Rts игры что это
Истоки жанра RTS, часть 1. Зарождение игровых механик
Рассуждения о жанре «стратегия в реальном времени» и о том, как он зарождался на самом деле.
Если вы попытаетесь найти информацию о происхождении жанра Real Time Strategy (стратегии в реальном времени), то скорее всего наткнётесь на краткий и невыразительный ответ формата «Первая RTS – это Dune II». И с этим трудно не согласиться. Игра действительно заложила основы жанра. Вывела формулу, по которой стратегии работают до сих пор. Однако, стоит понимать, что жанры не появляются из ниоткуда. И у RTS тоже были свои вдохновители.
Прежде чем говорить о Dune II, о её разработчиках и о том, как Blizzard решили сделать собственный клон этой игры, стоит углубиться в игровую историю. Мы поищем там примеры игровых механик, привычных для данного жанра. И разумеется, все перечисленные игры работают в режиме реального времени.
Содержание
Жанровые аспекты
Для начала нам следует разобраться в том, что же такое RTS. Разумеется, мы не станем рисовать целую схему игрового процесса рядовой игры в данном жанре. Нам достаточно общего представления о том, что обычно под RTS понимают игру, сочетающую в себе элементы строительства и управления боевыми единицами. Строго говоря, «стратегия в реальном времени» как раз и является сплавом двух отдельных жанров, существовавших задолго до выхода Dune II. Обозначим их как «стратегия» и «тактика».
Помните! Когда вы собираете ресурсы, строите здания, производите войска и настраиваете экономику – это стратегия. Когда вы направляете войска, заходите с фланга, применяете отвлекающие манёвры и бросаете отряд пикинёров на конный строй – это тактика. И начнём мы с части стратегической.
Тропический рай
Если вам захочется взять под управление целый тропический остров, то скорее всего вы пойдёте играть в Tropico. Но, к сожалению (или нет), в далёком 1981-м году у рядового геймера не было такой возможности из-за отсутствия Tropico как таковой. Однако, если вы были счастливым обладателем приставки Intellivision, то у вас был шанс попасть в утопию. И нет, приставка от Mattel не была настолько хороша, ведь Utopia (1981-Intellivision) – это название игры.
Игра рассчитана на двух игроков, каждому из которых достаётся свой собственный остров на игровом поле, состоящем из ячеек. Цель игры – набрать больше всего очков к концу всех раундов. На каждый раунд отводится определённое количество времени. Очки начисляются в конце каждого раунда в зависимости от того, какие здания построены у игрока. Можно сказать, что начисляемые очки – это ваш доход, и каждый раунд вы получаете с построек прибыль.
Помимо создания построек можно раздобыть очков рыболовством, взяв на себя управление лодкой и удерживая её на зелёной кучке пикселей, символизирующей рыбу. Но нужно внимательно следить за тем, чтобы лодку не стащили пираты. А ещё, если над вашей плантацией пролетит дождевая тучка, это тоже дарует вам мгновенный прирост очков.
Конечно, говорить о какой-либо симуляции погоды не приходится. Два вида тучек и летающий спиннер, олицетворяющий торнадо – не более чем случайно генерируемые спрайты. Какая-либо экономическая система в игре отсутствует. Как и искусственного интеллекта, а значит, наличие напарника строго обязательно. В противном случае неактивный остров просто заполонят варвары.
Игра может показаться примитивной, но не стоит забывать, что на дворе 1981-й год. Utopia стала одной из первых экономических стратегий и, несмотря на то, что работала в режиме реального времени, всё же послужила прообразом для всем известной пошаговой экономической стратегии Civilization от Сида Мейера. Пожалуй, в наше время нет большого смысла в неё играть, но всё же полезно хотя бы знать про одного из родоначальников стратегического жанра. К слову, во времена Xbox360 игра даже была добавлена в аркадный раздел Xbox Live.
Повелитель космоса
Теперь же нам стоит поглубже ознакомиться с тактической стороной RTS. И тут из глубин космоса выныривает игра Cytron Masters (1982 — Apple II\Atari). Игра давала возможность встать во главе армии роботов-сайтронов, а от игрока требовалось победить в эдаких космических состязаниях будущего на специальной арене.
Для своего времени это была необычайно комплексная игра. Каждый игрок начинал со своей стороны арены. В начале игры вы владеете лишь собственной базой. На арене расположены генераторы, захват которых добавляет очки энергии. Энергия позволяет вам призывать новые корабли для обороны своих территорий и атаки вражеских позиций. Вы не находите, что всё это крайне напоминает Dawn of War?
Задача игрока – продвигать войска в сторону вражеской базы при помощи команд «наступать», «отступать», «стоять на месте» или «двигаться вбок». Вы можете отдавать приказы каждому отдельному кораблю, или же воспользоваться управляющим кораблём и отдать приказ всем кораблям в зоне его действия. Но учитывая сложность местного управления, о ручной раздаче приказов лучше сразу забыть.
Дело в том, что изначально игра вышла на Apple II и управлялась при помощи игрового джойстика. Надо признать, что реализовано управление было крайне неудобно. Выбор кораблей производился углом наклона джойстика, что при большом размере армии делало бессмысленным какой-либо микро-менеджмент.
Игровая тактика обычно сводится к тому, что вы выстраиваете корабли ровным строем позади бункеров и планомерно двигаться в сторону врага. А с приближением вражеских истребителей тут же замираете на месте. Дело в том, что летящему кораблю нужно время на то, чтобы затормозить и выстрелить. И пока враг подлетает к вам, останавливается и готовится открыть огонь, ваши истребители успевают стереть его в космическую пыль. Один корабль без прикрытия бункера почти наверняка не успеет сделать по вашим войскам и одного выстрела. Постепенно продвигаясь к базе вы задавите несчастного компьютерного соперника числом.
Если вдруг захотите поиграть в Cytron Masters, но при этом не хотите столкнуться с неудобствами управления, то советую взглянуть на версию с Atari. Для этой системы была полностью перерисована графика, а также изменено управление. Скриншоты в статье взяты именно с неё.
Искусство войны
Следующим гостем из прошлого является игра Ancient Art of War (1984-Apple II\DOS\Mac). И можно с определённой долей вероятности утверждать, что это прародитель Total War. Посудите сами.
Что такое Total War? Это глобальная карта с экономикой и тактические бои в реальном времени, происходящие на отдельном игровом экране. Его содержимое формируется в зависимости от того, в какой точке на глобальной карте происходит стычка. А теперь представьте, что из Total War вырезали экономическую часть, и вы получите примерное представление о данной игре.
При запуске игры взору открывается глобальная карта. На ней расположены деревушки, замки, мосты, реки и прочие складки местности. По карте, как и в Total War, перемещаются значки отрядов, но происходит это в реальном времени. Каждый значок на игровой карте – это не просто отдельный юнит (боевая единица). Это — целое войско, состоящее из различных типов воинов. Вы можете разделять эти отряды, смешивать их и даже указывать типы построений. Последнее, к слову, вполне влияет на игровой процесс и может дать преимущество в бою.
Сильнее всего с Total War эту игру роднит тот факт, что во время стычки у вас открывается отдельный экран для сражения. Он будет полностью зависеть от того, где именно вы столкнулись с врагом: в лесу, на мосту, в деревне или на холмах. Иногда лучше выманить противника из долины в холмистую местность, где ваши лучники получат преимущество в атаке, если будут стоять на возвышенности.
В отличие от предыдущей игры, в Ancient Art of War много возможностей для проявления тактических умений. Особенно с учётом того, что три основных типа войск работают по принципу «камень-ножницы-бумага». На отсутствие экономики и ограниченный набор карт вполне можно было закрыть глаза благодаря наличию редактора уровней. Он наверняка пришёлся по вкусу многим игрокам, желающим воссоздать какую-нибудь «историческую баталию». Или хотя бы смоделировать собственный пригород.
Конвейер роботов
В отличие от прошлой игры, известная и во многом культовая Nether Earth (1987) сочетала в себе как элементы экономики, так и управление юнитами. По мнению многих, она является одной из лучших игр с ZX Spectrum.
Игровой процесс протекает на прямоугольной карте, разные концы которой значительно удалены друг от друга. Вы начинаете на одном конце карты, а противник — на противоположном. У вас в распоряжении есть база для производства роботов. Цель игры – уничтожить аналогичную базу на стороне соперника. Для выполнения этой задачи вам необходимо производить роботов и направлять их на захват заводов, из которых можно получить деньги и детали. С помощью этих ресурсов вы будете собирать своих железных воинов.
Особенность игрового процесса состоит в том, что вы сами собираете роботов из составных частей. Обязательной частью робота является один двигательный модуль и по крайней мере один оружейный. Боевых модулей может быть несколько, так что в итоге у вас может получиться целый слоёный торт на гусеницах. Не стоит забывать и про модуль навигации, чтобы робот лучше находил дорогу.
Проблема же заключается в том, что во время управления роботом вы полностью к нему привязаны, и новые войска никем не создаются. Само управление крайне неотзывчивое, что заметно осложняет игровой процесс. Несмотря на это, играть во всё это безобразие довольно увлекательно и по сей день.
Если же вам интересно, какое влияние оказала данная игра на стратегический жанр, то вам стоит узнать про игру под названием WarZone 2100 (1999). Этот немного неуклюжий клон игры Total Annihilation (1997) запомнился тем, что там состояние игровой карты переходило из миссии в миссию. Любопытно, что сам создатель тотальной анигиляции Крис Тейлор подрезал эту идею у своих подражателей уже для собственной Supreme Commander (2007). Но что важнее, в WarZone можно было схожим образом создавать войска из модулей.
Если же вам этого мало, или игра недостаточно известна, то вот более очевидный пример. На просторах нашей необъятной родины и далеко за её пределами хорошо известна игра под названием Космические Рейнджеры 2 (2004). Люди, знакомые с игрой, должны помнить о наличии в ней режима планетарных боёв. В этом режиме игрок высаживался на планету и создавал на своей базе роботов из модулей. Затем он захватывал производственные точки, из которых получал различные ресурсы. Эти ресурсы открывали доступ к новым типам модулей, из которых можно было создавать более эффективных роботов. Сходство с Nether Earth вполне очевидно.
Первая MOBA
Но нам следует двигаться дальше. Давайте познакомимся с игрой, которую вполне можно считать прообразом для стратегий в реальном времени (и не только). Знакомьтесь, Herzog Zwei (1989-Sega MD).
Несмотря на крайне занимательный геймплей, эта игра не имела большого коммерческого успеха из-за слабого маркетинга. И мало кто вообще может сказать, что видел Herzog Zwei. Особенно на территории СНГ. Это одна из самых ранних игр, выпущенных для Sega Mega Drive 2. Но для становления жанра RTS она крайне важна.
Игра представляет собой большое поле, по которому расставлены базы\заводы. Игрок управляет роботом-трансформером, который берёт на себя не только боевую функцию, но также является и своего рода игровым курсором. Им вы словно «кликаете» по зданиям, а в открывшемся внутреннем меню производите манипуляции по выбору новых войск для строительства. Затем подхватываете войска своим роботом и отвозите их к точке, которую необходимо захватить.
Игровой процесс во многом напоминает Nether Earth, однако микро-менеджмента тут гораздо больше, а управление намного боле отзывчивое. Но и соперник значительно проворнее. Он не даёт ни минуты отдыха, заставляя постоянно метаться по полю боя в попытках хоть как-то помочь вашим компьютерным болванчикам. При желании можно было поиграть и друг против друга в режиме разделённого экрана.
Если попытаться взглянуть на игровой процесс Herzog Zwei через призму современных игр, то вы легко найдёте современный аналог. Dota 2. И действительно, управление эдаким героем, возрождающимся после смерти на базе; сопровождение условных «крипов» и оказание им помощи в сражении без прямого контроля над ними – всё это явно попахивает жанром MOBA. И кто знает, возможно автор карты Aeon of Strife для первого StarCraft (которая легла в основу карты DotA для WarCraft III) в своё время почерпнул идеи именно из Herzog Zwei. А уж хвалить или ругать эту игру за то, что она создала подобный жанр – это решать уже вам.
Разумеется, перечисленные игры – это лишь часть тех, что подарили свои элементы жанру RTS. Однако, необходим был толчок для его зараждения. Игра-хит, на которую все захотят равняться. Такая игра ковалась в стенах кампании Westwood. А появилась она в результате ряда крайне интересных событий и стечений обстоятельств. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Стратегия в реальном времени
Стратегия в реальном времени (Real-time strategy) — жанр стратегических компьютерных игр, в которых нет разделения на ходы: игроки одновременно принимают решения, и сразу видят их последствия. Были невероятно популярны в течение примерно десяти лет — с середины девяностых по середину нулевых. Сегодня почти забыты: любители киберспортивной составляющей играют в Доту, тактической — во всевозможные тактические стратегии, а те, кому нравится масштабность, нашли себе новую любовь в лице игр от Paradox или линейке Total War. Большие надежды по возрождению жанра возлагались на Dawn of War 3 и Warcraft 3: Reforged (не оправдались). Сейчас надежды фанатов нацелены на Age of Empires IV: ремастер второй части вышел великолепным и может похвастаться большим онлайном (игры ищутся не намного медленнее, чем в Доте), что доказывает, что жанр все-таки еще интересен как минимум многочисленным олдфагам.
Содержание
Характерные признаки [ править ]
У жанра есть дополнительные признаки помимо реального времени, выделяющие его среди стратегий.
В зависимости от конкретного тайтла, могли быть или не быть:
Наиболее повлиявшие на жанр игры [ править ]
Семейства Копиркиных [ править ]
Самые популярные, интересные и необычные примеры, помимо основателей [ править ]
Жанр был невероятно популярен, и было бы странно, если бы в нем не нашлись талантливые разработчики, качественно обыгравшие его штампы или предлагавшие по-настоящему уникальный опыт.
Стратегии RTS — что это?
Что такое RTS игры? Чем отличается RTS от TBS? На эти и другие вопросы можно найти ответ в нашей статье.
Чем отличается RTS от TBS
Стратегии — один из самых сложных жанров в игровой индустрии. Здесь, как правило, не так много экшена, как, скажем, в играх жанра РПГ, но стратегии ценны не этим. Стратеги ценны выбором путей развития. Стратегии выбирают люди, которые имеют склад мышления полководца и политика. Это совремеенные шахматы, если хотите.
Список игр данного жанра довольно обширный. Стратегии реального времени можно как купить в игровых онлайн-магазинах, так и бесплатно скачать в интернете.
История появления RTS
Шаблон для развития жанра стратегий в реальном времени заложила еще Utopia, вышедшая в 1981 году. Традицию продолжила Herzog Zwei в 1989, но впервые термин Real-time Strategy был упомянут с выходом новой стратегии Dune II в 1992 году критиком и геймдизайнером Бреттом Сперри. Стратегии жанра RTS отказываются от ходов по очереди, а все действия игроков происходят одновременно. Однако в то время термин прошел мимо ушей геймеров и разработчиков.
Широкое распространение RTS получили только на стыке нового тысячелетия, когда на рынке появились монументальная 2D-стратегия от Blizzard StarCraft с дополнениями. После этого геймеры стали различать пошаговые стратегии и стратегии в реальном времени, ведь их главные черты были непохожими.
Конечно же, я говорю о Warcraft III. Это был настоящий прорыв и эволюция в жанре стратегических игр в реальном времени, потому что игроки ощутили индивидуальность. Ролевая составляющая была самая классическая — вы отыгрывали за значимых для мира Warcraft героев, используя их особенности в битвах. Кроме того, Warcraft и ее дополнение The Frozen Throne породила новый жанр MOBA, который развил киберспортивную дисциплину.
Warcraft 3 The Frozen Throne. Прохождение первой главы. Геймплей
Время шло, игры стали использовать технологию 3D, благодаря которой геймерам стало легче различать элементы, находящиеся на карте, от элементов интерфейса. В это время появились другие значимые для жанра игры, а также целые серии игр. Кроме того, понятие RTS стало поистине размытым, потому что одна стратегия может теперь сочетать в себе пошаговые аспекты, а также ролевые и тактические.
Стратегии в реальном времени (классические RTS)
Жанр стратегий в реальном времени, больше известный под аббревиатурой RTS, переживает не самый лучший период своей истории. Однако, как и в случае с квестами и некоторыми другими жанрами, за прошедшие годы все же накопилось достаточное количество качественных проектов. В этой подборке собраны лучшие стратегии в реальном времени, которые заинтересуют как ветеранов, так и новичков.
Все представленные в ней RTS можно свободно приобрести в Steam или GOG.com и без проблем запустить на современных PC. Желающие же поиграть в классические версии старых игр без привязки к магазинам легко найдут, где скачать их бесплатно.
Классические RTS
Starcraft 2
Да, любой рейтинг лучших стратегий на сегодня будет украшать на первом месте именно эта игра. Единственная массовая RTS современности, венец гениальности Blizzard и основная киберспортивная дисциплина жанра на сегодняшний день. Ни скандальный релиз с системой подписки, ни наглейший распил сюжета на 3 отдельные части с продажей каждой из них по цене ААА-игры не смогли остановить шествие к вершинам успеха. А всё потому, что близких по качеству исполнения и проработки среди её ровесников просто нет.
Так чем же на самом деле так хороша Starcraft 2? Всё дело в выверенном балансе сильной сюжетной составляющей с соседствующим киберспортивным соревновательным мультиплеером. Разделены эти части настолько сильно, что даже некоторые из юнитов доступны лишь в одиночной игре. В техническом плане всё просто — это Blizzard. Красивая гармоничная картинка, каноничный игровой процесс, шикарные ролики, музыка и звук. Всё это омрачает лишь интеграция в Battle.net, отсутствие игры на других платформах и, для некоторых личностей, невозможность скачать полную версию Starcraft 2 бесплатно.
Если вы не в курсе сюжетной подоплёки Starcraft, то лучше вам будет ознакомиться с ней лично. Ведь, как и в случае с Warcraft 3, авторы смогли из банального «Мир в опасности» сделать эпическую историю, способную поспорить со столпами научной фантастики. Миссии в игре очень разнообразные: с постройкой баз, защитой на время, есть даже некое подобие RPG с управлением только главными героями.
Сетевая часть может предложить похожее разнообразие только в связи с тем, что в игру встроена поддержка пользовательских карт и модов. А уж там чего только фанаты не наворотили. Если вы не знакомы с жанром и вам интересно, почему он был на пике популярности, то игры интуитивно понятнее и удобнее для современного геймера, чем Starcraft 2, вам не найти. Только учтите, что качество имеет свою цену, в данном случае — в прямом смысле.
Company of Heroes 2
Одной из RTS с живым на сегодня сетевым режимом является игра на тему Второй мировой — Company of Heroes 2. Эта игра была спорно принята в наших краях в связи с тем, что ее сюжет крайне неоднозначно показывает подвиги Красной армии во Второй мировой войне. «Историчность сюжета» прокатилась по русскоязычному интернету серией скандалов, пережила несколько попыток запрета, но всё это не мешает ей быть одной из лучших стратегий современности.
Большинство геймеров, неравнодушных к RTS, не прочь скачать бесплатно Company of Heroes 2 (игра действительно несколько раз раздавалась в Steam). А всё потому, что она встречает игроков шикарным качеством графики и спецэффектов. Помимо этого, в комплекте идёт тактический геймплей с замерзающими от холода солдатами и прочими факторами. В арсенале проекта имеется и качественно проработанная историческая техника, будто сошедшая с фотографий того времени. Ещё авторами было уделено сильное внимание работе над взаимодействием юнитов с окружением, вследствие чего ваши танки могут запросто уйти под лёд.
По ходу сюжета вы будете превозмогать не только противников лютой зимой, но и развесистую клюкву про СССР и его роль во Второй мировой войне. Те игроки, которые смогут пережить особенности проекта, получат, впрочем, красивую и зрелищную историю. Сама постановка осталась где-то на уровне первой Company of Heroes.
Если же в вашем списке требований к RTS фигурирует живой мультиплеер, то на сегодняшний момент он тоже имеется. Сетевые побоища представлены несколькими режимами и включают в себя многие современные тенденции. Например, тут имеется прокачка и покупаемые генералы, меняющие стиль поведения вашей армии. Геймплей представляет собой беготню за точками, занятие стратегических позиций и прочие радости, родные любителям RTS. Если вас не отпугивает тематика Второй мировой, и вы ищете самую современную и технологичную RTS, то вариант у вас остаётся только один — это Company of Heroes 2. Ну, точнее, не совсем один: есть ещё кое-что и речь об этом пойдёт ниже.
Age of Empires II: Definitive Edition
Шествие титанов жанра RTS продолжает Age of Empires II. В наш список лучших стратегий она попала в виде Remastered версии, свободно продающейся в Steam. В связи с этим она работает на любом современном PC. Игра от Ensemble Studios в своё время стала стандартом стратегических игр, задав правила вперёд на долгие годы. Факт её легендарности подтверждает и то, что она получила несколько переизданий.
Проект посвящён исторической эпохе с тёмных веков по позднее средневековье, хотя историчность в игре скорее поверхностная. Графика в игре нарисована с таким знанием композиции и стиля, что даже при моральном устаревании смотрится прилично и в 2021 году. Конечно, анимации и процесс сражений выглядят не столь впечатляюще как в поздних «Казаках» или Stronghold, но раздражения тем не менее не вызывают.
Как оригинальная игра с дополнением Conqueror, так и последующие обновленные версии, современные инкарнации игры предлагают множество уникальных наций. Каждая из них располагает уникальными юнитами или технологиями. Это призывает учитывать свои минусы и плюсы относительно соперников. На разнообразии наций основаны и несколько кампаний, где можно увидеть приключения Жанны Д’Арк или борьбу японских самураев с корейцами.
Игровой процесс «рабочие собирают ресурсы и строят здания» был доведён до идеала именно в этой RTS, а потому любой ценитель стратегий, игравший в последующих «подражателей», будет в Age of Empires II как дома. Больше и добавить нечего — классика как она есть.
Warcraft 3: Reforged
Сложно представить любителя стратегий, не игравшего в Warcraft 3 или не слушавшего рассказы друзей, которые смогли скачать её на PC (если говорить о времени выхода, то вероятнее купить диск в переходе). Очередной образец качества игр Blizzard: этот проект стал основой для World of Warcraft, подарил миру феномен Dota и разделил историю серии на «до» и «после».
По сравнению с первыми частями серии, игра принесла в жанр RTS феноменальный уровень проработки. Смена дня и ночи с зависящими от неё навыками и поведением юнитов, огромное количество анимаций, шедевральная озвучка — вот то, что ждало игроков. Добавляла плюсов и довольно таки приятная картинка с лёгким налётом мультяшности. Глубины геймплею прибавили разнообразные фракции, каждая со своим уникальным стилем игры и добычи ресурсов. Помимо этого, в игре появились герои, их прокачка и нейтральные монстры на картах. Зачастую они охраняют полезные постройки, в которых продаются усиления для зданий или юнитов.
С сюжетом всё было хорошо настолько, что даже сейчас он у многих не выходит из головы. Классическая история о конце света поставлена очень качественно. Кампания снабжена такими эпичными роликами между миссиями, что о её общей банальности мало кому приходилось говорить. Истории оригинальной игры, как и дополнения Frozen Throne, подарили миру Джайну, Тралла, Иллидана и прочих культовых персонажей. У многих из них есть вполне реальные шансы добраться даже до экранов кинотеатра в продолжении фильма «Варкрафт».
Про игровой процесс же сказать особо и нечего. Большую роль стали играть улучшения, инвентарь и способности юнитов. Это сказалось и на последующих играх Blizzard. В остальном всё стандартно: база, ресурсы, армия, поход к вражеской базе. Исключение составляют карты, созданные игроками. Помимо вышеуказанной «доты», накопленные за долгие годы творения могут предложить на движке игры всё, что угодно: от гонок до карт в стиле Tower Defence. Вердикт: если у вас лежит душа к фэнтези и RTS — обязательно к ознакомлению. А лучшим способом поиграть будет версия Reforged, вышедшая совсем недавно.
Серия Homeworld
Есть такие игры, которые навечно остаются как в памяти игроков, так и в истории индустрии. И cерия Homeworld как раз из таких проектов. Одна из первых RTS, показавшая космос в честных трёх измерениях, запомнилась не столько этим, сколько рассказанной историей. Обёрнута она в тягучую атмосферу загадочности и чужеродности окружения. Редко какие игры способны погрузить в свой мир настолько, насколько это смогли игроделы из Relic. На это работает буквально всё. Музыка, видеоролики, постоянные радиопереговоры ваших подопечных и сюжетные события, происходящие прямо посреди миссий.
Те самые три измерения представлены возможностью перемещения юнитов во всех плоскостях. Это порождает не только интересные тактики, но и ощущение реалистичного космического боя. Настоящая классика, переплюнуть комплексность которой мало кто сумел до сих пор.
Позднее был выпущен приквел Homeworld: Deserts of Kharak, который на удивление посвящён наземным боям. Несмотря на это, все остальные составляющие серии остались на месте. Поэтому данные RTS рекомендуются любителям как фантастики, так и качественных стратегий.
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
Сложно представить любой рейтинг лучших стратегий в реальном времени, если в нём нет представителя серии Command & Conquer. По состоянию на 2021 год, лучшей комбинацией из картинки и играбельности среди представителей столь громкого имени является Tiberium Wars. Игра, вышедшая 13 лет тому назад, была создана уже после роспуска создателей оригинальных игр. Некоторые фанаты C&C до сих пор спорят о её качестве и достойности бренда.
Но как для новичков среди фанов, так и для любителей хороших игр Command & Conquer 3: Tiberium Wars предстанет крепким и качественным произведением. Вышедшее через год дополнение Kane’s Wrath развило успех игры, но помимо этого внесло слишком много изменений в механику, а потому является практически другой игрой.
Итак, что же делает Tiberium Wars достойной любого списка лучших RTS? Для начала это проработанные графика, детализация карт, модели юнитов и реалистичный светофильтр. Всё это в сумме делает изображение практически не устаревающим — по крайней мере таким оно выглядит на момент написания данного списка. Второй несомненный плюс игры — это высокая динамика происходящего, не оставляющая времени скучать. Бои начинаются практически с первых минут матча, и вам уж точно не нужно ждать, пока вылезет очередной танк.
Вишенкой на торте является полноценная кампания с традиционными для C&C роликами с живыми актёрами. При наличии внушительного бюджета от EA в этот раз в них снялись голливудские звёзды. Крепкий сюжет, красивая постановка и интересные миссии — таким набором игра радует любителей одиночной игры.
Тем же, кому важны сетевые побоища, игре тоже есть что предложить: несмотря на то, что издатель не захотел продлевать поддержку мультиплеерного функционала, сервера стратегии восстановлены и содержатся фанатами. Сам геймплей перетерпел с 1995 года минимум изменений и предлагает постройку базы, добычу ресурсов и создание армии. Затем следует типичная аннигиляция всего живого на карте. В итоге, если по каким-либо причинам ваши глаза не переваривают графику старых игр, то Tiberium Wars — это ваш выбор.
Supreme Commander
Помимо веток развития RTS в лице C&C и игр от Blizzard была ещё и третья, которую представляла Total Annihilation. И вот, когда позволили ресурсы и технологии, её автор Крис Тейлор взял, да и создал то ли ремейк, то ли сиквел своего раннего детища.
Что же отличает от других стратегий как Supreme Commander, так и Total Annihilation? Конечно же это масштабы как карт, так и происходящего на них. Да, есть базы, есть ресурсы, технологические уровни, рабочие, супероружие. Всё это привычно и знакомо. Но постойте, забудьте о противостоянии трёх танков и раненного пехотинца между двумя соснами. В Supreme Commander десятки заводов беспрерывно штампуют юниты, отправляемые бурной рекой прямо на фронт.
Ощущение тотальной войны, пафос, эпичность и продуманная научно-фантастическая вселенная. Именно благодаря всему этому многие до сих пор проводят свои дни в Supreme Commander.
Rise of Nations
Ещё один проверенный временем гибрид, дающий фору новым представителям жанра RTS. На этот раз формулу многострадальной Age of Empires совместили аж с самой «Цивилизацией». Примечательно, что, будто не обращая внимания на ярые заимствования, издателем игры числится сама корпорация Microsoft. Отличает Rise of Nations от других стратегий в реальном времени наличие элементов глобальности. Заключена она в наличии мировой карты и планировании развития собственной страны посредством городов.
Города двигают границы, и все ресурсы, расположенные в их радиусе, ожидаемо попадают тому, кто первый до них доберётся. Помимо этого, сеттинг игры, как и в «Цивилизации», не ограничен одной эпохой. Это позволяет повоевать как лучниками и кавалерией, так и прокатиться маршем по вражеским территориям танковым кулаком.
На выбор игроку предоставлено 16 наций, а ещё 6 принесло единственное дополнение, вышедшее позднее. Игровой процесс, как и картинка в целом, даже в 2021 году может порадовать любого ценителя жанра. Так что если вы по каким-либо причинам упустили данный проект, то стоит занести его в список для ознакомления.
Warhammer 40,000: Dawn of War
И вновь, даже при наличии на рынке более новых и технологически совершенных инкарнаций серии Dawn of War, в рейтинг лучших RTS попадает именно классический первый «ДОВ». Связано это с тем, что именно Dawn of War ближе к изначальным устоям геймплея стратегий в реальном времени и включает в себя постройку базы, в то время как последующие игры серии в большей степени ориентированы на сражения.
Для многих игроков вышедшее в 2004 году детище Relic Entertainment стало поводом знакомства с мрачным и суровым миром «Сорокотысячника». Красивые и пафосные битвы, шикарная детализация всего и вся. Этот подход просто не мог пройти незамеченным для любителей качественных RTS. Успех игры закрепил выход целых трёх дополнений, приносящих новые фракции и возможности.
В отличие от большинства стратегий в реальном времени, Dawn of War делает упор на личных особенностях подразделений, а не их количестве. Это делает игровой процесс более требовательным к микроконтролю, что может отпугнуть некоторых игроков.
Полная уже вышеописанного пафоса кампания посвящена приключениям космодесантников на планете Тартарус, которые прибыли для борьбы с нашествием орков. Остальные же фракции и расы доступны в режиме схватки и мультиплеере, причём многие из них были введены в игру уже после релиза. В целом, если вам интересен более-менее традиционный геймплей с добычей ресурсов, то Dawn of War — это отличный вариант, даже невзирая на солидный возраст проекта.
Серия Empire Earth
Ещё одна известная серия классических RTS, созданная по заветам Age of Empires. Правда, границы эпох в играх под брендом Empire Earth сильно раздвинуты по сравнению с более известной концепцией. Зато тут игроки запросто могут столкнуть между собой цивилизации будущего и средневековых мужиков с копьями. Помимо этого, стоит отметить смелые попытки авторов создать интересный сюжет и ввести уникальные механики в игровой процесс. Строго рекомендуется всем любителям RTS золотой эпохи, которые почему-то пропустили Empire Earth.
Stronghold и адд-он Crusader
Наш топ лучших стратегий продолжает ещё одна известная серия, события которой основаны на исторических эпохах. В отличие от «Казаков», Stronghold посвящена средневековью и предлагает управлять собственным замком. В целом, данная игра является гибридом RTS с динамическими битвами и экономической стратегии. Увидев цепочки производства, можно решить, что перед нами игра наподобие серий Settlers и Anno. Но разработчики из FireFly studios умело совместили оба жанра, чем и заслужили народную любовь.
У этой серии игр тоже имеются более новые, технологичные и красивые выпуски, однако игровой процесс оригинала в последующих частях авторам так и не удалось воссоздать в полной мере. В связи с этим, именно оригинальные Stronghold и дополнение Crusader рекомендуются к ознакомлению и заслуживают места в любом топе RTS.
Мирная часть игры основана на комбинации добычи различных ресурсов. Для этого используются рабочие, проживающие в зданиях, соответствующих их профессии. Степень детализации процесса такова, что вы можете видеть погрузку камня для отправки в ваш замок. Или любоваться как ваш охотник натягивает тетиву, выискивая оленя. Всё это, как и впечатляющая проработка графики — вплоть до гнущихся на ветру деревьев, впечатляло игроков всего мира.
Боевая же часть игры тоже ничем не уступает лучшим представителям жанра RTS. Однако, несмотря на схожий сеттинг, битвы в Stronghold немного глубже и тактичнее, чем яркое рубилово из Age Of Empires.
В комплекте к тактическому разнообразию типов войск идёт неплохая для RTS 2001 года разрушаемость стен, рытье рвов, осадные машины и поджигание осаждающих раскалённым маслом. А тем, кому мало и этого, разработчики оставили знаменитую возможность закидать крепость врага трупами коров, вызывающими болезни. В целом, если вы считаете себя любителем стратегий на ПК и не слышали знаменитое «Your Stronghold Awaits», то стоит найти время и возможность исправить данное упущение.
The Lord of the Rings: The Battle for Middle Earth II
Как это ни странно, знаковых RTS на тему фэнтези не так уж и много, как например на военную или тематику далёкого будущего. Но можно быть уверенным в том, что The Lord of the Rings: The Battle for Middle Earth II заслуживает своё место в одном ряду с Warcraft 3, «Героями уничтоженных империй» и Age Of Mythology.
Почему заслуживает? Ну, как минимум по двум причинам. Делали её люди, занимающиеся самой серией Command & Conquer, которые уж точно знали, как сделать RTS интересной. Второй причиной естественно является выбранная для игры вселенная. Эпичность «Властелина Колец» прёт тут буквально отовсюду. Огромные армии, впечатляющие осады, знакомые места, расы и названия. Эта игра строго рекомендуется как любителям фэнтези, так и поклонникам красивых и эпичных стратегий. Если, конечно, вы сможете найти, где её достать, что равноценно полноценному походу в Мордор.
Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах
Sins of a Solar Empire: Rebellion
Sins of a Solar Empire: Rebellion – это история претенциозного выскочки, запрыгнувшего на ходу в поезд успешного жанра стратегий. Причём авторы игры умудрились совместить 4Х жанр с RTS, сделав свою концепцию не только играбельной, но и успешной.
Тёмное будущее, пустые планеты для колонизации и развития, интересные механики вроде пропаганды и прокачки навыков у больших кораблей. Всё это дополняет картинка, передающая дух космоса даже сегодня, непохожие друг на друга расы и эпичные бои в реальном времени. Что ещё нужно для счастья? Например, живое мультиплеерное комьюнити, играющие до сих пор.
Серия Act Of War
У каждой популярной игры имеется «младшая сестрёнка», желающая повторить её успех. И иногда, среди тонн попыток выехать на чужом успехе встречаются и действительно интересные проекты, способные вызвать ажиотаж у геймеров.
Казаки
Какой бы рейтинг не был у этой игры в мире, данная серия представителей RTS отлично знакома большинству отечественных игроков. Игра со сложной судьбой выжила лишь благодаря упорству и энтузиазму своих создателей. «Казаки» обладают всем необходимым, чтобы занять место в золотом фонде стратегий реального времени. По состоянию на 2021 год существует более новая версия в виде игры «Казаки 3», но состояние и качество её таковы, что к ознакомлению рекомендуются именно классические игры серии.
Чем же творение украинской студии GSC заслужило такую любовь отечественного геймера? Некоторые люди даже новые игры порой забрасывают ради погружения в гущу сражений минувших лет.
На первый взгляд, перед игроками при запуске «Казаков» появляется ничто иное, как клон всемирно известной Age Of Empires, но на поверку оказывается, что игры хоть и схожи по своей концепции, при этом имеют разительное количество отличий, которые делают «Казаков» более уникальными. Главная разница между играми, пожалуй, заключается в том, что эпоха, представленная в игре, посвящена пороху. А в связи с этим — и медленному переходу методов ведения войн на использование огнестрельного вооружения.
Сама же основа игрового процесса недалеко ушла от Age Of Empires. Игрок всё так же развивает своё поселение, строя шахты и мельницы. Затем, после разрастания экономики, снаряжает армию и устраивает противникам весёлую жизнь. Помимо вышеперечисленного «Казаки» предлагают неплохую историческую достоверность, особенно сильно выраженную в кампаниях: игроков ждут множество уникальных цивилизаций, доступных для выбора. Но всё это, как и легендарного юнита, «Линкор 18 века», лучше увидеть лично. Вероятнее всего после прохождения у вас получится отбросить сомнения о ценности данной серии для любого отечественного геймера, увлекающегося стратегиями.
Age of Empires III: Definitive Edition
Обновлённая версия знаменитой RTS воспринятой некогда игроками с прохладой. Однако, её обновлённая версия на удивление получила куда более радушный приём, порадовав при этом многих игроков. Ремастер получил довольно приличное обновление графики, интерфейса и многих других, не менее приятных мелочей. В целом эту игру можно смело рекомендовать всем, кто соскучился по красивым стратегиям высшего качества.
Earth 2150
Игровая индустрия в Польше существовала задолго до появления «Ведьмака» и обидного феномена «Польского шутера». Иногда поляки выдавали игры, которые могли поспорить с ветеранами жанра, а по части инноваций и обойти их. Похожее случилось с сериалом EARTH 2150, включающим в себя три игры: базовую Escape From the Blue planet и самостоятельное дополнение Moon Project вместе с вышедшим позднее Lost Souls.
Эта игра стала продолжением EARTH 2140, родившейся в эпоху повальных клонов Command & Conquer. Earth 2150, в отличие от предшественницы, решила быть самобытной и одной из первых в жанре перебралась в полноценное и адекватно выглядящее 3D. Этот переход оказался настолько впечатляющим, что в восточной Европе игру просто не смогли не заметить.
Можно ещё многое рассказать и про кампанию с нестандартной системой смены суток, и про продвинутую настройку поведения войск, но любой человек, считающий себя любителем стратегий на ПК, сам должен приобщиться к этой классике. Этот проект помогает понять, что недооцененные вещи тоже могут удивлять.
Star Wars: Empire at War
«Звёздные войны» со своими эпическими битвами всегда казались идеальным сеттингом для создания RTS. Судьба распорядилась так, что лучше всего на этом поприще показала себя Star Wars: Empire at War, которая создавалась людьми, причастными к созданию серии Command & Conquer.
Чем же данная игра так запомнилась игрокам? Пожалуй, главным будет акцент на разнообразии. Множество режимов, юнитов, битвы на поверхности и в космосе, а ещё терпимая сюжетная кампания, показывающая многие знаменитые события. Довершает картину качество исполнения, благодаря которому проект даже спустя 14 лет после релиза выглядит и звучит как полноценный эпизод «Звёздных войн». Всего этого хватило для попадания Empire At War в золотой фонд RTS, что только подтверждает недавнее восстановление работоспособности мультиплеерных серверов.
Периметр
Как ни странно, игроделы из СНГ на поле стратегий прославились не только «Казаками» и «Блицкригом». В тени общепризнанных титанов жанра всегда были игры менее известные, но от того не менее культовые. Одним из таких проектов является «Периметр», созданный отечественной студией K-D Lab.
Привычная внешне, игра совершенно необычна внутренне. Сюрреалистичный сеттинг, терраформинг, нестандартные юниты и условия миссий. «Периметр» способен удивить любого любителя RTS, а потому рекомендуется к ознакомлению.
Серия Empire Earth
Ещё одна знаменитая серия стратегий в реальном времени, перенявшая многие черты у Age of Empires. Как и в случае с Rise of Nations, в Empire Earth идея технологического продвижения по эпохам довольно сильно гипертрофированна. В играх серии можно пройти полный путь человечества от тёмных веков до роботов и нанотехнологий.
В остальном же Empire Earth это добротно сделанная классика стратегических игр золотой эпохи. Развитие поселения и экономики, динамичные битвы интересные кампании и многие другие привычные поклонникам жанра вещи несомненно способны порадовать и сегодня. Да и повоевать роботами против мечников из средневековья это всегда забавно.
Новые RTS
Grey Goo (2014)
Вышедшая в 2014 году Grey Goo стала очередной попыткой Petroglyph выскочить из забвения и напомнить всем о золотых днях жанра RTS. Для массового пользователя это событие осталось практически незамеченным, что вовсе не делает данную игру не достойной внимания.
По своей идее Grey Goo напоминает сплав концепций из C&C и Starcraft, что выглядит само по себе знакомым, оставаясь при этом новаторским и необычным. Три непохожие геймплейно друг на друга фракции не высосаны из пальца, а являются такими какие они есть по воле основного сюжета. Он, к слову, повествует о том, как люди нашли далёкую планету, на которую прилетели спасающиеся с разрушенной родины представители расы «Бета». Естественного в итоге на вечеринку завалились те, от кого бетанцы и спасались, после чего и начинаются главные события.
Grey Goo является представителем редкого вида «современных RTS», умудряясь совмещать в себе десятилетние традиции и технологии нашего времени. Поэтому её можно смело рекомендовать как новичкам в жанре, так и заядлым стратегам.
Ancestors Legacy (2018)
Ancestors Legacy – это современная вариация средневековой стратегии, для скучающих по Stronghold и Age of Empires. Тут вам и знакомые деревни с домиками, и лесопилки, и налоги, и мужики с мечами, получающиеся в итоге. Причём если играется всё это как привет из прошлого, то выглядит игра просто бесподобно.
Детализировано всё с тщательностью и любовью, как природа на картах, так и то, чем непосредственно управляет игрок. Сюжет историчен, бои реалистичны, исполнение качественное. О чём ещё можно мечтать современному любителю RTS? Правильно, о том, чтобы таких игр было как можно больше.
8-bit Armies, Hordes, Invaders (2016)
Серия минималистичных стратегий в реальном времени с кубической графикой, которая смешала в кучу концепции таких культовых игр как C&C, Warcraft и Starcraft. Каждый набор фракций и карт продаётся отдельно, однако это не мешает воевать между собой фракциям из разных наборов. У Petroglyph вышла довольно таки забавная RTS, способная занять любителей жанра на некоторое время. А возможность столкновения магов и танчиков в целом сама по себе довольно забавна.
Halo Wars 2 (2017)
Яркая сверкающая и относительно современная RTS, действие которой происходит в знаменитой вселенной Halo. Тут осталось всё, что любили игроки оригинальной Halo Wars, но и нового добавилось достаточно не мало. Сюжет же продолжает историю первой части, показывая знакомых персонажей проснувшихся спустя сотни лет криосна. В целом данная стратегия в реальном времени включает в себя всё, что знакомо любому поклоннику жанра. Постройка базы, накопление армии, управление героями и последующее уничтожение противника. Halo Wars 2 всё ещё остаётся относительно казуальной из-за ориентированности на консоли, но это не мешает ей быть одной из лучших фантастических RTS.
Iron Harvest (2020)
Свежайшая RTS, добравшаяся до релиза спустя многострадальную и долгую историю разработки. Интересна она прежде всего своим сеттингом. Является он аналогом первой мировой войны, происходящей в мире дизельпанка и альтернативной истории. При этом тут есть знакомые всем места и исторические личности вроде Распутина или Царя Николая. При этом имея шикарную графику, которой зачастую можно любоваться очень долго, геймплейно Iron Harvest является довольно таки дотошным клоном Company of Heroes. Но даже при такой грустной вторичности игра определенно стоит внимания любителей жанра.
Tooth and Tail (2017)
Забавная стратегия в реальном времени, посвящённая разборкам между собой различных животных. Проект может порадовать симпатичной картинкой, интересной историей и в целом скрупулёзным подходом к классическому игровому процессу. Конечно со стороны игра выглядит довольно-таки несерьезно, однако не дайте мнимой легкомысленности себя обмануть и эта RTS вас точно не разочарует.
A Year Of Rain (2020)
Современная вариация фэнтези стратегии, отсылающая к лучшим дням жанра, когда на вершине популярности блистала Warcraft 3. Помимо многих привычных элементов вроде симпатичной мультяшной графики и разнообразия юнитов игра предлагает одну уникальную особенность. А является ей упор на игру в кооперативе с напарником, вместо единоличного управления армиями. Конечно A Year Of Rain не дотягивает до легендарного качества Blizzard и имеет множество проблем. Однако при этом вполне способна порадовать неискушенных стратегов на некоторое время.
Ashes of the Singularity: Escalation (2020)
Относительно свежая стратегия в реальном времени, способная порадовать любителей фантастического сеттинга. Геймплей сильно напоминает Supreme Commander, которой явно вдохновлялись разработчики. Поэтому упор тут сделан на масштаб, количество юнитов и приличную эпичность происходящего. За счёт этого проект стал известен в неожиданной роли, а именно в качестве бенчмарка, вешающего самые топовые конфигурации ПК. Так что если вы хотите не только посмотреть на армии внушительных размеров, но и проверить мощность своего железа, эта игра будет хорошим выбором.
War Selection (2019)
Ещё одна вариация на тему классики, вышедшая в наше время от независимых разработчиков. War Selection отсылается уже не к Warcraft, а к серии Age of Empires. Тут есть всё, что привыкли видеть поклонники этих культовых RTS: постройка базы, тренировка армии, продвижение по эпохам, а главное возможность столкнуть танки с лучниками или мушкетёрами.
В ожидании
Age of Empires 4
Самая дорогая и лощёная RTS нашего времени. Последняя надежда жанра, ожидаемый проект от известной студии, да ещё и спонсируемый самими Microsoft. Авторы решили вернуться к корням, избрав путь своеобразного перезапуска второй части. Сможет ли очередная глава в истории именитой серии Age of Empires повторить успех своих далёких предков? Покажет только время, ведь подождать осталось совсем немного.
Company of Heroes 3
Оказалось, что у игроделов из Relic рабочего запала хватает настолько, что они способны создавать сразу целые две флагманские RTS. Хотя анонс Company of Heroes 3 стал небольшим сюрпризом, он всё ещё является достаточно логичным ходом. Что ждёт виртуальных генералов? Вероятнее всего самая кинематографичная, технологически продвинутая и отполированная стратегия по мотивам Второй мировой войны.
Увлекаюсь видеоиграми давно и серьёзно. Считаю, что они способны на гораздо большее, чем помощь в отвлечении от повседневности. В своём увлечении больше стараюсь посвящать себя малоизвестным жанрам и проектам, наравне с играми, основой которых является интересный сюжет.