станция дема какая железная дорога
Дёма (станция)
1 боковая и 2 островных
Дёма — железнодорожная станция Чишминского направления Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги в Дёмском районе города Уфы. Наименование получила из-за расположения недалеко от р. Дёма.
Станция Дёма является узловой, и сортировочной станцией Уфимского железнодорожного узла. Отсюда отходят линии на Чишмы, Кропачёво, Оренбург и Инзер.
На станции расположено крупное локомотивное депо Дёма.
На Уфу | |||||
Дёма | |||||
На Абдулино | |||||
Мост через р.Дёма | |||||
На Иглино | |||||
Нижегородка | |||||
Мост через р.Берсианка | |||||
Автодорога Уфа—Оренбург | |||||
Мокроусово | |||||
Мост через р.Уршак | |||||
Кабаково | |||||
34 км | |||||
Ибрагимовский | |||||
Мост через р.Казылга | |||||
Мост через р.Карламан | |||||
Карламан | |||||
На Стерлитамак | |||||
На Белорецк |
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Авдон | Абдулино — Уфа | Следующая станция: Левая Белая |
Полезное
Смотреть что такое «Дёма (станция)» в других словарях:
Станция — сооружение, предназначенное для посадки высадки пассажиров и размещения привода и (или) натяжного устройства. Источник: ПБ 10 559 03: Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Станция 106,8 FM — Станция 106.8 Страна … Википедия
Станция — Транспорт: Автомобильная заправочная станция Железнодорожная станция Сортировочная станция Станция метрополитена Станция призрак Учреждения Автоматическая телефонная станция Орбитальная станция Международная космическая станция Насосная станция… … Википедия
СТАНЦИЯ — СТАНЦИЯ, станции, жен. (от лат. statio). 1. Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах. «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор.» Вяземский (шутл. о станционном смотрителе). «Послание к калмычке, намаранное мною на одной из… … Толковый словарь Ушакова
Станция-призрак — Станция «Тверская» во время строительства «Станция призрак» условное название неоткрытых, недоступных пассажирам станций метро: либо недостроенных промежуточных, находящихся на перегоне между двумя действующими станциями (в том числе… … Википедия
Станция 106 — Станция 106,8 FM Первоначальный логотип «Станции 106,8 FM» «Станция 106,8 FM» (также известная как «Станция» и «Станция 2000») первая российская радиостанция, целиком посвящённая прогрессивной, танцевальной и альтернативной электронной музыке.… … Википедия
Станция Ребриха — Страна РоссияРоссия … Википедия
станция — база, предприятие, пункт, трест; станцийка, перегон, ям, пролет, платформа, дочь, полустанок, установка, станок, компрессор, машина, устройство, коммутатор, выпрямитель, насосная, нагнетатель, остановка Словарь русских синонимов. станция сущ. •… … Словарь синонимов
Станция закрытого типа — Станция «Гостиный двор» … Википедия
Станция глубокого заложения — Станция глубокого заложения обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, располагающихся на большой глубине. Станцией глубокого заложения называется станция, располагающаяся на глубине больше 20 метров[1], с вестибюлем такая… … Википедия
Станция метрополитена — Станция метрополитена остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метро. Подземная станция метро оборудована выходом в город (вестибюлем) (впрочем, не всегда некоторые пересадочные станции выхода в город могут не… … Википедия
Куйбышевская железная дорога
Куйбышевская железная дорога (КбшЖД) – один из филиалов ОАО «РЖД», грузовая и транспортная артерия Среднего Поволжья. Пролегает на территории 11 субъектов РФ и обеспечивает связь центральных и западных регионов страны с важнейшими экономическими районами Урала, Сибири и Средней Азии.
Географическое положение железнодорожной магистрали определяет её характерную уникальность – совокупность больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. Обслуживает крупные промышленные районы, где сосредоточены предприятия автомобильной, нефтехимической и оборонной промышленности.
Структура
Куйбышевская ж/д состоит из четырех региональных представительств – Башкирского, Волго-Камского, Пензенского и Самарского.
Башкирский регион. Обслуживает территории Башкирии, Татарстана, Оренбургской и Челябинской областей. Длина путей – более 1,3 тыс. км. Здесь находятся 45 станций. Главная грузовая из них – Дёма, является одной из крупнейших сортировочных на КбшЖД. Отсюда отправляются составы по шести направлениям, железнодорожный узел состоит из двух сортировочных систем и шести парков.
Волго-Камский регион. Здесь находится станция Ульяновск-Центральный. Она расположена на месте пересечения Сибирского направления Москва – Рузаевка – Чишмы с Волжским направлением Волгоград – Сызрань – Казань. По объему работ станция относится к первому классу. Также этот регион обслуживает автомобильный завод в Ульяновске (УАЗ).
Пензенский регион. Обслуживает шесть субъектов РФ: большую часть железных дорог Мордовии, Пензенской области, частично Ульяновскую, Самарскую, Тамбовскую и Рязанскую области. Одна из крупнейших станций в регионе – Пенза-3. Это передаточный пункт между Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской ветками. Станции Кривозеровка и Пенза-1 считаются крупными сортировочными узлами юго-востока.
Самарский регион. Здесь находится крупный железнодорожный узел, связывающий Европу и Азию, – станция Самара. Через нее проезжает 141 поезд, в том числе 12 фирменных. Каждый год через станцию проходят около 12 млн пассажиров. В этом регионе обслуживаются автомобильный завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, химические и нефтяные компании.
Интересные факты
Заключение
На Куйбышевской железнодорожной магистрали продолжается реализация инвестиционных программ. Так, в 2020 г. было выделено 27 млрд рублей. Значительная часть финансовых средств ушла на обновление подвижного состава. В этом году продолжается реализация инвестпроектов. В частности, идет обновление железнодорожного пути, а также железнодорожной ветки, которая соединит особую экономическую зону (ОЭЗ) «Тольятти» и станцию Тольятти КбшЖД. О размере инвестиций не сообщается.
Дёма железнодорожная.
Дёма – один из самых перспективных для развития районов нашего города. Он выгодно отличается своей обособленностью, благоприятным расположением в плане экологии и относительной тишиной в отличие от шумного центра. Если вы уже побывали в этно-парке «Ватан», то в одной из юрт могли видеть проект обновленной Дёмы. Новые спальные микрорайоны, современная инфраструктура – все это ждет нас в недалеком будущем. Демский район в скором времени будет просто не узнать! Сегодня же мы обратимся к истории его возникновения…
Дёма – железнодорожная: история и даты.
Демский район города Уфы начинался когда-то с небольшого железнодорожного разъезда на левом берегу реки Белой, в устье Дёмы. Разъезд был построен в 1887 году на участке железной дороги Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск и имел всего 3 пути. Рядом был построен завод для пропитки шпал. Разъезд назвали Дёмой – по названию одноименной реки, протекающей рядом.
Во времена Гражданской войны и Октябрьской революции здесь располагался штаб Чапаевской дивизии, который посетил сам В.И.Чапаев, а также Д.А.Фурманов и М.В.Фрунзе. На полустанке тогда трудилось всего полсотни рабочих. В 1930-е годы сюда пребывают первые переселенцы из Китая, которые уже имели опыт строительства Китайско-Восточной Железной дороги. Вместе в уфимцами они начинают строить локомотивное и вагонное депо. В годы войны жизнь здесь била ключом: сотни поездов проходили через станцию из тыла на фронт. А в 1941 году в Дёме была сформирована легендарная 112-ая Башкирская Кавалерийская дивизия.
Оправившись от войны, станция Дёма постепенно превращается в мощный транспортный и ремонтный узел. 6 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был официально создан Демский район г.Уфы. В это же время начинается возведение рабочего поселка и разворачивается интенсивное жилищное строительство.
Многие из них находятся в Деме и по сей день. Но, несмотря на наличие столь крупных предприятий, быт и работа жителей района все же, тесно связаны с железной дорогой. Об этом напоминает и «Памятник паровозу ФД», который был установлен в 1987 году, в честь празднования 50-летия локомотивного депо «Дема». Поначалу он стоял у входа в депо, затем его перевезли на центральную площадь, а в 2007 году установили на площади возле Железнодорожного техникума. Паровозы этой марки исправно трудились на железной дороге до конца 50-х. Тогда их ласково называли Федями или Федюками. Затем на смену паровозам пришли электровозы.
Прогулки по Дёме. Что посмотреть?
Современная Дема – это большой район, состоящий из 9 микрорайонов. Здесь есть детские сады и школы, техникум и училище, больницы и поликлиники, спорткомплексы и спортзалы, церкви и мечети, магазины и супермаркеты, рестораны и кафе. А железнодорожная станция Дёма – одна из крупнейших в России.
Прогуливаясь по Деме можно заглянуть в Музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, что на улице Левитана, 27. Он был создан в 2002 году в преддверии 60-летия Победы в ВОВ. Можно посетить мечеть «Мадина» (Гатчинская,1) и полюбоваться на искусную резьбу по дереву лучших мастеров Самарканда и Египта. На улице Новороссийской, 57 есть ещё одна мечеть – Дёмская районная. А на Дюртюлинской, 9 – Храм Святого Апостола Андрея Первозванного.
Прикоснуться к старине можно на улице Локомотивной, где расположены самые старые дома района: дома № 2 и 8 были построены в 1888-1889 годах, № 4 и 6 – в 1910 году. Образцом архитектуры начала века является также и Железнодорожная больница (Правды, 19), которая была построена в 1926 году, как небольшой фельдшерский пункт. Рядом с ней находится актуальный для нас, УфаМамочек, памятник «Символ материнства». С детьми на прогулку можно сходить в Демский парк Культуры и отдыха, где работает много аттракционов. Оригинальная скульптура велосипедиста – самая молодая в районе. Она была открыта летом прошлого года на улице Мусоргского. В народе её уже успели окрестить «ВелоПутин». А что, и вправду похоже!
Надеемся, наши виртуальные прогулки пробудят в вас желание прогуляться по Уфе и взглянуть на родной город по-новому!
При написании статьи использована информация из свободных интернет-источников.
Станция дема какая железная дорога
РАЙОН
Оценивая стратегическое значение станции Дема в годы войны, Президиум Верховного Совета Башкирской АССР Указом от 17 ноября 1943 года поселок Дема преобразовал в город Дема. Но в звании города Дема просуществовала только 3,5 месяца. 6 марта 1944 года Указом президиума Верховного Совета РСФСР Деме был присвоен статус одного из районов г. Уфы.
Копия.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 Заседания Исполнительного
Комитета Демского Пос.Совета от 21.1-1943 года.
СЛУШАЛИ: Председателя Пос.Совета тов. ДОРМИДОНТОВУ, материал для ходатайства перед Уфимским Райисполкомом с переименованием поселка ст. Дема в городской поселок. Материал прилагается.
РЕШИЛИ: Ходатайствовать перед Уфимским Райисполкомом в постановке вопроса перед Верховным Советом БАССР о причислении из рабочего поселка ст. Дема в городской поселок.
Верно: Секретарь Гордымова
Копия.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
Заседания Исполкома Уфимского Райсовета
От 26 апреля 1943 года.
СЛУШАЛИ: Ходатайство поселкового Совета. Просить Президиум Верховного Совета Башкирской АССР преобразовать рабочий поселок Дема в город с сохранением прежнего наименования Дема.
Пред.Уф.Райсовета Булатов
Секретарь
(печать)
У К А З
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Об образовании Демского района
В городе Уфе Башкирской АССР
Образовать в городе Уфе Башкирской АССР Демский район за счет включения в городскую черту рабочего поселка Дема Уфимского сельского района.
Демский поселковый Совет Уфимского района ликвидировать.
Председатель Президиума
Верховного Совета РСФСР – Н. Шверник
Секретарь Президиума
Верховного Совета РСФСР – П. Бахмуров
6 марта 1944 г. Москва д. № 617/25
Первыми руководителями образованного в марте 1944 года Демского района, были: первый секретарь РК КПСС – Я.М. Игнатьев, председатель исполкома Демского районного совета – В.И. Скобелкин, заместитель председателя – Е.А. Угринов, второй секретарь РК КПСС – Г.И. Фролов, секретарь РК КПСС по идеологии – М.Д. Данилин, заведующий райкомхоза – Лопатин.
Площадь образованного района составляла всего 17,06 тыс.кв.м. Поселок насчитывал 700 домовладений и 10,5 тыс. кв. м. жилья госсектора.
50-е годы
В 1951 году началась электрификация транссибирской магистрали. На участке Самара-Уфа она прошла быстро, и станция Дема превратилась в крупнейшую узловую и сортировочную станцию сети железных дорог страны. Перегон Дема – Кропачево стал первым электрифицированным участком Уфимской железной дороги (1954 г.). В 1956 г. было принято решение о генеральном плане электрификации железных дорог.
Вот что пишет об этом газета «Красный Башкортостан» № 35 от 10.01.1956: «Исполнился год со дня пуска в эксплуатацию одного из грузонапряженных и высокогорных участков Уфимской дороги Дема-Кропачево. Сейчас здесь все движение осуществляется с помощью электровозов «ВЛ-22»… Мастерами управления электровозами зарекомендовали себя машинисты тт Варганов, Мануров, Китаев, Чечель и мн.др.»
В те же годы (в 1951 году – первая очередь) в Деме был построен пешеходный мост через железную дорогу. Этот мост длиной 954 метра, включая 7 сходов, (один из самых длинных в России!) и сегодня соединяет жилую часть Демского района с рядом железнодорожных предприятий и обеспечивает безопасный переход пешеходов над территорией сортировочной станции Дема и десятками железнодорожных путей.
50-е годы – время бурных послевоенных пятилеток, масштабного строительства. Появляются целые кварталы двухэтажных и трехэтажных домов по улицам Центральная, Левитана, Правды, Мусы Джалиля, Дагестанская, Таллиннская. Дома строились, прежде всего, для семей железнодорожников. По окраинам же Дема произрастала новыми улицами с частными деревянными домами.
В 1953-1958 гг. в районе образовались новые улицы с очень прозрачными географическими названиями: Альшеевская, Армянская, Архангельская, Аургазинская, Бижбулякская, Донбасская, Илишевская, Кандринская, Киевская, Магистральная, Мало-Кольцевая, Минская, Раевская, Стерлибашевская, Таллиннская, Туринская, Чебоксарская, Электровозная, Юматовская, Юмагузинская.
В ХХ веке в Деме, вновь активно произрастающей новыми микрорайонами «Дема-6», «Дема-8,9», Баланово-Ново-Александровка, появляются 1,2,3-я улицы Строителей, ул. Башкирской кавдивизии, генерала Кусимова, героев войны, Бульвар героев труда, Янгантауская, Яктыкульская, Карагайская.
По-прежнему культурным центром района является клуб им. 1 Мая. В клубе работают разножанровые кружки. Знаменитой и любимой в народе в 60-е годы становится драматическая студия под руководством Осипова Геннадия Петровича. Студийцы ставили на сцене клуба спектакли по пьесам русских писателей-классиков. С огромным интересом смотрели зрители пьесы А.Н. Островского: «Без вины виноватые», «Бедность – не порок», «Свои люди – сочтемся» и др.
Растущему населению Демы, ее молодому поколению необходимы новые школы, детсады. 1 сентября 1952 года распахивает свои гостеприимные двери детворе железнодорожная школа № 50. Строительство ее шло под руководством и при непосредственном участии первого директора Шпака Сергея Яковлевича. 1 января 1961 года в связи с переходом школы в ведение Уфимского городского отдела народного образования «впредь школу именовать Уфимская средняя школа № 102 г. Уфы». В 1959 году открывается средняя школа № 103.
В 1963 году благодаря усилиям неслышащего учителя Вакштейн А.Я. в районе была построена и 1 августа открыта типовая школа-интернат для глухих детей. Первым директором был Тимофей Макарович Петров. Большое внимание в школе-интернате уделяется улучшению качества знаний неслышащих школьников, укреплению материально-технической базы, внедрению новых технологий в учебно-воспитательный процесс, на кружковую деятельность. Сегодня учащиеся принимают активное участие в Межрегиональных, Российских и Международных соревнованиях и конкурсах.
В 1965 в новом микрорайоне открывается трехэтажная школа № 104, отвечающая всем современным требованиям: с мастерскими, спортивным и актовым залом.
13 февраля 1970 года в репертуарном списке кинотеатров города Уфы появилось новое название – «Орион». Именно с таким космическим именем появился в декабре 1969 года в Демском районе новый кинотеатр. Теперь жителям Демы не нужно было ехать в центр города для того, чтобы посмотреть новый фильм. У них появился свой дворец для «важнейшего из всех искусств». Первый фильм, который продемонстрировали демцам в новом кинотеатре, был фильм режиссеров В.Краснопольского и В. Ускова «Неподсуден».
Открытый в Демском районе 1 апреля 1974 г., по инициативе заведующего РУНО М.И. Муратова, Дом пионеров был первым в г. Уфе Домом пионеров. Он занимал поначалу всего одну комнату в клубе им. 1 Мая и работали в нем три педагога-энтузиаста: Иванова Л.Ф. (директор), Ахметшина Р.Р. (руководитель кружка народных танцев), Антипова В.П. (аккомпаниатор). Несмотря на то, что Дом пионеров часто менял место дислокации (помещение бывшего Госбанка, «Детского мира», бойлерной), в нем велась огромная методическая работа со школами, учителями, проводились семинары, работали кружки, школа вожатского мастерства. В 1996 г. Дом пионеров переименован в Дом детского и юношеского творчества. 4 августа 2000 г. в Демском районе открыт Дворец детского и юношеского творчества. Он был создан путем слияния трех детских учреждений: Дом детского и юношеского творчества, Детского технического центра и Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.