Seier eller valhalla что значит
«В Вальхаллу!» и другие боевые кличи современных армий
В старых советских фильмах о Гражданской войне нередко можно наблюдать, как белогвардейские части наступают стройными колоннами в гробовом молчании. В кинохрониках же Великой Отечественной войны советские войска поднимались в атаку с громогласным криком «Ура!». В обоих случаях ставка делалась на психологический эффект.
Непоколебимое молчаливое спокойствие и уверенность в собственной победе подавляли в противнике любое желание сражаться, однако это требовало железной дисциплины и самой лучшей подготовки – для таких атак годились только закалённые ветераны. Более привычно же для человека в такие тяжёлые моменты кричать. При этом эффект оказывается не менее сильным.
Несмотря на столь глубокие корни, в наши дни эта традиция не просто живёт, но и развивается. Так, в 2011 году в Интернет попала видеозапись напутственной речи командира норвежского спецбатальона Telemark в Афганистане.
Такое привычное и родное «Ура!» является разновидностью одного из самых распространённых в армиях западных стран клича «Hoorah» или «Hurra». Так в наши дни пойдут в бой русские солдаты, скандинавы, венгры и даже американцы. Более того, с такими одинаковыми криками схлёстывались в бою советские и немецкие войска.
Лингвисты такую популярность клича объясняют общими индоевропейскими корнями всех современных языковых групп на большей части евразийского континента. Об этом говорит и тот факт, что означает он во всех случаях примерно одно – вперёд, бей, атакуй, наступай, ударяй…
Вместе с этим универсальным кличем повсеместно появлялись и свои особенные, обусловленные культурными, религиозными и политическими условиями. То же «Ура!» далеко не всегда использовалось в русских армиях. Так, при Петре Великом под страхом смерти вообще запрещалось что-либо кричать во время сражения, послабление было сделано только для моряков.
Прославились своим кличем и ушкуйники, своеобразный аналог пиратов на Руси. Выражение «Сарынь на кичку» происходит от клича половцев и в первозданном виде означает «Вперёд, соколы». Именно в таком значении оно пришло на Русь и позже распространилось среди казацких общин. Однако в среде разбойников клич этот претерпел кардинальную метаморфозу и превратился в буквальный приказ «мордой в пол».
Другим степняцким кличем, дожившим до наших дней, является крик «Марра!», пришедший к нам от сарматских племён и означает «Смерть!». Он также прижился у казаков, но широкую популярность получил у польской шляхты, которая очень любила считать себя потомками сарматов, в то время как своих холопов относили к покорённым славянским племенам. И хотя сейчас Польша пришла к своему варианту «Ура», но кое-где «Марра!» всё ещё живёт.
А вот в соседней Германии, где «Hurra!» был официально принят ещё во времена Пруссии, от общеевропейской традиции отошли и популярность приобретает клич «Hoh!». Впервые широко использоваться он начал гренадёрами вермахта во время Второй мировой. Вполне предсказуемо, что клич элиты начали перенимать и в простых подразделениях. В люфтваффе же пилоты шли в атаку с криком «Хорридо», что является не более чем обычным улюлюканьем на псовой охоте. Появление его среди лётчиков вполне объяснимо, ведь среди них было достаточно много дворян, близко знакомых с забавами высшего света.
От древней традиции немного отошли и венгры, которые «Ура!» использовали с древнейших времён. В эпоху расцвета гусарских подразделений в венгерских армиях зародился клич «На ножи!», что сейчас активно используется украинскими националистами.
Нередко в военное дело вмешивается и религия. «Аллаху Акбар» кричат в наши дни как исламисты, так и противостоящие им правительственные войска мусульманских государств. В Европе такие традиции тоже были вполне уместны. С кличем «Сантьяго!» (Святой Яков) в бой шли испанцы, «Сен-Дени» (Святой Дионисий) кричали французы, а «Nobiscum Deus» (С нами Бог!), «Caelum denique!» (Наконец-то в рай!) и «Deus vult» (Так хочет Бог) вообще были универсальны, на христианской Руси использовался свой религиозный клич – «С нами Бог!».
Политический строй также влиял на жизнь солдат. Легендарное японское «Банзай!» есть не что иное, как пожелание 10 тысяч лет жизни императору, в России оно известно как «Да здравствует!».
Ровно это же самое означает китайское «Вансуй» и корейское «Мансэ», который и по сей день используются народами.
Большое число «новодела» имеется в американской армии, где активно используются боевые призывы различных индейских племён. Дело дошло до того, что в качестве боевого клича ВДВ США стали использовать имя индейского вождя Джеронимо, самого опасного своего врага. Но над рядовыми частями разносится всё то же «Hurray», что отображено даже в песнях времён Гражданской войны в США.
Самое удивительное тут то, что это восклицание могло зародиться именно среди западных славянских племён. Так считает доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета Валерий Мокиенко. Аналогичного мнения придерживался и Макс Фасмер, известный немецкий языковед российского происхождения. Он, правда, отслеживал не конкретную языковую группу, в которой зародился клич, а место, с которого началась его история. По его мнению, «Ура!» начало распространяться с северо-восточных земель современной Германии, где ранее бок о бок жили славянские и германские племена.
Выводы этих учёных говорят об одной очень любопытном факте. Вопреки мифу о происхождении клича от монголо-татарских племён, они доказали, что он зародился задолго до их нашествия и зародился сразу в нескольких местах одновременно.
Германское «Hurra!», англоязычное «Hurray!», французское «Hurrah!», итальянское «Urra!», русское «Ура!». Над тысячами полей сражений, на десятках языков разносится один и тот же призыв, несмотря на сотни прошедших лет и уйму разногласий между народами.
Чем пленяет русских древнескандинавское язычество?
Для России является острой проблемой распространение славянского, а не германо-скандинавского неоязычества
Во время репетиции Парада Победы в Симферополе фотокорреспондент Михаил Патлис сфотографировал морского пехотинца с татуировкой Seier eller valhalla (Победа или Вальхалла).
Согласно Википедии, Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-сканд. Valhöll — «чертог мёртвых», «чертог убитых», «дворец убитых») — в германо-скандинавской мифологии небесный чертог в Асгарде, куда попадают после смерти павшие в битве воины, и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.
О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.
Легенда гласит, что Вальхалла представляет собой гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей. У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.
Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей.
О проблеме неоязычества, в частности, скандинавского в рядах Вооруженных сил России рассуждает в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
В скандинавской мифологии грустная эсхатология, ибо всё заканчивается, как мы помним, Рагнарёком, в котором погибают все, в том числе воины. В российской среде неоязычников присутствует незначительный пласт германо-скандинавского язычества. Например, в ВКонтакте группа славянских неоязычников насчитывает приблизительно 9 тысяч подписчиков. А в группе сторонников германо-скандинавского язычества на данный момент состоит 1354 человека.
К сожалению, и в казачестве присутствует незначительный пласт неоязычников германо-скандинавского толка, пропагандирующих взгляды господина Розенберга, который выводил казачество из остатков готских племён.
Среди современных неоязычников превалирует славянское язычество. Однако в России действует организация «Союз общин Асатру». В группе в ВКонтакте насчитывается 1354 человека. В этот Союз входит около 6 общин, объединяющих любителей древнескандинавского язычества. Чем оно может быть интересно для наших сограждан? Мы должны помнить, что информация о славянском язычестве весьма скудна. Поэтому современное славянское неоязычество является некой реконструкцией, в которой каждая организация или община реконструирует неоязычество на свой манер.
Древнескандинавское язычество более изучено в связи с наличествующей информацией. Мы ведь даже не можем сказать о культе богов древнеславянских язычников – ныне это всего лишь реконструкция. А о древнескандинавском язычестве можно с определённостью сказать о наличии культа, пантеона богов, мифологии. Об этом говорится подробно в Старшей и Младшей Эдде, подобных документов, повествующих так подробно о древнеславянском язычестве, нет.
В нашем обществе есть определённая часть людей, интересующихся изучением чужих культур. Например, тяготеющих к англоязычной музыке, одежде, образу жизни. Для некоторых людей чужая культура становится более привлекательной, чем культура родной Отчизны. Ведь мы сами замечаем, что в нашей стране возникают трудности с изучением собственной культуры.
Древнескандинавское язычество во многом ассоциируется с воинами и викингами. Военному человеку необходимо созидать своё воинское мировоззрение на каком-то основании, поэтому в этом отношении мужественность, бесстрашие и жажда крови древнескандинавских воинов – привлекательная картинка для военных.
Мне приходилось сталкиваться с поклонником О́дина. Я нередко встречаюсь с представителями славянского неоязычества, а что касается древнескандинавского язычества, то в армии мне повстречался всего лишь один его сторонник.
Субкультура древнескандинавского язычества и воинства весьма распространена среди молодежи, особенно среди тех, кто увлекается реконструкцией – ранних времён нашего Отечества (8-10 вв.).
В исторической науке и археологии не отрицается участие скандинавов в создании нашего государства. Поэтому, если вы будете участвовать в исторических фестивалях раннего Средневековья, то заметите молодых ребят, которые участвуют в реконструкциях и во всевозможных мероприятиях. На ребятах особым образом выделяются наколки и обереги, связанные с воинской субкультурой викингов – бесстрашие проливать кровь, свою и чужую, соблазнительно действует на неокрепшие умы. В нашем обществе присутствует небольшая часть сторонников скандинавского язычества и часть сочувствующих им молодых ребят из спортивно-исторического ветеранского сообщества. Через историю, соприкасаясь с субкультурой древних воинов, человек начинает погружаться в атмосферу скандинавского язычества, атмосферу магии и крови – это довольно-таки кровожадное и страшное язычество. Но повторю, лишь небольшое количество людей увлекается древнескандинавским язычеством. В России более распространено славянское неоязычество.
Но стоит отметить ещё один важный момент: сама современная молодежная субкультура неким образом связана с субкультурой древнего язычества – всевозможные знаки, руны, которые изображают на футболках, на теле в виде наколок. Молодой человек, не погружаясь глубоко в саму идеологию неоязычества, пленяется её красотой и брутальностью, некоторой избранностью и элитарностью. Тем более, ныне на Западе выходят сериалы о викингах.
Приобщаясь к скандинавской субкультуре, некоторые начинают глубоко погружаться в языческое болото. В армии присутствуют скандинавские неоязычники, но в очень незначительном количестве. Для нас является проблемой именно славянское, а не древнескандинавское язычество. Все неоязычники нуждаются в доброй заботе, мы должны вывести их из языческих заблуждений и наставить на путь Истинный. Поэтому не нужно выделять славянское или скандинавское неоязычество – это общая единая проблема и беда. Наши военные священники работают на этом направлении. Есть и результаты. Хотя, и проблем хватает.
Недавно совместно с протодиаконом Владимиром Василиком мы издали книгу «Путь Архистратига. Преодоление зверя», в которой очень серьёзно говорим о славянском и скандинавском язычестве и неоязычестве. В книге мы объясняем, почему наши воины из дружины русского князя, где были представители скандинавов, выбрали Христа и отреклись от всяких видов язычества – славянского, скандинавского и иже им несть числа.
На днях я имел беседу с историками Санкт-Петербургского государственного университета, которые говорили о том, что книга была удостоена многочисленных положительных рецензий от представителей силовых структур.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» является противоядием от скандинавского плена язычества. В книге мы не просто критикуем, а даём свой православный ответ: на каком основании созидают силу духа православные воины. Мы не столько критикуем язычество, сколько раскрываем положительный опыт жизни православного воина и созидания воинского духа. Мы рассказываем о том, как жили наши православные воины.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» – яркий пример работы по воцерковлению наших военных. Если кому интересно, Вы можете приобрести наше учебное пособие, которое поможет разрешить вопросы, в том числе связанные со скандинавским и славянским язычеством.
Seier eller valhalla что значит
Игорь, а с чего вы взяли что он в армии это набил? вообще выводы о человеке странные всего по одной фотке
Валентин, Победа или Вальхалла, какому нормальному человеку взбредёт это бить в голову на гражданке? Псевдовоин, который себя возомнил таким после службы в детском садике. (Ибо по другому современную службу не назовёшь).
Валентин Кныш ответил Игорю
Игорь, опять же, вдруг он сирийский контрактник, мы же с вами этого не знаем, а так посмотреть кто сейчас себе что только не бьет
Валентин, служба в горячих точках сразу отбраковывается. Матрос без наград, с непонятным знаком отличия, который всем выдавали для красоты.
Даниил Теллер ответил Игорю
Игорь, При чем тут воин вообще. Он мог набить себе тату потому что ему нравится эпоха викингов или данное выражение
Андрей Карпов ответил Игорю
Ethelred, берут таких в армию, со мной как минимум человек 5 таких служило
Макс Маринов ответил Ethelred
Ethelred, Можешь хоть все лицо забить татухами но в армию все равно возьмут
Это уже старый факт в который почему-то до сих пор верят
Иван, печально когда в армии служат такие дауны, которые из себя ничего не представляя, чтоб самовыразится набивают себе вот такие петушиные партаки))
Андрей Карпов ответил Ивану
Елена, да конечно, просто высказал своё мнение на этот счёт, а овощи вмиг зашевелились и отреагировали))
Из-за фейковой фотографии такой шум подняли
Иван, с такими партаками даже в армию не взяли бы а про парад я вообще молчу.
Дмитрий Гущин ответил Ивану
Иван, то есть ты высираешь из своего мозга вот это, а потом под коментом про фейк пишешь про овощей? Чел ты же первый заагрился на это, че по логике? Просто 2HEAD челик
Дмитрий Гущин ответил Ивану
Иван, ты противоречишь сам себе, + называешь овощами тех, кто живя в 21 веке, имеет полное право делать со свои телом то, что ему нравится. Вопрос, с чего ты взял, что ты имеешь какое либо моральное право кого то осуждать? Ты по факту просто ноль, биомасса живущая по принципам Совка. Жду скорейшего ответа, чтобы слить тебя и разнести по фактом твоё двуличие и скудоумие. P. S иногда жаль что такие как ты не засыхают у отцов на трусах
Дмитрий Гущин ответил Ивану
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Кирпич кирпичу рознь
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Seier eller valhalla что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Вальхалла — Зал славы германских народов.
Людвиг Баварский задумал эту постройку ещё будучи принцем – в 1807 году. Назвать сооружение Вальхаллой в честь мифологического небесного чертога, пристанища душ храбрых воинов, предложил кронпринцу учёный Иоханнес фон Мюллер.
Людвиг решил, что в этом Зале будут находиться бюсты и мемориальные доски, посвящённые не только немцам, но и представителям других германских народов; не только героям войн, но и деятелям культуры, религии, науки. Чествования удостаивались мужчины и женщины.
Строительство грандиозного здания началось в 1830 году.
Вальхалла была достроена в октябре 1842 года. Масштабное сооружение архитектор выполнил в древнеримском стиле с мощными античными беломраморными колоннами и классическим треугольным фронтоном. Фризы здания декорированы рельефами с аллегорическими изображениями германских государств и батальными сценами. 358 ступеней ведут к пантеону от берега Дуная.
Размеры Вальхаллы почти совпадают с размерами Парфенона афинского Акрополя, длина составляет 48,5 м, ширина — 14 м и высота — 15,5 м.
К открытию в Зале славы установили 96 бюстов, 64 памятных доски (доски посвящались тем людям, прижизненного изображения которых найти не удалось). В собрании Вальхаллы есть представители разных стран. Россию представляют четыре бюста выдающихся людей, среди них – императрица Екатерина Великая.
После открытия Зала славы к собранию было добавлено 32 бюста и одна памятная доска. Главное условие для рассмотрения кандидатуры нового героя Вальхаллы: со дня его кончины должно пройти не меньше двадцати лет.
Найдены возможные дубликаты
Хочу дополнить, что в Эрмитаже висит картина-дизайн проект лестницы храма, за исполнением Лео Фон Кленце.
Какая к Гарму Вальхалла, где туши вепрей, где полуголые валькирии, где мед, где пиво, в конце концов!
да вот жеж, это Олимп больше
Ну да, и что-то викингов пирующих, и валькирий мёд им подающих не видно.
Не говоря уже об Одине.
По-моему, стоило больше срок сделать.
Учитывая КОГДА он его принял норм
Да, про контекст я, увы, не подумал.
Иногда бываю в Регенсбурге, как то и на Вальхаллу ходил посмотреть, интересно 🙂
Россию представляют четыре бюста выдающихся людей, среди них – императрица Екатерина Великая.
Фельдмаршал Барклай де Толли.
Военный министр (январь 1810 — август 1812), генерал-фельдмаршал (с 1814). Второй (после М. И. Кутузова) полный кавалер ордена Святого Георгия. С весны 1812 года — командующий 1-й Западной армией. Фактически исполнял обязанности Главнокомандующего Русской армией в начале Отечественной войны 1812 года, от отъезда из армии Александра I до назначения М. И. Кутузова. В заграничном походе русской армии 1813—1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе сил союзников под общим командованием князя Шварценберга. Главнокомандующий 1-й армией (1814—1818).
Русских по происхождению нет, так изначально задумывалось или случайно получилось? Барклай-де-Толли есть, а Кутузова нет, не понятно
это зал славы исключительно немцев (немецких народов )
«не только немцам, но и представителям других германских народов» и более никого?
А я думал всегда что пишется Вальгхггалхлла
Сталин какое отношение имеет к германскому народу?
Такое же, какое Рузвельт к Японскому
Дружбана своего. Закидал трупами. С помощью союзников.
А ты с какого схрона приползло?
«В Вальхаллу!» и другие боевые кличи современных армий
В старых советских фильмах о Гражданской войне нередко можно наблюдать, как белогвардейские части наступают стройными колоннами в гробовом молчании. В кинохрониках же Великой Отечественной войны советские войска поднимались в атаку с громогласным криком «Ура!». В обоих случаях ставка делалась на психологический эффект.
Непоколебимое молчаливое спокойствие и уверенность в собственной победе подавляли в противнике любое желание сражаться, однако это требовало железной дисциплины и самой лучшей подготовки – для таких атак годились только закалённые ветераны. Более привычно же для человека в такие тяжёлые моменты кричать. При этом эффект оказывается не менее сильным.
Несмотря на столь глубокие корни, в наши дни эта традиция не просто живёт, но и развивается. Так, в 2011 году в Интернет попала видеозапись напутственной речи командира норвежского спецбатальона Telemark в Афганистане.
Такое привычное и родное «Ура!» является разновидностью одного из самых распространённых в армиях западных стран клича «Hoorah» или «Hurra». Так в наши дни пойдут в бой русские солдаты, скандинавы, венгры и даже американцы. Более того, с такими одинаковыми криками схлёстывались в бою советские и немецкие войска.
Лингвисты такую популярность клича объясняют общими индоевропейскими корнями всех современных языковых групп на большей части евразийского континента. Об этом говорит и тот факт, что означает он во всех случаях примерно одно – вперёд, бей, атакуй, наступай, ударяй…
Вместе с этим универсальным кличем повсеместно появлялись и свои особенные, обусловленные культурными, религиозными и политическими условиями. То же «Ура!» далеко не всегда использовалось в русских армиях. Так, при Петре Великом под страхом смерти вообще запрещалось что-либо кричать во время сражения, послабление было сделано только для моряков.
Прославились своим кличем и ушкуйники, своеобразный аналог пиратов на Руси. Выражение «Сарынь на кичку» происходит от клича половцев и в первозданном виде означает «Вперёд, соколы». Именно в таком значении оно пришло на Русь и позже распространилось среди казацких общин. Однако в среде разбойников клич этот претерпел кардинальную метаморфозу и превратился в буквальный приказ «мордой в пол».
Другим степняцким кличем, дожившим до наших дней, является крик «Марра!», пришедший к нам от сарматских племён и означает «Смерть!». Он также прижился у казаков, но широкую популярность получил у польской шляхты, которая очень любила считать себя потомками сарматов, в то время как своих холопов относили к покорённым славянским племенам. И хотя сейчас Польша пришла к своему варианту «Ура», но кое-где «Марра!» всё ещё живёт.
А вот в соседней Германии, где «Hurra!» был официально принят ещё во времена Пруссии, от общеевропейской традиции отошли и популярность приобретает клич «Hoh!». Впервые широко использоваться он начал гренадёрами вермахта во время Второй мировой. Вполне предсказуемо, что клич элиты начали перенимать и в простых подразделениях. В люфтваффе же пилоты шли в атаку с криком «Хорридо», что является не более чем обычным улюлюканьем на псовой охоте. Появление его среди лётчиков вполне объяснимо, ведь среди них было достаточно много дворян, близко знакомых с забавами высшего света.
От древней традиции немного отошли и венгры, которые «Ура!» использовали с древнейших времён. В эпоху расцвета гусарских подразделений в венгерских армиях зародился клич «На ножи!», что сейчас активно используется украинскими националистами.
Нередко в военное дело вмешивается и религия. «Аллаху Акбар» кричат в наши дни как исламисты, так и противостоящие им правительственные войска мусульманских государств. В Европе такие традиции тоже были вполне уместны. С кличем «Сантьяго!» (Святой Яков) в бой шли испанцы, «Сен-Дени» (Святой Дионисий) кричали французы, а «Nobiscum Deus» (С нами Бог!), «Caelum denique!» (Наконец-то в рай!) и «Deus vult» (Так хочет Бог) вообще были универсальны, на христианской Руси использовался свой религиозный клич – «С нами Бог!».
Политический строй также влиял на жизнь солдат. Легендарное японское «Банзай!» есть не что иное, как пожелание 10 тысяч лет жизни императору, в России оно известно как «Да здравствует!».
Ровно это же самое означает китайское «Вансуй» и корейское «Мансэ», который и по сей день используются народами.
Большое число «новодела» имеется в американской армии, где активно используются боевые призывы различных индейских племён. Дело дошло до того, что в качестве боевого клича ВДВ США стали использовать имя индейского вождя Джеронимо, самого опасного своего врага. Но над рядовыми частями разносится всё то же «Hurray», что отображено даже в песнях времён Гражданской войны в США.
Самое удивительное тут то, что это восклицание могло зародиться именно среди западных славянских племён. Так считает доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета Валерий Мокиенко. Аналогичного мнения придерживался и Макс Фасмер, известный немецкий языковед российского происхождения. Он, правда, отслеживал не конкретную языковую группу, в которой зародился клич, а место, с которого началась его история. По его мнению, «Ура!» начало распространяться с северо-восточных земель современной Германии, где ранее бок о бок жили славянские и германские племена.
Выводы этих учёных говорят об одной очень любопытном факте. Вопреки мифу о происхождении клича от монголо-татарских племён, они доказали, что он зародился задолго до их нашествия и зародился сразу в нескольких местах одновременно.
Германское «Hurra!», англоязычное «Hurray!», французское «Hurrah!», итальянское «Urra!», русское «Ура!». Над тысячами полей сражений, на десятках языков разносится один и тот же призыв, несмотря на сотни прошедших лет и уйму разногласий между народами.
»Тео, это Генрих. Иду на таран. Прощай, увидимся в Вальхалле!»
»Тео, это Генрих. Сбил два бомбардировщика. Не осталось боеприпасов, топливо на исходе. Иду на таран. Прощай, увидимся в Вальхалле!»
Теодору Вайссенбергеру удалось добиться перевода своего бывшею командира в JG7, но Эрлер, незаслуженно получивший столь унизительный и суровый приговор, в душе был надломлен и теперь искал cмерти в воздушных боях. 4 апреля 1945 г., участвуя в отражении очередного массированного налета американских четырехмоторных бомбардировщиков, он, пилотируя Ме262, сбил над районом Бранденбург-Брест три «Летающих крепости». После чего Вайссенбергер услышал по радио последние слова своего бывшего командира: «Tео, я расстрелял весь боекомплект. Я иду на таран. До встречи в Вальхалле. «