Shell script что такое
Что такое bash / shell
И то, и другое — интерпретаторы командной строки в линуксе. То есть если вы откроете командную строку и введете любую команду, да хоть:
То именно интерпретатор ее расшифрует и скажет компьютеру «он хочет перейти в директорию /home». Компьютер ведь не понимает команды на русском / английском языке. Ему нужны байтики. Этим и занимается интерпретатор — переводом с «нашего» на «компьютерный» язык.
Так что «cd /home» — это shell-команда! Или bash. Смотря какой интерпретатор установлен в вашей системе. В каждой операционной системе установлен интерпретатор по умолчанию. У них есть какие-то различия, но есть и набор базовых команд, которые понимают все: cd, mv, cp, ls… (в винде эти команды немного другие)
А что такое shell-скрипт тогда? Это просто текстовый документ, внутри которого написан набор команд! Это не обязательно должны быть «сложные» команды, которые делают что-то супер-навороченное. Это любые команды, которые вы выполняете в консоли.
Например, создадим скриптик, который создаст директорию и в ней файлик:
И даже если у такого файла не будет расширения вовсе, его можно будет запустить как скрипт:
Расширение .sh ставится для понимания человеком. Зашел в директорию:
— Ага, что тут у нас? Файлы sh, скрипты какие-то лежат.
Скрипты могут быть простые, а могут быть сложные. Вот, например, в одном проекте мы вначале вручную обновляли тестовые платформы. Для обновления надо:
Переподложить war-файл с приложением (лежат они в директории /opt)
Сервиса два, допустим это test и cloud. Так что шагов уже 6.
Когда обновлять вручную надоело, мы положили на все линукс машины простой скриптик:
Собираешь приложение, подкладываешь к скриптику и запускаешь 1 команду вместо 6. Удобно! Это называется «автоматизация рутины» =)
Другой пример с того же проекта — мы делали серверное приложение. И во время установки приложения на сервере linux нужно выполнить пункты по настройке самой системы. Например, увеличить параметр max_map_count — сколько максимум памяти может использовать процесс.
Приложение в пике работы требует много памяти. Если не настроить параметр, то «тяжеловесная» задача просто упадет с ошибкой «Не хватает памяти». И если мы видим такую ошибку, то в первую очередь идем проверять настройки системы.
Вообще, если вы отдаете установку приложения на откуп «чужим» админам, лучше потом проверять — а всё ли настроено верно? Конечно, обычно на production (машина, с которой работают реальные пользователи) настраивают всё внимательно, это на тестовых стендах могут что-то пропустить. Но лучше перебдеть!
Мы написали скрипт по проверке настройки окружения (символ «#» в начале строки означает, что это комментарий):
В итоге админы настраивают окружение, а потом мы даем им скрипт, просим запустить его и прислать результаты. Я запустила скрипт на «голой» системе, где, разумеется, параметры настроены не были, и вот ответ:
Видим, что все проверки провалились, статус failed. Если и от админов приходит похожая картина, направляем их в документацию по настройке системы. Если к нам приходят с проблемой падения из-за нехватки памяти, снова просим выполнить скрипт. Так проще локализовать ошибку: это в приложении косяк, или окружение настроено плохо?
Просить других людей выполнить 10 команд не очень хорошо. Потому что часть команд может «потеряться» при выполнении — плохо скопировал, забыл выполнить проверку, которую дали сообщением позже. Гораздо проще сделать 1 скрипт и попросить выполнить именно его.
Когда надо писать скрипт?
Когда надо выполнить больше 3 команд за раз — проще выполнить одну, запустить скрипт.
Когда одну и ту же команду надо выполнять чаще 3 раз — лучше автоматизировать эту работу.
По сути своей, bash-скрипты — это та же автоматизация. А когда нужна автоматизация? Когда мы хотим избавиться от рутины, от постоянного выполнения одного и того же действия вручную. Повторяете одно и то же каждый день / неделю? Напишите скрипт. Даже если он на 2-3 строчки будет, это правда удобнее. Поверьте, сама делала небольшие скрипты =)
См также по bash:
Основы BASH. Часть 1 (Хабр) — цикл статей о том, как писать скрипты
См также другие статьи из цикла «Что такое. »:
Основы Bash-скриптинга для непрограммистов. Часть 2
В первой части статьи мы рассмотрели командные оболочки, профили, синонимы и первые команды. Под спойлером я также рассказал, как развернуть тестовую виртуальную машину.
В этой части речь пойдет о файлах скриптов, их параметрах и правах доступа. Также я расскажу про операторы условного выполнения, выбора и циклы.
Скрипты
Для выполнения нескольких команд одним вызовом удобно использовать скрипты. Скрипт – это текстовый файл, содержащий команды для shell. Это могут быть как внутренние команды shell, так и вызовы внешних исполняемых файлов.
Перейдем в домашнюю директорию командой cd
и создадим в ней с помощью редактора nano ( nano script.sh )файл, содержащий 2 строки:
Чтобы выйти из редактора nano после набора текста скрипта, нужно нажать Ctrl+X, далее на вопрос «Save modified buffer?» нажать Y, далее на запрос «File Name to Write:» нажать Enter. При желании можно использовать любой другой текстовый редактор.
Проверим права доступа к файлу:
Из вывода команды ls видно, что отсутствуют права на выполнение. Рассмотрим подробнее на картинке:
Права доступа задаются тремя наборами: для пользователя, которому принадлежит файл; для группы, в которую входит пользователь; и для всех остальных. Здесь r, w и x означают соответственно доступ на чтение, запись и выполнение.
/.profile), либо для всех пользователей в общесистемный профиль (файл /etc/profile).
Чтобы выдать права на чтение и выполнение пользователю и группе:
Чтобы запретить доступ на запись (изменение содержимого) файла всем:
Также для указания прав можно использовать маску. Например, чтобы разрешить права на чтение, запись, выполнение пользователю, чтение и выполнение группе, и чтение – для остальных, нужно выполнить:
Указывая 3 цифры, мы задаем соответствующие маски для каждой из трех групп. Переведя цифру в двоичную систему, можно понять, каким правам она соответствует. Иллюстрация для нашего примера:
Символ – перед наборами прав доступа указывает на тип файла ( – означает обычный файл, d – директория, l – ссылка, c – символьное устройство, b – блочное устройство, и т. д.). Соответствие числа, его двоичного представления и прав доступ можно представить в виде таблицы:
🐹 Bash: Как запускать shell (*.sh) скрипты?
Опубликовано 2020-02-03 · Обновлено 2021-05-14
Содержание:
1. Что такое Shell.
Вся сила Linux в использовании терминала. Это такая командная оболочка, где вы можете выполнять различные команды, которые будут быстро и эффективно выполнять различные действия. Ну впрочем, вы наверное это уже знаете. Для Linux было создано множество скриптов, которые выполняются в различных командных оболочках. Это очень удобно, вы просто объединяете несколько команд, которые выполняют определенное действие, а затем выполняете их одной командой или даже с помощью ярлыка.
2. Как работают скрипты.
В Linux почти не используется расширение файла для опережения его типа на системном уровне. Это могут делать файловые менеджеры и то не всегда. Вместо этого, используются сигнатуры начала файла и специальные флаги. Система считает исполняемыми только те файлы, которым присвоен атрибут исполняемости.
3. Как запустить sh скрипт из командной строки?
Допустим у вас есть скрипт hello.sh состоящий из одной команды.
Чтобы его запустить, надо зайти в каталог, где расположен скрипт, набрать название интерпретатора sh и первым параметров указать ваш файл hello.sh.
Чтобы каждый раз не указывать интерпретатор в терминале, можно сделать скрипт исполняемым.
Для этого необходимо:
1. Указать интерпретатор внутри файла.
чтобы постоянно не указывать интерпретатор в терминале, можно сделать скрипт исполняемым. На первой строчке после #! прописываем путь к bash-интерпретатору, по умолчанию это /bin/bash (посмотреть можно командой whereis bash ).
Содержимое скрипта hello.sh получается таким:
2. Сделать наш файл исполняемым.
Нужно просто осознать, что в Linux не существует ассоциаций файлов по расширениям. Расширение для Linux — просто часть файла после последней точки, система никаких действий к этому не привязывает.
Чтобы выполнить скрипт в указанной оболочке, нужно установить для него флаг исполняемости. Для этого используется команда chmod +x и имя файла скрипта:
# chmod ugo+x sript.sh
Что-то пошло не так… Поправим права на запуск…
Мы разрешаем выполнять запуск sh Linux всем категориям пользователей — владельцу, группе файла и остальным.
Запуск скрипта sh в Linux:
Или полный путь от корня:
Теперь вы можете выполнить:
Это был первый способ вызвать скрипт, но есть еще один — мы можем запустить оболочку и сразу же передать ей скрипт, который нужно выполнить. Вы могли редко видеть такой способ с bash, но он довольно часто используется для скриптов php или python.
Другой вариант — запускать сам баш с передачей ему файла как аргумент (потому что бинарник bash-а уже с executable ).
А если нам нужно запустить скрипт на php, то выполните:
Вот так все просто здесь работает.
Так можно запустить скрипт как фоновый процесс, используйте символ & :
Даже запустить процесс Linux не так сложно.
Введение в Bash Shell
Всем привет. Это перевод из книги по подготовке к экзамену RedHat RHCE. На мой взгляд очень доступно рассказывается об основах bash.
Сценарии оболочки — наука сама по себе. Не вдаваясь в подробности всего, что происходит «под капотом», вы узнаете, как применять базовые элементы для написания собственных скриптов, и анализировать, что происходит в сторонних сценариях оболочки.
Понимание основных элементов сценариев оболочки
По сути, сценарий оболочки представляет собой список команд, которые выполняются последовательно, а также некоторую логику, позволяющую выполнять код только при определённых условиях.
Чтобы понять сложные сценарии оболочки, рекомендуется начать с базовых сценариев.
Ниже показан очень простой скрипт:
Здесь содержатся несколько элементов, которые должны использоваться во всех скриптах. Для начала, есть shebang — это строка #!/bin/bash. Когда скрипт запускается из родительской оболочки, он открывает подоболочку, в которой и выполняются команды, указанные в скрипте.
Эти команды могут быть интерпретированы различными способами. Для того, чтобы понять, как именно они должны интерпретироваться, используется shebang. В примере выше shebang ясно даёт понять, что скрипт должен выполняться оболочкой bash.
Также могут быть указаны другие оболочки. Например, если ваш скрипт содержит код на языке Perl, shebang должен быть #!/usr/bin/perl. Начинать сценарий с shebang является хорошей практикой; если он опущен, код сценария будет выполняться такой же оболочкой, которая используется для запуска скрипта.
Сразу после shebang расположена часть, объясняющая, о чем сценарий. Несколько строк комментариев в начале каждого сценария — хорошая идея. В коротком скрипте часто очевидно, что он делает, но когда сценарий становится длиннее, и по мере того, как всё больше людей вовлекаются в его написание и поддержку, становится менее понятно, что авторы намереваются сделать.
Чтобы избежать такой ситуации, убедитесь, что вы добавили строки комментариев, начиная каждую символом #. Комментарии могут быть не только в первых строках, но и в начале каждого подраздела сценария. Это наверняка поможет, если вы прочитаете свой скрипт через несколько месяцев!
Вы также можете комментировать не только подразделы, но и отдельные строки.
Независимо от того, в какой позиции он используется, всё от символа # и до конца строки является комментарием.
После блока комментариев расположено тело сценария. В вышеуказанном примере это несколько команд, выполняющихся последовательно. Тело сценария оболочки может увеличиваться по мере его развития.
В конце скрипта я включил инструкцию exit 0. Оператор выхода сообщает родительской оболочке, был ли сценарий успешным. Состояние выхода последней команды в сценарии является состоянием выхода самого сценария, если только команда exit 0 не используется в конце сценария.
Полезно знать, что вы можете работать с exit, чтобы сообщить родительской оболочке, как все прошло.
Также вы можете разместить сценарий в каталоге /bin, после чего в любом месте файловой системы просто ввести имя файла, и сценарий выполнится.
Командой vi /bin/datetime создадим в каталоге /bin файл с именем datetime. В созданный файл вставим это содержимое:
Сохранив файл, введите chmod +x /bin/datetime, чтобы дать файлу права на выполнение. Перейдите, к примеру, в домашний каталог с помощью команды cd
и просто введите datetime.
Перейдите, к примеру, в домашний каталог cd
и просто введите datetime.
Использование переменных и входных данных
bash-скрипты — это гораздо больше, чем просто список команд, которые выполняются последовательно. Одна из приятных сторон скриптов заключается в том, что они могут работать с переменными и входными данными, чтобы сделать скрипт гибким. В этом разделе вы узнаете, как с ними работать.
Использование позиционных параметров
При запуске скрипта можно использовать аргументы. Аргумент — это всё, что вы помещаете за командой сценария. Аргументы могут быть использованы для того, чтобы сделать скрипт более гибким. Возьмём команду useradd lisa. В этом примере команда — это useradd, а её аргумент — lisa — указывает, что нужно сделать.
В результате выполнения такой команды должен быть создан пользователь с именем lisa.
В тексте сценария первый аргумент обозначается $1, второй аргумент — $2 и т. д. Листинг 1 показывает, как можно использовать аргументы. Попробуйте запустить этот код, указав в качестве параметров любые имена пользователей.
Под параметрами подразумевается ввод данных перед запуском скрипта. В данном случае в качестве параметров после имени скрипта argument я указал lisa, lori и bob:
В Листинге 2 представлены два новых элемента, которые относятся к аргументам:
Итак, пока есть аргументы, тело сценария выполняется.
Тело цикла for всегда начинается с do и закрывается done, а между этими двумя ключевыми словами перечисляются команды, которые необходимо выполнить. Таким образом, пример сценария будет использовать echo для отображения значения каждого аргумента и останавливаться, когда больше нет доступных аргументов.
Давайте попробуем воспользоваться скриптом из листинга 2 в этом примере:
Переменные
Переменная — это метка, которая используется для обозначения определённого места в памяти, которое содержит определённое значение. Переменные могут быть определены статически с помощью NAME=value или динамическим способом. Существует два решения для динамического определения переменной:
Листинг 3. Пример скрипта, использующего команду read
* — на самом деле тремя источник (прим. переводчика)
Обратите внимание, что при написании команды test с квадратными скобками важно использовать пробелы после открывающей скобки и перед закрывающей скобкой, без пробелов команда не будет работать.
Обратите внимание, что оператор then следует сразу за test. Это возможно, потому что используется точка с запятой (;). Точка с запятой является разделителем команд и может заменить новую строку в скрипте.
В операторе then выполняются две команды: команда echo, которая отображает сообщение на экране, и команда read.
Команда read останавливает сценарий, чтобы пользовательский ввод мог быть обработан и сохранен в переменной TEXT. Поэтому read TEXT помещает все введённые пользователем данные в переменную TEXT, которая будет использоваться позже в скрипте.
Следующая часть представлена оператором else. Команды после оператора else выполняются во всех других случаях, что в данном случае означает «иначе, если аргумент был предоставлен». Если это так, то определяется переменная TEXT и ей присваивается текущее значение $1.
Вы можете попрактиковаться на этом примере при работе с вводом.
Использование условий и циклов
Как вы уже видели, в скрипте могут использоваться условные операторы. Эти условные операторы выполняются только в том случае, если определённое условие выполняется.
В bash есть несколько условных операторов и циклов, которые часто используются.
if then else
Подробнее о test можно узнать в справочнике командой man test.
Основная конструкция if есть if… then… fi.
Она сравнивает одно условие, как показано в следующем примере:
В листинге 3 вы увидели, как можно оценить два условия, включая else в выражении. В листинге 4 показано, как можно оценить несколько условий от if до else. Это полезно, если нужно проверить много разных значений.
Обратите внимание, что в этом примере также используются несколько команд test.
Листинг 4. Пример с if then else
Вместо написания полных операторов if… then вы можете использовать логические операторы || а также &&. || является логическим «ИЛИ» и выполнит вторую часть оператора, только если первая часть не верна; && является логическим «И» и выполнит вторую часть оператора только в том случае, если первая часть верна.
Рассмотрим эти две строки:
В первом примере выполняется проверка, чтобы увидеть, пуст ли $1. Если эта проверка верна (что, в основном, означает, что команда завершается с кодом выхода 0), выполняется вторая команда.
Во втором примере команда ping используется для проверки доступности хоста.
В этом примере используется логическое «ИЛИ» для вывода текста «node is not available» в случае неудачной команды ping.
Вы обнаружите, что часто вместо условного оператора if будут использоваться && и ||. В упражнении ниже вы можете попрактиковаться в использовании условных операторов, используя либо if… then… else, либо && и ||.
Упражнение. Использование if… then… else
В этом упражнении вы поработаете над сценарием, который проверяет что является файлом, а что каталогом.
Цикл for
Цикл for представляет собой отличное решение для обработки диапазонов данных. В листинге 5 вы можете увидеть первый пример с for, где диапазон определяется и обрабатывается, пока в этом диапазоне есть необработанные значения.
Цикл for всегда начинается с ключевого слова for, за которым следует условие, которое необходимо проверить. Затем следует ключевое слово do, за которым следуют команды, которые должны быть выполнены, если условие истинно, завершается цикл с помощью ключевого слова done.
В примере, приведённом в листинге 5, вы можете увидеть, что условие представляет собой диапазон чисел в круглых скобках, назначенных переменной COUNTER.
Внутри ((… )) вычисляются арифметические выражения и возвращается их результат. Например, в простейшем случае, конструкция a=$(( 5 + 3 )) присвоит переменной «a» значение выражения «5 + 3», или 8. Кроме того, двойные круглые скобки позволяют работать с переменными в стиле языка C.
В листинге 6 вы можете увидеть один из моих любимых однострочников с for. Диапазон определяется на этот раз как последовательность чисел, начиная со 100 и доходя до 104.
Обратите внимание, как определяется диапазон: сначала вы указываете первое число, затем две точки и указываете последнее число в диапазоне. При этом с for i in для каждого из этих номеров присваивается переменная i. Каждое из этих чисел присваивается переменной i и затем выполняется команда ping, где опция -c 1 гарантирует, что отправляется только один запрос.
Результат выполнения команды ping не учитывается, поэтому её вывод перенаправляется в /dev/null. На основании состояния выхода команды ping выполняется часть выражения за &&. Таким образом, если хост доступен, отображается строка, указывающая, что он работает.
Понимание while и until
Примечание. Так и не понял, что делает этот скрипт. В моём случае используется CentOS 7 и по умолчанию там нет monitor, хотя в скрипте явно написано: Где-то пол часа гуглил для CetOS программу monitor, но так и не нашёл. И вообще не понятно каким тут боком monitor если используется ps aux. В любом случае так и не понял, что делает этот срипт. Большая просьба помочь решить этот вопрос, чтобы откорректировать текст и/или скрипт.
Сценарий в листинге 7 состоит из двух частей. Во-первых, есть цикл while. Во-вторых, есть всё, что нужно выполнить, когда цикл while больше не оценивается как true.
Ядром цикла while является команда ps, которая имеет значение $1.
Вывод команды ps aux перенаправляются в /dev/tty11. Это позволяет позже прочитать результаты из tty11, если это необходимо, но они не отображаются по умолчанию.
После операторов while следуют команды, которые необходимо выполнить, если проверяемое условие истинно. В данном случае это команда sleep 5, которая приостанавливает выполнение скрипта на 5 секунд.
Пока условие оператора while истинно, цикл продолжает выполняться. Если же условие ложно (что в данном случае означает, что процесс больше не доступен), то цикл останавливается и могут выполняться команды, следующие за ним.
Unix shell: абсолютно первые шаги
Зачем и для кого статья?
Изначально это была памятка для студентов, которые начинают работать с unix-подобными системами. Иными словами, статья рассчитана на тех, кто не имеет предыдущего опыта работы в unix-овой командной строке, но по тем или иным причинам хочет или должен научиться эффективно с нею взаимодействовать.
Здесь не будет пересказа манов (документации), и статья никак не отменяет и не заменяет их чтение. Вместо этого я расскажу о главных вещах (командах, приемах и принципах), которые надо осознать с самого начала работы в unix shell-е, чтобы работа происходила эффективно и приятно.
Статья касается полноценных unix-подобных окружений, с полнофункциональным шеллом (предпочтительно zsh или bash)и достаточно широким набором стандартных программ.
Что такое шелл
В целом работа через шелл выглядит так: пользователь (т.е. вы) с клавиатуры вводит команду, нажимает Enter, система выполняет команду, пишет на экран результат выполнения, и снова ожидает ввода следующей команды.
Типичный вид шелла:
Шелл — это основной способ для взаимодействия со всеми Unix-подобными серверными системами.
Где встречаются системы с командной строкой?
Какие задачи разумно решать шеллом?
Абсолютно первые шаги
Начинаем работу: войти и выйти
Убедитесь, что точно знаете, как запустить шелл и как из него выйти.
Если вы работаете за машиной, на которой установлена Ubuntu, вам надо запустить программу Terminal. По окончании работы можно просто закрыть окно.
На MacOS — тоже запустить Terminal.
Для доступа к удаленному серверу — воспользоваться ssh (если локально у вас MacOS, Ubuntu или другая unix-like система) или putty (если у вас Windows).
Кто я, где я?
История команд (history)
Важное свойство полноценной командной строки — история команд.
Пролистывание истории, редактирование и повторное выполнение команд — самые типичные действия при работе в командной строке, привыкайте.
Copy-paste
Командная строка очень текстоцентрична: команды — это текст, входные данные для большинства стандартных программ — текст, результат работы — чаще всего тоже текст.
Прекрасной особенностью текста является то, что его можно копировать и вставлять, это верно и для командной строки.
Попробуйте выполнить команду date +»%y-%m-%d, %A»
Вводили ли вы ее целиком руками или скопировали из статьи? Убедитесь, что вы можете ее скопировать, вставить в терминал и выполнить.
Как именно копировать текст из терминала и вставлять его в терминал — зависит от вашей системы и от ее настроек, поэтому дать универсальную инструкцию, к сожалению, не получится. На Ubuntu попробуйте так: копирование — просто выделение мышью, вставка — средняя кнопка мыши. Если не работает, или если у вас другая система — поищите в Интернете или спросите более опытных знакомых.
Ключи и опции
При исследовании истории команд вы уже столкнулись с тем, что у команды ls есть по крайней мере два варианта. Если вызвать ее просто так, она выводит простой список:
Кроме того, команды могут принимать в качестве параметров имена файлов, каталогов или просто текстовые строки. Попробуйте:
man — справка по командам и программам, доступным на вашей машине, а также по системным вызовам и стандартной библиотеке C.
Попробуйте и сравните поведение:
Можно передать файл в пролистыватель сразу в параметрах:
Права
С любым файлом или каталогом связан набор «прав»: право на чтение файла, право на запись в файл, право исполнять файл. Все пользователи делятся на три категории: владелец файла, группа владельца файла, все прочие пользователи.
Этот вывод означает, что владельцу (akira) можно читать и писать файл, группе (students) — только читать, всем прочим пользователя — тоже только читать.
STDIN, STDOUT, конвейеры (пайпы)
В данном случае вы подали в STDIN программы двухстрочный текст, а в STDOUT получили три числа.
Важнейшее свойство юниксовой командной строки состоит в том, что программы-«трубы» можно соединять между собой: выход ( STDOUT ) одной программы передавать в качестве входных данных ( STDIN ) другой программе.
Такая конструкция из соединенных программ называется по-английски pipe (труба), по-русски — конвейер или пайп.
Объединение программ в конвейер делается символом | (вертикальная черта)
Составление конвейеров (пайпов) — очень частое дело при работе в командной строке. Пример того, как это делается на практике, читайте в разделе «Составление конвейера-однострочника».
Перенаправление ввода-вывода
Вывод ( STDOUT ) програмы можно не только передать другой программе по конвейеру, но и просто записать в файл. Такое перенаправление делается с помощью > (знак «больше»):
Если файл с таким именем уже существовал, его старое содержимое будет уничтожено. Если файл не существовал, он будет создан. Каталог, в котором создается файл, должен существовать до выполнения команды.
Если надо не перезаписать файл, а добавить вывод в его конец, используйте >> :
Проверьте, что теперь записано в файле.
Кроме того, программе можно вместо STDIN передать любой файл. Попробуйте:
Что делать, когда что-то непонятно
Если вы сталкиваетесь с поведением системы, которое не понимаете, или хотите добиться определенного результата, но не знаете, как именно, советую действовать в следующем порядке (кстати, это относится не только к шеллам):
Методы работы
Скопировать-и-вставить — из man-ов, из статей на StackOverflow и т.п.Командная строка состоит из текста, пользуйтесь этим: копируйте и используйте примеры команд,записывайте удачные находки на память, публикуйте их в твиттерах и блогах.
Читать man. Nuff said.
Вытащить из истории предыдущую команду, добавить в конвейер еще одну команду, запустить, повторить.См. также раздел «Составление конвейера-однострочника».
Базовые команды
Аналитика
Диагностика системы
Некоторых программ у вас может не быть, их надо установить дополнительно. Кроме того, некоторые опции этих программ доступны только привилегированным пользователям ( root ‘у).
Массовое и полуавтоматическое выполнение
На первых порах пропускайте этот раздел, эти команды и конструкции понадобятся вам тогда, когда доберетесь до несложного шелльного скриптинга.
Разное
Составление конвейера-однострочника
— только процессы текущего пользователя.
Шаг 3.
Повторять пункт 2, пока не получатся чистые нужные данные.
— все процессы с нужным именем (плюс, может быть, лишние вроде vim task-6-server.c и т.п.),
— только процессы с нужным именем
— pid-ы нужных процессов, п. 3 выполнен
Шаг 4.
Применить подходящий финальный обработчик. Клавишей «Вверх» вытаскиваем из истории предыдущую команду и добавляем обработку, которая завершит решение задачи:
Задания для тренировки
Хотите попрактиковаться в новых умениях? Попробуйте выполнить следующие задания:
Что изучать дальше?
Если командная строка начинает вам нравиться, не останавливайтесь, продолжайте совершенствовать свои навыки.
Вот некоторые программы, которые определенно вам пригодятся, если вы будете жить в командной строке:
Кому это надо?
А стоит ли вообще изучать сегодня командную строку и шелльный скриптинг? Определенно стоит. Приведу только несколько примеров из требований Facebook к кандидатам, которые хотят поступить на работу в FB.
Data Scientist, Economic Research: Comfort with the command line and with Unix core tools; preferred: adeptness with a scripting language such as Python, or previous software engineering experience.
MySQL Database Engineer: High degree of proficiency in Shell scripting (Bash, Awk, etc); high degree of proficiency in Linux administration.
Manufacturing Quality Engineer, Server: Scripting skills in Bash, Perl, or Python is desirable.
Data Platform Engineer: 2 years experience with Unix/Linux systems.
DevOps Engineer, Data: 2 years experience with Unix/Linux system administration and programming.