Rupaul s drag race что это
Мнение«RuPaul’s Drag Race»:
Как шоу о дрэге помогает полюбить себя
Женственность, кэмп и игра в имитацию
Текст: Рита Попова
7 марта вышел сотый эпизод реалити-шоу «RuPaul’s Drag Race», где дрэг-квин соревнуются за титул королевы из королев, а руководит ими главная современная звезда дрэга Ру Пол. Она (или он — Ру Пол одобряет оба местоимения в свой адрес) сделала дрэг частью поп-культуры, показав всему миру, что это не просто шик, блеск и красота, но и сложный процесс самоидентификации. Рита Попова рассказывает, почему шоу не просто интересно, но и нужно смотреть — чтобы научиться любить и других, и себя.
— Как ты чувствуешь себя в платье?
— Но ты чувствуешь себя сильной сосиской?
Так начинается первая серия реалити-шоу «RuPaul’s Drag U»: дрэг-королевы «перевоспитывают» биологических женщин, которые по разным причинам не чувствуют себя женственно в традиционном представлении. Героини первого выпуска, к примеру, блёсткам и перьям предпочитают карго-штаны. Читатель наверняка вспомнит классические шоу с переодеваниями — и будет прав, потому что реалити-шоу Ру Пола часто копируют структуру успешных проектов вроде «America’s Next Top Model», попутно издеваясь над ними же. Но есть ключевое отличие. Хотя и ученики, и учителя стремятся к женственности, у них нет на неё эксклюзивной лицензии. Женственность никому не принадлежит — ни королевам на каблуках и в коротких юбках, ни участницам, которым не нужно прятать член.
Почему я, уже будучи женщиной, так стремлюсь ею стать? Кому-то это покажется странным. Даже мне это кажется странным! Я ругаю себя за то, что купленные тушь и помада так и лежат в коробках. Я покупаю туфли, хотя в них неудобно ходить — и я не хожу. В общественном представлении понятия «женщина» и «женственность» так связаны между собой, будто это привилегия, врождённое право, хотя это, конечно, не так. На деле женственность — это вечно недовольный босс.
«Мы приходим в мир обнажёнными, а всё остальное — дрэг», — так звучит, пожалуй, самое известное высказывание Ру Пола. Мысль это не новая. Эстер Ньютон в своей книге «Mother Camp: Female Impersonators in America» писала, что дрэг — это не копия с «настоящих женщин». Дрэг подчёркивает, что любой гендер — это имитация, причём имитация без оригинала. Каждая дрэг-королева, стоя на сцене перед Ру Полом, хоть раз говорит: «Я не хочу предавать себя и свой дрэг». Они не экспроприируют формальные женские признаки, а собирают из них собственную уникальную историю.
За одним из главных принципов дрэга — преувеличением — сложно разглядеть, что парики и поролоновые формы ничем не отличаются от тех приёмов, к которым прибегаем мы. В знаковом эссе «Imitation and Gender Insubordination» основоположница квир-теории Юдифь Батлер пишет: «Дрэг показывает, как гендер ежедневно присваивается, театрализуется, воплощается», — но только в шоу Ру Пола выигрывает не «самая настоящая женщина», а лучшая. И критерии женственности она определяет сама.
Движущая сила кэмпа — торжество сильной и необыкновенной личности. Я почти всегда ношу чёрный, не пользуюсь макияжем и избегаю излишеств, но моя любимая участница шоу — это Латрис Руаяль, большая и яркая темнокожая женщина, до участия в шоу отсидевшая в тюрьме. Латрис поёт, танцует, демонстрирует актёрские способности и прекрасно выглядит, но главное её достоинство — это любовь к себе и способность защищать это до последнего. И мне очень хочется быть на неё похожей.
К иронии и эстетике дрэг-королев сложно привыкнуть. «Меня очень привлекает кэмп, и почти так же сильно он меня оскорбляет», — писала Сьюзен Сонтаг в эссе «On Camp». Я могу понять людей, которые сочтут, что шоу Ру Пола — это бесконечно плохой вкус. Здесь есть место и вызывающим нарядам, и сомнительным шуткам, и интригам из бразильского сериала. Но занижать уровень шоу до guilty pleasure нечестно по отношению и к королевам, и к их поклонникам. Хотя они и иронизируют над традиционными женскими образами, к некоторым темам они относятся с убийственной серьёзностью.
Внешность — одна из таких вещей. Несмотря на то, что одной внешности для победы в «RuPaul’s Drag Race» недостаточно, за слишком плотный тональный здесь можно отправиться домой. Этот текст я пишу с накладными ресницами, одна из которых наполовину отклеилась: в университете Ру Пола я явно бы шла в отстающих. В эстетике кэмпа каждая вещь — это, с одной стороны, театрализованная, с другой — максимально честная версия себя. Накладные ресницы не исключение: надев их на работу, можно не опасаться, что одни сочтут тебя пустышкой, вторые обвинят в плохом вкусе, а третьи перестанут воспринимать всерьёз. Надев их на работу, ты просто думаешь: «Какие у меня охренительно длинные, неестественно крутые ресницы».
Именно поэтому шоу «RuPaul’s Drag Race» — лучшее лекарство от мизогинии, которое я встречала. Оно доказывает, что личность всегда превосходит любые характеристики и стереотипы. Якобы «глупые» «женские» увлечения — красота, танцы, мода, развлечения — избавляются от клейма чего-то постыдного и просто приносят удовольствие. Красивые, талантливые и гордящиеся своей женственностью дрэг-королевы доказывают, что женщиной быть классно, и не нужно перекраивать своё поведение под мужское или подстраиваться под навязанный обществом «идеал женщины».
Шоу Ру Пола возвращает женщинам право распоряжаться своим телом и своей сексуальностью. Здесь нет толстых — здесь есть curvy, которые дают фору многим королевам без пары рёбер. Здесь можно выйти на подиум с ведром краски на голове, а можно — с огромными белыми крыльями, и роскошно при этом выглядеть. Здесь в конкурсах побеждает огромная говорящая голова. Перформанс здесь — это способ понять себя, и сделать это невозможно, если не полюбить как следует предмет изучения.