спящий пастушок какой жанр
«Спящий пастушок» картина Венецианова 1823—26 г.
«Спящий пастушок»
Кратко описание картины
Сюжет прост и незатейлив. Перед нами обычный летний день в деревне, которых так много в России. Линией горизонта полотно четко поделено на две практически равные части. Внизу – сочная, ярко-зеленая трава и лента ручья или небольшой речки, а верху – небесная синева, разбавленная белизной легких облаков.
Художник изобразил неказистые, но такие родные крестьянские домишки с покосившимися оградами. Вдоль берега реки идет крестьянин. На переднем плане справа нарисован спящий мальчишка-пастушок, давший название всей картине.
Выражение лица пастушка также спокойно и безмятежно, правая рука во сне повернулась ладонью вверх. Мальчик одет в обычную для крестьян домотканую одежду. Выдает происхождение героя и лапти, а также прическа.
Картина наполнена светом, она удивительно нежная и лиричная, несмотря на обыденность изображенного на ней сюжета.
Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
Спящий пастушок какой жанр
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Спящий пастушок
Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в селе Сафонкове. Картина впервые была выставлена в 1826-1827 в Обществе поощрения художников. Произведение обладает свойственной национальной школе сердечностью трактовки портрета крестьянского мальчика, далекой от этнографической документальности, очень конкретной и, вместе, поэтически приподнятой. Прием «отрыва» переднего плана от пейзажного фона позволяет почувствовать безграничную широту и глубину ландшафта. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непресекаемого и бесконечно многообразного течения жизни. Наполненная тишиной и покоем, картина вводит нас в замкнутый повседневный деревенский мир с его узкими тропинками, по которым ходят односельчане, соседи, и где появление чужого человека представляется событием.
Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 163.
РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей Гаврилович
Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780
года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и
торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П.
Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком
Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и
щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от
учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из
пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал
свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на
бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов,
имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу
«Любопытный художник и ремесленник».
Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного
художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам
изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом
этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на
полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал
учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого
художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель
была первым материалом, в котором он начал работать.
Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях»
появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы
с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».
Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на
петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал
совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим»Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.
Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами
почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило
дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры
Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.
В 1811 году Венецианов получил признание академии как
портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание
назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет
инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками
академии.
Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но
художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движению создает сидящая слева крестьянска. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовое решение картины очень гармонично,отличается плавными переходами оттенков коричневого цвета.
Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь
внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе
рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила
художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского
монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза:
«неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным
художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам
перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового,
профессионального и прекрасного мастера.
На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября
1824 года, картина была показана в первый раз. Она сразу понравилась
многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел
картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей
для сформированной системы Академии.
Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею было положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы
такие вещи, как « Чистка свеклы », « Жница », « Утро помещицы » и другие работы.
Утро помещицы, 1823г, ГРМ
«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и
«Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже
создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним
из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные
записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что
наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное,
близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть
Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине
«Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо,чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать.Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такое сравнение всегда имело место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Интерьер в картине играет одну из важных ролей. Интерьер вообще является
одной из особенностей картин Венецианова. Не является исключением и картина
«Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была
постоянным атрибутом в 1820 годах. В этой картине также использован
устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее
при помощи досок пола. Перспектива является основной чертой картин Венецианова.
Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях,
когда пишет портреты. Жанр венецианских картин не является чем-то новым,но
. автору удается найти что-то неповторимое, необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам, запечатлеть мгновения жизни в вечном потоке жизни.
На пашне. Весна. ГТГ
На жатве. Лето. Середина 1820-х,
Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ
Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ
Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова
дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его
замечательный портрет Захарки.
Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с
ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми
щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и
основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная
платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой,
степенной маленькой крестьянкой.
В 1823-26 годы Венециановым была написана картина «Спящий
пастушок». Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен
пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью.
Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает
себя мастером создания перспективы.
Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ
В картине воплощена идея слияния человека с окружающим миром.
Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по
противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов –
картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого
раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в
Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел
ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении.
Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны.
Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам
пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного
расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался реалистическим
фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал
в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура
пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился
реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой живописны открытий Саврасова и Левитана.
Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись академическими художниками в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».
Купальщицы. 1829, ГРМ
В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей
Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу
Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года
художник слег и сам.
Описание картины “Спящий пастушок” Алексея Венецианова
Картину “Спящий пастушок” написал русский художник Алексей Гаврилович Венецианов в 1823-1826 годах.
Самые настоящие сюжеты из крестьянской жизни
Удивительно, что автор “Пастушка” не проходил обучение в “Академии художеств”, а все же не просто стал весомой фигурой в обществе живописцев, но и положил начало новому направлению в живописи.
Венецианов практически первым стал обращать свой творческий взор на жизнь простых людей. И нашел там свое вдохновение. Конечно, и до него художники изображали крестьянский быт и сам народ, но едва ли кто-то делал этот с такой нежностью и любовью, что буквально сочатся из его картин.
Мастера до Венецианова нередко приукрашали натуру, идеализировали образы крестьян на своих полотнах. И поэтому скатывались ближе к буколистическим мотивам французских своих коллег, которые писали романтично-драматические сценки из жизни пастушек и пастухов.
Алексей Гаврилович же искренне интересовался неприкрытой, безлестной крестьянской жизнью и талантливо передавал это своим произведениям.
Сюжет “Спящего пастушка” прекрасен в своей простоте. Летний денек в русской деревне. Горизонт строго поделил сюжет на почти равные части. Сверху – небесная синь с вкраплениями ненавязчивых облачков. Снизу – сочно-зеленая трава и змейка ручья или небольшой местной речушки.
Венецианов с теплом изображает неказистые, но столь родные деревянные домики. По берегу бредет крестьянин. На первом плане уснул мальчишка. Он спокоен, сон его глубок. Вытянув вперед ногу, он уравновесил композицию полотна. Его лицо безмятежно, ладонь раскрыта. На пастушке привычная крестьянская одежда – какую ткали на дому. Но даже не она выдает в мальчике происхождение, а, в большей мере, – лапти и прическа настоящего крестьянина.
От картины исходит свечение, сюжет невероятно нежен и лиричен. Изображенная на ней повседневность нисколько этого не умаляет, а, под кистью Венецианова, скорее, даже наоборот.
Полотно хранится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга.
Спящий пастушок какой жанр
«Спящий пастушок» Венецианова является не только одной из самых прекрасных и поэтических картин русской школы живописи, но и значительной вехой на пути становления и формирования реалистического искусства в России.
Чтобы верно понять эту картину и отдать себе отчет в ее исторической роли, необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века.
Академия художеств постепенно утрачивала руководящую роль в художественной жизни страны, классическая традиция перестала быть единственным руслом развития русского искусства. Передовые, прогрессивные направления, связанные с романтизмом и реализмом, либо отмежевывались от академической школы, либо с самого начала формировались вне стен Академии и в стороне от ее эстетики.
Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял Алексей Гаврилович Венецианов.
Путь, пройденный этим художником, глубоко своеобразен.
Венецианов никогда не учился в Академии. В юности он служил чертежником, позднее — землемером, и лишь с 1807 года, когда ему было уже под тридцать, начал учиться живописи у прославленного портретиста Боровиковского. До этого времени Венецианов занимался живописью только как любитель, в свободное время копируя картины в Эрмитаже и самостоятельно вырабатывая технические навыки и художественное мировоззрение, вне какой-либо связи с Академией и со всей официальной жизнью искусства.
Подготовка, полученная в Эрмитаже и в мастерской Боровиковского, оказалась, впрочем, достаточно серьезной. Упорным трудом Венецианов завоевал себе почетное место среди портретистов своего времени. Общественное признание пришло, быть может, даже раньше, чем того ожидал сам художник. В 1812 году он был уже академиком. Но выйти в первые ряды русских живописцев ему все же пока не удалось. При сопоставлении с прославленными творениями Боровиковского и Кипренского ранние портретные работы Венецианова, несмотря на тонкую одухотворенность, свойственную венециановскому восприятию натуры, казались современникам слишком скромными, лишенными артистического блеска, недостаточно проникновенными. В самом деле, Венецианов не был прирожденным портретистом. Он — не психолог, не аналитик. Сущность его дарования, лирического по преимуществу, должна была с наибольшей силой проявиться в совершенно иной области. Венецианов чувствовал это с полной ясностью и на середине жизненного пути сознательно отказался от деятельности портретиста. На одном из портретов, написанном в 1823 году, он сделал знаменательную надпись: «Венецианов сим завершает свою портретную живонись». И хотя в дальнейшем художник время от времени все же возвращался к портретам, но его основные интересы уже с начала 1820-х годов переместились в другую сферу. Отсюда начинается самый значительный и плодотворный период его деятельности, с которым связана историческая роль Венецианова в развитии русского искусства.
Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Это не совсем верно — у него были предшественники еще в XVIII веке. Но именно с Венецианова начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни.
Передовая русская идеология этого времени складывалась под прямым воздействием Отечественной войны 1812 года и дворянского революционного движения, оформившегося в программе декабристов.
Отечественная война необычайно высоко подняла народное самосознание, чувство патриотизма и национальной гордости. Народный характер войны и патриотические подвиги простых русских людей надолго приковали к себе внимание передовой общественности России и вызвали своеобразную переоценку эстетических ценностей: народные образы и национальные сюжеты заняли в русском искусстве чрезвычайно значительное место, несоизмеримое с той эпизодической ролью, какую они играли в творчестве большинства мастеров XVIII века. Обращение к народу влило новые силы в русскую художественную культуру. Передовые творческие направления опирались на тот круг идей, который выдвинула дворянская революционная мысль.
Критика того времени указывала на «мощное направление современного гения к народности» во всех областях искусства. «Народность» стала центральной проблемой передовой русской культуры двадцатых и тридцатых годов прошлого века. Понятием народности пытались воспользоваться даже реакционные публицисты, включив его в официальную формулу правительственной политики («православие, самодержавие, народность»). В противовес официальному истолкованию народности в передовых художественных кругах складывалось совершенно иное ее понимание, сформулированное одним из прогрессивных теоретиков искусства в начале тридцатых годов: «Разумею под народностью то патриотическое одушевление изящных искусств, которое, питаясь родными впечатлениями и воспоминаниями, отражает в своих произведениях родное благодатное небо, родную святую землю, родные драгоценные предания, родные обычаи и нравы, родную жизнь, родную славу, родное величие».
Новое направление творчества Венецианова непосредственно смыкается с этим кругом общественных идей. Около 1820 года в жизни и деятельности художника наступил решительный перелом. «Родная земля, родные обычаи и нравы» стали отныне основным содержанием его произведений. Сорокалетний художник бросил казенную службу, чтобы всецело посвятить себя искусству. В поисках новых средств художественного выражения он, по собственному его признанию, должен был «совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные». Все более охладевая к портретной живописи, он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра.
Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.
Тема этой картины подчеркнуто проста. Сюжета, в смысле какого-либо действия, в ней нет. Изображена внутренняя часть обширного помещичьего гумна с широко раскрытыми дверями, в которые вливается ровный и яркий дневной свет; в глубине видны телеги с лошадьми и вокруг них несколько работников. На переднем плане справа — группа отдыхающих крестьян, слева — сидящая женщина, подвязывающая лапоть.
Художник изобразил здесь сцену, непосредственно взятую из живой действительности, и с тонкой наблюдательностью подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьян, с безукоризненной точностью изображается вся обстановка гумна. Особенную живость и естественность придают картине мотивы освещения, внимательно изученные на натуре.
Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения и даже теоретизировал по этому поводу, утверждая, что «дело состоит в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре что является, и повиноваться ей одной». Но было бы ошибкой понимать эти слова в их буквальном значении. Задача искусства, в глазах Венецианова, отнюдь не исчерпывалась простым копированием натуры. Он не только воспроизводил действительность, зорко и метко улавливая ее типические черты, но и вкладывал в изображение всю силу своего глубоко лирического чувства; Венецианов поэтизировал природу, жизнь и своих героев.
По складу своего дарования он был идиллически настроенным лириком и в целом не сумел возвыситься до уровня современной ему революционной общественной мысли. Но влияние передовых идей ярко сказалось и на его произведениях. Принципиально новым и глубоко прогрессивным в творчестве Венецианова было само отношение к народной жизни, к образу человека из народа и, прежде всего, к образу русского крепостного крестьянина.
Творчество Венецианова проникнуто патриотическим и подлинно демократическим мироощущением. Эпоха общественного подъема, связанного с Отечественной войной, раскрыла глаза художнику на глубокие моральные качества простого русского человека из народа, на его героизм и человеческое достоинство. В русском крепостном крестьянстве Венецианов — художник-гуманист — сумел разглядеть черты не рабского, а, напротив, высшего человеческого типа.
«Изображение трудового русского человека в той одежде и той обстановке, в которой он живет, — вот то новое, что внес Венецианов. Благоговейная любовь к своему народу, глубокое уважение к его национальному характеру, внимание ко всем мелочам его быта — вот что создало венециановский жанр», — справедливо отмечает один из советских исследователей.
Все эти качества воплощены в обширном цикле картин на темы крестьянской жизни, созданных Венециановым вслед за «Гумном», в середине и конце 1820-х годов. Именно это время было периодом наивысшего расцвета его таланта. Ни раньше, ни в более поздние годы он не знал ни такой совершенной меры соответствия между замыслом и воплощением, ни такой поразительной продуктивности. Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» — поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы», «Дети в поле», «Жнецы» и ряд этюдов, изображающих русских крестьян и крестьянок.
Картина «Спящий пастушок» занимает выдающееся место в этом цикле. Она принадлежит к числу самых поэтических созданий Венецианова. Художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. Ни один из русских мастеров его времени не достигал такой проникновенности, такой острой правдивости и вместе с тем такой силы поэтического чувства в изображении детских образов и детских переживаний. Этим, однако, не исчерпывается содержание «Спящего пастушка». Здесь отчетливо и наглядно выступают все основные особенности художественного языка Венецианова, весь строй его образного мышления, все прогрессивные стороны его искусства, но вместе с тем и исторически объяснимая органичённость его реализма.
Как и в «Гумне», в «Спящем пастушке» нет никакого действия. Изображен крестьянский мальчик, уснувший в поле; он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой березы, а за ним на дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими елочками и бескрайними, до самого горизонта, полями. Но в этот несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание.
Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку.
Главной темой картины является гармоничное слияние человека с природой, и Венецианов, несомненно, перекликается здесь с сентиментализмом конца XVIII столетия. Та же тема была поставлена, например, Боровиковским в портрете Лопухиной. Но достаточно сравнить венециановского «Пастушка» с работой Боровиковского, чтобы понять, в каком направлении шло развитие русского искусства в первой четверти XIX века и каких завоеваний уже добился реалистический метод.
В картине Венецианова полностью преодолена та условность в восприятии мира, которая еще в значительной мере сковывала портретную живопись Боровиковского. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Особенно значительную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не «фоном» для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа. Боровиковский дал в портрете Лопухиной только намеки на русскую природу; Венецианов же воспроизводит ее целостный облик, намеренно подчеркивая национальные особенности пейзажа.