Saas сервис в сегменте b2b что это
Модель SaaS простыми словами
Так сложилось, что я много раз рассказывал о том, что такое SaaS и что в нем хорошего, как на различных it-конференциях, так и в кулуарных беседах, но до сего момента писать по теме не приходилось. При этом модель SaaS во-первых для меня по сути родная, учитывая сферу деятельности, а во-вторых является одним из основных трендов в современных веб-технологиях. В связи с этим, хочу поговорить о SaaS, как о таковом, а в перспектике, если окажется интересным, о частных аспектах. По сути материал о базисных вещах, но именно такого понимания многим не хватает. А о сложном надо хотя бы пытаться говорить просто. Помогает.
Сразу хочу сказать одну вещь, SaaS — это специализированный термин и, если начинать в нем копаться, сложный. Он может навести не только тоску, но и определенный благоговейный ужас. Но на самом деле штука это простая. Чтобы пользоваться каким-то SaaS-продуктом, в том числе нашим, понимать глубинный, да даже и поверхностный смысл данного термина совершенно не обязательно. Более того, когда uCoz создавался, никто из самих разработчиков даже не слышал подобного слова. Просто появлялись продукты, имеющие по своей сути общую модель, и потом ее стали как-то классифицировать, выделять особенности, плюсы, минусы.
Если своим призванием или увлечением вы сделали веб-технологии, или же задумываетесь о том, какой тип продуктов лично для вас подходит более всего, какие наиболее перспективны и т.п., все это может быть интересно и полезно.
О SaaS написано много, и начать изучение можно, например, со статьи в Википедии. Но, как правило, вся эта информация оттуда достаточно тяжело воспринимается. В итоге вроде бы о чем речь и понятно, но зачем надо человеку остается неясно. А если попросишь рассказать человека, о чем он только что прочел, то, опять же, далеко не каждый сможет. Выходит классическая ситуация: “Все понимаю, но объяснить не могу”.
Поэтому попробую упростить максимально и рассмотреть модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги, на простейших примерах.
Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты.
Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — тот же gmail.
Чтобы организовать работу электронной почты самостоятельно с нуля, необходимо:
Почта, по большому счету, это самый простой пример, и самый массовый. Хотя бы в силу того, что абсолютное большинство пользователей сети электронной почтой пользуются, а вот какие-нибудь CRM, ERP системы, или те же самые сайтбилдеры нужны далеко не всем. У них более узкий круг потребителей. Но уже очень многие программные продукты можно найти в виде сервисов. В некоторых случаях они, конечно, еще отстают от своих десктопных аналогов, но зачастую дают своему потребителю преимущества. Почти всегда это выражается именно в простоте эксплуатации, в отпадении потребностей по обслуживанию, в экономической целесообразности, попросту говоря, в дешевизне такого решения и подхода. Другие плюсы зависят в основном уже от конкретной сферы, в некоторых случаях это более высокая степень безопасности, в других беспрецедентно удобная синхронизация и доступность комфортной многопользовательской работы, за счет облачного хранения данных.
Что бы не распылятся на общие слова и характеристики, предлагаю посмотреть на примерах. Самых таких обыденных.
Чаще других, в качестве примеров использования SaaS решений, можно встретить системы управления проектами, и совместной работы над ними, онлайновые органайзеры, системы документооборота. Они все уже под рукой и многие ими уже пользуются, не задумываясь над идеологией таких сервисов и страшными умными аббревиатурами.
Как я и говорил, за примерами далеко ходить не надо. Работа с документами? Пожалуйста — это популярный google docs, который позволяет вам отказаться от ворда, экселя, и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами. Причем такие решения есть у целого ряда компаний — есть и у майкрософт, и у компании Zoho и прочих.
Онлайн органайзеров в принципе более чем достаточно, как и вообще систем для организации работы, ведения todo. Взять хотя бы наш календарь и систему по управлению проектам в вебтопе, или аналогичные решения от google, либо прославленные продукты компнаии 37сигналов: basecamp, backpack.
Третий (не очевидный) пример — онлайн игры. Их, конечно, не принято относить к SaaS-решениям, но и они на сегодня стали доступны как сервисы, со все той же идеологией. Чаще всего это MMORPG. На всякий случай напомню что игры — это такие же программы, а, к примеру, Xbox Live Microsoft очень четко себя классифицирует как SaaS-продукт.
К чему были все эти примеры? К тому, что программное обеспечение, представленное как сервис, давно вокруг нас. И рынок, и мы сами используем SaaS намного чаще, чем задумываемся. А удобство, простота, экономичность и прочие плюсы SaaS завоевывают сердца потребителей, не объясняя им свое сложное устройство и философию модели.
Надеюсь, это публикация для кого-то сделала термин SaaS не столь загадочным и страшным, каким он казался прежде, а его торжество в будущем окончательно очевидным.
Что такое SaaS: руководство
Узнайте об особенностях, преимуществах и этапах разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервис (с англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — это облачный сервис, который можно использовать онлайн без предварительной установки на свой компьютер или мобильное устройство.
Содержание
Особенности модели SaaS
Основное отличие SaaS как бизнес-модели заключается в том, что владелец сервиса полностью отвечает за его апгрейд, техобслуживание и управление. Для использования функционала платформы пользователям не нужно скачивать программное обеспечение, устанавливать его и обновлять. Для владельцев бизнеса модель SaaS стала настоящим спасением от головной боли, связанной с нелицензионными программами, на которые могут натолкнуться клиенты.
Принцип работы SaaS-сервисов часто сравнивают с арендой жилья. Мебель, технику и все удобства предоставляет владелец, а жилец платит за пользование. Однако, такое сравнение нельзя назвать корректным, поскольку оно является довольно поверхностным. Чтобы лучше понять, что отличает SaaS-сервис от других, ознакомьтесь с особенностями его работы:
Чтобы ознакомить клиентов со своим функционалом, SaaS-платформы предоставляют демо-версии, бесплатные тарифные пакеты с ограниченным функционалом или полный доступ к инструментам на ограниченный промежуток времени. После того, как пользователь опробует возможности сервиса, он может «арендовать» необходимые услуги, что обходится значительно дешевле, чем покупка лицензионного программного обеспечения. Благодаря относительно невысокой стоимости и простоте использования популярность SaaS-платформ стремительно растет.
В следующем разделе вы подробнее ознакомитесь с плюсами и минусами SaaS-сервисов.
Преимущества и недостатки SaaS-платформ
Использование SaaS-платформ имеет ряд преимуществ как для владельцев, так и для пользователей. Сначала, давайте посмотрим, какие выгоды удаленные сервисы предоставляют своим клиентам:
Теперь давайте рассмотрим преимущества создания SaaS-сервиса для владельцев:
Несмотря на явный ряд плюсов SaaS-платформ как для владельцев, так и для пользователей, у таких сервисов есть и определенные недостатки. Ниже мы подробнее рассмотрим основные из них.
Еще один недостаток, который нельзя не упомянуть, — это зависимость сервиса от скорости интернета. Однако, этот минус ежедневно становится менее значимым, поскольку стабильность работы интернета регулярно растет.
Чтобы разработать качественный и востребованный на рынке продукт, необходимо обязательно учесть интересы целевой аудитории и найти хороших разработчиков. В следующем разделе вы ознакомитесь с процессом разработки SaaS-платформ.
Этапы разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервисы используют как в В2В, так и в В2С сегментах. Такие платформы значительно упростили жизнь отдельным пользователям и бизнесу. С их помощью стало удобнее управлять продажами, вести работу с клиентами, хранить файлы, создавать сайты, управлять социальными сетями и выполнять множество других задач.
Процесс разработки сервиса и его длительность зависят во многом от предназначения и функционала. Ниже вы ознакомитесь с основными этапами, из которых состоит весь путь создания SaaS-платформы, начиная от идеи и заканчивая работающей программой.
Запустить SaaS-сервис — это только половина дела. Далее предстоит непрерывное развитие и повышение конкурентоспособности. В следующем разделе вы узнаете, с помощью каких метрик отслеживают рост и успешность SaaS-бизнеса.
Ключевые метрики для SaaS-платформ
Ознакомьтесь с основными метриками, на которые стоит полагаться, чтобы анализировать прибыль, удержание клиентов и успешность маркетинговой стратегии.
Мы рассмотрели основные, но далеко не все метрики, которые отслеживают для анализа развития SaaS-сервисов. Еще рассчитывают вовлеченность, количество новых пользователей за период, среднюю стоимость заказа (CPO) и другие показатели. Далее вы ознакомитесь с примерами SaaS-платформ и сможете лучше понять, что они собой представляют.
Примеры SaaS-сервисов
Еще один популярный SaaS-сервис это Canva. Платформа представляет собой визуальный редактор, в котором создают рекламную продукцию, посты для социальных сетей, обложки, визитки и многое другое. Сервис можно использовать абсолютно бесплатно, но с ограниченным облачным хранилищем и функционалом.
Для получения доступа ко всем возможностям платформы необходимо оплатить тарифный пакет на месяц или год. Стоимость зависит от количества человек в команде, которые будут иметь доступ к аккаунту.
SaaS-сервисы прочно вошли в нашу жизнь и позволили решать разные задачи онлайн без покупки, скачивания и установки программного обеспечения. Отдельные пользователи, а также малый, средний и даже крупный бизнес получили полезные рабочие инструменты. Качественный SaaS-сервис требует немало времени и ресурсов на разработку, однако при условии тщательно продуманной стратегии развития результат окупит потраченные силы.
«Молодая компания снимет сервер в вашем доме»: что такое SaaS и как облегчить внедрение таких сервисов
сооснователь CRM «Пачка», директор по развитию IT-компании «Примавера»
SaaS-решения — еще один относительно новый IT-термин в сфере B2B. Под ним скрывается крупная группа программ, которые без преувеличений меняют отношение к офисному ПО. Что это за сервисы, почему бизнес сегодня активно внедряет SaaS и как делать это легче и быстрее, — рассказывает директор по развитию IT-компании Примавера Григорий Любачев.
Как перевести SaaS на человеческий
SaaS (от англ. software as a service) простым языком — это когда вы не покупаете программное обеспечение, а приобретаете право пользоваться IT-решением как сервисом. Вместо того чтобы купить пожизненную лицензию, установить ПО на свои мощности и завести своего системного администратора, вы приобретаете подписку на удаленный доступ к сервису, а в абонентскую плату входит лицензия, поддержка продукта, обновления и поддержание инфраструктуры на стороне собственника SaaS-решения.
Например, облачная CRM-система — это такая продвинутая Excel-таблица, которая хранится не на компьютере в офисе, а у разработчика. В нее стекаются все необходимые данные о ваших клиентах и хранятся там. А вы платите ежемесячно ее разработчику за конкретные функции (совместный одновременный доступ, уведомления), поддержку и техподдержку продукта, место на сервере, на котором хранятся ваши данные, доступ к этим данным. И чтобы вам было удобно работать с этой таблицей, существует интерфейс, который можно скачать на смартфон в виде приложения или использовать его веб-версию в браузере.
Почему компании уходят в облака
Сегодня компаниям нужно все больше базовых продуктов для автоматизации бухучета, продаж, обслуживания, маркетинга. Спрос на такое программное обеспечение включает для разработчиков закон больших чисел, поэтому стоимость SaaS-решений невысока — отсюда и низкий порог входа для пользователей.
Для SaaS-продуктов не нужно ставить сервера и мощные компьютеры, нанимать сисадмина и покупать пожизненную лицензию — достаточно обычного ПК и соединения с интернетом.
Поэтому можно быстро и относительно недорого протестировать несколько сервисов и выбрать оптимальный для полноценного внедрения надолго. К тому же такие решения не прекращают развиваться после установки, поэтому клиент всегда пользуется самой актуальной версией.
Еще один плюс SaaS — такие продукты легко настроить под себя. Например, платить только за нужное количество пользователей и функций. Раньше под каждую задачу была своя программа, а когда их становилось много, приходилось инвестировать в дорогую инфраструктуру.
Разработчики же получают возможность масштабировать свои решения на большее количество пользователей, не ограничиваясь географией и техническими требованиями. При этом они несут издержки только за платящих пользователей. И в случае с IT-решениями в долгой перспективе оказывать услуги по подписке выгоднее, чем продавать пожизненную лицензию.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
По данным J’son & Partners Consulting, по итогам 2019 года проникновение SaaS-решений для бизнеса в России не доходит и до 10%. При этом потребители 80% такого ПО — это торговля, услуги, телеком и финансовые организации.
На привлекательность SaaS-продуктов сегодня повлияла пандемия: онлайн-доступ к рабочему ПО стал для многих компаний не роскошью, а средством выживания.
Логичное продолжение этой цифровой трансформации — активное освоение мобильных версий SaaS-решений в B2B. Уверен, по итогам этого сложного года мы увидим уверенный рост количества пользователей таких сервисов.
За семь лет работы на этом рынке мы создали шесть собственных облачных сервисов для бизнеса — от малого до уровня корпораций. Делимся опытом, который поможет легче провести пилотное внедрение и быстрее понять, стоит ли масштабировать продукт на весь отдел или всю компанию.
Как проводить пилотные внедрения SaaS-продуктов быстро и эффективно
Сделать пилот эффективным помогут три простых принципа:
1. Конкретная цель
Определите, для чего именно вы проводите пилот. Если это экономия, то чего: времени, денег, ресурсов? Если заработок, то в каком виде: средний чек, количество клиентов, количество покупок?
Сконцентрируйтесь на достижении этих целей и не масштабируйте планы преждевременно. Например, отложите интеграции с внутренними системами компании. Чаще всего они не нужны для определения эффективности продукта. Их можно планировать и обсуждать в течение пилота, а реализовывать уже при внедрении. И постарайтесь придерживаться правила: «один пилот — одна гипотеза».
Пример из практики:
Гипотеза пилота: можно сэкономить от двух до четырех часов времени менеджеров по продажам на создании одного коммерческого предложения.
2. Конкретная команда
Команда пилота должна состоять из сотрудников как заказчика, так и провайдера. Лучше, чтобы все коммуникации шли не через одного человека, а напрямую между специалистами. Это поможет избежать испорченного телефона, лишних вопросов и сократит время ожидания между ответами.
Коммуникации команды должны происходить на одной площадке. По нашему опыту, почта слишком медленная и неповоротливая. Лучше подойдет мессенджер, где вы можете собрать всех участников пилота.
Пример из практики:
Команда пилота: шесть человек
Связь была организована через три чата в мессенджере:
3. Конкретный результат
До начала пилота согласуйте метрики, которые вам интересны, соберите данные о ситуации. Составьте презентацию, куда нужно будет вставить полученные во время пилота данные. Это позволит не затягивать пилот и упростит сравнение разных решений между собой.
Пилот должен быть максимально коротким и длиться ровно столько, сколько нужно для сбора данных для презентации результатов. Главное — не ждать формального завершения пилота, если все данные для следующих шагов уже собраны.
Помните: итог пилота — презентация с полученными цифрами, поэтому данных в презентации должно быть достаточно для принятия или отвержения основной гипотезы.
Пример из практики:
Согласование презентации и метрик выступает как фильтр заказчиков до начала пилота: по нашему опыту, 40% запросов на пилот отсеиваются на этом этапе, поскольку не у всех есть понимание, какие именно показатели нужно скорректировать.
Мы останавливаем пилоты до формального окончания, когда:
Что касается подведения итогов, так как все согласуется еще до начала пилота, для подведения итогов нужно всего несколько дней после окончания.
Что запомнить
SaaS — это удаленный доступ к ПО по подписке, в которую включена поддержка, администрирование, обновления. Самый большой выбор SaaS-решений — в сфере базового ПО для бухучета, HR, маркетинга, продаж. Потому что у такого ПО типовая функциональность, и на него есть стабильный спрос.
Компании уходят в SaaS, потому что:
Когда будете внедрять SaaS, до пилота:
Если результат уже ясен, останавливайте пилот и принимайте решение. И, конечно, не забывайте про правильную мотивацию своих сотрудников, чтобы не получилось так:
«Результаты классные, но у меня задача — просто протестировать все решения на рынке», — менеджер заказчика в одном из наших пилотов.
B2B-решение на базе SaaS-платформы для оптового бизнеса
Вы успешно подписались на рассылку
B2B-платформы, разработанные как SaaS — это решения для оптового бизнеса, предлагающие компаниям аренду программного обеспечения как услугу по подписке. Разберемся, в чем их преимущества и недостатки, и в каких случаях b2b-система на базе b2b SaaS-платформы является лучшим выбором для предприятия.
Что такое b2b SaaS-платформа
B2b SaaS-решения работают по принципу Software-as-a-Service, как облачный сервис с оплатой за пользование услугами. Это готовое программное обеспечение для использования из браузера в режиме онлайн, позволяющее получить доступ к функциям сервиса за небольшую плату.
В качестве примера таких решений для широкого использования можно привести сервисы электронной почты (Gmail, Яндекс.Почта, Rambler, Mail.ru) или органайзеры, сервисы для работы с документами (Google Docs & Sheets, Evernote, ToDo, Trello). Здесь основные функции продуктов доступны бесплатно, по подписке же предлагается расширенный функционал, дополнительные настройки и услуги.
Облачные сервисы b2b, которые предлагаются оптовому бизнесу по подписке, предназначены в первую очередь для автоматизации работы и снижения операционных затрат предприятия. Главное преимущество таких продуктов — быстрое внедрение. Поэтому они идеально подходят для стартапов: b2b SaaS-решения позволяют компаниям с небольшим штатом сотрудников достичь высокой эффективности и начать получать прибыль в течение 6-12 месяцев.
B2B SaaS-продукты предназначены для удаленного использования множеством клиентов, а плата за пользование покрывает расходы на техническую поддержку, доработку и регулярное обновление системы, которым занимается поставщик услуг.
B2b SaaS-решения для бизнеса — это системы для управления проектами, продажами, взаимоотношениями с клиентами, складом. Среди популярных b2b SaaS-продуктов для предприятий — amoCRM, ERP, InSales, JivoSite, Jira, Basecamp, Битрикс24, Worksection, WIX, SeoPult, LPgenerator, YouScan, Shopify, uCoz, UMI «Мой Склад», «Эльба», а также продукты AGORA (например, B2B-портал).
SaaS-решение для оптового бизнеса: преимущества и недостатки
Облачные b2b SaaS-продукты для бизнеса предназначены для успешного выполнения основных задач, необходимых для деятельности компании. У них есть ряд преимуществ:
Однако функционал b2b SaaS-продуктов не всегда покрывает потребности конкретного предприятия на 100%. Существуют и другие проблемы:
Таким образом, b2b SaaS-продукты AGORA не только включают все преимущества подобных решений, но и устраняют их главные недостатки. Коробочный продукт AGORA можно доработать уже на старте, сконфигурировав интерфейс под нужды компании, подключив необходимые для работы модули и отключив ненужные. Это позволит также облегчить систему, благодаря чему она будет работать быстро и без сбоев или зависаний.
B2b SaaS-решения AGORA для оптовых b2b компаний — это оптимизация и ускорение бизнес-процессов в 2,5 раза. Благодаря интеграции SAP, 1C, «Мой Склад» и выгрузке данных на другие торговые площадки вроде AliExpress, Amazon, eBay, Яндекс.Маркет «Агора» обеспечивает реальную автоматизацию работы персонала оптовой компании, без дублирования одних и тех же процессов в сторонних системах.
Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей!
SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет
Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.
SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.
Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?
В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.
Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.
Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.
Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.
Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.
Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».
Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.
Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.
Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.
Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.
Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.
Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.
Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.
Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.
А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?
Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.
Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.
Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.
Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.
Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.
У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.
PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.
Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.
Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud