Sap erp что это
Двухуровневая ERP и SAP Business One: как это работает
В этот раз мы решили вернуться к теме ERP-систем. В линейке продуктов SAP есть разные продукты для компаний самых разных размеров — от мультинациональных корпораций до среднего и малого бизнеса. Существуют и комбинации — когда в компаниях используют сразу несколько типов ERP, для штаб-квартир и для филиалов. Такие случаи и называют двухуровневыми ERP, и SAP Business One отлично подходит в качестве «облегченной» системы. В этой статье мы расскажем о подробностях и деталях интеграции.
Но для начала ответим на вопрос — что такое двухуровневая ERP?
Термин «двухуровневая ERP» уже стал привычным для многих. Концепт двухуровневой ERP-системы применяется в корпорациях, которым нужен единый стандарт отчетности и бизнес-приложений в своих дочерних структурах или филиалах. В маленьких бизнес-единицах по многим причинам просто нецелесообразно использовать большие ERP: другие бизнес-процессы, сложность адаптации сотрудников и медленная скорость развертывания, которое может занять месяцы. А если вы добавите сюда ещё время на обучение персонала, затраты на сопровождение системы и при всём этом вам необходимо внедрить «большое» решение сразу в 40 филиалах — на это уйдёт много времени (часто даже месяцы) и потребуются значительные затраты. Для сравнения — «маленькие» решения могут быть внедрены за несколько недель.
Двухуровневая ERP сегодня применима не только для больших корпораций, с их отношениями «штаб-квартира => филиал». Эта стратегия жизнеспособна при работе с поставщиками, дистрибьюторами, дилерами и обслуживающими организациями.
Пример нашего европейского клиента — компании Heineken Spain. У них появилась задача — как наладить обмен данными между 600 дистрибьюторами и Heineken Spain по заказам, движению товара и счетам на оплату и затем автоматизировать все процессы. В результате в компании решили разработать решение на базе SAP Business One.
В Heinekein Spain придумали сценарий с использованием интернета вещей — они собирают данные с более чем 300 тысяч датчиков, которые встроены в пивные краны. Компания получает информацию о потреблении пива с единую информационную систему. В результате в Heineken поняли, как лучше управлять каналом продаж, оптимизировать цепочку продаж и улучшить показатели. Также они стали получать данные о потреблении пива в режиме реального времени, можно сказать, «из каждого крана».
С двухуровневыми ERP-системами не всё бывает идеально. Давайте посмотрим, какие проблемы могут возникнуть при интеграции разных систем.
Зачем вообще внедрять ERP-системы в филиалах или дочерних компаниях? В крупных холдингах или больших компаниях, безусловно, хотят получать прозрачную аналитику или отчетность о бизнес-ппроцессах. При это часто случается такая проблема — в каждом филиале ставят своё решение, удобное местным специалистам, и в итоге в компании появляется «зоопарк» систем и сервисов. И конечно же, они могут быть не совместимы с «головной» ERP по самым разным причинам — например, из-за использования решений с закрытыми API. В этом случае нельзя надеяться ни на единую отчётность, ни на какую-то автоматизацию бизнес-процессов.
Что есть у SAP? У нас есть целая линейка ERP-систем, под разные задачи и цели. Для компаний со сложными бизнес-процессами нужны «тяжеловесы» — здесь выбирают S/4HANA, ECC или R/3. Для организаций попроще или поменьше подходит SAP Business One. При этом B1 легко может быть интегрирован с большими решениями SAP — S/4HANA, Hybris, Ariba, Customer Checkout, Concur, мобильные приложения и даже государственные сервисы.
Какие возможности есть в SAP Business One для разработки интеграционных сервисов:
Особенности, целевая аудитория и сфера применения приведены в таблице:
Далее статье мы в деталях расскажем о платформе Integration Framework.
Integration Framework
Платформа SAP Business One Integration Framework (B1iF) доступна в ERP-системе SAP Business One, начиная с версии 8.8. Её можно установить на базу данных SAP HANA или MS SQL. Основная задача B1iF — отправлять и принимать данные из внешних (SAP и неSAP) систем. Пакеты интеграционных сценариев строятся внутри Integration Framework. Логика сценариев основана на бизнес-процессах: управление ошибками, конфликтами, транзакциями (и их порядком выполнения), гарантия выполнения, мониторинг, отладка и администрирование выполняются в B1iF.
Для разработки сценария интеграции двух систем навыки программирования не требуются.
Последовательность процесса задаётся с помощью встроенного графического дизайнера в платформе. Встроенные функциональные единицы B1iF BizFlow Atoms используются для сопоставления значений, настройки вызовов (SAP Business One, SAP ERP, HTTP, SQL, файловые системы и т.д.), XSLT преобразований. Сопоставление данных осуществляется с помощью XSLT-преобразований во встроенном (или внешнем) XML редакторе. Инструменты отладки позволяют разработать индивидуальную последовательность процесса в структурированном и наглядном виде.
Интеграционные сценарии, которые выполняются в интеграционной платформе, называются пакетами сценариев. Все необходимое для целостного обмена данными между системами находится в пакете сценария.
Пакет сценария содержит в себе один или более шаг сценария. Шаг сценария — это определенный интеграционный поток, который включает в себя входящую (inbound) фазу, фазу обработки (processing) и исходящую (outbound) фазу.
На первой фазе интеграционная платформа получает входящее сообщение и переводит его в XML формат. В процессе фазы обработки происходит трансформация и обработка сообщения, определение получателя и сопоставление параметров сообщения. На этапе вывода интеграционная платформа трансформирует сообщение в формат ERP-системы получателя и отправляет сообщение.
В процессе дизайна шага сценария необходимо задать основные параметры: способ запуска шага, какие системы взаимодействуют между собой, каким образом интеграционная платформа обрабатывает сообщение, существуют ли дальнейшие шаги (например, вызов внешней системы).
Шаги сценария могут быть следующими:
1. Синхронные (запрос-ответ):
— отправитель формирует запрос, который инициирует выполнение шага
— результат обработки возвращается отправителю как ответ
2. Асинхронные (отправитель получателю):
— запускается по таймеру, событию или вызову
— данные поступают из системы-отправителя, обрабатываются, трансформируются и передаются получателю в любое время
Входящий канал описывает тип системы-отправителя и интерфейс (API), которые могут быть использованы интеграционной платформой для получения входящих данных. В качестве входящего канала могут быть использованы HTTP, файл, пустое сообщение (Void (таймер)), Web Service, SAP Business One и SAP ERP.
Исходящий канал описывает тип системы-получателя и интерфейс (API), который будет использован интеграционной платформой для передачи данных. В качестве исходящего канала могут быть выбраны HTTP, файл, пустое сообщение (Void, только для синхронных шагов), Web Service, база данных, SAP Business One и SAP ERP.
Для фазы обработки используется графический инструмент. Основным элементом дизайна являются атомы. Атомы выстраиваются в последовательность и используются для вызова внешних систем (например, база данных SQL или электронная почта). Каждый атом получает входящее сообщение, выполняет определенные задачи и передает сообщение следующему атому.
Для передачи данных между интеграционными шагами используется внутренний механизм обработки очереди. Таким образом, можно объединять интеграционные шаги в пакет сценария.
Пример разработки интеграционного сценария
Бизнесу необходим доступ к данным о своих процессах в режиме реального времени, а также автоматизация ручного труда. Автоматизация процессов может помочь компании оптимизировать загрузку персонала и уменьшить риски ошибок при передаче информации. Интеграция с системой поставщика или отдельного вида бизнеса позволит устранить эти риски.
Давайте рассмотрим простой практический пример интеграции двух систем — заказчика и поставщика. Обе компании работают в SAP Business One и хотят автоматизировать процесс оформления заказов. В данном примере «Заказ на закупку» в компании 1 передается в компанию 2, где формируется документ «Заказ на продажу». Компания 2 подтверждает формирование заказа в компанию 1.
Для запуска интеграционного сценария нам потребуется код основных данных компании 1. Эти данные не содержатся в «Заказе» и не передаются в интеграционную платформу. Для хранения этой информации может быть использована глобальная таблица (global table). Для задания параметров глобальной таблицы необходимо определить тип глобальной таблицы (тип 1 для отношений 1 1; тип 2 для отношений 1 N), длину и названия полей таблицы:
После создания глобальной таблицы можем внести в нее данные:
Для исходящего канала выбираем пустое сообщение (void), т.к. у нас нет системы-получателя:
Перейдем к конфигурации процесса обработки сообщения. Нумерация атомов осуществляется в порядке добавления в процесс.
Атом преобразования (атом1) является не обязательным. Он позволяет хранить информацию об условиях запуска и системе-отправителе для последующего использования в других атомах. Значение CustomerCode для компании 1 загружается из глобальной таблицы. Значение User ID выбирается из секции T (запуск, trigger) XML преобразования входящего события B1 Event, создающего «Заказ на закупку».
При конфигурации атома B1 Object (атом2) будем использовать следующие параметры:
В разделе Document_Lines определяются строки документа «Заказ на продажу». Необходимая информация извлекается из секции S (сообщение из системы-отправителя, sender message) входящего документа «Заказ на закупку».
Завершающий атом (атом0), как правило, преобразовывает данные для передачи в систему-получатель. В нашем сценарии в качестве типа исходящего канала выбрано пустое сообщение (void). Тем не менее, мы должны определить данный атом для создания записи в логах. В элементе будут содержаться атрибуты DIresult и DImsg. Атрибут DImsg должен содержать ключ созданного документа (в случае успешного завершения сценария) или сообщение об ошибке (в случае неуспешного выполнения).
Атом4 и атом5 относятся ко второму интеграционному шагу: отправка сообщения пользователю компании 1. Атом вызова (с типом Call step) не подразумевает предшествующий атом преобразования. Тем не менее, как и в случае первого шага, для атома4 мы зададим предшествующий атом преобразования (атом5). В параметрах атома5 указываем данные, передаваемые в вызываемый атом. Эти данные в нашем случае будут содержать элемент с атрибутами DIresult (результат обработки атома B1 Object) и код пользователя SAP Business One (B1User).
Перейдем к формированию второго интеграционного шага. Мы хотим отправлять разные сообщения пользователю компании 1 в зависимости от результата процесса создания документа. Для этого будем использовать атом с типом начала разветвления (branch).
Для атомов с условиями может быть использовано несколько атомов с типом path и только один атом типа otherwise. Интеграционная платформа работает только с результатами истина при выполнении path. Поэтому, в нашем случае необходимо задать только условие для атома path:
Атом otherwise будет работать только в том случае, если результатом выполнения атома path будет ложь. Атом unbranch завершает ветвление и содержит результаты выполнения атомов условий.
В параметрах атомов B1 Message необходимо указать тему и текст сообщения, а также информацию о пользователе
В завершающем атоме второго интеграционного шага необходимо осуществить проверку выполнения ветвления. Для этого можно использовать шаблон XSL, хранящийся в интеграционной платформе.
Активация и проверка сценария
Интеграционная платформа проверяет целостность интеграционного сценария при открытии окна настройки сценария.
В нашем случае проверка выполнена успешно, и мы можем приступить к выполнению сценария.
Создаем «Заказ на закупку» в базе данных компании 1 у поставщика V22222.
После создания документа мы видим уведомление от пользователя B1i, что заказ создан успешно:
В компании 2 создан «Заказ на продажу» с данными из «Заказа на закупку» и указанием номера документа в компании 1:
Заключение
В качестве заключения предлагаю посмотреть ролик нашего клиента — компании DeLaval. Компания уже давно и активно использует стратегию двухуровневой ERP: в головном предприятии и в крупных филиалах — SAP ERP, а в малых дочерних структурах — SAP Business One. В этом видео Steve Woodgate, Business Integration Director в компании DeLaval, рассказывает о причинах и результатах выбора SAP Business One в качестве ERP второго уровня.
Ознакомиться с примерами внедрений SAP Business One можно на нашем сайте.
Видео с обзорами возможностей решения и не только доступно на нашем Youtube-канале.
В следующей статье мы расскажем о возможностях новой версии SAP Business One 9.3, которую сейчас активно тестирует как SAP, так и клиенты. Кстати, одним из первых «живых» клиентов в мире на SAP Business One версия 9.3 стал заказчик из России — компания «Телеком-Биржа». Видео с комментариями клиента можно посмотреть здесь: youtu.be/GTgm-nJddDI
Всем спасибо за прочтение и обратную связь!
SAP ERP: страшно сложно и дорого?
Обсуждение SAP ERP можно назвать битвой, в которой сторонники и противники системы сломали много копий, аргументируя свои позиции. Главным образом критика сводится к тому, что SAP ERP — чрезмерно сложная и дорогая система. Правда ли это? Попробуем разобраться.
Миф №1. SAP ERP — только для самого крупного бизнеса. Нет смысла работать в сложной для понимания среде, она не пригодится компании
Главная претензия к продукту — невозможность применить его где-то, кроме крупнейших производств и корпораций. По мнению противников SAP ERP, идея, лежащая в основе системы, более удачна, чем положенная в основу 1С (с этим соглашаются многие критики), но ее реализация терпит фиаско. Однако это, скорее, непонимание идеи комплексности, чем обоснованная претензия. Как и suite-решения Oracle, система SAP ERP — не софтверный продукт, а бизнес-инструмент, предназначенный для достижения структурных целей предприятия, а это:
• системное администрирование;
• увеличение капитализации;
• прозрачное управление на всех уровнях;
• снижение себестоимости и так далее.
Специализация помогает упростить работу, и в конкретных областях бухгалтерские, CRM и прочие узкопрофильные продукты зачастую практичнее. Но обойтись готовыми решениями не всегда можно даже в малом и среднем бизнесе. Интегрировать их, чтобы использовать для всех участков одновременно — изначально неправильный подход.
Комплексность и масштабность SAP ERP с лихвой искупают сложность ее структуры. Система способна решать задачи, с которыми не справляются продукты off-the-shelf. Например, внедрение SAP ERP на заводе «БелЗан» помогло:
• снизить потребление материалов на 10%, оперативно рассчитывая потребность в них и оптимизируя запасы;
• успешно пройти сертификацию ISO/TS 16949, необходимую предприятию для расширения рынка сбыта;
• наладить автоматическое планирование и формирование отчетности по производству из 50000 единиц техостнастки — с согласованием работы всех участков;
• выявить реальный уровень себестоимости путем перехода от котлового метода к попартионному/попередельному;
• решить проблему мелкосерийности для номенклатуры из 256 тысяч изделий и так далее.
Ключевые показатели выгоды от внедрения систем класса ERP согласно ASAP Consulting
Миф №2. Консультанты SAP недостаточно компетентны. Во всем приходится разбираться самим, а с этим интерфейсом все сложно
Потенциальных пользователей отпугивает специфический интерфейс — в особенности тех, кто привык к userfriendly-примерам на смартфонах. Да, в каждой транзакции есть тонкости, и с ними нужно разбираться. Но подводные камни дружественных интерфейсов — если уж пришлось с ними столкнуться — преодолеть гораздо сложнее.
Для SAP ERP уже созданы упрощенные enjoy-транзакции, и наработана база решения проблем. Консультанты пишут инструкции для пользователей — с ними нужно разбираться самостоятельно. Но и официальная поддержка, и профильные форумы, и блоги осветили большинство трудных мест, а если нет желания учиться, то и дружественный интерфейс будет непонятен.
Разбираясь в продукте, самостоятельно или с помощью консультантов, пользователь действительно начинает понимать, что делает. Сталкиваясь с трудностями в SAP ERP, он не воспринимает их как окончательные и бесповоротные fatal error. Пользователь уже умеет конструктивно мыслить и в случае необходимости сможет объяснить, что произошло, а значит и проблему будет проще решить.
Проблемы с компетентностью консультантов решаются привлечением к работе лицензированных компаний. Например, на предприятии «ДКС» на новую платформу SAP HANA удалось полностью перейти за девять месяцев, несмотря на масштабность задачи.
Чтобы не было проблем с функционалом, работой в системе, заказчику необходимо позаботиться о мероприятиях по тренингу сотрудников, учитывая их навыки и квалификацию, используя наглядные инструменты измерения и сравнения компетенций. Для этого приглашают специалистов по внедрению и поддержке, которые «мягко» интегрируют инструменты складского, бухгалтерского и кадрового учета и оптимизируют общие затраты на обучение персонала.
Миф №3. Внедрение SAP ERP — это необоснованно дорого и долго
Стереотип о том, что внедрять SAP ERP трудно, дорого и долго, нередко связан с некачественной реализацией внедрения. Известно, что экономить на укладке дорожного полотна — значит заново тратиться на его ремонт в следующем году. Разворачивая систему SAP ERP, предприятие должно понимать ее бизнес-логику и адаптироваться к алгоритмам. Для этого желательно провести реинжиниринг бизнес-процессов (в отечественных условиях это вообще редко делают, а зря) или хотя бы выделить основные из них, структурировав и сделав прозрачнее.
Это очень важная фаза, пренебрежение которой приводит к ухудшению результатов проекта. Внеплановые затраты зачастую оказываются связаны с тем, что заказчики не желают предпринимать усилия, считая что покупка ERP-системы уже сама по себе решит их проблемы по переходу к эффективному управлению.
Специфика SAP— принятие и адаптация решения для каждого заказчика, что делает платформу особо эффективной на предприятиях, которые также «точечно» подходят к производственным задачам. Каждый оборонный, металлургический, энергетический или телекоммуникационный комплекс уникален — SAP ERP наиболее эффективна на подобных предприятиях, так как способна соответствовать им. Обратная сторона индивидуализированной модульности и гибкости — затраты на внедрение, нередко превышающие расходы на лицензию.
Какая выгода от внедрения SAP? Если вкратце, то она проявляется через:
• повышение прибыли от продаж — например, у завода «БелЗан» в 1,7 раза плюс 20% роста маржинального дохода;
• уменьшение времени вывода новых изделий на рынок;
• снижение себестоимости за счет экономии затрат (на «БелЗане на 2,5 млн. долларов) и так далее.
Лучшие решения по внедрению систем SAP от ASAP Consulting
Миф №4. Разработка — слабое место SAP ERP
Оставив в стороне споры по поводу архаичности языков программирования, нужно сказать, что Open SQL-запросы к базам данных мало отличаются от стандартных SQL-запросов. Синтаксис — вещь субъективная, и к этим запросам привыкают быстро, даже если поначалу они не нравятся. Разобравшись в вопросе, специалисты замечают, что OpenUI5 выглядит и работает более чем нормально. Программирование в среде неоднозначно, но стандартную функциональность SAP можно оптимизировать, получив специальный ключ разработчика, хотя это делать не рекомендуют, предлагая вместо него использовать функции USER-EXIT или объектно-ориентированные BADI. Для них специальный ключ не нужен.
Коротко резюмируем. SAP ERP сложная – на промышленных предприятиях охватывает по 1500 ПК, поддерживаются от 5-6 комплексных бизнес-процессов одновременно. Однако этот продукт призван решать еще более сложные задачи. Цель – оптимизация, контроль процессов и расходов. Просто нужно понимать, что только при профессиональном подходе ко внедрению SAP ERP этот продукт будет работать на вас.
Материал размещен на правах рекламы
SAP что это за программа и ее описание
Для того чтобы бизнес развивался наилучшим образом, необходимо автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях независимо от их размеров и форм собственности.
Также это необходимо для руководителей компании, которые могут оперативно вносить корректирующие изменения, позволяющие достичь оптимальных показателей.
Для автоматизации бухгалтерского учета на отечественных предприятиях сегодня существуют множества различных предложений, таких как:
До недавнего времени на отечественных предприятиях использовали «1 С: Бухгалтерия». Но уже с 1992 года все чаще на крупных, а также средних предприятиях устанавливают немецкую программу SAP.
Клиентами этого программного обеспечения являются такие огромные предприятия как акционерные общества «Газпром» и «Газпром Нефть», «Лукойл» и «ТНК», алмазная компания «Алроса» и многие другие гигантские корпорации.
Видео: Обзор приложения
Что такое программа SAP
Бухгалтерская программа SAP является автоматизированной системой, позволяющей планировать ресурсы крупных предприятий, которая позволяет рассчитывать все до мелочей, а также формирует единое информационное пространство.
Благодаря модульному принципу, по которому функционирует система ERP, появилась возможность использования не только отдельных компонентов системы SAP, а также их комбинации.
Самый максимальный эффект от использования системы можно достичь только в том случае, если предприятие выполняет все операции в единой информационной среде. Система SAP® ERP позволяет незамедлительно актуализировать и проводить данные, которые тот час поступают ко всем необходимым отделам предприятия.
Система использует модель, состоящую из трех звеньев:
Конечный потребитель предполагает, что бухгалтерская система объединила основные функции в двух областях:
История появления
В 1972 году в Германии была основана компания, создающая программное обеспечение и предоставляющая услуги консалтинга для организаций. Ее создали пятеро сотрудников немецкого происхождения, которые уволились из корпорации IBM.
Аббревиатура названия компании переводится на русский язык как «Системный анализ и разработка программного обеспечения». Достаточно быстро она стала пользоваться успехом и спросом у всемирно известных компаний, чье управление считалось наиболее эффективным.
С самого начала компания SAP специализировалась на разработках автоматизированных систем, которые позволяли управлять процессами внутри предприятия, к ним относится не только бухгалтерский учет, а также производственные процессы и торговые операции. К ним также относятся управление персоналом и складским оборотом.
Высокое качество продукта, постоянные инновации, а также способность предвидеть позволили компании SAP уже с 2009 года стать одним из четырех мировых лидеров по созданию программ, используемых на крупных предприятиях.
С 2007 года корпорация начала слияние, выкупая компании, производящие программное обеспечение по предсказательной аналитики, анализу и обработки данных, контролирующее качество и процессы производства на промышленных предприятиях, а также управляющие человеческим капиталом.
Корпорация SAP разрабатывает систему, приложения которой адаптируются, учитывая правовой контекст отдельно взятой страны. Также компания помогает внедрять свою систему в качестве дополнительных услуг. Для этого она разработала собственную методику, имеющую название ValueSAP.
Самый известный продукт
Популярнейшим продуктом считается ERP система, которая позволяет управлять всеми ресурсами как внутренними, так и внешними. Она формирует единое информационное пространство для ввода, обработки и получения информации о деятельности внутри предприятия.
Благодаря продукту SAP R/3, предназначенному в качестве комплексной автоматизации на крупных предприятиях, корпорация быстро поднялась на уровень мировых лидеров и стала всемирно известным производителем ПО, позволяющего все процедуры автоматизировать, с помощью которых образуются бизнес-процессы.
В 2004 году компанией SAP была представлена программная платформа, называющаяся SAP NetWeaver 2004, в которую вошли следующие продукты:
Описание бухгалтерской программы SAP
Бухгалтерская программа SAP устанавливается только на предприятия крупного бизнеса, так как стоимость программного обеспечения иногда достигает 5% или 10% годового оборота компании, услуги по внедрению системы также достаточно высоки. И все же не смотря ни на что, крупнейшие корпорации предпочитают устанавливать именно эту систему.
Функциональные области программы SAP состоят из следующих модулей:
Дополнения к пакету
Так как компания всегда старается вводить новшества, она предоставила следующие дополнения к пакету:
Видео: меню SAP ERP
Этапы внедрения
Внедрением называется процесс, позволяющий изменять деятельность предприятия, при этом он должен достичь поставленных целей в ограниченный период времени.
Обычно цели включают в себя:
Этапы внедрения подразумевают следующие действия:
Несмотря на то, что программа SAP чрезвычайно сложная, многие руководители огромных предприятий оценили ее по достоинству. Система SAP является не просто программой, она помогает принимать решения, позволяющие менять бизнес-процессы, что в свою очередь приводит к значительному увеличению прибыли.
Благодаря инновациям, компания SAP разрабатывает программные продукты, которыми могут пользоваться не только компании крупного бизнеса, а также средние и малые формы хозяйства. На платформе SAP для них разработаны приложения Business One и Business All-in-One, которые вполне удовлетворят их потребности.