Slow movement что это
Движение slow life: 9 главных правил медленной и осмысленной жизни
Slow life — это то, к чему нужно привыкнуть, к чему нужно пристраститься, это то, что потребует от вас смены привычного уклада жизни, это то, что вам однозначно понравится и то, что сделает вашу жизнь осмысленнее.
Slow Food и бесконечное наслаждение
Движение slow life выросло из одного не менее интересного движения — slow food. Оно родилось в Италии в 1989 году с построения Макдональдса и первого митинга против фаст фуда. Сторонники движения выступали за сохранение местных традиций и блюд, за медленное поглощение пищи, за наслаждение этой пищей.
Философия подразумевает, что блюда должны быть вкусными, ароматными, сытными, что производство не вредит окружающей среде, что продукты должны продаваться на ярмарках и базарах по доступной цене.
Живите экологично
Slow life движение во многом связано и с сохранением окружающей среды, правильным распределением ресурсов человека и планеты.
Чтобы перестать быть человеком из общества потребления нужна лишь малость: перестать покупать столько продуктов, сколько не сможете съесть, перестать поощрять строительство новых торговых центров, начать поддерживать малые фермерства, уменьшить количество бессмысленных гаджетов на кухне.
Конечно, мы не говорим, что вы теперь должны стать членом еще одного движения, как «добровольная бедность», но немного снизить уровень потребления точно можно.
Стоит начать всерьез воспринимать такие факты, как «пресной воды на планете осталось всего 3%», «пластик разлагается более ста лет», «планета буквально погрязла в мусоре».
К счастью, многие сферы деятельности человека и многие экономические модели стали базироваться на принципах движения slow life.
Искусство «замедлять» город
В рамках slow life есть даже отдельное течение — медленный город. Это когда люди стараются улучшить качество жизни в городе за счет снижения темпа, борьбы с однообразием, суматохой и скукой. В городе создаются общественные пространства, вроде тех полянок с газонной травкой, чтобы можно было просто лежать и наслаждаться небом или читать книгу. В городе создаются условия для правильного образа жизни: открываются кафе со здоровым питанием, создаются велосипедные дорожки, строятся бесплатные уличные спортивные комплексы.
Но даже если ваш город не участвует в таком движении, то вы сами вполне можете «замедлить» город:
Slow life движение — это и правильное распределение времени
Сюда же можно отнести и рациональную организацию своих дел. Например, в собственном жилище удобнее и лучше каждый день поддерживать чистоту, чем тратить на это целый выходной день. Классическое «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» действительно работает и поможет вам правильно организовать свой день и оставить место для расслабления и неспешной жизни.
Научитесь выключать телефон
А также все остальные гаджеты и телевизор. Имеется ввиду, что мы должны уменьшить роль интернета, телефонных переговоров, перекидывания сообщениями и оставить место для реальной жизни, для реального общения с близкими. Философия slow life именно это и подразумевает — частое и душевное общение с друзьям и родственниками, отдых на природе, а не перед телевизором, вдумчивое и медленное чтение книг, но не электронных, наблюдение за людьми в любимом кафе за чашкой какао.
Путешествуйте с чувством, толком и расстановкой
Участники движения slow living предпочитают теплоходы, паромы, поезда, а не самолеты. Они наслаждаются путешествием, пропитываются едва уловимым запахом авантюризма. Почему едва уловимый? Потому что не все в состоянии по-настоящему расслабиться и подчиниться судьбе. И только осознав это, вы начинаете улавливать этот запах. Понимаете о чем мы?
Путешественники, приверженцы философии slow living, предпочитают селиться не в высокоорганизованных гостиницах, а в местных квартирах, домах, чтобы по-настоящему насладиться местным колоритом.
Они гуляют по улочкам, не составляя себе какой-то конкретный план, потому что лучшая экскурсия — это заблудиться. Они могут часами сидеть в небольшой кофейне и наблюдать за проходящими за окном людьми, которые гуляют под дождем. Они не спешат охватить все достопримечательности за один день. Они просто наслаждаются жизнью здесь и сейчас.
Работа в удовольствие
Нужно научиться брать больше времени на выполнение какого-то проекта или задания. Безусловно, не каждая работа позволит медленно и не напрягаясь выполнять свои обязанности. Но если такая возможность есть, то обязательно нужно воспользоваться.
Есть еще один верный совет — не берите на себя чужие обязанности и вообще не берите на себя слишком много. Как говорится: «работаешь хорошо — работаешь много».
Во время рабочего дня находите время, чтобы расслабиться, помедитировать, прогуляться по улице, понаблюдать за окружающими.
Кстати, если каждая ваша поездка на работу превращается в ад, суматоху, нервы и целую эпопею, то стоит пересмотреть свой маршрут и способ добирания до работы. Можно пересесть на велосипед, выбрать маршрут с трамваем или вовсе ходить пешком.
Находите время на хобби
Философия slow life подразумевает, что вы не будете тратить время на бессмысленные занятия, ну или почти бессмысленные: проверка почты, просмотр ленты новостей в социальных сетях, онлайн шоппинг. Лучше потратить это время на любимое хобби. Удивительно, что у кого ни спроси — у всех есть хоть какое-то хобби, но лишь единицы находят на него время. Получается, что работа, ежедневные обязанности, какая-то суматоха не дают возможности заняться любимым делом и посвятить хоть пару часов себе. Делать что-то своими руками — это так умиротворяюще, так душевно и мило, что вы уже не сможете отказать себе в таком удовольствии.
Макро-фотография — идеальное хобии для приверженцев slow living
Возьмите за правило раз в неделю обязательно заниматься хобби. Кстати, если у вас нет хобби, то целый день просто ничего не делайте: валяйтесь в кровати, гуляйте бессмысленно по улицам, просто наслаждайтесь природой и жизнью. Не делайте ровным счетом НИЧЕГО. Просто прислушивайтесь к природе, попробуйте найти утерянную связь с Землей.
Воспитывайте в себе гедониста
Учитесь находить удовольствие во всем, позвольте себе радоваться жизни. Не спешите, не гонитесь за жизнью, проживайте ее! Окружайте себя красивыми вещами, радостью, праздничной атмосферой. Некоторые адепты движения утверждают, что сначала такую эйфорию можно создавать искусственно, но постепенно наслаждение жизнью войдет в приятную привычку.
Видео-вдохновение о slow life (на английском):
Гид «Цеха» по slow living: как перестать торопиться, чтобы стать счастливее
«Иногда мы даже не замечаем, что стараемся жить быстро вместо того, чтобы жить хорошо»
Если задуматься, прогресс — почти синоним ускорения. Автомобили, скоростные поезда и самолеты быстро доставляют нас в нужную точку, компьютеры молниеностно проводят вычисления и находят информацию, пылесосы ускоряют уборку. Мы придумали быстрые тренировки, быстрые свидания, быструю моду и фастфуд; мы слушаем аудио, чтобы сэкономить время, и бежим по эскалатору, и без того идущему вперед. Но постоянно бежать невозможно. Спешка влияет на многие аспекты нашей жизни — на питание, физическое состояние, отношения, работу, окружающую среду. Слишком часто она приводит к кризису — выгоранию на работе, подорванному здоровью, эмоциональному истощению или личностному тупику. Устав от бега, многие открывают для себя новую концепцию: медленную жизнь (англ. slow living).
На самом деле все началось довольно давно, в 1986-м, с протестов, вызванных открытием ресторана McDonald’s у подножья Испанской Лестницы в Риме. Решив, что пикеты — слабое оружие против корпорации, итальянский журналист Карло Петрини принес тарелки с традиционной пастой и придумал слоган «Мы не хотим быструю еду, мы хотим медленную». Фастфуд Петрини не поборол, но зато предложил миру по-новому отнестись к потреблению пищи. Так появилось движение slow food, которое с тех пор развивается: в 1989-м у него появился свой манифест, а в 2016-м Петрини с соратниками продолжали протестовать против новых McDonald’s.
Постепенно принципы слоуфуда нашли отражение в других сферах — оказалось, что «медленным» может быть не только питание. Замедление превратилось в целую философию, которая находит все больше и больше областей применения.
Что такое slow movement
В свое время концепция slow food появилась как противопоставление фастфуду. Вместо скоростного поглощения пищи она предлагала неспешное потребление с должным временем на готовку и общение или размышления. Более широкая культура slow movement опирается на те же принципы: главное — не спешить. Лучше всего феномен объяснил канадский журналист Карл Оноре, чья книга In Praise of Slow (в русскоязычном переводе: «Без суеты: Как перестать спешить и начать жить», 2004) стала знаковой для движения.
«Это культурная революция против идеи о том, что „быстрее“ всегда означает „лучше“, — писал Оноре. — Медленная философия не призывает делать все со скоростью улитки. Она призывает делать все в правильном темпе. Смаковать часы и минуты вместо того, чтобы просто считать их. Делать все как можно лучше, а не как можно скорее. Предпочитать качество, а не количество, во всем, от работы до воспитания детей».
«Медленная жизнь» — термин, обозначающий стремление изменить жизнь таким образом, чтобы сфокусироваться на значимом, найти равновесие и научиться чувствовать удовольствие от того, что делаешь. Этот подход опирается на идею, что меньше может означать лучше, и что качество жизни зависит от умения упрощать, а не усложнять.
Принципы медленной философии
1. «Быстрее» не всегда значит «лучше» (хотя иногда — может). Замедление жизни не означает, что все нужно делать максимально медленно, пытаясь рефлексировать. Смысл в том, что нужно найти адекватный темп, чтобы эффективность не лишала жизнь удовольствия и смысла. Между быстрым поеданием купленного бургера и ужином, приготовленным с друзьями, есть разница, и решение делать некоторые вещи медленнее позволяет по-новому оценить важность разных моментов. «Иногда мы даже не замечаем, что стараемся жить быстро вместо того, чтобы жить хорошо», — подчеркивал Оноре в своей вдохновляющей лекции на конференции TED. Главное — понять, в чем именно нужно сбавить скорость.
2. Качество важнее количества. «Быстрее, выше, сильнее» стало мантрой нескольких поколений, но она делает нас несчастнее. Вместо этого концепция slow living предлагает следовать принципу «меньше да лучше».
3. Время на то, что действительно важно. Чтобы сделать замедление возможным, приходится вычеркивать из жизни неважное, чтобы освободить время для значимого. Представьте это как список дел наоборот: перечень того, что не нужно делать. Отделение несущественного от важного и фокусировка внимания на последнем меняет жизнь.
4. Принятие несовершенства. Многие лучшие моменты жизни случаются без планирования или когда что-то пошло не так, и это прекрасно.
Чем не является slow living
1. Соревнованием. Не нужно сравнивать с другими свой образ жизни и то, насколько он быстр или медлен, — сравнение мешает искренней радости.
2. Набором строгих правил. Здесь нет пунктов, обязательных для всех, потому что радость и удовольствие каждый понимает по-своему. Одни выбирают медленное потребление (отказ от частой покупки новых вещей вслед за модой), другие — медленное получение информации (качественный подход к знаниям вместо количественного), кто-то — отправляется в медленные путешествия, цель которых не увидеть шесть городов за четыре дня, а впитать дух одного местечка, открывая его для себя с разных сторон.
3. Стремлением к совершенству. Slow living — про смакование жизни в том виде, в котором его понимает каждый конкретный человек. А еще — про нахождение приятного даже в обыкновенных, заурядных занятиях, так что погоня за идеалом здесь точно не к месту.
4. Хобби для тех, у кого много лишнего времени. Мы часто говорим себе: после события X, или когда закончу проект Y, я смогу замедлиться, передохнуть и научиться наслаждаться жизнью. Это самообман: после одного проекта обязательно случится что-то еще, чему тоже нужно будет уделить время и силы. Суть не столько в числе активностей, сколько в том, как они практикуются.
Почему медленная жизнь кажется привлекательной
Потому что мы забыли, каково это — не пытаться скорее все успеть. Несмотря на все технологии и изменения, призванные упростить жизнь, мы ощущаем, что она становится только сложнее и напряженнее. Депрессия стала главной причиной нетрудоспособности в мире, тревожные расстройства — наиболее распространенным видом ментальных нарушений. Мы все чаще чувствуем себя одинокими, оторванными от окружающего мира, несчастными и непонимающими, что делать дальше.
Замедление не решит всех проблем, но простая, спокойная жизнь без спешки почему-то кажется очень правильной. Вдобавок эта концепция созвучна со многими современными трендами. За последнее десятилетие мы начали больше ценить свое здоровье, поняли степень влияния человечества на планету, стали стремиться к осознанному потреблению, снижению стресса. Так получилось, что slow living стыкуется со всем этим, как кусочки одного пазла.
Что можно делать медленно
Slow movement давно вышло за рамки еды и жизни. Оказалось, что медленным может быть практически все: открыв страницу в «Википедии», вы найдете десятки разных ответвлений slow movement — от науки и старения до секса и религии. Вот некоторые из них:
Как перестать жить слишком быстро
Это может быть непросто — чтобы жить медленнее, нужны определенные умственные усилия и решительность. Скорость, как замечал Оноре, крута и сексуальна, а медлительность часто воспринимается как синоним отсталости, несовременности и глупости. Поэтому первый шаг к slow living — понять, зачем это нужно.
Профессор маркетинга университета Роял Холлоуэй (относится к Лондонскому университету) Джиана Экхардт предлагает 3 простых изменения, которые помогут замедлить темп жизни и взглянуть на нее по-новому:
А вот список из 10 подсказок для начинающих медленный образ жизни от Кайла Ковальски, создателя ресурса Sloww.co, который собрал целую библиотеку информации по этой теме (рекомендуем):
Все самое важное и интересное собираем на нашей странице ВКонтакте
МнениеSlow movement:
Откуда возникла тяга
к неспешной жизни
И почему идеи slow movement не стоит принимать как догму
Закон Мура, остававшийся справедливым до начала 2000-х, утверждал, что число транзисторов в кремниевом чипе удваивается каждые два года. Можно сказать, что с той же скоростью растёт тревожность современного человека, пытающегося угнаться за растущим темпом жизни в информационную эру. Поэтому неудивительно, что год от года всё популярнее становится slow movement — не столько «медленное движение», сколько «движение за неспешность».
Строго говоря, slow movement — зонтичный термин, объединяющий самые разные аспекты жизни. В сфере производства и потребления пищи (slow food, символом которого стала улитка) он выливается в отказ от фастфуда, поддержку местных производителей, крафт и артизанство. В моде (slow fashion) — в бойкот масс-маркета, поддержку маленьких авторских брендов, DIY-пошив, развитие секонд-хендов (сюда же можно отнести нынешний курс на осознанное потребление, к неспешности прибавляющий повышенное внимание к вопросам экологичности и этики). В культуре — в борьбу с «клиповым» мышлением и интерес к фильмам (от Белы Тарра до Андрея Тарковского) и музыкальным произведениям (экстремальный пример — пьеса Джона Кейджа «As Slow as Possible», исполнение которой началось в 2001 году, а закончиться должно в 2640-м) с неспешным, «медитативным» темпом. В туризме (slow travel) — в длинные путешествия, предполагающие глубокое изучение жизни и менталитета местных людей, в противовес беготне по туристическим точкам за быстрыми впечатлениями. Так или иначе в любом своём проявлении slow movement сводится к простой установке: жить в том ритме, который удобен самому человеку.
Оноре, жонглируя цитатами из великих предшественников и житейской мудростью вроде «лучше меньше, да лучше», поясняет, что «slow» означает не медлительность, луддитский саботаж против удобств и преимуществ скорости
Программным текстом движения за неспешность обычно называют книгу канадского журналиста Карла Оноре «In Praise of Slowness», вышедшую в 2004 году (в русском варианте, который зачем-то передаёт привет Дейлу Карнеги, — «Без суеты: Как перестать спешить и начать жить»). И действительно, принципы медленной жизни разжёваны в ней максимально подробно. Оноре, жонглируя цитатами из великих предшественников и житейской мудростью вроде «лучше меньше, да лучше», поясняет, что «slow» означает не медлительность, луддитский саботаж против удобств и преимуществ скорости или ностальгию по утраченной невинности дотехнологического века, а лишь право выбирать удобный для себя темп и отказ от «скорости ради скорости».
«Говорим „быстрота“ — подразумеваем постоянную занятость, контроль, агрессию, спешку, аналитический подход, стресс, превосходство, нетерпеливость, активность, количество вместо качества. Говорим „медленность“ — имеем в виду обратное: спокойствие, заботу, восприимчивость, покой, интуитивность, отсутствие спешки, терпеливость, рефлексию, качество, а не количество». Это не слишком однозначное противопоставление Оноре проясняет, ссылаясь на исследования Международной организации труда: та отмечает, что в европейских странах, где рабочие недели короче, почасовая производительность оказывается более высокой, чем в Британии и США, где принято работать «на убой».
Книга Оноре разошлась на цитаты, пусть даже она не предлагала ровным счётом ничего нового и ничего, что не было бы отрефлексировано в девяностых. Появление поколения X на фоне разочарования в материализме и культуре яппи, в общем, и было не чем иным, как осознанной попыткой сбросить скорость. А у одноимённого романа Дугласа Коупленда, герои которого жили как раз по заветам «In Praise of Slowness» — только за тринадцать лет до её выхода — даже был подзаголовок «Сказки для ускоренного времени». Осмысление одержимости скоростью и психологического выгорания шло на протяжении всего десятилетия (см., например, альбом Radiohead «OK Computer»). Однако уже в начале 90-х случился системный сбой, и обсуждение перспектив неспешной жизни подменилось поколенческим конфликтом: по одну сторону барьера — издёрганные неврозами корпоративные работники, по другую — дауншифтеры и немотивированные кидалты, живущие с родителями после тридцати.
Это противостояние, во многом надуманное, и предопределило то, что в следующем десятилетии основы slow movement вернулись под новым соусом и в новых формулировках. И поскольку мир даже не думает замедляться, а идеи неспешной жизни не утрачивают актуальности, это позволяет раз за разом продавать их в слегка видоизменённой обёртке. Хотя попыткам реализовать их на практике по меньшей мере сто лет.
Отвечая на вопрос «Как быстро?» словами «Как вам удобно», движение не принимает в расчёт того, что человек порой сам не представляет, какой именно темп ему нужен
Одним из самых старых — и самых любопытных — проявлений slow movement остаются системы медленного образования, прежде всего вальдорфские школы, появившиеся в 1919 году. Метод обучения, в основу которого положен принцип «душевной экономии», утверждает, что ребёнок должен учиться так, как ему хочется, и в том темпе, который ему удобен. Для этого предлагается отказаться и от учебников, и от системы оценок (по крайней мере, в младших классах) — то есть избежать всегдашнего деления класса на отличников и отстающих. Вальдорфская педагогика, по духу близкая к домашнему образованию, отпочковалась от антропософии, мистического учения Рудольфа Штайнера, а потому её обычно критикуют как сектантскую. Опасения на этот счёт, вероятно, преувеличены, но надо сказать, что вальдорфские школы не стараются подкрепить эффективность своего подхода ничем, кроме убеждённости, что так должно быть.
Похожая проблема и со всем slow movement: ратуя за неспешность, оно ничего не может поделать с растяжимостью самого этого понятия. Отвечая на вопрос «Как быстро?» словами «Как вам удобно», оно не принимает в расчёт того, что человек порой сам не представляет, какой именно темп ему нужен. Как за тем, что мы называем ленью, может скрываться что угодно, от простого отсутствия мотивации до глубокой психологической подавленности, так и тяга к замедлению чаще всего оказывается интуитивной красной лампочкой, сигнализирующей о том, что мы расходуем себя совсем не на то, чего хотим в действительности. И готовые решения, которые предлагает slow movement, не всегда помогают с этим разобраться, хотя и могут оказаться полезными.
«Остановите мир, я хочу выйти», или чему нас учит культура замедления
Быстрый темп жизни против движения Slow life: разбираемся, что такое «культура замедления», когда она появилась, как связана с буддийской идеей осознанности и эпикурейским призывом Carpe diem.
Мы привыкли, что кофе готовится быстро, такси приезжает за считаные минуты, а полет на другой континент — лишь часть дел из списка на целые сутки. Мы, словно дети, наблюдающие за всемирным ускорением, находимся под воздействием невероятных информационных потоков. Мир, в котором мы оказались, не такой, каким он был предыдущие тысячелетия. Стираются географические и временные границы, меняются ценности, но покоя и счастья не становится больше. И все сложнее справляться с посредственностью нашей эпохи. Почему приятные на первый взгляд достоинства быстрой жизни вызывают отторжение и не находят согласия с человеческой природой? Поговорим о качестве, осмысленности и удовольствии, которые выявляют главный смысл философии «медленной» жизни.
Читайте также Мозг и время: быстрая жизнь, медленный мир и проблема терпения
Еда всему виной
Началось все в Италии конца 80-х годов, когда в центре Рима, рядом с Площадью Испании, собрались открывать первый в стране ресторан McDonald’s. Тогда страстный противник быстрого питания, журналист и политический деятель, Карло Петрини в знак неодобрения придумал по-настоящему итальянское решение: организовать на той же площади традиционный прием пищи, где главным блюдом станет паста. В день открытия Петрини и его последователи смело размахивали чашами со спагетти в качестве символа протеста. Демонстрация прошла успешно, но McDonald’s все же появился на площади. Правда, их букву «М» сделали в несколько раз меньше, чем планировали — помогли переговоры с властями.
В том же году Италия пережила «метаноловый скандал». После отравления дешевым некачественным вином из провинции Асти около 30 человек умерли и еще 90 стали инвалидами, потеряв, в основном, зрение. Компания Ciravegna di Narzole добавляла в напиток метанол, чтобы повысить содержание спирта, за что в 1992 году ее владельцы Джованни и Даниэль Чиравенья были приговорены к тюремному заключению. Скандал спровоцировал кризис: на одну треть в год снизился вывоз итальянского вина за границу.
К идее основать «Международное движение медленной еды» (International Slow Food Movement) Карло Петрини привела необходимость создать организацию, которая отстаивала бы гастрономические традиции всех стран мира. Он верил, что культура и история любого народа берет начало от местной еды, а потому кулинарные традиции и рецепты нужно беречь и хранить.
На первом официальном собрании в 1989 году делегаты из 15 стран подписали Манифест движения. Одними из ключевых принципов стали «качество продуктов и вера в право на удовольствие».
«Скорость заковала нас в кандалы. Мы пали жертвами вируса под названием быстрый темп жизни, который ломает наши обычаи и атакует даже в нашем собственном доме, заставляя питаться едой быстрого приготовления», — говорится в Манифесте.
В документальном фильме «История медленной еды» Карло Петрини признается, что больше всего в фастфуде ему не нравится однообразие: «Эскимос ест то же самое, что и марокканец, а марокканец ест то, что ест житель Стокгольма».
Шутливый образ улитки, выбранный в качестве покровителя и символа «Движения медленной еды», отражает идею о здоровом питании, которое приносит чувственное удовольствие. Но это удовольствие возможно только при медленном наслаждении едой, ее вкусом и неторопливом единении за столом.
По мнению Карло Петрини, сейчас производится достаточно еды, чтобы прокормить всех жителей Земли, но эти запасы распределяются абсолютно неравномерно. Получается, два миллиарда людей пресыщены едой, а еще миллиард голодает. И с этим тоже нужно что-то делать.
Тема пресыщения касается не только вопроса еды. Татьяна Черниговская, российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, которая в своих лекциях рассказывает об особенностях работы нашего мозга, указывает на новые проблемы, с которым все чаще сталкивается наше сознание в современном мире:
«Если в Советское время главный вопрос был «где найти литературу?», то сейчас — «куда ее деть, как от нее избавиться?». Большой объем информации, который доступен в наше время, не только нельзя обдумать, но и физически нельзя прочесть».
И что тогда делать?
Время великой жизни
Создатели Slow Food уверены: достаточно узнать, что и как человек ест, и сразу станет ясно, в каком ритме он живет. И, если еда отражает наш образ жизни, то он в свою очередь определяется работой нашего сознания.
Основываясь на идеях медленного и качественного питания, движение Slow Life развивалось под большим влиянием Гейра Бертелсена (Geir Berthelsen), создателя «Мирового института медленности», и Карла Оноре (Carl Honoré), канадского журналиста и автора книг о замедлении ритма жизни.
В 2004 году Карл Оноре выпустил книгу «Похвала медлительности» (In Praise of Slowness), в которой писал:
«Философия медленной жизни — это не делать все по-старому, а стремиться делать все на правильной скорости, наслаждаясь часами и минутами, а не просто подсчитывая их. Делать все как можно лучше, а не настолько быстро, насколько это возможно. Речь идет о качестве по количеству во всем, от работы до еды и воспитания детей».
Американское издание The Washington Post даже обратило особое внимание в книге Оноре на способы освобождения от того, что французский поэт Шарль Бодлер называл «ужасным бременем времени» и «преодолением посредственности своей эпохи». В наше время эти способы просты: сократить время просмотра телевизора, выключать телефон и компьютер всегда, когда это можно сделать, научиться научиться говорить «нет» и выбирать важное, чтобы не переполнять собственный график в работе и личных встречах. Но все ли готовы на такие жертвы? Карл Оноре предупреждает:
«Все мы связаны, и если человек решает изменить образ жизни, сделав ее медленнее, нужно принять во внимание то, как это повлияет на окружающих людей. Необходимо предупредить друзей и коллег, объяснив, почему вы собираетесь делать меньше, чаще отключать свои электронные устройства и просить больше времени на выполнение рабочих заданий».
В результате мы относимся внимательнее к своей жизни, которая наполняется спокойствием и ощущением полноты настоящего момента.
Углубляемся: Минутка тишины, или как инфошум убивает нашу способность мыслить творчески
Резюмируя философию медленной жизни, норвежский философ и профессор Гатторм Флистад как-то заявил:
«Полезно напомнить всем, что наши основные потребности никогда не меняются. Это необходимость быть замеченным и оцененным. Необходимость принадлежать. Необходимость в близости и заботе, а также в маленькой любви! Это дается только через медлительность в человеческих отношениях. Чтобы осмыслить изменения, нам нужно восстановить медленность, размышление и единение. И так мы действительно возобновим себя».
Здесь остается разобраться, что подразумевается под самым главным понятием — «медлительностью». Гейр Бертельсен, имея степень магистра в области промышленной организационной психологии, на протяжении многих лет работал над категорией «Время», рассматривая ее в качестве концепции и изучая влияние времени на мозг. Это привело его к основанию в 1999 году Мирового института медлительности, который определяет «медлительность» как забытое измерение времени.
«В отличие от хронологического времени, это время нелинейное, время здесь и сейчас, время, которое работает для вас, необычное время. Так зачем быть быстрым, когда можно быть медленным? Медлительность связана с балансом, поэтому, если вы должны спешить, то спешите медленно», — говорится на официальном сайте Института.
Мировой институт медлительности не единственная организация, которая поддерживает движение Slow Life. Среди других американский фонд «Продлить мгновение» (Long Now Foundation), европейское «Сообщество замедления времени» (Society for the Deceleration of Time), «Международный институт неделания слишком многого» (International Institute of Not Doing Much), а также японский «Клуб неторопливости» (Sloth Club), который, к слову, рекомендует «стать» ленивцем, подражать некоторым повадкам этого животного, чтобы найти способ жить в гармонии с Землей. Все они не контролируют само движение, так как оно является свободным, но борются со всемирным ускорением совместными усилиями.
Читайте также Мозг и время: быстрая жизнь, медленный мир и проблема терпения
Строить знаки остановки
Примечательно, что буддизм — одно из основных религиозно-философских учений, которое исповедуют большинство японцев. Именно в буддийской практике любопытно обратить внимание на идею осознанности, которая рассматривается как неотъемлемая часть духовного развития. Буддисты верят, что осознанность по отношению к себе освобождает нас от наших прошлых моделей поведения, а осознание реальности освобождает от заблуждений, которые ведут к страданию и неудовлетворенности.
По теме «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме
Буддийское качество осознанности на английском звучит как «mindfulness», но на санскрите оно имеет три разных слова с различными оттенками значений.
Первое, «смрити» (в русской транскрипции), обычно используется для обозначения состояния, когда мы присутствуем в нашем действительном переживании, в противоположность отвлечению или рассеянности. «Сампраджня» означает «ясное знание», его используют для обозначения идеи, что ты ясно видишь свои цели и отношение между тем, что ты делаешь, и твоей целью. И третье, «апрамада» переводится как «бдительность» — внимательное ограждение себя от неискусных действий тела, речи и ума. Отсюда противоположное этому слово «прамада» — опьянение, беспечность и небрежность. Считается, что последние слова Будды были «Аппамадена сампадетха», что часто переводят как «Продолжайте прилагать усилия с бдительностью».
Джон Кабат-Зинн, доктор в области молекулярной биологии, основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса, является сторонником буддийской концепции осознанности. Профессор верит, что осознанность может открыть для каждого новые измерения благополучия и целостности, мудрости, сострадания и доброты:
«Осознанность — это определенный способ обратить внимание на то, что исцеление, которое является восстановительным, напоминает вам о том, кто вы на самом деле».
Когда мы практикуем осознанность в нашей повседневной жизни, мы меньше подвергаемся влиянию разрушительных эмоций, и это помогает нам находиться в равновесии, которое дает нам большее удовлетворение от работы, отношений с близкими и жизни в целом.
Но можно ли найти эффективный метод, помогающий использовать силу осознанности? Дэвид Стейндл-Раст, католический монах, известный активным участием в работе по взаимодействию между духовностью и наукой, в 2013 году выступил на TED Talks с лекцией «Хочешь быть счастливым? Будь благодарным» (Want to be happy? Be grateful). Он дает такой совет:
«Когда дети учатся пересекать улицу, им говорят: «Остановись. Посмотри. И иди». Это все. Но как часто мы останавливаемся? Мы мчимся по жизни. Мы не останавливаемся. Мы упускаем эту возможность, потому что не останавливаемся. Мы должны остановиться. Мы должны успокоиться. И мы должны строить знаки остановки в нашей жизни».
К первоначальному
Античные мудрецы знали цену времени и порицали бессмысленную суету. Когда Рим победил Грецию войной, ответная страна в свою очередь победила Рим своей культурой, и началось мощное влияние эллинистической цивилизации на римлян. Этика Эпикурейцев учила жить в соответствии с принципом carpe diem (наслаждаться мигом быстротекущей жизни), что стало отражаться и в произведениях древнеримских поэтов, писателей и философов.
«Долгой надежды нить кратким сроком урежь. Мы говорим, время ж завистное мчится: день ты лови, меньше всего веря грядущему», — писал Гораций в оде «К Левконое».
В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека писал: «Все не наше, а чужое, только время наша собственность». И, если время, то самое, в которым мы сейчас пребываем — наша собственность, то в наших силах ей распорядиться.
Немецкий философ Фридрих Ницше еще в 19 веке пришел к убеждению, что человек пагубно удалился от природы, что возвращение к естественному, стихийному, докультурному — единственный путь спасения человека.
И если человека все же нужно спасать, то начать лучше с ложных ценностей. Кристофер Сводер, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, изучал проблему одиночества. Опираясь на данные Всемирного исследования ценностей, он изучал проблему на примере Москвы и пришел к выводу, что современные горожане вполне могут жертвовать общением ради работы или других, более важных, на их взгляд, целей.
«Одиночество также связано с материальным успехом: люди, достигающие его, меньше ориентированные на традиционные ценности вроде семьи, им ближе короткие знакомства, прагматичные отношения», — говорится в исследовании.
И хотя люди всеми силами стараются убежать от одиночества, включая музыку или телевизор дома, лишь бы не остаться одному, Дмитрий Леонтьев, заведующий лабораторией позитивной психологии НИУ ВШЭ, добавляет:
«Для человека, находящегося на достаточно высоком уровне личностного развития, одиночество может быть ценным ресурсом».
Известное многим выражение о сладостном безделье и восхитительном ничегонеделании — dolce far niente впервые встречается в письмах древнеримского автора Плиния Младшего, датированных между 97 и 109 годами. За все это время именно эмоциональные итальянцы довольно преуспели в искусстве наслаждаться свободным временем и сохранять связь с природой. С 2007 года 26 февраля итальянцы со всем миром отмечают Международный день неторопливости, идея которого, кстати, тоже принадлежит им. Надеюсь, нам не потребуется и тысячи лет, чтобы человек начал получать удовольствие от общения с близкими, полноценно отдыхать, жить с удовольствием, готовить и питаться вкусной и правильной едой и заботиться о природе.
Обложка: Pexels
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.