Shuttle что это такое
существительное ↓
глагол
Мои примеры
Словосочетания
Примеры
We shuttled between the city and the country all summer.
Всё лето мы ездили туда-сюда, то в город, то в деревню.
The shuttle runs daily from New York to Boston.
He took the Washington-New York shuttle.
Он полетел челночным рейсом из Вашингтона в Нью-Йорк.
The Space Shuttle is now in orbit.
Космический шаттл сейчас находится на орбите.
There’s a shuttle service from the city center to the airport.
Из центра города в аэропорт имеется автобусное сообщение.
This morning’s launch of the space shuttle has been delayed.
Запуск шаттла, намеченный на утро, был отложен.
The soar of the space shuttle never fails to inspire.
Взлет космического «челнока» никогда не перестает вдохновлять.
The shuttle can remain in orbit around the earth for up to 9 days.
Космический корабль многоразового использования может находиться на орбите Земли до девяти дней.
The space shuttle has safely reentered the Earth’s atmosphere.
Шаттл благополучно вернулся в атмосферу Земли.
Thousand of spectators gathered to watch the liftoff of the space shuttle.
Тысячи зрителей собрались, чтобы наблюдать старт космического челнока /шаттла/.
The space shuttle can carry a maximum payload of approximately 50,000 pounds.
Максимальная полезная нагрузка космического шаттла составляет приблизительно пятьдесят тысяч фунтов.
The space shuttle began shedding pieces as it flew over California.
Когда шаттл пролетал над Калифорнией, от него начали отваливаться детали.
Примеры, ожидающие перевода
The rocket lofted the space shuttle into the air
The passengers were shuttled to the hotel by bus.
Shuttle что это такое
Откройте возможности нейронного машинного перевода PROMT
PROMT.One (www.translate.ru) – бесплатный онлайн-переводчик на основе нейронных сетей (NMT) для азербайджанского, английского, арабского, греческого, иврита, испанского, итальянского, казахского, китайского, корейского, немецкого, португальского, русского, татарского, турецкого, туркменского, узбекского, украинского, финского, французского, эстонского и японского языков.
Изучайте времена и формы глаголов в английском, немецком, испанском, французском и русском языках в разделе Спряжение и склонение. Учите употребление слов и выражений в разных Контекстах. Мы собрали для вас миллионы примеров перевода на разные языки, которые помогут вам в изучении иностранных языков и подготовке домашних заданий.
Переводите в любом месте и в любое время с помощью мобильного переводчика PROMT.One для iOS и Android. Попробуйте голосовой и фотоперевод, скачайте языковые пакеты для офлайн-перевода.
Поделиться переводом
Но сейчас вы можете переводить только 999 символов за один раз.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы переводить до 5 000 символов единовременно. войти / зарегистрироваться
Добавить в избранное
Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться
Шаттл — что это такое? Определение, значение, перевод
Английское слово «shuttle» означает «челнок». Эти словом называют транспортное средство, курсирующее между двумя пунктами туда и обратно, и часто без остановок. В русском языке до сих пор не сложилось четкого правила написания слова «шаттл», поэтому решайте сами, с одной или с двумя «т» его следует писать.
Шаттлом может быть автобус, электричка или даже космический корабль. Один из самых распространённых примеров шаттла — автобус, курсирующий между терминалами аэропорта Шереметьево. Часто шаттлы запускают на время ремонта транспортной инфраструктуры, когда нужно закрыть линию метро или её часть. В таких случаях шаттлы в цивилизованных странах делают естественно бесплатными.
Шаттл находится в списке: Транспорт
Вы узнали, откуда произошло слово Шаттл, его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Шаттл?» с друзьями:
И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!
Что такое МЦД?
Аббревиатура МЦД расшифровывается как «Московские Центральные Диаметры». Этот вид столичного транспорта представляет из себя комфортабельные.
Что такое МЦК?
МЦК это Московское Центральное Кольцо, представляющее из себя наземную кольцевую линию электричек типа «Ласточка», основная.
Значение слова ШАТТЛ. Что такое ШАТТЛ?
Технические решения
Постепенно концепция превращалась в реальные очертания и технические решения. Итак, многоразовая транспортная космическая система (МТКС) должна была состоять из трех основных частей. Основа МТКС, ее «хребет» — это внешний топливный бак. По бокам бака расположены два твердотопливных ускорителя. И, наконец, сверху расположен орбитальный корабль. В нем размещаются экипаж и полезный груз. В огромный оранжевый «термос», состоявший из двух отсеков, заправляется топливо — кислород и водород, расходуемое для выведения МТКС на орбиту. Твердотопливные ускорители обеспечивают дополнительную тягу в момент старта, а также гарантированную для спасения корабля скорость в случае отказа основных двигателей I и II ступеней на начальном этапе выведения на ор биту. При достижении скорости 1390 м/с, через 125 секунд после старта на высоте примерно 50 км ускорители отделяются от МТКС, приводняются в океан на расстоянии 250 км от космодрома, буксируются на берег, восстанавливаются и затем повторно используются.
Видео
Система электропитания
Электроснабжение корабля обеспечивается тремя топливными элементами, которые питаются от восьми баков с жидкими водородом и кислородом. Все топливные элементы и баки расположены в трюме под грузовым отсеком. В топливном элементе происходит реакция между водородом и кислородом в присутствии электролита для получения электричества. Основной продукт реакции – вода – используется для питья. Кислород для дыхания экипажа поступает из тех же баков. Энергии топливных элементов хватает на 10–14 сут в зависимости от энергопотребления корабля или на три недели при установке модуля с дополнительными баками. Три вспомогательных блока электропитания обеспечивают работу приводов для поворота двигателей во время спуска и аэродинамических органов управления при входе в атмосферу, а также торможение колес после приземления.
Разработка и испытания
Вскоре после началаразработкиинженеры НАСА и подрядных фирм столкнулись с трудностями. Разработка основных ЖРД орбитального корабля оказалась более сложной, чем предполагалось, потому что они должны были работать при значительно более высоких (на порядок) давлениях и в три раза более высоких скоростях вращения турбины, чем двигатели J-2, использовавшиеся на ракете «Сатурн-5» в программе «Аполлон». Взрывы, вызванные прогарами и отказами подшипников, повредили или разрушили несколько двигателей.
Особенно большие проблемы возникли с тепловой защитой. Теплозащитные плитки оказались более хрупкими, чем ожидалось, и их часто неправильно приклеивали их к алюминиевому фюзеляжу орбитального корабля. Кроме того, расчетные нагрузки постоянно менялись. Эти и другие проблемы задержали первый полет «Шаттла», который планировался на 1977, а состоялся лишь в 1981.
НАСА сначала планировало построить пять летных орбитальных кораблей: два опытно-конструкторских и три штатных. Из-за бюджетных ограничений строительство пятого корабля было отменено. Руководство НАСА также решило, что переделка корабля «Энтерпрайз» для космических полетов после изменений, внесенных в конструкцию корабля «Колумбия», обойдется слишком дорого. Оно также решило переделать образец для прочностных испытаний в «Челленджер». Два штатных корабля были названы «Дискавери» и «Атлантис».
В серии из пяти летных испытаний (1977) две команды космонавтов стартовали на корабле «Энтерпрайз» с борта реактивного транспортного самолета «Боинг-747», а затем совершали планирующий полет и посадку, имитируя возвращение из космоса. В ходе наземных динамических испытаний в 1978 «Энтерпрайз» дооборудовали, а затем провели вибрационные и статические испытания. Программа всесторонних испытаний корабля, его блоков и агрегатов завершилась 20 февраля 1981 20-секундным пробным включением на стартовом столе в КЦК основных двигателей первого экземпляра «Шаттла» (корабль «Колумбия», твердотопливные ускорители и топливный блок), подготовленного для космического полета.
Некоторые интересные данные
Средний срок пребывания космического корабля в космосе – две недели. Самый короткий полет выполнил шаттл «Колумбия», он длился чуть дольше двух дней. Самое продолжительное путешествие корабля «Колумбия» равнялось 17 суткам.
Состав экипажа – от двух до восьми астронавтов, вместе с ними пилот и командир. Орбиты шаттлов находились в интервалах от 185 643 км.
Программа «Спейс Шаттл» была свернута в 2011 году. Она существовала 30 лет. За все время ее выполнения было сделано 135 полетов. Шаттлы прошли 872 млн км и подняли грузов общей массой 1,6 тысячи тонн. Орбиту посетили 355 астронавтов. Стоимость одного полета равнялась примерно 450 млн долларов. Общая стоимость всей программы составила 160 млрд долларов.
Последним стартом стал запуск «Атлантиса». В нем экипаж был уменьшен до четырех человек.
По итогам проекта все шаттлы были аннулированы и направлены в музейное хранилище.
Автомобиль-корабль
Компания Honda выпустила автомобиль под названием «Шаттл». Изначально его произвели для США и дали название Odyssey. Этот свободный автомобиль пользовался успехом в Новом Свете благодаря своим превосходным техническим параметрам.
«Хонду Шаттл» выпустили непосредственно для Европы. Сначала так именовали универсал Honda Civic, напоминающий микровэн. Но в 1991 году его убрали из ряда выпускаемых модификаций. Название «Шаттл» оставалось невостребованным. И только в 1994 году японские машиностроители выпустили новый минивэн с таким названием. Почему производители решили остановиться на подобном наименовании модели, остается только догадываться. Возможно, идея стремительного космического челнока поразила создателей автомашин, и им захотелось создать уникальный быстрый автомобиль.
«Шаттл» представляет собой 5-дверный универсал, обладающий высокой проходимостью. У кузова округлены углы, большая часть поверхности остеклена. Салон отличается возможностью трансформации. Сиденья располагаются в три ряда, последний убирается в нишу. В салоне есть кондиционер, удобные кресла с большим запасом пространства.
Автомобиль чрезвычайно комфортабелен во время езды благодаря энергоемким передней и задней подвеске. «Шаттл» успешно справляется с поставленными на дороге задачами. Однако с 2000 года поставок этой модели в Европу более не наблюдалось, ее место заняла Honda Stream.
Развивая минивэны, Honda в 2011 году начинает выпуск линейки Fit Shuttle. Линия создана на основе хэтчбека «Хонда Фит».
Машина обладает агрегатом 1,5 л и гибридом 1,3 л. Производятся как передне-, так и заднеприводные автомобили.
«Хонда Фит Шаттл» характеризуется как экономичная, вместимая, эргономичная и комфортная на дороге машина. Автомобиль отлично ездит по улицам мегаполисов. Он подойдет для семейного отдыха и для бизнеса.
«Хонда Фит Шаттл» укомплектована по самым высоким требованиям безопасности. В ней присутствуют подушки безопасности, ABS, ESP.
«Фит Шаттл» по сей день пользуется большой популярностью в среде автовладельцев и имеет самые высокие рейтинги.
История применения
Обозначения номеров полётов
Каждый пилотируемый полёт по программе «Космическая транспортная система» имел своё обозначение, которое состояло из сокращения STS ( Space Transportation System ) и порядкового номера полёта шаттла. Например, STS-4 означает четвёртый полёт по программе «Космическая транспортная система». Порядковые номера присваивались на стадии планирования для каждого полёта. Но в ходе подготовки многие полёты откладывались или переносились на другие сроки. Часто случалось так, что полёт, запланированный на более поздний срок и имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым к полёту раньше, чем другой полёт, запланированный на более ранний срок. Раз присвоенные порядковые номера не изменялись, то и полёты с бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты с меньшим номером.
С 1984 года была введена новая система обозначений. Сокращение STS осталось, но порядковый номер был заменён кодовой комбинацией, которая состояла из двух цифр и одной буквы. Первая цифра в этой кодовой комбинации соответствовала последней цифре текущего года, но не календарного, а бюджетного года НАСА, который продолжался с октября по сентябрь. Например, если полёт происходит в 1984 году до октября, то берётся цифра 4, если в октябре и позже — цифра 5. Второй цифрой в кодовой комбинации всегда была 1. Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов с мыса Канаверал. Ранее планировалось, что шаттлы будут также стартовать с военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии; для этих стартов планировалась цифра 2. Но катастрофа «Челленджера» (STS-51L) прервала эти планы. Буква в кодовой комбинации соответствовала порядковому номера полёта шаттла в текущем году. Но и этот порядок не соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.
Пример: полёт STS-51A — состоялся в ноябре 1984 года (цифра 5), это был первый полёт в новом бюджетном году (буква А), шаттл стартовал с мыса Канаверал (цифра 1).
После катастрофы «Челленджера» произошедшей в январе 1986 года и отмены запусков с базы Ванденберг НАСА вернулось к старой системе обозначения.
Список полётов по программе «Спейс Шаттл»
Список полётов Spacelab и Spacehab | |||
---|---|---|---|
Миссия | Орбитер | Лаборатория | Направление исследований |
STS-9 | Columbia | Spacelab-1 | общенаучные |
51-B (STS-24) | Challenger | Spacelab-3 | микрогравитационные и биологические |
51-F (STS-26) | Challenger | Spacelab-2 | физика солнца |
61-A (STS-30) | Challenger | Spacelab-D1 | микрогравитационные и биологические |
STS-35 | Columbia | ASTRO-1 | астрономические |
STS-40 | Columbia | Spacelab SLS-01 | космическая биология и медицина |
STS-42 | Discovery | Spacelab IML-01 | микрогравитационные |
STS-45 | Atlantis | ATLAS-1 | атмосферные |
STS-50 | Columbia | USML-1 | микрогравитационные |
STS-47 | Endeavour | Spacelab-J1 | микрогравитационные и биологические |
STS-56 | Discovery | ATLAS-2 | атмосферные |
STS-55 | Columbia | Spacelab-D2 | микрогравитационные |
STS-57 | Endeavour | Spacehab-1 | материаловедческие и биологические |
STS-58 | Columbia | Spacelab SLS-02 | биологические |
STS-60 | Discovery | Spacehab-2 | материаловедческие |
STS-65 | Columbia | Spacelab IML-02 | микрогравитационные |
STS-66 | Atlantis | ATLAS-3 | атмосферные |
STS-63 | Discovery | Spacehab-3 | материаловедческие и биологические |
STS-67 | Discovery | ASTRO-2 | астрономические |
STS-71 | Atlantis | Spceelab-Мир | биологические |
STS-73 | Columbia | USML-2 | микрогравитационные |
STS-77 | Endeavour | Spacehab-4 | материаловедческие и биологические |
STS-78 | Columbia | LMS-1 | биологические и микрогравитационные |
STS-83 | Columbia | MSL-1 | материаловедческие |
STS-94 | Columbia | MSL-1R | материаловедческие |
STS-90 | Columbia | Neurolab | нейробиологические |
STS-95 | Discovery | Spacehab-5 | биологические |
Список полётов по программе «Шаттл-Мир» и МКС | |||
---|---|---|---|
Миссия | Орбитер | Станция | Полётное и научное задание |
STS-71 | Atlantis | Шаттл-Мир | 1-я стыковка |
STS-74 | Atlantis | Шаттл-Мир | 2-я стыковка |
STS-76 | Atlantis | Шаттл-Мир | 3-я стыковка |
STS-79 | Atlantis | Шаттл-Мир | 4-я стыковка |
STS-81 | Atlantis | Шаттл-Мир | 5-я стыковка |
STS 84 | Atlantis | Шаттл-Мир | 6-я стыковка |
STS-86 | Atlantis | Шаттл-Мир | 7-я стыковка |
STS-89 | Endeavour | Шаттл-Мир | 8-я стыковка |
STS-91 | Discovery | Шаттл-Мир | 9-я стыковка |
совместные микрогравитационные исследования | |||
STS-88 | Endeavour | МКС | 1-й полёт по программе сборки |
совместные микрогравитационные и биологические исследования | |||
STS-96 | Discovery | МКС | 2-й полёт по программе сборки |
совместные атмосферные исследования | |||
STS-101 | Atlantis | МКС | 3-й полёт по программе сборки |
STS-102 | Atlantis | МКС | 4-й полёт по программе сборки |
совместные микрогравитационные исследования |
Катастрофы
За все время эксплуатации шаттлов было всего две аварии, в которых погибло в общей сложности 14 астронавтов:
Шаттл
Косми́ческая тра́нспортная систе́ма (англ. Space Transportation System ), более известная как Спе́йс ша́ттл (от англ. Space shuttle — косми́ческий челно́к) — американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттл запускается в космос с помощью ракет-носителей, осуществляет манёвры на орбите как космический корабль и возвращается на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же они используются значительно меньше. На сегодняшний день (апрель 2009) больше всего полётов — 36 — совершил шаттл «Дискавери».
Содержание
История применения
Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года.
Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). В НАСА «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle — 102). Шаттл «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года (полёт STS-107) при входе в атмосферу Земли перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии».
Второй космический челнок — «Челленджер» был передан НАСА в июле 1982 года. Он был назван по имени морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. В НАСА «Челленджер» имеет обозначение — OV-099. «Челленджер» погиб при своём десятом запуске 28 января 1986 года.
Третий шаттл — «Дискавери» был передан НАСА в ноябре 1982 года.
Шаттл «Дискавери» был назван по имени одного из двух судов, на которых, в 1770-х годах, британский капитан Джеймс Кук (англ. James Cook ) открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Такое же имя («Дискавери») носило одно из судов Генри Хадсона, который в 1610—1611 годах исследовал Гудзонов залив. Ещё два «Дискавери» были построены Британским Королевским Географическим Обществом для исследования Северного полюса и Антарктики в 1875 и 1901 годах. В НАСА «Дискавери» имеет обозначение OV-103.
Четвёртый шаттл — «Атлантис» (Atlantis) вступил в строй в апреле 1985 года.
Пятый шаттл — «Индевор» (Endeavour) был построен взамен погибшего «Челленджера» и принят в эксплуатацию в мае 1991 года. Шаттл «Индевор» был назван также по имени одного из судов Джеймса Кука. Это судно использовалось в астрономических наблюдениях, которые позволили точно установить расстояние от Земли до Солнца. Этот корабль также участвовал в экспедициях по исследованию Новой Зеландии. В НАСА «Индевор» имеет обозначение OV-105.
До «Колумбии» был построен ещё один шаттл — «Энтерпрайз» (Enterprise), который в конце 1970-х годов использовался только как тестовый аппарат для отработки методов посадки и не летал в космос. В самом начале предполагалось назвать этот орбитальный корабль — «Конституция» (Constitution) в честь двухсотлетия американской Конституции. Позже, по многочисленным предложениям зрителей популярного телевизионного сериала «Звёздный путь» (Star Trek), было выбрано имя «Энтерпрайз». В НАСА «Энтерпрайз» имеет обозначение OV-101.
Конструкция
Шаттл состоит из трех основных компонентов: Орбитальный аппарат (Орбитер, Orbiter), который выводится на околоземную орбиту и который является, собственно, космическим кораблём; большой внешний топливный бак, для главных двигателей; и два твёрдотопливных ракетных ускорителя, которые работают в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращается на Землю и совершает посадку, как самолёт, на взлётно-посадочную полосу. Твёрдотопливные ускорители приводняются на парашютах и затем используются вновь. Внешний топливный бак сгорает в атмосфере.
Длительность полета
Шаттл рассчитан на двухнедельное пребывание на орбите. Самое длинное космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» в ноябре 1996 года (полёт STS-80) — 17 суток 15 часов 53 минуты. Самое короткое космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» в ноябре 1981 года (полёт STS-2) — 2 дня 6 часов 13 минут. Обычно полёты шаттлов продолжаются от 5 до 16 суток.
Экипаж
Наименьший экипаж шаттла состоит из двух астронавтов — командира и пилота. Наибольший экипаж шаттла — восемь астронавтов. Обычно в экипаж входят от пяти до семи астронавтов. Беспилотных запусков не было.
Орбиты
Орбита шаттлов располагается на высоте приблизительно в пределах от 185 километров (115 миль) до 643 километров (400 миль).
Полезная нагрузка
Доставляемая в космос полезная нагрузка орбитальной ступени (орбитального самолета) для низкой околоземной орбиты составляет 24,4 тонны. Максимальный вес загруженного космического корабля на орбите 120—130 тонн. С 1981 года с помощью шаттлов было доставлено на орбиту более чем 1360 тонн полезных грузов.
В общей сложности на апрель 2009 года шаттлы совершили 125 полётов, из них: «Дискавери» — 36, «Атлантис» — 29, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 22, «Челленджер» — 10.
Задачи
Корабли Спейс шаттл предназначены для вывода грузов на орбиты высотой 200—500 км, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные и ремонтные работы).
Шаттлом «Дискавери» в апреле 1990 года был доставлен на орбиту телескоп Хаббл (полёт STS-31). На шаттлах «Колумбия», «Дискавери», «Индевор» и «Атлантис» были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа Хаббл. Последняя экспедиция шаттла к Хабблу состоялась в мае 2009 года. Так как с 2010 года НАСА запланировала прекратить полеты шаттлов, это была последняя экспедиция человека к телескопу, ибо эти миссии невозможно выполнить какими-либо другими имеющимися космическими аппаратами.
В 1990-е годы шаттлы принимали участие в совместной российско-американской программе — Спейс шаттл — Мир. Было осуществлено девять стыковок со станцией «Мир».
В течение всех двадцати лет, когда шаттлы были в эксплуатации, они постоянно развивались и модифицировались. Было сделано более тысячи значительных и незначительных модификаций к изначальному проекту шаттла.
Шаттлы играют очень важную роль в осуществлении проекта по созданию Международной космической станции (МКС).
После катастрофы «Колумбии» в эксплуатации остаются три шаттла — «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Эти остающиеся шаттлы должны обеспечить достройку МКС до 2010 года. НАСА объявило об окончании эксплуатации шаттлов в 2010 году.
Технические данные
Высота на стартовой позиции | 56,14 м |
Масса при старте | 2045 т |
Масса полезного груза | 29,5 т |
Процент полезного груза от общего веса | 1,4 % |
Подъёмная сила при старте | 30 806 кН (3141 тс) |
Твёрдотопливный ускоритель
Длина | 50 м |
Диаметр | 3,71 м |
Общая масса двух ускорителей | 1180 т |
Подъёмная сила двух ускорителей | 25 500 кН (2600 тс) |
Удельный импульс | 269 с |
Время работы | 123 с |
Внешний топливный бак
Бак содержит топливо и окислитель для трех жидкостных двигателей «SSME» (или «RS-24») на орбитере и не снабжен собственными двигателями.
Длина | 47 м |
Диаметр | 8,38 м |
Масса при старте | 756 т |
Тяга на уровне моря (104,5 %) | 5252 кН (535,5 тс) |
Удельный импульс | 455 с |
Время работы | 480 с |
Топливо | жидкий водород |
Масса топлива при старте | 103 т |
Окислитель | жидкий кислород |
Масса окислителя при старте | 616 т |
Орбитер
Кроме трех основных двигателей орбитера на старте иногда используются два двигателя системы орбитального маневрирования («OMS»), каждый тягой 27 кН. Топливо и окислитель системы OMS хранятся на челноке, используются на орбите и для возвращения на Землю.
Длина | 37,24 м |
Размах крыльев | 23,79 м |
Масса (без полезного груза) | 80 т |
Общая подъёмная сила при старте | 5306 кН (541 тс) |
Удельный импульс | 316 с [1] |
Время работы | 1250 с [2] |
Топливо | метилгидразин (MMH) [1] |
Окислитель | тетраоксид диазота (N2O4) [1] |
Список полётов шаттлов
Каждый пилотируемый полёт по программе «Спейс шаттл» имеет своё обозначение, которое состоит из сокращения STS (англ. Space Transportation System — космическая транспортная система) и порядкового номера полёта шаттла. Например, STS-4 означает четвёртый полёт по программе «Спейс шаттл». Порядковые номера присваивались на стадии планирования для каждого полёта. Но в ходе подготовки многие полёты откладывались или переносились на другие сроки. Часто случалось так, что полёт, запланированный на более поздний срок и имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым к полёту раньше, чем другой полёт, запланированный на более ранний срок. Раз присвоенные порядковые номера не изменялись, то и полёты с бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты с меньшим номером.
С 1984 года была введена новая система обозначений. Сокращение STS осталось, но порядковый номер был заменен кодовой комбинацией, которая состояла из двух цифр и одной буквы. Первая цифра в этой кодовой комбинации соответствовала последней цифре текущего года, но не календарного, а бюджетного года НАСА, который продолжался с октября по октябрь. Например, если полёт происходит в 1984 году до октября, то берётся цифра 4, если в октябре и позже — цифра 5. Второй цифрой в кодовой комбинации всегда была 1. Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов с мыса Канаверал. Ранее планировалось, что шаттлы будут также стартовать с военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии; для этих стартов планировалась цифра 2. Но до запусков шаттлов с базы Ванденберг дело так и не дошло. Буква в кодовой комбинации соответствовала порядковому номера полёта шаттла в текущем году. Но и этот порядок не соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.
Пример: полёт STS-51A — состоялся в ноябре 1984 года (цифра 5), это был первый полёт в новом бюджетном году (буква А), шаттл стартовал с мыса Канаверал (цифра 1).
После катастрофы «Челленджера» в январе 1986 года НАСА вернулось к старой системе обозначения.