Recycled polyester что это такое
Что такое RECYCLE ткани?
На складах компании OLDOS представлены следующие ткани 100% recycle:
Давайте разберемся, что такое recycle-ткани.
«Recycle» означает «возвращенный в оборот». Однако, правильнее такие ткани называть RPET ткани (R – recycle, PET – ПЭТ (полиэтилентерефталат, материал, из которого производятся бутылки из-под воды).
Переработанный полиэстр производят механическим способом:
1. Собранные PET бутылки сортируют, промывают, стерилизуют, высушивают и разделяют по цветам;
2. Бутылки в гриндере измельчают в чипсы;
3. Чипсы нагревают и высушивают, чтобы удалить всю влагу;
4. Чипсы расплавляют и пропускают через фильтр с тонкими отверстиями;
5. Получаются нити. Далее ткань производится обычным способом.
Изначально recycle ткани стали производить из-за их низкой цены. Соответственно, качество таких тканей тоже было низким. Со временем значение тканей из переработанного сырья сместилось в сторону экологичности.
Благодаря передовым технологиям, научились производить переработанные ткани такого же качества, как оригинальные. Но для того, чтобы убрать вредные элементы, которые вырабатываются при переработке пластика, требуются дополнительные обработки, которые увеличивают стоимость ткани до цены обычной ткани или даже делают ее дороже (зачастую намного дороже).
Кстати, крашение переработанного волокна стоит дороже, чем крашение обычного полиэфирного волокна.
При современных технологиях самое существенное отличие переработанного полиэстера от первичного заключается во влиянии на экологию окружающей среды.
На производство вторичного полиэстера используется на 2/3 меньше электроэнергии и на 90% меньше воды, чем на производство первичного полиэстера. Ткань, созданная из переработанного полиэстера, производится из пластиковых бутылок, что предотвращает засорение земли и океана. Применение вторичного полиэстера снижает зависимость от нефтедобычи (одна тонна переработанного волокна могла бы сохранить 6 тонн нефти (если сравнивать с обычным волокном, которое производят непосредственно из нефти), а также снижает выбросы углекислого газа примерно на 5800 кг. Поэтому потребители из Европы и Америки предпочитают покупать переработанные ткани. Фабрики в Китае с каждым годом все больше и больше работают с RPET тканями.
Одежда, изготовленная из переработанного полиэстера, получает специальную бирку, удостоверяющую происхождение ткани.
Наш recycle-трикотаж имеет такую бирку:
Клиенты, покупающие recycle-ткани в нашей компании, бесплатно получают бирки из расчета 1бирка/2 метра ткани.
В мире существует несколько систем сертификации текстиля из переработанного сырья. Но самым признаваемым в мире считается Глобальный стандарт вторичной переработки (GRS), который разработан Control Union Certifications в 2008 году, а 1 января 2011 года собственность на него перешла к Textile Exchange (Текстильная биржа). GRS является международным, добровольным стандартом, распространяющимся на весь продукт и определяющим требования к сторонней сертификации вторсырья, цепочке ответственности, социальной и экологической практике и химическим ограничениям.
В реальности это означает, что производитель ткани закупает волокно у авторизованного производителя. Ткацкая фабрика изготавливает ткань. Швейная фабрика отшивает одежду, отправляет отшитые образцы одежды на экспертизу в авторизованный центр на подтверждение соответствия стандартам экологической безопасности, и получает количество навесных этикеток, соответствующее заявленной партии одежды.
Бездумное потребление уже не в моде. Новое поколение выбирает эко-бренды, практикующие ресайклинг. Уже очень скоро переработка пластика и использование recycle-тканей неизбежно станет востребованным и в нашей стране. Это логичный и ожидаемый шаг для всего мира.
Компания OLDOS всегда в тренде. Наши recycle-ткани – это только первые ласточки в нашей recycle-линейке. Уже сейчас мы предлагаем большой ассортимент тканей из переработанного пластика под заказ, и продолжаем активно развивать это направление.
Как делают одежду из переработанных пластиковых бутылок
Одежда может быть произведена не только на основе натуральных волокон, но и из других, совершенно непривычных для обывателя материалов — например, из пластика. Конечно, пластика переработанного — и превращенного в полиэстер. Recycle разобрался, как пластиковая бутылка превращается в качественную одежду и почему этот тренд имеет большие перспективы.
Зачем перерабатывать пластик
Из докладов Комитета ООН по охране природы известно, что каждый год на земле миллион птиц, сотни тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб погибает из-за пластиковых отходов. Миллионы тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в воды мирового океана. В Тихом океане уже дрейфует настоящий мусорный остров (Eastern Garbage Patch), представляющий собой очень плотные залежи пластика и других отходов. Остров по размеру в два раза превышает территорию США.
Помимо заботы о фауне мирового океана, есть еще много причин в пользу переработки пластика, например, энергосбережение и сокращение количества выбросов парникового газа: известно, что замена на производстве первичного материала переработанным вторичным позволяет значительно сократить выбросы парниковых газов.
Как пластик превращается в джинсы и футболки
Сколько пластиковых бутылок мы используем и выбрасываем в течение года? Трудно даже сосчитать. Все эти пластиковые бутылки из-под оливкового масла или минеральной воды сделаны из полиэтилентерефталата (в аббревиатурном виде его называют ПЭТ).
Область применения этого полиэфира в мире распределена примерно так: около 70% пластика идет на производство нитей и волокон (и мы получаем наш привычный полиэстер), около 30% — на пластиковые бутылки.
Кстати, удивительным образом в России по статистике все зеркально противоположно: у нас полиэтилентерефталат используют главным образом для выработки пластиковых контейнеров, в первую очередь, пластиковых бутылок, и в гораздо меньшей степени для переработки в волокна.
В некоторых случаях ПЭТ не идет по одному пути — бутылка или волокно полиэстера — а проходит оба, один за другим. Речь идет о переработанном пластике, который обычно называют recycled polyester (переработанный полиэстер). Все возможно благодаря способности этого популярного типа пластика легко поддаваться переработке и возвращаться к потребителю в абсолютно новом виде. Например, пластик из бутылки через recycle-процесс может вернуться к нам в виде брендовой одежды.
Технология образования вторичного полиэстера кажется простой: на перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок убирают крышки и этикетки, емкости категоризируют по цвету. Потом очищенный пластик прессуют, режут на мелкие кусочки и пропускают через паровой котел. В результате всех манипуляций образуется вторичная гранула или флекс, вещество, готовое для производства новых продуктов.
Из вторичной гранулы делают, в частности, полиэстер – ткань, которую несложно стирать, при этом материал быстро сохнет, после стирки не меняет размер и форму. Полиэстер вторичного использования стал одним из главным материалов в арсенале eco-friendly дизайнеров.
Кто делает одежду из переработанного пластика
Использование бытовых пластиковых отходов для выпуска одежды еще в конце 90-х г.г. предсказал классик моды Пако Рабанн. Идея спустя пару лет начала стремительно воплощаться в индустрии: в 2002 году канадский fashion-дуэт Dsquared2 представил коллекцию Recycled. На показе модели грациозно шли по подиуму с мусорными пакетами в руках, а вся одежда была сделана из переработанного пластика. Экстравагантный ход дизайнеров не остался незамеченным и приобрел последоваталей.
Идеи Sustainable fashion и Sustainable clothing (эко-мода и эко-одежда) неожиданно получили поддержку как в мире высокой моды, так и в зоне более доступных брендов. В 2008 году первой ласточкой из масс-маркета стала коллекция американской American Apparel — создатели дешевого базового гардероба в честь Дня Земли выпустили коллекцию аксессуаров, сделанных из переработанных пластиковых бутылок.
Спустя год под влиянием Стеллы Маккартни в борьбу за окружающую среду включилась и спортивная компания Adidas. Их особая экологичная линия создается исключительно переработанного пластика, превращенного в особый тип эко-полиэстера. Adidas одел в форму из переработанного полиэстера (обозначаемого как PES) около 70,000 волонтеров на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году.
Недавно к движению на переработку подключился и другой гигант спортивного текстиля Nike. В одном из интервью Чарлз Денсон, главный бренд-менеджер Nike, заявил, что «производство ткани из пластиковых бутылок на 30% снижает потребление энергии по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон, но даже экономия энергии — это не главное. При производстве футбольной формы мы используем 13 млн пластиковых бутылок, которые в противном случае просто лежали бы на свалках веками».
Не так давно команда «Манчестер Сити» представила новую гостевую форму Nike на сезон 2013-2014 г.г. Комплект был полностью сделан из переработанного полиэстера.
К производству одежды на основе переработанного пластика присоединились такие бренды, как Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia и другие.
Одним из последних именитых «пополнений» в рядах эко-дизайнеров стал Фаррелл Уильямс, представивший на Неделе моды в Нью-Йорке коллекцию одежды в сотрудничестве с экологической организацией Bionic Yarn и брендом G-Star. Вся коллекция была сшита из переработанного пластика, когда-то выброшенного в океан.
Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов
Еще до саммита G7, на котором ведущие мировые модные компании подписали пакт о координации своих действий в области устойчивого развития, бренды выдвигали свои экологические планы, и в них нередко был пункт про использование переработанных материалов.
Так, Prada решили полностью перейти на переработанный нейлон. Ежегодно для создания знаковых курток, плащей и рюкзаков Prada используют около 700 тысяч метров нейлона в своих коллекциях. Нейлон — материал из семейства полиамидов, который довольно легко подвергается регенерации (переработке). То есть из бывших в употреблении нейлоновых вещей — одежды, парашютов, канатов — можно заново сделать ткань без потери качества материала. Регенерированное волокно Econyl, которое уже используют Prada, Burberry и другие модные бренды, впоследствии также можно заново использовать. Плюс в том, что переработать материал дешевле, чем сделать новый с нуля, к тому же это очевидное доброе дело: основной источник вторсырья — старые рыболовные сети, уже ставшие частью океанического мусора (именно они приводят к плачевным последствиям для многих морских обитателей, которые могут запутаться и умереть в бесхозных сетях).
Несмотря на перспективность работы с вторичными материалами, для брендов это нелегко. «Просто сейчас это очень дорого, а нам важно, чтобы вещи оставались в нашем [ценовом] сегменте», — рассказали Слава Абденов и Влад Иванов, основатели марки SL1P, которая выпускает трикотажные вещи из остатков пряжи крупных производств. О сложностях поиска переработанных материалов говорят и дизайнеры Нелли Недре (NNedre) и Ольга Глаголева (Go Authentic): недавно они выпустили совместную коллекцию, сшитую из переработанного полиэстера из пластиковых бутылок. Ткань заказывали в Китае — в России такую пока не производят.
Рассказываем про пять марок, которым, несмотря на трудности, удалось внедрить экоинициативы в свой бизнес.
Ecoalf
Bethany Williams
Финалистка LVMH Prize Бетани Уильямс в своих коллекциях использует весь спектр экологичных материалов: от переработанного полиэстера до сотканного вручную полотна, на которое пошли старые книжные обложки, баннеры и пластиковый мусор. За проектом Бетани стоит еще одна мощная инициатива в области устойчивого развития — уже социального толка: ткут эти полотна не просто ремесленники, а люди, лечащиеся от алкогольной и наркотической зависимости, которые проходят реабилитацию и получают новые навыки в итальянских мастерских San Patrignano. Пока Уильямс не тиражирует коллекции — большинство вещей созданы в единственном экземпляре, но купить их можно, написав дизайнеру.
Brothers We Stand
Этичный мужской бренд Brothers We Stand снабжает каждую вещь таблицей, в которой рассказывается, какое влияние ее производство оказывает на экологию. На сайте можно найти как собственную коллекцию бренда (в основном это вещи из органического хлопка, но там, где необходима синтетика, переработанные материалы тут как тут), так и вещи других экологичных марок. Дождевики из переработанного полиэстера обойдутся в £85, а толстовки из смеси вторичных полиэстера и хлопка — в £35.
Riley Studio
Гендерно-нейтральная минималистичная одежда Riley Studio шьется из переработанного полиэстера, регенерированного нейлона Econyl, пряжи Q-Nova (еще один вид переработанного нейлона, разработанный итальянской компанией Fulgar) и комбинированного материала Recover® yarn (в основе — полиэстер из пластиковых бутылок и переработанный хлопок, который «наклеивается» на полиэстеровое волокно). Кроме вторичных материалов бренд использует органические, а также заботится обо всех деталях: например, фурнитура тоже создается из переработанного пластика, а упаковка, в которой отправляют посылки, — из макулатуры. Заказать вещи можно на сайте Riley Studio, цены начинаются от £25 за бейсболки и доходят до £210 за технологичные анораки.
Будущее материалов: как модная индустрия использует переработанный пластик
Как океанический мусор и пластиковые бутылки становятся очками и кроссовками
Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: adidas.ru / vogue.com
На днях издание Independent рассказало о дизайнерских солнечных очках из океанического мусора — проекте барселонской компании Sea2see: для создания оправ был использован пластик, собранный рыбацкими сетями у побережий Каталонии. По словам основателя компании Франкоса ван ден Абели, более 90% мусора, который рыбаки достают из моря, может быть переработано и использовано повторно: «Мода — вторая по уровню загрязнения окружающей среды индустрия, она уступает только нефтегазовой промышленности. А производство очков — огромный сегмент этой индустрии, при этом продукт сделан целиком из пластика, на разложение которого в природе уходят сотни лет. Пока что почти ничего не сделано для устойчивого развития в этой области».
Переработка пластика: от Пако Рабана до American Apparel
В условиях современной повестки инициатива Sea2see выглядит одним из логичных и ожидаемых шагов по внедрению в производство переработанного пластика. Но история вторсырья в моде началась намного раньше. Идею об использовании пластиковых отходов выразил еще в конце девяностых годов Пако Рабан. Уже в 2002-м коллекцию с прямолинейным названием Recycled — полностью из переработанного пластика — показал канадский дуэт Dsquared2. Трое дизайнеров из Лондона запустили проект Everything you buy is rubbish («Все, что вы покупаете, — мусор»), в рамках которого сами собирали пластик на английских побережьях, переплавляли и шили яркие кеды из получившегося материала. Долгое время, впрочем, экологическая тема так и оставалась нишевой в глобальной модной индустрии.
Одним из первых высказываний о массовом использовании переработанного пластика в одежде была коллекция украшений American Apparel, выпущенная в 2008 году ко Дню Земли. Важную роль в информировании общества о возможностях вторичного использования пластикового мусора стала акция дизайнера Барбары де Врис, в ходе которой она расшила кусочками пластика футболки бренда Loomstate и выставила их в павильоне из пластиковых бутылок на Art Basel Miami в 2010 году. Весь пластик для украшения и инсталляции дизайнер самостоятельно собрала на побережьях Багамских островов. Футболки впоследствии продавались в Barneys в Нью-Йорке.
Борьба с океаническим мусором при помощи моды
В 2010 году американский музыкант и продюсер Фаррелл Уильямс стал сооснователем Bionic Yarn — компании, занимающейся разработкой и производством технологичных тканей с применением вторсырья. А в 2014 году он выпустил совместно с брендом денима G-Star Raw коллекцию Raw for the Oceans: волокна, из которых сделаны простые на первый взгляд джинсовые вещи, получали из переработанного океанического мусора. Уильямс рассказал в одном из интервью, что коллаборация станет важным шагом на пути популяризации переработанных материалов в одежде: «Сотрудничество с G-Star — очевидный выбор, ведь у каждого человека есть джинсы». По оценкам Bionic Yarn, на создание коллекции ушло около 10 тонн выловленного из океана пластика.
Одна из самых громких новостей за последнее время, касающихся использования океанического мусора в производстве одежды, — сотрудничество adidas с некоммерческой организацией Parley for the Oceans. Итогом коллаборации оказалась концепция кроссовок, ткань для которых производится из выловленного в океане пластика и рыболовных сетей браконьеров. При пошиве таких кроссовок не остается отходов: полотно плетут по технологии, которую компания использует для линейки Primeknit, что позволяет сразу задать форму детали и не требует вырезания выкройки. Позже разовая акция переросла в постоянное сотрудничество, и сейчас в магазинах adidas можно найти линейку Parley: помимо кроссовок в ней есть шлепки и майки для бега.
Успех коллаборации привел к закономерному развитию идеи борьбы с океаническим мусором при помощи моды. В начале июня 2017 года, в преддверии Всемирного дня океанов, о долгосрочном сотрудничестве с Parley объявила Стелла Маккартни. Дизайнер известна своей последовательной борьбой за экологию и уже сотрудничает с несколькими природоохранными организациями и стартапами в области разработки новых материалов. Кирилл Гутч, основатель Parley, так прокомментировал возможности, которые открывает работа с брендом Stella McCartney: «Думаю, создавая новый материал премиум-класса из мусора, мы сможем повысить осведомленность общества о проблеме загрязнения океанов пластиком».
Почему особое внимание уделяется именно океаническому мусору? Океаны занимают более 70% поверхности Земли, и, вопреки распространенному мнению, именно они, а не леса производят большую часть атмосферного кислорода, регулируют климат в мировом масштабе, а океанические экосистемы снабжают человечество рыбой, морепродуктами и удобрениями. Пластик, попадающий в море, фотодеградирует — распадается от солнечного света с выделением токсичных веществ, в виде гранул и пленок может попадать в организмы животных и мешать пищеварению, а в остатках пакетов и рыболовных сетей запутываются и гибнут рыбы и морские млекопитающие. По оценке Greenpeace 2007 года, океанический пластик напрямую вредит как минимум 267 видам морских обитателей.
Круговые течения в океанах сбивают оказавшийся в воде пластик в «мусорные пятна», самое известное и крупное из которых — Большое тихоокеанское мусорное пятно; приблизительные оценки его площади варьируются от 700 тысяч до полутора миллионов квадратных километров. Оказавшиеся в морской воде бутылки, контейнеры и пакеты быстро распадаются на мелкие куски и образуют «пластиковый суп», который долго и дорого собирать. Но большая часть океанического мусора подлежит переработке и может дать начало не только тканям, но и предметам интерьера, спортивному инвентарю и даже деталям инженерных сооружений вроде эстакад и мостов.
Новая функция полиэстера
Впрочем, чтобы быть переработанным во что-то новое и полезное, пластиковый мусор необязательно должен сначала попадать в океан. Большинство упаковок продуктов питания — бутылки для молока и минеральной воды, коробки для овощей и фруктов и многое другое — сделано из полиэтилентерефталата, в сокращении ПЭТ. Это термопластик из класса полиэфиров, который легко может быть переработан в волокна — именно эти волокна имеют торговое название «полиэстер».
Полиэстер, полученный из переработанного ПЭТ, маркируется как «recycled polyester», но по своим свойствам неотличим от первичного сырья. В числе компаний, которые стабильно используют переработанный полиэстер в производстве, — спортивные бренды вроде Nike и Patagonia (из полиэстерового волокна делают самый популярный материал для спортивной одежды — флис), а также шведский гигант H&M: переработанные синтетические ткани составляют основу экологичной линейки Conscious.
Использование вторсырья для создания ткани доступно не только гигантским корпорациям. Венгерский дизайнер Апор Ковач в 2014 году представил проект устройства PETE, которое сможет перерабатывать пластиковые бутылки в одежду. То есть буквально: вы загружаете несколько бутылок, и устройство перерабатывает ПЭТ в сырье для 3D-принтера, который печатает новую футболку или платье. По-видимому, на тот момент серийное производство гаджета оказалось невозможным, но перспективность идеи была оценена: проект выиграл конкурс Electrolux DesignLab 2014.
Российские дизайнеры не остались в стороне от мирового тренда. Весной 2016 года Ольга Глаголева — основательница экологичной марки одежды GO — выпустила совместно с компанией Authentic Investments коллекцию толстовок из переработанных пластиковых бутылок GO Authentic. На производство одной толстовки нужно всего пять бутылок, поэтому в начале продаж коллекции покупателям предоставляли скидку в обмен на принесенные пустые бутылки. По словам дизайнера, почти все толстовки были проданы со скидкой, что убедило ее в важности продолжения работы с переработанным пластиком.
С применением переработанного пластика производится не только чистый полиэстер, но и смешанный материал. Так, компания Delonatelo занимается созданием и брендингом футболок из смеси переработанного хлопка и полиэстера. 40% полиэстера в составе обеспечивается переработанным ПЭТ, а хлопок получают путем измельчения старых вещей и отходов хлопкового производства в мелкую пыль, которую совмещают с полиэстером в волокне. Из такого материала Delonatelo изготовил форменные футболки для сотрудников «ИКЕА Химки». ИКЕА знаменита своими экологическими инициативами и поддерживает «зеленые» проекты в разных производственных отраслях, в том числе и на местных рынках, но сотрудничество с Delonatelo стало для шведской компании первым в России опытом в сфере одежды.
Будущее переработанного пластика на отечественном рынке
Это не единственные примеры создания одежды из вторсырья на отечественном рынке. Поиск в Google открывает десяток маленьких локальных марок, занимающихся производством футболок и авосек из «мусора». К сожалению, им не хватает грамотного позиционирования себя на рынке, поэтому в российском модном сегменте тема переработанных материалов до сих пор поднимается мало.
Использование вторичного пластика, а также переработанного хлопка и вискозы, может стимулировать развитие легкой промышленности. Россия обладает большим запасом лесов (целлюлоза из древесины — источник вискозы) и нефти, но все же он не бесконечен. Легкая промышленность сейчас находится в упадке: отечественные марки почти в один голос ругают российские ткани. При этом, например, для создания вторичного полиэстера требуется до 30% меньше энергии, чем для синтеза нового волокна. Идея переработки отходов для создания одежды может стать движущей силой для улучшения производства при экономии ресурсов и с заботой о природе, но только если будет запрос аудитории. То есть наш с вами интерес.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.