сталин закончил духовную семинарию какую
Почему бывший семинарист Иосиф Сталин пытался искоренить религию в Советском Союзе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сын прачки и сапожника
В советские времена день рождения товарища Сталина был всенародным праздником. Отмечали его 9 декабря. Правда, позже историки выяснили, что эта дата была неправильной. Иосиф Джугашвили родился 6 декабря 1879 года. По этому поводу существует масса догадок и домыслов. Но, исследователи считают, что вождь ничего не хотел скрыть или исказить, он просто не знал точной даты своего рождения.
Детство будущего «отца народов» было очень трудным. Сосо родился, как сейчас бы сказали, в неблагополучной семье. Отец был сапожником, пил не просыхая. В пьяном угаре избивал и сына, и жену. Мать была прачкой. По глубокому убеждению женщины сына нужно было воспитывать исключительно при помощи ремня. Она искренне считала, что из упрямца-сына нужно регулярно выбивать дурь. Позже, преследуя цель вырастить таки Иосифа приличным человеком, мать отдала его на учёбу в духовное училище.
Будущий вождь окончил училище с отличием. Как лучшего ученика его отправили учиться в Тбилисскую семинарию. Там он увлёкся революционной деятельностью и учёбу забросил. Блестящие успехи Джугашвили постепенно сошли на нет. Несмотря на то, что многие считают, что учёбу Иосиф не закончил, это не так. Просто молодой человек проигнорировал выпускные экзамены. Какова была причина этого, до сих пор никто не знает. Официальная формулировка причины отчисления Иосифа Джугашвили из семинарии: «за неявку на экзамены по неизвестной причине».
В 1906 году Сосо женился на женщине по имени Като Сванидзе. Исследователи утверждают, что только эту женщину он любил всю свою жизнь. Като родила ему сына, которого назвали Яковом. К сожалению, женщина скончалась от чахотки, всего год спустя после свадьбы. Интересно то, что отрёкшийся от религии, тогда уже профессиональный революционер, полюбил истово верующую женщину.
Как появился товарищ Сталин
Рост авторитета Сталина в партийных кругах начался после организованной им в 1902 году забастовки и демонстрации в Батуме. Он участвовал в различных партийных съездах за границей, где познакомился с Владимиром Ильичом Лениным. Постепенно его стали называть одним из революционных лидеров. К этому времени Джугашвили исчез. На свет появился Иосиф Сталин. Он сменил множество псевдонимов, оставив в конце концов этот. В жаркий революционный год товарищ Сталин женился на Надежде Аллилуевой. Через год Иосиф Виссарионович прославился блестяще проведённой военной операцией при обороне Царицына.
Борьба с Троцким за власть
Несмотря на все свои заслуги, первые годы светской власти Иосиф Виссарионович оставался в тени лидеров, которыми были Ленин и Троцкий. Когда Сталина поставили на должность генерального секретаря партии, он умело использовал своё положение. Он быстро расставил своих людей на все ключевые посты, сосредоточив таким образом в своих руках всю власть. Оставалось лишь избавится от Ленина и Троцкого.
Владимир Ильич к этому времени был безнадёжно болен и никакой опасности собой уже не представлял. Троцкий же был невероятно сильным противником. В итоге Сталин победил. К концу 20-х годов на пути к абсолютной власти никто перед отцом народов уже не стоял.
Только за 30-е годы было осуждено почти полтора миллиона человек, а расстреляно почти семьсот тысяч. Почти полностью были вычищены все управленческие структуры, особенно в РККА и НКВД. Эти потери в будущем стоили дорого в Великой Отечественной войне. Они сильно ослабили обороноспособность государства. С другой стороны, практически бесплатный труд сосланных и заключённых помог возвести множество инфраструктурных и промышленных объектов по всей стране.
Война против религии
В СССР пропагандировался воинствующий атеизм. Иосиф Сталин стал яростным последователем теории об «опиуме для народа». Он считал, что религию нужно искоренить, что это основное препятствие на пути к светлому коммунистическому будущему. Религия, по мнению вождя была свидетельством классового угнетения. Засучив рукава, Сталин яростно боролся буржуазным пережитком прошлого. До Великой Отечественной войны, когда были ослаблены некоторые ограничения, он закрыл все церкви, синагоги и мечети. Были убиты или отправлены в тюрьмы тысячи священнослужителей и религиозных лидеров. Сталин пытался не просто уничтожить религию, он пытался искоренить даже само представление о Боге. В этом вождь видел избавление от ненавистного наследия прошлого, которое мешало идти к будущему прогрессу и науке.
Самое интересное, что Сталин не понаслышке был знаком с религией и верой. Он же окончил семинарию. Революционные идеалы оказались дороже. На этом пути Иосиф Виссарионович пожертвовал многим и многими. Высшая цель по его мнению стоила того, оправдывала любые средства.
Доля истины в этих размышлениях, конечно же, есть. Церковь была могущественной силой. Несмотря на все антирелигиозные меры при Ленине, число верующих не уменьшалось. Особенно верными в этом плане были крестьяне. Для них церковная литургия была частью их образа жизни. Сильная церковь была слишком рискованной перспективой. Это могло поставить под угрозу успех всей революции.
Безбожная пятилетка
Практика безбожной пятилетки началась в 1928 году. Была создана антирелигиозная организация «Лига воинствующих атеистов». Церкви закрывали, всю собственность конфисковывали. Лидеров сажали или расстреливали. Немногих оставшихся в живых священнослужителей заменили лояльными власти людьми. Это сделало церковь беззубой и бесполезной. Здесь уже не было Бога. Очаг инакомыслия и контрреволюции был полностью уничтожен.
В основе этого плана лежала относительно простая идея. Традиционное национальное сознание было искоренено. Нужно было строить общество, основанное на универсальных принципах социализма. Эти принципы были впоследствии использованы другими коммунистическими странами.
С религией и верой в повседневной жизни боролись не только социальными реформами и репрессиями. Велась масштабная пропаганда. Пресса была заполнена атеистическими публикациями. Верующих называли «тёмными», высмеивали. Была даже введена непрерывная рабочая неделя, чтобы отучить людей от выходных и посещения религиозных собраний.
«Музеи атеизма»
Разграбленные мечети, синагоги и церкви превратили в антирелигиозные «музеи атеизма». Там были организованы диорамы, где демонстрировали жестокие сцены и пояснялись научные явления в атеистическом ключе. Иконы и реликвии были лишены своей мистики. Их стали рассматривать как обычные предметы. Широкую публику всё это не особенно впечатляло. Несмотря на это, многие из этих музеев стали популярными и оставались открытыми вплоть до 1980-х годов.
Всё это время Лига воинствующих атеистов распространяла антирелигиозные публикации, организовывала лекции и демонстрации. Они делали всё от них зависящее, помогая атеистической пропаганде проникнуть почти во все сферы жизни страны Советов. Популярность подобной прессы совершенно не являлась признаком победы атеизма. Многие верующие покупали эти газеты и журналы, чтобы узнавать новости в этой области.
Церкви вновь открываются во время Великой Отечественной войны
К 1939 году в СССР осталось лишь около 200 церквей. Для сравнения, до революции их было примерно 46 000! Духовенство и миряне были казнены или помещены в трудовые лагеря, в то время как только четыре епископа остались «на свободе». Церковь была побеждена.
Когда началась Великая Отечественная война, нацисты начали открывать на захваченных советских территориях церкви. В частности, в Украине. Это делалось, чтобы вызвать сочувствие местного населения. После этого, Сталин решил это использовать тоже. По всей стране начали вновь открываться храмы. Делалось это исключительно в политических целях. Вождь был убеждённым атеистом, он считал религию чушью и ерундой.
Во время встречи с Франклином Д. Рузвельтом, Сталин был невероятно и совершенно искренне удивлён, узнав, что президент посещает религиозные службы. Иосиф Виссарионович спросил у дипломата Аверелла Гарримана: «Действительно ли президент, будучи таким умным человеком, на самом деле столь религиозен? Или он это делает, преследуя политические цели?»
После Великой Отечественной войны антирелигиозная борьба продлилась. Религиозное образование полностью отсутствовало, Библии были запрещены, за веру сажали и ссылали. Тем не менее, к концу 80-х годов Советской власти пришлось признать, что эту битву они всё же проиграли.
Конечно, можно приводить объективные причины. Ведь у городских большевиков с культурной точки зрения было невероятно мало общего с крестьянами. Сельские жители же составляли большую часть населения. Для крестьян воинствующий атеизм никогда не был достаточно увлекательным. Он не мог заменить им столетия религиозной практики. К тому же память о революции 1917 года и правлении Сталина потихоньку меркла.
До сих пор историки спорят о роли «вождя народов» в Великой Отечественной войне и развития СССР в целом. И всё же нельзя отрицать, что роль его была весьма значительна и в том, и в другом. Великие полководцы, такие как Конев, Жуков, и Рокоссовский признавали, что товарищ Сталин был Верховным главнокомандующим не только по форме, но и по существу. Экономическое развитие страны, успешная индустриализация, развитая инфраструктура — это всё можно отнести к достижениям отца народов.
Закончил свою безбожную жизнь Сталин вполне закономерно. Рядом с ним не осталось близких людей, которые могли бы помочь. Когда у Иосифа Виссарионовича случился инсульт, он пролежал без медицинской помощи двенадцать часов! К нему просто боялись зайти. Скончался отец народов, оставшись в абсолютном одиночестве. Думал ли он о Боге, когда жизнь постепенно покидала его?
Подробнее о том, как с религией пытались бороться календарной реформой, прочите в нашей статье почему в Советском Союзе не было выходных целых 11 лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обратите внимание:
Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:
Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям
Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:
Комментарии
юдейская пейсанина, ммдя
не было и нет репрессированных не только среди моих родственников, а вообще не было таковых среди всех моих знакомых.
Я никогда не слышал ни одного конкретного примера в моем многочисленном окружении.
А ведь если бы были МАССОВЫЕ многомиллионные репрессии, то хотя бы четверть знакомых имела бы таких репрессированных родственников, это были бы сотни примеров.
.
убейтесь дебилы..
Сталин величайший политик.
хоть обделайтесь
Аркадий, а Вы видели Африку или Австралию? Если Вам видеть эти места не приходилось, то, следуя Вашим логическим заключениям, следует признать, что они не существуют? Репрессии имели место, и это факт. Можно спорить о масштабах, но сам факт отрицать глупо. Тем более, что и документы свидетельствуют: существует справка из архива от 11,12,1953 года о «о количестве арестованных и осужденных органами ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ СССР в 1921–1953 гг». Согласно этому документу за указанный период арестовано немногим меньше 6 млн, осуждено
4 млн человек. Мне приходилось работать в архиве социально-политической истории (в прежние времена он назывался партийным и именно тут хранятся дела по политическим репрессиям) с делами репрессированных.
Автор! Вы в общем и целом верно отразили все, что касается темы статьи, но допустили один просчет. А именно: религиозность И.С.Сталина были близки или даже равны нулю. Борьба с религией на первых порах и явное благоволение к Церкви во второй половине военного периода и в послевоенное время никак не связаны с религиозными воззрениями Сталина в целом и с его семинарским прошлым в частности. Сам факт его обучения в
духовных заведениях имел только одну причину: это был едва ли не единственный вариант бесплатного образования. Иного способа получить образование сын прачки и сапожника не имел. Более того, это обучение знания даже основ религиозности ему не доставило: в те времена семинарский курс был рассчитан на 8 лет обучения, причем дисциплины духовно-богословского содержания начинались с пятого года обучения. Иосиф Виссарионович же окончил только четыре, причем экзамен сдавать не стал. Для сравнения: российский изобретатель радио А.С.Попов окончил четыре класса Пермской духовной семинарии, что дало ему право поступления в университет, что он и сделал. Если Вам приходилось читать произведение Н.В.Гоголя «Вий», то Вы, вероятно, обратили внимание, что на каникулы отпускались риторы, грамматики, философы и богословы, а это как раз и были слушатели старших классов, с пятого по восьмой, тогда как с первого по четвертый учащихся даже на каникулы не отпускали. Иными словами, ни войну с Русской Православной Церковью, ни сменившее ее снисходительное покровительство не стоит связывать с религиозностью или атеизмом Сталина: во всем этом был прагматический расчет.
Новое в блогах
Сталин не закончил духовную семинарию из-за бедности — историк
Иосиф в детстве и его первое образование. Горийское духовное училище
Обучать его русскому языку взялись дети Христофора Чарквиани по просьбе матери Иосифа; занятия шли успешно и уже к лету 1888 г. Сосо приобрёл необходимые знания и навыки для поступления не в первый подготовительный класс при Горийском духовном училище, а сразу во второй подготовительный. ( ГФ ИМЛ Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.54. Л. 202 – 204.)// (РГАСПИ. Ф.558. Оп.4 Д.669. Л.5 (П. Капанадзе).
Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Судьба улыбнулась Кеке: Сосо приняли в духовное училище. Ввиду тяжёлого положения матери и выдающихся способностей ребёнка Сосо назначили стипендию: он получал в месяц три рубля. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили». (Из воспоминаний Г.И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ). http://www.fullhistoria.ru/istorias-570-1.html
С детства Сталин выделялся упрямством и стремлением к превосходству над сверстниками, много читал. Низкорослый и физически слабый, он не мог рассчитывать на успех в мальчишеских потасовках и боялся быть избитым. Он с малолетства стал скрытным и мстительным и всю жизнь недолюбливал высоких и физически крепких людей. Но он был беден, был «инородцем» и понимал, что бедный грузинский юноша из маленького провинциального города немногого может добиться в царской России.
В детстве с Сосо случались и неприятные происшествия. Они могли изменить его судьбу его будущность. Если бы не последовательность и не любовь его матери. ЧП произошедшее 6 января 1890 года: первоклассник Сосо Джугашвили вторично попал под фаэтон. Мчавшийся экипаж сшиб Иосифа на землю и переехал ему ногу, которую повредил настолько, что отцу пришлось везти его в Тифлис в лечебницу, где Иосиф пробыл долго, вследствие чего вынужден был прервать занятия почти на целый год.(ГФ ИМЛ. Ф. Оп.6. Д.306. Л.13). Устроившись рабочим на обувную фабрику Адельханова, Виссарион Джугашвили решил не возвращаться в Гори и оставить сына при себе, определив для себя, что тот пойдёт по его стопам и станет сапожником. По воспоминаниям С.П. Гогличидзе (Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ), «маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим». Однако в Тифлис приехала за сыном мать и забрала его в Гори, где он продолжил образование. (ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.48. Л.14 – 15. (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935). В 1894 году И.В. Сталина окончил четырёхклассное Горийское духовное училище. Закончил его с отличием и был рекомендован для поступления в духовную семинарию.(Островский А.В. – Кто стоял за спиной Сталина? С-Пб. М., 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища).
Иосиф в детстве и его первое образование. Горийское духовное училище
В интервью журналу «Гумбати» («Купол») профессор Гурули заявил, что Иосиф Джугашвили был зачислен в Горийское духовное училище в 1888 году и в 1894 г. его окончил в ранге «первого ученика». В том же году будущий «отец народов» продолжил образование в Тбилисской духовной семинарии, где, несмотря на тяжёлое материальное положение, учился усердно и успешно, не пропустив ни одного урока по неуважительной причине за весь первый год обучения.
Согласно правилам семинарии, от платы за обучение освобождались только дети духовных лиц. Семья Джугашвили, брошенная отцом, к этому разряду не относилась, и семинарист Джугашвили неоднократно обращался к ректору, архимандриту Серафиму, с просьбой о льготной оплате. Немало усилий в этом направлении приложила и мать Иосифа – Екатерина (Кеке) Геладзе. В конце концов, удалось «уполовинить» плату за обучение (с 80 до 40 рублей). Остальную сумму доплачивала церковная казна. Но и эти 40 рублей были для Кеке неподъёмной суммой. Джугашвили настолько нуждался, что не мог купить себе зимнюю одежду и вновь обратился к архимандриту Серафиму с письмом: «Прошу выдать мне зимнюю одежду, чтобы защититься от зимнего холода».
Несмотря на успешное завершение первого года обучения, ко второму году Иосифа Джугашвили не допустили, поскольку предыдущая задолженность покрыта не была.
В итоге Джугашвили отучился в семинарии четыре года, так и не завершив полного курса.
Сохранились его оценки за первый год обучения:
Грузинское церковное песнопение – 5
Гражданская история – 5
Грузинский язык – 5
Сочинение (одно в год) – 4
Примечательно, что за первый год обучения Иосиф Джугашвили постоянно имел высшую оценку по поведению.
———————-
Семинария и Сталин
В годы учёбы он вступил в связь не только с первыми кружками марксистов, но и с первыми рабочими группами, образовавшимися на предприятиях Тифлиса, в 1898 году стал членом «Месаме-даси» — первой грузинской социал-демократической организации.
В 1899 году, на последнем году обучения, он был исключён с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине».
Тбилисская духовная семинария
Революционный писатель В. А. Поссе в своих мемуарах «Пережитое и продуманное», вспоминая свои ученические годы и своих товарищей, вхожих в дом Храповицких:
Вот простодушного Мещерякова я хорошо понимал.
«Я — сын крестьянина, — рассказывал он мне во время одной из прогулок по Волнагинскому парку в имении Храповицких, — как бедному мальчугану мне приходилось пасти коров, а в душе росла мечта о силе и славе. Около нашей деревни в усадьбе жил генерал, а через деревню в карете, запряженной четверкой лошадей не раз проезжал архиерей. В мечтах своих я видел себя то генералом, то архиереем. Выбрал я карьеру духовную, а не военную. Ибо человеку простого звания сделаться архиереем легче, чем генералом».
Ко мне он относился с большой симпатией. Несмотря на то, что я не скрывал от него своего атеизма, он попросил меня прийти на его пострижение в монахи в Александро-Невскую Лавру.
Впоследствии я слышал, что он сделался архиереем и ездил в карете, запряженной «четвёркой лошадей».
Председатель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин отметил, что его канонизация оказалась невозможной:
Последний арест и мученическая кончина
Решающим в духовном становлении Иосифа было книжное самообразование. К чтению Сосо пристрастился еще в Гори, тогда им был прочитан роман А. Казбеги «Отцеубийца», давший ему вдохновляющий пример жизни романтического разбойника Кобы. Коба воплощал собой идею насилия и руководствовался мотивом мести. Художественные образы увлекали и потакали страстям, разжигали эгоизм, тщеславие, гордость. Семинарский круг чтения Сталина восстановить по мемуарам сравнительно легко и одновременно трудно. Можно определить, что он был обширен и касался разных областей знаний. Будущий вождь был талантливым самоучкой и книгочеем, что роднило его с целым рядом российских революционеров, тоже «не доучившихся».
Любопытен и способ чтения запрещенных книг семинаристами. Листы запрещенной книжки часто закладывались между страницами церковных книг. Так обманывались надзирающие монахи. «Тайно, на занятиях, на молитве и во время богослужения мы читали «свои» книги. Библия лежала открытой на столе, а на коленях мы держали Дарвина, Маркса, Плеханова и Ленина». Так юный семинарист практически проходил школу двуличия и обмана.
Если Сосо с запрещенными книгами попадался, то отделывался предупреждениями или карцером, который не следует отождествлять с тюремным. Впоследствии сталинский режим унаследует у царизма эту ненависть к вольному печатному слову и взрастит ее до фантастических размеров.
Сталинская цензура по своей свирепости многократно превзошла все «чугунные уставы» царизма, а попытки чересчур любознательных советских граждан обойти сталинские препоны и запреты карались уже не символическими «карцерами», а многолетними тюрьмами, ссылками и лагерями, а то и расстрелом.
Сталин в годы духовной учебы юности глубоко понял мощь печатного слова и, когда сам стал своего рода «царем», серьезно развил опыт своих семинарских преследователей.
В семинарии действовали нелегальные кружки учащихся. Упоминают о борьбе Сталина с умеренным параллельным кружком Сеида Девдориани. Но мало что известно и о деятельности кружка Сталина, и какую роль в действительности он там играл. Думается, революционное «лидерство» Иосифа в семинарии выдумано мемуаристами, экстраполировавшими «культ личности» на прошлое.
Эдвард Радзинский, пассивно следуя за ними, изображает юного Сосо демоническим мальчиком под мотив известного фильма ужасов «Омен».
Но вот товарищи писали о нем: « Тихий, предупредительный, стыдливый, застенчивый» … Конфликт между Сталиным и Девдориани произошел в третьем классе семинарии: в 1897 г. Иосиф отверг программу кружка, выработанную Девдориани, назвав ее «либеральной». Разногласия между семинаристами выражались остро: Сеид ругал Сосо публично и «противным», и «отвратительным».
22 ноября 1937 г. на уничтожение Сталиным был обречен и другой его старший семинарский товарищ – Самсон Торошелидзе.
Мемуаристы охотно поносят семинарские порядки, видимо, преувеличивая их негативные стороны.
Давая интервью писателю Эмилю Людвигу и сам Сталин в свойственной ему фиглярской манере порицал «отцов» семинарии за «невыносимый» инквизиторской режим, якобы лишавший его, молодого человека, столь нужной для духовного развития свободы.
Прошел небольшой исторический период – и тот же «невыносимый инквизиторский режим» был установлен бывшим семинаристом для всей страны …
Воспитанники жили скученно, распорядок их дня был строго регламентирован – молитвы, богослужения, подготовка к занятиям, занятия, еда, сон.
«Жизнь в семинарии протекала однообразно и монотонно, – вспоминал Д. Гогохия. – Мы чувствовали себя, как в каменном мешке».
Строгость семинарского режима выражалась в ряде запретов: посещения театров, библиотек, чтения вольных книг, газет, журналов.
Однако воспитанники легко находили возможность бывать в городе и в неурочные часы и в полной мере подвергаться влиянию светской культуры. Они посещали театры, концерты, гуляния, женщин, городские и общественные библиотеки.
Так, систематическим отлучкам учеников помогал семинарский дворник, который за небольшую мзду впускал или выпускал семинаристов по вечерам – кого в театр, кого на вечеринку, кого на сходку. Пользовался услугами этого дворника и Джугашвили.
Любопытная деталь – во время панихиды в семинарской церкви по Александру III в 1894 г. семинарист Воронин горько заплакал, что не осталось без внимания Сосо. «Характерно полуприщурив глаза, с полупрезрительной не то усмешкой, не то улыбкой: «Эх ты, бестолковый! – сказал он. – Что горюешь? Царя жаль? Таких людей нечего жалеть, умер один – будет другой». Представление, что есть люди, которых «нечего жалеть», утвердилось у Сталина с юности.
Однако правда еще более причудлива, поскольку вплоть до сороковых годов Сталин никому так не доверял в своем окружении, как членам этой семьи. Действительно, его предполагаемый единоутробный брат стал дегустатором НКВД по кличке ‘Кролик’. Эта связь тем более удивительна, что у Кролика работал молодой повар, ставший дедом еще одного офицера тайной полиции: Владимира Путина.
. Иосиф (‘Сосо’) Джугашвили, взявший позже псевдоним Сталин, родился 6 декабря 1878 г. (а не 21 декабря 1879 г., как утверждает официальная биография) в семье сапожника Бесо Джугашвили и его молодой волевой жены Кэкэ. Вскоре Бесо стал алкоголиком, избивавшим жену и ребенка. Его мучили распространявшиеся по городу слухи о том, что не он настоящий отец Сталина. Кэкэ считала, что Сталин непременно должен пойти учиться в семинарию и в будущем стать епископом. Бесо, который на протяжении всей своей карьеры получал поддержку со стороны местного героя по имени Коба Эгнаташвили, легендарного чемпиона по борьбе, богатого купца, винодела и владельца популярной таверны, хотел, чтобы он стал сапожником. И теперь у нас есть фотография этого мужественного грузина, которому было суждено сыграть такую важную роль в жизни Сталина.
Но он был не единственным местным влиятельным человеком, помогавшим молодому Сталину. Кэкэ также помогали священник отец Чарквиани и начальник полиции Дамиан Давришеви. Их обоих тоже считали любовниками Кэкэ. Да и сам Сталин, окружавший свое происхождение завесой тайны, чтобы приукрасить мифологию себя как великого человека, несколько раз заявлял в разговорах с разными людьми, что он сын священника. Позже сын начальника полиции утверждал, что именно его отец был настоящим отцом Сталина. Но Сталин также намекал в разговорах, что им был Коба Эгнаташвили. Сталин безусловно почитал богатого чемпиона по борьбе, ведь и через 70 лет он вспоминал о нем. Став революционером, он сделал Кобе большой комплимент, взяв себе в качестве псевдонима его имя.
Разумеется, мы никогда не узнаем, кто был биологическим отцом Сталина. В своей книге ‘Молодой Сталин’ я принимаю официальную версию по той простой причине, что нет убедительных доказательств в пользу других. Однако если к кому-то Сталин испытывал сыновние чувства, то, скорее всего, этим человеком был именно Коба Эгнаташвили. Если безумный Бесо бил и терроризировал Сталина и несколько раз тайно забирал его из школы, чтобы учить сапожному делу, то Коба его защищал, снабжал деньгами и помогал во многом другом. Возможно, он не был настоящим отцом Сталина, но относился к нему по-отцовски.
Сын Якова Григорьевича Эгнаташвили. Согласно народной легенде — единокровный брат И. В. Джугашвили. [1] Занимался борьбой, выступал на соревнованиях в цирке. Затем открыл собственный ресторан. После свёртывания НЭП временно находился под арестом. После освобождения на службе в комендатуре Кремля, личный повар-дегустатор руководителя СССР. В 1930-е работал директором Дома отдыха в Форосе в Крыму. Похоронен с большими почестями в Гори ещё при жизни И. В. Сталина.
«Продукты для высшего кремлёвского руководства выращивались и приготовлялись на специальных фермах и комбинатах под строгим наблюдением особого отдела правительственной охраны. Руководил этим деликатным и считавшимся чрезвычайно ответственным делом высоченный главный повар „хозяина» из НКВД Игнатошвили (А. Я. Эгнаташвили), которого Сталин, очень боявшийся потенциальных отравителей, всячески ублажал, присвоив ему генеральский чин». [2]
Десять миллионов ни в чем не повинных людей были расстреляны или умерли от голода. Братья Эгнаташвили лишились своего бизнеса и были арестованы. Но Васо сумел убедить местных чиновников в том, что ему нужно поговорить в Москве со Сталиным, и направился в столицу (брат в это время продолжал сидеть в тюрьме). Благодаря посредничеству галантного грузина Авеля Енукидзе, большого ценителя женской красоты и высокопоставленного партийного деятеля, Васо был принят Сталиным, который немедленно распорядился освободить обоих братьев и направить их в Москву.
Запустив в 1936 г. машину Большого террора, Сталин стал еще более чувствителен к вопросам безопасности. Поэтому Саша был назначен ответственным за качество продовольствия и сталинские дачи. Так успешный ресторатор Саша стал распорядителем пиров и управляющим имением диктатора.
Однако Берия, ставший к тому времени неутомимым и невероятно компетентным главой сталинского НКВД, суперменеджером и важным членом политбюро, ненавидел клан Эгнаташвили, потому что тот находился в более тесных отношениях со Сталиным, чем он сам, и потому что они были грузинам, независимыми от него.
И он вознамерился их уничтожить.
Смертоносная игра Сталина
Между тем, смертоносная игра на византийском дворе Сталина затронула даже Сашу Эгнаташвили, дегустатора и великолепного распорядителя, независимо от того, был он единоутробным братом Сталина или нет.
В годы войны Саша получил звание генерала, и его грудь была усыпана медалями: молодой идущий вверх член политбюро Никита Хрущев с неодобрением вспоминал в своих мемуарах о том, что Сталин сделал из своего шашлычника генерала-орденоносца. Хрущев не знал, что так называемый повар был возможным братом Сталина по отцу и доверенным офицером НКВД. Во время войны Саша сопровождал Сталина на большинство встреч на высшем уровне, и именно генерал Эгнаташвили организовал для Сталина конференцию в Ялте, где в начале 1945 г. тот встретился с Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем.
Васо Эгнаташвили сохранил свой ключевой пост в Грузии, но Берия изыскал способ подорвать положение Саши: Сталин всю свою жизнь терпеть не мог коррупции. Живя в привилегированном мире, сам он был равнодушен к деньгам и вел жизнь аскета. Но генерал Эгнаташвили управлял огромной машиной, состоящей из дач, ферм и системы доставки, производившей огромное количество еды и вина. Большая часть этих яств пропадала, и с большой долей уверенности можно говорить о том, что начальник охраны Сталина генерал Власик и его старший товарищ Эгнаташвили если не продавали их на сторону, то вовсю пользовались имевшейся в их распоряжении роскошью, устраивая дикие оргии и, вообще, ведя распутный образ жизни.
Доказательства этого предъявлялись Сталину не менее двух раз, и он прощал Власика и Эгнаташвили, но, в конечном итоге, Власик был отстранен от должности и арестован. Сашу так и не арестовали. Берия хотел погубить обоих братьев, но Сталин их защищал. Саше поручили управлять санаториями политбюро в Крыму, где он умер своей смертью в 1948 г.
После смерти Сталина Берия, ставший на короткое время правителем Советского Союза, немедленно уволил Васо Эгнаташвили, который сидел в тюрьме, пока не был арестован сам Берия, расстрелянный три месяца спустя. Он умер в пятидесятые годы. Потомки Саши и Васо Эгнаташвили живут в Тбилиси, Москве и Соединенных Штатах. Все они так же обаятельны, как их предки. И вот теперь может быть рассказана история о Сталине, его возможном отце Кобе Эгнаташвили, его предполагаемом брате Кролике и о том, какое отношение все они имеют к президенту Путину.
Книга ‘Молодой Сталин’ «Young Stalin» вышла в свет в издательстве Weidenfeld & Nicolson