ст 15 33 ч 2 коап рф какое наказание грозит
Ст 15 33 ч 2 коап рф какое наказание грозит
КоАП РФ Статья 15.33.2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15.33.2. КоАП РФ
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
(часть 2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 90-ФЗ)
Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
(примечание введено Федеральным законом от 16.12.2019 N 444-ФЗ)
Ст. 15.33.2 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы
Статья 15.33.2 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (действующая редакция)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Комментарий к ст. 15.33.2 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.33.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок в области обязательного пенсионного страхования.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, заключается в действии либо бездействии, связанном с непредставлением в установленный срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии со ст. 6 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, в том числе:
2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены обозначенные сведения, наименование выдавшего их органа;
Перечисленные сведения согласно ст. 9 Закона N 27-ФЗ предоставляются в случаях:
— при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
— при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
— при утрате работающим у него застрахованным лицом страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
— при изменении сведений (фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата рождения; место рождения; пол) о работающих у него застрахованных лицах.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ в Закон N 27-ФЗ (п. 2 ст. 11) с 01.01.2017 были внесены изменения, касающиеся новых сроков подачи персонифицированной отчетности.
1. Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Перечисленные сведения о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
2. Страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные в ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»:
1) общую сумму перечисляемых средств, включающую в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя);
2) номер платежного поручения и дата его исполнения;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
4) фамилию, имя и отчество каждого застрахованного лица;
5) сумму перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумму взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица);
Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц (Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»).
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.33.2 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.33.2 КоАП РФ вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов (пп. 4 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
Отметим, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 N 8-П ст. 15.33.2 КоАП РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В своем Постановлении от 04.02.2019 N 8-П Конституционный Суд РФ указал следующее.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, КоАП РФ закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела (п. 7 ч. 1 ст. 24.5).
Схожее исключение из общего правила в части привлечения к ответственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наравне с должностными лицами закреплено и в примечании к ст. 15.33 «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации» КоАП РФ. Вместе с тем каких-либо специальных исключений в том, что касается привлечения к ответственности за совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, не сделано.
Положение ст. 50 (часть 1) Конституции РФ, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП РФ об административных правонарушениях посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статьям КоАП РФ и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей по общему правилу карательный, а не восстановительный характер.
Подобный подход не только ведет к нарушению ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, но и противоречит принципу равенства, провозглашенному в ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, который выступает одним из конституционных критериев оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что соблюдение этого принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (Постановления от 16 июня 2006 года N 7-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П и др.). В конкретном деле заявительницы нарушение этого принципа заключается в том, что индивидуальный предприниматель ставится в худшее положение по сравнению с другими категориями страхователей (юридическими лицами и гражданами, осуществляющими прием на работу по трудовому договору, а также заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), для которых в данном случае не возникает риск быть подвергнутым наказанию дважды.
Таким образом, ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 50 и ч. 3 ст. 55, в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В связи с вышеизложенным Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 04.02.2019 N 8-П, внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда РФ, с тем чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.
Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации
Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Судебная практика по статье 15.33 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области Горбикова Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Засвияжского судебного района города Ульяновска от 29 апреля 2016 года, решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 07 июня 2016 года и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 09 августа 2016 года, вынесенные в отношении директора ООО «Ульяновский Сельхозпроизводитель» Александрова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Горбикова Д.А. на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 8 Засвияжского судебного района г. Ульяновска мирового судьи судебного участка N 2 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 29 апреля 2016 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 июня 2016 года и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 14 сентября 2016 года, вынесенные в отношении директора ООО «Триумф Д» Перешнева С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Статья 15.33 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Комментарии к ст. 15.33 КОАП РФ
3. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении установленных ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
4. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в нарушении срока представления либо в отказе от представления, а также представлении в неполном объеме или в искаженном виде в органы государственных внебюджетных фондов и их должностным лицам при исполнении ими законных полномочий по контролю за уплатой страховых взносов оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления соответствующего контроля. Указанные документы и (или) иные сведения должны быть представлены органам государственных внебюджетных фондов и их должностным лицам и могут быть истребованы ими только в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховых взносах.
Так, в ст. ст. 34 и 37 Закона о страховых взносах предусматривается возможность органов государственных внебюджетных фондов, должностные лица которых проводят камеральную или выездную проверки, истребовать документы и иные сведения, необходимые для таких проверок. При этом в ходе камеральной проверки требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам может быть направлено только при выявлении ошибок и противоречий. Оно должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней. В ходе выездной проверки проверяющие могут направить требование о представлении документов, которое должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней.
Указанный контроль связан с тем обстоятельством, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 15 Закона о страховых взносах).
Указанные документы и (или) иные сведения должны быть представлены территориальным органам ФСС и их должностным лицам и могут быть истребованы ими только в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховых взносах (см. п. 4 комментария к данной статье).
7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов государственных внебюджетных фондов (п. 4 ч. 5 ст. 28.3).
Какие штрафы по СЗВ-М неправомерны
Предприниматели каждый месяц должны отчитываться по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд. Если подать отчет с ошибками или несвоевременно, фонд оштрафует. Однако прежде чем оплачивать штраф, убедитесь в его правомерности. Расскажем подробнее, в каких случаях штрафы по СЗВ-М можно успешно оспорить в суде.
Штрафовать дважды за одно нарушение недопустимо
Законно ли штрафовать дважды за несвоевременную подачу СЗВ-М? Если вы индивидуальный предприниматель, то нет. Конституция РФ запрещает наказывать за одно и то же правонарушение дважды, поэтому если вам выписали сразу два штрафа за несдачу СЗВ-М: как страхователю и как должностному лицу, — вы можете оспорить это решение в суде.
На основании чего ПФР налагает такие штрафы? Действуют две нормы, которые предусматривают применение штрафа в отношении предпринимателя, несвоевременно сдавшего сведения персучета в ПФР:
Суд обратил внимание, что при несвоевременной сдаче сведений персучета юридическим лицом к ответственности могут быть привлечены само предприятие-страхователь (по ст. 17 Закона № 27-ФЗ) и ответственное должностное лицо (по ст. 15.33.2 КоАП РФ). В случае аналогичного нарушения со стороны индивидуального предпринимателя оба статуса («Должностное лицо», «Страхователь») фактически совпадают в одном субъекте правонарушения. Поэтому ИП находится в худшем положении, чем другие категории страхователей, которые не рискуют получить наказание дважды.
Исходя из этого, Конституционный суд признал, что статья 15.33.2 КоАП не соответствует Конституции РФ в той части, в которой она допускает привлечение к ответственности как должностного лица ИП, ранее оштрафованного на основании ст. 17 Закона № 27-ФЗ за то же правонарушение. Суд постановил, что в КоАП РФ должны быть внесены поправки.
Штраф за ошибку, которая не приводит к искажению сведений
Если вы вовремя подали сведения в ПФР, но допустили небольшую неточность при заполнении формы, которую обнаружили самостоятельно (например, перепутали графы имени и отчества сотрудника), такая ошибка не может послужить основанием для штрафа. Она не приводит к искажению сведений и не мешает идентифицировать застрахованное лицо. Об этом говорится в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.18 № А27-6320/2018.
Пример из практики. Предприниматель подал сведения по персучету в срок, но при проверке ПФР обнаружил ошибку в разнесении имени и отчества сотрудника по графам формы. Узнав об ошибке, ИП направил в фонд дополняющую форму СЗВ-М, в которой ФИО сотрудника было разнесено в соответствии с базой данных ПФР. Однако исправления представили уже после установленного срока подачи сведений, поэтому ИП как страхователь получил штраф в размере 500 руб. (ст.17 Закона № 27-ФЗ). Обратившись в суд, предприниматель смог оспорить решение ПФР.
Почему суд признал штраф за ошибку при разнесении имени и отчества сотрудника по графам формы неправомерным?
Законодательство предусматривает ответственность страхователя за:
В рассмотренной ситуации неточность при заполнении формы не исказила сведения и не помешала идентифицировать застрахованное лицо (в дополняющей и исходной формах указаны идентичные сведения о сотруднике), поэтому ПФР не имел оснований для применения штрафа.