Spdif out что это за выход на магнитоле teyes
Цифровые аудиоинтерфейсы S/PDIF: что это такое, как работает и зачем нужно
Содержание
Содержание
Аудиозапись на компакт-дисках и сам компакт-диск в начале 80-х представили Philips и Sony. Они же разработали и запатентовали цифровой интерфейс для передачи данных: Sony-Philips Digital Interconnection Format — S/PDIF. В этом материале разбираемся, что это такое и зачем это нужно.
Первоначально S/PDIF был создан для передачи с компакт-диска двухканального звука в цифровом формате. Интерфейс разрабатывали как упрощенный вариант более продвинутого профессионального стандарта AES/EBU. Нужно было заменить массивные XLR-разъемы более привычными, бюджетными и понятными потребителю бытовыми коннекторами, и при этом дать возможность получать с компакт-диска «сырой» цифровой сигнал, без дополнительных преобразований.
Что и как передается по S/PDIF?
Чтобы гарантировать правильную передачу стереозвука с компакт-диска, достаточно было обеспечить скорость 150 Кбайт/с, но разработчики подстраховались и заложили запас по пропускной способности. S/PDIF может передавать не только несжатый стереосигнал с компакт-диска, но и многоканальный звук в формате 5.1 или 7.1 с использованием сжатия. А также некоторое количество дополнительной служебной информации вроде номера дорожки, флага о допустимости копирования, о наличии сжатия, о количестве каналов. Общий поток информации может теоретически достигать 1,536 Мбит/с. Всего-то полтора мегабита в секунду — по современным меркам это смешная цифра.
Еще забавнее изучить протокол изнутри: передача стереозвука была реализована импульсно-кодовой модуляцией PCM. Данные передавались пакетами по 32 бита в каждом, из которых 24 передавали данные, а 8 — служебную информацию. Если данных было меньше (некоторые компакты были записаны в 16 бит), то остаток пакета забивался нулями. Не очень рационально, зато эффективно — транслируемый сигнал тактировался через служебные биты, поэтому мог иметь самую разную частоту дискретизации. И хотя протокол аппаратно поддерживал только передачу стереопотока PCM с конкретными значениями частот дискретизации (32, 44.1 или 48 кГц), в него умудрились впихнуть многоканальность.
DVD-носители аудио и видео используют многоканальный звук формата 5.1 или 7.1, который вполне успешно сжимается по стандарту Dolby и DTS, и передается сквозь изначально стереофонический S/PDIF. Да настолько хорошо сжимается, что битность получается даже ниже, чем 16 бит. Недостающие биты опять же забиваются нулями.
Аппаратная реализация SPDIF-подключения
Наибольшую популярность SPDIF получил в форме электрического кабельного подключения через разъем RCA. Он же «тюльпанчик» или «колокольчик». Если дальность передачи не превышает полуметра, то для подключения можно использовать самый обычный и первый попавшийся кабель RCA-RCA —точно такой же, каким подключалось большинство видеомагнитофонов к телевизору. Но гораздо правильнее подключать SPDIF специальным кабелем с сопротивлением 75 Ом. Его часто называют коаксиальным, вероятно, чтобы подчеркнуть специализированное назначение.
На самом деле, все аудио-видео кабели RCA являются коаксиальными, то есть соосными. В них по центру идет сигнальный провод в изоляции, обернутый в экранный провод. Специальные кабели для подключения SPDIF, те самые на 75 Ом, устроены также. Телевизионный антенный или спутниковый кабель тоже коаксиальный. И разъемы все эти, по большому счету, тоже соосные. Но именно разъем SPDIF почему-то часто маркируют как «coaxial» или «coax».
Если дистанция передачи меньше полуметра, то SPDIF можно коммутировать хоть телефонной «лапшой» — будет работать. Да и в пределах 1.5-2 метров можно обойтись обычным, но качественным RCA-кабелем. А вот дальше потребуется тот самый волшебный коаксиальный кабель на 75 Ом.
Вторая популярная реализация SPDIF —подключение оптоволоконным кабелем и передача сигнала лазерным лучом. Выходы обычно маркируются как OpticalOut или TOSLINK—сокращение от ToshibaLink. Разъемы имеют квадратную форму и закрыты либо вставными заглушками, либо откидными шторками. В портативной электронике встречается модификация MiniTOSLINK в форм-факторе миниджека: в такой разъем можно подключать как обычные наушники, так и оптический кабель.
Кабель (волновод, если точнее) для оптического подключения SPDIF очень легко переломить. Поэтому их часто выпускают с дополнительной защитой, которая ограничивает изгиб, но увеличивает толщину кабеля. Прямой разницы в качестве и дальности передачи звука между толстым и тонким оптическим кабелем нет — первый просто лучше защищен от физического воздействия извне.
Еще бывает S/PDIF в формате Pin header — самая непопулярная реализация для «внутреннего» использования. Это штыревой разъем на материнских платах, аудиокартах, CD-приводах. Нужен для внутреннего подключения или вывода с материнской платы разъема RCA на заднюю панель компьютера. Дальность действия — сантиметров 30, не больше. Разъем обычно двухконтактный для коаксиального подключения и трехконтактный для комбинированного оптического. Лучше свериться с документацией и использовать любой подходящий кабель небольшой длины.
Какой SPDIF лучше: коаксиальный или оптический
Информация передается одинаковая, при любом типе подключения. С этой точки зрения нет никакой разницы, как именно передавать S/PDIF — по электрике или по оптике. Электрическое соединение доступнее: найти лишний кабель RCA-RCA в бытовых запасах обычно проще, чем оптоволокно. С другой стороны, оптическое подключение TOSLINK меньше подвержено помехам и электрическим наводкам, поэтому может использоваться совместно с кучей прочей электрики, например, в автомобиле.
Оптоволокно более хрупкое, при укладке резкими углами и поворотами уместнее проложить коаксиальный кабель. Сматывать и хранить оптоволокно нужно широкой петлей, без перегибов.
По дальности действия победителя тоже нет — максимальная дистанция передачи заявлена в 10 метров для обоих вариантов подключения, а «оверклокеров», которые бы решили побить этот рекорд, не очень много. Хотя на дистанции от пяти метров выигрывает оптика — лазерный луч, в отличие от электросигнала, не затухает.
Эпохи массового применения SPDIF
Первый пик популярности цифрового интерфейса многие пользователи могли и не заметить – это был специальный двухконтактный разъем на задней панели компьютерного CD-привода, через который он подключался к звуковой карте. Звук можно было выводить и через четырехконтактный аналоговый разъем, но в те времена цифро-аналоговый преобразователь в звуковой карте обычно был качественнее, чем в приводе.
Популярность первого пришествия интерфейса S/PDIF сошла на нет в ходе естественного развития компьютерной техники. Когда компьютеры стали достаточно быстры, чтобы обрабатывать цифровой поток аудио в реальном времени, необходимость в отдельном кабельном подключении исчезла — вся информация передавалась по штатному шлейфу IDE. Цифровой выход убрали с задней панели CD-приводов одновременно с кнопкой переключения дорожек, миниджеком и регулировкой громкости на лицевой панели дисковода. Это был конец 90-х.
Второй пик популярности пришелся на первые домашние кинотеатры с многоканальным звуком, еще до появления HDMI. Бытовые DVD-проигрыватели обычно предлагали два варианта вывода звука: либо стереозвук двумя «тюльпанами», либо многоканальный одним разъемом – оптическим или коаксиальным. Разумеется, для подключения был нужен AV-ресивер, который не только умел принимать многоканальный звук по S/PDIF, но и выступал в качестве усилителя. Он же был центром подключений всех источников видео и аудио.
Третий пик мы можем наблюдать сегодня, когда центральным устройством воспроизведения и ядром всей медиасистемы все чаще становится телевизор. Подключить в него можно что угодно, а вот звуковые способности тонкого корпуса невелики, да и для вывода звука предусмотрен только коаксиальный (реже оптический) S/P-DIF. И чтобы подключить к телевизору акустику помощнее, потребуется цифро-аналоговый преобразователь, который сделает из коаксиальной или оптической «цифры» парочку аналоговых «тюльпанов».
И в такой схеме, когда от телевизора до ЦАПа всего несколько сантиметров, нужен не специализированный коаксиальный кабель с точным сопротивлением, а самый обычный бытовой «тюльпан-тюльпан».
Будущее S/PDIF
Несмотря на долгую и непростую историю интерфейса, перспектив у него практически нет: с невысокой скоростью и дальностью передачи данных он вчистую проигрывает современным комбинированным способам передачи звука и видео, пропускная способность которых выражается в десятках гигабит в секунду — HDMI и DisplayPort.
Разъем SPDIF сегодня чаще используется для совместимости с предыдущими поколениями техники, чтобы подключать DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, аналоговую акустическую систему и т. д. Вот несколько ключевых особенностей, которые нужно помнить при использовании SPDIF:
Spdif out что это за выход на магнитоле teyes
Kia Sportage 4 QLE 2019 комплектация Luxe.
Canbus Raise RZC правильно декодирует данные по климат-контролю, расшифровывает кнопки левого блока на руле, расшифровывает данные по открытию-закрытию дверей, расшифровывает кнопки «пианино». Настройка canbus RZC(H)2016..
Известные проблемы: не выводит сигнал с камеры ЗХ, не выводит общую информацию по автомобилю.
Временное решение: проводок от подкапотного блока предохранителей (см.схему) тянем до общей косы. В одной из колодок ( имейте в виду их две), подключающихся к canbus, выделяете два провода: коричневый и синий. Первый идёт к контакту G5, второй идёт от основной колодки и является питанием камеры ЗХ(контакт 6). Так вот оба этих провода и проведённый от блока предохранителей скручиваете вместе. Камера работает, линии изгибаются. Понижайку не ставил.
Выписал из Китая приблуду( см. фото) для того, чтоб колхоз превратить в совхоз, те сделать чуть более презентабельнее 🤪
drerix, все хотел спросить, не пробовал в G5 (или куда там идет сигнал от CAN по заднему ходу) питание от фонаря ЗХ подать?
Кнопки управления пробовал на Key1 посадить?
Простой совет, сначала поюзайте ГУ, потом пишите про брак!
Если действительно брак-НИКАКИХ ремонтов-отсылайте-возвращайте деньги и покупайте НОВОЕ!
Сам промучился со службой поддержки в Новосибирске-это УЖАС!
Купил новое ГУ сэкономил 2000 р, все работает, теперь как та обезьяна-не могу определиться с прошивкой.
ГУ хорошее, главное понять, что и как работает.
По глупости службы поддержки у меня вдобавок вторая камера и рамка остались.
Сержкр, классика никогда не подводит. Но это не отменяет тот факт, что пациент скорее мертв.
У меня не получилось получить 10 рублей, Али не дал, при открытии спора.
Но тупая служба поддержки нажала кнопку в споре, что возврат пришел, хотя надо было починить ЗХ и вернуть обратно.
Тут же прилетели деньги обратно. Заказал новую под акцию-дешевле на 2 рубля.
Плюс у меня остались камера и рамка, Али дал талон на 20 долларов.
Но были такие пляски с бубном-мама не горюй! )) То ГУ под замену, то плату перепаяли, то ГУ потеряли и т.д.
Даже на форуме банили, нытики, которым не нравились цитаты и посты, как я поступаю и другим рекомендую!
Был спокоен и уверен, что все будет чики пуки, так и получилось.
Кстати, служба поддержки угрожала, что если я им не вышлю рамку и камеру, то новое ГУ не получу и они напишут китайцам
Но при этом не хотели оплачивать пересылку прежней посылке, где они же просили прислать только само ГУ и провода!
Послал их куда подальше, правда корректно, и заказал в Новосибе новое, через другой аккаунт, но с прежним телефоном и адресом!
Через пять дней получил!))
Али предлагает подать на них жалобу за угрозы и может выкинуть с сайта за такую переписку.
Пока не подавал, что возьмешь с умственно отсталых?
Добавлено 21.07.2019, 10:37:
Смысл не в возврате через алиэкспресс как таковом, а в том, чтобы избежать ремонта в Новосибе.
Сержкр,
Тогда только через Новосибирск, на диагностику ( минимальные траты стоимость посылки до них)
пиши им ( через Али), попросят видео, как доказательства! Дальше все расскажут!
Дай Бог, чтобы все быстро прошло!
Будем надеяться на лучшее, хотя после моего бракованного ГУ и танца с бубном по ремонту его, оптимизма по отношению к ним у меня совсем НЕТ.
А слово доверие отсутствует в моем лексиконе совсем и давно!
Spdif out что это за выход на магнитоле teyes
Kia Sportage 4 QLE 2019 комплектация Luxe.
Canbus Raise RZC правильно декодирует данные по климат-контролю, расшифровывает кнопки левого блока на руле, расшифровывает данные по открытию-закрытию дверей, расшифровывает кнопки «пианино». Настройка canbus RZC(H)2016..
Известные проблемы: не выводит сигнал с камеры ЗХ, не выводит общую информацию по автомобилю.
Временное решение: проводок от подкапотного блока предохранителей (см.схему) тянем до общей косы. В одной из колодок ( имейте в виду их две), подключающихся к canbus, выделяете два провода: коричневый и синий. Первый идёт к контакту G5, второй идёт от основной колодки и является питанием камеры ЗХ(контакт 6). Так вот оба этих провода и проведённый от блока предохранителей скручиваете вместе. Камера работает, линии изгибаются. Понижайку не ставил.
Выписал из Китая приблуду( см. фото) для того, чтоб колхоз превратить в совхоз, те сделать чуть более презентабельнее 🤪
drerix, все хотел спросить, не пробовал в G5 (или куда там идет сигнал от CAN по заднему ходу) питание от фонаря ЗХ подать?
Кнопки управления пробовал на Key1 посадить?
Простой совет, сначала поюзайте ГУ, потом пишите про брак!
Если действительно брак-НИКАКИХ ремонтов-отсылайте-возвращайте деньги и покупайте НОВОЕ!
Сам промучился со службой поддержки в Новосибирске-это УЖАС!
Купил новое ГУ сэкономил 2000 р, все работает, теперь как та обезьяна-не могу определиться с прошивкой.
ГУ хорошее, главное понять, что и как работает.
По глупости службы поддержки у меня вдобавок вторая камера и рамка остались.
Сержкр, классика никогда не подводит. Но это не отменяет тот факт, что пациент скорее мертв.
У меня не получилось получить 10 рублей, Али не дал, при открытии спора.
Но тупая служба поддержки нажала кнопку в споре, что возврат пришел, хотя надо было починить ЗХ и вернуть обратно.
Тут же прилетели деньги обратно. Заказал новую под акцию-дешевле на 2 рубля.
Плюс у меня остались камера и рамка, Али дал талон на 20 долларов.
Но были такие пляски с бубном-мама не горюй! )) То ГУ под замену, то плату перепаяли, то ГУ потеряли и т.д.
Даже на форуме банили, нытики, которым не нравились цитаты и посты, как я поступаю и другим рекомендую!
Был спокоен и уверен, что все будет чики пуки, так и получилось.
Кстати, служба поддержки угрожала, что если я им не вышлю рамку и камеру, то новое ГУ не получу и они напишут китайцам
Но при этом не хотели оплачивать пересылку прежней посылке, где они же просили прислать только само ГУ и провода!
Послал их куда подальше, правда корректно, и заказал в Новосибе новое, через другой аккаунт, но с прежним телефоном и адресом!
Через пять дней получил!))
Али предлагает подать на них жалобу за угрозы и может выкинуть с сайта за такую переписку.
Пока не подавал, что возьмешь с умственно отсталых?
Добавлено 21.07.2019, 10:37:
Смысл не в возврате через алиэкспресс как таковом, а в том, чтобы избежать ремонта в Новосибе.
Сержкр,
Тогда только через Новосибирск, на диагностику ( минимальные траты стоимость посылки до них)
пиши им ( через Али), попросят видео, как доказательства! Дальше все расскажут!
Дай Бог, чтобы все быстро прошло!
Будем надеяться на лучшее, хотя после моего бракованного ГУ и танца с бубном по ремонту его, оптимизма по отношению к ним у меня совсем НЕТ.
А слово доверие отсутствует в моем лексиконе совсем и давно!
Teyes spro / cc2 + spdif от Джонни
Тоже интересует этот вопрос. И можно ли вывести оптику у младшего брата CC2L?
Там в любом случае после Андроида выводится оптика. Может с плеером типа UAPP и будет качество, но и то не факт.
Там в любом случае после Андроида выводится оптика. Может с плеером типа UAPP и будет качество, но и то не факт.
А какие есть варианты, чтобы через андроид балалайку сделать нормальный звук? Я так понял, что с usb на андроиде печально.
всем даров. тоже интересует вопрос про эту балалйку..Кто то USB HEC от хеликса к ней цеплял?
Я отказался от такой затеи давно. Под слабое железо из Андроида в прошивке удаляют всё ненужное, часто криво.
ЗЫ Может в дорогих ГУ и есть нормальная поддержка USB-Audio, но покупать за 20-30 тыр на проверку я не буду точно.
А по средством чего подключать малину к андроиду?
WiFi. Или напрямую, или через роутер, или через точку доступа на смартфоне.
WiFi. Или напрямую, или через роутер, или через точку доступа на смартфоне.
Типа remote control? Я так понимаю, мультируль таким способом уже не будет работать?
Я отказался от такой затеи давно. Под слабое железо из Андроида в прошивке удаляют всё ненужное, часто криво.
ЗЫ Может в дорогих ГУ и есть нормальная поддержка USB-Audio, но покупать за 20-30 тыр на проверку я не буду точно.
Sergey9101, Давно уже реализовала куча людей планшет в авто. Если интересно каждый раз вкл/выкл смартфон к проводу, то почему нет? У некоторых смартфонов есть док-станции. Я за беспроводные стационарные решения.
Типа remote control? Я так понимаю, мультируль таким способом уже не будет работать?
Нет, полное управление всем.
Почему не будет? ГУ же за это отвечает. Оно будет управлять и программой, запущенной на ГУ. Как минимум основные мультимедиа-функции: переключение треков, стоп/плэй. Громкость обычно с пульта процессора.
Нет, полное управление всем.
Почему не будет? ГУ же за это отвечает. Оно будет управлять и программой, запущенной на ГУ. Как минимум основные мультимедиа-функции: переключение треков, стоп/плэй. Громкость обычно с пульта процессора.
Можете софт подсказать, как цепляться к малине с андроида? Никогда с этим не сталкивался. Как вообще выглядит такая цепочка? Малина же на винде, а гу на андроиде
Зависит от концепции.
1 Если интересует только воспроизведение с носителя, то на Малину ставим Волюмио, там поднимается своя точка доступа (это стандартная функция), ГУ подключается к ней. Ставим прогу типа BubbleUPnP, которая видит файлы на ГУ и стримит их по сети на Малину. Или втыкаем флешку в Малину, на ГУ запускаем их приложение и управляем Малиной, которая воспроизводит файлы с флешки.
Далее уже вариации на тему.
Тоже интересует этот вопрос. И можно ли вывести оптику у младшего брата CC2L?
Там в любом случае после Андроида выводится оптика. Может с плеером типа UAPP и будет качество, но и то не факт.
Так тут ни слова о качестве. Кроме того, что один вариант лучше другого.
Сейчас в ГУ один чип по сути, в котором всё варится. Управляет им Андроид. И цифру берут из него, видимо.
Spdif out что на магнитоле
Ранее обсуждалось, и как выяснилось, линейного выхода у ШГУ нет, по крайней мере в аудиосистемах с усилителем и сабвуфером.
Вот такая информация была найдена на просторах:
«В премиумной магнитоле выход идет цифровой SPDIF+ и SPDIF- и приходит на штатный усилитель в заднее правое крыло, а в нем происходит цифро-аналоговое преобразование и усиление с выходом на 8 каналов — два канала на твитеры передних дверей, два на передние мидбасы, два на задние мидбасы и два сабвуферных канала на двухкатушечный штатный саб в крыле. Так же управление штатного усилителя идет из магнитолы по проводам canшины. В такой магнитоле отсутствует встроенный УНЧ (микросхема усилителя отсутствует в схеме) и поэтому задняя стенка штампованная сталь, а не алюминиевый радиатор как на базовой или люксовой комплектации у которой микросхема УНЧ прикручена изнутри двумя винтами внизу слева от штекеров, через термопасту. Чтоб интро или другие нештатные магнитолы работали от проводки премиума — их комплектуют либо встроенным, либо наружным переходником с преобразователем в цифровой SPDIF сигнал на штатный усилок. Если ставить премиум на простые комплектации — нужен отдельный усилитель и преобразователь цифры в аналог с RCA тюльпанами, либо штатный усилок с проводкой пола премиума.»
Что я и могу теперь подтвердить собственным опытом.
Мне удалось подружить спортаж с Digital Optical Coaxial SPDIF to Analog Audio Converter.
SPDIF, в моем усилителе, на 18 и 19 контакте.
Если полезете туда, учитывайте, что такая распиновка именно у усилителя, на разъемах она соответственно зеркальная.
Соответственно такое и подключение.
Питание организовано китайской кренкой на 3А.
Что интересно, он держит на выходе ровно 5,00 вольт, не смотря на перепады входного напряжения 11,5-14,5 вольт.
Качество звука вполне себе хорошее, не фонит, не шумит. Тем более, мне пока сигнал нужен для моноблока сабвуфера.
А! Совсем забыл! Регулировка громкости штатного усилителя работает по CAN шине. Поэтому на выходе с ЦАП получаем фиксированную громкость. т.о. громкость регулируется уже посредством подключенного к ЦАП оборудования.
Простой совет, сначала поюзайте ГУ, потом пишите про брак!
Если действительно брак-НИКАКИХ ремонтов-отсылайте-возвращайте деньги и покупайте НОВОЕ!
Сам промучился со службой поддержки в Новосибирске-это УЖАС!
Купил новое ГУ сэкономил 2000 р, все работает, теперь как та обезьяна-не могу определиться с прошивкой.
ГУ хорошее, главное понять, что и как работает.
По глупости службы поддержки у меня вдобавок вторая камера и рамка остались.
Сержкр, классика никогда не подводит. Но это не отменяет тот факт, что пациент скорее мертв.
У меня не получилось получить 10 рублей, Али не дал, при открытии спора.
Но тупая служба поддержки нажала кнопку в споре, что возврат пришел, хотя надо было починить ЗХ и вернуть обратно.
Тут же прилетели деньги обратно. Заказал новую под акцию-дешевле на 2 рубля.
Плюс у меня остались камера и рамка, Али дал талон на 20 долларов.
Но были такие пляски с бубном-мама не горюй! )) То ГУ под замену, то плату перепаяли, то ГУ потеряли и т.д.
Даже на форуме банили, нытики, которым не нравились цитаты и посты, как я поступаю и другим рекомендую!
Был спокоен и уверен, что все будет чики пуки, так и получилось.
Кстати, служба поддержки угрожала, что если я им не вышлю рамку и камеру, то новое ГУ не получу и они напишут китайцам
Но при этом не хотели оплачивать пересылку прежней посылке, где они же просили прислать только само ГУ и провода!
Послал их куда подальше, правда корректно, и заказал в Новосибе новое, через другой аккаунт, но с прежним телефоном и адресом!
Через пять дней получил!))
Али предлагает подать на них жалобу за угрозы и может выкинуть с сайта за такую переписку.
Пока не подавал, что возьмешь с умственно отсталых?
Добавлено 21.07.2019, 10:37:
Смысл не в возврате через алиэкспресс как таковом, а в том, чтобы избежать ремонта в Новосибе.
Сержкр,
Тогда только через Новосибирск, на диагностику ( минимальные траты стоимость посылки до них)
пиши им ( через Али), попросят видео, как доказательства! Дальше все расскажут!
Дай Бог, чтобы все быстро прошло!
Будем надеяться на лучшее, хотя после моего бракованного ГУ и танца с бубном по ремонту его, оптимизма по отношению к ним у меня совсем НЕТ.
А слово доверие отсутствует в моем лексиконе совсем и давно!
Что такое разъем SPDIF out на материнской плате и для чего он нужен?
Всем привет. SPDIF out на материнской плате — что это такое и с чем его едят.
Spdif Out — это протокол передачи цифрового аудиосигнала. Разработан по стандарту AES3 как версия для бытового использования.
Этот формат поддерживает 5.1- и 7.1 — канальное кодирование объёмного звука (Dolby, Theater System).
Выходы S/PDIF есть на аудиоаппаратуре, компьютерах и других звуковых устройствах.
Также разъёмы S/PDIF OUT бывают на материнских платах и видеокартах.
Передаёт сигналы форматов:
Этот формат цифрового интерфейса назвали в честь компаний, создавших компакт-диск: Sony и Philips.
Впервые S/PDIF применили в CD-приводах для соединения с преобразователями для получения Hi-Fi звука.
Обычно цифровой звук передавали, сжимая до аналогового, и затем восстанавливали. При этом качество звука ухудшалось.
Стандарт S/PDIF позволяет избежать этой процедуры, и передаёт звук высокого качества без искажений.
Сейчас он используется не только в CD-ROM и DVD-плеерах, но и в DAT-проигрывателях, звуковых картах ПК, телевизорах и домашних кинотеатрах.
Рассмотрим ситуацию, когда колонки домашнего кинотеатра или телевизор надо подключить к компьютеру, но на системном блоке выходы S/PDIF отсутствуют.
Способ 1: Подключить оптический кабель к материнской плате
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Способ 2: Подключить видеокарту DVI к материнской плате
Перед покупкой лучше убедиться в наличии необходимых разъёмов на материнской плате и видеокарте.
Рядом с коннекторами “земля” и “сигнал” находится “5V”.
Обычно самый первый в ряду, и часто отделяется от других пустым пином.
К нему ничего подключать нельзя, иначе провод загорится!
Сейчас редко применяют ухищрения с подключением внутренних кабелей, т.к. современные компьютеры оснащены Spdif Out выходами.
Более того, системы телевизоров и домашних кинотеатров уже способны извлекать звук из HDMI-каналов.
Поэтому формат S/PDIF в бытовой аудиотехнике используется всё реже.
В статье мы разобрали что такое SPDIF out на материнской плате. Рекомендую к прочтению: 10 лучших программ для диагностики компьютера и ноутбука
Быстрые прикидки показали, что в случае Nissan Connect LCN2 это должно быть возможно.
Причем выход будет работать от всех источников звука без исключения, а также к нему будут применяться все звуковые настройки громкости, тембра, баланса, фэдера.
Для реализации цифрового выхода нужен конвертер I2S в SPDIF. Такие существуют в продаже от наших умельцев и стоят адекватных денег.
Вот два примера:
Для подключения этого конвертера нужно подать на них три управляющих синхро-сигнала: BCK, LRCK и SCK, а также непосредственно сигнал с цифровыми данными DATA.
Все эти сигналы есть на входе ЦАП, установленного в ШГУ:
Ну и вот они на плате ШГУ:
Копнул я в это дело по просьбе товарища (да и просто самому интересно по технике), который уже заказл плату и в каком-то обозримом будущем будет это дело интегрировать.
Будет результат, отпишусь.
Аудиозапись на компакт-дисках и сам компакт-диск в начале 80-х представили Philips и Sony. Они же разработали и запатентовали цифровой интерфейс для передачи данных: Sony-Philips Digital Interconnection Format — S/PDIF. В этом материале разбираемся, что это такое и зачем это нужно.
Первоначально S/PDIF был создан для передачи с компакт-диска двухканального звука в цифровом формате. Интерфейс разрабатывали как упрощенный вариант более продвинутого профессионального стандарта AES/EBU. Нужно было заменить массивные XLR-разъемы более привычными, бюджетными и понятными потребителю бытовыми коннекторами, и при этом дать возможность получать с компакт-диска «сырой» цифровой сигнал, без дополнительных преобразований.
Что и как передается по S/PDIF?
Чтобы гарантировать правильную передачу стереозвука с компакт-диска, достаточно было обеспечить скорость 150 Кбайт/с, но разработчики подстраховались и заложили запас по пропускной способности. S/PDIF может передавать не только несжатый стереосигнал с компакт-диска, но и многоканальный звук в формате 5.1 или 7.1 с использованием сжатия. А также некоторое количество дополнительной служебной информации вроде номера дорожки, флага о допустимости копирования, о наличии сжатия, о количестве каналов. Общий поток информации может теоретически достигать 1,536 Мбит/с. Всего-то полтора мегабита в секунду — по современным меркам это смешная цифра.
Еще забавнее изучить протокол изнутри: передача стереозвука была реализована импульсно-кодовой модуляцией PCM. Данные передавались пакетами по 32 бита в каждом, из которых 24 передавали данные, а 8 — служебную информацию. Если данных было меньше (некоторые компакты были записаны в 16 бит), то остаток пакета забивался нулями. Не очень рационально, зато эффективно — транслируемый сигнал тактировался через служебные биты, поэтому мог иметь самую разную частоту дискретизации. И хотя протокол аппаратно поддерживал только передачу стереопотока PCM с конкретными значениями частот дискретизации (32, 44.1 или 48 кГц), в него умудрились впихнуть многоканальность.
DVD-носители аудио и видео используют многоканальный звук формата 5.1 или 7.1, который вполне успешно сжимается по стандарту Dolby и DTS, и передается сквозь изначально стереофонический S/PDIF. Да настолько хорошо сжимается, что битность получается даже ниже, чем 16 бит. Недостающие биты опять же забиваются нулями.
Аппаратная реализация SPDIF-подключения
Наибольшую популярность SPDIF получил в форме электрического кабельного подключения через разъем RCA. Он же «тюльпанчик» или «колокольчик». Если дальность передачи не превышает полуметра, то для подключения можно использовать самый обычный и первый попавшийся кабель RCA-RCA —точно такой же, каким подключалось большинство видеомагнитофонов к телевизору. Но гораздо правильнее подключать SPDIF специальным кабелем с сопротивлением 75 Ом. Его часто называют коаксиальным, вероятно, чтобы подчеркнуть специализированное назначение.
На самом деле, все аудио-видео кабели RCA являются коаксиальными, то есть соосными. В них по центру идет сигнальный провод в изоляции, обернутый в экранный провод. Специальные кабели для подключения SPDIF, те самые на 75 Ом, устроены также. Телевизионный антенный или спутниковый кабель тоже коаксиальный. И разъемы все эти, по большому счету, тоже соосные. Но именно разъем SPDIF почему-то часто маркируют как «coaxial» или «coax».
Если дистанция передачи меньше полуметра, то SPDIF можно коммутировать хоть телефонной «лапшой» — будет работать. Да и в пределах 1.5-2 метров можно обойтись обычным, но качественным RCA-кабелем. А вот дальше потребуется тот самый волшебный коаксиальный кабель на 75 Ом.
Вторая популярная реализация SPDIF —подключение оптоволоконным кабелем и передача сигнала лазерным лучом. Выходы обычно маркируются как OpticalOut или TOSLINK—сокращение от ToshibaLink. Разъемы имеют квадратную форму и закрыты либо вставными заглушками, либо откидными шторками. В портативной электронике встречается модификация MiniTOSLINK в форм-факторе миниджека: в такой разъем можно подключать как обычные наушники, так и оптический кабель.
Кабель (волновод, если точнее) для оптического подключения SPDIF очень легко переломить. Поэтому их часто выпускают с дополнительной защитой, которая ограничивает изгиб, но увеличивает толщину кабеля. Прямой разницы в качестве и дальности передачи звука между толстым и тонким оптическим кабелем нет — первый просто лучше защищен от физического воздействия извне.
Еще бывает S/PDIF в формате Pin header — самая непопулярная реализация для «внутреннего» использования. Это штыревой разъем на материнских платах, аудиокартах, CD-приводах. Нужен для внутреннего подключения или вывода с материнской платы разъема RCA на заднюю панель компьютера. Дальность действия — сантиметров 30, не больше. Разъем обычно двухконтактный для коаксиального подключения и трехконтактный для комбинированного оптического. Лучше свериться с документацией и использовать любой подходящий кабель небольшой длины.
Какой SPDIF лучше: коаксиальный или оптический
Информация передается одинаковая, при любом типе подключения. С этой точки зрения нет никакой разницы, как именно передавать S/PDIF — по электрике или по оптике. Электрическое соединение доступнее: найти лишний кабель RCA-RCA в бытовых запасах обычно проще, чем оптоволокно. С другой стороны, оптическое подключение TOSLINK меньше подвержено помехам и электрическим наводкам, поэтому может использоваться совместно с кучей прочей электрики, например, в автомобиле.
Оптоволокно более хрупкое, при укладке резкими углами и поворотами уместнее проложить коаксиальный кабель. Сматывать и хранить оптоволокно нужно широкой петлей, без перегибов.
По дальности действия победителя тоже нет — максимальная дистанция передачи заявлена в 10 метров для обоих вариантов подключения, а «оверклокеров», которые бы решили побить этот рекорд, не очень много. Хотя на дистанции от пяти метров выигрывает оптика — лазерный луч, в отличие от электросигнала, не затухает.
Эпохи массового применения SPDIF
Первый пик популярности цифрового интерфейса многие пользователи могли и не заметить – это был специальный двухконтактный разъем на задней панели компьютерного CD-привода, через который он подключался к звуковой карте. Звук можно было выводить и через четырехконтактный аналоговый разъем, но в те времена цифро-аналоговый преобразователь в звуковой карте обычно был качественнее, чем в приводе.
Популярность первого пришествия интерфейса S/PDIF сошла на нет в ходе естественного развития компьютерной техники. Когда компьютеры стали достаточно быстры, чтобы обрабатывать цифровой поток аудио в реальном времени, необходимость в отдельном кабельном подключении исчезла — вся информация передавалась по штатному шлейфу IDE. Цифровой выход убрали с задней панели CD-приводов одновременно с кнопкой переключения дорожек, миниджеком и регулировкой громкости на лицевой панели дисковода. Это был конец 90-х.
Второй пик популярности пришелся на первые домашние кинотеатры с многоканальным звуком, еще до появления HDMI. Бытовые DVD-проигрыватели обычно предлагали два варианта вывода звука: либо стереозвук двумя «тюльпанами», либо многоканальный одним разъемом – оптическим или коаксиальным. Разумеется, для подключения был нужен AV-ресивер, который не только умел принимать многоканальный звук по S/PDIF, но и выступал в качестве усилителя. Он же был центром подключений всех источников видео и аудио.
Третий пик мы можем наблюдать сегодня, когда центральным устройством воспроизведения и ядром всей медиасистемы все чаще становится телевизор. Подключить в него можно что угодно, а вот звуковые способности тонкого корпуса невелики, да и для вывода звука предусмотрен только коаксиальный (реже оптический) S/P-DIF. И чтобы подключить к телевизору акустику помощнее, потребуется цифро-аналоговый преобразователь, который сделает из коаксиальной или оптической «цифры» парочку аналоговых «тюльпанов».
И в такой схеме, когда от телевизора до ЦАПа всего несколько сантиметров, нужен не специализированный коаксиальный кабель с точным сопротивлением, а самый обычный бытовой «тюльпан-тюльпан».
Будущее S/PDIF
Несмотря на долгую и непростую историю интерфейса, перспектив у него практически нет: с невысокой скоростью и дальностью передачи данных он вчистую проигрывает современным комбинированным способам передачи звука и видео, пропускная способность которых выражается в десятках гигабит в секунду — HDMI и DisplayPort.
Разъем SPDIF сегодня чаще используется для совместимости с предыдущими поколениями техники, чтобы подключать DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, аналоговую акустическую систему и т. д. Вот несколько ключевых особенностей, которые нужно помнить при использовании SPDIF: