Srgb что это на телевизоре
Цветовой охват в телевизорах
В технике для работы со цветовым пространством принята математическая модель от организации CIE (Международная комиссия по освещению).
CIE определила цветовое пространство, как оно используется сегодня, в 1931 году, отсюда и название цветового пространства «CIE 1931». Сюда вошли все видимые человеком цвета. Это максимум, доступный человеческому глазу. Нет еще техники, ни фото, ни видео, которая могла бы создать и отобразить все эти цвета.
Для одинакового отображения одной фотографии или видео картинки на разных устройствах (мониторах, телевизорах, принтерах и др.) нужна одинаковая настройка цветопередачи. Для этого ввели разные стандарты, которые назывались “цветовой охват”.
Цветовой охват — те цвета, которые может обрабатывать устройство. Для дисплея – это те цвета, которые он отображает. Цветовой охват четко определяется границами на графике цветового пространства CIE 1931.
Стандарт | Цветовой охват |
Rec. 2020 (Ultra HD) | 75,8% от пространства CIE 1931 |
Adobe RGB | 52,1% от пространства CIE 1931 |
Rec. 709 (Full HD) | 35,9% от пространства CIE 1931 |
sRGB | 35% от пространства CIE 1931 |
Хотя по охвату стандарты sRGB и Rec. 709 практически равны, но это разные стандарты, один для изображений, а другой для видео.
Именно желание улучшить цветовой охват и цветопередачу заставляют производителей улучшать и находить новые виды лед подсветки у телевизоров. Для этого нужно увеличивать световой спектральный диапазон. Особенно это актуально стало к 2015 году, когда внедрение разрешения Ultra HD 4K стало массовым.
А для стандарта Ultra HD приняты свои спецификации, и для цветового охвата так же введен свой стандарт Rec. 2020 (75,8% от пространства CIE 1931). А для самого распространенного на сегодня разрешения Full HD действует Rec. 709 (35,9% от пространства CIE 1931).
На рисунке представлено цветовое пространство CIE 1931, а треугольниками ограничено цветовое пространство для Rec. 2020 и Rec. 709
Количество цветов
Флагманы среди тв каждой фирмы на каждый канал цветности своих экранов имеют по 10 бит, что соответсвует 1 миллиарду цветов. Младшие модели по 8 бит.
Цветовой охват показывает, какие цвета способен отображать экран. А количество цветов показывает, на сколько градаций можно разделить цветовой диапазон, определяемый цветовым охватом. Чем больше количество цветов, тем больше дисплей отобразит оттенков и полутонов. Если увеличивать цветовой охват без увеличения количества цветов (количество бит на канал), то на градиентах (плавный переход от одного цвета к другому) будут видны линии перехода на другой оттенок.
Получается, что новый стандарт Ultra HD означает не только более высокое разрешение, но и другое качество изображения, увеличивается количество информации о цвете. Но существующие дисплеи не способны воспроизвести такое качество, вот и приходится искать новые методы LED подсветки, которые увеличивают цветовой охват. На сегодня используют квантовые точки.
Цветовой охват sRGB — это стандарт представления цвета, который использует модель RGB. У такой модели любой цвет получают смешиванием красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) в разных пропорциях.
sRGB ввели в 90-е года, он используется для мониторов, принтеров, фоторедакторов, этот стандарт применяют для интернет-сайтов и соцсетей. Поэтому, сделав фото на телефон, можно быть увереным, что и на мониторе, и в интернете это фото будет с правильным (одинаковым) цветовым охватом.
sRGB — это 35% от пространства CIE 1931.
Adobe RGB
Цветовой охват Adobe RGB — это стандарт с большим охватом, чем sRGB. Он используется профессионалами в фотографии, или для создания рекламной продукции и др. Для простых пользователей он излишен. Мониторы с таким охватом стоят дороже.
Цветовой охват Adobe RGB, который используется в профессиональной среде, составляет 52,1 % от пространства CIE 1931.
Бывает, что для ноутбуков используют цветовой охват NTSC. Он был введен в 1953 году и использовался для аналогового телевидения. Потом этот стандарт постепенно вывели с использования. Сейчас цветовой охват NTSC (1953) используют больше для подмены понятий, чем как характеристику дисплея.
В 1976 году Европейский радиовещательный союз внес некоторые изменения. Новая версия стандарта, получившая название 72%NTSC, ориентируется на более совершенную технологию производства телевизоров и охватывает 72% оттенков оригинального цветового пространства NTSC, принятого в 1953 году. С самого момента своего создания стандарт 72%NTSC стал базовым для цветных телевизоров.
Для NTSC на 45% это будет 6-битная матрица и 256 тыс. цветов, а на 72% уже 8-битная матрица с 16 миллионами цветов.
DCI-P3
DCI-P3 — цветовое пространство, используемое в цифровых кинотеатрах. Стандарт DCI-P3 обладает цветовым охватом, используемым в кинематографе, и охватывает 45,5% оттенков цветового пространства CIE 1931.
Когда люди стали смотреть фильмы на смартфонах, планшетах и компьютерах, а не ходить в кинотеатры, стандарт DCI-P3 начал внедряться в эти устройства для достижения более точной цветопередачи по сравнению со стандартом sRGB.
Больший цветовой охват дает возможность телевизору давать более чистые и натуральные цвета.
Что такое sRGB режим монитора
В настройках экранов многих устройств можно встретить загадочную аббревиатуру RGB. Имеется она на смартфонах, планшетах, мониторах компьютера, видео и фотокамерах. Что означают эти загадочные буквы или для чего они нужны?
Что такое sRGB режим монитора
Настройки sRGB или Adobe RGB можно найти в меню «Цветовое пространство». У обеих настроек буквы RGB одинаковы. Данные символы означают основные цвета, видимые человеческим глазом.
СПРАВКА! В отличие от животных, зрение человека является трихроматическим. Основными цветами являются — красный, синий и зелёный. Остальные тона формируются на сетчатке глаза человека, путём перемешивания исходных трёх. Цветовое же пространство означает всё разнообразие оттенков, которые может различать глаз.
Развитие современных цифровых технологий и появление множества различных гаджетов и устройств, способных передавать изображение на экран, поставило перед разработчиками вопрос о качественной передаче цвета.
В 1990 году решение было найдено. Был разработан специальный алгоритм, выводящий информацию на экраны устройств. Он и получил название RGB.
Изначально, возникли некоторые сложности с отображением цветов на мониторах. Устройства тогда физически не могли воспроизвести полный спектр оттенков, которые может различать человек. Сначала алгоритм использовался на распространённых в те года экранах с электронно-лучевой трубкой.
Алгоритм RGB характеризует конкретные частоты необходимых цветов и что должно получиться, если смешать эти оттенки. Одновременно с этим, он показывает изначальное положение точки белого цвета. Для простоты понимания, учёные составили цветовой график, который наглядно демонстрирует, насколько больше цветов различает человеческий мозг по сравнению с любой техникой.
Каким бы технически совершенным ни было устройство, глаз человека видит гораздо больше цветов в окружающем его мире. Техника же ограничена треугольником, представленным на цветовом графике.
СПРАВКА! Сейчас sRGB является главным стандартом. Ориентируясь на него, выпускаются мониторы, компьютерные браузеры, даже операционные системы и программы фоторедакторов.
На данный момент существует более усовершенствованный алгоритм Adobe RGB. Однако, им пользуются люди, профессионально занимающиеся фото и видеосъёмкой. Поэтому он не так широко распространён, а мониторы, которые поддерживают данный профиль передачи изображения, стоят довольно-таки дорого.
Зачем нужен режим sRGB
Данное цветовое пространство является универсальным и его поддерживают абсолютно все современные устройства передачи изображения. Несмотря на то что охватываемый им цветовой спектр равен всего 35%, этого вполне достаточно для нужд любителей фотосъёмки и обработки фотографий.
Профиль sRGB позволяет видеть реальные цвета изображений, не делая их более насыщенными, какими их передаёт Adobe RGB. Алгоритм гарантирует то, что исходные цвета фото и видео будут абсолютно одинаковыми на всех существующих мониторах, так как он широко распространён.
Также он является идеальным решением для людей, которые выкладывают свои фотографии в Интернет. Однако, он не подходит для профессиональной деятельности фотографов и людей, фотографии которых участвуют в выставках.
Что такое цветовое пространство? Стандарт DCI-P3 и его предшественники
В новейших телевизорах, смартфонах и планшетах с флагманскими параметрами технических характеристик появилось цветовое пространство DCI-P3. А ниже рассказывается о том, что это за схема, зачем она разрабатывалась, какие стандарты были ее предшественниками.
Что такое цветовое пространство
Все сопровождающие разработку техники явления должны описываться конкретно определяющими их параметры моделями.
Упомянутое правило касается и цветов: для формирования изображения с высочайшим уровнем качества нужны соответствующие критерии.
Это значит, что любой имеющийся тон необходимо представлять как строку координат. Модель, определяющая их систему, и зовется цветовым пространством.
Единственным средством, которое может подтвердить качество транслируемой на дисплей картинки, являются глаза человека. Поэтому в эталонном образце пространства оттенков необходимо описать весь воспринимаемый ими спектр, пользуясь моделью CIE XYZ.
Однако любой связанный с показом цветов гаджет обладает ограничениями, которые накладываются особенностями конструкционного исполнения и работы, из-за чего упомянутая модель неприемлема и требует выбирать упрощенные варианты.
Кроме того, возникает проблема совместимости: один оттенок способен показываться на различных аппаратах совершенно по-разному.
По причине этого нюанса, к примеру, распечатанное на принтере изображение будет мало напоминать отображаемый на экране оригинал.
Чтобы предотвратить такие трудности, специалисты разработали соответствующие варианты стандартов.
sRGB и Adobe RGB
Сегодня распространенным стандартом для цифровой техники, который позволяет унифицировать ее передачу цветов, является стандарт sRGB, принятый компаниями Microsoft, HP, и остальными производителями компьютерной техники в 1996 году.
Он применялся для всемирной сети, мониторов с ЭЛТ и принтером той эпохи, оставаясь ныне самым ходовым стандартом для различного контента.
Именно он используется сейчас Windows, сайтами, телевизорами, мониторами компьютеров, а также дисплеями другой потребительской электроники.
Благодаря ему при переносе графики между аппаратами не возникают отличия.
Если сравнить sRGB и CIE XYZ между собой, то окажется, что первый стандарт может передавать до 35 процентов цветовой палитры, доступной для анализа глазами человека.
Для выполнения многих графических задач этого вполне хватит, но для профессионального редактирования фотографий не подойдет.
Поэтому в 1998 году компания Adobe усовершенствовала цветовое пространство, которое охватило примерно 52,1% тонов CIE XYZ и потеряло букву «s» в своем названии.
Но чтобы пользователь безошибочно обрабатывал графический контент в режиме Adobe RGB, такая схема должна поддерживаться редактором и монитором.
И если фотографию планируется залить на сайт в интернете, то необходимо учесть, что стандарт RGB от создателей Photoshop гарантированно должен поддерживаться как веб-ресурсом, так и компьютером человека, который захочет посмотреть картинку.
Поэтому схема не рискует стать универсальной, а применяется для решения определенных задач.
DCI-P3
Стандарт RGB от корпорации Adobe сдвигается по направления коротковолновой области спектра, но для человеческих глаз являются критически важными теплые тона картинки.
Поэтому ассоциация кинокомпаний Digital Cinema Initiatives разработала свое пространство цветов, где равняющийся 45,5% CIE XYZ охват смещается в красный участок спектра.
Изготовители электронных гаджетов благосклонно приняли новинку.
По мере того, как люди все чаще просматривали фильмы на планшетах, компьютерах, телевизорах и ноутбуках, применяемый в кинематографе цветовой охват стандарта DCI-P3 начал внедряться в перечисленные аппараты для максимально точной передачи оттенков на изображении.
Первой, кто запустил процесс ее внедрения, стала корпорация Apple. Поэтому новый стандарт возник сначала на Macbook, iPad и iPhone, получив название Wide Color во избежание нарушения авторских прав.
А разница между DCI-P3 и Adobe RGB показывалась посредством специальной картинки: на старых устройствах оно принимало облик красного квадрата, но на поддерживающей DCI-P3 технике можно было рассмотреть логотип разработавшей его группы программистов из WebKit Apple.
Заключение
Наличие цветового пространства по стандарту DCI-P3 в телевизорах и смартфонах с флагманскими параметрами заказали изготовители ПО для камер, чтобы можно было обрабатывать фотографии точнее, чем при использовании sRGB.
Людям, стремящимся просто нажать спускающую затвор кнопку для получения снимка, этот профиль не понадобится.
Тем более, что средств отображения графики, создающихся в полном соответствии с условиями нового стандарта, пока набралось немного.
А те, кто профессионально работают с графическим контентом для рекламы, видеоигр и остальных целей, смогут полноценно исследовать плюсы максимально точного показа цветов.
Однако им стоит помнить, что охват всего промежутка DCI-P3 пока поддерживается далеко не каждым устройством.
Что такое режим sRGB в смартфонах и зачем он нужен?
Сегодня говорим о сложных вещах простыми словами. Экраны смартфонов — загадочный элемент. В каждом смартфоне экран передает изображения по-своему. Еще большая загадочность в том, что будучи абсолютно разными, экраны умудряются при этом круто показывать конечную картинку пользователю.
Разные оттенки серого, «настоящий» черный и белые цвета, чего только не встретишь на рекламных проспектах каждого нового флагмана и в ветках обсуждений на форумах. Точность передачи изображения важный параметр для людей, которые используют смартфон не только как средство для потребления контента, но и как средство для создания этого контента. Фотографы, дизайнеры и прочие специалисты должны быть уверены в том, что изображение на экране смартфона передает им максимально «честную» картинку.
Маленький пример из реальной жизни. Я часто публикую фотографии снятые на смартфон в Instagram, предварительно обрабатывая их в специальных приложениях. По завершению обработки я вижу, что полученный результат меня устраивает и готовлюсь показать свою «работу» широкой публике. Здесь наступает важный момент: а как будет выглядеть эта же фотография на экранах смартфонов у тысячи людей? К примеру, создавая фото на iPhone, я уверен в том, что передам всем пользователям iPhone то, что хотел показать на этой фотографии. Но я точно знаю, что изображение на экране Samsung или LG будет выглядеть иначе. Порой кардинально иначе и не всегда в лучшую сторону.
Если я возьмусь за подобные задачи на Android-смартфоне, мне будет крайне трудно предугадать, как фотография снятая на Pixel’e, будет выглядеть у других. Хотелось бы иметь какой-то усредненный вариант изображения, чтобы отталкиваться от него. Такой вариант встречается в некоторых моделях — это режим изображения sRGB. В Pixel’е он включается через меню для разработчиков.
Про основы RGB
sRGB — это цветовое пространство в пределах цветового пространства RGB. В свою очередь RGB — это такое цветовое пространство, в рамках которого, любое изображение может быть построено из комбинации трех цветов Red, Green и Blue.
Дабы не засорять ваш мозг терминами о Adobe RGB, который используется в профессиональной отрасли графики, просто запомните: на экранах смартфона sRGB — это необходимый минимум. Он покажет изображения, так сказать, в более правдоподобном обличии.
Почему sRGB это лучшее, что вы можете выжать из экрана смартфона на Android?
Все дело в погрешности. Люди создающие контент, видео или фото, при правильном подходе производят все действия на профессиональном оборудовании и позже выкладывают эту информацию в сеть. Вы как потребитель можете довериться настройкам и калибровке своего экрана, но с большой долей вероятности картинка, которую вы будет наблюдать на экране не будет соответствовать действительности и задумке автора.
Да, тот же Super AMOLED у Samsung приукрашает действительность, на нем фото и видео выглядят сочно. Но бывают моменты, когда из-за особенности экрана вы получаете изображения с «заваленным» контрастом и так далее.
Для этого производители смартфонов придумывают собственные профили изображения. Не будем далеко ходить и возьмем тот же Samsung с его «адаптивным» режимом изображения. Частично этот режим оправдывает свое название. Как говорится, каждый выкручивается как может. У Samsung собственная технология, у другого производителя тоже своя собственная. А есть производители смартфонов, которые вообще не позволяют ничего настроить, откалибровали по заводу и пустили в продажу.
В Pixel и OnePlus побеспокоились об этом и добавили возможность включения режима sRGB. Проблема скрывается не в самих экранах и производителях, а в ограничениях операционной системы Android.
Почему sRGB не массовый стандарт для всех?
Экраны всех смартфонов не могут быть одинаковыми с маркетинговой точки зрения. Каждый пытается как-то выделиться и показать свое видение «красивой картинки». Сам режим sRGB трудно назвать «красивым», он нейтральный. Если вы всю жизнь смотрели на экран Samsung Galaxy, перейти на sRGB будет не просто, да и не каждому это нужно. Но основной причиной является то, что операционная система Android, включая 7-ю версию, не имеет собственного профиля управления цветами. Да, Android не умеет управлять цветами на уровне системы, поэтому производителям приходится делать все в индивидуальном порядке. Отсюда такой цветовой зоопарк и поэтому иногда режимы, предусмотренные производителем смартфона, могут работать некорректно, просто сам Android не понимает как с этим работать.
Есть ли что-то лучше sRGB?
Да, есть. К примеру профиль DCI-P3. В мобильные устройства он пришел совсем недавно. Такой профиль стоит у LG G5, iPhone 7 и 7 plus. Так же его «завезли» в iPad Pro и новые Macbook. DCI-P3 используется в цифровых кинотеатрах, это цветовое пространство охватывает большую часть цветового спектра естественного происхождения. Если ваша работа связана с графикой и изображением, рекомендуем использовать эти устройства, как говориться, чтобы не отходить от стандартов отрасли и не « замыливать » себе глаз другими «искусственными» режимами изображения.
Так ли важен sRGB у Android?
Профиль sRGB не является обязательным режимом работы экрана, просто в рамках системы Android — это единственный режим, который позволяет добиться максимально «честной» картинки. Исключением можно назвать DCI-P3 у LG G5, который полностью управляется алгоритмами LG, компания потратила уйму человеко-часов, чтобы завести этот режим в Android.
Главная трудность
Проблема в том, что с течением времени мы не привыкли смотреть на «правильную» картинку и балуем себя различными вариациями изображений, которые нам подсовывают производители. Именно поэтому не факт, что вы сможете использовать sRGB профиль в повседневной жизни, глаз так и попросит больше цветов и контрастов.
Каким бывает цветовое пространство мониторов и телевизоров и что это такое
Содержание
Содержание
Изображение, выдаваемое мониторами стандартизировано в наиболее существенных его составляющих: разрешение, частота смены кадров, глубина цвета, гамма, цветовое пространство.
Для построения математической модели восприятия цвета человеком двое ученых — Джон Гилд и Дэвид Райт, независимо друг от друга, провели эксперименты на людях с нормальным зрением.
По результатам этих экспериментов в 1931 году был принят стандарт CIE XYZ, легший в основу почти всех прочих стандартов, в которых так или иначе упоминается цвет. Конечно же эта модель неидеальна.
Например, большую часть цветов этого пространства невозможно увидеть в реальности. Области, увеличенные в 10 раз для наглядности, внутри которых цвета для большинства людей неотличимы друг от друга — весьма неравномерны.
Зато эта диаграмма очень удобна для описания цветовых охватов реальных устройств. Прямая линия между двумя цветами на диаграмме показывает те цвета, которые можно получить при их смешении в разной пропорции. Достаточно знать длину волны и ширину пиков основных цветов чтобы без сложных расчетов найти координаты точки прямо на диаграмме.
Существуют альтернативные пространства, отображающие полный цветовой охват, со своими особенностями. Например, CIE Lab в котором из-за нелинейных преобразований сравнивать мониторы неудобно. Но удобно сравнивать печатающие устройства, из-за того, что цвета рассматривается относительно точки белого, которая для напечатанного изображения меняется в зависимости от освещения.
О наиболее распространенных цветовых пространствах и будет рассказано в данном материале.
Стандарты аналогового телевидения. NTSC, SAMPT-C, PAL/SECAM, REC.601
NTSC стандартом на цвет обзавелся в 1953 году. В те далекие времена телевизоры обеспечивали очень широкий цветовой охват, но используемый люминофор оставлял длинные шлейфы и не давал достаточно яркой картинки, что привело к постепенному отказу производителей от этого стандарта.
В итоге появился стандарт SAMPT-C, учитывающий реальный цвет в телевизорах, который продолжили использовать в вещании NTSC.
Этой неразберихой (использование одного названия как для стандарта цветового пространства, так и системы вещания) пользуются хитрые производители, беря для расчётов процента охвата относительно NTSC (NTSC 1953) другой стандарт цветового охвата SAMPT-C (NTSC 1976) устройство на бумаге выглядело «круче» чем на самом деле. В современности стандарт цветового охвата NTSC (1953 года) нигде кроме маркетинга не используется
Чуть позже разработали другие стандарты телевиденья PAL/SECAM, которые описываются единым стандартом REC.601. В современном цифровом мире единственное подходящее его применение — оцифровка кассет, с последующей конвертацией в другое, более подходящее, пространство.
Но есть еще кое-что. Декодеры h.264 в зависимости от размера изображения по-разному преобразуют закодированную информацию о цвете в итоговые значения RGB. В зависимости от размеров изображения иногда неверно используется стандарт REC.601 вместо REC.709. Это проводит к искажению цветов либо в красноватую, либо в желтоватую область.
sRGB, REC.709
sRGB и REC.709 появились примерно так же, как SAMPT-C — чтобы навести порядок в том хаосе, который устроили производители мониторов. И то, что он так свободно перешел на ЖК-панели, можно считать чудом — принцип получения итоговой картинки разный (разные люминофоры, фильтры и так далее). Интересная особенность стандарта — он не имеет постоянной оптоэлектронной световой характеристики(гаммы).
Изначально обратную гамму использовали для компенсации неравномерности светимости люминофора от уровня сигнала управляющего током луча кинескопа, (производителям так было проще) чтобы итоговое изображение выглядело максимально близко к оригиналу. Но современным мониторам это не так уж и необходимо — они могут работать с любой гамма-функцией.
Сейчас гамма нужна для оптимального распределения информации о цвете на числовой последовательности бит. К примеру, в стандарте вещания HDTV (REC.709) числа 0-15,236-255 нужны для синхронизации кадров хотя реально для этой цели используются только 0 и 255. Чтобы учесть потерю этой части диапазона была подобрана соответствующая гамма функция. А что будет с изображением при подаче REC.709 сигнала на sRGB-монитор видно при неправильной настройке HDMI в драйвере видеокарты.
Так вот, несмотря на то, что везде для sRGB указывается гамма 2,2, на самом деле гамма меняется от 1 до 2,4.
Синий — локальное значение гаммы sRGB, пунктир — гамма 2,2, красный — гамма sRGB.
Сделано это как раз для оптимального распределения цвета по битам с учетом отражения освещения в комнате на экране монитора.
А еще все привыкли к тому, что точка белого указывается в кельвинах (к примеру, 6500К), но и это «неправда». По стандарту белый цвет используемый в sRGB соответствует дневному белому при полуденном солнце, выглядит немного зеленее привычного 6500К и называется D65.
Пока что sRGB — это стандарт цвета для интернета. Именно в этом пространстве стоит работать создателям изображений, дизайнерам, фотографам, ориентирующимся на цифровые публикации. А вот создателям видеоконтента стоит использовать другой стандарт — REC.709, у которого, несмотря на тот же самый цветовой охват, есть отличия в уровне точек черного и белого.
Еще одна особенность sRGB — отношение производителей мониторов к этому стандарту. Даже заявляя заводскую калибровку в sRGB, по факту от стандарта может отличаться все, кроме основных цветов, что осложняет работу. Обращайте внимание на обзоры.
AdobeRGB
Adobe RGB считается стандартом в печати, из-за того, что координаты основных цветов для подобраны таким образом, чтобы точно перекрывать swopCMYK — стандарт цветового охвата для печати 4 красками. В области голубого цвета у sRGB очень большие проблемы. Даже дешевенький домашний струйный принтер дает более насыщенный голубой цвет, чем дорогущий дизайнерский монитор, поддерживающий только sRGB.
Точка белого в Adobe RGB не D65, а D50 как соответствующая белому цвету на высококачественной бумаге. Который может доставить кучу неприятностей даже в любительской печати из-за принципа своей работы. Это вещество, преобразующее ультрафиолетовую часть спектра в синий цвет, что делает желтоватую низкосортную бумагу на вид яркой и белой, а отпечатки на такой бумаге сильно меняют цвета в зависимости от источника света.
Картинка, предназначенная для sRGB с отключенным управлением цветом, на таком мониторе, будет заметно отличаться от оригинального цвета, из-за того, что зеленая компонента не только дальше от точки белого, но еще и немного сдвинута в сторону от линии «точка белого/точка зеленого».
Такое пространство не подходит для потребления контента, цвета получаются нетолько более насыщенными, но и меняют оттенки, что больше всего заметно на лицах, к цвету которых глаз более чувствителен. По той же причине создателям контента, не занимающимся печатью, такое пространство доставит больше проблем чем пользы — практически никто не увидит изображение в изначальном виде.
Чтобы использовать такой монитор как следует, к нему потребуется колориметр-спектрофотометр для точной калибровки как самого монитора, так и принтера, источники света D50 и D65 для контроля отпечатков, помещение без окон, окрашенное серой краской. И всё это для того, чтобы исключить влияние внешнего освещения на восприятие цвета. В противном случае это будет просто монитор с насыщенными зелеными и голубыми цветами.
Из-за слишком широкого охвата может наблюдаться эффект постеризации на 8-битных панелях, а калибровка через LUT видеокарты в более «узкие» пространства только усиливает этот эффект. Поэтому в таких мониторах 14-битный LUT в самом мониторе и 10-битный вход — не роскошь, а необходимость.
Но все эти ухищрения недостаточны, когда дело доходит до многоцветных принтеров. Даже обычный потребительский 6-цветный принтер может выйти за пределы возможностей начальных профессиональных мониторов, поэтому превышение охвата монитора над стандартным очень даже желательно.
DCI-P3, Display-P3, P3-D65
Изначально DCI-P3 был стандартом для кинотеатров.
У оригинального стандарта яркость точки белого всего 45 нит (кд/м²) и заметен зеленоватый оттенок, а используемая гамма 2,6. Большинство мониторов даже если выкрутить яркость на минимум, всё равно будут заметно ярче чем полагается экрану в кинотеатре.
Поэтому у стандарта появились адаптации для потребительской техники — Display-P3, P3-D65, отличающиеся точкой белого, и гаммой, которую приняли за 2,2. Общего у них с изначальным стандартом — только основные цвета.
Этот стандарт планируется в качестве замены sRGB. Своим приходом в массы в скором будущем он будет обязан квантовым точкам — дешёвому люминофору позволяющим получить практически любой цвет без применения редкоземельных металлов.
Мониторов, обеспечивающих достаточный уровень покрытия будущего стандарта, становится все больше, но сейчас это вызывает некоторые сложности. Хотя браузеры и научились преобразованию цвета, для этого им требуется знать охват монитора. А Windows 10 знать не знает об этом стандарте. И если вы стали счастливым обладателем монитора с цветовым охватом отличным от sRGB, то при отсутствии настроек это может привести к искажению цветов.
В отличии от Adobe RGB у семейства P3 охват расширен не только в области зеленых, но и красных оттенков. Это приводит к чрезмерно насыщенным, «кислотным» цветам. Чтобы избежать этого достаточно скачать соответствующий профиль и назначить его по умолчанию для монитора.
К сожалению, производители и обзорщики не часто балуют профилями мониторов, а калибровка стоит денег, которые не хочется тратить. В таком случае поможет стандартный профиль, делающий просмотр интернета более приятным.
REC.2020 REC.2100
Новейший формат для цифрового телевидения — REC.2020 REC.2100. Из-за того, что используются монохромные цвета, даже квантовые точки не смогут обеспечить такого охвата, а значит бюджетных устройств с 100% покрытием в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего это цветовое пространство ожидает судьба контейнера —цветового пространства, не соответствующего ни одному реальному устройству, но используемое для хранения информации о цвете, чтобы уже само устройство выполнило преобразования цвета в соответствии со своим возможностями. Это уже происходит на YouTube. Где для правильного отображения цвета видео в формате HDR, перед загрузкой рекомендуется конвертация именно в пространство REC.2020.
Заключение
В первую очередь при покупке монитора следует помнить, что отклонение более чем на 5% от стандартного цветового охвата в большую сторону ведет к существенному изменению цвета, которое без калибратора практически не исправить. А отклонение в меньшую сторону ничем не исправить.
Заводская калибровка вовсе не гарантирует, что монитор будет пригоден для работы.
Как ни странно, несмотря на явное желание производителей сделать DCI-P3 новым стандартом мониторов «по умолчанию», Windows 10 даже не знает о существовании этого пространства. Для того чтобы это исправить потребуется вручную назначить монитору соответствующий профиль.
Но это все настолько заморочено, что даже разработчики ПО и оборудования допускают ошибки.