Sar assembler что это

Клуб программистов

Delphi programming

Подписаться на рассылку:

Assembler&Win32. Курс молодого бойца. Урок 11.

Ещё о командах ассемблера.

Биты, сдвиг логический, арифметический и циклический.
Обратите внимание: Большинство примеров ниже использует 8 битные числа, это сделано для того, чтобы вам было легче понять, как это работает.

Функции сдвига (сдвиг логический операнда влево/вправо)

SHL операнд, количество_сдвигов
SHR операнд, количество_сдвигов
SHL и SHR сдвигают биты операнда (регистр/память) влево или вправо соответственно на один разряд.

Указанное выше действие повторяется количество раз, равное значению второго операнда.

; al = 01011011 (двоичное)
shr al, 3

Это означает: сдвиг всех битов регистра al на 3 разряда вправо. Так что al станет 00001011. Биты слева заполняются нулями, а биты справа выдвигаются. Последний выдвинутый бит, становится значением флага переноса cf.
Бит переноса это бит флагового регистра процессора. Этот регистр не такой как eax или ecx, к которому вы можете непосредственно обращаться (хотя есть опкоды, которые это делают), его содержание, зависит от результатов многих команд. Об этом я вам расскажу позже, единственное, что вы должны сейчас запомнить, это то, что флаг переноса это бит во флаговом регистре и что он может быть установлен (т.е. равен 1) или сброшен (равен 0).
Команда shl такая же, как и shr, но сдвигает влево.

; bl = 11100101 (двоичное)
shl bl, 2

После выполнения команды регистр bl будет равен 10010100 (двоичное). Два последних бита заполнились нулями, флаг переноса установлен, потому, что последний выдвинутый слева бит был равен 1

Здесь есть еще два других опкода: (сдвиг арифметический операнда влево/вправо)

SAL операнд, количество_сдвигов
SAR операнд, количество_сдвигов

Команда SAL такая же, как SHL, а вот SAR не совсем такая, как SHR. Команда SAR также, как и SHR сдвигает все биты операнда вправо на один разряд, при этом выдвигаемый справа бит становится значением флага переноса cf. Обратите внимание: одновременно слева в операнд вдвигается не нулевой бит, как в SHR, а значение старшего бита операнда. Пример:

al = 10100110
sar al, 3
al = 11110100
sar al, 2
al = 11111101

bl = 00100110
sar bl, 3
bl = 00000010

Циклический сдвиг

rol операнд, количество_сдвигов ; циклический сдвиг операнда влево
ror операнд, количество_сдвигов ; циклический сдвиг операнда вправо
rcl операнд, количество_сдвигов ; циклический сдвиг операнда влево через флаг переноса
rcr операнд, количество_сдвигов ; циклический сдвиг операнда вправо через флаг переноса

Циклический сдвиг напоминает смещение, выдвигаемые биты, снова вдвигаются с другой стороны:

Пример: команды ror (циклический сдвиг вправо)


Как видно из рисунка выше, биты вращаются, то есть каждый бит, который выталкивается снова вставляется с другой стороны. Флаг переноса cf содержит значение последнего выдвинутого бита.
RCL и RCR сдвигают все биты операнда влево (для RCL) или вправо (для RCR) на один разряд, при этом старший(для RCL) или младший(для RCR) бит становится значением флага переноса cf; одновременно старое значение флага переноса cf вдвигается в операнд справа(для RCL) или слева(для RCR) и становится значением младшего(для RCL) или старшего(для RCR) бита операнда. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.
ROL и ROR сдвигают все биты операнда влево(для ROL) или вправо(для ROR) на один разряд, при этом старший(для ROL) или младший(для ROR) бит операнда вдвигается в операнд справа(для ROL) или слева(для ROR) и становится значением младшего(для ROL) или старшего(для ROR) бита операнда; одновременно выдвигаемый бит становится значением флага переноса cf. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.

Стековые операции.
Иногда при вызове некоторых подпрограмм нужно сохранить все регистры для корректной работы программы в дальнейшем. Для этого вы будете последовательно сохранять каждый регистр в стеке и извлекать точно также:

Push eax
Push ebx
Push ecx
[также все остальные регистры]
……
[вытаскиваем оттуда остальные регистры]
Pop ecx
Pop ebx
Pop eax

Такой подход очень громоздок именно для этого и создана команда pushad. Она сохраняет все расширенные регистры в стеке. Соответственно команда popad нужна для извлечения из стека всех регистров.

Также есть команды для сохранения младших регистров pushaw и popaw. Они равносильны командам PUSH AX, CX, DX, BX, SP, BP, SI, DI и POP DI,SI,BP,BX,DX,CX,AX.
Иногда надо сохранять значения флагов после выполнения некоторой операции. Для этого нужны команды pushf и popf. Эти команды сохраняют в стеке значение регистра флагов или восстанавливают его оттуда.
Изменение флагов процессора.
CLC установка CF=0
CLD установка DF=0
CLI установка IF=0
LAHF загрузка регистра AH из регистра флагов: устанавливает биты 7, 6, 4, 2 и 0 по значениям флагов SF ZF AF PF CF.
SAHF запись регистра AH в регистр флагов: устанавливает флаги SF ZF AF PF CF по битам 7, 6, 4, 2 и 0 регистра AH.
STC установка CF=1
STD установка DF=1
STI установка IF=1

На этом уроке мы узнали больше о командах ассемблера. На следующем уроке я вам расскажу об операциях с блоками данных. Не расслабляемся, читаем следующий урок.

Источник

Учебники. Программирование для начинающих.

Все для начинающего программиста

Меню сайта

Информация

Программирование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ.
В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций — программ — на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.
В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Более точен современный термин — «программная инженерия» (также иначе «инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Приложение. Система команд процессоров Intel

SAR Арифметический сдвиг вправо

Команда sar осуществляет сдвиг вправо всех битов операнда. Младший бит операнда поступает в флаг CF. Если команда записана в формате

сдвиг осуществляется на 1 бит. Старший бит операнда сохраняет свое значение. Если команда записана в формате

сдвиг осуществляется на число бит, указанное в регистре-счетчике CL, при этом в процессе последовательных сдвигов младшие биты операнда, пройдя через флаг CF, теряются, а старший бит расширяется вправо (рис. П9).

Sar assembler что это. pr 9. Sar assembler что это фото. Sar assembler что это-pr 9. картинка Sar assembler что это. картинка pr 9

Рис. П.9. Действие команды sar.

В качестве операнда можно указывать любой регистр (кроме сегментного) или ячейку памяти размером как в байт, так и в слово. Не допускается использовать в качестве операнда непосредственное значение.
Каждый сдвиг вправо эквивалентен делению знакового числа на 2, поэтому команду sar удобно использовать для деления операнда на целые степени 2. Команда воздействует на флаги OF, SF, ZF, AF, PF и CF.

mov AL,7
sar AL,1 ;AL=3=7/2, CF=1. Остаток
;потерян

mov AX,lFF0h
mov CL,4
sar AX,CL ;AX=01FFh=lFF0h/16, CF=0

mov BX,-8 ;BX=FFF8h
mov CL,2
sar BX,CL ;BX=FFFEh=-2=-8/4, CF=0

Допустим сдвиг 32-битовых операндов. Допустимо указание числа бит сдвига как с помощью регистра CL, так и непосредственным значением. Максимальная величина сдвига составляет 31 бит.

mov EAX,0F0001234h
sar EAX,8 EAX=FFF00012h

Источник

30. Команды сдвига и циклического сдвига

Логический сдвиг операнда влево/вправо

SHL и SHR сдвигают биты операнда (регистр/память) влево или вправо соответственно на один разряд и изменяют флаг переноса cf. При логическом сдвиге все биты равноправны, а освободившиеся биты заполняются нулями. Указанное действие повторяется количество раз, равное значению второго операнда.

Это означает: сдвиг всех битов регистра al на 3 разряда вправо. Так что al станет 00001011. Биты слева заполняются нулями, а биты справа выдвигаются. Последний выдвинутый бит, становится значением флага переноса cf.

После выполнения команды регистр bl будет равен 10010100 (двоичное). Два последних бита заполнились нулями, флаг переноса установлен, потому, что последний выдвинутый слева бит был равен 1

Арифметический сдвиг влево/вправо

Команда SARсдвигает биты операнда (регистр/память) вправо на один разряд, значение последнего вытолкнутого бита попадает в флаг переноса, а освободившиеся биты заполняются знаковым битом.

Команда SALсдвигает биты операнда (регистр/память) влево на один разряд, значение последнего вытолкнутого бита попадает в флаг переноса, а освободившиеся биты заполняются нулями, при этом знаковый бит не двигается.

Команды циклического сдвига

Циклический сдвиг напоминает смещение, выдвигаемые биты, снова вдвигаются с другой стороны:

Пример: команды ror (циклический сдвиг вправо)

Из рисунка выше, биты вращаются, то есть каждый бит, который выталкивается снова вставляется с другой стороны. Флаг переноса cf содержит значение последнего выдвинутого бита.

ROL и ROR сдвигают все биты операнда влево(для ROL) или вправо(для ROR) на один разряд, при этом старший(для ROL) или младший(для ROR) бит операнда вдвигается в операнд справа(для ROL) или слева(для ROR) и становится значением младшего(для ROL) или старшего(для ROR) бита операнда; одновременно выдвигаемый бит становится значением флага переноса cf. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.

RCL и RCR сдвигают все биты операнда влево (для RCL) или вправо (для RCR) на один разряд, при этом старший(для RCL) или младший(для RCR) бит становится значением флага переноса cf; одновременно старое значение флага переноса cf вдвигается в операнд справа(для RCL) или слева(для RCR) и становится значением младшего(для RCL) или старшего(для RCR) бита операнда. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.

Источник

Арифметические инструкции ассемблер

Sar assembler что это. assembly. Sar assembler что это фото. Sar assembler что это-assembly. картинка Sar assembler что это. картинка assembly

Прочитав эту статью, ты научишься пользоваться арифметическими и логическими инструкциями, а также инструкциями сдвига. Попутно узнаешь, как создавать подпрограммы. А в конце напишешь простенькую игрушку «Угадай число».

Предыдущие статьи

Арифметические инструкции ассемблер

Большинство тех инструкций, о которых ты узнаешь из этой статьи, принимают на входе два аргумента. Каждый отдельно взятый аргумент — это либо регистр, либо память, либо константа. Почти все их сочетания допустимы: регистр-регистр, регистр-память, память-регистр, регистр-константа, память-константа. Единственное недопустимое сочетание — память-память.

Создание вспомогательной подпрограммы

У всех программ, которые мы с тобой сейчас напишем, есть повторяющееся действие: вывести результат на экран. Чтобы не писать код для этого действия каждый раз заново, давай напишем для него подпрограмму.

Пока это все, что тебе нужно знать о подпрограммах. Конечно, по-хорошему, когда пользуешься подпрограммами, надо бы понимать еще несколько вещей, в частности что такое указатель стека и как он меняется при обращении к подпрограмме. Но пока, в рамках текущего урока, давай просто условимся, что если тебе надо нарисовать на экране букву, просто вставляй в свой код вот такую инструкцию.

Сложение и вычитание

В качестве аргументов для инструкции сложения давай задействуем регистр AL и константу.

В качестве аргументов для инструкции вычитания давай возьмем регистр AL и константу.

Инструкция умножения

Инструкция деления

Берегись! Инструкция деления может сломать твою программу. Если ты сделаешь деление на ноль, то возникнет системная ошибка и твоя программа вылетит в командную строку.

Логический и арифметический сдвиги, циклический сдвиг

Три логические инструкции плюс одна бесполезная

Инструкции инкремента и декремента

В этой программе есть еще одна новая для тебя инструкция — cmp (CoMPartion — сравнить). Она работает так же, как инструкция вычитания, но с одним значительным отличием: cmp не меняет значение регистра. Она меняет только биты регистра флагов ( Flags ).

Обычно cmp используется совместно с инструкциями условного перехода, такими как je (Jump if Equal — «прыгнуть, если равно»), jne (Jump if Not Equal — «прыгнуть, если не равно») и подобными.

Написание простой игры на ассемблере «Угадай число»

Ну вот, теперь ты знаешь достаточно ассемблерных инструкций, чтобы написать несложную игру «Угадай число».

Теперь небольшой организационный момент. До сих пор, когда нам с тобой нужна была буква, мы задавали ее шестнадцатеричным ASCII-кодом. Но у компилятора NASM есть удобная особенность: ты можешь напечатать любой символ, заключить его в апострофы, и NASM сам преобразует его в ASCII-код.

Давай перепишем нашу игру, воспользовавшись этой особенностью NASM.

Согласись, так исходный код выглядит куда более читабельно.

Инструкции и операторы

Если ты знаешь Си, Java или JavaScript, то вот небольшая табличка соответствия между ассемблерными инструкциями, которые ты сегодня освоил, и операторами из этих языков.

ИнструкцияОператор
xor^
or|
and&
not
neg
shl> (для беззнаковых целых)
sar>> (для целых со знаком)

Поздравляю, ты сделал небольшой шаг в освоении ассемблера! Теперь ты можешь создавать на нем небольшие игрушки. Та, которую мы с тобой сделали, занимает всего 70 байт. Для глубоко изучения ассемблера рекомендую статью «Как создать интерпретатор бейсика на ассемблере«.

Источник

Ещё о командах ассемблера

Биты, сдвиг логический, арифметический и циклический

Обратите внимание: Большинство примеров ниже использует 8 битные числа, это сделано для того, чтобы вам было легче понять, как это работает.

Функции сдвига (сдвиг логический операнда влево/вправо)

Указанное выше действие повторяется количество раз, равное значению второго операнда.

Это означает: сдвиг всех битов регистра al на 3 разряда вправо. Так что al станет 00001011. Биты слева заполняются нулями, а биты справа выдвигаются. Последний выдвинутый бит, становится значением флага переноса cf.

Бит переноса это бит флагового регистра процессора. Этот регистр не такой как eax или ecx, к которому вы можете непосредственно обращаться (хотя есть опкоды, которые это делают), его содержание, зависит от результатов многих команд. Об этом я вам расскажу позже, единственное, что вы должны сейчас запомнить, это то, что флаг переноса это бит во флаговом регистре и что он может быть установлен (т.е. равен 1) или сброшен (равен 0).

Команда shl такая же, как и shr, но сдвигает влево.

После выполнения команды регистр bl будет равен 10010100 (двоичное). Два последних бита заполнились нулями, флаг переноса установлен, потому, что последний выдвинутый слева бит был равен 1

Здесь есть еще два других опкода: (сдвиг арифметический операнда влево/вправо)

Команда SAL такая же, как SHL, а вот SAR не совсем такая, как SHR. Команда SAR также, как и SHR сдвигает все биты операнда вправо на один разряд, при этом выдвигаемый справа бит становится значением флага переноса cf.

Обратите внимание: одновременно слева в операнд вдвигается не нулевой бит, как в SHR, а значение старшего бита операнда. Пример:

Циклический сдвиг

Циклический сдвиг напоминает смещение, выдвигаемые биты, снова вдвигаются с другой стороны:

Пример: команды ror (циклический сдвиг вправо)

Sar assembler что это. 127936. Sar assembler что это фото. Sar assembler что это-127936. картинка Sar assembler что это. картинка 127936

Как видно из рисунка выше, биты вращаются, то есть каждый бит, который выталкивается снова вставляется с другой стороны. Флаг переноса cf содержит значение последнего выдвинутого бита.

RCL и RCR сдвигают все биты операнда влево (для RCL) или вправо (для RCR) на один разряд, при этом старший(для RCL) или младший(для RCR) бит становится значением флага переноса cf; одновременно старое значение флага переноса cf вдвигается в операнд справа(для RCL) или слева(для RCR) и становится значением младшего(для RCL) или старшего(для RCR) бита операнда. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.

ROL и ROR сдвигают все биты операнда влево(для ROL) или вправо(для ROR) на один разряд, при этом старший(для ROL) или младший(для ROR) бит операнда вдвигается в операнд справа(для ROL) или слева(для ROR) и становится значением младшего(для ROL) или старшего(для ROR) бита операнда; одновременно выдвигаемый бит становится значением флага переноса cf. Указанные действия повторяются количество раз, равное значению второго операнда.

Стековые операции.

Иногда при вызове некоторых подпрограмм нужно сохранить все регистры для корректной работы программы в дальнейшем. Для этого вы будете последовательно сохранять каждый регистр в стеке и извлекать точно также:

Такой подход очень громоздок именно для этого и создана команда pushad. Она сохраняет все расширенные регистры в стеке. Соответственно команда popad нужна для извлечения из стека всех регистров.

Также есть команды для сохранения младших регистров pushaw и popaw. Они равносильны командам PUSH AX, CX, DX, BX, SP, BP, SI, DI и POP DI,SI,BP,BX,DX,CX,AX.

Иногда надо сохранять значения флагов после выполнения некоторой операции. Для этого нужны команды pushf и popf. Эти команды сохраняют в стеке значение регистра флагов или восстанавливают его оттуда.

Изменение флагов процессора.

На этом уроке мы узнали больше о командах ассемблера. На следующем уроке я вам расскажу об операциях с блоками данных. Не расслабляемся, читаем следующий урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *