Spor на римских флагах что означали
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В кино, компьютерных играх и на рисунках на тему Древнего Рима каждый человек хотя бы раз видел загадочную надпись латинскими буквами «S.P.Q.R.». Эти четыре знака прочно ассоциируются в сознании людей с Римской Империей, хотя большинство не имеет ни малейшего представление о том, что же означает данная аббревиатура.
Почему для самих римлян эти четыре латинские буквы были едва ли не священны?
Изначально Рим был небольшим городом-государством, в котором действовала выборная монархия. Свободные горожане выбирали себе в правители наиболее уважаемого, опытного и авторитетного жителя Рима, который назначался на должность царя и получал в свои руки фактически абсолютную власть на время правления. Подразумевалось, что римский царь может быть низложен своими избирателями. Продолжалось подобное до правления Тарквиния Гордого, который в решающий момент не отказался от власти и установил в городе свою тиранию – добившись абсолютной авторитарной власти. После этого среди горожан произошел бунт, в результате которого Тарквиний был низложен и изгнан (в античные времена изгнание было страшнее смертной казни, так как человек лишался прав и имущества).
Важное примечание: властители Древнего Рима называются царями в современной отечественной историографии (например, в англоязычных странах их называют словом «King»). Это просто термин. Сами же римляне называли их латинским словом «Rex», что дословно переводится как «Правитель».
Последним римским царем стал Тарквиний Гордый
Тогда же и появилась аббревиатура «S.P.Q.R.», которая, по сути, стала тем, что сегодня принято называть атрибутом государственной символики. Раскладывается сокращение на следующие слова.
S – Senatus. Сенат – главный орган государственного управления, выбранный народом.
P – Populus. Народ – тот самый народ, который выбирает сенат.
Таким образом «литературно» на русский язык аббревиатура «S.P.Q.R.» переводится как «Сенат и граждане Рима». Очень часто с подобных слов начались публичные обращения на форуме в народу. Власть в Риме считалась священной, а оттого и право свободных людей выбирать эту власть считалось также священным. Римляне очень трепетно относились к своей демократии несмотря на то, что она не была конечно же лишена всевозможных интриг, свойственных для любой формы правления и являющихся нормальным проявлением политической жизни.
Интересно, что аббревиатура никуда не исчезла даже в «имперский» период Рима, который начался с 27 года до нашей эры, когда власть окончательно оказалась в руках Октавиана Августа – приемного сына Юлия Цезаря. Несмотря на то, что Октавиан фактически стал новым римским царем и при нем, и после него «сохранялись приличия» в виде действующего сената. Так, например, сам Октавиан Августа носил скромный титул «Первого гражданина», всячески подчеркивая, что он, как и его приемный отец, вовсе не уничтожил, а сохранил республику.
В последующие столетия в Риме будет кипеть ожесточенная политическая борьба между сторонниками императорской централизованной власти и сторонниками республиканской формы управления посредству сената. Так или иначе, но уже во времена Юлия Цезаря римский сенат будет далеко не тем, чем он был на заре древнего государства. В какой-то момент сенат стал все меньше представлять интересы народа и все больше интересы отдельных, наиболее богатых граждан – олигархии.
Любопытно, что в своем восхождении к власти Гай Юлий Цезарь опирался именно на народ и активно боролся с той самой олигархией, которая в итоге и приняла решение об его убийстве, после продвижения диктатором нескольких непопулярных законов среди богачей, направленных на поддержку средних и бедных граждан, которые страдали от последствий двух затяжных гражданских войн в государстве.
Интересный факт: слово «dictator» в современном мире носит исключительно негативную коннотацию. Однако, в Древнем Риме оно звучало иначе. Диктатором, по сути, назывался государственный чиновник с экстраординарными полномочиями в какой-то области. Прозвучит смешно, но мог быть даже «диктатор по вопросам городской клоаки», если с последней появлялись проблемы, требующие срочного решения в интересах римского общества.
Проблемы перевода
Ученые-лингвисты, историки не пришли к окончательному мнению о расшифровке данной аббревиатуры. Можно с уверенностью говорить, что современный перевод лишь приблизительный, такой, как его понимают исследователи на основании тех знаний, которыми располагает современная наука. Стоит отметить, что далеко не всегда в расшифровке некоторых загадок соблюдаются принципы научности утверждений.
Что значит SPQR в Риме
На территории Римской империи существовало два права: римское и латинское. Первоначально латинским правом наделялось коренное население – италики, позже оно распространилось даже на союзников варваров. Хотя латиняне были лично свободными, но они не считались полноправными гражданами. Не имели права голосовать, служить в легионе.
Римское общество с его патриархальным укладом наделяло правом собственности даже рабов. Нередко они выкупали свою свободу за баснословные деньги, впоследствии становясь даже богаче своих бывших хозяев, но полноправным положением в обществе не пользовались.
Гражданские права во время воинской службы
Еще одним убедительным аргументом в пользу версии «о гражданах» можно считать юридическое положение воинов легиона. Прохождение службы было почетной обязанностью римлян, необходимым условием для продвижения карьеры на поприще государственной службы. Необходимое вооружение гражданин получал за свой счет, поэтому при наборе существовала определенная имущественная цена. Уклонение от воинской повинности каралось смертью или рабством.
Что значит SPQR у римских войск? На их штандартах это символ исключительности государства. Завоеватели не просто шли покорять народы, грабя всех на своем пути. Они несли свою культуру, новый порядок, уклад жизни, закон. Спаянные суровой дисциплиной, общим корпоративным духом перед лицом опасности, эти воины принадлежали к одной из самых сильных армий в Античности.
Попадая на службу, они теряли часть своих гражданских прав. На время несения службы не являлись полноправными членами римского общества. Теперь их могли подвергнуть экзекуциям, даже казнить в зависимости от совершенного воинского преступления. Если они обзаводились семьями в дальних походах, то их дети не считались настоящими гражданами. Это лишний раз подчеркивает, как древние римляне акцентировали внимание на статусе человека.
Популярность монограммы
Во время эпохи Возрождения к подобной аббревиатуре прибегали не раз. Она нашла свое применение в других городах Италии, правда, несколько изменившись. Например, S.P.Q.V. – лозунг Венеции, или S.P.Q.S. – воззвание Сиены, которые позаимствовали идею у Рима, внедрив ее с учетом местного колорита. Но, возвращаясь к символу Рима, нужно отметить интересный факт. На вопрос «что значит S.P.Q.R.» в различные времена, соразмерно с обстановкой, отвечали по-разному. Вот наиболее популярные из них: «Святой Петр почивает в Риме» или «Мудрый народ любит Рим».
Заключение
«Вечный город» сохранил множество памятников своего славного прошлого. Эти загадочные 4 литеры будут всегда ассоциироваться с ним. Что значил SPQR у римских граждан, по большому счету остается только догадываться, интерпретируя значение, используя свои знания, представления об устройстве общества того времени.
Знак легиона
Наверняка многие помнят знаменитую сцену из фильма «Гладиатор», в которой герой Рассела Кроу пытается избавиться от татуировки SPQR на предплечье, выдававшей в нём дезертира. После выхода фильма разгорелись яростные споры по поводу достоверности этого эпизода. Попробуем разобраться, носили ли римские солдаты татуировки на самом деле, для чего они были нужны и как могли выглядеть.
Стигматы
Татуировка представляет собой сделанный красящим пигментом постоянный рисунок, который игольным остриём или при помощи надреза вносится в поверхностные слои кожи. Само слово «татуировка» заимствовано из полинезийского tatau — «бить, ударять» и производного от него слова со значением «рана». Оно прочно вошло в английский язык после публикации в 1773 году отчёта мореплавателя Джеймса Кука, в котором тот подробно описал технику татуировки, используемую полинезийцами на Таити. Прежде в европейских языках нередко использовались другие термины: grafism или hieroglif в значении «рисунок», а также французский piquage, испанский pintados, английский punctures или голландский stechmalen, то есть «наколка». Вероятно, то же значение имело древнегреческое слово stigma — отглагольное существительное от stidzein («колоть»). Первоначально stigma — это следы на коже, оставленные осиным жалом, а в более широком смысле — «рана». По предположениям филологов, это же слово у греков обозначало татуировку.
Татуировка является широко распространённой и очень давней практикой, встречающейся у самых разных народов земного шара. О древности этого обычая свидетельствуют «раскрашенные» антропоморфные фигурки, а также мумифицированные останки. Сегодня известно о 49 подобных мумиях, ареал находок которых включает Сибирь, Монголию и Западный Китай, Египет, Судан, Филиппины и область Анд. Самой древней и известной мумией на сегодняшний день является Этци, найденный в 1991 году в Тирольских Альпах — останки датируются примерно 3250 годом до н.э. На его теле учёные обнаружили в общей сложности 57 татуировок в форме точек, линий и крестов. В отличие от современных татуировок, сделаны они были при помощи небольших надрезов, в которые затем втирался измельчённый древесный уголь. В 2018 году в Египте были обнаружены две мумии со следами фигурных татуировок. Одна из них датируется 3351 годом до н.э., другая — 3017 годом до н.э. Таким образом, эти находки относятся к ещё более раннему времени.
Варварский обычай
Самые древние свидетельства татуировок происходят из Египта и с Ближнего Востока. Помимо находок мумий, к ним относятся сведения из документальных источников. Геродот сообщает, что на берегу Канобского устья Нила стоял храм Геракла, обладавший правом убежища:
«Если раб убежит сюда и посвятит себя богу наложением священных знаков (stigmata), то он становится неприкосновенен».
О стигматах в форме двух «варварских знаков» на запястье как особых приметах бежавшего раба упоминает папирус II века из сирийского Гиераполя. В греко-римский период здесь находилось крупнейшее святилище богини Атаргатис. Возможно, эти знаки представляли собой первые буквы имён Атаргатис и её супруга, бога неба Хадада. Лукиан упоминает о том, что многие почитатели богини имеют стигматы на запястье или на шее. Книга Левит, а также Второзаконие вводили запрет для иудеев на надрезы на теле и на накалывание письмён. Тот же запрет для христиан в своём толковании Второзакония вводит богослов Ефрем Сирин:
«Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».
Об обычаях татуировки у фракийцев упоминает Геродот, причём сообщает, что
«татуировки на теле у них считаются символом благородства. У кого их нет, тот не принадлежит к благородным».
Ксенофонт пишет о похожем обычае у родственных фракийцам моссинойков в Малой Азии. У этого народа дети богатых родителей были изнежены и откормлены варёными каштанами настолько, что были почти одинаковы в высоту и ширину. Также автор отмечал:
«Их спины были размалёваны, а спереди они сплошь были покрыты татуированными цветами».
Афинский оратор Лисий в одной из речей упоминает некоего Феокрита, сына Элафостиктова. Имя его отца по-гречески дословно означает «татуированный олень». Комментаторы полагают, что он мог быть фракийцем и носить татуировку в виде оленя. Наконец, широко был известен фракийский обычай татуировать женщин — якобы в память об убийстве менадами певца Орфея. Историк Клеарх в отрывке, который сохранился в более позднем тексте, иначе объясняет происхождение этого обычая:
«Скифские женщины булавками накалывали клейма на теле женщин из фракийских племён, живших к северу и западу; поэтому ещё много лет спустя эти заклеймённые фракиянки уничтожали память о своём несчастье, окружая скифские наколки собственными узорами, чтоб отметины стыда и позора казались пёстрыми украшениями».
О тех же обычаях татуировки, принятых у кочевников причерноморских степей сообщает ряд авторов, в том числе географ Помпоний Мела. Он пишет, что агафирсы разрисовывают лица и тела в зависимости от древности рода, и узоры эти невозможно смыть. Вергилий упоминает в «Энеиде» «разрисованных агафирсов» (pictique Agathyrsi), а в «Георгиках» — «разрисованных гелонов». Грамматик Сервий, комментируя эти строки, пишет, что агафирсы являются племенами Скифии, а слово picti в данном случае не означает «имеющие татуировки» (picti autem non stigmata habentes) подобно народу в Британии», который такие татуировки имеет. Здесь речь идёт о хорошо известном обычае британских пиктов раскрашивать (лат. pingere) или татуировать свои тела. От этого обычая римский панегирист Евмений выводит само название пиктов. О нём сообщает также готский историк Иордан:
«Они отмечают их тела с различными фигурами всех видов животных и не носят никакую одежду из страха сокрытия этих фигур».
В другой части текста он пишет:
«Не знаю, ради ли украшения или по другой какой-то причине расписывают они себе тела железом».
Знак бесчестья
Та же практика встречается у римлян. Диодор Сицилийский, рассказывая о расцвете рабовладения на Сицилии в эпоху, предшествовавшую восстанию 136–132 годов до н.э., упоминает о клеймах (stigma), которыми хозяева метили тела и лица своих рабов. В пьесе «Клад» римского драматурга Плавта приводится диалог двух рабов. Один участник ссоры попрекает другого: «Что, ты, человек трёх букв, оскорбляешь меня? Вор (fur)»! Последнее слово этой реплики является не только оскорблением, но и прозрачно намекает на содержание надписи из этих трёх букв, изображённых на лице собеседника. В аналогичной сцене из другой пьесы автора, «Касина», судебный пристав Олимпион называет раба Халина сначала беглым, а затем — «этот подписанный» (hic litteratus), что также подразумевает наличие бросающейся в глаза татуировки. Поэт Ювенал называет содержащихся в эргастуле (помещении для провинившихся) рабов inscripti или litterati. Широкую известность обрела история спасения Анция Рестиона, который в ходе проскрипций триумвиров был объявлен вне закона, но от смерти его спас раб, которого он прежде приказал заковать в кандалы и заклеймить надписью. В императорскую эпоху клеймо ставилось на лоб преступникам, осуждённым на работу в рудниках. Нередким было похищение свободных людей, которым хозяева эргастулов делали татуировку на лице и выдавали их за рабов.
Комичный эпизод представлен в «Сатириконе» Петрония. Герои романа Энколпий и его возлюбленный Гитон пытаются скрыться с судна, на котором их сопровождает некий Эвмолп. Отбросив несколько вариантов побега, Эвмолп предлагает товарищам обрить головы и при помощи чернил изобразить на лбу каждого надпись:
«Эти буквы прикроют ваши лица пятном позорного наказания и отвлекут от вас подозрения ищущих».
Предложение было принято. Кликнули слугу-цирюльника, который обрил обоим не только волосы, но и брови.
«Затем Эвмолп громадными буквами украсил нам обоим лбы и щедрой рукой вывел через всё лицо общеизвестный знак беглых рабов».
Обман не сработал. Энколпий и Гитон были опознаны, а влюблённая в Гитона женщина, от которой столь экстравагантным способом пыталась спастись эта парочка, увидев клейма на лицах, залилась слезами. Её спутник, имеющий на Энколпия свои виды, произнёс:
«О, простодушная женщина! Да разве эти буквы выжжены железом? О, если бы чело их на самом деле осквернилось подобными надписями! Это послужило бы нам величайшим утешением. Теперь же мы стали жертвой шутовской проделки: эти поддельные надписи — насмешка над нами».
Перевод не совсем точен. В оригинале сказано не «выжжены железом», а «напитаны железом» (ferro praeparata litteras biberint), то есть автор скорее подразумевает татуировку, а не клеймо. Несомненный интерес представляет собой «общеизвестный знак беглых рабов». Идею о его значении дают схолии к Эсхину, автор которых утверждает, что беглым рабам на лбу писали: «Держи меня, я беглый». Похожую по содержанию латинскую надпись мы можем видеть на бирке, прикреплённой к рабскому ошейнику.
Татуировки римских солдат
Главным источником по этому вопросу является Вегеций — автор конца IV или даже первой половины V века, который в своём сочинении «Краткое изложение военного дела» упоминает об особых знаках, наносившихся на кожу новобранцам римской армии:
«Но не тотчас новобранец, принятый по набору, должен получать военную метку (punctis signorum scribendus); сначала он должен быть испытан упражнением, чтобы можно было определить, действительно ли он подходит к такому делу».
И ещё один фрагмент:
«Когда будут обозначены на коже воинов нестираемые знаки (in cute punctis milites scripti), воины заносятся в списки, и затем обычно их заставляют приносить клятву».
Из прямого смысла этих слов Вегеция следует, что в римской армии его времени существовала практика клеймения новобранцев. Исходя из озабоченности автора проблемой уклонения военнообязанных от службы, весьма чётко выраженной в тексте трактата, можно предположить, что нестираемые знаки наносились на руки солдат для того, чтобы затруднить им возможность дезертировать. Хотя при обозначении этих знаков автор сознательно избегает общеупотребимого слова stigma, используемый им термин punctum («укол, наколка») не оставляет сомнения, что речь идёт именно о татуировке, а не выжигании клейма на коже. Глагол scribere — «писать» — в этом контексте означает, что наносимые на кожу знаки представляют собой слова, буквы или цифры, а не рисунки или абстрактные символы.
Примерно к тому же времени, когда Вегеций писал свою работу, относится эдикт от 15 декабря 398 года императоров Аркадия и Гонория, адресованный магистру оффиций Гозию:
«Клеймо (stigmata), которое есть знак государственный (nota publica), следует наносить на руку работникам оружейных мастерских (fabricensium) подобно тому, как это делается в отношении новобранцев, чтобы таким образом опознать дезертиров».
Как и клеймение солдат, маркирование рук работников фабричных мастерских имело целью максимально затруднить им возможность покинуть своё место. Эдикт предписывал в отношении обеих категорий лиц формы обращения, ранее принятые лишь для беглых рабов и осуждённых преступников. Нанесение татуировки на руку вместо использовавшегося ранее клейма на лбу предписывалось указом Константина Великого 316 года. Он постановлял клеймить таким образом преступников, приговорённых к рудникам или к смерти на арене,
«поскольку лицо создано по образу и подобию божиему и, следовательно, даже в лице преступника божественная красота должна оскверняться как можно меньше».
Избавление от татуировки
Ещё одно упоминание о практике клеймения солдат мы находим в тексте «Шестнадцати книг о медицине» за авторством Аэция из Амиды (502–575). Он описывает применявшуюся технику татуировки и приводит рецепт использовавшихся при этом чернил:
«О клеймах (peri stigmaton). Так называются надписи, которые пишутся на лице или какой-либо другой части тела, например, на руках солдат, и с этой целью используются следующие чернила (далее приводится рецепт — прим. авт.). Применять, прокалывая кожу иглой, вытирая кровь и втирая в рану сначала сок лука-порея, а затем чернила».
Чернила, рецепт которых приводит Аэций, состояли из золы, полученной от коры египетской сосны, бронзового порошка, купороса, уксуса, жёлчи и лукового сока. Все ингредиенты следовало истолочь, соединить и полученный таким образом порошок размешать в растворе из двух частей воды и одной части лукового сока.
Аэций также рассказывает, как в случае необходимости можно было избавиться от такой татуировки:
«В тех случаях, когда мы хотим удалить клеймо, мы должны использовать следующие препараты (далее следуют два рецепта, один из которых включает известь или гипс и карбонат натрия, а другой — перец, руту и мёд — прим. авт.). При нанесении сначала очисти клеймо натрием, намажь его смолой теребинта и наложи сверху повязку на пять дней. На шестой проколи клеймо иголкой, промокни кровь губкой, а затем посыпь немного соли на уколы; затем, после интервала в десять стадий (предположительно, время, необходимое для прохождения этого расстояния — прим. авт.), используй вышеупомянутый рецепт и накрой всё сверху льняной повязкой. Оставь на пять дней, а на шестой прочисти всё пёрышком. Клеймо удаляется за двадцать дней, без больших изъязвлений и без шрама».
Как гласил эдикт 398 года, наносимые на кожу солдат и фабричных рабочих татуировки являлись знаком их государственной принадлежности (nota publica). По форме они представляли собой скорее слова, буквы или цифры, нежели абстрактные символы или рисунки. Знаменитая аббревиатура SPQR (Senatus Populusque Quiritium Romanus — «сенат и римский народ квиритов»), выбранная создателями фильма «Гладиатор», минимально подходила для этой цели, поскольку таково было официальное наименование римского государства, зафиксированное в огромном числе документов, на монетах, монументальных надписях и т.д. Из альтернативных возможностей — это мог быть номер легиона или название другой военной части, в которую распределялся рекрут для военной службы. Правда, неясно, как быть с такой татуировкой, если солдат для продолжения службы переводился в другую часть. По мнению автора, татуировкой мог являться год зачисления военнообязанного на военную службу, от которого отсчитывался срок выхода в отставку. После Феодосия Великого (379–395), отца Аркадия и Гонория, этот срок считался по императорским налоговым эдиктам.
Практика клеймения солдат являлась экстраординарной мерой, радикально противоречившей сложившимся принципам отношений между римским государством и армией. Скорее всего, она была ответом на чрезвычайную ситуацию, в которой Римская империя оказалась в правление Феодосия. Гражданские войны и варварские вторжения привели к существенному снижению численности римской армии при одновременном сокращении базы для военного набора. Чтобы справиться с кризисом императору пришлось принимать весьма радикальные решения: зачислять на службу целые варварские племена, рекрутировать в армию всех, кого только было возможно, включая стариков и инвалидов, угрожать смертью за попытку уклонения от набора. Обращение к поголовному клеймению солдат хорошо вписывается в этот ряд, засвидетельствованный в законодательстве Феодосия. Возможно, первоначально эта практика задумывалась как временная мера, однако она так и не была отменена — похоже, она сохранялась ещё при Юстиниане (527–565).
Аббревиатура SPQR. Что означает это для культуры Древнего Рима?
Почти все туристы, прогуливаясь по Риму, обращают внимание на аббревиатуру S.P.Q.R., которая размещена практически везде, куда падает взгляд: на гербе, домах, монументах, древних колоннах и на всех люках. Возникает ощущение, что вы идете по опечатанному городу:) Тем, кто еще не знает, расскажу, что означают эти 4 таинственные буквы.
Официальная трактовка S.P.Q.R. с латинского «Senatus Populus que Romanus» известна с 509 года до н.э. (год основания Римской республики) и переводится как «Сенат и народ Рима».
Согласно другой версии, аббревиатура расшифровывается как «Senatus Populus Quiritium Romanus», но переводится точно также — «Сенат и граждане Рима». Такая трактовка переносит нас во времена Ромула и знаменитой истории с похищением сабинянок. После того, как конфликт между римлянами и сабинянами был улажен мирным путем, последние поселились на Квиринальском холме. Вместе с жилищами на новом месте они возвели святилище в честь бога Квирина, которого стали почитать и римляне. С тех самых пор народ Рима стал официально называться «Римский народ квиритов», т.е. «Populus Romanus Quiritium».
Помимо двух самых распространенных версий, существовало еще множество интерпретаций, которые возникали в разные века в зависимости от политических событий, правления пап и настроения горожан. В качестве примера можно привести следующие варианты:
«Sapiens Populus Quaerit Romam» — Мудрый народ любит Рим.
«Salus Papae Quies Regni» — Если Папа в здравии, то в королевстве все спокойно.
«Sanctus Petrus Quiescit Romae» — Святой Петр почивает в Риме.
Кинематограф тоже не остался в стороне и предложил парочку своих трактовок, мало приятных римлянам. Герой популярной комедии Астерикс расшифровывал S.P.Q.R. как «Sono Pazzi Questi Romani!», то есть «Сумашедшие эти римляне», а другой персонаж уже итальянской комедии говорил «Sono Porci Questi Romani» — «Эти римляне свиньи».
Позвольте дать вам маленький совет: уезжая из вечного города, купите на память какой-нибудь сувенир с аббревиатурой S.P.Q.R., и частица Рима всегда будет рядом с вами:)
S.P.Q.R. — латинская аббревиатура, которую изображали на штандартах римских легионов и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.
В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках.
Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима.
S почти наверняка означает первую букву слова Senatus — «Сенат». Происхождение P неоднозначно, разные исследователи видят здесь первую литеру слов Populus или Populusque, «народ» и «и народ», соответственно.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) Ромул, завоеватель «Акрон»
Происхождение Q также является поводом для споров, оно означало или que — «и», или Quirites, или Quiritium. Оба последних — множественное число от Quiris «воин с копьем», но также и «гражданин», которое произошло от имени Квирина (Quirinus), первоначально сабинского божества, чье святилище находилось на Квиринале, одном из семи холмов, на которых возник город. После заключения Ромулом мира с сабинами Квирин вошел в римский пантеон богов. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул.
В честь Квирина римские граждане именовали себя квиритами. Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» (Populus Romanus Quiritium) (использовалось в официальных обращениях). В более позднее время культ Квирина, оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Но наименование «квириты» сохранилось.
Офорт Вацлав Холлар.
R наиболее вероятно означает Romae, Romanus или Romanorum, что переводится как «Рим», «Римский» или «Римлян», соответственно.
Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.:
Senatus Populusque Quiritium Romanus o Сенат и граждане Рима, где Quiritium происходит от Quiris — «гражданин».
Фрагмент мозаичного пола в Galleria Vittorio Emanuele II в Милане
Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:
o «Сенат и свободный народ Рима» (некоторые историки приписывают слову «квирит» значение — «свободный»). o «Сенат и народ квиритов Рима» (дело в том, что «квирит», по сути, является термином, обозначающим гражданина Рима, и аналогов в русском языке не имеет). o «Сенат и гражданское население Рима».
Senatus Populusque Romanus
O Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов.
На арке Тита. Замечательными примерами этого является Арка Тита, построенная около 81 году н. э. для оказания почестей Титу и его отцу Императору Веспасиану. Также эту версию можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году н. э. в знак уважения к Императору Траяну.
Следует помнить, что все без исключения граждане были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.
В 1998 году создана организация-Новый Рим.
(Новый Рим)— международная организация, посвященная возрождению древнего Рима, созданная в 1998 году в США (или в MMDCCLI a.u.c. по римскому календарю) Флавием Ведием Германиком и Марком Кассием Крассом. Зарегистрирована как образовательная и религиозная некоммерческая организация. Nova Roma «ставит целью восстановление классической римской религии, культуры и добродетелей». Декларация, подписанная основателями организации, гласит-
Мы, Сенат и Народ Четвёртого Рима, ради восстановления оснований европейской цивилизации, объявляем о создании Четвёртого Рима, как суверенного государства. Мы провозглашаем Nova Roma независимым государством и республикой, с его собственными Конституцией и законным Правительством, со всеми международными правами и обязанностями, которые такой статус в себе несет …
У развалин древнеримского алтаря.
Так как Nova Roma имеет структуру, заимствованную из древней римской республики, с Сенатом, магистратами, и законами, принимаемыми путём голосования, а также по той причине, что её члены называют себя гражданами Нового Рима или просто римлянами, эту организацию часто относят к микронациям. Вместе с тем, многие из её членов считают её образовательные и религиозные функции более важными, чем реконструкция государства.
Nova Roma проводит для своих граждан сборы и фестивали, на которых, часто в исторических костюмах, они обсуждают древнюю культуру, практикуются в латыни, посещают исторические места.
Члены Nova Roma также имеют свои Римские имена, используемые на фестивалях, при ведении бизнеса в рамках организации, и при общении на интернет-форумах. Для новичков существует предоставляемое цензорами руководство по выбору римского имени.
По данным на январь 2008 года, Nova Roma насчитывает около 1000 членов по всему миру, и ещё 1600 из тех, кто не контактировал с группой в течение прошедшего года, но имеет возможность по своему желанию восстановить свое членство, связавшись с цензорами.
Очень часто можно услышать фразу: «Рим покорил мир трижды». Если познать саму суть этого высказывания, то становится понятно, что оно правдиво. Прежде всего, Рим покорил мир легионами, посредством постоянных завоеваний. Второй элемент, который обязывает многие страны быть благодарными древней империи, — это культура. Многие государства, после того как их захватил Рим, достаточно быстро эволюционировали и перешли на новый уровень развития. Также Рим дал человечеству право. Отсюда можно сделать вывод, что это некогда великое государство оставило значительный след в мировой истории.
Проблемы перевода
Ученые-лингвисты, историки не пришли к окончательному мнению о расшифровке данной аббревиатуры. Можно с уверенностью говорить, что современный перевод лишь приблизительный, такой, как его понимают исследователи на основании тех знаний, которыми располагает современная наука. Стоит отметить, что далеко не всегда в расшифровке некоторых загадок соблюдаются принципы научности утверждений.
Что значит S.P.Q.R? Senatus Populus Quiritium Romanus. Дословный перевод с латыни — «Сенат и граждане Рима». Существует очень большая вероятность того, что фразу можно построить по-иному. Например, «Сенат и свободный народ Рима». Первые две литеры S и P единодушно признали как сокращения слов: S — senatus («сенат»), P — populous («народ»). С четвертой, последней, также проблем не возникает. Наверняка это R (romanus — «римский»). Основные споры развернулись вокруг значения литеры Q. Ее можно перевести как que — «и». А можно подставить значение Quirites, или квирит, означающее «гражданин». В Древнем Риме понятия «гражданин» и «свободный народ» не тождественны. Это прекрасно видно, если внимательнее рассмотреть вопрос о том, что давало римское гражданство.
Аббревиатура SPQR. Что значит это для культуры Древнего Рима?
Очень часто можно услышать фразу: «Рим покорил мир трижды». Если познать саму суть этого высказывания, то становится понятно, что оно правдиво. Прежде всего, Рим покорил мир легионами, посредством постоянных завоеваний. Второй элемент, который обязывает многие страны быть благодарными древней империи, — это культура. Многие государства, после того как их захватил Рим, достаточно быстро эволюционировали и перешли на новый уровень развития. Также Рим дал человечеству право. Отсюда можно сделать вывод, что это некогда великое государство оставило значительный след в мировой истории.
Что есть Рим?
В древние времена существовала Римская Республика. Она зародилась на просторах современной Италии, между тремя холмами: Палатином, Капитолием и Квириналом, где сегодня располагается современный город Рим. Первоначально это был город-государство, как и все видные страны того времени.
Однако по прошествии нескольких веков, когда Рим развился до размеров просто огромной республики, его территория значительно возросла. Для управления подобной «политической машиной» была нужна новая форма власти. Простое царствование уже не подходило. Поэтому римляне выбрали для себя демократическую форму правления, которая на многие века закрепилась на штандарте республики в виде аббревиатуры SPQR. Что значит это выражение, известно многим, но все же оно вызывает большое количество споров вот уже много лет.
Что значит SPQR?
Когда учёные только начинали серьёзное изучение Древнего Рима, эта аббревиатура отождествлялась с самим государством. Подобный вывод был правдивым и в то же время ложным, потому что намного большее значение было вложено в аббревиатуру SPQR.
Рим при этом играл роль своеобразного прародителя всех своих граждан. Чаще всего обозначение было изображено на штандартах легионеров. На них также размещался Aquila, что означает «орёл» в переводе с латинского. Таким образом, «орёл» и был символом республики, а SPQR несёт куда большее значение. Аббревиатура возникла от высказывания: «Сенат и граждане Рима». Это говорит о большем политическом, нежели символическом, значении SPQR. Что значит каждая буква этой аббревиатуры, было выяснено намного позже.
Значение букв SPQR
Высказывание имело значение архаическое, так как, по мнению учёных, происходило из времен основания Рима. Существует много определений аббревиатуры SPQR. Практически все они имеют в виду одно и то же: величие Рима и его сената. Это подчёркивает факт того, что граждане республики гордились своим государственным строем и поэтому сделали своим негласным символом SPQR. Древний Рим по мере своего развития завоевал множество государств и сделал их провинциями, подчёркивая тем самым величие своего государства и государственного строя.
Если разобрать каждую букву сокращения SPQR, то получится следующая расшифровка, а именно:
— Практически во всех письменах древних римлян буква S означала «Сенат» или же «Senatus» — на латинском.
— P – это сокращение слова «Populusque»,«Populus», что в переводе означает «народ», «народность», «нация».
— Больше всего споров вызывает буква Q. Многие учёные спорят по поводу её значения и по сей день. Одни считают, что Q – это сокращение от слова Qurites или же по-русски «гражданин». Другие характеризуют Q как сокращение от слова Quritium – «воин с копьём».
— Буква R всегда расшифровывалась, как Romae, Romenus. В переводе это значит «Рим».
Изучение каждой буквы SPQR, что значит «величие и сила Рима», помогает понять менталитет древних римлян и их веру в своё государство.
SPQR и современность
Сегодня эту символическую аббревиатуру можно встретить практически повсюду. Её активно использовали во времена итальянского Возрождения. В современной Италии символ используется в качестве герба города Рима. Его изображают на плакатах, люках и домах.
Выражение SPQR, что значит «Сенат и граждане Рима», использовалось для изображения некоторых сцен Страстей Христовых, чтобы подчеркнуть присутствие Римской Империи в этих событиях.
Что значит SPQR в Риме
На территории Римской империи существовало два права: римское и латинское. Первоначально латинским правом наделялось коренное население — италики, позже оно распространилось даже на союзников варваров. Хотя латиняне были лично свободными, но они не считались полноправными гражданами. Не имели права голосовать, служить в легионе.
Была еще одна отличительная особенность римских граждан, о которой осталось воспоминание из крылатых выражений латинского языка. Noli me tangere. Civis Romanus sum («Не тронь меня. Я — римский гражданин»). Даже самый последний нищий, валявшийся на тротуаре, кичился своим римским гражданством. Оно гарантировало ему избавление от порки, пыток и многих других неприятностей. Причем такое право обеспечивало неприкосновенность и за пределами Рима. Поэтому гражданству придавалось огромное значение, следовательно, литера Q, скорее всего, означает quirites, или граждане. Если взять за основу именно эту версию, то она как нельзя лучше объясняет, что значит S.P.Q.R.
Римское общество с его патриархальным укладом наделяло правом собственности даже рабов. Нередко они выкупали свою свободу за баснословные деньги, впоследствии становясь даже богаче своих бывших хозяев, но полноправным положением в обществе не пользовались.
Что есть Рим?
В древние времена существовала Она зародилась на просторах современной Италии, между тремя холмами: Палатином, Капитолием и Квириналом, где сегодня располагается современный город Рим. Первоначально это был город-государство, как и все видные страны того времени.
Однако по прошествии нескольких веков, когда Рим развился до размеров просто огромной республики, его территория значительно возросла. Для управления подобной «политической машиной» была нужна новая форма власти. Простое царствование уже не подходило. Поэтому римляне выбрали для себя демократическую форму правления, которая на многие века закрепилась на штандарте республики в виде аббревиатуры SPQR. Что значит это выражение, известно многим, но все же оно вызывает большое количество споров вот уже много лет.
Гражданские права во время воинской службы
Еще одним убедительным аргументом в пользу версии «о гражданах» можно считать юридическое положение воинов легиона. Прохождение службы было почетной обязанностью римлян, необходимым условием для продвижения карьеры на поприще государственной службы. Необходимое вооружение гражданин получал за свой счет, поэтому при наборе существовала определенная имущественная цена. Уклонение от воинской повинности каралось смертью или рабством.
Что значит SPQR у римских войск? На их штандартах это символ исключительности государства. Завоеватели не просто шли покорять народы, грабя всех на своем пути. Они несли свою культуру, новый порядок, уклад жизни, закон. Спаянные суровой дисциплиной, общим корпоративным духом перед лицом опасности, эти воины принадлежали к одной из самых сильных армий в Античности.
Попадая на службу, они теряли часть своих гражданских прав. На время несения службы не являлись полноправными членами римского общества. Теперь их могли подвергнуть экзекуциям, даже казнить в зависимости от совершенного воинского преступления. Если они обзаводились семьями в дальних походах, то их дети не считались настоящими гражданами. Это лишний раз подчеркивает, как древние римляне акцентировали внимание на статусе человека.
Новое Время
В эпоху Возрождения монограмма была переиначена несколькими городами: SPQV — Венеция и SPQB — Брюссель [1] Также встречаются: SPQS — в Сиене, SPQO — в Оломоуце.
В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках. В период Рисорджименто данная аббревиатура стала использоваться в символике возрожденного Итальянского государства; ее можно встретить на итальянских плакатах Первой мировой войны.
Популярность монограммы
Во время эпохи Возрождения к подобной аббревиатуре прибегали не раз. Она нашла свое применение в других городах Италии, правда, несколько изменившись. Например, S.P.Q.V. — лозунг Венеции, или S.P.Q.S. — воззвание Сиены, которые позаимствовали идею у Рима, внедрив ее с учетом местного колорита. Но, возвращаясь к символу Рима, нужно отметить интересный факт. На вопрос «что значит S.P.Q.R.» в различные времена, соразмерно с обстановкой, отвечали по-разному. Вот наиболее популярные из них: «Святой Петр почивает в Риме» или «Мудрый народ любит Рим».
TR | UK | KK | BE | EN | spqr, spqr meaning
Основание Рима Царский период Семь царей Рима
Республика Ранняя республика Пунические войны и экспансия на Востоке Союзническая война Гражданская война 83—82 до н. э. Заговор Катилины Первый триумвират Гражданская война 49—45 до н. э. Второй триумвират
Империя Список императоров Принципат Династия Юлиев-Клавдиев Династия Флавиев Династия Антонинов Династия Северов Кризис III века Доминат Западная Римская империя
Понятия: SPQR Культура Брак Проституция Религия Христианство Театр Язык Литература Архитектура Кухня Дороги Провинции Армия Легионы Магистратуры
Люди: Ромул и Рем Сципион Гракхи Марий Сулла Цицерон Помпей Цезарь Марк Антоний Октавиан Нерон Веспасиан Траян Марк Аврелий Диоклетиан Константин I
— аббревиатура латинской фразы «
S
enatus
P
opulus
q
ue
R
omanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи. Был заменён на христианский символ лабарум Константином Великим.
Содержание
Значение аббревиатуры
Надпись на Арке Тита
Происхождение
Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима. Это значило: благодарность сенату и римскому народу.
Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.:
Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:
Новое Время
В эпоху Возрождения монограмма была переиначена другими городами: SPQV — Венеция и SPQB — Брюссель. Также встречаются: SPQS — в Сиене, SPQO — в Оломоуце.
В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках. В период Рисорджименто данная аббревиатура стала использоваться в символике возрождённого Итальянского государства; её можно встретить на итальянских плакатах Первой мировой войны.
В изобразительном искусстве
В христианском искусстве монограмма встречается в различных сценах Страстей Христовых и для иллюстраций римской истории, указывая на присутствие римских солдат.
Примечания
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из «Словаря сюжетов и символов в искусстве» Джеймса Холла.
spqr, spqr book, spqr flag, spqr mary beard, spqr meaning, spqr percy jackson, spqr restaurant, spqr roman, spqr symbol, spqr tattoo
SPQR Информацию О
SPQR Комментарии
SPQR SPQR SPQR Вы просматриваете субъект
SPQR что, SPQR кто, SPQR описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Значение аббревиатуры
Происхождение
Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима. Это значило: благодарность сенату и римскому народу.
Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.:
Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:
Значение букв SPQR
Высказывание имело значение архаическое, так как, по мнению учёных, происходило из времен основания Рима. Существует много определений аббревиатуры SPQR. Практически все они имеют в виду одно и то же: величие Рима и его сената. Это подчёркивает факт того, что граждане республики гордились своим государственным строем и поэтому сделали своим негласным символом SPQR. Древний Рим по мере своего развития завоевал множество государств и сделал их провинциями, подчёркивая тем самым величие своего государства и государственного строя.
Если разобрать каждую букву сокращения SPQR, то получится следующая расшифровка, а именно:
Практически во всех письменах древних римлян буква S означала «Сенат» или же «Senatus» — на латинском.
P — это сокращение слова «Populusque»,«Populus», что в переводе означает «народ», «народность», «нация».
Больше всего споров вызывает буква Q. Многие учёные спорят по поводу её значения и по сей день. Одни считают, что Q — это сокращение от слова Qurites или же по-русски «гражданин». Другие характеризуют Q как сокращение от слова Quritium — «воин с копьём».
Буква R всегда расшифровывалась, как Romae, Romenus. В переводе это значит «Рим».
Изучение каждой буквы SPQR, что значит «величие и сила Рима», помогает понять менталитет древних римлян и их веру в своё государство.
Отрывок, характеризующий SPQR
– Нет-ет… Здесь красиво-сиво-иво…– прошелестел тот же мягкий голос. – И хорошо-ошо… Лилис неожиданно подняла один из своих сверкающих «лепестков» и нежно погладила Стеллу по щеке. – Малыш-ка… Хорошая-шая-ая… Стелла-ла-а… – и у Стеллы над головой второй раз засверкал туман, но на этот раз он был разноцветным… Лилис плавно махнула прозрачными крыльями-лепестками и начала медленно подниматься, пока не присоединилась к своим. Савии заволновались, и вдруг, очень ярко вспыхнув, исчезли… – А куда они делись? – удивилась малышка. – Они ушли. Вот, посмотри… – и Миард показал на уже очень далеко, в стороне гор, плавно паривших в розовом небе, освещённых солнцем дивных существ. – Они пошли домой… Неожиданно появилась Вэя… – Вам пора, – грустно сказала «звёздная» девочка. – Вам нельзя так долго здесь находиться. Это тяжело. – Ой, но мы же ещё ничего ничего не успели увидеть! – огорчилась Стелла. – А мы можем ещё сюда вернуться, милая Вэя? Прощай добрый Миард! Ты хороший. Я к тебе обязательно вернусь! – как всегда, обращаясь ко всем сразу, попрощалась Стелла. Вэя взмахнула ручкой, и мы снова закружились в бешеном водовороте сверкающих материй, через короткое (а может только казалось коротким?) мгновение «вышвырнувших» нас на наш привычный Ментальный «этаж»… – Ох, как же там интересно. – в восторге запищала Стелла. Казалось, она готова была переносить самые тяжёлые нагрузки, только бы ещё раз вернуться в так полюбившийся ей красочный Вэйин мир. Вдруг я подумала, что он и вправду должен был ей нравиться, так как был очень похож на её же собственный, который она любила себе создавать здесь, на «этажах»… У меня же энтузиазма чуточку поубавилось, потому что я уже увидела для себя эту красивую планету, и теперь мне зверски хотелось что-нибудь ещё. Я почувствовала тот головокружительный «вкус неизвестного», и мне очень захотелось это повторить… Я уже знала, что этот «голод» отравит моё дальнейшее существование, и что мне всё время будет этого не хватать. Таким образом, желая в дальнейшем оставаться хоть чуточку счастливым человеком, я должна была найти какой-то способ, чтобы «открыть» для себя дверь в другие миры… Но тогда я ещё едва ли понимала, что открыть такую дверь не так-то просто… И, что пройдёт ещё много зим, пока я буду свободно «гулять», куда захочу, и что откроет для меня эту дверь кто-то другой… И этим другим будет мой удивительный муж. – Ну и что будем дальше делать? – вырвала меня из моих мечтаний Стелла. Она была расстроенной и грустной, что не удалось увидеть больше. Но я была очень рада, что она опять стала сама собой и теперь я была совершенно уверена, что с этого дня она точно перестанет хандрить и будет снова готова к любым новым «приключениям». – Ты меня прости, пожалуйста, но я наверное уже сегодня ничего больше делать не буду… – извиняясь, сказала я. – Но спасибо тебе большое, что помогла. Стелла засияла. Она очень любила чувствовать себя нужной, поэтому, я всегда старалась ей показать, как много она для меня значит (что было абсолютной правдой). – Ну ладно. Пойдём куда-нибудь в другой раз, – благодушно согласилась она. Думаю, она, как и я, была чуточку измождённой, только, как всегда, старалась этого не показать. Я махнула ей рукой… и оказалась дома, на своей любимой софе, с кучей впечатлений, которые теперь спокойно нужно было осмыслить, и медленно, не спеша «переварить»…
К моим десяти годам я очень сильно привязалась к своему отцу. Я его обожала всегда. Но, к сожалению, в мои первые детские годы он очень много разъезжал и дома бывал слишком редко. Каждый проведённый с ним в то время день для меня был праздником, который я потом долго вспоминала, и по крупиночкам собирала все сказанные папой слова, стараясь их сохранить в своей душе, как драгоценный подарок. С малых лет у меня всегда складывалось впечатление, что папино внимание я должна заслужить. Не знаю, откуда это взялось и почему. Никто и никогда мне не мешал его видеть или с ним общаться. Наоборот, мама всегда старалась нам не мешать, если видела нас вдвоём. А папа всегда с удовольствием проводил со мной всё своё, оставшееся от работы, свободное время. Мы ходили с ним в лес, сажали клубнику в нашем саду, ходили на реку купаться или просто разговаривали, сидя под нашей любимой старой яблоней, что я любила делать почти больше всего.