Spotify что это такое и как работает для чайников
Что такое Spotify и как им пользоваться
Кажется, 15 июля в России все-таки запустится Spotify. По такому случаю рассказываем, как появилась одна из крупнейших стриминг-платформ в мире, чем Spotify отличается от конкурентов и почему он все никак не появится у нас. Точнее, не появлялся.
Как появился Spotify
Spotify возник в 2006 году усилиями Даниэля Эка и Мартина Лорентсона. К моменту запуска оба были миллионерами, причем заработавшими совсем не на музыке. Лорентсон владел платформой цифрового маркетинга Tradedoubler, а Эк создавал, продвигал и выгодно продавал доткомы.
Эк и Лорентсон вдохновлялись примером Napster: запущенный в 1999 году сервис позволял быстро и легко обмениваться треками и быстро стал популярным. Проблема в том, что платформа была нелегальной, поэтому спустя два года Napster убили иски от Dr. Dre и Metallica.
Шведы взяли модель Napster и заставили ее работать по букве закона, заключив соглашения с представителями музыкальной индустрии. Время было выбрано удачно, в середине нулевых у лейблов были проблемы с доходами: интернет-пиратство росло, а рынок неконтролируемо падал. Spotify хватило 5 миллионов долларов, чтобы заполучить себе каталоги Universal, Warner, Sony и EMI — так называемой «большой четверки».
Spotify запустился в октябре 2008 года в восьми европейских странах. Платная подписка стоила тогда 4,99 евро в месяц и позволяла слушать музыку без ограничений. Бесплатный аккаунт ограничивал время прослушивания музыки 10 часами в месяц и транслировал рекламу между треками (впоследствии ограничение по времени убрали и добавили студенческий и семейный тарифы).
Спустя год сервис набрал первый миллион подписчиков, спустя три — запустился в США. Также Spotify побудил крупные корпорации по всему миру тоже заняться стримингами (Google Play появился в 2011 году, «Яндекс.Музыка» — в 2013 году, Apple Music — в 2015 году).
Несмотря на конкуренцию со стороны крупных IT-компаний, на текущий момент Spotify остается главным стриминговым сервисом в мире. По состоянию на первый квартал 2020 года шведская платформа контролирует 32% рынка. Ближайшие конкуренты Spotify — Apple Music (18%) и Amazon Music (14%).
Spotify нет в России. Как так?
Шведский сервис давно намеревался прийти в Россию, но всегда что‑то мешало. Эк сам приезжал в Россию и пытался вести переговоры с «ВКонтакте» о сотрудничестве (на тот момент ВК была главным складом пиратской продукции). Николай Кононов в книге «Код Дурова» рассказывает, что Эку ответили: «У нас в разы больше песен, чем у вас, нам невыгодно».
В 2014 году компания зарегистрировала юридическое лицо ООО «Спотифай» и открыла офис в Москве. Правда, уже в следующем году офис закрылся: среди возможных причин — ужесточение законов об интернете и экономический кризис в стране. Три года спустя уже сам Даниэль Эк объявил, что сервис работает над запуском в России, Индии и Африке. В Индии и ряде африканских стран сервис запустился, но к нам так и не пришел.
В 2019 году интерфейс Spotify начал постепенно русифицироваться, появилась информация о возможной цене подписки на сервис в России. В феврале 2020 года в одном из московских коворкингов нашли российский офис Spotify и выяснили, что возглавляет штат компании Илья Алексеев, работавший на радио Maximum и в российском отделении Facebook. В апреле Bloomberg сообщил о планах Spotify запуститься в России в 2020 году, несмотря на пандемию, а в июне «Коммерсант» рассказал о переговорах шведов с МТС для осеннего запуска.
Наконец, Variety назвал дату запуска — 15 июля. Кажется, в этот раз все по-настоящему.
Как устроен Spotify?
При запуске приложения открывается главная страница, на которой есть несколько вкладок : недавние прослушивания, персональные подборки (все, что пользователь слушает на повторе сейчас или рипитил месяц, год или два назад), кураторские подборки от самого Spotify (так, в американском аккаунте это плейлисты, посвященные движению Black Lives Matter), любимые треки и альбомы, плейлисты с новинками (например, All New Indie и Fresh Finds Pop), подкасты и несколько вкладок рекомендаций, подобранных алгоритмами сервиса на основе вкусов слушателя.
Во вкладке «Поиск» есть, собственно, поиск и история последних запросов, а в медиатеке собраны пользовательские или добавленные слушателем плейлисты, исполнители, альбомы и подкасты.
В разделе «Главное» сверху справа есть кнопка с настройками: там можно настроить качество музыки, побаловаться с эквалайзером, установить порог громкости, подключить гугл-карты (важный бонус для автомобилистов) и продлить подписку. Также есть возможность подписаться на других пользователей и посмотреть, что они слушают в данный момент (если они не скрыли настройки приватности), — вы тоже можете показать всем, что слушаете.
Почему все хвалят Spotify?
Главные функции всех стриминговых сервисов раньше всех появлялись в Spotify — кураторские подборки, радио по треку, пользовательские плейлисты, подкасты.
Сейчас у Spotify, на первый взгляд, нет никаких экстравозможностей по сравнению с остальными платформами. Плейлисты кураторов? Есть у конкурентов. Умный шаффл? Тоже. Подкасты? Завезли везде. Другое дело, что в сравнении с конкурентами, наверное, каждая из функций у Spotify смотрится выигрышнее.
Здесь однозначно больше (и кураторских, и пользовательских) плейлистов — например, классике хип-хопа 80-х и 90-х посвящено где‑то с десяток подборок. Здесь проще, легче и удобнее пользовательский интерфейс. Например, посчитайте, сколько действий на мобильном телефоне нужно сделать, чтобы поставить трек следующим в очередь в Apple Music и в Spotify (спойлер: в AM — это длинное нажатие, выбор пункта и щелчок, в Spotify — простой свайп влево).
Многие хвалят алгоритмы сервиса за тонкую настройку рекомендаций: послушал группу Travis? Вот тебе дальше группа Keane, а следом Snow Patrol.
А еще здесь вместо обложки альбома в мобильном приложении — фото- или видеоарт музыканта. Как говорится, мелочь, а приятно.
В чем успешен Spotify?
Если конкуренты на рынке музыкального стриминга имеют за собой поддержку крупных корпораций, то шведской компании приходится жить и развиваться своими силами. Это побуждает Spotify шустрее прочих придумывать новые решения самим и подсматривать фичи у других.
Об одном из главных умений Spotify — вовремя увидеть тренды, которые станут популярными, и быстро адаптировать их под себя — можно прочитать в книге «Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music», ее хайлайты можно почитать на канале у менеджера Оксимирона Жени Муродшоевой. Например, лучшая (и по сей день!) функция сервиса — находить похожую музыку к треку и автоматически играть ее до бесконечности — была, вообще-то, ноу-хау еще десятилетней давности сервиса потокового радио Pandora.
Система кураторских плейлистов, внедренная Spotify раньше конкурентов, тоже появилась сначала не у шведской компании, а у сервиса Songza. Его Spotify просто-напросто купил. Почему у Spotify крутые алгоритмы? Ответ тоже прост: в свое время шведам подвернулась возможность выкупить компанию Echo Nest, которая эти алгоритмы и разработала.
Последний тренд сервиса — это подкасты, на рынке которых Spotify ведет себя по-хозяйски. Одна из самых громких сделок и безусловных корпоративных удач компании — покупка эксклюзивных прав на подкаст комика Джо Рогана. Раньше шоу поднимало миллионы на YouTube, а теперь будет доступно лишь подписчикам Spotify в качестве эксклюзива.
Как пользоваться сервисом Spotify
Содержание
Содержание
15 июля 2020 года в России запустился популярный музыкальный стриминговый сервис Spotify. Давайте разберемся, как им пользоваться и какие интересные функции в нем есть.
Регистрация
Для начала надо зайти на сайт Spotify или скачать приложение на свое устройство — смартфон, планшет, телевизор или игровую консоль. Самое простое — зайти через свой аккаунт в Facebook. В этом случае не потребуется вводить адрес своей почты, подтверждать его и так далее. Все нужные данные для регистрации сервис возьмет из социальной сети.
По умолчанию, после входа, вы подключены к бесплатной подписке, имеющей ряд ограничений. Самые важные: битрейт треков ограничен до 160 кбит/с, разрешается пропускать только шесть треков в час и наличие рекламы. Поэтому сервис начнет настоятельно рекомендовать оформить премиум-подписку.
Новым пользователям предлагается пользоваться Spotify три месяца бесплатно. Но для этого сначала надо оформить премиум-аккаунт, указав свою платежную информацию — номер карты или PayPal. После того, как вы оформите подписку, все возможности сервиса разблокируются. Деньги с карты автоматически спишут первый раз через три месяца. Далее они будут списываться ежемесячно.
Если вы не хотите в дальнейшем пользоваться сервисом или против оплаты в автоматическом режиме, подписку можно отключить. Для этого надо зайти на сайте Spotify в свой аккаунт. В разделе «Мой план» выбрать «Сменить план» и дойти до пункта «Бесплатная версия». Там выбрать «Отменить Premium-подписку». При необходимости в дальнейшем ее можно восстановить.
После того, как вы вошли в сервис, он сразу начинает пытаться подстроиться под вас. Для этого ему надо помочь, указав, какие группы вам нравятся, чтобы Spotify сформировал первые плейлисты «Мой микс». Дальше вы послушаете их, поставите лайки на то, что понравилось и сервис постепенно разберется, что же нравится и что предлагать конкретному пользователю.
Настройки приложения Spotify
В начале использования Spotify на мобильном устройстве следует обязательно заглянуть в раздел настроек. В настройках приложения можно установить:
Все функции включаются или отключаются с помощью ползунков или выпадающих меню, если имеется несколько пунктов для выбора, как в случае с качеством звука.
Интересные функции
У Spotify есть несколько интересных функций, которые делают использование сервиса удобнее и интереснее.
Как в Spotify узнать больше информации об исполнителе
Представьте ситуацию. Вы слушаете трек в миксе, составленном Spotify, и он так понравился, что захотелось узнать об исполнителе дополнительную информацию. Как это сделать?
Тапните на имя исполнителя, и вам откроется его профиль. В нем вы увидите:
Как в Spotify запустить радио по плейлисту или треку
Понравилась какая-то песня, напали на удачный плейлист или исполнителя и теперь хотите послушать что-то еще в том же стиле?
Тапните на значок в виде «трех точек» в правом углу или рядом с треком, а потом выберите в появившемся меню «Включить радио по альбому».
Умный алгоритм подберет вам плейлист в том же стиле продолжительностью несколько часов.
Как поделиться интересным треком с помощью кода Spotify
Вам понравился какой-то трек и захотелось поделиться им с друзьями? Можно это сделать двумя способами:
Если же вы хотите разослать код друзьям, то сделайте скриншот экрана с кодом и пошлите его любым удобным способом. Ваш друг отсканирует скриншот и послушает интересный трек.
Как в Spotify узнать слова песни и подпеть любимому исполнителю
Многие любят подпевать любимым исполнителям или ищут слова понравившейся песни. В Spotify эта функция пока развивается в сотрудничестве с проектом Genius и доступна не для всех треков.
Если слова песни доступны для просмотра, то их можно найти под кнопками управления проигрывателем, сделав на смартфоне прокрутку вниз.
Для некоторых треков также доступна информация об истории создания и интересные факты. Но пока эта функция реализована для ограниченного числа мелодий и только на английском языке.
Как запустить музыку на другом устройстве через Spotify Connect
Интересная функция Spotify Connect позволяет управлять воспроизведением, перенося его с одного устройства на другое в пределах вашей локальной сети.
С помощью Connect можно запустить трек на смартфоне, потом переназначить его воспроизведение, например, на телевизор с подключенным саундбаром и слушать музыку на больших колонках, управляя переключением со смартфона, используя его как пульт управления.
Дальнейшим развитием этой функции являются групповые сеансы. Запустив групповой сеанс, вы получаете код Spotify и обычную ссылку для соцсетей. Отсканировав код или перейдя по ссылке, ваши друзья подключаются к играющему плейлисту и слушают ту же музыку, что и вы.
Все подключившиеся к сеансу пользователи могут слушать музыку, запущенную вами на своем устройстве или управлять воспроизведением треков на вашем гаджете.
Как связать навигацию через Карты Google и Spotify
Значительную часть времени мы проводим в транспорте. А что там делают водители, пока стоят в пробках? Правильно, слушают музыку. Со Spotify это делать очень удобно, так как можно связать Карты Google и музыкальное приложение и управлять воспроизведением прямо из навигатора.
Для этого в настройках Карт Google в разделе «Настройки навигации» включите ползунок «Управление воспроизведением» и в выпавшем окне выберите приложение Spotify. Spotify спросит у вас разрешение на управление аккаунтом из стороннего приложения. Дайте согласие, после чего музыкальный плеер интегрируется в навигатор.
Теперь, после того, как вы включите навигацию в Картах Google, с правой стороны появится кружок со значком Spotify. При тапе на него, внизу, под окном с картой, появляется панель управления плеером. В результате вы можете управлять воспроизведением, не выходя из навигационного приложения. Вот такая полезная интеграция популярного сервиса.
Что такое Spotify и чем он хорош
Содержание
Содержание
15 июля 2020 года в России наконец-то после нескольких лет переносов запустился музыкальный стриминговый сервис Spotify. Его ждали так долго, что за это время конкуренты, работающие в нашей стране, успели реализовать все его самые интересные функции. Поэтому возникает вопрос, а нужен ли пользователям новый музыкальный сервис при наличии «Яндекс.Музыки», «Музыки ВК»/«Boom», Play Музыки, Apple Музыки и прочих? Есть ли в Spotify что-то такое, за что его стоит не просто установить, но еще и оплатить подписку, дающую доступ ко всем функциям?
Что такое Spotify
Spotify — это самый первый в мире музыкальный стриминговый сервис, который появился в 2006 году. За это время Spotify пришел, наверное, на все возможные платформы, где можно обработать файлы с цифровым звуком и имеется усилитель с динамиком, чтобы играть треки.
За годы работы сервис накопил огромную библиотеку, в которой содержатся миллионы треков, причем их число постоянно растет.
Но основная «фишка» Spotify заключалась не в большой базе, а в умном сервисе рекомендаций и формирования плейлистов. Ориентируясь на то, какую музыку пользователь больше лайкает, сервис предлагает ему послушать другие треки, которые должны понравиться. Считается, что искусственный интеллект Spotify делает это лучше всех конкурентов. Как показало тестирование — это спорный момент, но тут все зависит от того, насколько много времени вы проведете в сервисе.
Еще один важный плюс Spotify — большое количество разнообразных и регулярно обновляемых плейлистов, в том числе мировых чартов и топов для всех стран, в которых присутствует сервис. Можно создавать и свои плейлисты, а потом делиться ими с миром. Spotify доступен в платной и бесплатной версиях. Бесплатная имеет ряд ограничений: не более шести перемоток треков за час, недоступно максимальное качество звука, нельзя прослушать треки оффлайн, есть реклама. В платной версии все это доступно, причем есть несколько вариантов подписки.
Кстати, для хорошей музыки могут пригодиться и хорошие наушники:
Основные возможности Spotify и сравнение с конкурентами
Разберем подробнее основные возможности, которые есть у Spotify и чем они отличаются от конкурентов.
Качество музыки
Начать надо с качества музыкальных треков. Пользователи могут выбрать несколько вариантов по качеству — от экономного для трафика битрейта 160 кбит/с до максимального 320 кбит/с (при условии наличия подписки). В Spotify используется формат файлов Ogg Vorbis, дающий по сравнению с mp3 лучшее качество звука при одинаковом битрейте.
На одинаковом оборудовании звук в Spotify при максимальном битрейте на одинаковых треках показался глубже и приятнее, чем в «Яндекс.Музыке» с включенным HQ. Остальные, в том числе Apple Music, Play Музыка, «Музыка ВК», звучали также хуже Spotify.
При этом в плане качества звука все перечисленные сервисы проигрывают Deezer, в котором при наличии подписки Deezer HiFi можно слушать треки в lossless-качестве в формате flac, звучащие объемнее. Правда, Deezer при отличном качестве треков проигрывает конкурентам в сервисе рекомендаций — основной «фишке» таких музыкальных проектов.
Музыкальные рекомендации
«Умные плейлисты», которые Spotify предлагает пользователю, сначала вас не удивят, потому что сервис не знает, какая музыка вам нравится. Для того, чтобы сервис начал предлагать адекватные настроению треки, ему надо подстроиться под персональные предпочтения. Но, у «Яндекс.Музыки» это получается быстрее. Она очень четко и быстро начинает предлагать треки под настроение и формировать интересный «Плейлист дня».
Spotify в этом плане первые две недели тестирования просто ставил в «умные плейлисты», треки групп, отмеченных как понравившиеся, немного разбавляя их другими. И только через пару недель «Мой микс дня» стал немного интереснее и разнообразнее. Кстати, Spotify предлагает пять таких разноплановых миксов на день, а «Яндекс.Музыка» — только один. Остальные «умные плейлисты» в «Яндекс.Музыке» формируются раз в неделю.
Интересная вещь, которая есть именно в Spotify, — регулярно обновляемые плейлисты чартов для всего мира и по разным странам. Такого нет в заточенной в основном на Россию «Яндекс.Музыке». В этом сервисе вообще имеется только один чарт, составленный на основе популярных у пользователей мелодий, хотя тематических плейлистов под разные настроения и вкусы довольно много. Поэтому в чартах Spotify очень хорош. Конкурентом в этом плане для Spotify является Apple Music, в котором также есть такая функция.
Полезная функция Spotify — «Радар новинок». В отличие от «Яндекс.Музыки», которая в плейлист новинок часто ставит ремиксы или недавно добавленные в сервис треки, хотя они на самом деле совсем не новые, Spotify составляет «Радар новинок» из недавно вышедших мелодий.
Отсутствие подкастов в российской версии
Нельзя не отметить, что в России Spotify запустился без подкастов, которые уже давно есть в «Яндекс.Музыке», реализованы в ВК и пользуются большой популярностью в Apple Музыке. Наверняка когда-то они появятся и в Spotify, потому что в международной версии подкасты есть. Но пока в российской версии их нет, и это минус.
Конечно, нам и так есть, где послушать «Брендятину» или лекции «Арзамаса», но если бы это было в российском Spotify, сервис стал бы интереснее и полноценнее. А так – «Яндекс.Музыка» опять оказывается на коне, потому что в ней всё это есть и сделано очень удобно, вплоть до плейлиста с наиболее популярными подкастами. Да и Apple Music с «Музыкой ВК» могут предложить тем, кто хочет послушать что-то занятное, но не музыкальное.
Spotify Connect
У Spotify есть интересная функция, которой нет у конкурентов — Spotify Connect. Если у вас есть несколько устройств, на которых может запускаться Spotify (ноутбук, компьютер, планшет, телевизор, игровая консоль), можно тапнуть на значок «Подключение к устройству» и выбрать тот гаджет, через который вы хотите запустить музыку. В результате музыка заиграет, например, не в вашем смартфоне, а в колонках или телевизоре.
Зачем это надо? Например, если вы хотите включить музыку для вечеринки. Или хотите одновременно слушать музыку и позвонить кому-то. А первое устройство, с которого запущено воспроизведение в этом случае можно использовать в качестве пульта. Получается что-то вроде «бесшовного» перехода с одного устройства на другое.
Про стоимость подписки
Первые три месяца Spotify, как и многие другие, предлагает пользоваться сервисом целиком и полностью бесплатно, а потом надо либо смириться с ограничениями, либо заплатить за премиум подписку.
Тарифы похожи на предложения конкурентов. «Яндекс.Музыка», «Apple Музыка», «Play Музыка» для одного пользователя стоят столько же. Отличия незначительны. Например, «Музыка ВК» просит 149 рублей за однопользовательскую подписку, а семейная подписка «Яндекс.Музыки» требует 299 рублей.
При этом необходимо отметить, что «Яндекс.Музыка» вообще-то берет 169 рублей не просто за подписку на музыкальный сервис, а за «Яндекс.Плюс». А это все-таки несколько больше, чем просто много музыки. « Яндекс.Плюс» это еще и скидки на такси, Кинопоиск, доставку еды, каршеринг, облачный Диск и прочие полезные плюшки.
Есть ещё один интересный вариант, которого нет в Spotify, как и в большинстве других стриминговых сервисов — это подписка Deezer HiFi в сервисе Deezer. Она стоит 255 рублей в месяц и дает доступ к трекам в формате flac. А это совсем другое качество звука и битрейт до 1411 кбит/с. Разница между 320 кбит/с, максимальными в других сервисах, с 1411 кбит/с в Deezer HiFi заметна «невооруженным ухом».
Резюме
На момент своего появления в России Spotify не является уникальным сервисом. Конкуренты предлагают неплохие альтернативы. Тем не менее, у Spotify есть ряд важных плюсов, которые могут заинтересовать поклонников музыки: