Smm с чего начать
Как стать smm специалистом и с чего начать
Всем доброго времени суток! И с вами на связи автор сайта INfozET. Хочу рассказать вам о том, как стать smm специалистом с чего начать, и с какой стороны подойти к данному вопросу.
За долгое время исследования, конкретно про SMM-щиков у меня накопилось масса вопросов: и кто они такие, чем занимаются, востребована ли эта профессия, и профессия ли это вообще?! И что вы думаете? Меня просто поразил тот факт, что уже каждый четвёртый школьник повесил у себя в соц сетях (где-нибудь в статусе) – «Я, SMM-щик!», «Разбираюсь в том-то и том-то»…
Думаю господи, что это за лавина подросткового смм-специализирования. Вундеркинды? Думаю, чему же меня могут научить 14-летние подростковые дети: днём школа, алгебра, затяжка в туалете школы..а уже вечером «крутой специалист по smm». Ладно, в общем, это всё присказка была. Конечно к ним я обращаться не советую, даже за бесплатно. Таких инфоцыган маленького возраста я никогда не признавал, и вам советую поступать так же. А мы начинаем…
Как стать smm специалистом и с чего начать
Для того чтобы полностью понять, как стать smm специалистом и с чего нужно начать, мы с вами разберём всего 6 простых шагов. После которых у вас не останется никаких иллюзий, касательно того чем занимается данный специалист.
Но перед этим небольшая ремарка. Не все же знают, или не все до конца понимают что это за специальность такая, интересная – СММ-щик. И ещё вкратце нужно пояснить что такое smm.
SMM – это маркетинг в соц сетях. Такие сети как ВКонтакте или Фейсбук нуждаются в определённом маркетинге, и чтобы быть там эффективным среди своих конкурентов – нужно в этом хорошо разбираться. Сама аббревиатура пришла (как не трудно догадаться) из Америки, и переводиться с английского как Социал Медиа Маркетинг (Social Media Marketing). Обычно это целый комплекс задач и соответственно их решений, целью которой является определением аудитории, конкурентов и конечно же объёма рынка в целом, и в каждой социальной сети по отдельности.
А теперь по smm-специалисту…
SMM специалист – это тот человек (в будущем, если не разочаруетесь, то возможно будете вы) который предоставляет возможность брендам и тех кого он представляет, существовать в социальной среде. Он должен регулировать поставку информации. Размещать рекламу. Так же продвигать бренд и бесплатными методами. Сотрудничать с клиентами или поставщиками. Находить союзников и отбивать атаки конкурентов (хейтеров в комментариях). Специальность довольно таки обширная, но успехов добиваются лишь единицы. Попросту потому, что профессия совсем новая и её не преподают в университетах (там по прежнему занимаются всякой ерундой). И многие не знают элементарных шагов, которые вы как раз сейчас и узнаете, а потом уже решите, ваше это или нет – будете вы этим заниматься дальше, или пойдёте искать что-то другое, новое.
Переходим уже непосредственно к деталям. Я за руку проведу вас по всем шагам (напоминаю что всего их шесть), и у вас точно сложиться понимание о том, как стать smm специалистом с чего начать бесплатно. Да, вы не ослышались! Ключевое слово здесь БЕСПЛАТНО! Вам не придётся тратить деньги на разные курсы и тренинги от «тринадцатилетних (якобы) специалистов». А я в свою очередь за это не возьму с вас ни копейки.
6 шагов на пути крутого SMM-специалиста
Что будет входить в ваши обязанности как специалиста по SMM:
# Шаг 1 – Создание собственного сообщества
Первым шагом на пути к успеху в специализации smm менеджмента будет создание собственного сообщества или группы (паблика) в соц сетях.
Именно в эту группу вы будете набирать себе новых клиентов, партнёров и так далее. Без этого не получится серьёзного дела, и далее не имеет смысла работать и понимать, как стать smm специалистом с чего начать бизнес. Многие уже на этом этапе совершают грубейшую ошибку, и начинают искать клиентов просто через свою страницу, не имея за душой ни группы, ни своего собственного сообщества! Тогда как это позиционирует многих как успешных smm-менеджеров.
И давайте расскажу на примере. Приходите вы к клиенту, и говорите: я такой то, такой то. Хочу работать с вами. Буду вам приводить клиентов. Умею продавать! А клиент вас бы спросил: вы себя то продать не можете нам как клиентам, а что уж говорить о дальнейшем сотрудничестве? Где ваша группа? Где ваши заслуги так сказать?! Вот тут вы и попались!
Понятно теперь? Первым делом создаём группы во всех существующих социальных сетях! Это ваша визитная карточка! Вы должны хорошо разбираться в каждой соц сеточке и плавать там как рыба в воде (так как наверняка до этого использовали лишь несколько соц сетей для общения и развлечения). Теперь вам придётся использовать все соц сети.
И помните, если вы не сможете продать себя, вам никогда не удастся продавать для других!
# Шаг 2 – Как стать smm специалистом без клиентов
Мой ответ – НИКАК! Все эти чудо тренинги которые вас уверяют, что можно стать классным smm менеджером без своих клиентов – это полный вздор! Они вам предложат сотрудничать с другими менеджерами и воровать у них клиентов. Это путь в никуда, говорю вам сразу. Не бывает простых решений. И мы идём сложным путём, который приведёт нас к успеху, и соответственно и к деньгам.
Поэтому, вторым шагом для нас будет – поиск клиентов. Не просто клиентов, а ваших лояльных, постоянных и горячих клиентов!
Грубо говоря, вы должны будете их облизать так, чтобы они рекомендовали вас другим. Первые клиенты это всегда интересно, и в принципе – они станут ваших живым портфолио! Ведь скоро, вы будете показывать хвалебные отзывы и радостные лица от того, как вы их хорошо обслужили.
Но откуда взять этих клиентов? – спросите вы.
И правда, найти хороших (да и вообще, любых заинтересованных) клиентов не просто. Даже опытные мастера очень упорно работают над этим шагов, ведь хороший клиент – на вес золота. И за него вечно идёт конкурентная борьба.
Но раз вы уже сами начали заниматься таким вопросом, то мой долг вам подсказать и помочь. Вам необходимо будет узнать, где тусуются ваши потенциальные клиенты. Они могут быть в соц сетях (а это уже хорошо), в разных тематических группах. Они могут быть на различных форумах и площадках подобного рода (далее я приведу вам несколько площадок, в которых могут находится ваши будущие клиенты).
Хорошо, площадки вы нашли. Теперь вам нужно создать бесплатный, уникальный и классный контент, и распространить его среди ваших потенциальных клиентов. Заинтересуйте их. Покажите чем вы выгодно отличаетесь ото всех. И уже среди тех кто заинтересовался, начинайте с ними вести диалог. Общение – это главный фундамент любого smm-специалиста, и как только вы это поймёте, тогда тот главный вопрос, как стать smm специалистом и с чего начать работу, отпадёт сам по себе.
Как и обещал, я выведу для вас список самых популярных соц сетей и площадок для того чтобы вы могли начать там шарить и находить для себя новых клиентов:
Это три кита. Эти три площадки вам хватит с лихвой на первых порах. Но со временем проникайте и на другие площадки. Ищите, ищите и ещё раз ищите. Нужно стараться!
# Шаг 3 – Управление временем
Тайм менеджмент – это система управления вашим временем. Такое понятие в нашей стране закрепилось примерно 10 лет назад. Оно вроде бы модное, годное – но одновременно с этим ею никто не мог нормально пользоваться. Так как просто не понимали что нужно делать. Все спрашивали: что это? Ведь для многих казалось что тайм менеджмент это тоже самое что вести свой ежедневник со своими делами, которые необходимо сделать в ближайшее время. Так то оно и так, но только от части.
Ведь управлять временем – это не только записи в блокнотах, это ещё и правильно расставленные приоритеты. В сутках лишь 24 часа, а успеть нужно кучу всего. У вас будет масса групп в разных соц сеточках, и без правильно расставленных приоритетов вы просто не сможете быть эффективным сммщиком. И на вопрос, как стать smm специалистом и с чего начать делать, ту или иную задачу вы должны будете уже определить для себя сами.
Могу сказать лишь на своём горьком опыте. Что когда я создавал разные группы (например в вк), то со временем я просто утонул в своей новостной ленте. Я тратил на это кучу своего драгоценного времени, и при этом обманывал себя, что всё это мне нужно, типа я так изучаю своих конкурентов. Но всё это оказалось самообманом. Я просто просиживал время листая одну новость за другой, потому что мне казалось что всё это так захватывающе, и я просто не мог оторваться. Не повторяйте моих ошибок.
Поработайте над этим этапом в самом начале. Для начала создайте хотя бы календарь в соц сетях, и начните постепенно его заполнять. А так же у вас должны быть хоть какие-то минимальные цели на сегодня, на завтра, на неделю и на месяц. Без этого всего есть риск утонуть в куче бесполезной информации, которая так манит и зазывает нас всех её прочесть.
# Шаг 4 – Стать smm специалистом – это управлять финансовыми потоками
В нашем случае – управление деньгами это: вы должны грамотно распределять финансовый бюджет компании или бренда который вы будете представлять. Так же вы должны будете знать (это не мало важно) какой гонорар себе определить. Вот из этого всего и нужно будет исходить.
Прошерстите своих конкурентов. Пообщайтесь с ними. Некоторые из них замечательные ребята, и они с радостью вам помогут. Кто-то даже скажет сколько сегодня зарабатывает нормальный смм-специалист.
Потом, вы можете пойти на такие площадки как HH (хед-хантер). Посмотрите там вакансии. Там наверняка найдёте разного уровня зарплаты. Исходите всегда из среднего значения.
На первых порах можно брать меньше чем ваши конкуренты. Бери качеством – это вам окупится в сто раз.
Не гонитесь с самого начала за большими деньгами. Если вам предлагают какое-то участие в любом из проектов, а предлагают какие-то маленькие суммы – смело беритесь за работу! Нарабатывайте опыт. Это вам не заменит и тысячи прочитанных вами книг и тренингов.
Как стать smm специалистом с чего начать новичку? Все мне задают один и тот же вопрос. Мой ответ всегда один и тот же: вам просто нужно начать. А как что? Это уже 10 или даже 20 дело. Главное ввязаться в бой, а там уже вы разберётесь.
# Шаг 5 – Продвинутые навыки маркетинга
Изучите продвинутые навыки маркетинга. Это должно быть вашим кредо. Кто не развивается в этом направлении, у того в smm бизнесе нет будущего.
Мне как-то один приятель сказал, с которым я познакомился ещё где-то в университете: мозги – это то что будет с тобой всегда, развивай их. И тогда у меня действительно это отложилось в голове, то есть эта фраза. Она может быть банальная и замыленая, но она важная, 100% важная!
Вы можете потерять клиентов или свой бизнес. Но опыт и багаж знаний – это тот цемент, с которым вы потом с лёгкостью состряпаете ещё один свой бизнес, и не один.
Для вас, как для специалиста по smm маркетингу (а я вас уже заочно считаю таковым) нужно изучить все существующие навыки по соц продвижению. Читаем книги, изучаем лекции. Всё есть в доступном виде и совершенно бесплатно! Нечего скупать как сумасшедший один курс за другим от разных бестолковых бизнес-тренеров! Вы ждёте что они вам дадут «секретный ключик», а они хотят лишь чтобы вы принесли им свои деньги. Не видитесь! Будьте благоразумными людьми.
Обязательно изучите английский язык! Да, много нужно работать со своими навыками. А вы как думали? Всё так просто? Работать нужно. И, как стать smm специалистом с чего начать новичку? Я бы посоветовал изучить основы маркетинга в интернете. Прям с самых азов и начинайте. Поверьте, если вы пойдёте той дорогой о которой я вам сейчас рассказываю – у вас будет мало конкурентов, или не будет их вообще. Так как в основном люди вообще не задумываются о своей проф пригодности, живут день ото дня. А раз вы читаете эту статью, вы уже отличаетесь от 90% всех людей нашей страны. А из 10% которые так же интересуются подобными вещами, хотят всё быстро и на халяву, а в итоге получат шиш с маслом, а вы – все лавры!
# Шаг 6 – Использование всех источников для рекламы
Друзья мои, если вы хотите чтобы ваш рост был стремительным – рекламируйте себя!
Реклама может осуществляться двумя путями: платной рекламой и бесплатной. Я предлагаю вам взять второй вариант, он более чист и главное – не затратный.
Мы с вами уже рассмотрели 5 шагов на пути к ответу на вопрос, как стать smm специалистом с чего начать как преуспеть! Но последний фактор очень важен (я бы сказал не менее важен). Вам необходимо заявить о себе везде где только можно. Регистрируйтесь во всех каталогах и форумах, которые открыты для сотрудничества с такими новичками как вы. Таких форумов предостаточно и вы без труда их сами найдёте вбив в поисковик. Знакомится с интересными людьми всегда одно удовольствие. А если они ещё и советом вам помогут – ну просто сказка! Главное – без стеснения идите на контакт! Все мы люди, и те кто уже добился успеха тоже был когда-то новичком. И в этом нет ничего зазорного. Многие вам с радостью помогут. Но прошу не отчаивайтесь, есть и те кому общение с вами не доставит никакого удовольствия, и вам просто не ответят. Ну и пусть! Главное – двигайтесь дальше – ведь у вас есть цель!
Дополнительные секреты для smm специалиста
Все инсайдерские секреты вам конечно же никто не раскроет. Люди годами нарабатывают свой опыт, и не хотят ими ни с кем делиться. Но кое-что то рассказать можно? Я думаю с них не убудет. Так как не всем легко добывать информацию и мне на почту приходили письма с вопросами: как стать smm специалистом с чего начать если есть дети, или, как стать smm специалистом с чего начать женщине. То есть потребность есть у многих как мы видим, не только у мужской половины населения, но и у женской. Это приятно, так как женщины привносят в эту сферу свой необычный креатив, и это здорово!
Один из секретов который я вам хочу сообщить, это то, что в наше время люди привыкли лучше воспринимать информацию визуально. Многие smm специалисты до сих пор от этого открещиваются, но факт остаётся фактом. Вам будет легче донести до своей аудитории что-либо, если это будет графически изображено в виде классных (и главное качественных) картинок. Используйте этот приём, пока многие до сих пор это не признают.
Ещё на вопрос, как стать smm специалистом с чего начать изучение, помогли ответить нам и англосаксонские товарищи. Они выявили, что на основе самых распространённых групп в социальной сети Фейсбук – абсолютно нет никакой разницы. Что это значит? А это значит что они используют одни и те же технологии продаж. И работа их мало чем отличается друг от друга. И главное – это значит, что вы можете наблюдать за любым из своих мощных, топовых конкурентов, изучать его: как он взаимодействует с тем или иным объектом или как они работают со своей аудиторией. Смотрите, изучайте, вникайте, и берите от них всё самое лучшее. А затем внедряйте это у себя, в своём проекте.
Пошаговое руководство по SMM
К нам часто «пристают» с просьбами написать пошаговое руководство по SMM, как бы «для чайников». Подобные жалобы люди часто связывают с тем, что у нас в блоге вроде бы столько статей, а люди хотят «ну вот что конкретно?»
Ок, мы сдаемся и решили написать простое (вроде бы) руководство по SMM в котором расскажем по шагам, что и как надо делать. Одна оговорка: по каждому пункту у нас уже написана статья, и даже не одна, мы будем давать на них отсылки, но если не хотите, можете их не читать.
Если же вам надо прямо вот здесь и сейчас узнать, как правильно заниматься SMM, то — вперед!
Шаг 1 — понять/представить свою аудиторию
Можно не сделать что-то из последующих шагов, или сделать как-то «кривенько». Но без портрета потребителя — просто никуда.
Если вы толком не продумали, кто ваш потребитель, на кого вы работаете, то это пустит под откос всю вашу остальную работу в SMM.
Можно не делать так подробно, как описано в статье, НО обязательно проработайте такие вопросы как — что человек хочет получить — его желаемый конечный результат, и что человек боится/что его раздражает.
Шаг 2 — создать семантическое ядро
Начните с того, что просто запишите в файле все идеи относительно того, какие запросы в поиске будут делать люди из вашего портрета потребителя.
Начиная от банальных «купить обои в москве», заканчивая «что делать если линолеум пошел волнами».
Потом на основе своих идей создавайте семантическое ядро (как описано в статье). Для создания семантического ядра отлично подходит вот этот инструмент.
Шаг 3 — сайт
Если он у вас есть — зашибись. Если его нет, его надо сделать.
Сделать простой сайт «своими руками» сейчас стоит порядка от 0 до 10 000 рублей, если вы поручите какому-то подрядчику, то цена будет до 20 000 рублей.
Нет, подрядчики бывают любые, бывает, что будут просить с вас и 100 000, и больше миллиона. Но адекватная цена такая. Простой интернет-магазин — до 50 000 рублей.
Шаг 4 — наполнить сайт контентом
Вы создали семантическое ядро — вот теперь надо просто брать и писать статьи по каждому кластеру. Необязательно сначала делать ВЕСЬ контент для сайта, а потом уже начинать SMM.
Нет, сделайте десяток-другой полезных статей, которые отвечают на хотелки или страхи ваших клиентов, и соответствуют семантическому ядру, и уже можно начинать SMM.
Для постинга вам естественно нужны будут картинки. Вот самый доступный из платных банков фотографий.
(Но при этом вы должны продолжать создавать новые статьи! Вы не «отделаетесь» тем, что написали 20 статей и всё!)
Если нет сил делать контент самостоятельно, помочь можем конечно мы + есть еще масса других агентств.
Шаг 5 — начать вести свои сообщества в соцсетях
Как минимум вам надо сделать группу ВКонтакте, аккаунт в Инстаграм, страницу в Facebook. Дальше уже возможны варианты.
Постите туда ваши статьи с предыдущего шага со скоростью хотя бы 2 штуки в неделю. Этого достаточно! Посылайте куда подальше тех, кто говорит, что постить надо 6 раз в день.
Подробнее о ведении сообществ написано здесь.
Для постинга можно воспользоваться планировщиком, который позволяет делать «отложенный постинг» — например, вот этим, но вообще их много разных.
Для отслеживания результативности стоит воспользоваться сервисом статистики/отчетов по ведению соцсетей.
Шаг 6 — набрать в сообщества хотя бы 200 человек
Начните со своих личных друзей в соцсетях и коллег/партнеров. Если не хватает — закажите остальных вступивших хотя бы здесь. Отдадите за это рублей 300, но зато у вас будет уже не сообщество, где 5 человек.
Шаг 7 — начать продвигать сообщество
Очень подробно об этом написано здесь. Вкратце вам надо попробовать следующее:
Если у вас нет хотя бы 10 000 рублей в месяц на раскрутку сообщества — можно даже не начинать никакой SMM. Ничего расти само не будет.
Внимание! Зачастую люди думают «да чего там сложного в том, чтобы дать рекламу в соцсетях, сейчас возьму и запущу!» Хотя так можно сделать, есть очень много шагов, которые надо сделать ДО ТОГО, как начинать продвижение в соцсетях. Получите наш подробный чек-лист «Как подготовиться к продвижению в соцсетях»
Шаг 8 — периодически делать предложения купить
Вбрасывайте в свою группу предложения что-то купить или заказать у вас. ИНОГДА (не постоянно! — точнее, не чаще, чем некоммерческие материалы). В любой форме — акции, призы, скидки или хотя бы просто ссылки на карточки товара в инет-магазине.
Шаг 9 — раскручивать сообщество на активность и отвечать на вопросы
Подробно об этом написано здесь — вам нужно для раскачки активности сначала какое-то время публиковать от лица ботов, либо других людей вопросы (на которые вы знаете ответы) и которые связаны с вашими товарами. Например — доставляете ли вы туда-то и есть ли у вас то-то, и сколько стоит то-то, и так далее. При этом вы стараетесь отвечать на эти вопросы быстро как только можно.
Другие участники группы увидят, что здесь можно задавать вопросы, и что на них тут отвечают, и начнут спрашивать сами. Это горячие клиенты — если вы не сможете вывести их на продажу, то даже не знаем, что еще сможет. Для отслеживания комментариев вам подойдет этот сервис, чтобы вовремя засекать комментарии и оперативно на них реагировать.
Также вам может помочь сервис автоматических ответов OtvetBot — он особенно полезен, когда у вас в группе много типовых вопросов, а также, когда задают вопросы ночью, а модераторы все спят :).
Если вы собрали хотя бы больше 5000 человек (нормальных, честных, не ботов) в группу и все равно не получается продавать ваши товары/услуги — значит вы делали что-то кардинально не то: то ли ваш товар/услуга никому не нужна в принципе, то ли у вас с ценой что-то не то, то ли еще какая-то проблема в бизнесе.
Или товар слишком дорогой, или вы не правильно определили боли ваших потребителей, не смогли на них убедительно ответить, убедить их в том, что вы — тот, кто от этого избавит.
Вам все это кажется слишком сложным? Готовы сказать «да ну все это к черту, лучше просто сделайте это вместо меня»? — Ок, воспользуйтесь нашими услугами по SMM — мы поможем разработать портрет клиента, наполним ваши сообщества интересным тематическим контентом, будем продвигать их и раскручивать на активность
Советы начинающим SMM-специалистам
В последнее время стали очень часто приходить вопросы/запросы от начинающих СММщиков, и эта статья — должна помочь вернуться им с небес на нашу грешную землю. Поговорим не о красивой картинке из очередного обучающего курса, а о скучной серой реальности
Если у вас нет опыта, который вы можете подтвердить кейсами/отзывами — то ситуация у вас весьма печальная, поскольку ситуация с точки зрения потенциального заказчика выглядит так: «давайте я потренируюсь за ваши деньги». С учетом того, что на тест нового канала в маркетинге не выделяется много денег — то, разумеется, предпочтут взять того, у кого есть опыт.
Поэтому — не надо рассчитывать, что вы, только пройдя быстрое обучение, сможете зарабатывать
Особенно — в этой или смежной нише. Поэтому если вы сделали 1-2 проекта в одной нише хорошо — то вам проще будет находить именно в этой сфере, особенно если решите в дальнейшем на ней специализироваться.
В СММ деньги есть, но не так много, как может показаться на первый взгляд. Особенно — в регионах, где маркетинг, а тем паче СММ воспринимается все еще как нечто несерьезное, и за что не нужно много платить. Ниже — пример типичных заявок, размещенных в теме одного из крупнейших парсеров:
Медианная цена за тестовую рекламную кампанию — в районе 5-7 т.р, и эта цифра за последние 2 года не изменилась. Существуют, конечно, и более выгодные предложения, но с ними, как правило, ходят напрямую по тем, кого рекомендовали, либо чьи кейсы понравились.
По мере роста популярности СММ, и обилию обучающих курсов, рисующих картину легкой, воздушной и прекрасной жизни — конкуренция возрастает.
В свое время я проводил довольно простой анализ — и он показал, что количество заказчиков (=проектов) растет в 2,3 раза медленнее, чем количество СММщиков (анализировать те проекты и заявки СММщиков, что выложены в соответствующих топиках). И это при условии, что каждый СММщик работает с 1 проектом (но, как правило, для «прокорма» на уровне средней ЗП нужно хотя бы 3 проекта).
Особенно печальная картина среди новичков, которые, с учетом их количества, подобны стае пираний, готовых накинуться на новый потенциальный проект.
8 месяцев назад я интересовался у человека, который разместил заявку с очень средними условиями в топике «Ищу специалиста», какое число заявок он получил за неполные сутки от потенциальных СММщиков — их было больше 170.
По мере количества курсов и выпускаемых ими учеников — ситуация с конкуренцией будет становиться все более печальной.
В большинстве случаев заказчик — это даже не малый бизнес, а микробизнес. Соответственно — у него проблемы во многих бизнес-процессах: как правило не только в маркетинге, но и в продажах: может не быть УТП, умения адекватно обрабатывать обращения, в результате чего — конверсия в продажу будет низкой, а из-за слабого понимания — он будет упрекать вас в том, что что трафик плохой, коль не покупает.
В результате подобного — он может не оставить отзыв, оставить негативный отзыв, или попытаться вас «кинуть».
Относительно «кидков», к слову, это относится может и к тем, кто доволен вашей работой — но решил, что он уже достаточно вам заплатил.
После прочтения текста выше может сложиться впечатлении полной безысходности. Это не совсем так — вы вполне можете расти как специалист, и работать только с интересными для вас проектами.
Как? Ответ вас опечалит — работать. Работать и еще раз работать.
Что вы можете сделать, чтобы заказчики стали думать о вас как о экспертах, и обращаться за услугами:
Вариантов по сути два — это агентство или вольное плавание.
Агентство для начинающих предпочтительнее, поскольку оно может дать опыт первых проектов, практические знания.
Минусы — зарабатывать вы будете, скорее всего, меньше, чем могли бы в одиночку, и кейсы, которые вы могли бы выложить, не сможете опубликовать из-за NDA — соглашения о неразглашения.
Если вы нарушите его — то вас ждут серьезные проблемы, как репутационные, так и, возможно, юридические.
Вы можете быть универсалом — работать с проектами разной тематики, либо специализироваться — и работать с проектами из одной тематики, например — автосервисами, или застройщиками.
Специализация кажется разумнее и предпочтительнее, но у нее есть ряд серьезных минусов:
1. Вы становитесь зависимы от конкретной тематики, корреляция становится близкой к 1: если в тематике появились серьезные проблемы (допустим — вышел какой-то закон, что-то запрещающий)— то страдаете и вы.
2. Со временем тематика может вам надоесть (по различным причинам), и вы начнете от нее морально уставать — в результате вы начнете хуже работать с проектами в этой тематике. Захотите сменить специализацию — а проектов из другой сферы у вас нет.
3. В тематике есть сильный игрок/конкурент (или он может появиться), в результате чего вы будете 2 номером — что для вас будет служить повод для постоянного недовольства (но, вполне возможно, что это наоборот станет стимулом к развитию)
Может показаться соблазнительным, работать с одним заказчиком — но этот соблазн может выйти вам боком, поскольку вы становитесь полностью зависимы от 1 заказчика, в случае его возможных проблем (допустим — остановки всей рекламы на месяц из-за реорганизации бизнеса) вы потеряете большую часть вашего дохода (или весь), и будете голодать.
Поэтому разумнее работать с несколькими проектами от разных заказчиков, тем самым диверсифицируя ваши риски.
Если вы хотите все-таки развиваться в сфере СММ (несмотря на все вышеназванное ) — то смотрите, в каких именно направлениях есть дефицит и переизбыток.
Например — есть дефицит в контентщиках, контент-менеджерах, и есть переизбыток в таргетологах (поскольку на курсах, как правило, уделяют основное внимание именно настройке рекламы).
Плюс — стоит смотреть на относительно новые, востребованные направления (связанные с появлением новых инструментов), например — сейчас популярны чат-боты, AR-маски