станция слюдянка какая железная дорога
ВСЭЭ: Слюдянка, часть 1. Железная дорога.
Обратите внимание, что поезд, в котором я все это снимал, раскрашен не так, как РЖД. Это поезд китайского формирования Москва-Пекин №4. Пару слов о иностранных поездах. Если вам по каким-то причинам надо будет передвигаться на любом отрезке от Москвы до Улан-Удэ по железной дороге, отбрасывайте сомнения в сторону и выбирайте (в случае возможности) именно поезда на Пекин и в Улан Батор. Китайские и монгольские поезда самые быстрые на Транссибе, а стоят они несколько дешевле, чем раскрученная и дорогая «Россия» №1/2. К тому же «Россия» проходит Байкал ночью в оба направления, что совсем не комильфо.
2. Поезд от Иркутска до Слюдянки идет около двух часов. Первые часа полтора до станции Адриановская поезд поднимается вверх, крутясь между сопками. А потом, начинается невероятной красоты пейзажи. Потом по левому борту можно увидеть Байкал, причем с относительно большой высоты.
3. Ну вот, дорога преодолела примерно половину спуска и наконец-то открывается прекрасный вид на озеро, поселок Култук и город Слюдянку. Где-то внизу по побережью проходит КБЖД, один из главных туристических аттракционов окрестностей.
4. А вот и сама КБЖД и станция Култук. Впереди виден Шаманский мыс, о котором мы подробно поговорим в следующих рассказах в ВСЭЭ.
5. Еще один вид на Култук и Шаманский мыс.
7. Пока пассажиры затариваются, к электричке прицепляют специальный тепловоз, который несколько часов будет везти туристов по берегу Байкала.
8. А затариваться на станции есть чем! Вот, например, что знает, что в этом павильончике продают и почему он так называется? Москвичи не знают, и я не знал, а теперь знаю 😉
11. Со стороны платформ вокзал выглядит тоже неплохо.
13. Впрочем, о Слюдянке поговорим в следующих постах, а сегодня у нас железная дорога. Товарняки к Слюдянке спускают большие и мощные электровозы.
14. Если поезд едет в западном направлении, к нему сзади пристраивается еще более мощный трехсекционный толкач
15. Редкое исключение: вагон технической службы везет небольшой электровоз Э5К-012
16. Но обычно тут работают локомотивы потяжелее, как ВЛ80, например.
17. Или ВЛ-85, который является одним из самых мощных электровозов в мире.
18. Стук колес товарняков разносится на много-много километров вокруг.
19. Иногда по Транссибу ездят и обычные электрички, но их тут немного, 3 или 5 рейсов в день.
20.
21. Здесь, как и на Дальнем Востоке встречается особенно много электровозов марки «Ермак», которых почти и не найти в европейской или уральской части России.
22. Иногда «Ермак» сцепляют с ВЛ-85.
23. Станция Слюдянка-1, вид с запада.
24. И вид с пешеходного моста.
25. Осторожно, двери закрываются, следующая станция Утулик В следующей части репортажа смотрим на Байкал и Шаманский мыс.
Станция слюдянка какая железная дорога
В 1899 году из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так был основан посёлок Слюдянка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги. Существуют разные версии о том, почему потребовалось создать железнодорожный узел Слюдянка, а не сделать его в крупнейшем тогда населённом пункте юга Байкала Култуке. Есть предположение о том, что строительство Слюдянки было личным пожеланием министра путей сообщения Хилкова. По другой версии, сельский сход Култука отказался выделять землю на своей территории под железнодорожную станцию, так как в этом случае и без того небольшие пригодные для сельского хозяйства земли были бы заняты станцией и паровозным депо. Кругобайкальская дорога была стратегически важным и в то же время очень дорогостоящим звеном Транссиба. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянский вокзал из белого мрамора были сданы в 1904 году, а в 1905 году было открыто движение поездов.
После Великой Отечественной войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка — Большой Луг — Иркутск. Строительство было завершено к 1949 году. В этом же году были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината). К концу 1960 года был полностью электрифицирован участок главного Транссибирского хода Мариинск — Красноярск — Тайшет — Зима — Иркутск — Слюдянка протяжённостью более 1600 километров.В 1961 году паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 году депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.
В 2005 году в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги была проведена реконструкция станции Слюдянка I. Была построена новая посадочная платформа (со стороны города). Ремонт был сделан и в здании вокзала. Был изменен его внешний вид, в нём самом появилась выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам о КБЖД. На привокзальной площади со стороны железнодорожных путей установили памятник министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову, который в начале XX века инициировал строительство вокзала в Слюдянке.
На территории Слюдянки располагаются три станции ВСЖД: Слюдянка I, Слюдянка II и Рыбзавод (на территории посёлка Сухой Ручей). Со станции Слюдянка-II начинается Кругобайкальская железная дорога. Слюдянка стала железнодорожным узлом, когда был построен участок Транссиба от Иркутска до Слюдянки через ст. Андриановская. В октябре 1949 года первый участок пути Слюдянка — Байкал был оборудован автоматической локомотивной сигнализацией с автостопами.
Железнодорожный транспорт остаётся главным работодателем и предприятием города. На станции Слюдянка-I есть депо, в котором производится смена локомотивных бригад. «РЖД» принадлежат несколько важных для города учреждений и коммуникаций: детский сад № 213 ОАО «РЖД», построенный на месте разрушившегося в результате землетрясения отделения МОУ СОШ № 4, лицей-интернат № 23 ОАО «РЖД», ДК «Железнодорожник», «Узловая больница города Слюдянка», железнодорожная автоматическая станция Слюдянского железнодорожного узла.
К крупнейшим предприятиям города проведены подъездные пути, самый протяжённый из которых ведёт к карьеру Перевал.
Электропоезда следуют из Слюдянки в направлениях: Слюдянка — ст. Мысовая; Иркутск-Сортировочный; Черемхово; Мальта. Из Слюдянки в порт Байкал идёт пригородный поезд, называемый местными жителями «мотаня», также обеспечивающий жителей Маритуйского муниципального образования и посёлка Порт Байкал топливом, продуктами и почтой.
Вокзал города Слюдянки — единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Проект вокзала был разработан специально для Слюдянки и КБЖД. Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на КБЖД, решили изменить материал постройки. В то же время установить авторство проекта здания пока не удалось.скачать dle 12.1
Железнодорожный вокзал Слюдянка I
Самым последним участком Транссибирской магистрали был участок от порта Байкал до станции Мысовой. Необходимо было создать станцию с паровозным депо. Строительство вокзала было запланировано на 1856 год. Итальянские архитекторы выбрали в качестве материала белый и розовый нешлифованный байкальский мрамор.
В 1899 году был основан посёлок Слюдянка. Здесь были размещены 1-й и 2-й участки управления работ по строительству КБЖД. К 1905 году были сданы в эксплуатацию паровозное депо, вокзал. С 29 октября 1905 года началось регулярное движение поездов по станции. После окончания строительства Иркутской ГЭС участок Зима-Иркутск-Слюдянка был электрифицирован. В этом же году получил статус города.
Железнодорожная станция Слюдянка открывает 200 километров путей на восток вдоль Байкала. Свое название населенный пункт получил в честь открытых в середине XVIII века месторождений слюды. Статус железнодорожного поселка приобрел с началом строительства Кругобайкальской железной дороги.
Железнодорожный вокзал в Слюдянке является уникальным архитектурным памятником. Вот уже более ста лет это единственный в мире действующий вокзал, целиком построенный из белого и розового мрамора. Здание весьма необычно, поэтому, кроме своего прямого предназначения, выполняет функцию туристического объекта.
В 2005 году, к вековому юбилею Кругобайкалки, мраморный вокзал пережил капитальную реконструкцию. Обновленное здание стало еще элегантнее. Была облагорожена и прилегающая территория. На привокзальной площади установлен монумент в честь Михаила Ивановича Хилкова, министра путей сообщения Российской империи, который стоял у истоков строительства уникального вокзала в Слюдянке.
Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка
Официальный приходской сайт
Станция Слюдянка — будущий районный центр
Станция III класса — самая крупная станция Кругобайкальской железной дороги. Она расположена в Юго-западной части Байкала, у самого подножия Хамар-Дабана, около места, где в Байкал впадает речка Слюдянка.
Первые просеки под станцию вырублены в 1901 году. Не сразу становится понятно, почему местом для строительства одной из главных станций выбрали именно этот участок железной дороги. Здесь линию прижимают к берегу крутые склоны, да и рядом со станцией протекает своенравная горная речка, сильно поднимавшаяся от проливных дождей.
Один из первых сибирских руководителей советского времени Б. Шумятский так объясняет причину этого месторасположения станции: «Станция Слюдянка, как говорят, возникла капризной игрой случая и по милости барской затеи царского министра путей сообщения князя Хилкова. Понравилась, говорят, ему небольшая, но живописная долина, расположенная в пяти-шести верстах от большего и удобного для деповской станции плато, где ныне находится Култук, и обосновался со своим поездом, и заложил станцию, назвав ее Слюдянкой. Причем инженеры указывали сиятельному князю на ограниченность площадки, но он лаконично отвечал им: «в тесноте, да не в обиде».
Конечно с этим мнением можно не согласиться. Во-первых, потому, что строительство станции Слюдянка было не «барской затеей» князя Хилкова, а насущной потребностью. Во-вторых, на «удобном плато» уже были хозяева, култучане, а в то время, в отличие от советского, права на собственность охранялись государством. В-третьих, Хилков до окончания строительства железной дороги не мог со своим пройти, прежде, чем построят железную дорогу.
В то время каменные здания вокзалов на Сибирской железной дороге строились на крупных станциях, таких как Омск, Красноярск, Иркутск и других, и среди них Слюдянка.
Считается, что зодчим вокзала был итальянец. Строил вокзал подрядчик Гессель Моисеевич Шмерлинг. Рядчик Рейхбаум делал внутренние перегородки, а рядчик Андрюшкин выполнял штукатурные работы и внутреннюю окраску.
Благодаря байкальскому мрамору отделка стала принципиально иной, чем на всей Сибирской дороге. Мрамор для облицовки вокзала добывался здесь же, в карьере. Вокзал станции Слюдянка поражал ослепительной белизной стен. Блеск ровных изломов камня превосходно отражал солнечные лучи и давал замечательную игру света. Фасад вокзала — образец ярко выраженной симметрии.
Архитектор до мельчайших подробностей продумал постройку, считаясь с удобствами. Вокзал имел один зал для пассажиров 1-го и 2-го классов и отдельно зал для пассажиров 3-го класса. Кроме того, был вестибюль, багажная комната, буфет с кухней, внутренние туалеты, почтовое отделение и внутренние комнаты для начальника станции, жандарма и телеграфа. Отопление предусматривалось печное. Кроме того, в здании вокзала существовало внутреннее водоснабжение. Залы и комнаты освещались фонарями. Вокзал был обнесен традиционным деревянным палисадником. Завершилось строительство в 1904 году. Стоимость здания составила 89218 руб.
В настоящее время здание вокзала снаружи сохранилось почти в первозданном виде. Слюдянский вокзал, благодаря, главным образом, материалу, из которого он сооружен, является, без всякого сомнения, историко-культурной достопримечательностью Транссиба и памятником железнодорожной архитектуры начала XX века.
Большинство населения занималось не сельским хозяйством, а торговлей, промышленностью, звероловством и рыболовством, слесарным, кузнечным делом, многие работали на железной дороге. Изготавливался кирпич и добывался мрамор. Вообще, слюдянцы, как и другие жители Восточной Сибири, жили достаточно зажиточно. Кочегар, например, получал за месяц 60-65 рублей, а в то время лошадь стоила от 7 до 12 рублей. В то же время именно железнодорожники были самой революционно настроенной частью населения Слюдянки. Чего же им не хватало? Наверное, здесь «потрудились» политические ссыльные, старавшиеся возбудить рабочих, в то время как администрация железной дороги различными способами старалась улучшить условия труда и отдыха железнодорожников.
В 1917 году к власти пришли воинствущие безбожники. В Слюдян-ке революционеры и «передовая часть» рабочего класса с флагами и пением вышли на митинг. Зажиточная часть оставалась невозмутимой.
Далее все развивалось по обычному сценарию: захват власти, грабежи и убийства. Потом была гражданская война. Слюдянка перешла на военное положение, в ее окрестностях шли жестокие бои. Армия Колчака подступала к Иркутску. Слюдянка и Култук принимали и расквартировывали отступающие части красноармейцев. Они планировали взорвать все мосты Кругобайкальской железной дороги. Все байкальские пароходы и ледоколы были захвачены «красными». Из восьми судов была создана флотилия, остальные выведены из строя. В Слюдянке с переменным успехом хозяйничали то «красные», то «белые». Так продолжалось до 1920 года, когда власть окончательно перешла к «красным».
Борьба с Церковью в конце 20-х гг. вступила в новую стадию. Сносились и закрывались церкви и часовни. В слюдянском районе было закрыто 11 церквей. [1] Из них одни переделали под клубы, как, например, Слюдянскую Свято-Никольскую, другие под склады, третьи сожгли. Зимой 1938 года органами НКВД была проведена операция «Кругобай-кальская петля», в ходе которой были выявлены «участники повстанческой организации» в Слюдянке. В двадцать четыре часа со станции были выселены 145 семей арестованных «врагов народа». Все они были вынуждены бросить свои дома, имущество, скот. [2] И это лишь один из многих подобных эпизодов. Множество людских жизней в этот период было принесено в жертву «красному террору».
В 1930 году Слюдянка стала районным центром. Район имел в своем составе 5 сельсоветов, 1 горсовет, 2 поселковых совета и 60 населенных сельских пунктов. На этот момент население района составляло 26608 чел. Из них почти половина (12080) проживала в г. Слюдянке.
Во время Великой Отечественной войны район работал в жесточайшем режиме военного времени, обеспечивая надежный тыл. Практически все производство работало на фронт России. Кругобайкалка, да и вообще вся Восточно-Сибирская железная дорога, по которой шла переброска военных эшелонов с востока на запад и обратно, бесперебойно обслуживала и фронт, и тыл. После войны Слюдянка снова переживала бурное развитие.
К концу 50-х гг. Слюдянский район имел местную промышленность и производство областного значения. Здесь располагалось крупное железнодорожное депо и вагоноремонтный пункт, каменный карьер, где добывали байкальский мрамор, продкомбинат. В Слюдянке работали типография, рыбозавод, хлебокомбинат и многое другое. Район был неплохо электрифицирован.
В наше время территория Слюдянского района занимает 630111 гектаров. Население района составляет 46,2 тыс. человек. Большая часть сосредоточена в городах: в Слюдянке (20,9 тыс.) и в Байкальске (17,3 тыс.). В районе 2 города и 23 населенных пункта. Экономику района, кроме других, определяют лесная, деревообрабатывающая, целлюлозо-бумажная промышленность.
В Слюдянке и Слюдянском районе живут поэты, художники, кипит культурная жизнь. В настоящее время в районе работают 5 музеев, 12 библиотек, 3 детских школы искусств, дома детского и юношеского творчества.
И, наконец, в Слюдянском районе действуют две Православных церкви: в г. Байкальске и г. Слюдянке. О последнем подробнее в следующих главах.
Слюдянка I
низкая боковая и низкая островная
г. Слюдянка
ул. Железнодорожная
ул. Героя Ивана Тонконога
Слюдя́нка I (также Слюдянка 1, Слюдянка-I) — товарно-пассажирская железнодорожная станция Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Располагается в одноименном городе в Иркутской области. Город Слюдянка возник именно благодаря строительству Кругобайкальской и Транссибирской железных дорог и считается ныне крупным железнодорожным центром в регионе.
История создания
Самым последним участком Транссибирской магистрали был участок от порта Байкал до станции Мысовой. Необходимо было создать станцию с паровозным депо. Министр путей сообщения Хилков решил построить станцию на южном берегу Байкала, в посёлке Култук. Однако жители посёлка отказались выдать землю под строительство, так как в этом случае они лишались бы и без того небольших сельскохозяйственных угодий. Тогда министр решил построить станцию неподалеку от Култука, за Шаманским мысом, на относительно ровном побережье Слюдянской бухты, близ небольшой тогда почтовой станции Слюдянка. В 1899 году был основан железнодорожный посёлок Слюдянка. Здесь были размещены 1-й и 2-ой Участки управления работ по строительству КБЖД. К 1905 году были сданы Слюдянское паровозное депо, Слюдянский вокзал из местного белого мрамора. С 16 (29) октября началось постоянное движение поездов по станции.
Роль станции в революционных событиях
Станция Слюдянка средоточила большое количество революционно настроенного пролетариата. РСДРП и её Иркутский комитет отправляли на работу и агитацию в депо своих людей — революционеров Шумяцкого, Кирова. В 1903 году рабочие станции организовали социал-демократический кружок. В 1905 году во время революции в Слюдянке был создан Совет депутатов рабочих и служащих железной дороги.
На Иркутск | |||||
Слюдянка I 5311 км | |||||
Рыбзавод 5314 км | |||||
Киркидай (ок. 80 м) 5316 км | |||||
Садовая 5318 км | |||||
Буровщина 5319 км | |||||
Муравей 5322 км | |||||
Мангутай 5326 км | |||||
р. Безымянная | |||||
Ореховая Падь 5335 км | |||||
р. Утулик | |||||
Утулик 5339 км | |||||
5347 км 5347 км | |||||
р. Солзан | |||||
Промплощадка 5349 км | |||||
Байкальск 5352 | |||||
5355 км 5355 км | |||||
5358 км 5358 км | |||||
5362 км 5363 км | |||||
р. Хара-Мурин | |||||
Мурино 5366 км | |||||
5369 км 5369 км | |||||
Паньковка-1 5373 км | |||||
Паньковка-2 5374 км | |||||
5380 км 5380 км | |||||
р. Снежная | |||||
Выдрино 5384 км | |||||
Толбазиха 5387 км | |||||
5390 км 5390 км | |||||
Мамай 5392 км | |||||
5396 км 5396 км | |||||
Речка Выдрино 5399 км | |||||
р. Выдриная | |||||
Кедровая 5406 км | |||||
р. Аносовка | |||||
5410 км 5410 км | |||||
5413 км 5413 км | |||||
Дулиха 5416 км | |||||
Танхой 5420 км | |||||
5421 км 5421 км | |||||
Речка Переемная 5424 км | |||||
р. Переёмная | |||||
5428 км 5428 км | |||||
Переёмная 5431 км | |||||
5433 км 5433 км | |||||
Малиновка 5437 км | |||||
Осиновка 5440 км | |||||
Прибой 5443 км | |||||
5448 км 5448 км | |||||
5450 км 5450 км | |||||
Речка Мишиха 5452 км | |||||
р. Мишиха | |||||
Мишиха 5456 км | |||||
Коврижка 5463 км | |||||
Клюевка 5467 км | |||||
Поселок Клюевка 5468 км | |||||
5470 км 5470 км | |||||
5472 км 5472 км | |||||
Мысовая 5477 км | |||||
На Улан-Удэ |
Полезное
Смотреть что такое «Слюдянка I» в других словарях:
Слюдянка — Слюдянка: Содержание 1 Населённые пункты 2 Реки 3 Железнодорожные станции … Википедия
Слюдянка — город, р.ц., Иркутская обл. Добыча слюды (флогопита) на юж. побережье Байкала ведется с XVIII в. Это обусловило название р. Слюдянка, по ней ст. Слюдянка (открыта в 1905 г.) и селения, с 1936 г. ставшего гор. Слюдянка. Геогра … Географическая энциклопедия
СЛЮДЯНКА — город (с 1936) в Российской Федерации, Иркутская обл., на берегу оз. Байкал. Железнодорожная станция. 20,2 тыс. жителей (1993). Добыча слюды флогопита, мрамора; предприятия железнодорожного транспорта … Большой Энциклопедический словарь
СЛЮДЯНКА — СЛЮДЯНКА, город (с 1936) в Иркутской обл., на берегу оз. Байкал. Ж. д. станция. 21,0 тыс. жителей (1998). Добыча слюды флогопита, мрамора; предприятия ж. д. транспорта. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
слюдянка — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Слюдянка II — У этого термина существуют и другие значения, см. Слюдянка. Координаты: 51°41′51″ с. ш. 103°41′31″ в. д. / 51.6975° с. ш. 103.691944° в. д. … Википедия
Слюдянка — город, р.ц., Иркутская обл. Добыча слюды (флогопита) на юж. побережье Байкала ведется с XVIII в. Это обусловило название р. Слюдянка, по ней ст. Слюдянка (открыта в 1905 г.) и селения, с 1936 г. ставшего гор. Слюдянка … Топонимический словарь
Слюдянка — город (с 1936) в России, Иркутская область, на берегу озера Байкал. Железнодорожная станция 21,0 тыс. жителей (1998). Добыча слюды флогопита, мрамора; предприятия железнодорожного транспорта. * * * СЛЮДЯНКА СЛЮДЯНКА, город (с 1936) в Российской… … Энциклопедический словарь
Слюдянка — город, центр Слюдянского района Иркутской области РСФСР. Расположен на южном берегу оз. Байкал. Ж. д. станция на Транссибирской магистрали, в 120 км от Иркутска; от С. ж. д. ветка (94 км) к поселку Байкал. 21 тыс. жителей (1974).… … Большая советская энциклопедия
Слюдянка — небольшая р. Иркутской губ. и окр., берет начало в предгорьях Хамар дабанского хр., на выс. 2680 фт., течет на С., дл. 25 в., впадает в С. губу оз. Байкала. Долина рч. стеснена высокими горами, местами сжимается в виде ущелья, но в верховьях… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона