станция петров вал какая железная дорога
Петров Вал: вокзал, зеки и Волжская рокада
Рельсы для рокады доставлялись через всю страну со скоростью воинских эшелонов – со стройучастка довоенной Байкало-Амурской магистрали. Демонтируется 180 км ветка до Тынды, а также ветка Известковая – Ургал. Но, поскольку рельсов хватило только до Петрова Вала, ГКО поручил Наркомвнешторгу А.И. Микояну импортировать для ведения строительства 1200 км рельсов с креплениями из США.
С разобранным БАМом перебросили его строителей – заключённых. Всего возникли два больших трудовых лагеря: Сталинградский – с дислокацией в с. Ольховка, и Саратовский в с. Умет, объединённые с 11 сентября 1942 года в единый Приволжский ИТЛ строгого режима действовавший до декабря 1944 года. Начальником учреждения был Ф.А. Гвоздевский, его заместителем капитан ГБ М.В. Филимонов. Для размещения спецконтингентов использовались пустые сёла выселенных немцев Поволжья. Свободные от населения сельские поселения были результатом выполнения секретного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1941 года «О переселении немцев из Республики немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей». Этим постановлением было определено переселить всех немцев – всего 479 841 человек, из перечисленных регионов в Красноярский и Алтайский края, а также в Омскую и Новосибирскую области и Казахскую ССР. Переселению подлежали без исключения все немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП(б) и комсомола.
Руководство переселением возлагалось на НКВД СССР. Сроки были установлены с 3 сентября по 20 сентября 1941 года. 27 августа был подписан приказ НКВД, регламентирующий проведение операции. И только 28 августа принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении немцев из районов Поволжья», который придавал законность операции. Указ был опубликован 30 августа 1941 года в республиканских газетах. Немцы были потрясены тем, что им предъявлены такие тяжелые обвинения, как присутствие среди немецкого населения Поволжья десятков диверсантов и шпионов. Всего к 20 сентября было отправлено из АССР немцев Поволжья по железной дороге 438 280 человек, водным транспортом 8200, а всего 446 480 человек. Было выселено все немецкое население. В разгар уборочной пришлось отвлекать транспорт, рабочую силу, войска НКВД и милицию. Урожай 1941 года выдался хороший, но его судьба была решена. На корню осталось 420 000 гектаров зерновых.
Основной контингент переселенцев были колхозники и около 20% городское население. В вагонах не было спальных мест, туалетов, медперсонала. Тысячи людей заболели в дороге, сотни погибли от болезней, антисанитарии и голода.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 ноября 1942 года начинается формирование трудовой армии, в состав которой в первую очередь мобилизовывались немцы-мужчины. Первая мобилизация началась с 10 января 1942 года, подлежали призыву на все время войны мужчины в возрасте от 17 до 50 лет. С сентября 1942 года в трудармии мобилизовались и женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет. Исключение составляли беременные женщины и имевшие детей до 3-х лет.
Из действующей армии были отозваны и отправлены на спецпоселение 64 644 немцев, они направлялись работать на лесозаготовки и карьеры, строительство крупных предприятий, дорог, нефтепроводов, прокладки мостов через реки. Для их размещения создавались лагеря НКВД, в которых была высокая смертность трудармейцев. Вскоре такая учесть постигла и калмыков, ингушей, чеченцев, крымских татар, курдов и других народов СССР.
По состоянию на 1 октября 1942 года в лагерях находились 33 520 заключённых, на 1 января 1943 года – 27 402 человека, из них 3080 женщин и 5193 осуждённых по 58-й статье. Кроме того, с 11 июля 1942 г. с целью форсирования строительства по приказу заместителя наркома внутренних дел, комиссара госбезопасности 3-го ранга В.Н. Меркулова был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь на 2200 человек для военнослужащих Красной Армии побывавших в плену или вышедших из окружения. Всего на строительстве было задействовано 65 000 человек, включая уже отбывших срок наказания, но по директиве НКВД №185 от 29 апреля 1942 года оставленных на работах по вольному найму в лагерях и колониях до окончания войны (по наградным документам они проходят, как «бойцы строительных батальонов»).
Подконвойные строители получали ежедневно паек в зависимости от выполнения нормы выработки от 400 (менее 50% нормы) до 800 (125% и выше) граммов хлеба, 10 г. подболточной муки, 400 г. картофеля и овощей, 60 г. рыбы, 20 мяса, 12 жиров и 10 г. сахара. За перевыполняющих нормы на 100% и более норма выдачи пайка увеличивалась на 25-30%. Заключённые строители шли на работу под усиленным конвоем, бригадами по 50 человек в каждой. Рабочий день определялся лишь временем выполнения поставленной начальником задачи и фактически не нормировался.
Немецко-фашистские войска рвались к Волге, Кавказу, подошли к большой излучине Дона. ГКО резко сократил сроки ввода дороги в действие – к 1 октября. И уже 6 июля предписано обеспечить ввод линии Иловля – Петров Вал ещё на месяц раньше, а когда бои начались на территории области, было приказано открыть движение в августе 1942 года. К середине июля путь укладывали одновременно восемь колонн, за сутки в строй входило восемь километров пути. В блиндажах и капонирах размещались станции, разъезды, склады с горючим для локомотивов. Начиная с 22 июля, строители работали под непрерывными атаками вражеской авиации, затрачивая много сил на восстановление уже построенных участков и неся при этом большие потери. Заключённым не позволяли искать укрытий, они просто под прицелом автоматов ложились на землю. После захвата противником правого берега Дона в районе Клетской начались артиллерийские обстрелы района станции Иловля. Кроме того, над строительными участками с немецких самолётов сбрасывались листовки с обращением к осуждённым не выполнять требования начальников, организовывать вооружённые восстания. Часть заключенных, враждебно настроенных к Советской власти поддалась этим призывам.
2 октября 1942 года начальник оперативного отдела ГУЛАГа майор госбезопасности Порш послал заместителю наркома внутренних дел, комиссару госбезопасности С.Н. Круглову рапорт о тревожном положении в Приволжском лагере. Круглов в тот же день предписал старшему лейтенанту Никифору Ивановичу Балацкому выехать в штаб Приволжского лагеря «для оказания практической помощи и проверки агентурно-оперативной и следственной работы». Дело в том, что оперативно-чекистский отдел лагеря не в должной мере уделял внимание к вопросам предупреждения побегов и слабо вел агентурную разработку контрреволюционных элементов не только среди спецконтингента, но и среди вольнонаёмных. В рапорте начальнику Сталинградского областного управления НКВД Прошину Балацкий обосновал предпринятые им крайние меры критической оперативной обстановкой: «…в общем потоке эвакуированного населения группами бежали заключенные, дезертировали стройбатовцы со строительства и бойцы Красной Армии с фронта. В то же время наиболее враждебный элемент в лагерях готовился к организованным вооруженным выступлениям против Советской власти. В этом хаосе нелегко было навести порядок, однако, мобилизовав аппараты оперативно-чекистских отделов и военизированную охрану лагерей, мы с поставленной задачей справились».
Но не только страхом перед расстрелами можно объяснить активность строителей железной дороги. Нельзя сбрасывать со счетов фактор героического труда многих заключённых, осознание ими своего долга перед висящей на волоске судьбой Родины. Большое внимание трудовым достижениям уделяла многотиражная газета «Сталинская магистраль» (начальник политотдела В.Е. Перегудов, майор ГБ). В лагерях было организовано стахановское движение. Один из героев боец 4-го батальона А.Е. Бизюк работая на отсыпке насыпи, под лозунгом открытия лицевых счетов помощи Сталинградскому фронту, давал по две-три нормы выработки в день, а таких примеров были сотни.
Отмечая значение построенной магистрали для достижения перелома в Сталинградском сражении, приведём ряд фактов, характеризующих её работу. По участку Иловля – Петров Вал за август-сентябрь 1942 года удалось продвинуть на север свыше 200 эшелонов в составе 23 000 вагонов и 480 паровозов. На юг для Донского фронта по новой линии было пропущено 154 гружёных состава. Число поездов на участке доходило до 80 в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Было замкнуто железнодорожное кольцо: Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Благодаря применению кольцевой езды удалось увеличить пропускную способность этой железной дороги с 16 до 22 пар поездов в сутки. Железнодорожники Волжской рокады переброской крупных армейских резервов и техники обеспечили успех операции «Уран» на окружение и уничтожение 6-й немецкой армии Паулюса, а также отражение деблокирующего удара Э.Ф. Манштейна.
Перрон.
Ничего сейчас не напоминает здесь о строителях этой железной дороги.
Станция петров вал какая железная дорога
«Волжская рокада». Описание станций и их окрестностей
Петров Вал – узловая станция на пересечении Волжской рокады и линии Тамбов – Камышин.
Образована станция была в 1942 году в месте пересечения линии Тамбов – Балашов – Камышин со строившейся Волжской рокадой. С 23 сентября 1942 года через станцию пошли поезда: из под Сталинграда вывозили скопившийся подвижной состав и паровозы, к Сталинграду везли войска, вооружение и боеприпасы.
Паровоз в депо Петров Вал |
Все последующие десятилетия именно железная дорога определяла жизнь петроввальцев. Дорога оснащалась для постоянной эксплуатации, строились вокзал, депо, жильё, обустраивался посёлок, складывались рабочие династии железнодорожников. К 1950 году в поселке было уже 500 индивидуальных домов, школа-семилетка, клуб, вокзал, пять магазинов.
На станции Петров Вал в послевоенные годы построено локомотивное депо (год постройки неизвестен). До электрификации станции в 2001 году локомотивное депо было тепловозным, начиная с 2001 года в парке депо появляются электровозы ВЛ80С, затем ВЛ80Т. Депо с 2001 года переоснащается для обслуживания электровозов. Также на станции в 2001 году выстроена тяговая подстанция.
От станции Петров Вал до станции Лебяжье дорога двухпутная.
После 2005 года ветвь от Петрова Вала в Камышин была электрифицирована для возможности движения электропоездов.
О строительстве Волжской рокады и об истории отдельных её станций известно пока немногое. Наиболее подробная информация — на странице Волжская рокада.
Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.
Расписание поездов: Петров Вал
Популярные направления
Петров Вал — Краснодар | от 1272 ₽ | Купить |
Петров Вал — Волгоград | от 750 ₽ | Купить |
Петров Вал — Новороссийск | от 1571 ₽ | Купить |
Петров Вал — Москва | от 1365 ₽ | Купить |
Петров Вал — Самара | от 1100 ₽ | Купить |
Петров Вал — Новосибирск | от 3451 ₽ | Купить |
Петров Вал — Белореченск | от 2145 ₽ | Купить |
Петров Вал — Пермь | от 2829 ₽ | Купить |
Петров Вал — Новый Уренгой | от 5245 ₽ | Купить |
Популярные направления
Москва — Петров Вал | от 1199 ₽ | Купить |
Волгоград — Петров Вал | от 750 ₽ | Купить |
Краснодар — Петров Вал | от 1453 ₽ | Купить |
Новосибирск — Петров Вал | от 3495 ₽ | Купить |
Тимашёвск — Петров Вал | от 1558 ₽ | Купить |
Саратов — Петров Вал | от 750 ₽ | Купить |
Казань — Петров Вал | от 1482 ₽ | Купить |
Симферополь (Крым) — Петров Вал | от 2851 ₽ | Купить |
Уфа — Петров Вал | от 1748 ₽ | Купить |
5 причин купить ж/д билет на Туту.ру
Частые вопросы
Как купить ж/д билет?
Как вернуть купленный ж/д билет?
Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?
Что такое электронный билет и электронная регистрация?
Актуальна ли информация на сайте?
Как доехать до Петрова Вала на поезде
Через Петров Вал проходит 37 поездов.
Наш сервис позволяет заказать или купить билет на поезд в Петров Вал на сайте прямо сейчас.
Также можно воспользоваться услугой заказа электронного ж/д билета.
Расстояние до Петрова Вала
Ниже представлены сведения о расстоянии до Петрова Вала по самым популярным маршрутам.
Расстояние до Петрова Вала от Новосибирска составляет 3543 км.
Расстояние до Петрова Вала от Казани составляет 865 км.
Расстояние до Петрова Вала от Ростова составляет 770 км.
Расстояние до Петрова Вала от Красноярска составляет 3711 км.
Петров Вал (станция)
3 островные низкие, 1 боковая высокая
0 Саратов I | ||||||
5 Саратов II | ||||||
14 Саратов III | ||||||
22 О.п. Александровка | ||||||
28 О. п. 28 км | ||||||
Р228 | ||||||
31 Ивановский | ||||||
35 О. п. 35 км | ||||||
43 О. п. 43 км | ||||||
44 О. п. 44 км | ||||||
50 Горючка | ||||||
52 О. п. 52 км | ||||||
54 О. п. 54 км | ||||||
74 Бобровка | ||||||
79 О. п. 79 км | ||||||
87 Карамыш | (Красноармейск) | |||||
96 О. п. Суворовский | ||||||
118 Россоша | ||||||
р. Иловля | ||||||
125 О. п. Каменка | ||||||
Граница Саратовской и Волгоградской областей | ||||||
132 О. п. 132 км | ||||||
Граница Саратовского и Волгоградского регионов Приволжской ж.д. | ||||||
143 Овражная | ||||||
156 Семёновский | ||||||
159 О. п. 159 км | ||||||
161 О. п. Мучной | ||||||
167 О. п. 167 км | ||||||
179 Умёт-Камышинский | ||||||
180 О. п. 180 км | ||||||
185 О. п. Лебяжье | ||||||
190 О. п. 190 км | ||||||
195 Петров Вал | ||||||
199 О. п. Локомотивная | ||||||
автодорога Михайловка — Камышин | ||||||
216 О. п. Петрунино | ||||||
228 Соломатино | (Соломатин) | |||||
238 О. п. Забурунный | ||||||
242 О. п. Иловлинка | ||||||
р. Зензеватка | ||||||
265 Зензеватка | (Зензеватка) | |||||
270 О. п. Захаровка | ||||||
294 Солодча | ||||||
р. Бердия | ||||||
307 Бердия | ||||||
317 О. п. Кондраши | ||||||
М6 | ||||||
333 Иловля II | (Иловля) | |||||
336 Колоцкий | ||||||
Участок Петров Вал — Камышин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Петров Вал (станция)» в других словарях:
Петров Вал — Город Петров Вал Страна РоссияРоссия Субъект фед … Википедия
Локомотивное депо Петров Вал — Петров Вал Номер ТЧ 7 Подразделение Приволжская железная дорога Год основания 1947 Основные серии локомотивов На 2011 год: ВЛ80С, ВЛ80Т, ЧМЭ3 Место нахождения Петров Вал … Википедия
Колоцкий (станция) — Станция Колоцкий Поворино Волгоград I, Саратов Волгоград Приволжская железная дорога … Википедия
Гумрак (станция) — Станция Гумрак Волгоградский узел Приволжская железная дорога Отделение … Википедия
Разгуляевка (станция) — Станция Разгуляевка Поворино Волгоград I Приволжская железная дорога О … Википедия
Бетонная (станция) — Станция Бетонная Поворино Волгоград I Приволжская железная дорога Отде … Википедия
Качалино (станция) — Станция Качалино Поворино Волгоград I Приволжская железная дорога Отде … Википедия
Котлубань (станция) — Станция Катлубань Московское направление Приволжская железная дорога Отд … Википедия
Бердия (станция) — Станция Бердия Саратов Иловля Приволжская железная дорога Отделен … Википедия
Семёновский (станция) — Станция Семёновский Саратов Иловля Приволжская железная дорога От … Википедия