой разъяснительной работы.
Вторая модель представляет собой оптимальное решение для мегаполисов и является самым простым и надежным способом достижения целей защиты окружающей среды.
«Refuse Derived Fuel (RDF) – топливо из твёрдых отходов, топливо на основе мусора, мусор, используемый в качестве топлива с целью получения теплоты в установках районного теплоснабжения».
Одну из основных целей политики индустриально развитых стран в области обращения с отходами представляет собой «Утилизация отходов в энергетических целях». В ЕС и Японии муниципальные отходы, оставшиеся после сортировки и выделения материалов, предназначенных для рециклинга, направляются на предприятия, специализирующиеся на производстве топлива из отходов.
Такое гранулированное топливо из ТБО получило специальное название Refuse Derived Fuel (RDF). Его уже более 50 лет производят в Европе и Японии, и используют преимущественно в цементном производстве.
Процесс получения RDF (Refuse Derived Fuel)
Процесс получения RDF включает несколько этапов. При сортировке ТБО, как правило, применяется пневматическая и магнитная сепарация, используются грохоты и другое оборудование, позволяющее извлечь компоненты, пригодные для рециклинга, и органические вещества для компостирования.
Топливо из ТБО представляет собой высококалорийную горючую фракцию муниципальных отходов размером около 25 мм.
Теплота сгорания специально отобранных и высушенных компонентов ТБО в 2 раза выше теплоты сгорания исходных. Поэтому одна тонна RDF заменяет тонну угля или тысячу кубометров природного газа. RDF в отличие от исходных ТБО может длительное время храниться и транспортироваться, имеет однородный фракционный состав, меньшую влажность и зольность, содержит меньше металлических включений.
Технология производства RDF в Великобритании
В Великобритании получила распространение технология производства RDF, разработанная исследовательской компанией «Уоррен Спринг». ТБО сначала подвергают грубому измельчению (размер частиц – до 200 мм), затем направляют на грохот для разделения на две фракции. Из крупной фракции в барабанном пневматическом сепараторе выделяют картон и бумагу, из мелкой фракции выделяют черный металл и стекло. Оставшийся материал после вторичного измельчения используется для получения RDF.
Установка производящая топливные брикеты методу «Фероспак»
В городе Сория (Испания) функционирует установка, производящая топливные брикеты методу «Фероспак», который предусматривает предварительное смешивание измельченных ТБО с промышленными отходами растительного происхождения. Прокомпостированные отходы смешивают со «свежими» ТБО в соотношении 1:5 и загружают на сутки в биотермический реактор.
Затем смесь поступает на грохот, магнитную сепарацию и дробилку для грубого измельчения, после чего направляется в биотермическую башню, дробилку для тонкого дробления (до фракции менее 5 мм) и во вторую биотермическую башню.
За счет частичной ферментации механическая прочность компоста снижается, что способствует меньшему износу молотков дробилок и меньшей затрате энергии на дробление. Из биотермических башен материал направляется в сушилку, куда подаются газы с температурой 300-350 °С (температура материала поднимается до 120-150 °С).
Подсушенный до влажности менее 8 % компост подается в пресс, выпускающий брикеты диаметром 80 мм. Плотность брикетов составляет около 1,2 т/м3, теплота сгорания – не менее 4000 ккал/кг.
Технологии производства и использования гранулированного топлива
Одним из лидеров в разработке и внедрении технологий производства и использования гранулированного топлива является итальянская энергетическая компания Marcegaglia. Один из ее проектов реализован в городе Массафра с населением 40 000 жителей, расположенном в провинции Таранто (на юге Италии). В проекте участвуют также компании: «Cisa S.p.a.», специализирующаяся на управлении отходами, и «Appia Energy».
Перерабатывающий комплекс построен в 2,5 км от центра города и введен в эксплуатацию осенью 2003 г. Ежегодно комплекс перерабатывает около 110 тысяч тонн муниципальных твердых отходов (MSW), образующихся в провинции Таранто. Это количество отходов производится примерно 200 тыс. жителями. Компания «Cisa» производит сортировку отходов, что позволяет возвратить в хозяйственный оборот все способные к использованию в качестве вторичного сырья материалы, отделять органическую фракцию и производить топливо из отходов (RDF).
Способные к использованию в качестве вторичного сырья материалы направляются на соответствующие предприятия для дальнейшей промышленной переработки, а RDF используется компанией «Appia» для выработки энергии.
Первым шагом является отделение металлов, стекла и так далее. Все процессы осуществляются в условиях вакуума для предотвращения распространения запахов. Первое измельчение готовит отходы к процессу биостабилизации, осуществляемому в биотуннелях с температурой 55 0C, куда материал помещается на 3 дня. Затем отходы разделяются на органическую и неорганическую фракции.
Первая фракция снова направляется в биотуннель для трансформирования в стабильную органическую фракцию, а вторая — просеивается для отделения материалов, пригодных для получения топлива (RDF). Остатки депонируются на полигонах. Легкие фракции обрабатываются и превращаются в RDF.
Что такое RDF-топливо
С 2006 по 2016 годы занимался общественной природоохранной деятельностью в Архангельске в экологической организации «Этас» (сегодня — «Движение 42»). В 2014-2016 годах координировал со стороны общественности проект по внедрению раздельного сбора отходов в Архангельске. С мая 2016 года работает в Greenpeace России. Эксперт проекта «Ноль отходов». Взаимодействует с инициативными группами по внедрению раздельного сбора отходов в городах России.
Мнение эксперта 6 минут 16/09/2021
читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме
Чиновники очень хотят выполнить поставленную президентом задачу — сократить захоронение отходов на полигонах на 50% к 2030 году — и ищут быстрые и, на их взгляд, правильные решения. Одно из таких — RDF-топливо. Объясняем, что это такое и почему ещё раз стоит подумать, прежде чем повсеместно его использовать.
Что такое RDF-топливо?
RDF или Refuse-derived fuel переводится с английского как «топливо, полученное из отходов». Его производят на мусоросортировочных комплексах в Калужской, Ленинградской и Московской областях.
Во время сортировки из общей массы отходов выбирают пластик, который чаще всего берут на переработку (ПЭТ, ПНД), макулатуру, металл, стекло, органические отходы, камни, песок, керамику. Всё, что остаётся — загрязнённая бумага, дерево, ткань, резина и неперерабатываемый пластик — отправляют на производство топлива. Эти фракции хорошо горят.
Отходы, которые попадают в RDF-топливо
Получившуюся смесь отходов прессуют в брикеты, её также могут дробить на мелкие хлопья или делать из неё гранулы.
В топливо попадают и опасные отходы — батарейки, градусники, электронные отходы и токсичный пластик поливинилхлорид (ПВХ). В России их системно не собирают отдельно, поэтому эти вещи оказываются в общем потоке отходов, и на практике их невозможно оттуда достать. Даже при раздельном сборе отходов, доступность которого в России низкая, нет никаких гарантий, что на сортировке удастся извлечь опасные отходы.
Готовое RDF-топливо в брикетах
По этим причинам фактически состав RDF-топлива зависит от того, какие отходы окажутся в смешанном потоке мусоре.
А что потом делают с RDF-топливом?
В мировой практике у него два пути: топливо отправляют на цементные и металлургические заводы, где его сжигают, чтобы получить тепловую энергию, которая нужна для производства. RDF также могут отвозить на тепловые электростанции (ТЭЦ) и в районные котельные. Там его тоже жгут, а тепло используют, чтобы обогревать дома.
В России чиновники планируют отправлять RDF-топливо на цементные заводы и уже заключили соглашение с первым из них — заводом «ЛафаржХолсим» в Калужской области. Пока что это единственный в стране производитель цемента, который использует такое топливо. Так предприятие «экономит» природный газ на 15—25%.
Сторонники топлива из отходов считают, что это отличная альтернатива ископаемому топливу, которая поможет не только сохранить невозобновляемые ресурсы, но и сократить полигонное захоронение и достичь целей нацпроекта «Экология».
И что не так с этим топливом?
1. Использование RDF-топлива противоречит государственным приоритетам и принципам экономики замкнутого цикла.
В иерархии обращения с отходами на первом месте стоят приоритетные способы — «максимальное использование исходного сырья и материалов» и «предотвращение образования отходов». Это означает, что в первую очередь нужно уменьшить появление отходов, которые нельзя или сложно переработать. Именно из них и производят RDF-топливо.
2. Нет механизма контроля использования RDF-топлива
Применение топлива из отходов не регулируется так же строго, как прямое мусоросжигание с получением энергии на мусоросжигательных заводах (МСЗ). Это значит, что на практике могут происходить нарушения. Например, ради экономии на цементных заводах и теплоэлектростанциях будут устанавливать менее качественное очистное оборудование, а сам процесс сжигания топлива будут хуже контролировать. И за это никто не будет нести ответственность.
Помимо этого, сейчас нет требований к печам, в которых производят цемент и планируют утилизировать отходы. Из-за отсутствия таких норм токсичные химические соединения из RDF-топлива могут попадать в цемент, который позже используют для строительства домов, торговых центров или тротуаров.
3. Сжигание топлива из отходов опасно для здоровья и окружающей среды
Мы часто говорим о вреде сжигания мусора в печах классических мусоросжигательных заводов (МСЗ) и призываем отказаться от такой технологии в России. Она губительна для здоровья и окружающей среды, так как в основном МСЗ выбрасывают тонны пыли, тяжёлых металлов и других токсичных органических соединений: диоксины, диоксид серы, ртуть и свинец. И это лишь малая часть.
С RDF-топливом дела обстоят ещё хуже. Согласно итальянскому исследованию, при сжигании топлива на цементных заводах в атмосферу попадает в девять раз больше ртути, в три раза больше кадмия и в 203 раза больше свинца по сравнению с МСЗ. Это происходит из-за того, что в RDF из отходов попадают токсичные тяжёлые металлы в высоких концентрациях.
В другом исследовании, которое проводили по заказу ассоциации производителей цемента Канады и компании «Холсим», говорится, что использование топлива из отходов меняет структуру загрязняющих веществ в выбросах цементных заводов и приводит к увеличению выбросов диоксинов, кадмия, бензола, которые высокотоксичны для человеческого организма.
4. Для производства и использования RDF-топлива потребуется господдержка
Без субсидий от государства производство и использование топлива из отходов на цементных заводах нерентабельно в России. Поэтому из-за социально-экономической ситуации госкомпания Российский экологический оператор (ППК РЭО), ответственная за выполнение мусорной реформы, рассматривает возможность производства топлива из отходов за счёт компенсаций расходов предприятиям. Деньги понадобятся на платежи цементным заводам за утилизацию, вынужденную модернизацию предприятий и на перевозку топлива.
Средства на это планируют брать из экологического сбора (экосбор) в рамках расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки, который должен в первую очередь идти на развитие переработки и поддержку перерабатывающих предприятий.
5. Такие объёмы RDF-топлива не нужны
В России ежегодно образуется 35 миллионов тонн неперерабатываемых отходов, из которых потенциально могут производить RDF-топливо. При этом всем существующим цементным заводам (в России их 58) столько топлива не нужно — они способны принять лишь 25—30% от этого объёма.
И что же делать?
Полностью отказаться от производства, использования и субсидирования RDF-топлива средствами экосбора. Эти деньги не должны расходоваться на проекты энергетической утилизации и производства топлива из отходов. Такой подход к утилизации отходов препятствует становлению экономики замкнутого цикла. Вместо этого средства экосбора необходимо направлять на проекты, которые предотвращают образование отходов и занимаются материальной утилизацией (например, переработкой бутылки в бутылку).
И чтобы действительно решить мусорную проблему, не нужно искать, куда бы направить отходы, которые нельзя переработать: нужно ограничить неперерабатываемые товары и упаковку и сосредоточиться на развитии системы многоразового использования.
Оставшиеся товары и упаковку стоит стандартизировать. Это упростит их сбор, сортировку и повысит показатели переработки.
Подпишите обращение к правительству, Российскому экологическому оператору (РЭО) и государственной корпорации развития ВЭБ.РФ и потребуйте, чтобы в России решали проблему отходов экологичными способами и не развивали проекты по сжиганию.